Знакомство со строением композиции выступления.
методическая разработка по теме

Лактионова Оксана Викторовна

Цель: Знакомство со строением композиции выступления.

 

 

Задачи:

 

  1. Познакомить обучающихся с композицией речи.

  2. Научить строить закономерное, мотивированное содержанием и замыслом всех частей выступление.

  3. Развивать умение работать в группах.

  4. Воспитывать бережное отношение к слову

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_odd.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Объединение «Организаторы досуговой деятельности»

Педагог дополнительного образования: О.В. Лактионова

1 года обучения

Тема:  Композиция речи

Цель: Знакомство со строением композиции выступления.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с композицией речи.
  2. Научить строить закономерное, мотивированное содержанием и замыслом всех частей выступление.
  3. Развивать умение работать в группах.
  4. Воспитывать   бережное отношение к слову

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Оборудование для обучающихся: ручки, тетради,

Оборудование для педагога: презентация «Композиция речи»,  раздаточные карточки с заданиями, музыкальное оформление.

Используемая литература:

  1. Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя / Под редакцией Т. А. Ладыженской – М.: 1990.
  2. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. Москва, издательство МГУ, 1992г.
  3. Кохтев Н.Н. Риторика. Москва, просвещение, 1994г.
  4. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи, Москва, издательство МГУ, 1992г.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Все готовы к занятию? Сели ровно, выпрямили спины, отключили сотовые телефоны, положили руки на стол.

Тема: Композиция речи

Цель сегодняшнего учебного занятия знакомство с композицией речи.  Сегодня мы научимся строить закономерное, мотивированное замыслом выступление. Посмотрим, как вы умеете работать в группах.

2.Повторение.

Ребята, давайте вспомним, что такое «Риторика», от какого слова она произошла и основные понятия риторики.(одновременная работа в группах)

  1. Что такое риторика?

От греческого «ритор» - оратор

Одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25.000 лет, если принять за точку отсчёта V-IV века до нашей эры – период расцвета риторики в Древней Греции.

Риторика – это наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

 А теперь вспомним основные понятия риторики.

  1. Кто такой оратор?

 Оратор

(от латинского orare говорить)

человек, произносящий

публичную речь

  1. Что такое аудитория?

Аудитория

(от латинского audire - слышать)

люди, к которым обращены

 слова оратора

Оратор и аудитория  взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможно только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих. Молодцы!

3.Объяснение нового материала.

Итак, мы с вами будем учиться быть раскованными и лёгкими в общении,

 научимся умению говорить не только убедительно, но и просто говорить красиво.

     Ребята, кто из вас знает, что такое «Композиция речи»? Композиция речи - Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Как в архитектурном сооружении блоки занимают положенные им места и соединены друг с другом, так и все части выступления взаимно связаны и составляют единое целое.

 Композиция речи состоит из начала речи, вступления, главной части (Содержание) и конца речи.

Начало речи

Чаще всего речь начинается с этикетных формул: с обращения, приветствия, представления, изъявления радости: Дорогие друзья…; Здравствуйте…; Я рад вас приветствовать…; Разрешите представиться…; Я рад счастливой возможности выступить перед вами…Чтобы выступление имело успех, следует завоевать и держать внимание аудитории.

Вступление

После интригующего начала следует вступление. В нём сообщается тема выступления, перечисляются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части. В функции вступления входит также закрепление контакта со слушателями, усиление их внимания и интереса. Четкое вступление должно укрепить внимание слушателей, заинтересовать их, в нем обрисовываются цели и задачи речи. Таким образом мы настраиваем слушателей на восприятие информации. Например, тема: «Спорт» Цель: Расширить кругозор обучающихся о видах спорта. Задачи:1. Познакомить с историей спорта.2. Узнать какие бывают виды спорта.

Главная часть (Содержание)

В главной части излагается основной материал, формулируется основная часть речи. Пример. Здесь мы рассказываем историю спорта, виды и т.д.

Конец речи

Во- первых, подводятся итоги сказанному, обобщаются те мысли, которые высказывались в основной части речи. Мы узнали историю и виды спорта...

Во- вторых, в конце речи могут кратко повторяться ее основные тезисы, еще раз подчеркиваться главная мысль. Так мы узнали следующие виды спорта.Автомобильный спорт, акробатика, авиамодель, спорт. бадминтон, баскетбол, бег , бег с барьерами, биатлон, борьба, велосипедный спорт, велокросс, гонки по треку, гонки, водное поло, волейбол, гандбол, гимнастика, горнолыжный спорт , городки , гребля.

В- третьих, завершая выступление, оратор может наметить тему следующего или пути развития выраженных им идей. Тема следующего выступления Спортивное ориентирование – это стремительный эмоциональный вид кросса по незнакомой местности , связанный с определенной физической нагрузкой хитроумной техникой и многочисленными техническими приемами.

В- четвертых оратор ставит перед аудиторией на основе всей речи какие- либо задачи, приглашает высказать свое мнение, поспорить. Я хочу услышать ваше мнение по поводу сегодняшнего выступления.

Заключение может быть очень коротким или отсутствовать вообще.

Пример (Благодарю за внимание, спасибо) ( Дорогие друзья, мне было очень приятно выступать перед вами) (разрешите на сегодня закончить)

Мы узнали с вами, что такое композиция речи. Теперь немного отдохнем.

Мимическая гимнастика

  1. Вытяните губы трубочкой. Растяните губы как можно шире. Делайте глаза как можно удивленнее. Зажмурьте глаза как можно сильнее. Подвигайте челюстями вправо и влево. Подвигайте бровями, сморщите лоб. Сделайте лицо добрым и смешливым, удивленным и радостным
  2. Брови свести и развести. Глаза резко прищурить и широко открыть. Губы максимально развести в импровизированной улыбке, а затем поджать их. Шею максимально вытянуть, а затем опустить. Плечи максимально свести и развести. Руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов  и улыбнуться.

«Дотянись до звезд»

Цель: Дать обучающимся возможность почувствовать оптимизм, укрепить свою уверенность в том, что они способны достигать цели.

Инструкция: «Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую- нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием или целью…

 Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы можете обязательно достать свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите ее перед собой….

Теперь выберите у себя над головой другую звездочку, которая напоминает о другой мечте…. Потянитесь обеими руками как можно выше и сорвите эту звезду. Положите ее рядом с первой.» Я желаю вам, чтобы ваши мечты сбылись.

4.Практическая работа.

Ребята разделитесь на две группы. Сейчас я раздам вам карточки с заданием.

Для того, чтобы наша речь была техничной и красивой мы произнесем с вами скороговорки.

Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд. (Лал — рубин)

Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Вбили кол в частокол,
Подприколошматили.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.

Кашевар кашу варил,
Подваривал да недоваривал.

Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
— Грабь граблями гравий, краб.

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкупки.

Вавилу ветрило
Промоклосквозило.

Инструктаж: Ребята, скажите мне из каких частей состоит композиция речи?

Задание: Составить композиционное выступление по темам:

  1. Выступление Деда Мороза и Снегурочки.
  2. Поздравление с Новым годом.

«Визитка»

Цель: учить старшеклассников подчеркивать свою индивидуальность в рассказе о себе.

Инструкция: Я предлагаю каждому использовать собственные творческие возможности, правила композиционного выступления и нарисовать свою «визитную карточку» так, чтобы окружающие узнали то, что участник хочет рассказать о себе: имя, характер, главные умения, отношения к людям.

Комментарий: Время рассказов -  10 минут. Обучающиеся по очереди представляют свои визитные карточки, в которых подчеркивают личностные особенности каждого (привычки, качества личности, главные умения, привязанности, отношения к людям и т.д.) Время представления визитки 1 минута.

Отметить «визитку», которая составлена с правилами композиционного выступления.

5. Анализ работы.

Давайте проанализируем ваше выступление. Сохранена ли структура выступления? Что сделано правильно? Что сделано неправильно?

6.Итог занятия.

 Итак, давайте подведем итог. Что вы узнали на нашем занятии?  

Что такое композиция речи? Композиция речи - Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления.

Перечислите из каких частей строится  композиции речи.

Композиция речи состоит из начала речи, вступления, главной части (Содержание) и конца речи.

Какой можно сделать вывод из нашего занятия?  Мы научились строить с вами композиционное выступление.

Благодарю за внимание! Идем на перемену.

Приложение

Выступление Деда Мороза и Снегурочки.

  1. Начало.
  2. Вступление.
  3. Главная часть (Содержание).
  4. Конец речи.

________________________________________________________

Поздравление с Новым годом.

  1. Начало.
  2. Вступление.
  3. Главная часть (Содержание).
  4. Конец речи.

Начало речи

Чаще всего речь начинается с этикетных формул: с обращения, приветствия, представления, изъявления радости: Дорогие друзья…; Здравствуйте…; Я рад вас приветствовать…; Разрешите представиться…; Я рад счастливой возможности выступить перед вами…Чтобы выступление имело успех, следует завоевать и держать внимание аудитории.

Вступление

После интригующего начала следует вступление. В нём сообщается тема выступления, перечисляются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части. В функции вступления входит также закрепление контакта со слушателями, усиление их внимания и интереса. Четкое вступление должно укрепить внимание слушателей, заинтересовать их, в нем обрисовываются цели и задачи речи. Таким образом мы настраиваем слушателей на восприятие информации. Например, тема: «Спорт» Цель: Расширить кругозор обучающихся о видах спорта. Задачи:1. Познакомить с историей спорта.2. Узнать какие бывают виды спорта.

Главная часть (Содержание)

В главной части излагается основной материал, формулируется основная часть речи. Пример. Здесь мы рассказываем из что такое композиция речи, и из каких составляющих она состоит.

Конец речи

Во- первых, подводятся итоги сказанному, обобщаются те мысли, которые высказывались в основной части речи.

Во- вторых, в конце речи могут кратко повторяться ее основные тезисы, еще раз подчеркиваться главная мысль.

В- третьих, завершая выступление, оратор может наметить тему следующего или пути развития выраженных им идей.

В- четвертых оратор ставит перед аудиторией на основе всей речи какие- либо задачи, приглашает высказать свое мнение, поспорить.

Заключение может быть очень коротким или отсутствовать вообще.

Пример (Благодарю за внимание, спасибо) ( Дорогие друзья, мне было очень приятно выступать перед вами) (разрешите на сегодня закончить)

Начало речи

Чаще всего речь начинается с этикетных формул: с обращения, приветствия, представления, изъявления радости: Дорогие друзья…; Здравствуйте…; Я рад вас приветствовать…; Разрешите представиться…; Я рад счастливой возможности выступить перед вами…Чтобы выступление имело успех, следует завоевать и держать внимание аудитории.

Вступление

После интригующего начала следует вступление. В нём сообщается тема выступления, перечисляются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части. В функции вступления входит также закрепление контакта со слушателями, усиление их внимания и интереса. Четкое вступление должно укрепить внимание слушателей, заинтересовать их, в нем обрисовываются цели и задачи речи. Таким образом мы настраиваем слушателей на восприятие информации. Например, тема: «Спорт» Цель: Расширить кругозор обучающихся о видах спорта. Задачи:1. Познакомить с историей спорта.2. Узнать какие бывают виды спорта.

Главная часть (Содержание)

В главной части излагается основной материал, формулируется основная часть речи. Пример. Здесь мы рассказываем из что такое композиция речи, и из каких составляющих она состоит.

Конец речи

Во- первых, подводятся итоги сказанному, обобщаются те мысли, которые высказывались в основной части речи.

Во- вторых, в конце речи могут кратко повторяться ее основные тезисы, еще раз подчеркиваться главная мысль.

В- третьих, завершая выступление, оратор может наметить тему следующего или пути развития выраженных им идей.

В- четвертых оратор ставит перед аудиторией на основе всей речи какие- либо задачи, приглашает высказать свое мнение, поспорить.

Заключение может быть очень коротким или отсутствовать вообще.

Пример (Благодарю за внимание, спасибо) ( Дорогие друзья, мне было очень приятно выступать перед вами) (разрешите на сегодня закончить)

  1. Что такое риторика?

От греческого «ритор» - оратор

Одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25.000 лет, если принять за точку отсчёта V-IV века до нашей эры – период расцвета риторики в Древней Греции.

Риторика – это наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

 А теперь вспомним основные понятия риторики.

  1. Кто такой оратор?

 Оратор

(от латинского orare говорить)

человек, произносящий

публичную речь

  1. Что такое аудитория?

Аудитория

(от латинского audire - слышать)

люди, к которым обращены

 слова оратора

Оратор и аудитория  взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможно только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих. Молодцы!

  1. Что такое риторика?

От греческого «ритор» - оратор

Одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25.000 лет, если принять за точку отсчёта V-IV века до нашей эры – период расцвета риторики в Древней Греции.

Риторика – это наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

 А теперь вспомним основные понятия риторики.

  1. Кто такой оратор?

 Оратор

(от латинского orare говорить)

человек, произносящий

публичную речь

  1. Что такое аудитория?

Аудитория

(от латинского audire - слышать)

люди, к которым обращены

 слова оратора

Оратор и аудитория  взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможно только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с внешним строением цветкового растения

Знакомство с внешним строением цветкового растения, 6 класс...

Методическая разработка.Лабораторная работа 6 класс «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»

Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового  растения»,проводится в 6 классе ,при изучении ботаники и является первой лабораторной работой, которую выполняют у...

Лабораторная работа "Знакомство с внешним строением растения"

Данная лабораторная работа может быть использована при изучении темы "Органы растенй покрытосеменных". К лабораторной прилагается тест на закрепление....

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

Рекомендации при подготовке к представлению результатов исследовательской работы и композиция выступления на научно-практической конференции

От умений заявить о себе, представить результаты своей исследовательской деятельности, отстоять свою точку зрения, доказать правильность своих выводов, зависит результативность выступления на научно-п...