Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса
презентация к уроку по теме

Шишлянникова Наталья Николаевна

Презентация и сценарий заседания МО по теме "Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.rar951.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №1»

(МАОУ ДОД «ДДТ №1»)

652150, Кемеровская обл., г.Мариинск, ул.Ленина,8

Тел:8(384-43) 5-29-33. E-mail: ddt_1.mariinsk@mail.ru

 

Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса

(заседание методического объединения)

Составитель: Шишлянникова

Наталья Николаевна, методист

дополнительного образования

Мариинск

2012

Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса

Цель заседания МО:

Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность педагога  и обучающегося в новой образовательной системе.

Задачи:

раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии»;

познакомить с классификацией современных педагогических технологий;

рассмотреть особенности современных педагогических технологий

разработать план совершенствования деятельности педагогического коллектива по использованию современных педагогических технологий.

Ход заседания МО:

1.Вступление.

2.Доклад на тему «Классификация современных  педагогических технологий»

3.Выступления на тему «Применение современных технологий  в урочной и внеурочной деятельности». Из опыта работы педагогов 

4.Решение  МО

 

Вступление.                                                                                                                                                                                   

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся образования, а также  книги, статьи, исследования   ключевыми в идеологии  образования  называют идею развития, выделяя три важных постулата:

1. образование является важнейшим фактором развития личности;

2. образование  - есть   действенный перспективный фактор развития российского общества;

3. систему образования   необходимо постоянно развивать.

Развитие образования может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).

Причиной выбора этой темы является следующее:

1.в условиях существующей классно-урочной системы занятий современные педагогические технологии  наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения;

2.образовательные технологии позволяют достигать поставленные программой   конкретных  целей;  

3.педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основного направления педагогической стратегии:  личностно-ориентированного подхода;

4.они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, четкую ориентацию на развитие творческой деятельности;

5.обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

6.отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые способствуют развитию   и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «педагогическая  технология». ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Методическая система отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?

Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

1.однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

2.отбор и структура содержания (что);

3.оптимальная организация учебного процесса (как);

4.методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

5.а так же учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто);

6.и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

1.гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

2.экономичность резерва учебного времени,

     3.оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

4.применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Педагогические технологии ориентированы:

1.на формирование положительной мотивации к учебному труду,

2.интенсификацию коммуникативной среды,

 3.развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,

4.охрану здоровья учащихся

«Классификация современных  педагогических технологий»

 Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

1.традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;

2.Классно-урочная технология обучения - обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков

3.Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

4.Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве

5.Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения).  Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей

6.Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.

7.Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.

8.Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или

Технология решения исследовательских(изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).

9.ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.

10.Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута.

11.Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся.   Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций.    Формирование организаторских способностей учащихся.

12.Методы активного обучения (МАО) -совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности

1.Коммуникативные технологии

2.Технология портфолио

3.Развитие критического мышления

4.Модульное обучение

5.Дистанционное обучение

6.Тестовые технологии

7.Технология выявления и поддержки одаренных детей

8.Технологии дополнительного образования

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще педагоги   пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – технологии,  построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии  педагог основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к занятиям  педагог озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение обучащюимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ детей в общее обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.

 

Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

 

 

РЕШЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ МО

1.Проанализировать     и спланировать изучение современных педтехнологий с учетом предпочтений педагогов.

2. Создать  банк данных методических разработок у педагогов, практикующих использование современных педагогических технологий.

3.Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Формировать у них практические навыки самообразования. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность). Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Источники:

  1. Л.А.Башарина. Организационные технологии управления школой.\     С-Петербург, КАРО, 2002, 133с.
  2. А.К.Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий.\                  С-Петербург, КАРО, 2006, 367 с.
  3. Н.В.Ширина. Повышение педагогического мастерства учителя.\ Волгоград, Учитель, 2007, 172с.
  4. Н.Е.Щуркова. Педагогическая технология.\ Москва, Педагогическое сообщество России, 2005, 254с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе

О сущности основных характеристиках и закономерностях учебного процесса...

Современные педагогические технологии как средство решения математических задач

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач        Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной часть...

Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"

Материал готовился для педсовета.  В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....

Новые педагогические технологии в условиях дифференциации образовательного процесса

Материал содержит конспект урока английского языка по теме "Экология" для 7 класса. Урок разработан с учетом дифферинцированного подхода....

«Современные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса»

В докладе содержится материал о применении современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса на уроках русского языка и литературы....

Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в обучении учащихся с ОВЗ

Доклад на педсовете школы:Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в обучении учащихся с ОВЗ          ...

Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС

В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....