материал для родителей "Наказание не метод воспитания,а средство,когда другие методы воздействия исчерпаны".
материал по теме

Кудрявцева Татьяна Владимировна

 

            Дисциплину  не  наденешь

                                                                         на  ребенка  как  наручники.

                                                                     Дисциплина – это  то,  что

                   развивается  внутри  человека.

        Б.Спок.

 

 

        Наши  дети  трудновоспитуемы. Трудновоспитуемость  всегда  индивидуальна. Профилактика  и  преодоление  трудновоспитуемости  должны  осуществляться  разнообразными  педагогическими  воздействиями  на  каждого  воспитанника  с  учетом  именно  его  данных. А  для  этого  необходимо  изучить  личность.

Эффективным  методом  изучения  личности   детей  является создание  специальной   ситуации,  в которой   происходит  столкновение  характеров, интересов, желаний, и, таким  образом, выявляется  сущность  личности.

Создание  ситуации  требует  от  родителей  большого  умения  управлять  поведением  детей. Необходимо  переключить  активность  ребенка  из  сферы  личной  саморекламы  в  область  социального  применения  положительных  качеств.

Иногда  вовсе  не  стоит  ломать  самолюбия  ребенка. Важно  дать  поручения, которые  обеспечивали  бы  взаимозависимость  и  подчиненность  детей.  Подбор  поручений  должен  основываться  на  следующих  требованиях:

  1. каждому – общественное  поручение;
  2. активное  участие  в  жизни  коллектива;
  3. помощь  другим  в  работе.

 

           Опыт  работы  показывает,  что  наиболее  эффективными  приемами  воздействия  коллектива  на  ребенка  являются:

 

        1.Прием  доверия  - ребенок  выполняет  наиболее  важное общественное  задание, в  котором  он  должен  проявить  свои  знания  и  умения.

 

        2.Прием  недоверия – высказывание  сомнения  в  том, поручать  или   нет  какое-либо  дело    ребенку  из-за  негативной  оценки    его  качеств, побуждая  его  к  самокритичности.

 

3.Проявление  доброты, внимания  и  заботы.  В  некоторых  случаях  открытое  проявление  доброты, внимания  и  заботы  необходимо, т.к.  это  оказывает  большое  влияние. Проявление  доброты  и  заботы  может  вызвать  у  провинившегося  сильные  чувства  радости  и  удовлетворения  и,  на  их  основе - коренные  изменения  в  поведении.

 

 

4.Поощрение .  Роль  поощрения  особенно  велика  в  работе  с  детьми, поскольку  их  самосознание  только  развивается  и  важно  осмыслить, какие  поступки  поощряются, а  какие  осуждаются. Поощрение  вызывает  чувство  удовлетворения, радости, гордости, а  также  желание  вести  себя   еще  лучше. Но  при  поощрении  необходимо  соблюдать  меру.

 

5.Прощение.  Умение  прощать – необходимое  качество  для  родителей. Прощение  как  прием    воздействия   означает, что  родитель  в  определенной  ситуации  не  обращается  к  наказанию. Бывают  случаи, когда  прощение  производит  гораздо  более  сильную  моральную  встряску, чем  произвело  бы  в  данном  случае  наказание.

 

6.Проявление  умений   родителей.  Проявление  умений  и  превосходства  родителей  в  какой-либо  области  вызывает  восхищение, признание  его  авторитета  и  в  дальнейшем  ведет  к  положительному  изменению  в  поведении  детей. Впечатление  усиливается, когда  мастерство  проявляется  неожиданно.

 

7.Поручительство.  Сильная  сторона  поручительства  состоит  в  том, что  проявленная  вера  в  человека  способна  произвести  переворот  в  его  сознании. Поручительство  вызывает  чувство  признательности  и  преданности  к  поручателю, желание  оправдать  доверие, стремление  не  подвести  его.

 

8.Прием  игнорирования.  Этот  прием  хорошо  действует  на  детей  грубых, несдержанных, вспыльчивых. Опыт  работы  показывает, что  дети  весьма  болезненно  реагируют  на  то,  что  родители  игнорируют  его  не  только  как  нарушителя, но  и  личность. В  обмен  на  грубость  ребенок  слышит  вежливое  официальное  обращение  к  нему, как  к  постороннему  человеку  или  подчеркнутое  молчание.

 

 

                                              Наказание  может  воспитать  раба,

                                                      а может  воспитать  и  свободного,                                    

                 гордого  человека.

        А.С.Макаренко

 

Для  того, чтобы  побудить  ребенка  к  хорошему  поведению,  необходимо  уяснить  для  себя,  чего  вы  хотите  от  ребенка, а  не  прилагать  усилия  к  тому, чтобы  не  дать  ему  что-то  сделать.

НАКАЗАНИЕ-ЭТО  НЕ  МЕТОД  ВОСПИТАНИЯ, А  ЕГО  СРЕДСТВО  В  ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ  УСЛОВИЯХ – КОГДА  ВСЕ  ОСТАЛЬНЫЕ  МЕТОДЫ  ВОЗДЕЙСТВИЯ  ИСЧЕРПАНЫ.

Само  по  себе  наказание  не  исправит  плохой  характер  на  хороший  и  даже  на  время  не  обеспечит  приличное  поведение.  Хорошая  дисциплина, в  первую  очередь  основана  на  взаимной  любви  и  уважении. В  детстве  их  необходимо  подкреплять  обучением, строгостью  и  напоминаниями.

Наказание – это  всего  лишь  одна  из  форм  напоминания, жесткая  форма, используемая  в  чрезвычайных  обстоятельствах, чтобы  вернуть  поведение  ребенка  в  обычную  колею. Если  же  этой  колеи  не  существует, одним  наказанием  ничего  не  добьешься. И  главная  задача  родителей  в  том, чтобы  удерживать  ребенка  от  дисциплинарных  срывов,- ясно, спокойно  и  тактично  внушая, какого  именно  поведения  от  него  ждут, и  сразу  же  вмешиваясь, как  только  что-то  пошло  не  так.  Это  неизмеримо  сложнее, чем  позволить  ситуации  выйти  из-под  контроля, а  потом  думать, наказывать  ребенка  или  нет, а  если  наказывать, то  как.

 

        С детьми необходимо  всегда  соблюдать  правило :

 

 Быть  рядом, но  чуть-чуть  спереди –общение  на  равных, но  с  определенной  дистанцией. В  ребенке  нужно  уважать  личность, равную  себе (но  не  самому  опускаться  до  уровня  ребенка, а, наоборот, его  поднимать  до  своего  уровня.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с родителями с целью усиления воздействия на ребенка

Содержание работы школы с родителями обучающихся...

Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики

«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...

Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания.

В своей самостоятельной работе раскрываю основные принципы воспитания и классификацию методов воспитания. Данные принципы изложены мной на основе многолетнего опыта работы с подрастающим поколением и ...

Презентация "Использование он-лайн тестов и кроссвордов, созданных на платформе OnlineTestPad, при проведении текущего контроля и другие методы организации дистанционного обучения"

Презентация "Использование он-лайн тестов и кроссвордов, созданных на платформе OnlineTestPad, при проведении текущего контроля и другие методы организации дистанционного обучения". Данная п...