Лексические средства исследовательской работы
статья по теме

Пыхтина Татьяна Васильевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №118

Учитель русского языка и литературы Пыхтина Т. В.

Статья

Лексические средства исследовательской работы

Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющийся себе все используемые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным логической связью, поскольку преследует единую цель – обосновать и доказать ряд теоретических положений. Это значит, что научный текст отличает прагматическое построение. В нем все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели, эля этого цель и задачи четко формулируются во введении. В научном тексте является лишним и ненужным все то,  что прямо не работает на реализацию цели: выражение эмоций, художественные красоты, риторика. Отсюда не следует, что научный текст должен быть сухим. Научный текст красив, когда он максимально точен и краток (не зря говорят, что краткость – сестра таланта), его изящество в аргументации и доказательствах. Используемые в нем средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью и краткостью. Ключевые слова научного текста – это не просто слова, а понятия.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов. Их назначение – показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть тот или иной смысл блок текста.

Вводные слова и обороты типа «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре и словосочетаниями: «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее». Причинно-следственные отношения выражаются оборотами: «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же». Переход от одной мысли к другой осуществляется благодаря словосочетаниям: «прежде чем перейти к…», «обратимся к…», «рассмотри подробнее…», «остановимся на…», «необходимо рассмотреть…». Итог, вывод определяется словами и оборотами: «итак», «таким образом», «резюмирую», «в заключении отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подводя итог, следует сказать».

Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа – «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа – «мы». Образуются конструкции типа «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению».

Тем не менее, текст не должен сплошь пестреть словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим безличность текста, например, использовать неопределенно-личные предложения («Вначале…, а затем…»); изложение от третьего лица («Автор полагает…»); предложения со страдательным залогом («Разработан комплексный подход к исследованию…»).

Для языково-стилистического оформления  исследовательской работы очень важно уметь организовать накопленную научную информацию в связанный текст. Ниже в форме таблицы приводятся лексические средства, выполняющие различные речевые функции, которые в научных произведениях используются как средства связи между предложениями.

Речевые функции

Лексические средства

Причина и следствие, условие и следствие

(и) поэтому, потому, так как

Поскольку

Отсюда следует

Откуда следует

Вследствие

В результате

В силу того

Ввиду этого

В зависимости

В связи с этим, согласно этому

В этих условиях, при таких условиях

(А) если (же)…, то

Временная соотнесенность и порядок изложения

Сначала, прежде всего

Одновременно, в то время, здесь же

Наряду с этим

Предварительно, ранее, выше

Еще раз, вновь, снова

Затем, далее, потом, ниже

В дальнейшем, в последующем, впоследствии

Во-первых, во-вторых и т. д.

Сопоставление и противопоставления

Однако, но, а, же

Как…, так и…; так же, как и

Не только, но и…

По сравнению; если…, то…

В отличие, в противоположность, наоборот

Аналогично, также, таким образом

С одной стороны, с другой стороны

В то время как, между тем, вместе с тем

Тем не менее

Дополнение или уточнение

Также и, причем, при этом, вместе с тем

Кроме того, сверх того, более того

Главным образом, особенно

Ссылка на предыдущее или последующее высказывание

Тем более, что…

В том числе, в случае, то есть, а именно

Сказано

   Показано

     Упомянуто

Как было          Отмечено

         Установлено

   Получено

        Обнаружено

 Найдено

Иллюстрация сказанного

Например, так, в качестве примера, такой как

Примером может служить

В случае, для случая

О чем можно судить, что очевидно

Введение новой информации

Рассмотрим следующие случаи

Остановимся подробно

Приведем несколько примеров

Основные преимущества этого…

Некоторые дополнительные замечания…

Несколько слов о перспективах исследований


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Лексические средства изобразительности" (работа с текстом)

Урок-исследование по работе с текстами разного стиля...

Исследовательская работа по теме "Формирование лексического навыка говорения на уроках немецкого языка в 7 классе"

В данной работе приведён анализ упражнений учебника  "Немецкий язык" 7 класс на предмет достаточного количества упражнений, направленных на формирование лексического навыка говорения, подобран на...

Научно-исследовательская работа по русскому языку по теме "Лексический анализ годонимов города Тары"

В данной работе мы исследовали нименования годонимов-улиц г. Тары. Изучив архивные документы, мы  узнали, что в нашем городе 201 улица, из них переулков - 7, площадей и скверов - 3. часть улиц но...

Проектно–исследовательская работа «Подвижные игры как средство борьбы с гиподинамией детей и средство профилактики правонарушений несовершеннолетними».

Эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры и динамических паузах. Влияние использование подвижных игр на заинтересованость предметом. Взаимосвязь подвижных игр и частота н...

Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова»

Лексический состав русского языка разнообразен, особое место в нём занимают фразеологические обороты, крылатые выражения, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас не подразумевают об исто...

Научная работа "Лексические средства создания пейзажа в произведениях И.А. Бунина"

В данной работе рассмотрены тексты И.А. Бунина, проанализированы средства создания пейзажа. Можно использовать материал для изучения средств выразительности....

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...