Социальное партнерство
статья (9 класс) по теме

Васикова Ирина Севастьяновна

Аннотация

В докладе говорится о социализации школьников. Основная цель социализации личности не в её унификации, превращении в послушный «винтик», а в удовлетворении потребности в самореализации и в развитии способности для успешного осуществления этой цели.

При этом большое значение имеет развитие способностей экстраполировать себя в свое будущее и, наоборот свое отдаленное будущее проецировать на свое настоящее социальное положение. Комплекс деятельностей обучающихся «Социальное партнерство» сформирована в МБОУ «Старосаврушская ООШ» и является одной из форм внеклассной воспитательной работы с учащимися, которая эффективно применяется в течение 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_knitu_vasikova_i.s.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основной доклад

Социализация – это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он  принадлежит. Социализация – это процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней. Главный итог социализации – усвоение того, что человек – это высшая ценность. Главным критерием социализированности личности выступает не степень её приспособленчества, конформизма, а степень её независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности.

Основная цель социализации личности не в её унификации, превращении в послушный «винтик», а в удовлетворении потребности в самореализации и в развитии способности для успешного осуществления этой цели.

При этом большое значение имеет развитие способностей экстраполировать себя в свое будущее и, наоборот свое отдаленное будущее проецировать на свое настоящее социальное положение.

Будущее существует в личности как направление её развития. Оно переживается ею как стремление к достижению жизненно значимых целей и идеалов, как желание выразить себя в разных видах деятельности, как потребность в овладении культурой человечества с целью обогащения ценностного пространства собственной жизни, приобретения ценностного отношения и собственных взглядов на окружающий мир. В этой связи стремление человека к своему отдаленному будущему и есть стремление к своему развитию.

Овладение культурой человечества и проявление своего «Я», развитие ценностного отношения личности становится возможным в созидательной деятельности (общении, познании, эстетическом переживании и др.). Личность это объект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в котором могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции каждого индивида.  Гуманизация образования поэтому и предполагает поиск стратегии, позволяющей построить такую систему воспитания, которая бы всемерно способствовала гармоничному развитию личности.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и педагогическую практику России. В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии её самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе). Важно, чтобы сферы личностного проявления были основаны на гуманистическое воспитание.

Общепринятой целью в мировой практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель – идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику современной цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

Современная трактовка цели гуманистического воспитания у воспитанников способствует появлению возможности самостоятельно влиять на свою жизнь, понимая, что у них есть право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала. В результате решения задач целостного педагогического процесса закладывается фундамент гуманитарной культуры личности, а она в свою очередь вызывает к жизни потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Одна из закономерностей педагогического руководства и формирования опыта социального поведения у воспитанников заключается в том, что все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями.

Каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний и переживаний. Однако одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в процессе воспитания целесообразно использовать комплекс деятельностей. Такая система – комплекс деятельностей обучающихся «Социальное партнерство» сформирована в МБОУ «Старосаврушская ООШ» и является одной из форм внеклассной воспитательной работы с учащимися. В соответствии с концепцией воспитания учащегося как человека культуры Е. В. Бондаревской в школе спроектирована определенная культурно – событийная среда, в которой каждый ученик с помощью педагога должен найти свое место в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности, включиться в процессы организации среды своей жизнедеятельности и овладения способами культурной самореализации в свободно избираемых видах жизнедеятельности.

В МБОУ «Старосаврушская ООШ» в сферу социального партнерства входят такие государственные и общественные организации как:

- Районный отдел культуры Аксубаевского района;

- ДШИ;

- ДЮСШ;

- ЧНКА и др. общественные организации.

Обучающиеся принимают активное участие в реализации в совместных социально–культурных и спортивных проектов.

Проекты работают с 2007 года. В рамках проектов обучающиеся склонные и  имеющие творческие способности проводят ежегодно конкурсы детского рисунка, мастер-классы. Актуальность проектов: духовно-нравственное становление детей, формирование коммуникативных навыков, положительного эмоционального отношения к людям и миру на основе общечеловеческих ценностей - важнейшие задачи воспитания подрастающего поколения. Ребенок должен воспитываться на художественном материале, который доходчивым для детского восприятия языком, в эмоционально–привлекательной форме рассказывает о важнейших понятиях духовно-нравственного мира: Добро, Красота, Милосердие, Великодушие. Особенно живо дети откликаются на этот рассказ при активном восприятии: через включение в действие. Проект потенциально обладает воспитательными возможностями как для аудитории участников, так и для организаторской группы –ученического коллектива. Если современная детская аудитория испытывает дефицит в мероприятиях, рассчитанных на определенные возрастные категории детей, то общество в целом испытывает необходимость в вовлечении молодежи в социальную практику путем развития добровольческой (волонтерской) деятельности. Творческая работа является одной из форм такой деятельности.

С 2011 года работает социально–культурный проект школы «Стань первым!» направленный на оказание преподавателями и обучающимися добровольной профессиональной помощи детям–сиротам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, желающим поступить на обучение в учебные заведения республики.

Школа сотрудничает с общественной организацией ЧНКА района, совместно проведены конкурсы «Серебряный голос», где  в 2009 году наша ученица Васикова Марина заняла 2 место, в республиканском празднике «Уяв» она же стала победительницей «Уяв пики». При сотрудничестве с районным Домом культуры в 2011 году ученица 7 класса Николаева Карина в республиканском конкурсе  «Ватан – 2011» заняла в финале почетное 3 место в номинации «Художественное чтение». Целью социального партнерства с этой организацией является нравственное и эстетическое просвещение учащихся школы и проведение совместных мероприятий направленных на просвещение учащейся в школе и населения Аксубаевского района.

В школе совместно с Центральной районной библиотекой  и заведующей сельской библиотекой Егоровой И.Н. проводятся праздники «Посвящение в красоту» и «День Земли», беседы и лекции «О чистоте русского языка», «История Аксубаевского района», «История села Савруши», юбилейные праздники писателей и поэтов и др. Учащиеся совместно с членами организации проводят выставки для населения и учащихся школ.

Плодотворным является сотрудничество с районным ЗАГС.  Обучающиеся старших классов с 2010 года принимают активное участие в проектах «Азбука семейной жизни» и «Семья и дети», где встречаются и неформально общаются с психологами, социологами, священнослужителями по вопросам подготовки к семейной жизни.

Сотрудничество с ЦРБ и сельским фельдшерским пунктом состоялось в 2011 году в необычной форме. Обучающиеся посетили ФАП, прослушали лекцию фельдшера Федоровой М. М., психолога, встречались и беседовали с больными в присутствии врача и психолога, выслушали их истории вовлечения в наркозависимость.

Все социально–культурные проекты направлены для населения Аксубаевского района и села Старые Савруши. Совместно с «Комплексным центром социального обслуживания населения учащиеся школы оказывают помощь Ветеранам ВОВ и одиноким престарелым гражданам на дому – моют окна, убирают в доме и во дворе, окапывают деревья при участии родителей и педагогов школы.

С сельским народным хором Ветеранов войны и труда (руководитель Л. Н. Чуракова) учащиеся встречаются по праздникам Масленица,  День Победы, Сабантуй и др. У детей есть возможность поздравить участников хора и  прослушать праздничный концерт, и наоборот, представить свой детский спектакль.

Социальными партнерами школы являются так же все учебные заведения пгт  Аксубаево, г. Казани, г. Чистополя,  с которыми школа сотрудничает постоянно по профориентации обучающихся.

Можно сделать такой вывод: в современном воспитании перспективной моделью является та, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Программа социального партнерства позволяет осуществить принципы социальной адекватности воспитания, принцип социального закаливания, принцип индивидуализации воспитания и принцип создания воспитательной среды. В результате включения обучающихся в жизнедеятельность общества в процессе их обучения в учебном заведении, в дальнейшем они становятся в нем более адаптированными и успешными, потому что имеют большой опыт социальной деятельности. Учащиеся готовы к реализации разнообразных социальных задач, раскрытию своих потенциалов. Условиями успешности и эффективности социального партнерства в воспитании школьников должны стать учет реалий социальных отношений, особенности экономики и духовность общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Доклад "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных...

"Социальное партнерство, как условие развития социальной уверенности детей дошкольного возраста"

Итоги работы районной эксперементальной площадки на тему: "Социальное партнерство, как условие развития социальной уверенности детей дошкольного возраста"....