«МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА-ПИАНИСТА ДШИ»
материал на тему

Данилушкина Клавдия Валерьевна

Главная цель моей педагогической деятельности - то, чтобы с помощью динамичной мотивации, эффективных методов, продуктивных способов работы развивать не только специальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память) учащегося, но и формировать современную мобильную личность с музыкальным мышлением, художественным сознанием, с творческой фантазией, креативным воображением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivacionnaya_sfera_mladshego_shkolnika.docx22.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА-ПИАНИСТА ДШИ»

Главной целью моей педагогической деятельности считаю то, чтобы с помощью динамичной мотивации, эффективных методов, продуктивных способов работы развивать не только специальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память) учащегося, но и формировать современную мобильную личность с музыкальным мышлением, художественным сознанием, с творческой фантазией, креативным воображением.

Слово «мотивация» образовано от слова «мотив» (франц.), что означает побудительная причина, повод к действию. Я считаю, что мотивация – одно из важнейших условий успешности обучения ребёнка. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная.

«Младший школьный возраст – возраст вхождения в учебную деятельность, овладения её структурными компонентами» (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

Именно первые годы воспитания пианиста являются тем своеобразным этапом, где создаётся творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке, закладываются основы для будущего развития юного пианиста. Актуальной задачей начального обучения является введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно – увлекательной, для этого возраста, форме. Только зная то, что движет ребёнка к познанию, какие мотивы в основе его действий, можно понять, ради чего учится школьник, что его побуждает к учению, можно разработать эффективную систему форм и методов обучения.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребёнка в учебную деятельность, в данном случае, овладением видами учебных действий ДШИ. Интерес к музыке лежит в основе учебной мотивации младшего школьника - пианиста. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебные задачи приводят к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает. Использование прежде усвоенных знаний – одно из основных условий появления интереса.

Начальный период обучения игре на фортепиано разбит мною на несколько этапов, каждый из которых является ступенью к освоению нового этапа.

Сначала я выявляю музыкальные данные ребёнка.

Следующий этап моей работы – научить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера: весёлую, грустную, торжественную, танцевальную, напевную и т.д.

После этого допускаю ребёнка к инструменту. Сразу появляется масса новых, незнакомых задач: посадка, организация игрового аппарата, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счёт, паузы, ключи и т.д. Но среди этого изобилия решаемых задач я стараюсь не упустить основную – не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Особенно удачны в этом плане личные показы преподавателя на инструменте, использование различных красочных иллюстраций, создание детьми рисунков к музыкальным произведениям, музыкальные понятия довожу до осмысления через сказочные образы. Практикую отчетные концерты класса.

В качестве благоприятных черт мотивации хочу отметить общее положительное отношение ребёнка к школе, широту его интересов, любознательность. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

В процессе обучения младшего школьника – пианиста уже в начальных классах остро встают вопросы музыкально – творческого и психологического контакта педагога с учеником. Главную роль играет здесь личность педагога и его контакт с учеником.

Занятия с учеником – это творческий процесс. Всё, чему я хочу его научить, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Естественно, преподавателю легче научить чему – либо подопечного, нежели воспитать у него индивидуальное, творчески художественное сознание. Однако неверно было бы полагать, что развитие самостоятельности у ученика мешает требовать от него «действий по образцу». Методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность у учащихся («поищи, подумай, попробуй»…) и методы «авторитарной» педагогики («запомни то-то», «сделай так - то») в практике должны быть сбалансированными. По мнению Г.Г.Нейгауза, надо «сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику».

Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать своё внимание на отдельных деталях нотного текста, необходимо постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок к воображению. Задача педагога – постоянно будить фантазию ребёнка, развивать его творческие способности. Чрезвычайно важно сохранить увлечённость и заинтересованность ученика в занятиях.

 Огромную роль в художественном и исполнительском формировании юного пианиста отвожу удачно подобранному репертуару. Правильно подобранные музыкально – педагогические принципы мотивации помогают образовать прочный фундамент развивающего обучения. Практическое воплощение этого принципа – чтение нот с листа. «Сколько читаем – столько знаем» - эта истина актуальна и в музыкальном образовании. Я выбираю пьесы для чтения нот с листа значительно легче изучаемых по программе. Очень важно, чтобы этот процесс нравился ребёнку, будил у него живой эмоциональный художественный отклик.

Динамика мотивации обусловлена сложными взаимодействиями мотивационных и интеллектуальных компонентов учения. Мотивационный компонент выступает в единстве и взаимосвязи с уровнем умственного развития. Развитие мотивации идёт следующим образом: высокий уровень умственного развития способствует проявлению активности, что создаёт успех в учении, который влияет на формирование учебно-познавательной мотивации. Дети успешно продвигаются в учении, что в свою очередь усиливает мотивацию. Частые неудачи в учении могут привести к развитию отрицательной мотивации и отрицательному отношению к учению.

Естественно, в первую очередь меня привлекает ученик, который обладает хорошими творчески – слуховыми данными, быстро, интересно развивающийся в исполнительской сфере. Но нужно быть психологически готовым к тому, что вся педагогическая фортепианная работа – это работа тяжёлая, большей частью с малозанимающимися, нефанатичными учениками. Что особенно характерно для небольших городков с провинциальным менталитетом населения.

Общение с ребёнком, не обладающим яркими музыкально – исполнительскими данными, но любящим музыку и стремящимся познать её, протекает иначе. В этом случае мне приходится искать такие возможности воздействия (часто не лишённые моментов экспериментирования), которые доступны и понятны ученику. Трудность работы заключается в том, чтобы выявить то, что тормозит усвоение музыки ребёнком.

Я стараюсь проявлять исключительный такт и выдержку при оценке отрицательных сторон услышанного. Не следует часто подчёркивать ученику его недостатки, внушать ему, что он лентяй. Мне удаётся найти у ученика эти стороны (пусть самые незначительные) и в своей работе опираться на них, поощрять их и развивать. Это не означает, что на недостатки я закрываю глаза, наоборот, с ними я активно борюсь. Однако они, как всё плохое, виднее, понятнее и острее ощутимы на фоне хорошего. Исправлять плохое, не находя в ученике ничего хорошего, значительно труднее. Поэтому считаю, что найти правильный тон, создать соответствующую атмосферу – это значит обеспечить успешное проведение урока.

Всегда разговариваю и рассуждаю с учеником на равных, но постоянно помню, что ребёнку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждую музыкальную задачу выражаю непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приёмах. Я считаю, что это и будет работой над художественно – музыкальным образом и над приобретением игровых приёмов – не абстрактных, а конкретно увязанных с музыкальной задачей.

В работе следует найти ту основную линию, своего рода психологическую установку в обучении, которая, не нарушая контакта с учеником, даст возможность ему с интересом и в посильной индивидуально оправданной форме приобщаться к музыке. Чтобы труд доставлял радость, а время занятий проходило незаметно, необходимо научить ребёнка работать за инструментом, наполнить процесс обучения осмысленными, интересными и доступными ученику заданиями. Только тогда можно развить концентрацию внимания и привить интерес не только к результату, но и к самому процессу работы.

Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивы благополучия (получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определённое положение среди сверстников). С этой целью я стараюсь вовлекать учащихся в концертную и конкурсную деятельность. Пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Я считаю, что выстроенная мной система работы обеспечивает успех формирования у учащихся положительной мотивации к занятиям: сохранность контингента – 100%, качество обучения – 95%, учащиеся с удовольствием выступают в концертах, заинтересованность родителей в успешности своих детей.

Для мотивации ученика и развития интереса обучения в ДШИ, считаю, одной оценки (отметки) учителя недостаточно, необходимо и самооценка воспитанника. Способность ученика к оценке своей собственной учебной деятельности, умение ставить точный самодиагноз – характерная примета развитого самостоятельного профессионального мышления. Задача педагога поощрять и стимулировать это качество. Надо вести так работу, чтобы ученик мог видеть продвижение и оценивать свои достижения и успехи от занятия к занятию. Для формирования самооценки ученика в конце каждого урока спрашиваю и предлагаю оценить свою работу на уроке.

В процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний. Уровень притязаний отражает меру требовательности к себе, оценку своих способностей к достижению ожидаемых результатов в будущей деятельности.

Ребёнок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей. Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что – то узнал, понял, чему – то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. 

Мотивационная сфера, как считает А.Н.Леонтьев, выдающийся психолог, педагог ХХв., - ядро личности, стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально – психологические характеристики.

Список литературы

  1. Зимняя И.А., Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. М.: «Логос», 2000.
  2. Матюхина М.А. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 2000.
  3. Немов Р.С. Психология Книга 2 «Психология образования». М.: ВЛАДОС, 2002.
  4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов муз. фак.; Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка

презентация по теме "Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка"...

Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ)

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только ос...

Развитие мотивационной сферы учащихся.

 Формирование и развитие мотивов учения является важным вопросом в процессе обучения школьников. В данной работе представлена информация о мотивах учащихся, их видах, способов повышения ин...

Презентация Power Point: "Формы и методы работы на занятиях по повышению мотивационной сферы обучающихся"

Потребность – «Хочу»Мотив - «Зачем мне это надо?»Цель – «Что для этого надо сделать?»Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала....

«ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛАХ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ»

В работе рассмотрены понятия: мотивация, мотивационная сфера. учебная мотивация, мотивационная сфера старшеклассников, профильное обучение, мотивация к занятиям физической культурой. Мне, как учителю ...