програма работы клуба "Формула успеха"
рабочая программа на тему

Ходунова Наталья Васильевна

Данная программа предназначена для работы с учащимися 5-11 класса во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_intellektualnogo_kluba_formula_uspeha.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

Областной  конкурс  педагогов дополнительного образования

 "Сердце отдаю детям"

Модифицированная программа

дополнительного образования

социально-педагогической направленности

интеллектуальный клуб

«Формула успеха»

Участник:

Ходунова Наталья Васильевна

МБОУ СОШ пос.Железнодорожный

Правдинского района

Калининградской области

ул.Школьная 2

2013 год

Пояснительная записка

Российская система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности. Государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

      В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска способов  повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса. Таким образом, интеллектуальное, творческое развитие одарённых учащихся с последующей социальной адаптацией в обществе является одним из приоритетных направлений современного образования.

       Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

 Выявление одаренных детей начинается с беседы с психологом  при поступлении в 1 класс и в дальнейшем (в начальной школе) на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством ребят интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности; доминирующую активную познавательную потребность; они испытывают радость от процесса добывания новых знаний.

Одарённый ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление в нужное русло, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для школьника окружающий мир. И начинать эту работу надо уже в начальной школе.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в области художественного развития. Школьная система дополнительного образования   предоставляет возможность реализации таким ребятам через  кружки по разным направлениям:

  1. Туристско-краеведческое
  2. Эколого-биологическое
  3. Духовно-нравственное
  4. Художественно-эстетическое
  5. Вокальная и танцевальная студии

II этап – диагностический  - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, работе объединений дополнительного образования по интересам. В начальном звене работают культурологические кружки «Детская риторика», «Эрудит», языковые площадки. В среднем и старшем звене интеллектуально развитые ребята объединяются в интеллектуальном клубе «Формула успеха», принимают активное участие в различных конкурсах и предметных олимпиадах.
Таким образом, сохранятся преемственность между 1 и 2 ступенями обучения. 

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. 

Старшеклассники под руководством педагогов занимаются исследовательской работой, проектной деятельностью. На этом этапе можно увидеть результаты планомерной работы по развитию одарённых ребят.

Цели программы: 

  1. Создание условий для развития одарённых учащихся, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
  2. Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
  3. Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников школы.
  4. Создание интеллектуально насыщенного образовательного пространства в школе.

Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся устойчивой потребности в постоянном интеллектуальном  и творческом развитии;
  2. Ранее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней.
  3. Создание школьного интеллектуального клуба «Формула успеха» для выявления и работы с одаренными детьми через проведение занятий и общешкольных мероприятий в сфере интеллектуальных игр.
  4. Нацеливание учеников школы на участие в олимпиадах, конкурсах, выставках с целью лучше проявить свою индивидуальность и показать хороший результат.
  5. Диагностика одаренности детей и подростков (через систему портфолио)

     Направления работы по программе:

1.Исследовательская деятельность школьников в научном обществе учащихся младших классов «Эрудит», которая способствует развитию творческой активности учащихся, стимулирует их интерес к фундаментальным и прикладным наукам, знакомит с научной картиной мира.

2. Система дополнительного образования - предметные кружки по иностранным языкам, экологии и т.д.

3.Участие учащихся школы в различных предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

4. Углубленная подготовка выпускников к сдаче  ЕГЭ

5. Интеллектуальный клуб «Формула успеха», членами которого стали ученики 5-11 классов.

    Игра – неотъемлемый феномен культуры. Поэтому в наши дни становятся особенно актуальными слова Пьера де Кубертена: «Нынешнее общество не поднимется из руин, если молодое поколение не будет широко и всесторонне просвещённым. В распространении культуры я вижу гарантию всеобщего прочного прогресса. Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно – творческой деятельности является клуб интеллектуального развития.

   Обучение и воспитание с применением игр трудно назвать инновационным подходом к воспитанию и обучению. Об игровом обучении говорил еще К.Д. Ушинский. Традиционно игры рассматриваются, как правило, применительно к определенному учебному предмету. Наработана огромная база игр по истории, литературе, географии и т. д. И тем не менее, в этой области еще можно сказать новое слово… Речь в данном случае идет о применении игры не на учебных занятиях, а во внеурочной деятельности;  игры, которая будет направлена не на выявление знаний в какой-то определённой области, а на их приобретение в процессе коллективного умственного труда.

    Интеллектуальные игры востребованы  детьми, поскольку  они удовлетворяют  их особые познавательные и социальные потребности:

  1. потребность в общении;
  2. потребность в проявлении самостоятельности;
  3. потребность в самореализации;
  4. потребность в творчестве;
  5. потребность в разностороннем развитии;
  6. потребность в отдыхе;
  7. потребность в самоутверждении,  успехе, а так же связанном с успехом удовольствии.

     Через игру учащиеся осваивают непростую науку общения, учатся слушать и слышать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению.

       В средней школе пос.Железнодорожный существует школьный интеллектуальный клуб с 2008 года, изначально  созданный «по образу и подобию» телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Здесь занимаются талантливые и увлеченные ребята, которые умеют и, главное, любят мыслить, готовы сообща  искать и находить эффективные способы решения различных задач.
    По мере роста в школе интеллектуального движения в программе клуба появились и новые вариации интеллектуальных игр: «Медиаазбука», «Эрудит-лото» и прочие игры, воспитанники клуба стали активно участвовать в творческих конкурсах и проектах, пробовать свои силы и знания в личных интеллектуальных «соревнованиях».
Данный проект следует рассматривать как форму работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью во внеурочное время. 

     Программа клуба направлена на формирование целостного, четко структурированного поля интеллектуально-творческого развития и деятельности учащихся  в образовательном пространстве, на воспитание в них нравственных начал, а также популяризации науки и культуры.
     Основная цель деятельности клуба – создание ученического коллектива (команды), вовлекающего школьников в интеллектуально-творческий процесс. В членах клуба воспитываются привычка к самоотдаче, потребность в насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.

     Основные формы работы - индивидуальная, групповая деятельность (тренинги, подготовка к тематическим играм), коллективная проработка вопросов и ответов, ассоциативные и психологические игры.

     Интеллектуальный клуб - это не только дружный коллектив, состоящий из ярких индивидуальностей с разнообразными интересами, но и совместное времяпрепровождение, которое никогда не бывает пустым и скучным. Это опыт работы в команде, быстрой адаптации к стрессовым ситуациям, столь важный в нашем динамично развивающемся мире

Деятельность клуба разнообразна:

  1. Проведение интеллектуальных игр и клубных турниров, обучение игроков. Деятельность клуба — это не только игры, в которых ребята принимают участие, это также мастер-классы для них по организации. Курирует данное направление член школьного органа ученического самоуправления Совета старшеклассников)
  2. Шефство над интеллектуальным сообществом учащихся 3-4 классов «Эрудит» (проведение серии обучающих мастер-классов для ребят).
  3. Работа в объединениях дополнительного образования;
  4. Участие в конкурсах, конференциях, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, проектах (см. приложение 1)

Приложение 1

     Данная программа предполагает работу с одарёнными учащимися в течение 3 лет, 70 часов в год, 2 часа в неделю, исключая время, когда команды принимают участие в областных и районных турнирах.

     Немаловажным доказательством действенности работы школьного интеллектуального клуба является тот факт, что большинство учеников, принимавшие активное участие в клубных играх, имеют неплохие результаты как в предметных олимпиадах, так и в творческих конкурсах (это и Всероссийская олимпиада школьников, предметные внеурочные олимпиады, конкурсы «Лидер 21 века» - 4 победителя на муниципальном этапе и 3 место на областном этапе конкурса в 2012 году, 4 Стипендиата Губернатора области с 2010 года, 6 Стипендиатов Главы МО «Правдинский район» и др.). Кроме того, у ребят, членов клуба, появляется уверенность в себе, в своих силах, пропадает закомплексованность, они учатся работать в команде, учатся слышать друг друга и грамотно отстаивать свою точку зрения.

    Школьный интеллектуальный клуб обладает большим потенциалом в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Игровые технологии создают прекрасную возможность для активного межличностного воздействия школьников, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

   Клуб «Формула успеха» в том виде, в котором он работает сейчас,  был создан в 2011  году.  Сегодня клуб объединяет детей разного возраста: учеников 5 – 11 классов. В клубе занимается 20 талантливых, одарённых и увлечённых ребят, постоянных игроков, защищающих честь школы на интеллектуальных турнирах (команды «Капиталь», «Матриархат», «Ну, погоди!») и  более 70 активистов из разных классов. 

   Программа работы клуба связана с решением учебно-воспитательных задач школьной образовательной системы:

- объединить преподавателей-предметников в целях апробации нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности;

- апробировать форму организации интеллектуального клуба как мотивацию к улучшению результатов учебного труда на уроке;

- расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным темам;

- повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.

Основная цель деятельности интеллектуального клуба школьников:

 - создание и сплочение детского коллектива единомышленников, вовлекающего школьника в интеллектуально – творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим;

- воспитание у школьников потребности и привычки к самоотдаче, стремления к общественно – полезной работе, насыщенной духовной жизни, умения сочетать свои интересы с интересами коллектива;

- развитие интеллектуальных способностей школьников в системе внеклассной деятельности;

- создание условий для интеграции урока и внеурочной деятельности как единого процесса развития учеников.

Задачи интеллектуального клуба:

- формирование у учащихся устойчивых навыков игрового взаимодействия, умения работать со справочной и познавательной литературой;

- создание банка интеллектуально – игровых программ;

- знакомство учащихся 5 – 11 классов в игровой творческой форме с компонентами учебных программ;

- формирование у учеников гражданского самосознания, уважения к истории большой и малой Родины, пропаганда здорового образа жизни и т.д. через проведение тематических игр.

   Занятия проводятся, как правило, небольшими группами. Комплектование учебной группы идёт по принципу создания условий для наибольшего комфорта обучаемых.

Основные формы работы: индивидуальная (с авторами вопросов и ведущими игр), групповая (психологические тренинги, подготовка к тематическим играм), коллективная форма проработки вопросов и ответов, психологические, ассоциативные игры.

Основные методы работы:

- анализ справочной и познавательной литературы

-  беседа

- личностные тренинги (отработка навыков работы в команде)

- интеллектуальные марафоны, бои, ринги

- - проведение мастер-классов старшими обучающимися для младших команд

   Вся интеллектуальная деятельность клуба развивается по трём направлениям, которые представлены в программе:

  1. Применение игровых технологий в учебной деятельности.
  2. Внеурочное интеллектуальное развитие учащихся через проведение игр разного формата.
  3. Применение учащимися умений и навыков, полученных в клубе, для результативного участия в различных конкурсах и  личностных соревнованиях.

   Весь интеллектуальный капитал, накопленный за время работы клуба, собран в папках. В этом материале все моменты нашей жизни: награды, рекламные информационные листы, разработки интеллектуальных рингов, календарное планирование.
    Хорошо подготовленная и организованная игра всегда получает высокую оценку ее участников и всех присутствующих. Необходимо подчеркнуть, что при полной свободе выбора темы игры и демократичности всех процедур, ИГРА — четко спланированный и управляемый процесс, где все элементы следуют в заданном ведущим ритме.  После объявления ведущим итогов игры победителям вручаются дипломы и призы.

Основные педагогические требования к ИГРЕ:

  1. игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности участников (детей);
  2. игра должна вызывать у детей только положительные эмоции;
  3. в игре обязателен элемент соревнования между командами (завоевание победы или поражение — сильнейший побудительный мотив к дальнейшим действиям);
  4. игра должна учитывать возрастные особенности детей, их информационную базу — с участниками игры необходимо проводить детальный ее анализ (по всем стадиям подготовки и проведения).

        

        План занятий в клубе интеллектуальных игр

Учебно-тематический план первого года занятий

2011-2012 учебный год

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Игровые занятия

1.

Вводное занятие

1

1

-

-


2.

Вопрос — основа игры. Требования к вопросам.

7

3

4

-


3.

Алгоритм поиска ответов. Основные приемы.

8

4

4

-

4.

Эрудиция — ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки.

6

3

3

-

5.

Как работать с книгой.

2

1

1

-

6.

Игра «Эрудит-Лото».

2

1

1

-

7.

Нетрадиционные формы интеллектуальных игр.

10

2

8

-

8.

Принципы игры в команде.

4

4

-

-

9.

Распределение командных ролей.

2

1

1

-

10.

Отработка игры в тройках.

8

-

8

-

11.

Отработка игры в шестерках.

8

-

8

-

12.

Как организовать игры «ЧГК».

2

2

-

-

13.

Основные особенности «Брэйн-ринга».

4

1

3

-

14.

Игровые занятия.

6

-

-

6

 

Всего:

70

23

41

6

 

Программа

  1. Вводное занятие. История и принципы игры «ЧГК». Правила игры. Игра «ЧГК» в нашем городе.
  2. Вопрос — основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.
  3. Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.
  4. Эрудиция — ключ к успеху. Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки — игры в «Медиаазбуку». Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.
  5. Как работать с книгой. Основные приемы работы с книгой. Специфические приемы для составления вопросов.
  6. Игра «Эрудит-лото». Игра «Эрудит-лото» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы «Эрудит-лото».
  7. Формы нетрадиционных логических игр. 1) «Очередь», «Эрудит-лото», «Златая цепь» и др.
  8. Принципы игры в команде. Команда — единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
  9. Распределение командных ролей. Функции капитана, генератора идей, критика. Другие возможные роли.
  10. Отработка игры в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Почему тройка — еще не команда.
  11. Отработка игры в шестерках. Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.

Примечание: тройки — промежуточный этап для притирания игроков друг к другу. Если конкретная ситуация позволяет создание команды сразу, то без этого промежуточного этапа можно обойтись, использовав часы темы №10 для темы №11 или игровых занятий.

  1. Как организовать «ЧГК». Три основные формы игры в «ЧГК». Игры со зрительным залом.
  2. Основные особенности «Брейн-ринга». Отличие «Брейн-ринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн-ринг». Особенности обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для «Брейн-ринга».
  3. Игровые занятия.

    Примерный план игрового занятия:

  1. Интеллектуальная разминка (игра в «Медиаазбуку») — 15-20 минут (или «Эрудит-лото»);
  2. Игра в «ЧГК» — 40-45 минут;
  3. Игра в «Брейн-ринг» — 20-30 минут.

   Возможно включение других представленных в программе игр. Время на каждую игру может варьироваться в связи с конкретной ситуацией (например, подготовка к конкретному турниру).

Учебно-тематический план второго и третьего года занятий

2012-2013, 2013-2014 уч.гг.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Практические занятия

Игровые занятия

1.

Отработка игры в шестерках.

10

10

-

2.

Организация игр «ЧГК».

10

10

-

3.

Разбор проведенных игр.

5

5

-

4.

Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба.

10

10

-

5.

Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр.

20

20

-

6.

Игровые занятия.

15

-

15

 

Всего:

70

55

105

Программа

  1. Отработка игры в шестерках. Отработка ролевых функций в команде. Устранение недостатков при обсуждении. Выработка условий сигнализации и других форм взаимодействия для «Брейн-ринга». Создание постоянно благоприятного психологического климата.
  2. Организация игр «ЧГК». Подготовка и проведение игр «ЧГК» в школе.  Участие в районных и региональных турнирах.
  3. Разбор проведенных игр. Оценка игры команд. Персональный разбор. Закрепление положительного опыта и устранение недостатков.
  4. Разбор работы ведущих команд «ЧГК». Как распределяются функции в команде. Выстраивание логической цепочки. Основные приемы обсуждения. Что можно почерпнуть для своей команды.
  5. Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба. Обсуждение и доработка принесенных учащимися вопросов с точки зрения требований к вопросу.
  6. Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр. Практическое применение знаний, полученных в первый год обучения. Проведение игр в клубе.
  7. Игровые занятия строятся по тому же принципу, что и в первый  год обучения.

Прогнозируемая результативность программы:

  1. повышение интеллектуального уровня и эрудиции  учащихся, членов клуба;
  2. улучшение  процесса  мышления учащихся через развитие таких возможностей интеллекта, как выбор стратегии и тактики, генерации идей;
  3. развитие лидерских качеств,  активной жизненной позиции;
  4. овладение приёмами быстрого переключения сознания от одной информационной  области к другой;
  5. повышение уровня  познавательной активности учащихся.

Ожидаемые практические результаты:

  1. создание интеллектуально насыщенного образовательного пространства в МО «Правдинский район»
  2. создание районного интеллектуального клуба для выявления и работы с одаренными детьми через проведение тренингов и различных мероприятий  в сфере интеллектуальных игр (налажено сотрудничество со школами пос.Домново и Дружба)
  3. создание информационной газеты «Интеллектуальный поединок», в которой силами всех участников проекта будут отражены новости из жизни школьных клубов «Что? Где? Когда?», результаты районных и областных игр и задания для тренировки
  4. привлечение школьных команд из всех школ района в участию в областных турнирах
  5. размещение новостей о деятельности клуба на школьном сайте www.zeleznodorozny.com 
  6. повышение качества образования в школе
  7. увеличение количества учащихся с высокими результатами сдачи ЕГЭ
  8. увеличение числа участников конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций
  9. увеличение количества участников и призёров муниципальных и региональных олимпиад и конкурсов
  10.  увеличение числа учащихся – стипендиатов Губернатора Калининградской области и Главы МО «Правдинский район»
  11. повышение престижа знаний среди учащихся
  12. повышение уровня профессионального мастерства педагогов
  13. увеличение количества совместных проектов, исследовательских работ учащихся, педагогов, родителей.
  14. создание сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования области, района и посёлка в частности.

   Интеллектуальный клуб «Формула успеха» - это не только дружный коллектив, состоящий из ярких индивидуальностей с разнообразными интересами, но и совместное времяпрепровождение, которое никогда не бывает пустым и скучным. Это опыт работы в команде, опты быстрой адаптации к стрессовым ситуациям, столь важный в нашем динамично развивающемся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы "Лестница успеха".

Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.    Цель программы – с...

Программа воспитательной работы Лестница успеха.

Программа реализуемая в МБОУ КСОШ №2 в 6-11 Б кл. с 2013г....

Программа воспитательной работы "Лестница успеха"

В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как  целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная пр...

Программа воспитательной работы «Ступеньки успеха» (5-9 класс)

             Программа “Ступеньки успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и ус...

Программа воспитательной работы "Лестница успеха"

Концепция программыВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности опре...

Презентация работы клуба "Успех"

Презентация рассказывает о работе лицейского клуба любителей английского языка "Успех"....