Воспитание ребёнка начинается с колыбели
статья по теме

Мухина Светлана Александровна

Ведущая роль принадлежит именно семье в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитании п развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhdestvenskie_chteniya_muhina_s.a._statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ребенка начинается с колыбели

Мухина С.А.

учитель православной культуры

МБОУ « Основная общеобразовательная школа №13»

«Нормальное нравственное развитие,

гармония любви счастья и труда

(а от этой гармонии, в сущности,

зависит моральное здоровье человека)

 возможны лишь при условии,

если ребенок убежден:

 я кому-то очень-очень нужен,

я для кого-то безмерно дорог,

кто-то видит во мне смысл своей жизни,

но и я кем-то очень-очень дорожу,

 без кого-то я жить не могу.»

В.А.Сухомлинский.

Значительные изменения происходят на современном этапе развития общества в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Ведущая роль принадлежит именно семье в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности.   Дружинин В.Н. считает, что проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» (1993 г.) в статье 28 установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

Силяева Е.Г. в своих работах пишет о том, что семья является колыбелью духовного рождения человека. Создание благоприятной  среды для эмоционального и нравственного формирования личности это многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка.

  Первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека создаётся семьёй. Лихачёв В.Т говорит о том, что именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. От отношений в семье между её членами зависит каким будет ребёнок в жизни. Семейная жизнь многообразна, ни одна семья не обходится без проблем и  трудностей. Мне хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей. Я считаю, что семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий  которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Сегодня много говорится о необходимости вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность. Основными задачами являются действия учителей и родителей как союзников, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Администрация школы и учителя  помогают родителям в решении вопросов воспитания детей, но они никогда не смогут конкурировать с семьёй. Ведь именно семья - самое мощное средство в формировании личности ребёнка. Силяева Е.Г. часто говорит о том, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания. Отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей главные из этих бед.  Она отмечает - важное для ребёнка- чтобы его любили таким, какой он есть.

В своих беседах с родителями я привожу слова В.А. Сухомлинского: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)».

Я считаю, что каждый ребёнок должен быть счастлив. Мои убеждения поддерживают большинство родителей. Вместе мы стараемся донести до каждого даже самого маленького человека, что его счастье выражается не только в материальном благополучии, в том, что у него красивая одежда, множество игрушек, сладостей. Для полноценного развития личности необходимо заложить её нравственные основы, дать толчок её духовному развитию. Многие психологи в своих работах утверждают, что нравственные основы личности ребенка закладываются в самом раннем детстве, до 4-5лет. А потом уже проявляется, развивается то, что заложено. Все впечатления фиксируются в детской памяти, как на фотопленке, и выправить последствия упущенного, неверного ориентирования нелегко. Огромный потенциал нравственного становления человека заключается в атмосфере сердечности, доброты, которые встречает ребенок, входящий в мир. Как радостно смотреть на улыбающегося в колыбели малыша в ответ на добрую улыбку матери, и как настораживается он в окружении не знакомых, что-то громко и сердито говорящих людей. Хочется отметить, что именно доброжелательные отношения в семье для ребенка - а именно с семьи начинается для ребенка познание Мира, - как солнце для проклюнувшегося ростка.

В тематику родительских собраний я вношу вопросы о воспитании с творческим подходом к ребенку и вселяю уверенность в том, что усилия не пройдут даром, что добрый посев даст хорошие всходы. Для ребёнка - познание мира, и вдвойне приятно, если ему помогают в этом открытии близкие.  Большие впечатления у детей остаются от совместных походов на рыбалку, за грибами или просто «экскурсия» на соседнюю улицу. Вместе с родителями мы приходим к единому мнению о том, что встречи с окружающим миром расширяют представления детей, рождают любознательность, обогащают духовно. Воспитание сердца начинается с пробуждения чувства восхищения красотой, так считает в своей статье Силяева Е.Г.   И первым условием разумного воспитания детского сердца  является чуткость и умение родителей расположить к себе детей. Ничто не действует так на юную душу, как холодное равнодушие, безразличие. С самых первых проблесков сознания ребенок воспринимает семейные отношения (или те отношения, в которые он попал) как некую общечеловеческую норму общения. Необходимым правилом для каждой семьи являются основы бережного отношения друг к другу, атмосфера крепкой дружбы, взаимной чуткости и внимания, что имеет исключительно важное значение для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Дружная, здоровая семья, закладывает в ребенке основу - его правильных отношений с людьми.

В заключении я хочу сказать словами В. А. Сухомлинского: «Детство и отрочество должны стать школой доброты, человечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма благородных человеческих чувств - от тончайшей, чувствительной заботы о матери до ненависти к врагу, непримиримости к идейному противнику».

Литература

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000

2 . Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. № 2.

3. Родители и дети. Психология взаимоотношений./под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. - М.,2003

4. Семья в психологической консультации./под ред. Бодалева А.В., Столина В.В. - М.,1989

5. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений. - М.: Академия, 2002.

6. Лихачёв В.Т. Философия воспитания. Учебное пособие для сткдентов высших учебных заведений – М.//Прометей, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль семьи в воспитании ребёнка

презентация расскрывает роль семьи и школы в воспитании ребёнка...

Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".

Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....

Буклет. Где заканчивается наказание как метод воспитания и начинается жестокое обращение

В данной брошюре рассматривается проблема жестокого обращения с детьми...

Родительское собрание "Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей"

Дети – наше продолжение, наше наследие. А как же воспитать это наследие? Или может сначала стоит задуматься о своем собственном воспитании и отношении к ребенку?Любой родитель хочет, чтобы его р...

Статья для родителей и педагогов о музыкальном воспитании детей «Начинайте с колыбели!»

Сегодня песня, в том числе у колыбели ребенка, все больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей...

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с люб...

Ребёнок начинает говорить

Советы для родителей, чей ребёнок начинает говорить....