Интеллектуально-познавательная игра "Что? Где? Когда?"
материал по теме

У нас в лицее много лет работает "Школа логики", созданная учителями -математиками. В нее входят и математические кружки, и клуб "Олимпионик", и консультационные пункты,и многое другое. 8 лет я веду в ней игру "Что? Где? Когда?" У нас есть своя хрустальная сова. На занятиях нашего клуба мы учимся находить в книгах, интернете интересные материалы, формулировать вопросы и отвечать на них. Сама игра проводится раз в месяц. Бывают игры тематические. Например, в прошлом году, посвященном космонавтике, все игры были связаны с космосом, космонавтикой. В этом году начали с игр, посвященных происхождению различных предметов и их названий. Предлагаю одну из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра “Что? Где? Когда

Тема: «Происхождение слов»

Цели: развитие познавательного интереса у учащихся,

           расширение кругозора,

           воспитание навыков творческой работы в команде.

Оборудование: комплект вопросов по заданной теме, черный ящик, музыкальное                  

           оформление.

Ход игры.

  Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники нашей интеллектуально-познавательной игры, болельщики и судьи! Мир слов неизмеримо богат, он постоянно меняется. Одни слова умирают, другие рождаются, третьи, проникая в другие языки, меняют свое первоначальное значение и произношение.

    Сегодня вам предстоит узнать многое из жизни слов, которыми вы пользуетесь: их историю, место и время рождения и первоначальный смысл.

    Начнем игру с сообщения о происхождении некоторых математических терминов, названий чертежных инструментов, которыми вы пользуетесь на уроках математики и черчения.

     Ученик с сообщением.

 Ведущий: А теперь приступим к игре. Правила игры таковы: ведущий зачитывает вопрос, команды внимательно слушают, далее дается минута на обсуждение, после этого капитан команды, представившись, дает ответ или представляет члена команды, который будет отвечать на вопрос. Жюри решает, верен ответ или нет. Счет объявляется после каждого вопроса.

Вопрос 1. Это слово существует более десяти столетий. Происходит от французского «факел», и первоначально обозначало стойку, на которой этот факел укреплялся. Назовите это слово. (Торшер).

Вопрос 2. Слово, которое вам предстоит отгадать сейчас, арабского происхождения и означало «канцелярия». Представьте теперь арабскую канцелярию со стоящими вдоль стен низкими скамейками с мягкой обивкой, где составлялись документы Османской империи, и ответьте на вопрос: как произносится в наше время это слово и что оно означает? (Диван)

Вопрос 3. В переводе с греческого название этой науки означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Но со времени своего появления это понятие сильно расширилось и утратило свой прежний смысл. Сейчас это целая наука, изучающая взаимодействие людей друг с другом и со средой, в которой они живут. Назовите это понятие. (Экономика)

Вопрос 4. Название этого хищного животного, обитателя африканской сельвы, позаимствовала для себя английская автомобильная фирма. В переводе на русский язык оно означает «убийца, справляющийся со своей жертвой одним прыжком». Как зовут это животное? (Ягуар)

Вопрос 5. Это слово проделало большой путь, чтобы попасть в наш язык из древних тюркских языков. И переводится весело – «ослиный огурец», но это самая настоящая ягода! Каким словом называется вкусная сладкая ягода, которую все знают и любят? (Арбуз)

Вопрос 6. В Средние века в тюркоязычных странах считали, что у человека, обладавшего плохим почерком «черная (дурная) рука». В русском языке это словосочетание стало одним словом, означающим некрасиво написанные слова или буквы. Назовите его.  (Каракули)

Вопрос 7. Это огромное животное живет в Африке и в переводе с греческого означает «речная лошадь». Назовите его одним словом. (Гиппопотам)

Вопрос 8. Этот географический объект африканские туземцы назвали Мози Оа Тузи, что в переводе означает «гремящая борода». Что они имели в виду? (Водопад Виктория)

Вопрос 9. Существует легенда: повадилась всякая нечисть прятаться за одно растение, а архангел возьми , да метни туда громовую стрелу и прострелил цветок сверху донизу. С тех пор бесовская сила страшится этого цветка и ближе, чем за 12 верст не подходит к нему. А кто « носит этот цветок при себе, от того человека дьявол бежит». Этот цветок растет и у нас, только зовут его здесь «сон-трава», так как он сон навевает. Каким словом именуется этот цветок? (Прострел)

Вопрос 10. В «черном ящике» лежат листья растения, которое было посвящено Богу науки и искусства Апполону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно от названия этого растения происходит слово «лауреат». Что лежит в черном ящике? (Лавр благородный)

Ведущий: Осталось жюри подвести итоги, наша игра закончена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра "Искусство во мне"

Внеклассное мероприятие по ИЗО в 6 классе...

«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.

Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для  учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...

Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"

Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие тв...

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы...

Интеллектуально-познавательная игра "История - дорога во времени"

Игра для учащихся 7 - 8 классов по истории России для недели истории в школе...

Интеллектуально-познавательная игра «Твои соседи по планете» для 8-11 классов

Данное мероприятие позволяе вспомнить,  а  может  быть,  узнать  впервые,  кто  сильнее  в  царстве  зверей,  кто  самый  маленький,...

Интеллектуально-познавательная игра, посвящённая творчеству М.В.Ломоносова

В игровой форме учащиеся закрепляют знания по творчеству М.В. Ломоносова....