Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
    календарно-тематическое планирование на тему

    Штенский Анатолий Владимирович
    Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:
    Закон Российской Федерации « Об образовании».
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
    Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
    Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
    Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
    Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
    Должностная инструкция классного руководителя.
    Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования
    Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
      Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
    Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую. 
    Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
    Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
    Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.
    Одним из таким кружков является  кружок «Юный шахматист».
     
    Цель программы:   
     
    Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. 
     
    Задачи программы:
    1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
    2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
    3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
    4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, 
               Сверстниками.
    5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
    6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.
     
    Прогнозируемый результат:
     
    *овладение навыками игры в шахматы
    *интеллектуальное развитие участников кружка
    *результативное участие в соревнованиях различных уровней.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shahmaty.doc155.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Куйбышевский район, с. Куйбышево

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

    «УТВЕРЖДАЮ»

                                                            Директор школы

      Приказ от_______.08.2014 №_____ОД

                                                                      Подпись ____________

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    По общеинтеллектуальному направлению

     «Юный шахматист»                                                                                               Уровень общего образования (класс)                                           начальное  общее     образование      1 класс                                                              Количество часов  34                                                                                 Учитель     Штенский Анатолий Владимирович                                                                                      Программа разработана на основе                                                    

    авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы в школе»

    Пояснительная записка.

    Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:

    • Закон Российской Федерации « Об образовании».
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
    • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
    • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
    • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
    • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
    • Должностная инструкция классного руководителя.

    Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования

    Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

             Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

            Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

             Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

            Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

    Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.

    Одним из таким кружков является  кружок «Юный шахматист».

    Цель программы:  

    Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

    Задачи программы:

    1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
    2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
    3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
    4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

               Сверстниками.

    1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
    2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.

    Прогнозируемый результат:

    *овладение навыками игры в шахматы

    *интеллектуальное развитие участников кружка

    *результативное участие в соревнованиях различных уровней.

    Количество часов: 1 час в неделю (34 часа в год)

    Сроки реализации: 2014-2015 г.

    Участники программы: учащиеся 1 -4 классов.

    «Юный шахматист»

    Учебно – тематический план (1-4кл.)

     1кл. -34 ч. 2 кл.- 34 ч. 3 кл. -34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.

    темы

    Всего

    (часов)

    Теория

    (часов)

    Практика

    (часов)

    1

    Шахматная доска и фигуры

    4

    2

    2

    2

    Ходы и взятие фигур

    16

    6

    10

    3

    Цель и результат шахматной партии Понятия «шах», «мат», «пат».

    16

    6

    10

    4

    Ценность шахматных фигур.

    Нападение, защита и размен.

    16

    4

    12

    5

    Понятие о дебюте .Общие принципы разыгрывания дебюта.

    20

    6

    14

    6

    Особенности матования одинокого короля.

    14

    4

    10

    7

    Тактические приёмы и особенности их применения.

    14

    4

    5

    8

    Начальные сведения об зндшпиле.

    16

    4

    12

    9

    Начальные сведения об миттельшпиле.

    16

    4

    12

    10

    Подведение итогов

    4

    -

    4

    итого

    135

    40

    95

    Содержание  курса

    1. Шахматная доска и фигуры.

    Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста.понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

    Шахматная доска, поля, линии и обозначения.Легенды о возникновении шахмат.

    Шахматные фигуры и их обозначения.

    Позиция. Запись позиций.

    Практическая  работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

    2.Ходы и взятие фигур.

    Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур.

    Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.

    Ударность и подвижность игр.

    Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.

    Угроза, нападение, защита, двойной удар.

    Контроль полей.

    Ограничение подвижности фигур.

    Моделирование на шахматном материале.

    Рокировка, правила ее выполнения.

    Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.

    3 Цель и результат шахматной партии.

    Понятие «шах», способы защиты от шаха.

    Открытый и двойной шах.

    Понятие «мат».

    Обучение алгоритму матования в  один ход.

    Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.

    Практика.

    Решение упражнений на постановку мата и пата.

    Различное количество ходов.

    4.Ценность шахматных фигур.

    Нападение, защита, размен.

    Ценность фигур.

    Единица измерения ценности.

    Защита, размен, виды размена.

    Материальный перевес.

    Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

    Практика. Решение арифметических и логических задач.

    5.Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.

    Классификация дебютов.

    Мобилизация фигур.

    Короткая и длинная рокировка .Борьба за центр.

    Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты.

    Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

    Практика. Игровая практика.

    6. Особенности матования одинокого короля.

    Матование двумя ладьями.

    Матовые и патовые позиции.

    Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.

    Управление качеством матования.

    Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.

    7 Тактические приемы и особенности их применения.

    Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.

    Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.

    Освобождение пространства.

    Перегрузка, комбинаторика, комбинации.

    Мельница как алгоритм с циклами.

    Эстетика шахматных комбинаций.

    Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.

    8.Начальные сведения об эндшпиле.

    Пешечный эндшпиль.

    Король и пешка против короля.

    Правило квадрата.

    Роль оппозиции. Отталкивание.

    Треугольник, прорыв, игра на пат.  

    Ладельный зншпиль. Ладья и пешка против пешки.

    Построение моста , активность фигур.

    Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

    9.Начальные сведения о миттельшпиле.

    Понятие о варианте.

    Логические связи. открытая, линия, проходная пешка.

    Пешечные слабости, форпост, позиции короля.

    Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.

    Вскрытие и запирание линий , блокада.

    Практика .Отработка на практике миттельшпиля.

    Поведение итогов года.

    Презентация, соревнование.

    Тематическое планирование  1 класс.

    (далее буквой  «т» обозначена теория, буквой «п» практика.)

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    Дата

    по

    плану

    Дата

    по

    факту

    Познаватель-ные

    УУД

    Коммуни-кативные

    УУД

    Регуляти-вные

    УУД

    Личност-ные

    УУД

    1

    Вводный урок

    1

    04.09.14

    Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

    Учится использовать знако- символические средства

    представления информации.

    Использовать различные способы поиска информации  на заданную на кружке тему.

    Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами.

    Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

    Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-

    матах)

    учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

    Активно использо-вать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий в кружке.

    Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

    Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельнос-ти.

    Овладе-вать  способно-стью прини-мать и сохранять  цели и задачи занятия.

    Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

    Формировать умение контролиро-вать свои действия.

    Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

    Адекват-но оценивать свое поведе-ние и поведе-ние окружаю-

    щих.

    Ориенти-ро-

    ваться на становле-ние гуманис-

    тических

    ценностей.

     Формиро-вать

    Социаль-но

    -ориентирова-

    нный взгляд

    на мир.

    Форми-ровать

    Уважи-тельное

    Отноше-ние

     К иному мнению

    и культуре

     других народов.

    Учиться понимать

    свою

    социаль-ную

    роль

    развивать

    самосто-

    ятель-ность и

    оветствен-

    ность.

     Развивать

    навыки

    сотрудни-

    чества

    со взрослы-ми

    и сверстни-ками.

    Учиться

    Относи-ться

    бережно к

    матери-

    аль

    ными духовным

    ценнос-тям.

    2

    Место шахмат в мировой культуре

    1

    11.09.14

    3

    Роль шахмат в воспитании и развитии личности

    1

    18.09.14

    4

    Шахматная доска и фигуры(т, п.)

    1

    25.09.14

    5

    Шахматная доска и фигуры (т., п.)

    1

    02.10.14

    6

    Понятие о здоровом образе жизни.

    Шахматная доска.

    1

    09.10.14

    7

    Понятие о здоровом образе жизни.

    Шахматная доска.

    1

    16.10.14

    8

    Понятие о здоровом образе жизни.

    Шахматная доска.

    1

    23.10.14

    9

    Понятие о здоровом образе жизни.

    Шахматная доска.

    1

    30.10.14

    10

    Сильнейшие шахматисты мира.(т)

    Поля, линии, обозначения.(п)

    1

    13.11.14

    11

    Тренировочные упражнения.(п.)

    Запись позиций.(т.)

    1

    20.11.14

    12

    Тренировочные упражнения.(п.)

    Запись позиций.(т.)

    1

    27.11.14

    13

    Названия фигур.(т)

    Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

    1

    04.12.14

    14

    Названия фигур.(т)

    Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

    1

    11.12.14

    15

    Названия фигур.(т)

    Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

    1

    18.12.14

    16

    Названия фигур.(т)

    Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.)

    1

    25.12.14

    17

    Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

    Дидактические игры.(п.)

    1

    15.0.115

    18

    Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

    Дидактические игры.(п.)

    1

    22.01.15

    19

    Ходы и взятие  ладьи, слона , и др. фигур.(т.)

    Дидактические игры.(п.)

    1

    29.01.15

    20

    Ударность и подвижность фигур в  зависимости от положения на доске.(Т.)

    Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

    1

    05.02.15

    22

    Ударность и подвижность фигур в  зависимости от положения на доске.(Т.)

    Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.)

    1

    19.02.15

    23

    Превращение пешки и взятие

    На проходе пешкой.(т.)

    Тренировочные упражнения.(п.)

    1

    26.02.15

    24

    Превращение пешки и взятие

    На проходе пешкой.(т.)

    Тренировочные упражнения.(п.)

    1

    05.03.15

    25

    Угроза, нападение, защита, двойной удар.

    Дидактические игры на маршруты фигур(п.)

    1

    12.03.15

    26

    Ограничение подвижности фигур.(т.), (п.).

    1

    19.03.15

    27

    Моделирование на шахматном материале.(п.)

    1

    02.04.15

    28

    Моделирование на шахматном материале(п.)

    1

    09.04.15

    29

    Рокировка. Правила её выполнения(т)

    Решение упражнений на рокировку.(п.)

    1

    16.04.15

    30

    Рокировка. Правила её выполнения.(т)

    Решение упражнений на рокировку.(п.)

    1

    23.04.15

    31

    Упражнения на шахматной доске.

    1

    30.04.15

    32

    Понятие о шахматном турнире. (т.)Правила поведения  при игре на  турнирах(п.)

    1

    07.05.15

    33-34

    Шахматный турнир.(п.)

    2

    14.05.15

    21.05.15

    Итого 34 часа.

    Учебно-методическая литература.

    1. Авторская программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе».
    2. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2009.
    3. Весела  И., Веселы  И. Шахматный букварь.— М.: Просвещение, 1983.
    4. Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Наб. Челны, 2002.
    5. Гончаров В.И. Как стать тренером по шахматам.  – Наб. Челны, 2004.
    6. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. ОТДАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ! – Л.:Детская литература, 1989.
    7. Вольф П. Шахматы. – М.: АСТ-Астрель, 2004.
    8. Губницкий С. Б. и др. Полный курс шахмат, 64 урока для новичков и      не очень опытных игроков.

                               

         СОГЛАСОВАНО                                                                                    СОГЛАСОВАНО

       Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР      

       методического совета

    МБОУ Куйбышевской СОШ                                                          ___________________ФИО

         от 28.08.2014  №1                                                                               (подпись)

    _________     ______________                                                                      29.08.2014

    (подпись руководителя МС, ФИО)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Дом, в котором мы живём"

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Дом, в котором мы живём"...

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательная биология"

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательная биология"...

    Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный пластилин"

    Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социал...

    календарно -тематическое планирование к курсу внеурочной деятельности по английскому языку 3-4 класс

    Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы М.А. Бодоньи  « Коммуникативно-психологическая адаптация младших школьников к английскому языку». Курс внеурочной деятельности...

    Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности предмету "Немецкий язык" 5 класс

    Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности предмету "Немецкий язык" 5 класс (Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М....

    Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочная деятельность "Занимательный английский язык"

    Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочная деятельность для учащихся 2 класса....

    Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности по информатике «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live»

    Календарно -тематическое планирование  по курсу внеурочной деятельности по информатике  «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live»...