Образовательная программа "Секреты мастерства"
рабочая программа по теме

Данная программа направлена на развитие интереса детей к различным видам декоративно – прикладного искусства, вовлечение их в творческую работу.

 Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды; пошива мягкой игрушки. Важно, чтобы кружковцы изготавливали полезные вещи, которые найдут применение. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Учреждение образования, культуры и спорта ЗАТО Шиханы»

 МОУ ДОД «Дом детского творчества и досуга ЗАТО Шиханы»

«Утверждаю»

директор ДДТ и Д

_______В.А. Фокин

«___»______2012год

 Образовательная программа

«Секреты мастерства»

Программа рассчитана на детей от 7 до 13 лет

Срок реализации программы – 1 год.

Разработала программу:

Скопцова Светлана Викторовна

педагог дополнительного образования

ЗАТО Шиханы

2012 год

Классификация программы

По признаку функционального назначения: досуговая.

По признаку направленности деятельности: художественно – эстетическая.

По уровню усвоения: образовательная программа общекультурного освоения.

По уровню подготовленности обучающихся: уровень освоения деятельности обучающихся.

По признаку тематической направленности: одной тематической направленности.

По признаку возрастного предназначения: основного общего образования.

По признаку полового назначения: программа смешанного назначения.

По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы: краткосрочная программа.

По степени авторства: самостоятельная.

По степени практической отработанности программы: допустимый уровень.

    Методика работы по программе строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком.

    Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности воспитанника.

   Результатом обучения является развитие разносторонней деятельности ребёнка.

Пояснительная записка

                                                    «…Перед тобой различные искусства, выбирай

                                             из них одно, которое пойдёт тебе на пользу,

                                                      изучи его, не унывай и не теряй  терпения из – за

                                                  трудностей, пока ты не достигнешь того, что

                                        оно станет доставлять тебе радость…»

                                                                                                                  Альрехт Дюрер

     Сколько на свете различных вещей и изделий, которые окружают человека, выполнены своими руками. Если рассмотреть поближе, мы заметим, что это предметы декоративно – прикладного искусства. Они очень красивы и изящны. С давних времён человек стремился приукрасить свою одежду и свой дом различными маленькими поделками: цветами, различными брошками, салфетками, ковриками, игрушками.

  В настоящее время, время новых технологических инноваций интерес к декоративно – прикладному искусству у детей ослабевает.

 Данная программа направлена на развитие интереса детей к различным видам декоративно – прикладного искусства, вовлечение их в творческую работу.

 Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды; пошива мягкой игрушки. Важно, чтобы кружковцы изготавливали полезные вещи, которые найдут применение. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей.

   В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

   В программе предлагаются задания, как индивидуального, так и для коллективного исполнения, рассчитаны на определённый возраст, они не особенно трудоёмки и объёмны. Коллективной работой является изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера. Крупные изделия выполняются группой в 5 – 7 человек. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и особенности каждого.

Цель программы: создание атмосферы творческого сотрудничества, взаимодействия для развития воображения, фантазии, стимулирования чувственно – эмоциональной сферы личности ребёнка. Воспитать, развивать у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного народного творчества. Вызвать интерес к изготовлению различных поделок своими руками, что способствует развитию творческих способностей каждого ребёнка.

 Цель достигается через следующие задачи:

Обучающая

 Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой, крючком); обучить технологиям работы с бисером.

Развивающая

 Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная

 Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, предавая основы цветоведения, рисунка.

 Особенности данной программы – знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства; подбор методики обучения с учётом возраста ребёнка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

Организационные условия реализации программы

 Намеченную цель и поставленные задачи, возможно, выполнить при наличии условий:

  1. заинтересованность детей и их желание выполнять данную работу;
  2. наличие необходимого материала: пяльцы, нитки, бисер, проволока, леска, утюг, ткань и т.д.
  3. светлое проветриваемое помещение.

 Программа кружка «Волшебная иголочка» разработана для одной разновозрастной группы. С учётом возрастных особенностей предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения. Данная программа рассчитана на один год обучения.

 Теоретическая часть программы кружка предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями вышивального искусства, вязания крючком, бисероплетения, пошива мягкой игрушки, искусства изготовления цветов; анализ образцов народных изделий и изделий современного производства декоративно – прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия).

Практическая часть:

Вышивка: знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных орнаментов.

Вязание: знакомство с основными элементами техники вязания крючком. Вязание кружева из мотивов. Филейное кружево.

Бисероплетение: знакомство с образцами и схемами. Изготовление простейших элементов бисероплетения. Изготовление изделий.

Пошив мягкой игрушки: знакомство с элементами изготовления выкроек мягких игрушек, их покрой, изготовление.

Искусство изготовления искусственных цветов: знакомство с техникой изготовления искусственных цветов, история появления данного творчества, создание композиций из искусственных цветов.

Учебно – тематический план на 2012 – 2013 год

№п/п

Название раздела программы

Всего

Теория

Практика

1.

Бисероплетение

75

9

66

2.

Вышивка

60

9

51

3.

Вязание крючком

72

6

66

4.

Искусственные цветы

39

6

33

5.

Мягкая игрушка

63

9

54

6.

Участие в конкурсах

15

-

15

Итого:

324

39

285

Характеристика разделов программы:

Вводное занятие. Техника безопасности.

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. План работы кружка, цели и задачи занятий.

Бисероплетение.

Древнейшее искусство, изучение которого ознакомит с историей бисероплетения, научит изготавливать своими руками оригинальные украшения и забавные игрушки из бисера.

Вязание крючком.

Одно из неповторимых явлений мирового декоративно – прикладного творчества, владение которым даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и приобрести индивидуальный стиль в жизни. Оно характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки и скатерти, одежду и элементы её украшения.

Вышивка.

Яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Вышивка – один из самых древних и распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у школьников большой интерес, и имеют воспитательное значение.

Искусство изготовления цветов.

 Знакомство с искусством изготовления цветов. Цветы из ткани. Цветы из бумаги.

Пошив мягкой игрушки.

Техника изготовления мягких игрушек из ткани. Использование готовых выкроек. Техника безопасности при работе с инструментами. Изготовление игрушек по выбору детей.

Содержание и формы обучения

 Программой предусмотрено использование различных методов и дидактических приёмов обучения в зависимости от поставленных перед обучением задач. Большая роль отводится овладению учащимися приёмами технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе.

 Для формирования творческой личности ребёнка можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика, но эффективными будут объяснительно – иллюстративные: рассказ, объяснение, демонстрация, - способствуют формированию у детей первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, организации труда и трудовой деятельности.

Использование репродуктивных методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно-поисковые в совокупности с предыдущими служат развитию эстетических способностей школьников.

Методическое обеспечение программы

В организации занятий выделяются  следующие этапы работы:

     1. Организационная часть.

2.  Повторение пройденного материала.

3. Изложение нового материала.

4. Подготовка к практической работе.

5. Практическое выполнение задания.

6. Заключительная беседа. Подведение итогов.

7. Уборка рабочих мест.

Для формирования творческой личности школьника можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика, но эффективными будут объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, демонстрации,- способствуют формированию у младших школьников первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, организации труда и трудовой деятельности.

   Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ведущая функция данного метода – обучающая. Сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

 Эффективность данного метода зависит главным образом от умения  рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

   Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода -–побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.

 Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

 Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.

 Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания.

  Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета. Демонстрация художественных произведений, образцов. Также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов. Демонстрация опытов сопровождается вычерчиванием на доске или показом схем, которые облегчают понимание принципов, лежащих в основе опыта. По настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс, - осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

  Упражнения среди практических методов отличаются наибольшей эффективностью. Обратим внимание на его важнейшие дидактические функции и особенности. Упражнение – это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие - закрепляемые навыки - надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток – в слабом выполнении побуждающей функции.

 Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся:

  1. сознательная направленность учащегося на повышение
    качества деятельности;
  2. знание правил выполнения действий;
  3. сознательный учет и контролирование условий, в которых
    оно должно выполняться;
  4. учет достигнутых результатов;
  5. распределение повторений во времени.

  Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

  Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

  1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные учащихся  наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

  Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

  Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Опыт показывает, что при редком опрашивании ученики перестают готовиться к занятиям, запускают материал. В процессе опроса знания закрепляются, совершенствуются, развивается речь и мышление. Одно объяснение, как бы методически совершенно оно не было, не может обеспечить достаточно прочных и глубоких знаний и навыков.

  При выборе методов обучения педагог ориентируется на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности.

  Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, изготовление выкроек, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным.   Дополнительный инструктаж проводится с учащимися, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание учащихся на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.

Прогноз результативности:

 В результате обучения воспитанники должны знать:

- историю художественной вышивки; бисероплетения  и т.д.

- инструменты  и материалы

- технологии изготовления

  1. охрану труда, санитарно-гигиенические требования.

Должны уметь:

- составлять план последовательности выполнения работы,

- выполнять и использовать простейшие элементы работы;

- оформлять образец и изделие.

Должны владеть:

- навыками работы с инструментами;

- навыками подбора ниток, игл, ткани, материала и др.,

- навыком выполнения вышивальных швов, изготовления цветов, пошив игрушек,   плетение изделия, вязания, бисероплетения.

Учебно-материальная база

     Помещение для кружка отвечает санитарно-гигиеническим нормам, по площади достаточной для проведения занятий с группой от 10 до 15 человек.

     Для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике. Образцы готовых изделий, лекала, чертежи изделий, подборки рисунков, схем, выкроек и т.д.

   Оборудование и инструменты:

 Для вышивания необходимо: пяльцы деревянные и пластмассовые различных диаметров. Нитки мулине различных цветов, нитки катушечные для шитья  № 40-50, ножницы, иглы вышивальные и швейные, напёрстки. Калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки, краски, кисти, карандаши.

    Ткань для вышивки рекомендуется выбирать с полотняным переплетением нитей: редина, лён, суровое полотно, бязь, ситец, можно использовать шерсть и сукно.

     Выполнение изделий связано с работой иглой, ножницами, электроутюгом, поэтому на первых занятиях необходимо проводить инструктаж по правилам  безопасности труда и в дальнейшем следить за их выполнением.

Для бисероплетения необходимо: бисер, стеклярус, бусины; нити №64, иголки №0,№1 имеющие узкое «ушко»; белое полотенце или лоскут полотна; ножницы; тонкая проволока, пакетики или пузырьки для хранения бисера ножницы, схемы готовых изделий, готовые образцы.

Для изготовления искусственных цветов необходимо: однотонная ткань различной цветовой гаммы, желатин, проволока, клей ПВА, крашеная манка, большие пуговицы на ножке, нити различных цветов и т.д.

Для вязания необходимо: крючки (№ 0,5 до 0,8мм), нити разного типа, схемы, образцы вязания.

Для пошива мягкой игрушки необходимо: ткань, выкройки игрушек, иголки, нити, проволока, синтипон, вата, пуговицы, леска.

    Подведение итогов годовой работы кружка проводится на отчётной выставке, на которую представляются лучшие работы учащихся. При отборе и оценке детских работ  учитывается возраст кружковцев, содержание, трудоёмкость, качество выполненной работы.. Особое внимание уделяется изделиям национальных мотивов и отражение тем современной действительности. Оценку детских работ осуществляет жюри.

Список литературы для педагога:

  1. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. М., 1997. –160с.
  2. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.:1999.– 48с.
  3. Симоненко В.Д. Технология 5-11 классы Вентана –Граф.:2005.-192с.
  4. Попова О.С. Русское народное искусство. М..: 2003. –120с.
  5. Работнова И.П. Художественная вышивка. М.: 2000. –68с.
  6. Художественные промыслы. Справочник. М.:1973.-256с.
  7. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. М.: Мой Мир 2007. –120с.
  8. Магина А.Р. Подарки из бисера. М.: АСТ;СПб.: Сова, 2007. – 30 с.
  9. Виноградова Е.Г. Цветы из бисера. . М.: АСТ;СПб.: Сова, 2007. – 32 с.
  10.  Нагибина М.Н. Чудеса из ткани. . М.: Мой Мир 2006. –100с.
  11. Краузе А.. Вязание. Ташкент 1984. – 82с.
  12. Вахелайд Э. Рукоделие.Таллин 1987. –146с.
  13. Соколовская М.М. Узелок на память. М..:1992. – 48с.
  14. Коннова И.А. Искусственные цветы. М..:2000. – 68с.
  15. Журналы.  Школа и производство. 2003 –2005.

Список литературы для детей:

1.Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. М.: 1997. –160с.

  1. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.:1999. – 48с.
  2. Попова О.С. Русское народное искусство. М..: 2003. –120с.
  3. Работнова И.П. Художественная вышивка. М.: 2000. –68с.
  4. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. М.: Мой Мир 2007. –120с.
  5. Магина А.Р. Подарки из бисера. М.: АСТ;СПб.: Сова, 2007. – 30 с.
  6. Виноградова Е.Г. Цветы из бисера.  М.: АСТ;СПб.: Сова, 2007. – 32 с.
  7. Нагибина М.Н. Чудеса из ткани. . М.: Мой Мир 2006. –100с.
  8. Соколовская М.М. Узелок на память. М.:1992. – 48с.
  9. Коннова И.А. Искусственные цветы. М.:2000. – 68с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

образовательная программа: "От увлечения к мастерству"

Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани- батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился во многие страны, стал популярным видом искусства во вс...

образовательная программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства"

Авторская программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства" разработана для обучения старших вожатых школ, руководителей детских общесвенных организаций....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего

Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик»

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новы...

ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».

Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...