Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный пластилин"
    календарно-тематическое планирование на тему

    Штенский Анатолий Владимирович

    Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся  с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.

            Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

               В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?

             Да! И начинать, этот путь нужно с детства.

            В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного.  И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

          Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

         Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

     

    Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов:

              Предлагаемая программа по лепке из пластилина  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

     Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.

    Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

    Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.

    Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

     

    Цель программы:

    всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.

    Задачи программы:

    Обучающие:

    ü  Знакомить детей с основными видами лепки;

    ü  Формировать умения следовать устным инструкциям;          

    ü   Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;

    ü  Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.

    Развивающие:

    ü  Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

    ü  Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

    ü  Формировать эстетический и художественный вкус.

    ü  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

    Воспитательные:

    ü  Вызвать  интерес к декоративно-прикладному искусству.

    ü  Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

    ü  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

    ü  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл volshebnyy_plastilin.docx65.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Куйбышевский район, с. Куйбышево

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

    «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                      Директор школы

    Приказ от_______.08.2014 №_____ОД

                                                                                                   Подпись ____________

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    По   художественно-эстетическому направлению»

     «Волшебный пластилин»  

     Уровень общего образования (класс)                                           начальное  общее     образование      1 класс                                                              Количество часов  33                                                                                 Учитель     Штенский Анатолий Владимирович                                                                                      Программа разработана на основе                                                    методического конструктора Д.В.Григорьева

    «Внеурочная деятельность школьников»

    М.: «Просвещение»2007г.

    Пояснительная записка

            Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся  с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.

            Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

               В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?

             Да! И начинать, этот путь нужно с детства.

            В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного.  И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

          Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

         Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

    Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов:

              Предлагаемая программа по лепке из пластилина  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

     Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.

    Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

    Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.

    Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

    Цель программы:

    всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.

    Задачи программы:

    Обучающие:

    • Знакомить детей с основными видами лепки;
    • Формировать умения следовать устным инструкциям;          
    •  Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
    • Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.

    Развивающие:

    • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
    • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
    • Формировать эстетический и художественный вкус.
    • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

    Воспитательные:

    • Вызвать  интерес к декоративно-прикладному искусству.
    • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
    • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
    • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

    Учащиеся должны знать:

    *правила организации рабочего места;

    *правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.

    *названия и назначение инструментов;

    *названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

     *исходные формы  изделий;

     *приемы доработки исходных форм;

     *последовательность технологических операций.

    *культуру поведения и труда.

    Учащиеся должны уметь:

    *правильно организовать рабочее место;

    *пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

    * соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

    *выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;

    *правильно использовать приемы доработки исходных форм;

    *использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;

    *пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;

    *самостоятельно выполнять несложное изделие;

    *оформлять готовое изделие;

    *правильно вести себя в общественных местах;

    *оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;

    *организовывать свое рабочее место и досуг;

    * заботиться о своем здоровье.

    Приёмы и методы организации занятий кружка.

     В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.

    При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

    *Учитель для ученика, а не ученик для учителя.

    *Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

    *Нет предела совершенствованию.

    *Учет психофизических  особенностей детей.

    *Создание атмосферы успеха.

    Формы организации учебной деятельности: 

    *индивидуальная

    *групповая

    *выставка

     *экскурсия

    *творческий конкурс.

     Основной вид занятий – практический.

     Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.

    Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.

     Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество часов за год составляет 33 часа.

    Педагогические приёмы:

    *формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);

    * организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

    *стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

    * сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

     *свободного выбора.

    Дидактическое и техническое оснащение занятий.

       Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

       таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

       альбомы с образцами, фотографиями.

         

    Материалы, инструменты, приспособления:

    Основные составляющие занятий:         

     1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

     2) организация рабочего места

     3) повторение пройденного материала

     4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

     -инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный

     -практическая работа

     -физкультминутки

     -подведение итогов, анализ, оценка работ

     -приведение в порядок рабочего места)

             Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

           Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.

           Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

          Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

    Условия реализации программы

    Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.

          Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.

    Основное оборудование:

    *одежда, (лучший вариант рабочей одежды  – старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий);

    *нож (стёк);

    *материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением

    Дополнительное оборудование:

     заостренные спички или зубочистки, картон самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка,  влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колёсики для придания поверхности определённой структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.

    Демонстрационные пособия:

     *предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров;  желуди, плоды каштана и т.п.;

    * основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы – вы показываете объемную форму при анализе нового изделия, совмещаете ее с рисунком этой же формы на плакате, предъявляете при определении пропорций. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия;

    *большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

    *таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

    *альбомы с образцами, фотографиями.

    Методические рекомендации

       Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя.

    Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:

    1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.

    2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.

    3. Поэтапная лепка изделия по нотации.

    Лепка изделия по нотации. 

    Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:

    1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

    2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.

    3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.

    4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.) или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.

    5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

    6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.


    Учебно-тематический план «Волшебный пластилин»

    Тема        

    Дата

    по

    плану

    Дата

    по

    факту

    Всего

    Уровень

    Ожидаемый воспитательный результат

    Вводный блок

    1

    Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

    03.09.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Выполнение изделий самых простых объёмных форм

    2

                 «Магазин игрушек»

    10.09.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Исходная  форма-шар.

    Изделие «Неваляшка».

    3

    Исходная  форма-цилиндр.

    Изделие -дерево.

    17.09.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    4

    Исходная форма-конус.

    Изделие-пирамидка.

    24.09.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм.

    5

                        «Урожай»

    01.10.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Изделия «Апельсин» и «Лимон»

    6

    Изделия «Вишня» и «Виноград»

    08.10.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    7

    Изделие «Корзина».

    Коллективная работа. Композиция по теме.

    15.10.14

    1

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

    8

    «Большой праздник»

    22.10.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Изделие «Торт»

    9

    Изделие «Пирог»

    29.10.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    10

    «Дары леса»

    12.11.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Изделия «Подосиновик» и «Травка»

    11

    Изделия «Мухомор» и «Лисичка».  

    Коллективная работа. Композиция по теме.

    19.11.14

    1

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

    12

    «Подарок маме»

    26.11.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Изделия «Ваза» и « Нарцисс»

    13

    Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка». Коллективная работа. Композиция по теме.

    03.12.14

    1

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

    14

    «С Новым годом!»

    10.12.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Изделие «Снеговик»

    15

    Изделие «Ёлочка пушистая»

    17.12.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    16

    Изделие «Снегурочка»

    24.12.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    17

    Изделие Дед Мороз».

    Коллективная работа. Композиция по теме.

    14.01.15

    1

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

    18

    «Кто на листике живёт?»

    21.01.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Изделия «Гусеница» и Сороконожка»

    19

    Изделия «Улитка» и  «Бабочка»

    28.01.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Выполнение сложных изделий

    20

    «Озеро»

    04.02.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Изделия «Утка» и «Гусь».

    21

    Изделие «Лебедь» и  «Улитки».

    Коллективная работа. Композиция по теме.

    18.02.15

    1

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

    22

    «Пасха»

    25.02.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Изделие «Кулич»

    23

    Изделие «Яйцо»

    04.03.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    24

    «Птичий двор»

    11.03.14

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Изделие «Курица с цыплятами»

    25

    Изделия «Петушок» и «Индюк».

    Коллективная работа. Композиция по теме.

    18.03.15

    1

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

    26

    «Море»

    01.04.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Изделия «Морская звезда» и  «Осьминог».

    27

    Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Коллективная работа. Композиция по теме.

    08.04.15

    1

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

    28

    «Джунгли»

    15.04.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Изделие «Слон»

    29

    Изделие «Черепаха»

    22.04.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    30

    Изделие «Пальма».

    Коллективная работа. Композиция по теме.

    29.04.15

    1

    II уровень

    Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

    31

    Создание картин

    06.05.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Картина «Ночное небо»

    32

    Картина «Портрет»

    13.05.15

    1

    I уровень

    Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    33

    Посещение выставок прикладного творчества.

    20.05.15

    1

    III уровень

    Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

    Итого

    33ч


    Содержание программы

    п/п

    Тема  

    Развиваемые способности

    Планируемые  результаты

    Характеристика деятельности

    ( Личностные  и  метапредметные)

    Личностные

    УУД

    Познавательные

    УУД

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные

    УУД

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

     

    Вводный блок.

    1. Инструменты и материалы.

    Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.

    Материал — пластилин.

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

    Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

    Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    Умение слушать и вступать в диалог.

    Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной  работе с инструкциями.

    2

    Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.

    2. Изделие «Неваляшка».

    3. Изделие -дерево.

    4. Изделие-пирамидка.

    Развитие концентрации внимания.  

    Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

    Умение осознанно  пользоваться инструментом, инструкциями.

    Умение осознанно  пользоваться инструментом, инструкциями.

    Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной  работе с инструментом и материалом.

    3

    Тема: « Урожай»

    5. Изделия «Апельсин», и «Лимон»

    6. Изделия «Вишня» и «Виноград»

    Тренировка внимания. Развитие мышления,  пространственного воображения

    Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

    Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной  работе инструментом и материалом

    Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах.

    Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной  работе инструментом и материалом

    4

    7. Изделие «Корзина». Композиция.

    Развитие пространственного мышления.  Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

    Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности  выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

    Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять  предметную деятельность на основе изученных  правил

    Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

    5

    Тема: «Большой праздник»

    8. Изделия «Торт»

    9. Изделия « Пирог»

    Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции

    Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

    Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

    Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет.

    Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию при правильной  работе инструментом и материалом

       6

    Тема: « Дары леса»

    10. Изделия «Подосиновик» и «Травка»

    Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.

    Формирование умения выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

    Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

     Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию при правильной  работе инструментом и материалом

    7

    11. Изделия «Мухомор» и «Лисичка».   Композиция по теме.

    Развитие пространственного мышления.  Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

    Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности  выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

    Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять  предметную деятельность на основе изученных  правил

    Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

    8

     Тема: «Подарок маме»

    12. Изделия «Ваза» и

    « Нарцисс»

    Совершенствование воображения.

    Действие по образцу.  

    Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

    Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

    Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

    9

    13. Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка». Композиция по теме.

    Развитие пространственного мышления.  Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

    Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности  выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

    Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять  предметную деятельность на основе изученных  правил

    Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

    Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию.

    10  

    Тема: «С новым годом!»

    14. Изделие «Снеговик»

    15. Изделие «Ёлочка пушистая»

    16. Изделие «Снегурочка»

    Совершенствование воображения.

    Действие по образцу.  

    Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

    Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

    Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

    Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и

    его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    11

    17. Изделие Дед Мороз». Композиция по теме.

     Развитие пространственного мышления.  Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

    Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности  выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

     Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять  предметную деятельность на основе изученных  правил

    Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

    Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию

    12

     Тема: «Кто на листике живёт?»

    18. Изделия «Гусеница» и Сороконожка»

    19. Изделия «Улитка» и  «Бабочка»

    Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.

    Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений).

    Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

    Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

    Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.

    13

    Тема: «Озеро»

    20. Изделия «Утка» и «Гусь».

    Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления.  

    Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

    Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

    Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

    Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    14

     21. Изделие «Лебедь» и  «Улитки».

    Композиция по теме.

     Развитие пространственного мышления.  Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

    Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности  выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

     Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять  предметную деятельность на основе изученных  правил

    Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

    Развитие саморегуляциир как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию

    15

    Тема: « Пасха»

    22. Изделие «Кулич»

    23. Изделие «Яйцо»

    Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления

    Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

    Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

    Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

    Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    16

    Тема: « Птичий двор»

    24. Изделие «Курица с цыплятами»

    Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления

    Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

    Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

    Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

    Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    17  

     25. Изделия «Петушок» и  «Индюк».

    Композиция по теме.

    Развитие пространственного мышления.  Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

    Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»

    Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять  предметную деятельность на основе изученных  правил

    Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению.

    Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно

    Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и

    его результата с заданным

    эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    18

    Тема: « Море»

    26. Изделия «Морская звезда» и  «Осьминог».

    Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

    Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»

    Уметь анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков

    Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

    Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и

    его результата  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    19

    27. Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Композиция по теме.

    Развитие пространственного мышления.  Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

    Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности  выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

    Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять  предметную деятельность на основе изученных  правил

    Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению

    Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.

    Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию

    20

    Тема: « Джунгли»

    28. Изделие «Слон»

    29. Изделие «Черепаха»

    Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления

    Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

    Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

    Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

    Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    21

    30. Изделие «Пальма». Композиция по теме

    Развитие мышления

    Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности  выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

    Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять  предметную деятельность на основе изученных  правил

    Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению

    Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.

    Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию

     22

     Тема «Картина  из пластилина»

    31. «Ночное небо»

    32. «Портрет»

    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.  

    Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

    Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять  предметную деятельность на основе изученных  правил

    Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению

    Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.

    Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию

    23

    33. Посещение выставок прикладного творчества.

     Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.

    Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

    Структурирование знаний при выработке умения  читать задание, работать с учебной литературой

    Умение понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору

    Умение адекватно принимать задачу, данную   в

    определённом условии,

    формировать умение самопроверки по образцу


    Диагностика результативности.

    Методика Н. И. Гуткиной "Домик".

    Задания А. Л. Венгера "Дорисуй мышкам хвосты" и "Нарисуй ручки для зонтиков".

    Методика  Д. Б. Эльконина - А. Л. Венгера: графический диктант и "образец и правило".

    Методика А. Л. Венгера "Лабиринт"

    Литература.

    1. Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры»

    2. Глазова М. «Я леплю из пластилина»

    3. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах»

    4. "Лепим из пластилина" от из-ва "Русич"

    5. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке»

      СОГЛАСОВАНО                                                                                    СОГЛАСОВАНО

       Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР      

       методического совета

    МБОУ Куйбышевской СОШ                                                          ___________________ФИО

         от 28.08.2014  №1                                                                               (подпись)

    _________     ______________                                                                      29.08.2014

    (подпись руководителя МС, ФИО)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Дом, в котором мы живём"

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Дом, в котором мы живём"...

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательная биология"

    рабочая программа и календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательная биология"...

    Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"

    Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:• Закон Российской Федерации « ...

    календарно -тематическое планирование к курсу внеурочной деятельности по английскому языку 3-4 класс

    Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы М.А. Бодоньи  « Коммуникативно-психологическая адаптация младших школьников к английскому языку». Курс внеурочной деятельности...

    Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности предмету "Немецкий язык" 5 класс

    Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности предмету "Немецкий язык" 5 класс (Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М....

    Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочная деятельность "Занимательный английский язык"

    Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочная деятельность для учащихся 2 класса....

    Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности по информатике «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live»

    Календарно -тематическое планирование  по курсу внеурочной деятельности по информатике  «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live»...