Инновационный проект "Огнеборцы"
методическая разработка по теме

Абрамова Ирина Геннадьевна

Реализация проекта "Огнеборцы" связана с открытием кадетских классов "Юный спасатель - пожарный"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное БЮДЖЕТНОЕ
общеобразовательное учреждение  
«Булатниковская средняя общеобразовательная школа»

ОГНЕБОРЦЫ

формирование вертикали классов кадетской направленности «Юный спасатель – пожарный» с целью обеспечения оптимальных условий

 для личностного роста обучающихся

Инновационный проект

с.Булатниково
2011 год

Название проекта: «Огнеборцы»

Автор проекта:

коллектив муниципального общеобразовательного учреждения – Булатниковская средняя общеобразовательная школа Муромского района Владимирской области

Юридический адрес: 602204 с.Булатниково, ул. Советская, д. 15а

Телефоны: 8(49234) 5-07-30

Руководитель проекта:

Абрамова Ирина Геннадьевна, директор МБОУ «Булатниковская СОШ»

Научный руководитель проекта:

Алексеев Алексей Алексеевич, ведущий научный сотрудник ИСП РАО, к.с/х.н., профессор

Состав проектной группы:

представители активов классов кадетской направленности;

Маркелова Ирина Степановна, заместитель директора по воспитательной работе;

Киммель Юрий Леопольдович, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, куратор классов кадетской направленности;

Николаева Мария Александровна, педагог-организатор;

Бардадинова Юлия Олеговна, руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла;

Кизимова Татьяна Николаевна, классный руководитель 5 класса кадетской направленности;
Маркелова Ирина Степановна, классный руководитель 8 класса кадетской направленности;
Морозова Ольга Борисовна, классный руководитель 9 класса кадетской направленности

Исполнители:

педагогический коллектив  МБОУ  «Булатниковская СОШ»

База инновационного проекта:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Булатниковская средняя общеобразовательная школа» Муромского района

Сроки работы по проекту:

август 2012 – август 2014 гг.

Этапы реализации проекта:

I этап – август 2012 года – сентябрь 2012 года

II этап – октябрь 2012 года – июнь 2014 года

III этап – июль 2014 – август 2014 года


Актуальность проекта

Изменения в российском обществе вызвали изменения в социальном заказе государства образовательным учреждениям. Это связано с тем, что успешность реализации планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с традициями или переход в инновационный режим развития – всё это имеет смысл лишь в том случае, если в результате мы получим личность, способную жить в изменяющемся мире.

В Федеральном государственном стандарте общего основного образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных  и других ценностей. Школа рассматривается как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом – человеческого развития обучающихся.

В сложившихся условиях цель современного образования, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников рассматривается  как создание условий для воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Проанализировав деятельность школы, учитывая преимущества учреждения и возможности внешней среды по итогам проведенного SWOT-анализа, опираясь на результаты социальной диагностики микросоциума школы, запросов обучающихся и их родителей,   педагогический коллектив пришел к выводу в том, что использование потенциала образовательного процесса классов кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный» на основе сотрудничества с социальными партнерами позволит обеспечить оптимальные условия для  личностного  роста обучающихся.

Актуальность данного проекта обусловлена и тем, что он отвечает возрастным потребностям и интересам обучающихся. Проект соответствует социальному заказу на качественное дополнительное образование детей,  на создание модели школы, где должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Привлечение ресурсов широкого социума при реализации проекта создаст условия для непрерывности образования, усиления его практической направленности, для формирования определенных профессиональных компетенций обучающихся.

Новизна проекта заключается в организации образовательного процесса на принципах кадетского обучения на ступени начального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего основного образования второго поколения, а также в предоставлении обучающимся права получения образования в группе социально-гуманитарного профиля 10 класса кадетской направленности.  Принципиально важным для данного проекта является содействие ранней эффективной социализации обучающихся через организацию внеурочных и внешкольных занятий с учетом интересов, привлечение субъектов проекта к социально значимой деятельности.

Концептуальное обоснование проекта

В соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Федеральным государственным стандартом общего основного образования второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, долгосрочной целевой программой развития образования Владимирской области на 2009-2012 годы, Программе Муромского района Владимирской области "О комплексе мер по патриотическому воспитанию граждан Муромского района на 2012-2015 годы"

определяется актуальность задачи  духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России.

Решение поставленных задач зависит от такого уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, для организации и полноценного функционирования которого требуются согласованные усилия всех субъектов социализации: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта, средств массовой информации.

Опираясь на имеющийся положительный опыт организации военно-патриотического воспитания и социально-педагогического партнерства школы, в 2012-2013 учебном году будут открыты три (5, 8, 9) класса кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный».

Использование потенциала кадетского движения, благородная идея, лежащая в основе деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военная романтика мужественной профессии спасателя позволяют решать проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; образования личности, обладающей современным уровнем общего и профессионального образования, качествами самообладания, самодостаточности; повышения доступности кадетского образования в образовательном округе и в районе в целом.

Использование ресурсов и возможностей социального партнерства, которое объединяет  усилия школы, заинтересованность родителей и профессионализм специалистов учреждений дополнительного образования детей, представителей различных ведомств, общественных организаций, позволит:

- создавать атмосферу для творческого развития участников образовательного процесса;

- обеспечивать возможность самореализации и творческого развития учащихся;

- предоставлять возможность осознанного выбора своего будущего, связанного с будущим страны;

- создавать условия для формирования здорового образа жизни;

- привлекать к работе с детьми людей, имеющих базовое непедагогическое образование, богатый профессиональный опыт;

- расширять возможности материально-технической базы школы.

Организация деятельности классов кадетской направленности основывается на представлениях о неразрывности и единстве процесса воспитания и образования.

В классах кадетской направленности реализуются общеобразовательные программы основного общего образования, разрабатываемые с учетом государственных образовательных стандартов и федерального базисного учебного плана.

В 2012-2013 учебном году на основе мониторинга интересов обучающихся, их родителей, с учетом запросов родителей из образовательного округа планируется открытие  кадетского класса в начальной школе (2 класс), воспитательный потенциал которых позволит реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и, класса кадетской направленности в среднем звене – 5 класс.  В учебном плане 10 класса обучающимся предоставляются  на выбор  элективные предметы, которые определялись с учетом их интересов. Программы обучения старшеклассников связаны с дальнейшим выбором специальности.

Ключевой характеристикой современного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций обучающихся. Для проявления и развития способностей каждого ребенка, творчески работающие учителя вовлекают обучающихся в исследовательскую, проектную  деятельность, предлагают творческие задания, используют метод кейсов. В рамках предпрофильной подготовки девятиклассники имеют возможность выбора курсов. Например, можно создать сайт-энциклопедию профессий МЧС.

В организации образовательного процесса на принципах кадетского обучения значимую роль играют дополнительные образовательные программы, реализация которых содействует осуществлению целенаправленного духовного, культурного, интеллектуального и физического развития детей; их общего и гражданско-патриотического воспитания, осознанного выбора профессиональных образовательных программ в высших специальных учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации с возможной последующей работой в учреждениях этих ведомств.

В плане дополнительного образования детей субъектам проекта предлагаются:

  1. согласно расписанию: занятия по пожарной безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; по безопасности дорожного движения; общефизическая подготовка; строевая и стрелковая подготовка; подготовка по туризму и спортивному ориентированию на местности; психологический практикум; основы здорового образа жизни;
  2. занятия по выбору: танцевальная подготовка, занятия в хоровой студии, работа в информационном центре школы, в школьном музее, участие в работе Общественной думы во благо школе, посещение курсов по созданию WEB-сайтов, секций волейбола, баскетбола, футбола, лыжной, и др.

Для проведения дополнительных занятий с кадетами привлекаются специалисты-профессионалы: спасатели, пожарные, психологи, врачи, сотрудники центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, специалисты социально – психологической службы управления образования Муромского района и другие (см. приложение).

Организация учебно-воспитательного процесса

Организационно классы кадетской направленности являются структурой продленного учебного дня с делением учебного периода на первую и вторую половины. В первой половине дня кадетами изучаются общеучебные предметы, во вторую половину проводятся дополнительные занятия, целенаправленная воспитательная работа на принципах кадетского образования.

Так как кадеты проводят в школе значительную часть дня, для них организовано двухразовое питание за счет средств родителей (для учащихся начальной школы завтрак – бесплатно).

Структура классов кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный»

  1. Ранняя профилизация – 2, 5  классы (2012/2013 учебный год –  кадетские классы)
  2. Профильно-ориентированное дополнительное образование детей– 6-8 классы.
  3. Предпрофильная подготовка – 9 классы.

Инновационный проект «Огнеборцы» рассчитан на два года и разработан на основе традиций воспитательной системы школы, главными составляющими которой являются:

  1. многолетняя работа коллектива детей и педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
  2. опыт работы комнаты боевой славы;
    совместная работа с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Муромской городской  общественной организации ветеранов Афганистана;
  3. сложившаяся система социально-педагогического партнерства школы с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, ведомствами, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ;
  4. многолетние традиции детского ученического самоуправления по формированию лидерских качеств и организаторских способностей обучающихся.

 Цель проекта – содействовать созданию оптимальных организационно-педагогических условий для личностного роста обучающихся посредством формирования вертикали классов кадетской направленности.

Задачи проекта

  1. Создать условия для самореализации обучающихся, их развития как социально – активной, духовно-нравственной и творческой личности через использование потенциала образовательного процесса классов кадетской направленности
  2. Способствовать освоению обучающимися навыков общественно-полезной деятельности
  3. Содействовать профессиональной ориентации и раннему определению способностей, склонностей и правильному их использованию
  4. Способствовать развитию профессиональных компетенций педагогических работников-субъектов проекта.
  5. Обеспечить эффективное взаимодействие школы и социальных субъектов (семьи, учреждений дополнительного образования, спорта, культуры, ведомств, общественных организаций и т.д.)  в рамках реализации проекта

В перспективе данный проект  будет иметь продолжение в организации районной стажерской площадки, позволяющей транслировать накопленный опыт в области обеспечения личностного роста обучающихся на примере  использования образовательного потенциала классов кадетской направленности.

Этапы и сроки реализации проекта

I этап – август 2012 года – сентябрь 2012 года

Аналитико-диагностическая деятельность. Определение участников проекта и распределение их функций, ответственности. Детальная проработка механизма реализации проекта.

II этап – октябрь 2012 года – июнь 2014 года

Апробация проекта. Использование в образовательном процессе технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка, способствующих развитию и раскрытию его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению вертикали классов кадетской направленности. Мониторинг проекта.

III этап – июль 2014 года – август 2014 года

Обработка и интерпретация данных за два года. Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего развития проекта.

План мероприятий по реализации проекта

Ожидаемые результаты

Мероприятия

Сроки

Исполнители

СОЗДАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПРОЕКТА

Разработана качественная нормативно-правовая база проекта

  1. Утверждение и согласование нормативно-правовой базы взаимодействия социальных партнеров, концептуальных положений, локальных актов и документов, учебно-методических комплексов, рабочих программ, расписания занятий классов кадетской направленности

Август-октябрь 2012 года

Администрация школы, социальные партнеры, администрации учреждений дополнительного образования детей

Заключены договоры о сотрудничестве

Созданы условия для стабильного и эффективного сотрудничества с социальными партнерами

  1. Заключение договоров с социальными партнерами

Август-октябрь, ежегодно

Администрация школы

Созданы  условия для реализации нормативно-правовых актов

  1. Изучение и использование в работе нормативных правовых актов по вопросам организации образовательного процесса в классах кадетской направленности

В течение срока реализации проекта

Участники проекта

Разработана программа воспитания и социализации обучающихся школы

  1. Разработка и утверждение программы воспитания и социализации школьников

Август 2013-апрель 2014 года

Кадеты, члены творческой группы разработчиков программы; заместитель директора по ВР, куратор классов кадетской направленности, педагог-организатор

Утвержден инновационный проект педагогическим коллективом

  1. Обсуждение инновационного проекта на заседании педагогического совета школы

Август 2012

Педагогический коллектив

Качественный анализ результатов проекта и самооценка деятельности по проекту

  1. Отчеты об итогах реализации инновационного проекта

В соответствии с планом работы над проектом

Администрация школы, социальные партнеры

КООРДИНАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Создана организационно-методическая основа для реализации проекта

Улучшено качество предоставляемых социальными партнерами услуг

  1. Создание и организация деятельности Координационного совета

Сентябрь 2012

Администрация школы

Расширены возможности педагогического коллектива в организации образовательного процесса в вертикали классов кадетской направленности

  1. Организация постоянно действующего семинара для классных руководителей по теме проекта, в том числе с привлечением представителей социальных партнеров

В течение срока реализации проекта

Заместитель директора по ВР

СИСТЕМА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

I. КЛЮЧЕВЫЕ СО*БЫТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КАДЕТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Увеличение доли  обучающихся с высокой социальной адаптацией обучающихся в классах кадетской направленности

Оказана адресная социальная и психолого-педагогическая помощь семьям

предупреждение и профилактика антиобщественного поведения подростков.

Увеличена доля обучающихся с высоким уровнем стрессоустойчивости

Мероприятия по социально-медико-психолого-педагогическому сопровождению кадетов:

  1. Психолого-медико-педагогический консилиум во 2 и 5 классах «Адаптация учащихся к условиям обучения в классах кадетской направленности»;
  2. Индивидуальное сопровождение учащихся  с признаками дезадаптации;
  3. Психологический мониторинг «Выявление уровня удовлетворенности учащихся  работой общеобразовательного учреждения»
  4. Проведение занятий «Психологическая подготовка спасателей», специалистами социально – психологической службы, «Медицинская подготовка спасателей» специалистом ФАПа



Октябрь,

ежегодно


В течение года

Сентябрь-апрель, ежегодно

В течение года

Заместитель директора по ВР, социально- психологическая служба управления образования

Активизация духовного и культурного сознания, повышение уровня нравственного потенциала обучающихся

Организация культурных и социальных практик по вопросам духовно-нравственного воспитания:

  1. Проведение благотворительных акций «Ни дня без доброго дела»: овощная ярмарка ко Дню пожилого человека «Щедрой осени дары»; сбор средств для детей с ограниченными возможностями здоровья «С любовью к ближнему»; операция «Забота» для детей-сирот; концерт и ярмарка «Букет для ветерана»
  2. Встречи учащихся с представителями культуры и искусства
  3. Посещение учреждений культуры
  4. Организация ученических исследовательских работ по духовно-нравственной тематике
  5. Работа волонтерского движения «Помоги тем, кто нуждается в твоей помощи»
  6. Уроки нравственности.



В течение года










Март


В течение года

Кадеты

Администрация школы, классные руководители,

библиотекарь школы, социальные партнеры

Увеличена доля обучающихся с высоким уровнем стрессоустойчивости

Уменьшена доля обучающихся, подверженных сезонным заболеваниям, снижено количество обучающихся с заболеванием желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата

Отсутствуют случаи употребления психоактивных веществ, алкоголя и т.д.

Увеличена доля  обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, на 20%

Комплекс мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  1. Месячник здоровья;
  2. Уроки здоровья; уроки Мойдодыра
  3. Курс по выбору «Школа безопасности»


  1.  День безопасности «Молодежь за здоровый образ жизни»
  2. Участие в спортивных соревнованиях, района, города, области



Май

Апрель

Декабрь

(ежегодно)

В течение года

В течение года

Кадеты

Заместитель директора по ВР, кураторы классов кадетской направленности,

социальные партнеры

Созданы условия для выявления талантов обучающихся

Создан проект по организации внеурочной                                  деятельности школьников «Кузница талантов»

Разработка проекта организации внеурочной деятельности школьников «Кузница талантов»

Сентябрь-октябрь 2014

Кадеты

Заместитель директора по ВР,

инициативная группа

Увеличена доля  обучающихся, с социально-активной

 позицией классов кадетской направленности

Организовано разновозрастное сотрудничество обучающихся

Мероприятия по развитию ученического самоуправления:

  1. Участие  обучающихся классов кадетской направленности в работе школьного ученического самоуправления – Общественная дума  во благо школе, в работе школьного информационного центра
  2. Участие в кампании по выборам в Общественную думу во благо школе;
  3. Организация деятельности  органов  самоуправления  класса кадетской направленности;
  4. Отработка элементов организационной культуры классов кадетской направленности.

В течение срока реализации проекта


сентябрь

ежегодно

сентябрь

ежегодно

сентябрь

ежегодно

Кадеты

Заместитель директора по ВР

педагог-организатор

классные руководители

Созданы условия для формирования и развития социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма

Комплекс мероприятий по воспитанию патриота и гражданина:

  1. месячник защитника Отечества
  2. уроки мужества «Во имя павших и живых»
  3. военно-спортивный праздник «Зарница»
  4. конкурс строя и песни «Красив в строю – силен в бою»
  5. участие  на митинге в Александровке, посвященном Дню Победы
  6. конкурс рисунков «И помнит мир спасенный»
  7. конкурс плакатов «Мне о России нужно говорить...»
  8. фестиваль песен военных лет «Фронтовой привал»
  9. конкурс чтецов «Строка, пробитая пулей»
  10. привлечение обучающихся классов кадетской направленности к поисковой, исследовательской и экскурсоводческой деятельности на базе школьного музея «Мое Отечество»
  11. тематическая выставка, посвященная празднованию Дня героев Отечества «Отечества достойные сыны»
  12. уроки России «Гражданин XXI века»
  13. проведение Дня открытых дверей «День кадета»
  14. краеведческий месячник «Мой Муромский край»
  15. конкурс художественного чтения «Мой край любимый, Родины частица»

Ежегодно:


Февраль

Май

Февраль, май

Февраль

Апрель

Май

Декабрь

Январь

Март




В течение года



В течение года



Декабрь

Декабрь

Март

Апрель

Декабрь

Апрель


Ноябрь

Кадеты

Администрация школы классные руководители руководитель школьного музея учителя-предметники

Созданы условия для ранней  профильной ориентации, углубления знаний о профессиях МЧС

Мероприятия по профессиональному самоопределению учащихся:

  1. День защиты детей
  2. Организация образовательного процесса в I прокадетском классе
  3. Проведение праздника «Путешествие в страну светофорию», тренингов «Осторожно! Перекресток!», бесед «Огонь – друг, огонь – враг», практических занятий в школьном зале дорожных знаков, на площадке по правилам дорожного движения
  4. Элективные курсы в 9-х классах «Человек и профессия»
  5. Изучение элективных предметов  в 10 профильном классе: «Организация аварийно-спасательных работ», «Оказание психологической помощи в экстремальных ситуациях», «Медицинская подготовка спасателя» и др.
  6. Создание сайта-энциклопедии «Профессии МЧС»
  7. Участие в областном смотре-конкурсе «Кадет-2014», областном конкурсе «Школа безопасности», районном конкурсе «Безопасное колесо», районных этапах военно-спортивной игры «Зарница»
  8. Проведение полевых сборов
    Экскурсии в воинскую и пожарную части  округа Муром
  9. Дополнительные занятия с кадетами: «Подготовка по туризму и спортивному ориентированию», «Строевая подготовка», «Стрелковая подготовка», «Общефизическая подготовка», «Танцевальная подготовка», «Начальная медицинская подготовка» и «Психологическая подготовка спасателей» и т.п.)



В течение года

Кадеты

Психолог

кураторы классов кадетской направленности

учителя-предметники

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Повышена квалификация педагогических кадров, осуществляется трансляция опыта работы.

Увеличилось количество учителей, стремящихся повысить свою квалификацию

Мероприятия по формированию новых ключевых компетенций педагогов школы, необходимых для реализации проекта:

  1. Освоение технологий и методов современного образования (портфолио, метод кейсов, составление индивидуальных образовательных маршрутов и т.д.)
  2. Участие в семинарах и конференциях разного уровня
  1. Модернизация программ дополнительного образования
  2. Создание банка данных: программ дополнительного  образования детей, методических разработок воспитательных мероприятий
  3. Проведение организационно-методических совещаний, научно-практических конференций, семинаров по вопросам организации образовательного процесса в вертикали классов кадетской направленности

В течение года

Администрация

учителя-предметники

III. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРТИКАЛИ КЛАССОВ КАДЕТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Созданы условия для повышения   педагогической  культуры родителей в вопросах воспитания детей в классах кадетской направленности

Снижено количество семей, состоящих на внутришкольном учете Увеличена доля родителей, проявляющих активную позицию в организации образовательного процесса

Повышена доля родителей, удовлетворенных результатами образовательного процесса

  1. Проведение мониторинга исследований среди родителей для выявления образовательных запросов и удовлетворенности родителей работой ОУ.
  2. Комплекс мероприятий по повышению педагогической культуры родителей в вопросах воспитания:
  1. Проведение тематических родительских собраний
  2. Презентация социальных партнеров родительской общественности
  3. Информирование о текущих достижениях вертикали классов кадетской направленности
  4. Включение родителей в школьные и классные акции с обучающимися классов кадетской направленности
  5. Организация консультаций для родителей по вопросам воспитания детей в классах кадетской направленности специалистами педагогического сопровождения школы, социально – психологической службы управления образования,  учебно-методического центра по ГО и ЧС и др.
  6. Организация постоянно действующего семинара по вопросам образовательного процесса в вертикали классов кадетской направленности

В течение года

Психолог

классные руководители

администрация школы социальные партнеры

РАЗВИТИЕ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ ШКОЛЫ

Созданы условия для стабильного и эффективного сотрудничества с социальными партнерами
Повышен авторитет школы

Мероприятия по формированию единого образовательного пространства:

  1. Заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнерами
  2. Разработка программ дополнительного образования

Освещение взаимодействия школы и социальных партнеров при организации деятельности вертикали  классов кадетской направленности:

  1. в информационных бюллетенях «Наша родная Булатниковская», на сайте школы, в выпусках газеты «Хронометр - Б»


Сентябрь


Август

В течение года


Администрация социальные партнеры Руководитель информационного центра школы

Критериальная база оценки эффективности работы по проекту

Параметры

Критерии

Показатели

Объем показателей

Диагностические средства

Личностный рост обучающихся

Уровень развития нравственного потенциала

Повышение уровня воспитанности обучающихся


На 20-30%


Диагностика «Уровень воспитанности», «Уровень ценностных ориентаций»

Методика «Акт добровольцев»

Уровень социализации личности

Социальная активность

 Положительная динамика межличностных отношений кадетов

Динамика отсева в классах кадетской направленности

60-90%

70-90%


Низкий % отсева

Участие в конкурсах различного уровня

Наблюдение

Отсутствие конфликтных ситуаций, социометрия

статотчет

Состояние здоровья обучающихся

Динамика изменений числа сезонных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Снижение

Аналитическая справка врача

Степень успешности обучающихся в формате проекта

Степень реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

Уровень усвоения программного материала

Полнота освоения программ дополнительного образования детей

Дисциплинированность

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
(сравнение с предыдущим годом)

Позитивные результаты участия во внеурочной деятельности обучающихся
по преподаваемым предметам

90-100%


100%

80-100%


100%

Увеличение на 20%


Увеличение доли участников на 15%

Анкетирование учащихся, аналитическая справка классного руководителя

Диагностика уровня усвоения учебного материала

Аналитическая справка педагога дополнительного образования

Наблюдение

Изучение журналов и сравнительный анализ с прошлым учебным годом

Участие в олимпиадах,  интеллектуальных играх и конкурсах, их результативность



Социально-педагогические результаты

Степень профессионализма педагогических работников в формате проекта

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе, повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Обогащение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне

Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах

Уровень развития сотрудничества педагогов с классом

Положительная динамика





Положительная динамика



Увеличение доли участников профессиональных конкурсов



Улучшение

Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, результаты промежуточной аттестации, выступления на семинарах, «круглых столах», рейтинг учителя

Уровень удовлетворенности субъектов-педагогов и социальных партнеров

Удовлетворенность педагогов, родителей, социальных партнеров  результатами совместной деятельности

Степень включенности родителей в дела класса

Отношение социума




Уровень интеграции с социальными партнерами

Более 70%




Более 50%


Позитивная оценка, увеличение численного состава учащихся школы

Выполнение договорных обязательств в полном объеме. Взаимная заинтересованность в сотрудничества

Методики для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении Наблюдение
Анкеты для родителей

Продолжение и углубление сотрудничества, анкетирование

Состояние материально-технической базы школы

Изменения в материально-технической базе школы

Улучшение оснащения образовательного процесса

Аналитическая справка заместителя директора,  бухгалтерии

Уровень качества ресурсного обеспечения школы

Динамика изменений качества ресурсного оснащения школы

повышение

Аналитическая справка интеллектуальных ресурсов, методического, финансово-экономического, кадрового обеспечения

Условия реализации инновационного проекта

Ресурсы школы

Необходимо дополнительно для реализации проекта

Интеллектуальные ресурсы

Творческий потенциал детского и педагогического коллектива школы,

наличие продуктивных, перспективных идей у кадетов и педагогов, администрации

опыт учебно-воспитательной работы в классах кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный»

Консультации специалистов департамента образования, ВИПКРО, ведомств МЧС, учреждений дополнительного образования, администраций школ, имеющих опыт работы с классами кадетской направленности

Создание электронного Банка идей

Кадровое обеспечение:

  1. 2 педагога высшей квалификационной категории
  2. 9 педагогов первой квалификационной категории
  3. преподаватель – организатор ОБЖ,
  4. педагог - психолог
  5. социальный педагог

Педагоги дополнительного образования

тренеры

психологи

хореографы

спасатели – пожарные МЧС

Методическое обеспечение:

Библиотечный фонд (учебный и неучебный -         единиц, медиатека – 90             единиц)

Программа историко-краеведческого музея «Доблесть»

Программа военно-патриотического воспитания учащихся школы

Пополнение библиотечного фонда, медиатеки

Обновление  экспозиции школьного музея

Создание пакета программно-методического обеспечения системы дополнительного образования

Информационные ресурсы

Наличие компьютерного класса

Наличие выхода в Интернет


Создание условий для открытия второго компьютерного класса

Использование возможностей дистанционного образования

Материально-техническое оснащение:

Наличие 1 спортивного зала

Наличие библиотеки

Спортивная площадка

Наличие помещений для размещения кадетского класса

Специализированный класс куратора – преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

Площадка для практических занятий по правилам дорожного движения

Пополнение спортивного оборудования и инвентаря
Открытие 1 зала ритмики

Увеличение числа малых спортивных форм

Приобретение оборудования и пособий для проведения занятий по курсам ОБЖ, туризму и спортивному ориентированию

Оснащение полосы препятствий

Приобретение ноутбука, проектора, переносного экрана

Обновление схемы площадки для отработки правил дорожного движения

Дооборудование кабинета основ безопасности жизнедеятельности

Финансово-экономическое обеспечение

  1. Бюджетные средства по действующим нормам финансирования ОУ
  2. Средства стимулирующего фонда оплаты труда;
  1. Внебюджетные средства
  2. Спонсорская помощь

Временные ресурсы

Год на реализацию

-

Возможные риски

Возможные риски

Минимизация рисков

1. Медицинские показания, большое количество детей, имеющих хронические заболевания

1. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

2.Организация и проведение спортивных занятий, соревнований, кружков, секций с учетом индивидуальных особенностей учащихся

2. Недостаточность осведомленности социума и родителей учащихся  о программах, условиях обучения в кадетском классе

2. Информирование посредством СМИ, школьного сайта, выпуска информационных бюллетеней,  предоставление информации по требованию

3. Отрицательное отношение большого количества граждан к службе «спасателя», «пожарного» из-за постоянных рисков для жизни

3. Профориентационная работа с учащимися и информирование родителей студентами кафедры «Безопасности жизнедеятельности» МиВЛГУ имени Столетовых, представителями профессий «спасатель», «пожарный»

воспитание уважения к личности защитника Отечества

4. Наличие конкуренции в образовательном округе

4. Повышение авторитета школы в местном сообществе

5. Реализация не в полном объеме запланированных курсов в связи с финансовыми трудностями оплаты труда

5. Привлечение спонсорской помощи, поиск альтернативных вариантов стимулирования работников

6. Реализация не в полном объеме запланированных курсов дополнительного образования кадетов в связи с отсутствием специалистов достаточно высокой квалификации

6.Использование ресурсов и возможностей социальных партнеров

7. Сложности в формировании полнообъемной материально-технической базы обеспечения функционирования классов кадетской направленности в связи с отсутствием должных финансовых ресурсов

7.  Привлечение спонсорской помощи, использование ресурсов и возможностей социальных партнеров

8. Неравнозначный состав класса (по уровню обучаемости)

8. Личностно-ориентированный подход к обучающимся

9. Невыполнение договорных обязательств социальными партнерами

9. Устранение причин невыполнения договорных обязательств

10. Увеличение нагрузки на обучающихся за счет введения дополнительных внеурочных занятий

10. Четкая организация внеурочных занятий, смена видов деятельности, организация занятий по выбору

Эффекты проекта

В проекте представлен материал, соответствующий современным  тенденциям школьных и социальных преобразований и предлагающий использование преимуществ образовательного процесса классов кадетской направленности для обеспечения личностного роста обучающихся, реализации задач духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина-патриота на основе сложившейся в школе системы социального партнерства.

В ходе реализации проекта произойдут:

на уровне школы

  1. Совершенствование образовательной программы школы, предполагающей как обязательные занятия, так и занятия по выбору.
  2. Создание условий для развития воспитательного потенциала школы, воспитание личности обучающегося как гражданина-патриота.
  3. Организация качественного дополнительного образования.
  4. Создание условий для самореализации и творческого развития всех участников образовательного процесса.
  5. Качественный рост достижений учащихся.
  6. Улучшение показателей здоровья обучающихся.
  7. Решение проблемы «женского» воспитания.
  8. Привлечение к работе с детьми людей, имеющих базовое непедагогическое образование, имеющих богатый профессиональный опыт.
  9. Расширение возможностей материально-технической базы школы.
  10. Увеличение доли родителей, проявляющих активную позицию в организации образовательного процесса
  11. Формирование бренда школы.
  12. Повышение авторитета школы в местном сообществе.
  13. Повышение конкурентоспособности школы.
  14. Проявление инициативы социальных партнеров.

на уровне образовательного округа, муниципального района

  1. Предоставление новых образовательных услуг: обучение в классах кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный», отвечающих интересам и запросам учащихся.
  2. Обеспечение вариативности образования.
  3. Социальная поддержка семей в сложной экономической ситуации посредством предоставления бесплатных дополнительных образовательных услуг.
  4. Уменьшение числа детей, склонных к девиантным  поступкам, сокращение количества правонарушений
  5. Разработка модели реализации вариативной части базисного учебного плана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего основного образования второго поколения  общего образования.
  6. Создание условий для деятельности районной стажерской площадки, позволяющей транслировать накопленный опыт в области обеспечения личностного роста обучающихся на примере  использования образовательного потенциала классов кадетской направленности.

Продукты проекта

по окончании первого года реализации проекта:

  1. Модель вертикали классов кадетской направленности «Юный спасатель-пожарный»;

по окончании второго года реализации проекта:

  1. Интегрированная программа  социализации школьников

Механизм реализации проекта

Проект будет реализовываться через систему мероприятий, в основе которых лежит интеграция, индивидуализация, технологизация образовательного процесса.

Совместная деятельность с социальными партнерами предполагает заключение в установленном порядке договоров о сотрудничестве.

Координационный Совет партнеров, обеспечивающий государственно-общественный характер управления реализацией проекта, запускает проектную деятельность, сопровождает её, отслеживает результаты, вносит коррективы в план мероприятий.

Контроль за реализацией проекта осуществляет управление образования администрации Муромского района, администрация школы.

Информацию о ходе и результатах реализации проекта и финансировании мероприятий школа предоставляет управлению образования администрации Муромского района, родителям и педагогическому коллективу на школьном сайте, в публичном отчете, на родительских собраниях, в отчетах.

Смета предполагаемых расходов

по организации и функционированию инновационного проекта

по созданию вертикали классов кадетской направленности

№ п/п

Предполагаемые и планируемые статьи расходов

Необходимые средства и источники финансирования

1.

Расходы на организационно-методическую работу, командировки для изучения опыта работы образовательных учреждений с классами кадетской направленности

15000

2.

Расходы на проведение презентаций и представительских мероприятий

5000

3.

Расходы на ремонт помещений для классов кадетской направленности,

Оснащение полосы препятствий,

Обновление площадки для отработки правил дорожного движения

Дооборудование кабинета основ безопасности жизнедеятельности

120000

4.

Расходы на организацию информационной поддержки инновационного проекта (канцтовары, заправка картриджей для выпусков бюллетеней «Наша родная Булатниковская», реклама в СМИ).

15000

5.

Расходы на организацию образовательного процесса в классах кадетской направленности:

приобретение оборудования и пособий для проведения занятий по курсам ОБЖ (диски по курсу ОБЖ, макет автомата и др.),

туризму и спортивному ориентированию (туристические коврики, спальники, котелки и другое туристическое снаряжение);

пополнение библиотечного фонда, медиатеки

Обновление  экспозиции школьного музея (витрины для экспозиций, стенды)

Пополнение спортивного оборудования и инвентаря (лыжи, маты и т.п.), увеличение числа малых спортивных форм

Приобретение ноутбука, проектора, переносного экрана

242000,

в том числе:



17000



20000

5000


30000



50000


70000


6.

Расходы на приобретение предметов атрибутики классов кадетской направленности

5000

Всего:

352000

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНАЛИЗ ИНТЕРЕСОВ СТОРОН

Группа заинтересованных сторон

Возможные интересы партнеров

Возможное участие партнеров

1.Управление образования администрации Муромского района

Расширение сети инновационных площадок

Моральная и материальная поддержка творческой инициативы школы, укрепление материальной базы, финансирование расходов на поощрение педагогических работников, внедряющих инновационный проект

2.Комитет по делам молодежи администрации Муромского района

Заинтересованность в воспитании подрастающего поколения

Помощь в организации походов, экскурсий, полевых сборов.

3.Институт социальной педагогики РАО, г. Москва, профессор Алексеев А.А.

Реализация инновационного процесса

Помощь в научном руководстве проектом и методическом обеспечении образовательного процесса; методическое сопровождение инновационного процесса

4.ВИПКРО

Реализация инновационного процесса

Помощь в методическом обеспечении образовательного процесса; методическое сопровождение инновационного процесса

5.Районная  администрация Муромского района

Повышение авторитета школы в местном сообществе

Поддержка творческой инициативы школы в различных формах

6.Кафедра безопасности жизнедеятельности МиВЛГУ

Привлечение абитуриентов, заинтересованных в профиле обучения, на кафедру безопасности жизнедеятельности

Научное сопровождение, консультирование во время реализации инновационного проекта

7. Главное управление МЧС России по округу Муром и Муромскому району

Повышение престижа профессии «спасатель», «пожарный»

Сотрудничество в создании условий для  функционирования классов кадетской направленности, организации дополнительного образования; предоставление базы, обеспечение кадровыми ресурсами для проведения занятий; возможная финансовая поддержка

8.Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Владимира

Повышение престижа профессии «спасатель», «пожарный»

Первоначальная подготовка кадров профессии «спасатель», «пожарный»

Сотрудничество в создании условий для  функционирования классов кадетской направленности, организация дополнительного образования; предоставление базы, обеспечение кадровыми ресурсами для проведения занятий

9.Муромская городская общественная организация  ветеранов Афганистана

Заинтересованность в воспитании патриотизма у подрастающего поколения, преданности своему Отечеству.

Привлечение к проведению воспитательных мероприятий, акций, сотрудничество с музеем школы

10.Совет родительского актива, классных родительских комитетов

Заинтересованность в качестве предоставляемых образовательных и дополнительных услуг

Оказание спонсорской помощи, оказание помощи классным руководителям в организации внеучебной деятельности учащихся

11.Пожарные часть  № 11, г. Муром

Повышение престижа профессии «пожарного»

Предоставление базы и обеспечение кадровыми ресурсами для проведения занятий по пожарной безопасности

12.Государственная инспекция безопасности дорожного движения

Пропаганда знаний безопасного поведения на улицах и дорогах

Предоставление специалистов для проведения занятий по безопасности дорожного движения, предоставление методических материалов и наглядных пособий для проведения теоретических и практических занятий

13. Центр дополнительного образования детей Муромского района

Расширение зоны сотрудничества

Обеспечение кадровыми ресурсами для проведения занятий шахматами, хореографией

14.Социально – психологическая служба администрации Муромского района

Расширение зоны сотрудничества

Психологическое сопровождение, обеспечение кадровыми ресурсами для проведения психологических практикумов

15.Школы района, города, области

Использование опыта социального партнерства при организации работы классов кадетской направленности

Опыт сотрудничества с социальными партнерами в организации образовательного процесса

16.Ателье «Рабочая одежда» города Ярославля

Расширение сферы обслуживания, получение прибыли от  услуги по пошиву форменной одежды

Оказание услуг по пошиву форменной одежды кадетов

Муромский историко-художественный музей

Совет родительского актива МБОУ «Булатниковская средняя школа»,лассные родительские комитеты

Районный Центр дополнительного образования  для детей

ВИПКРО

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

Государственное учреждение «11 ОФПС по Владимирской области»

Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Г. Владимира

Управление  МЧС России по Владимирской области

Администрация

Муромского района

Комитет  по делам молодежи администрации Муромского района

Департамент образования Владимирской области 

Институт социальной педагогики РАО г.Москва

ООО «Российский союз ветеранов Афганистана» (Владимирская областная организация).

Областной Центр дополнительного образования для детей

 Социально-психологическая служба администрации Муромского района 

Дом народного творчества г.Мурома

Школы района, города, области

Учреждения культуры

Службы психолого-медико-социального сопровождения:

Учреждения дополнительного образования::

Общественные организации:

Научное, методическое сопровождение проекта:

Ведомствен-ные органы:

МБОУ «Булатниковская  

Кафедра безопасности жизнедеятельности  Ми ВЛГУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства

Инновация– это любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.•Во-первых, инновация начинается там, где болит.•Во-вторых, мы создаем усл...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...