Главные вкладки

    Одаренные дети в начальной школе и особенности работы с ними.
    статья на тему

    Коткова Надежда Анатольевна

    Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon odarennye_deti_v_nachalnoy_shkole.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 9»

    Одаренные дети в начальной школе

     и особенности работы с ними.

                                                                                                       Выполнила

    учитель II категории

                                                                                                       Коткова Н. А.

    Троицк 2013г.

                                                          Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение…
    Маршалл Маклюэн.

    Актуальность. 
    В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
    Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
    Из материалов ФГОС

    Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

    1. Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
    2. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
    3. В школе должны быть свои традиции.
    4. Школа должна давать современное образование.
    5. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

    Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

    Проблема.

     Отсутствие:

    1. системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;
    2. программы работы с одарёнными детьми;
    3. методического сопровождения;
    4. диагностики по выявлению одарённых детей.
    5. неготовность учителя работать с одарёнными детьми.

    Цель:

    1. Изучение проблемы с одаренными учащимися для последующего обеспечения возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

    Задачи:

    • Выявление одаренных детей
    • Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения
    • Воспитание навыков общения
    • Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника.

    Методы.

    1. Теоретический (изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).
    2. Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
    3. Статистический ( обработка полученных данных).

    А что значит для родителей и общества "хорошая школа"?

    • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
    • Школа должна давать современное образование.
    • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
    • В школе должны быть свои традиции .

    Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность, креативность.

    Креативность - это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую  характеристику личности

    Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

    Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

    Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

    Портрет выпускника школы.

    1. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
    2. Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
    3. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа.
    4. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
    5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

    Показатели творческих способностей

    • Оригинальность
    • Беглость мысли
    • Гибкость мысли
    • Смелость
    • Коммуникабельность
    • Любознательность

    1. Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном анализе
    2. Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость всему новому
    3. Беглость – количество идей возникающих в единицу времени
    4. Гибкость ума – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую
    5. Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выходов и доводить их до конца
    6. Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту

    Взрослые должны активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей
    В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

    Качества личности педагога, необходимые для развития креативности у детей

    • Способность в индивидуализации обучения
    • Позитивная Я-концепция
    • Интеллект выше среднего уровня
    • Настойчивость и целеустремленность
    • Творческое начало; профессиональная и эмоциональная сфера
    • Эмоциональная стабильность
    • Широкий круг интересов и умений
    • Чувство юмора
    • Чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других.

    Взрослые должны активно помогать ребенку в развитии творческих способностей. Американский психолог разработал рекомендации родителям:

    • Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам
    • Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи
    • Давайте ребенку возможность побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами
    • Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим)
    • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы они ни были неудачны
    • Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию
    • Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения
    • Помогите ребенку найти себе компаньона того возраста и таких же способностей

    Формы работы с одаренными детьми: 

    • Групповые занятия с одаренными детьми
    • Факультативы
    • Предметные кружки
    • Конкурсы
    • Участия в олимпиадах
    • Работа по индивидуальным планам
    • Интеллектуальные марафоны

    Работа с одаренными детьми – это сложная работа, которая должна вестись родителями, учителями и учеными. Каждый шаг в этом направлении принесет огромную пользу в будущем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выявление музыкально - одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними.

    На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми? И как вообще выявить одаренного ребенка из целого класса?...

    Статья "Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС".

    Данный материал раскрывает основные аспекты одареннотси детей в начальной школе в условиях современного образовательного процесса....

    ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

    Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...

    Одаренные дети и особенности работы с ними.

    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Материал пригодиться для аттестации педаг...

    Выявление музыкально-одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними, 2014 год.

    В своей работе уделяю большое внимание развитию у детей способностей к сольному и хоровому пению. Специальное наблюдение за детьми на уроках и внеурочной деятельности, педагогическая диагностика позво...

    Одаренные дети и особенности работы с ними

    Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.Поэтому так важно именно в ш...

    Высокомотивированные и одаренные дети, особенности работы с ними (из опыта работы).

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...