Одаренность детей в контексте внедрения ФГОС
статья по теме

Гонтарева Наталья Владимировна

Статья в помощь педагогам и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одаренность в контексте внедрения ФГОС.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность, традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. В мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними. На всем протяжении работы над проблемой ученых и деятелей образования выявлялись следующие внутренние противоречия.

1 – противоречие между способностями и склонностями, когда высокие способности к какой-либо сфере деятельности, выявленные специалистами, не совпадают с интересами ребенка или его окружения, и от этой «отсутствующей мотивации» к деятельности способности могут угаснуть и не привести к достижениям;

2 – личностные противоречия, когда какие-то личностные черты мешают проявляться личностным способностям;

3 – противоречие, заключается в том, что ни один талантливый ребенок не похож на другого, а значит, в педагогическом сообществе у того, кто работает с детьми, должен быть настрой на поиск при отсутствии четких алгоритмов и отсутствии инструкций по работе с такими детьми. Для этого у педагога должна быть как минимум свобода планирования учебных действий и ожидаемых результатов, а второе – собственная психологическая готовность к принятию на себя ответственности и к саморазвитию, и к гибкому следованию за темпами развития своих учеников;

4 – противоречие в том, что одаренность может быть возрастным проявлением, проявившимся и ушедшим в определенных возрастах, это не пожизненные гарантии выдачи шедевров, но что тогда критерий успешности государственной политики в области выявления и поддержания одаренных детей?!..

5 – в том, что можно как-то прогнозировать, управлять и планировать достижения уже выявленной одаренности.

Целый клубок противоречий, которые не так просто решить.

Что же это за феномен – одаренность в сфере искусства, в творчестве?

Понятие как таковое впервые было сформулировано  середине XIX веке английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При дальнейшем анализе были выделены «художественная» и «практическая» одаренности. Интересно также замечание С.Л.Выготского о том, что «всеобщей одаренности, в равной мере распространяющейся на все стороны личности, не существует». Б.М.Теплов определил одаренность как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Таким образом, одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения успеха.

В России была разработана «рабочая концепция одаренности». Представление об одаренности, изложенное в данной концепции, трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, стал вопрос о частоте детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной полагают, что до уровня одаренного можно развить любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется  поиску одаренных детей. Определение одаренности ребенка - сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты всестороннего психологического обследования, так и сведения о школьных и внешкольных достижениях ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей, сверстников. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития одаренности. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. Для одаренных детей характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.

Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (Тесты). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т.д. Забота об одаренных детях предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам одаренности относятся следующие.

  1. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
  2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

c) Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество (креативность) является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

· Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

· Большая независимость в суждениях;

· Тонкое чувство юмора;

· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

· Яркий темперамент;

· Социальная одаренность.

При сравнении позиций в отношении к одаренности становится понятно, что эта проблема далеко выходит за узкие рамки педагогики и касается в целом концепции человечества – творца всех достижений – и понимания места личности и места общества по отношению друг к другу. Если существует феномен одаренности, то это сокровище содержится в глубине личности: только она способна творить новое и непредсказуемо ценное на основе своего дара. Общество может лишь поощрять расцвет одаренности и принимать на вооружение индивидуальные открытия и художественные прорывы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных принципов обучения ИЯ на начальном этапе в контексте внедрения ФГОС

Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков.Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки н...

Методическая статья "Здоровесберегающие технологии в контексте внедрения ФГОС в начальной школе: проблемы и пути их решения."

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Организация внеурочной деятельности в начальной школе на примере интеграции предметов изобразительное искусство и история и культура Санкт - Петербурга в контексте внедрения ФГОС

В статье речь идёт о результативности реализации Программы внеурочной деятельности на основе интеграции предметов "Изобразительное искусство", "История СПб" и элементов музейной педагогики в контексте...

«Система уроков по изучению раздела «История России с древнейших времён до конца XVl века» в контексте внедрения ФГОС ООО»

Несколько уроков по истории России в 6 классе рассмотрены с точки зрения внедрения новых образовательных стандартов....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. Аннотация: В данной статье раскрывается процесс формирования ключевы...

Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте внедрения ФГОС

В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, "требующих особого отношения". К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, д...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...