программа работы с одаренными детьми
рабочая программа по теме

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное  автономное общеобразовательное  учреждение

Лицей «Ступени»  г. Хабаровска

«Рассмотрено» на методичес-                   «Согласовано»                  «Утверждаю»

ком объединении протокол               ____________\ _________               ____________\ _________

              № ___ от             зам. директора по УВР                     директор МОУ Лицей «Ступени»

«__» ______________ 200_ г.           «__» ______________ 200_ г.        «__» ______________ 200_ г.

Программа

Работы с одаренными детьми

Макаркова  Ирина Викторовна

                                                Учитель  математики

                                               МАОУ Лицей «Ступени»

г. Хабаровск

 

 Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

 Задачи

  1. изучение природы детской одаренности;
  2. выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
  3. создание базы данных в рамках Программы;
  4. внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
  5. организация совместной работы ОУ, СДК и прочих учреждений по поддержке одаренности;
  6. развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;
  7. подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  1. принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  2. принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  3. принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  4. принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  5. принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

  1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
  3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  4. Способность к рефлексии.
  5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
  6. Уровень коммуникативной культуры
  1. Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.
  2. Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.
  3. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
  4. Метод незаконченного предложения.
  5. Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

  1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.
  2.  Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
  3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.
  1. Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
  2. Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.
  3. Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность одаренных учащихся

  1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
  2. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.
  3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.
  1. Методики статистического анализа данных, их динамика.

   

    План индивидуальной работы с одарёнными детьми

Мероприятия

Форма

Сроки проведения

 Индивидуальные занятия

консультация

1 раз

в неделю

Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год, октябрь

 Участие в районных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год,

ноябрь

 Участие в общероссийских конкурсах

 олимпиада по математике «Кенгуру»

1 раз в год, март

 Участие в  научно-практической конференции учащихся.

конференция школьников

1 раз в год, март

Конкурсы школьного уровня

- Неделя математики

- лучший проект и др.

В течение года

Конкурсы муниципального и регионального уровней.

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....