Буклет. Где заканчивается наказание как метод воспитания и начинается жестокое обращение
консультация по теме

Варавина Наталия Владимировна

В данной брошюре рассматривается проблема жестокого обращения с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon varavina_n.v._gde_zakanchivaetsya_nakazanie.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Варавина

Педагог-психолог

Областное Государственное Бюджетное Учреждение Социального Обслуживания

 «Братский детский дом-интернат»

г.Братск

ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НАКАЗАНИЕ, КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ, И НАЧИНАЕТСЯ

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ?..

(буклет)


Таким образом, наказание является методом воспитания только до тех пор, пока сохраняется физическое и психическое здоровье ребенка, если же причинен вред – это жестокое обращение.

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА

«ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

С уважением педагог-психолог

Варавина Наталия Владимировна


Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Братский детский дом-интернат»

Где заканчивается наказание, как метод воспитания, и начинается

жестокое обращение?..

Братск 2016

Давайте разберемся с основными понятиями…

Педагогический энциклопедический словарь даёт такое определение жестокого обращения с детьми — умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

В криминальной практике выделяют такие проявления жестокого обращения и проявления насилия: 

физическое насилие — нанесение физических повреждений, применение телесных наказаний, вовлечение детей в употребление алкоголя и наркотиков, оно помимо причинения боли унижает достоинство ребёнка, запугивает его, подсказывает ему, что с помощью насилия можно управлять, подавлять волю и желания, а, следовательно, и он может так поступать по отношении к сверстникам или младшим, физическое насилие приводит к появлению желания отомстить; 

психическое (эмоциональное) насилие — отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость в форме словесных оскорблений, угроз; 

сексуальное насилие — использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, использование порнографической литературы, фотографий, кино- и телефильмов, рисунков с целью наживы и извлечения прибыли; 

насилие в форме пренебрежения потребностями ребёнка — отсутствие условий для нормальной жизни, заботы о его здоровье и развитии.

Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации жестокое обращение может проявляться «в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)»

Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их.

Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов».

Поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Выделяют следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Как правило, одобрение, похвала становятся поощрением. Обычно это находит выражение в объявлении благодарности, присуждении грамот, кубков. В свою очередь, и осуждение, замечание, выговор являются одним из распространенных методом в практике наказаний.

Условия, которые определяют эффективность метода наказания:

1. Наказание действенно только тогда, когда ребенок понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняют нормальные отношения - наказан, значит прощен.

2. Наказание - сильно действующий метод. Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести.

3. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с поощрением.