Конспект открытого занятия "Термическая обработка кожи. Изготовление цветов и листьев. Декоративное панно"
план-конспект урока по теме

Попкова Елена Геннадьевна

Конспект открытого занятия по художественной обработке кожи. Термическая обработка кожи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_hud.obrabotke_kozhi.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия                                                                             «Термическая обработка кожи. Изготовление цветов и листьев. Декоративное панно».

Подготовила Попкова Е.Г.

Педагог дополнительного образования

р.п. . Сосновское

2012 год

Тема: «Термическая обработки кожи. Изготовление цветов и листьев. Декоративное панно».

Цели занятия:

- Дать понятие о кожаной пластике, как о традиционном виде рукоделия, познакомить с основными понятиями, оборудованием, материалами;

- Обучить простым навыкам работы с кожей.

- Развивать эстетический вкус и творческие способности участников;

- Воспитывать уважение к народным традициям, интерес к традиционным видам рукоделия.

Тип занятия: педагогическое ателье.

Методы: интерактивный (рассказ, объяснение, демонстрация, игровые моменты).

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Оснащение урока:

- выставка изделий из кожи;

- литература, конспекты уроков по данной теме;

- образцы материалов и инструментов для обработки кожи;

- раздаточный материал - инструкционные карты, карточки задания;

- образцы рисунков изготовления панно;

- для работы  - кусочки кожи, шаблоны, клей, ножницы, ручка, рамка;

плитка для обжига (свеча).

 

1. Организационная часть  занятия

Приветствие;

Проверка готовности рабочих мест;

Сообщение темы и краткий обзор занятия;

Деление участников на творческие микрогруппы, выбор жюри;

Психологическая разминка "Листок настроения" (заполняется три раза в течении занятия)

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Осмотр выставки изделий из кожи, беседа с участниками о месте изделий из кожи в жизни людей в наши дни, применение кожи для отделки изделий и создания интерьера помещений.

Примерные вопросы беседы:

Нравятся ли вам изделия представленные на этой мини-выставке?

Есть ли у вас дома изделия из кожи сделанные своими руками?

Как вы думаете, актуальны ли такие работы сегодня или это дань прошлому?

Что в доме можно украсить, применяя изделия из кожи?

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, покрывала, ковры, дорожки; блузы и  платья, скатерти, рушники и сорочки с народной вышивкой, кружевом; украшения и изделия из дерева, керамики, кожи и др. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а, в первую очередь, как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением сельского и городского жилья. В этом выражается исконная потребность человека в красоте, желание видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства с их естественностью и поэтичностью, а самое главное – доброй энергией мастера, подарившего эти изделия людям.

Народное творчество, создающее природный мир живет в двух ипостасях – материальной культуре и культуре духовной. В наши дни главными стали духовная и эстетическая – “праздничная” функция народного искусства; оно переживает новый этап – словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего многовековый опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда. Создавалось народное искусство в основном крестьянами, ремесленниками и кустарями. Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции (ткачество, гончарное дело), другие возникли на наших глазах, буквально в последние десятилетия. С таким видом  декоративно-прикладного творчества я и хочу вас познакомить, имя его -  кожаная пластика.

Мы знаем, что издавна кожа использовалась в основном в утилитарных целях. Из нее шили одежду, обувь, кошельки, сумочки, головные уборы, пояса, футляры, изготавливали конскую сбрую. Сегодня же мы предлагаем сделать из кожи оригинальные украшения ( из одного предмета и в комплекте). Это могут быть броши, серьги, кулоны, декоративные пояса, воротники. Изделиями из кожи можно украсить одежду, изготовив воротник, пояс, жилет, пуговицы, а также украшения к обуви. И наконец, из кожи можно выполнить прекрасные панно для украшения жилья. Все эти изделия могут быть замечательными подаркоми.

3. Изучение нового материала.

Краткий экскурс в историю.

Кожу, удивительный материал, прочный, пластичный, разнообразный по внешнему виду и интересный в обработке, создала сама природа.

Первобытный человек выделывал кожу из шкуры убитого им зверя для одежды, обуви, мешков и даже плавательных средств.

На кожаных бурдюках можно было переправляться по реке.

Раскопки, проведенные в Египте и Междуречье, свидетельствуют о том, что в 5 тысячелетии до нашей эры люди занимались земледелием и скотоводством, которое являлось основой кожевенного производства. Существование подобного производства подтверждают своды законов, собранных правителем Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.)

Изображения, сохранившиеся на каменных рельефах ассирийских дворцов, иллюстрируют широкое применение кожи. Из нее делали одежду, воинское снаряжение (латы, щиты), предметы быта (покрывала, подушки, ковры) и даже суда (у последних была кожаная обшивка). О тысячелетней традиции использования кожи напоминает и приспособление для орошения земли – кожаное ведро. Из кожи изготавливали прочные веревки, которыми делали замеры, связывали строительные леса. Веревки, сплетенные из нескольких кожаных ремней, использовались при строительстве в Северной Африке города-государства Карфаген. Древние египтяне применяли тонкие кожаные ремешки для сшивания кожи и оплетки изделий из нее. При этом ремесленник пользовался шилом и специальным крючком, которым через проколотое отверстие протаскивал ремешок. Кочевые народы применяли кожаную посуду (фляги, чайники, сосуды), которая служила им по 40-50 лет.

В 6-7 веках на территории Восточной Европы знали разные способы выделки кожи. Жил в стародавние времена в стольном граде Киеве богатырь Никита. Кожи мял да дубил, поэтому и прозвище ему дали Кожемяка. Ни один человек с ним силой сравниться не мог, да что – человек, одолел Никита в честном бою даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. И за подвиг этот не захотел богатырь никаких наград. Сказал лишь: «Не ради награды я со змеем бился, а людей пожалел, мне моя работа всех ваших даров милее. Пустите меня обратно в слободу Кожевенную». И вернулся Никита к себе домой в слободу. Опять стал кожу мять , в светлом Днепре вымачивать. Археологические раскопки в Новгороде и Москве свидетельствуют о существовании кожевенных мастерских в 11-12 веках.  В 13 веке город Торжок стал центром выделки сафьяновой кожи из козьих и бараньих шкур. Вскоре появились кожевенные заводы и в других русских городах: Ярославле, Угличе, Ростове. Высокое качество изготовления кожаных изделий позволяло передавать их по наследству. Так, Дмитрий Донской завещал сыну “пояс золот великий с каменьем без ремени, пояс золот с ремнем”. И уже тогда, в 10-13 веках, в Древней Руси получило развитие декоративное искусство. Существовало прекрасное слово “узорочье” для обозначения предметов декоративного искусства. В кожаных изделиях, как в прочем и в других, орнамент покрывал всю поверхность, почти не оставляя свободного пространства.

4. Изучение оборудования и материалов для обработки кожи.

Задание: рассмотреть предложенные образцы материалов и инструментов;

Беседа о назначении и применении оборудования для обработки кожи, повторение правил ТБ.

Оборудование для обработки кожи.

1. Ножницы – нескольких видов: большие или среднего размера – для раскроя крупных деталей, маникюрные для выполнения маникюрных работ, “зигзаг” - для обработки края изделия.

2. Пинцет – для наклеивания мелких деталей, для работы  с плиткой.

3. Авторучка, мел, карандаш – для разметки деталей.

4. Электроплитка или свеча – для термообработки кожи.

Шаблоны, лекало и выкройки можно сделать из картона или плотной бумаги.

5. Организация рабочего места.

Рациональная организация рабочего места является одним из важнейших условий успешного и качественного результата труда.

Помещение для занятий должно быть достаточно освещено, стол достаточно велик, для того, чтобы на нем свободно размещались материалы и инструменты для работы. Все инструменты должны храниться в футлярах и специальных коробках. Шаблоны деталей должны храниться в конвертах.

Рабочее место для тепловой обработки деталей должно быть оборудовано розеткой 220 В, резиновым ковриком, электроплиткой с закрытой спиралью, установленной на изолированной подставке.

6. Правила техники безопасности.

Общие правила техники безопасности:

Не отвлекайтесь во время работы;

Не используйте неисправные инструменты;

Употребляйте инструмент только по назначению;

Инструменты и оборудование храните только в приспособленном для этого месте;

Содержите в чистоте и порядке свое рабочее место.

Правила обращения с ножницами:

Храните ножницы в чехле в предназначенном месте;

При работе внимательно следите за направлением среза;

Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением;

Не держите ножницы концами вверх;

Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями;

Передавайте закрытые ножницы лезвиями вперед.

 

Правила обращения с клеем.

Клей наливать в устойчивую посуду, чтобы не опрокинуть;

Хранить клей в плотно закрытых баночках в специально предназначенном месте;

При использовании клея работать в хорошо проветриваемых помещениях.

Правила обращения с электроприборами:

Перед включением проверить исправность шнура питания;

Не пользоваться приборами с открытой спиралью;

Не допускать выключения электроприбора дерганием за провод;

Не оставлять включенный в сеть электроприбор без присмотра;

Включайте и выключайте электроприборы сухими руками;

Ставьте электроприборы на электроизолирующую подставку;

Работать с электроприборами стоя на резиновом коврике.

7. Практическая работа.

План проведения работы:

Эскиз;

Анализ рисунков для панно.

Предлагается рассмотреть и сравнить рисунки для панно различных видов. Проведя совместный анализ рисунков, в ходе беседы участники определяют вариант для себя. Композиционное решение часто подсказывает форма рамки. Приготовленные элементы композиции можно заранее уложить на приготовленном листе бумаги такого же формата, как рабочее поле панно.

Как уравновесить композицию панно?

Желательно использовать мелкие элементы (листики лепестки).

Заполнить панно в пустых местах можно крупными каплями цветка или веточками.

Оголенные веточки могут разветвляться в той части панно, где необходимо утяжеление композиции.

Выбор материала.

Выбрать кусочки кожи для листьев и для цветов разного цвета. Кроить кожу намного удобнее, чем ткань, так как у кожи нет долевого направления. Поэтому лекала располагаются как угодно, лишь бы полнее использовать полезную площадь кожи. Линии кроя наносят ручкой со стороны бахтормы (изнаночной стороны), стой же стороны ее и режут. Листья вырезаем из плотной упругой кожи, мягкая и рыхлая не подходит, так как после обжига она не будет сохранять форму. Листья могут быть разной формы и сложности. Для цветка выбираем более мягкую кожу.

Изготовление отдельных частей (работа с инструкционными картами).

По данным шаблонам врезать из кожи заготовки листьев и лепестков для цветка.

Разогреть электроплитку.

Пинцетом положить на электроплитку деталь лицевой стороной вверх. Даем возможность деталям подняться. Следим, чтобы края деталей не обгорели. За счет достаточной температуры плитки происходит фиксация объема детали.

Собрать цветок, следуя инструкционным картам.

Сборка панно.

Перед заключительным этапом работы нужно взять основу и разложить на ней детали будущего панно, а затем, убедившись, что она вам нравится, собирать изделия.

Динамическая пауза: анкета “Недописанный тезис” (анкета прилагается)

8. Заключительная часть урока.

Закрепление изученного материала - конкурс эрудитов (решение кроссвордов).

Презентация работ участников, самооценка;

Подведение итогов жюри.

Рекомендуемые источники информации:

Софьина Т.И. Кожа: вторая жизнь вещей. Волгоград: Учитель, 2004.

Филиппова С.Н. Изделия из кожи.- М.;ООО «Издательство АСТ», 2003.

Шахова Н.В. Кожаная пластика. – М.; ООО «Издательство АСТ», 2003.

Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. – Ярославль: «Академия развития». 1999.

Шичанина В.С. Украшения из кожи. Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока в 4 классе ДХШ № 4 по декоративной композиции Преподаватель Асабова И. Г.

Тема: Коллаж «Животные леса, прерий, джунглей, пустыни»Цели и задачи:               1. Формирование нравственно-эстетической отзыв...

Конспект открытого занятия по теме "Изготовление аппликации "Барашек" с использованием вторичного сырья"

Данное занятие разработано для детей младшего школьного возраста. При изготовлении аппликациии используется вторичное сырьё (газеты). Занятие содержит элементы исследовательской работы....

Конспект открытого занятия по теме «Изготовление стен часовни Ксении Петербургской в технике монастырского плетения»

Конспект открытого занятия по теме «Изготовление стен часовни Ксении Петербургской в технике монастырского плетения»...

Конспект открытого урока с использованием ЭОР и ИКТ "Вязание декоративной вазочки"

Открытый урок с элементами беседы (презентация), с ознакомлением работ мастериц декоративно-прикладного творчества....

Конспект открытого занятия "Топиарий из искусственных цветов"

Конспект открытого занятия "Топиарий из искусственных цветов"...

Конспект урока "Художественная обработка кожи" в 5 классе

Конспект урока "Художественная обработка кожи" в 5 классе...