Организация нравственного воспитания в фольклорном ансамбле "Уральский гостинец"
материал на тему

Окунцова Юлия Сергеевна

Фольклорный ансамбль "Уральский гогстинец" г. Серов организован в 2011 году на базе Центра детского творчества. В состав ансамбля входят учащиеся младшего и старшего школьного возраста. вВданном докладе описана учебная и внеурочная деятельность организованная руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedchteniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Серовского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Тема для педчтения: Организация нравственного воспитания в фольклорном ансамбле «Уральский гостинец»

                                                                                                         Составитель:

                                                педагог дополнительного образования

                                                                                  МБОУ ДОД ЦДТ                                        

                                                               Федякина Юлия Сергеевна

                                                           II квалификационной категории

г.Серов

2013 год

 В настоящее время в условиях изменившегося духовно-нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребенка. Именно устное народное творчество с его концентрированной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки и т.д., но и одновременно решать задачи формирования  его нравственно-эстетических критериев.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, несут в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Огромную роль в воспитании играет детский фольклор. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Фольклорный ансамбль «Уральский гостинец» существует второй год.

Мотивацией для создания ансамбля послужило, во-первых, направленность образования на возрождение народных традиций, во-вторых, отсутствие в нашем городе детских фольклорных ансамблей, организованы только танцевальные коллективы. Для ансамбля была составлена программа дополнительного образования. Она наряду с музыкальным развитием решает задачу художественно-эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения средствами народного творчества. Программа рассчитана на детей 7-14 лет, срок реализации которой 3 года.

Целью данной программы является создание условий для нравственно-этического воспитания детей через изучение народного творчества родного края.

Задачи представлены на слайде.

Воспитательные задачи программы заключаются в формировании

нравственных человеческих качеств: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; а также формировании национального  самосознания учащихся, уважения к своему народу.

Программа «Уральский гостинец» реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических работ (исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию и другие виды деятельности).  Ход занятия выстраивается с учётом возрастных особенностей детей, а также создается доброжелательная атмосфера, которая является средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Фольклорный ансамбль посещают дети младшего и старшего школьного возраста. Поэтому перед педагогом встала задача объединения обучающихся в один дружный коллектив. Где старшие будут наставниками, помощниками младшим участникам ансамбля.

В процессе работы у детей сложились дружеские взаимоотношения. Они поздравляют друг друга с днем рождения, беспокоятся о здоровье больных ребят, а также относятся с пониманием если у кого-то, что-то не получается и стараются им помочь.

          Одним из средств нравственного воспитания, которое я использую в учебной деятельности, являются пословицы и поговорки. В которых много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения: «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть – глаз божий».  Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы и поговорки, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Другим средством передачи традиции народа служат песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, они несут знания о человеке и средствах формирования важнейших понятий о добре и зле, средствах познания родного языка, родной речи. Репертуар ансамбля подбирается с учетом возрастных особенностей детей и циклом народного календаря. Разученные песни коллектив исполняет на концертах для родителей, отчетных концертах отдела Музыкальная школа и городских мероприятиях, в том числе и Центра детского творчества. Участники фольклорного ансамбля с удовольствием принимали участие в благотворительных концертах для детей-инвалидов. Они  с пониманием и сочувствием относятся к их физиологическим особенностям.

В нравственном воспитании подрастающего поколения огромную роль играют  народные праздники и обряды. Главной целью нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Задачи представлены на слайде.

Во внеурочное время дети готовят доклады с презентациями соответствующие годичному циклу о праздниках и обрядах. Полученные знания ребята применяют в постановке народных праздников. Последний праздник «Новый год у ворот» был посвящен традициям празднования Нового года и Рождества. Участники ансамбля были в качестве ведущих и выступающих. Присутствующая публика принимала  участие в русской народной игре и поддерживала выступающих аплодисментами. Также коллектив успешно выступил на  весеннем празднике «Проводы зимы».  После праздника было чаепитие, которое дети назвали  «блинной вечеринкой».

В будущем с активными участниками ансамбля помимо докладов мы планируем ввести проектную деятельность по теме: «Русские народные праздники и обряды».

Кроме докладов о праздниках в прошлом учебном году было подготовлено сообщение о героях Великой  Отечественной войны, где ребята познакомились с подвигами героев и интересными событиями в ходе войны. В этом учебном году планируется продолжить эту работу и подготовить для фольклорного ансамбля ко Дню Победы рассказ о детях-героях войны.

Известно, что трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. В первые месяцы существования фольклорного ансамбля «Уральский гостинец» встала задача пошива костюмов для выступлений. Когда костюмы были сшиты, ребята в свободное от учебы время придумывали узоры для их оформления и расшивали узоры бисером. Для некоторых это было в новинку, потому приходилось обучать детей этому ремеслу. Старшие помогали младшим, и каждый внес частичку своей души в создание концертных костюмов.

Трудовое воспитание продолжилось при создании традиционной народной куклы и русской игровой куклы из ниток, которые ребята изготавливали во время весенних и зимних каникул. В предстоящие каникулы запланировано изготовление кукол-мартиничек, которые являлись неизменным атрибутом обряда «закликания весны».

Еще один вид деятельности фольклорного ансамбля – театрализация. Театрализация была неотъемлемой частью народных праздников. В этом учебном году мы стали заниматься постановкой русских народных сказок, которые содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей, своеобразным «учебником жизни». На данный момент мы работаем над сценарием сказки «Поросенок, который поет» – это результат совместного творчества педагога и участников ансамбля. Куклы для сказки сшила я сама, так как столкнулась с проблемой, что современные дети не владеют навыками шитья (некоторые пятиклассники не могут пришить  и пуговицу). В конце учебного года эту сказку увидят не только дети отдела Музыкальной школы, но будут приглашены ребята других объединений и все желающие.

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет  учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Детский фольклор – это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует рядом с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам, в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений.

В заключении процитирую фрагмент «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009): «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – важнейшие задачи современного образования, которому «отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества». Традиционный и современный фольклор позволяет одновременно решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, служит эффективным средством духовно-нравственного развития учащихся, консолидирует воспитательные возможности школы и семьи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация интерактивной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся

Статья содержит разработку урока по этике "Жизненные ценности и поведение"...

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....

Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)

Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...

Формы организации работы по духовно - нравственному воспитанию.

О формах организации работы, технологиях воспитания, о педагогических условиях организации успешной работы по духоно - нравственному воспитанию....

Программа духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях кадетского типа.

Проектная работа "Программа духовно- нравственного  воспитания в образовательных организациях кадетского типа"....

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...