Статья для родителей и педагогов о музыкальном воспитании детей «Начинайте с колыбели!»
статья

Ефимова Раиса Павловна

Сегодня песня, в том числе у колыбели ребенка, все больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники, и что вообще петь малышу – «несовременно». У многих в нашей суматошной жизни голова занята другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка, полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других людей – самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что - то приятное и радостное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nachinayte_s_kolybeli_efimova_raisa_pavlovna.docx16.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья для родителей и педагогов о музыкальном воспитании детей «Начинайте с колыбели!»

Некоторых родителей не удовлетворяет, если мы так неопределенно, словами, вынесенными в заголовок, отвечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?»

И тогда мы приводим афористично-емкий ответ на тот же вопрос известного венгерского педагога и композитора Золтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше – за девять месяцев до рождения его матери».

Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Многие привыкли считать, что воспитание ребенка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трех-четырех лет растет здоровеньким – и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От нуля до четырех.

У детей, до трех-четырех лет огромный жизненный потенциал. Их сознание – чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает все новое. Познает окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80 % от мозга взрослого человека.

Дети до 4 лет, готовы учиться, хотят учиться, получают от учебы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

От самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков – сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и пытается его понять. Уже в двадцать три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами предмет, звуки издающий, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит – гудит, бормочет, иногда даже напевает. Ребенок начинает понимать, что эти звуки, которые издает он сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, еще не улавливая смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон – улыбается, тянется ручками. Скажите тоже самое сердито – пугается, плачет. Постарайтесь, по возможности оградить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Слыша громкие, резкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что еще хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много, и они повторяются регулярно, ребенок становится нервным, возбудимым, плохо есть и спит. Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе. Поэтому важно создать вокруг ребенка звуковое окружении, насыщенное такими звуками. Это колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки, в том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на ранее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери.

Сегодня песня, в том числе у колыбели ребенка, все больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники, и что вообще петь малышу – «несовременно». У многих в нашей суматошной жизни голова занята другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка, полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других людей – самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что - то приятное и радостное.

Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает ее эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, веселую музыку улыбается, радуется. Веселая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному появлению активности: это возгласы, подпевание, движения плясового характера.

Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите больше удовольствия крошечному, еще не умеющему сидеть ребенку, если возьмете его за кисти рук и под веселую музыку, будете их сгибать и разгибать. Услышав ритмичную танцевальную музыку, кроха начнет склонять тело, подгибать коленки, раскачивать кроватку. Все это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательно, но и создает важную эмоциональную связь: музыка – это радость и удовольствие.

Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестает восприниматься как удовольствие и радость, но перестает восприниматься вообще.

Музыка не должна звучать слишком громко. Не надо давать слушать музыку ребенку, если по каким - то причинам, он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

И, конечно же, как и всегда, в общении с ребенком используем игры.

Игра первая. У двух-трехмесячного ребенка игра развивает связь между звуком и его источником. Вы звените в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребенка. Потом отводите их в сторону, чтобы малыш их не видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы. Так повторяется снова и снова.

Игра вторая.  В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звените – малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться все дальше и дальше.

Игра третья. В этом же возрасте, в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете 20-30 секунд. Потом накрываете его чем-нибудь (куском материи, марлей) и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки?». Ребенок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползет к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается обратно и ждет, пока вы снова включите музыку. После такого подвижного момента малыш слушает музыку с новым интересом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ребёнка начинается с колыбели

Ведущая роль принадлежит именно семье в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитании п развития....

Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей

Как нужно воспитывать ребенка, чтобы у него развились музыкальные способности? Есть несколько способов сделать это. Главное нужно слушать музыку с самого раннего возраста, и быть внимательным к своему...

Компьютер и современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста ( консультация для родителей)

в работе даны практические рекомендации родителям дошкольников по использованию компьютера для музыкального воспитания ребенка...

Роль родителей в музыкальном воспитании детей

Достаточно с детства окружить ребенка прекрасной музыкой, так же как он «окружен» звуками родной речи, и первый камушек в музыкальном образовании будет заложен....

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Природа щедро наградила человека, она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий м...