Календарно-тематический план для курса "Основы православной культуры"
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Скворцова Ангелина Николаевна

Тематический план для курса "Основы православной культуры" (учебник А.Кураева "Основы православной культуры) рассчитан на один учебный год для 5-го класса (1 час в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план для курса «Основы православной культуры»

Каким  должен быть урок основ православной культуры?

Прежде, каким он быть не должен: традиционным, где учитель объясняет, спрашивает, ставит отметку. Не должен превращаться в читку параграфа  с выполнением заданий.

Конечно же, урок должен быть личностно-ориентированным, т.е. в ходе его ребенок и учитель обретают личностные смыслы и личностные качества. Конечно, он должен быть проблемным и диалоговым.

А.И. Шемшурина говорит: «Сегодня особенно нужна специальная работа разум и души над этическими проблемами жизни». Но чтобы процесс осмысления нравственного был не стихийным и кратковременным, а глубоким и последовательным, от учителя потребуются проектировочные умения.Рабочая программа по ОПК? Но мы не имеем авторской и даже стандарта. На одном учебнике рабочую программу не построить. Остается КТП. Тематическое планирование позволяет нам вычленить главное содержание и не погрязнуть в частностях. Учебник рассчитан на 1 год – 30 часов, пока не имеет продолжения – спецкурс; адресован учащимся 4-5 классов; составлен для 2 полугодия (4 кл.) и 1 пол-я (5 кл.), поэтому 17-й урок – подведение итогов – рубежный, возможно, для полугодия и по образцу можно разработать 31-32 –е заключительные уроки.

Логика – нелинейная; первые 3 урока имеют характер вводных и расположены последовательно, остальные – свободные беседы, располагать можно произвольно, соотнеся с календарем Пасху и Страстную.

Наполнение тем: текст – 10-20 минут чтения (информация) – остальное – пространство диалога и сотворчества.

Что представляет собой текст? Диалог с собеседником. Какова роль учителя? Быть посредником. Учебник нужен ему, как компас, для того чтобы не уклониться от содержания, обойтись  без «отсебятины», вместе с тем содержание можно дополнить вопросами и заданиями, ситуативным материалом, иллюстрациями произведений искусства.

Задания в учебнике – «толстые и тонкие» вопросы, темы для группового обсуждения, для письменных рассуждений, творческих проектов (андреевский флаг) и т.п.

        В той версии, которую мы предлагаем, нами выделены 4 содержательные линии (возможно, их больше, но авторской программы, которая бы это подтвердила – нет). Эти содержательные линии обнаружены нами в ходе внимательного прочтения учебника. Совокупность тем уроков раскрывает ту или иную содержательную линию. Однако в самом учебнике темы уроков не сгруппированы в блоки, которые мы выделили. Конечно, у автора была своя логика. Но мы о ней можем лишь догадываться. Впрочем, нужно не забывать, что эксперимент (его начало) привязано ко 2 полугодию, Пасха – 8 урок, подведение итогов – 16-й.

 Как быть нам? Есть 2 пути: идти вслед за автором, либо следовать нашей логике, перестроив порядок тем.

Мы попробовали не только выделить содержательные линии, но и перестроить, согласно им, порядок тем, подать их смысловыми блоками. Последовательность блоков, как и тем, имеет свою логику, ее можно понять, обратившись  и к целевым установкам.

  1. Россия и православие. Традиции и ценности. - Роль православия для России  (это мотивация к знакомству с ним). Православные – это наши предки, это мы.
  2.  Во что верят православные? Что же такое Православие?
  3.  Духовный мир православного человека. Как оно преображает человека.
  4.   Плоды православной культуры. Русский человек в русском храме – не японец в русском  музее, а продолжатель духовных традиций.

Однако порядок тем – не самое главное, это внешнее. Внутреннее же определяется содержанием учебного материала. И с ним работать нужно глубоко осмысливая каждое умозаключение, чтобы на уроке то ценное, что есть в учебнике, не ускользнуло от внимания учеников. Наш опыт прочтения учебника говорит о том, что в нем есть ответы на проблемные, смысловые вопросы, требующие исследования, решения. Чтобы дети увидели этот ответ, нужно сформулировать перед ними вначале вопрос. Чтобы прежде сами попытались ответить на этот вопрос. Необходимо создать проблемную ситуацию, чтобы ребенок, опираясь на собственный опыт, попытался определить свое личное отношение к объекту исследования, сравнил бы его с отношением собеседников, а затем подтвердил или опровергнул, восполнил, уточнил его, благодаря автору учебника.

 Чтобы задать проблемный вопрос (заключающий в себе проблему, трудный, не имеющий однозначного ответа, хотя бы в контексте современности), нужно понять, объяснить себе, чего мы хотим достичь, зачем это делаем.

Конечно, мы  подходим к вопросу цели: к разделу, к теме, к уроку. Но цель в привычном для нас понимании ожидаемого результата на уроке ОПК недостижима, хотя бы потому, что для прорастания смыслов и отношений нужно время. Поэтому мы ограничиваемся целевой установкой, как неким вектором. Впрочем, в этой целевой установке к блокам уроков той или иной содержательной линии вы можете заметить попытку восхождения к личностным смыслам, т.е. в целевой установке - ответ на вопрос «зачем я провожу эти уроки?».

        Целевая установка помогает, повторюсь, сформулировать проблемно-смысловые вопросы (подчеркиваю – авторский термин). Проблемные – непростые, неоднозначные, смысловые – требующие обращения к личностным смыслам, формирования отношения к  тому или иному явлению. Проблемно-смысловые вопросы у каждого учителя могут быть разными, перед вами те, на которые мы нашли ответы в учебнике Кураева.

 Возможно, вопросы для 5-классников могут показаться сложными, но, во-первых, уровень интеллектуального развития разный у нынешних подростков, во-вторых, вопрос можно адаптировать, упростить, подготовить к его восприятию ситуативным материалом или предварительными вопросами. В любом случае создание проблемной ситуации – толчок к пробуждению мысли, а может,  и к актуализации генетической памяти ребенка, но уж точно это мотивирует подростка к внимательному прочтению учебника.

В отличие от традиционного КТП, мы не выносим в разделы плана познавательную составляющую ТЦУ (впрочем, она может быть), вы знаете, что именно этот аспект ТЦУ ставится перед классом в ученическом варианте. Именно это и сделал автор учебника за учителя. В начале каждой темы – вклейка «Вы узнаете». В конце – вклейка «Вопросы и задания», чаще всего проверяют степень усвоения информации. Впрочем, некоторые вопросы явно исследовательские, а задания – творческий характер. Не стоит ими пренебрегать.

        В той версии плана, которую мы предлагаем творчески осмыслить, восполнить, нами выделены наиболее важные на наш взгляд аспекты: целевая установка, проблемно-смысловые вопросы, формы организации деятельности (виды). Целевая установка к каждому уроку (по сути воспитательно-развивающий аспект ТЦУ) – конкретизация целевых установок к целой содержательной линии. С нею связаны проблемно-смысловые вопросы. Как с этим работать?

           Наконец, формы организации деятельности. Из них мы знаем 3: фронтальная, групповая, коллективная. Все три конкретизируются разновидностями. Все три имеют место быть на уроке.

 Выбор формы не может быть случайным. Он зависит и от темы, и от цели, от технологии, от характера урока.

Делая выбор, мы учитываем, что урок ОПК – личностно-ориентированный, что в основе его – принцип диалога, отношения с учеником – не просто межсубъектные, доверительные, искренние.  Выбирая форму организации, мы учитываем характер проблемного вопроса, решаем, предложить его для обсуждения всему классу или прежде группе.

Мы предлагаем письменные задания, чтобы ученику после разноголосицы мнений одноклассников удалось наедине с собой сформировать свое собственное отношение к тому или иному явлению, факту, или даже сделать нравственный выбор.

Какой бы ни была форма организации деятельности, это должна быть деятельность, непрерывная мыследеятельность, которая создает условия для осмысления подростками собственного я в контексте той или иной проблемы, побуждает в дальнейшем к поступку, решению, к выбору, к определенной собственной позиции.

        Конечно, мы опираемся в выборе средств на возрастные особенности. Что значимо в подростковом возрасте: соотнесение, сопоставление и личностное осмысление накопленного нравственного опыта с нормами жизни в вековом опыте поколений.

Сюжет урока строится в логике поиска нравственного решения в разнообразных жизненных ситуациях, находится в пространстве творчества, игр, экспериментов, сопровождающих непрерывный диалог, ведущий к осознанию своего я, потому что в этом возрасте подростку так же важна моральная самооценка, как и оценка его личности извне.

Версия тематического плана по ОПК

Содержательная линия

Целевая установка

Проблемно-смысловые вопросы

1.

Россия и православие. Традиции и ценности.

Помочь понять роль религии в развитии истории и культуры России. Содействовать  формированию уважительного отношения к патриотическим чувствам любого человека, а также к нравственным ценностям и культурным традициям своего Отечества.

  • Зачем человеку Родина?
  • Зачем человеку красота и вера, зачем народу культура и религия?
  • Россия только для русских?
  • Бывают ли плохие нации?
  • Патриот – тот, кто умеет любить, или тот, кто умеет ненавидеть?
  • Что делает воина-защитника сильнее: ненависть или любовь?

2.

Во что верят православные христиане?

Помочь увидеть, понять, осознать связи между предметом веры  и нравственным становлением личности, присутствием Бога в  жизни человека и его стремлением   к духовному совершенству.

3.

Духовный мир православного человека

Помочь сделать первые шаги на пути самопознания, пробудить стремление к самовоспитанию.

4.

Плоды православной культуры

Укоренять в духовной традиции,  содействовать культурной самоидентификации. Помочь подростку увидеть связи между религиозным содержанием и культурной формой, между внешним и внутренним самого человека.

Наполнение содержательных линий

Россия и православие: традиции и ценности

Темы

Целевая установка

Проблемно-смысловые вопросы

Формы организации деятельности

  1. Россия – наша Родина (1)

  1. Культура и религия (2)

  1. Человек и Бог в православии (3)

  1. Как христианство пришло на Русь (18)

  1. Защита Отечества (28)

  1. Любовь и уважение к отечеству(30)

Во что верят православные христиане?

Темы

Целевая установка

Проблемно-смысловые вопросы

Формы (разновидности) организации деятельности

  1. Библия и Евангелие (5)

Содействовать формированию начального представления о взаимоотношении Бога и человека в православном понимании как союзничестве, о Священном Писании как Богооткровении.

Помочь подростку обрести чувство защищенности, уверенности в том, что его любят не только папа и мама, но и Некто сверху.

Может ли (должен ли) человек сам справляться с невзгодами и испытаниями – неизменными спутниками жизни?

Может ли современный человек стать святым?

Диалог в парах, тройках, группах;

чтение вслух,  про себя, поисковое; фронтальная беседа;

вопросы самому себе;

письменные ответы на проблемные вопросы;

полилог в круге и т.д.

  1. Христианин в труде (29)

Помочь понять, зачем человеку была дана Богом заповедь  трудиться, подвести к осознанию, что труд на благо ближнего не наказание, а лекарство для души трудящегося.

Известный лозунг гласит: «Слава труду!». Всякий ли труд славен, хорош?

  1. Чудо в жизни христианина (22)

  1. Проповедь Христа (6)

Помочь понять, что православие – это не запрет, а скорее призыв, что   Бог ждет от человека не формального исполнения правил поведения, а внутренней перемены, преображения.

Каким должен быть настоящий лидер?

Счастлив ли человек, который всех подчинил своей воле, заставил считаться с собой, которого все уважают и боятся?

  1. Христос и его крест (7)

  1. Пасха (8)

  1. Православие о Божьем суде (23)

  1. Таинство причастия (24)

Духовный мир православного человека

Темы

Целевая установка

Проблемно-смысловые вопросы

Формы организации деятельности

  1. Православное учение о человеке(9)

Существуют две версии о происхождении человека. Какая из них вам кажется убедительной?

Чем отличается человек от животного,  в чем он может быть похож на Творца?

  1. Православная молитва (4)

  1. Совесть и раскаяние (10)

  1. Заповеди (11)

  1. Милосердие и сострадание (12)

  1. Золотое правило этики (13)

Как относиться к злому человеку (отвернуться, объявить бойкот, сказать ему всю правду о нем в глаза, пожалеть или…)?

  1. Подвиг (19)

  1. Заповеди блаженства (20)

  1. Зачем творить добро (21)

  1. Отношение христианина к природе (26)

  1. Христианская семья (27)

Плоды православной культуры

Темы

Целевая установка

Проблемно-смысловые вопросы

Формы организации деятельности

  1. Храм (14)

  1. Икона (15)

  1. Монастырь (25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного материала по физической культуре для учащихся 5 класса

Календарно-тематическое планирование разработанно на основе Комплексной программы физического воспитания под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевич. Данное планирование расчитанно на 3-х часовую программу....

Календарно-тематическое планирование модуля "Основы мировых религиозных культур"

Календарно-тематическое планирование модуля "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса. Материал сформирован по разделам.  Подробное изложение темы и цели урока, внесены основные поня...

Календарно-тематическое планирование модуля "Основы мировых религиозных культур

Календарно-тематическое планирование модуля "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса. Материал сформирован по разделам.  Подробное изложение темы и цели урока, внесены основные поня...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебному предмету «Физическая культура» 11 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕпо учебному предмету «Физическая культура»11 класс102 часа (3 часа в неделю)...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...