Программа "Юный шахматист"
рабочая программа по теме

Акишина Валентина Васильевна

       Данная программа составлена на основе программ:

 1. «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий»  (авт. Ю. С. Разуваев,  И. Г. Сухин, С. П. Абрамов)  

      2. «Шахматы – школе» (авт. И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования РФ.

      Программой на три года обучения предусматриваются  три  занятия  в неделю   (105 час. в год).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_shahmatist_na_3_goda.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г.УРАЙ

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

 дополнительного образования детей

“Центр дополнительного образования детей”

ПРОГРАММА

«Юный шахматист»

(на  3 года обучения)

Педагог дополнительного образования                    

                                               Акишина Валентина Васильевна

                                                         

                                                           

Урай 2012

   Данная программа составлена на основе программ:

1. «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий»  (авт. Ю. С. Разуваев,  И. Г. Сухин, С. П. Абрамов)  

 2. «Шахматы – школе» (авт. И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования РФ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Курс “Юный шахматист” базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева об этапах развития способности действовать в уме. Необходимость проведения шахматных  занятий  связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!  

    Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков, где на первый план выходит развивающая функция обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих  ребят, которые учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения, выявлять закономерности. Широкое использование занимательного материала (например, чтение и инсценировка дидактических сказок), создание на  занятиях игровых ситуаций позволяют превратить знакомство с шахматами и – с их помощью – с современными компьютерными технологиями в увлекательный процесс, сделать обучение радостным, поддерживать у детей устойчивый интерес к знаниям.

  Шахматы   положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс т.н. умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова. В норме умение совершать действия в уме формируется в 5-10 лет, и шахматы  являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.

  Шахматы – достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.  

  Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Благодаря специализированному программному комплексу «Шахматное образование» у них резко расширяется круг общения, появляется много новых возможностей для полноценного самовыражения, самореализации, и это позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

  Вообще, шахматы и компьютер прекрасно дополняют друг друга. Компьютерный век стремительно меняет образ жизни людей, идет переоценка ценностей. Наша древняя игра оказалась сродни новой ментальности, и первыми это почувствовали дети. Во многих странах шахматы вводят сейчас в школьную программу в качестве основного или дополнительного предмета.

  Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошколятам и младшим школьникам. Важное значение  при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на  занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Часть заданий учащимся предстоит решить на компьютере, благодаря чему они постепенно и без особых затруднений начинают привыкать к современной оргтехнике. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Формирование  способности «действовать в уме»

      ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

* изучение азов шахматной игры – правила, начало и окончание партии, запись партии

*изучение основных тактических приемов

*изучение основ стратегии

* изучение понятий дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, особенности стратегии в каждом из этапов

*изучение основных правил оценки позиции и понимание того, что ни одно из этих правил не действует    

   в 100% случаев

 *развитие аналитического мышления, внимательности, усидчивости

  *воспитание уважения к партнеру, самодисциплины, умения владеть собой.

ПРОГРАММА

      Программой на три года обучения предусматриваются  три  занятия  в неделю   (105 час. в год).  

 Учебный шахматный курс первого года обучения   включает в себя  следующие темы:  «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии».  На каждом  занятии прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях первого года обучения делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

  «Стержень» программы второго года обучения – знакомство с основами шахматной тактики и изучение базовых принципов развития фигур в начале тактики. Учебный курс   состоит из   105 занятий. По-прежнему большое внимание уделяется развитию навыков самостоятельной работы детей с компьютером. Программа второго года обучения рассматривает следующие темы: «Страницы истории шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность фигур, нападение и защита», «Матование одинокого короля», «Правило квадрата», «Как начинать партию», «Основы шахматной тактики».

   Материал третьего года  сложнее материала первых двух лет обучения.   На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Учебный курс  третьего года включает в себя  три большие темы: “Основы дебюта” и “Основы миттельшпиля”, “Основы эндшпиля”.

   Программа разработана для  образовательных учреждений, в которых имеется компьютерный класс и установлен СПК «Шахматное образование». На начальном этапе обучения у детей может оказаться разный уровень шахматных знаний (у одних нулевой, а других уже в семье научили играть). Благодаря локальной сети учитель может проводить т.н. разноуровневый урок, т.е. фактически заниматься с каждым учеником по индивидуальной программе: выбирать более легкие или более сложные задания (каждому заданию присвоен уровень сложности от 1 до 3), отводить разное время на их решение и т.п. При этом последовательность изложения материала остается для всех одной и той же.

 

Тематика курса 1-го года обучения

1. КОМПЬЮТЕР. Общие сведения о компьютере и его устройстве (системный блок – «мозг» компьютера, монитор, клавиатура, мышь). Порядок включения и выключения, правила поведения за компьютером и организация рабочего места (осанка, расстояние от глаз до экрана и т.п.). Первое знакомство со специализированным программным комплексом «Шахматное образование» (СПК ШО).

2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, запись «неподвижной» позиции

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

Компьютерные игры и упражнения на узнавание горизонталей, вертикалей, диагоналей, центра

3. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Компьютерные игры и упражнения

4. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

Компьютерные игры и упражнения

5. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы черные при любом своем ответе проиграли одну из фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей 5-8 лет виде те или иные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в реальной игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

Компьютерные игры и упражнения

6. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Компьютерные игры и упражнения

7. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Шахматная нотация. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Компьютерные игры и упражнения

К концу  первого года обучения дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры, их обозначения при записи партии.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

записывать «неподвижную шахматную позицию» в соответствии с шахматной нотацией;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

  Тематика  занятий второго года обучения

1. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

3. ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

4. МАТОВАНИЕ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Мат тяжелыми фигурами (ферзь + ладья, ладья + ладья). Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

5. ПРАВИЛО КВАДРАТА. Проведение пешки в ферзи при поддержке короля. Проведение пешки в ферзи без помощи короля.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

6. КАК НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ. Основные принципы разыгрывания дебюта: быстрейшая мобилизация всех сил, борьба за центр, гармоничное пешечное расположение.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

7. ОСНОВЫ ШАХМАТНОЙ ТАКТИКИ. Двойной удар, коневые и пешечные вилки, связка, открытый и двойной шах, завлечение, отвлечение, блокировка, игра на пат.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

К концу  второго года обучения  дети должны знать:

обозначение полей и фигур на шахматной доске;

абсолютную и относительную ценность каждой шахматной фигуры,

основные термины, обозначающие элементы шахматной тактики.

К концу  второго года обучения дети должны уметь:

записывать шахматную партию краткой и полной нотацией;

реализовывать большой материальный перевес (матовать одинокого короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и ладьей);

проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на выигрыш материала.

 Тематика  занятий  третьего года обучения

  1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

   

  Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

     Дидактические задания

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.

“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

  1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

 

 Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.  Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

       

 

   Дидактические задания

“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом. “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода. “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

3.  ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

   Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

    Дидактические задания

“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

К концу  третьего года обучения дети должны знать:

 принципы игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле;

основные тактические приемы;

что означают термины:   миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

     К концу учебного года дети должны уметь:

 грамотно располагать шахматные фигуры в  миттельшпиле, эндшпиле; находить несложные тактические удары;

проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

 

 

   

 

   

                                              Учебно – тематический  план 

(105 часов в год)

 

ТЕМЫ

I год обучения

Тео-рия

Прак-тика

 Всего часов

1.

  ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ по ПДД, ПБ, ЧС, ЭБ, правилам     поведения.

1

-

1

2.

   КОМПЬЮТЕР. Общие сведения о компьютере и его устройстве (системный блок – «мозг» компьютера, монитор, клавиатура, мышь). Порядок включения и выключения, правила поведения за компьютером и организация рабочего места (осанка, расстояние от глаз до экрана и т.п.). Первое знакомство со специализированным программным комплексом «Шахматное образование» (СПК ШО).

1

 1

 2

3.     

 ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, запись «неподвижной» позиции.

 4

 6

 10

4. 

 ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

1

2

 3

5.        

 НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур

2

 3

5

6.

 ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

 18

 33

 51

7.

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

6

15

 21

8.

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Шахматная нотация. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

3

 

 6

9

9.

Повторение материала. Итоговая контрольная работа

-

3

3

      

                                                                  Итого за первый год обучения

36

69

105

  

1.

II год обучения  

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

-

10

10

2.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам.

2

-

2

3.

   ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения.

2

2

 4

4.

  ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен.

6

10

 5.

 МАТОВАНИЕ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Мат тяжелыми фигурами (ферзь + ладья, ладья + ладья). Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

 6

8

14

6.

ПРАВИЛО КВАДРАТА. Проведение пешки в ферзи при поддержке короля. Проведение пешки в ферзи без помощи короля.

2

2

4

7.

КАК НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ. Основные принципы разыгрывания дебюта: быстрейшая мобилизация всех сил, борьба за центр, гармоничное пешечное расположение.

6

14

20

    8.

ОСНОВЫ ШАХМАТНОЙ ТАКТИКИ. Двойной удар, коневые и пешечные вилки, связка, открытый и двойной шах, завлечение, отвлечение, блокировка, игра на пат.

10

26

36

   9.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. Итоговая контрольная работа.

-

5

5

 

                                                               Итого за второй год обучения

32

73

105

1.

III год обучения

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур

2

4

6

2.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте.   Двух- и трехходовые партии Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

12

24

36

3.

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.   Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

10

17

27

4.

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.   Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

10

17

27

5.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. Итоговая контрольная работа.                                                              

-

9

9

Итого за  третий год обучения

34

71

105

                                       

     

                          Содержание программы

Распределение программного  материала. Первый год обучения

 (на изучение каждой темы предусматривается  три часа)  

 1. КОМПЬЮТЕР. Специализированный программный комплекс «Шахматное образование»

 2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Компьютерные игры и упражнения.

 3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Компьютерные игры и упражнения на узнавание горизонталей и вертикалей.

4. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Компьютерные игры и упражнения на узнавание диагоналей и центра.

 5. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Секретная фигура», «Что общего?». Компьютерные игры и упражнения.

 6. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Запись «неподвижной» шахматной позиции. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». Компьютерные игры и упражнения.

 7. ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Компьютерные игры и упражнения.

 8. ЛАДЬЯ. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

  9. СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Компьютерные игры и упражнения.

 10. СЛОН. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

11. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

 12. ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат». Компьютерные игры и упражнения. Компьютерные игры и упражнения.

 13. ФЕРЗЬ. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

14. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

 15. КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Компьютерные игры и упражнения.

 16. КОНЬ. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

 17. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

18. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Компьютерные игры и упражнения.

 19. ПЕШКА. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

 20. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

 21. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга». Компьютерные игры и упражнения.

 22. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.

23. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Компьютерные игры и упражнения.

 24. ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах». Компьютерные игры и упражнения.

 25. MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». Компьютерные игры и упражнения.

 26. MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». Компьютерные игры и упражнения.

 27. MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Компьютерные игры и упражнения.

 28. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». Компьютерные игры и упражнения.

 29. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». Компьютерные игры и упражнения.

 30. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Правила поведения за шахматной доской. Дидактическая игра «Два хода». Компьютерные игры и упражнения.

 31. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Компьютерные игры и упражнения.

 32. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий.  Компьютерные игры и упражнения.

 33. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.   Игра всеми фигурами из начального положения. Компьютерные игры и упражнения.

34. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.  

35. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.  Итоговая контрольная работа.

 

Программный материал. Второй год обучения.

(на изучение каждой темы предусматривается  три  часа)  

1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Специализированный программный комплекс «Шахматное образование». Основные шахматные термины. Ходы фигур (каждой по отдельности, рокировка, превращение пешки, взятие на проходе), взятия фигур. Компьютерные игры и упражнения на тему «Лабиринт».

 2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Начальная позиция. Мат. Пат. Компьютерные игры и упражнения на мат в один ход.

  3. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам. Компьютерные игры и упражнения на мат в один ход.

  4. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения. Компьютерные игры и упражнения.

  5. ЦЕННОСТЬ ФИГУР. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Компьютерные игры и упражнения.

  6. НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА, РАЗМЕН. Выгодный и невыгодный размен. Защищенная и незащищенная фигура. Компьютерные игры и упражнения.

  7. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НАПАДЕНИЯ. Три способа защиты от нападения: уничтожение атакующей фигуры, отход на безопасное поле, привлечение фигуры-защитника. Компьютерные игры и упражнения.

  8. ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). Еще два способа защиты от нападения: перекрытие и контрнападение. Компьютерные игры и упражнения.

 9. КАК ПРАВИЛЬНО НАПАДАТЬ И ЗАЩИЩАТЬСЯ. Число нападений и защит. Принцип экономии. Компьютерные игры и упражнения.

 10. РЕАЛИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПЕРЕВЕСА. Мат тяжелыми фигурами. Компьютерные игры и упражнения.

 11. РЕАЛИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПЕРЕВЕСА. Мат ферзем. Компьютерные игры и упражнения.

  12. РЕАЛИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПЕРЕВЕСА. Мат ладьей. Компьютерные игры и упражнения.

 13. РЕАЛИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПЕРЕВЕСА. Проведение пешки в ферзи при большом материальном перевесе. Компьютерные игры и упражнения.

  14. ПРАВИЛО КВАДРАТА. Проведение пешки в ферзи без помощи короля. Компьютерные игры и упражнения.

  15. КАК НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ. Основные принципы разыгрывания дебюта. Компьютерные игры и упражнения.

  16. КАК НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ. Принцип быстрейшей мобилизации сил. Компьютерные игры и упражнения.

  17. КАК НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ. О раннем развитии ферзя. Компьютерные игры и упражнения.

  18. КАК НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ. О гармоничном пешечном расположении. Понятие жертвы. Компьютерные игры и упражнения.

  19. БОРЬБА ЗА ЦЕНТР. Разбор учебно-иллюстративных партий. Компьютерные игры и упражнения.

 20. ОСНОВЫ ШАХМАТНОЙ ТАКТИКИ. Двойной удар. Компьютерные игры и упражнения.

 21. КОНЕВЫЕ И ПЕШЕЧНЫЕ ВИЛКИ. Разбор учебно-иллюстративных примеров. Компьютерные игры и упражнения.

 22. СВЯЗКА. Полная и неполная связка. Разбор учебно-иллюстративных примеров. Компьютерные игры и упражнения.

  23. КАК БОРОТЬСЯ СО СВЯЗКОЙ. Разбор учебно-иллюстративных примеров. Компьютерные игры и упражнения.

 24. РАЗВЯЗЫВАНИЕ. Разбор учебно-иллюстративных партий и примеров. Компьютерные игры и упражнения.

  25. УНИЧТОЖЕНИЕ ЗАЩИТЫ. Разбор учебно-иллюстративных партий и примеров. Компьютерные игры и упражнения.

 26. ОТКРЫТОЕ НАПАДЕНИЕ. Разбор учебно-иллюстративных партий и примеров. Компьютерные игры и упражнения.

  27. ОТКРЫТЫЙ ШАХ. Разбор учебно-иллюстративных партий и примеров. Компьютерные игры и упражнения.

 28. ДВОЙНОЙ ШАХ. Разбор учебно-иллюстративных партий и примеров. Компьютерные игры и упражнения.

 29. ЗАВЛЕЧЕНИЕ. Разбор учебно-иллюстративных партий и примеров. Компьютерные игры и упражнения.

  30. ОТВЛЕЧЕНИЕ. Разбор учебно-иллюстративных партий и примеров. Компьютерные игры и упражнения.

  31. БЛОКИРОВКА. Разбор учебно-иллюстративных партий и примеров. Компьютерные игры и упражнения.

  32. МАТ НА ПОСЛЕДНЕЙ ГОРИЗОНТАЛИ. Защита от мата на последней горизонтали («форточка»). Разбор учебно-иллюстративных партий и примеров. Компьютерные игры и упражнения.

  33. ИГРА НА ПАТ. Разбор учебно-иллюстративных партий и примеров. Проверочная работа – компьютерный тест (подготовка к итоговой контрольной работе).

  34. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.  

  35. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. Итоговая контрольная работа.

  Программный материал.  Третий  год обучения.

(*на изучение  данных  тем  предусматривается  два часа)  

  1. *ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

  2. Игровая практика.

  3. *ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).

  4. Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Игровая практика с записью шахматной партии.

  5. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).

  6. Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика.

  7. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

  8. Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика.

 

 9. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”.

  10. Решение заданий. Игровая практика.

  11. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.

  12. Решение заданий. Игровая практика.

  13. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.

  14. Решение заданий. Игровая практика.

  15. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание “Выведи фигуру”.

  16. Решение задания “Выведи фигуру”. Игровая практика.

  17.* ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.

  18. Решение заданий. Игровая практика.

  19. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.

  20. Решение заданий. Игровая практика.

  21. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.

  22. Решение заданий. Игровая практика.

  23. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.

  24. Решение заданий. Игровая практика.

  25. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.

  26. Решение заданий. Игровая практика.

  27. *ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

  28. Игровая практика.

  29. *ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

  30. Игровая практика.

 

 31. *ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

  32. Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

  33. *ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

 

 34. Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

  35. *ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

  36. Решение заданий. Игровая практика.

  37. *ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

  38. Решение заданий. Игровая практика.

  39. *ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

 

 40. Решение заданий. Игровая практика.

  41.* ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

  42. Решение заданий. Игровая практика.

  43. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание “Сделай ничью”.

  44. Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика.

  45. *ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

  46. Игровая практика.

  47. *ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

  48. Решение заданий. Игровая практика.

  49. *ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

 50. Решение заданий. Игровая практика.

  51. *ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

  52. Решение заданий. Игровая практика.

  53. *ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Дидактическое задание “Квадрат”.

 54. Решение задания “Квадрат”. Игровая практика.

  55.* ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

  56. Решение заданий. Игровая практика.

  57.* ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

  58. Решение заданий. Игровая практика.

  59. *ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля. Дидактические задания “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

 60. Решение заданий. Игровая практика.

  61. *ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

  62. Решение заданий. Игровая практика.

  63. *ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

  64. Игровая практика.

 65. *Разбор учебно – иллюстративных партий и примеров..

  66.  *ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ

  67.  *ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

  68.  ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

 

  69. Проверочная работа – компьютерный тест (подготовка к итоговой контрольной работе)

  70. Итоговая контрольная работа

Примечание. Повысить интерес детей к шахматным занятиям поможет чтение по ролям сказок из книги «Приключения в Шахматной стране».  

  Организовывается для учеников представления кукольного или теневого театра, самодеятельные концерты шахматной тематики, демонстрацию мультфильмов и кинофильмов с шахматными фрагментами, прослушивание шахматных сказок, стихотворений, рассказов и т.п.

 

Методическое обеспечение

(учебники, оригинальные компьютерные программы, пособия-сказки  для обучения детей шахматной игре)

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – Москва: Просвещение, 2005.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны.  Рабочая тетрадь   -  Обнинск: Духовное возрождение, 2008.

Сухин И. Шахматы, первый год, тетрадь для  проверочных работ Обнинск: Духовное возрождение, 2008.

Сухин И. Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход Обнинск: Духовное возрождение, 2007.

Сухин И. Шахматы,  второй год, или  Играем и выигрываем. Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1997.

Сухин И. Шахматы, второй год, или  Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Сухин И. Шахматы, второй год, или  Играем и выигрываем.   Рабочая тетрадь   -  Обнинск: Духовное возрождение, 2008.

Сухин И. Шахматы,  второй год, тетрадь для  проверочных работ. Обнинск: Духовное возрождение, 2008.

Сухин И. Шахматы,   третий год. Учебник для 3 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1997.

Сухин И. Шахматы,  третий год или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Сухин И. Шахматы,  третий год.   Рабочая тетрадь.   -  Обнинск: Духовное возрождение, 2008.

Специализированный программный комплекс «Шахматное образование». (CD)

Шахматы в сказках. (CD)

Шахматная школа. (CD)

Шахматная тактика. Задачник для начинающих. (CD)

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991. 

Дидактические шахматные сказки

Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

Сухин И. От сказки – к шахматам.

Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: ACT, 1993.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

Сухин И. Хвастуны в Паламеде.

Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.

Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

Добрыня, посол князя Владимира (былина).

Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.

Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.

Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.

Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).

Пермяк Е. Вечный Король.

Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.

Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.

Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

Берестов В. В шахматном павильоне.

Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.

Сухин И. Волшебная игра

Художественная литература для детей по шахматной тематике

Булычев К. Сто лет тому вперед.

Крапивин В. Тайна пирамид.

Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.

Лагин Л. Старик Хоттабыч.

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.

Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.

Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.

Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. Вып. 4,5.

Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками

Дидактические игрушки: «Горизонталь – вертикаль», «Диагональ» (материал – плотная бумага, ватман, картон).

Шахматная матрешка.

Разрезные шахматные картинки.

Кубики с картинками шахматных фигур.

Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).

Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях.

Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).

Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Великие шахматисты прошлого и настоящего. Вильгельм Стейниц".

Доклад посвящен анализу творчества Вильгельма Стейница, первого чемпиона мира по шахматам, его идеи и подход к шахматам как науке актуален и  в наши дни.  Различные векторы  разви...

Проблемы психологической и физической подготовки шахматиста.

Проблемы психологической и физической подготовки шахматистов, особенно юных шахматистов. волнуют не только тренеров. но и родителей. Надеюсь, этот материал прояснит некоторые важные аспекты успешной...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:• Закон Российской Федерации « ...

Программа кружка «Юный шахматист»

На игровых занятиях в простой и доходчивой форме несовершеннолетние знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, э...

Некоторые аспекты подготовки юных шахматистов.

У юных шахматистов возникает много проблем. О решении некоторых из них говорится в этой статье....