УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
статья по теме

Аушкина Наталья Николаевна

         Урок специальности (обучение навыкам игры на музыкальном инструменте) представляет собой основную форму работы с учащимся и проходит индивидуально. На уроке стараюсь не только дать необходимые ученику знания, умения  и навыки, но и направляю его развитие и воспитание. Учебная и воспитательная  работа неотделимы друг от друга. При изучении учебного материала постоянно и ненавязчиво воспитываю  в учениках сознательность, настойчивость и находчивость в работе, твердую дисциплину в сочетании с инициативностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_osnovnaya_forma_organizacii_zanyatiy.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАРАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

                                                                 

Преподаватель фортепиано

                                                          Аушкина Наталья Николаевна

                                                                 

      Зарайск

       2013 год

В моем классе обучаются  дети с разными музыкальными способностями, чтобы добиться положительного обучающего результата в обучении необходимо владеть техникой педагогической работы:

  • уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение в самых различных ситуациях;
  • уметь целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть проверить итоги домашней работы ученика, дать ему четкие запоминающиеся указания и успеть оказать необходимую помощь на самом уроке.

Урок по специальности представляет собой основную форму работы с учащимся. На уроке стараюсь не только дать необходимые ученику знания, умения  и навыки, но и направляю его развитие и воспитание. Учебная и воспитательная работа неотделимы друг от друга, и должны непрерывно воспитывать в учениках сознательность, настойчивость и находчивость в работе, твердую дисциплину в сочетании с инициативностью.

Воспитание игровых навыков неотделимо от воспитания характера ученика в целом: ученик, небрежно разбирающий текст, обычно проявляет небрежность и в целом ряде моментов своего поведения, на которые я при удобном случае воздействую. Ритмика игры ученика самым тесным образом связана с основными чертами его характера: бесформенность ритмики всегда указывает на известную расхлябанность характера; наоборот, четкость ритма соответствует способности к четким волевым действиям, а ритмическая выдержка тесно связана с выдержкой в поведении и речи. Бледность, эмоциональная  вялость игры ученика часто совпадает с такими свойствами его характера, как замкнутость, необщительность, которая тоже находится в сфере возможного моего воздействия. 

Развитие ученика протекает постепенно, отдаю себе отчёт в важности каждого урока. Этим определяется постоянная обязательная забота о качестве, систематичности занятий, и, конечно, о том, чтобы они были интересны для ребенка. Над чем бы ни велась работа в классе, она требует большой внутренней собранности, целенаправленности мыслей, действий, чувств, воли, активности, побуждающие меня  и учащегося мыслить в нужном направлении, вообще работать.

Отказываясь от авторитарного учебно-воспитательного процесса, стараюсь создавать в классе  непринужденную обстановку и взаимное  сотрудничество,  равноправное   общение  с  учеником,   оказывая ему доверие, любовь,  веру в его возможности.   В большинстве своем дети бесхитростны, откровенны, добры. Общаясь с ребенком я учусь у него, знаю чем  живет  каждый  ученик  моего  класса,  его  увлечения,  обстановку в семье и в общеобразовательной школе, его положение в коллективе. Это помогает мне понять очень многое в характере и поведении моих учеников и положительно воздействовать на становление личности каждого ребенка.

Характер проведения урока зависит, конечно, от индивидуальных черт ученика.  Есть ученики, располагающие меня к творческой работе, и  такие, которые располагают лишь к добросовестной внимательности: но это не значит, что в последних не следует постепенно пробуждать творческую инициативу.

Урок специальности не требует точного плана с указанием тематики каждого урока, вполне достаточно индивидуального плана, чтобы на его основе строить  обучение. Подготовка к уроку заключается, например, в просмотре фортепианной литературы, различных редакций того или иного произведения и выборе лучшей.  Систематически знакомлюсь с новыми произведениями для фортепиано, с литературой   по  вопросам  эстетики,  общей  педагогики,  проблемам  преподавания  в  области  фортепианного  искусства.

В большинстве случаев в начале урока  стараюсь спокойно, неторопливо прослушать материал - одних пьес целиком, других – отрывками. Лишь после того, как материал проверен, замечены какие-то положительные моменты, сдвиги по сравнению с предыдущим уроком, а наряду с этим и неудачи, неисправленные ошибки, - лишь тогда становится ясно, над чем стоит поработать в первую очередь. Эти короткие минуты позволяют мне выявить главное, чего непременно нужно добиться сегодня же, наметить то, над чем желательно поработать, если хватит времени, и какую часть материала можно отложить до следующего урока. Завершаю прослушивание оценкой проделанной учеником домашней работы, высказанной в таком тоне, который наилучшим образом его настроит.

Разумеется, это не стандартное начало урока. Например, если сразу понимаю, что ученик плохо работал дома,  не слушаю его исполнение всей пьесы до конца; в какой-либо вещи прослушиваю лишь тот отрывок, над которым велась работа в прошлый раз; проверяю способы, которыми ученик пользовался дома.

Итак,  проверка   домашней   работы   ученика позволяет  мне  наметить   и содержание предстоящего урока, и последовательность заданий, и преимущественные формы работы.  Работа над разучиваемыми произведениями и в связи с этим над приобретением, развитием пианистических навыков представляет собой  главное содержание самостоятельных занятий ученика и в то же время основной материал урока.

После прослушивания материала хорошо начать работу с относительно несложного задания, мобилизующего внимание ученика. (Например, с разбора несложного текста, совершенствования какого-либо элемента техники или отрывка пьесы, особо нравившейся ученику). Далее следует тщательная и длительная работа над самым важным и трудным для ученика сочинением. Следующий момент - «полусамостоятельная» работа ученика над одной из пьес и проверка способов изучения, которыми он пользовался дома. И наконец, когда внимание ученика уже иссякает, какая-либо форма музицирования.  Кроме того, в урок включаю чтение нот с листа, игру различных упражнений. На протяжении насыщенного интенсивной работой урока, необходимо давать ученику некоторую разрядку: сыграть ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных  впечатлениях,  поиграть  с  ним  в  четыре руки.  После этого вновь можно возвратиться к настойчивой работе.

 Это лишь один из многих примеров целесообразного построения урока, показывающий, что не только его содержание, но и внутренняя динамика, последовательность различных заданий и форм работы, определяют степень его эффективности и влияние на домашнюю работу ученика.

На занятиях с младшими школьниками (6-9 лет) я обязательно включаю  в работу моменты игры. Я ненавязчиво вхожу в мир интересов и чувств ребёнка, просто, искренне, без тени снисходительности прислушиваюсь к его рассказам, когда ребенку хочется поделиться своими переживаниями, связанными с занятиями музыкой, и даже без непосредственной связи с ними. Непринуждённое поведение ученика на уроке помогает мне подобрать ключ к его душе, найти затрагивающие его названия пьес, сюжеты, образы, ассоциации, раскрывающие ребёнку сущность музыки. В занятиях с детьми особенно важны разнообразные, чередующиеся способы работы и методы воздействия: яркое слово, доходчивый показ, выразительный жест.

Однако нельзя сводить урок с детьми лишь к игре - он обязательно должен включать моменты интенсивной работы, требующие значительных усилий ученика. Само собой разумеется, что чем старше ученик, тем большая часть урока должна быть отведена работе. Важно своевременно заметить признаки усталости ученика, падение интереса и вовремя дать ему некоторую разрядку или даже закончить урок. 

Дети нуждаются в частом поощрении, в оценке проделанной работы (лучше в словесной форме, чем посредством балла). Особого внимания требует эмоциональный мир подростка. Переходному возрасту свойственны порой замкнутость, застенчивость, за которыми скрываются сомнение, колебание настроений, повышенная ранимость. Проявляя такт и деликатность к такого рода переживаниям, не навязывая своего участия, можно завоевать доверие подростка, незаметно вызвать на откровение. Поощрять стремление ученика проявить свой вкус при выборе репертуара, в трактовке изучаемой музыки.

В своей работе использую различные типы уроков, например  целостные «тематические» уроки,сконцентрированные вокруг какого-то единого стержня. Приведу примеры тематических уроков: 

1. Разбор нотного текста.  Учу  детей  методу  разбора,  осмыслению   авторских указаний, охвату музыкальных комплексов мелодических  построений,  аккордов  и т. д.).   На уроке    переодически  переключаю  внимание   ученика  от тщательной работы  к  исполнению.  Когда в программе имеется пьеса, которой он уже более или менее свободно владеет, даю ему соответствующую установку: « а теперь сыграй эту пьесу так, чтобы мы услышали, какая это замечательная музыка, и оба получили удовольствие». Очень хорошо если при этом присутствуют хотя бы товарищи ученика. Здесь нужно проявить выдержку и не вмешиваться в исполнение, даже если оно не вполне удовлетворяет. Очень важно воспитывать умение доводить исполнение до конца без поправок и запинок. Неуместная «добросовестность» приводит порой к тому, что и при публичном выступлении ученик останавливается, чтобы тут же исправить какую-либо неудачу.  В сознании ученика должны быть чётко разграничены изучение, проходящее под неусьпным контролем «требовательного слуха», когда любая неточность должна быть замечена и тут же исправлена, и исполнение, когда пьеса должна быть доведена до конца и лишь после этого продолжена работа над деталями. Чем чаще мы создаём и поддерживаем на уроках обстановку ответственного исполнения, тем большего ученик достигнет в приобретении эстрадного самочувствия. К сожалению, ученики лишь в течение короткого периода держат в памяти и руках основательно подготовленную пьесу. Обычно, как только пьеса сыграна на вечере или экзамене, она немедленно забывается.

2. Мелодия,   как    тема  урока.   Выявление    мелодической    сущности различных произведений и сопровождающих линий.  В  отношении одной из пьес (наиболее понятной и доступной ученику) ограничиваюсь показом на инструменте,  чего и как ученику следует добиваться, завершая показ примерно следующими словами: «Этого ты сможешь, конечно, добиться самостоятельно».  Такое доверие обязывает ученика, повышает его готовность приложить все силы для достижения успеха. Такую форму воздействия применяю обычно со старшими сообразительными, особо восприимчивыми учениками. С начинающими учениками такие приёмы применяю в несложных пьесах. Возможно, на первых порах детям немногого удастся добиться самостоятельно, тем не менее, если неуклонно продолжать пользоваться этой формой воздействия, она рано или поздно оправдает себя. Тогда высвободится время для продолжительной работы  над трудными заданиями, а в отношении более простых можно положиться на самостоятельную работу ученика.

Большое значение на домашнюю работу ученика оказывает удачно проведённый конец урока: подведение урока, подчёркивание важнейшего задания, и, наконец, запись в дневнике. Конечная цель всякого урока в специальном классе заключает в себе следующие моменты:

  1. Ученик должен обогатить свои исполнительские знания;
  2. Он должен унести с собой ясное представление о содержании и форме своей дальнейшей работы;
  3. Его образная память должна обогатиться доброкачественными игровыми образами, а его двигательная память – следами от точных и гармоничных игровых движений;
  4. Он должен получить «эмоциональную зарядку» к дальнейшей работе.

Одна из наибольших трудностей индивидуальных занятий, это умение быстро и гибко переключаться от одного урока к другому Непростительно, если, например отголоски раздражения, вызванные предыдущим учеником, изливаются на следующего. Верный и постоянный помощник - сам ученик: его заинтересованность. Активность, увлечённость - всё это надёжные показатели удачно проведённого урока.

Список использованной литературы.

1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М.: 1978. 2.Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. Издание 2-е.  М.: Советский композитор.  1989.

3. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище – М.: Классика-XXI 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация здоровьесберегающего подхода на хоровых занятиях в детской школе искусств»

В данной статье рассматривается вопрос актуальности здоровьясбережения и реализации здоровьесберегающего подхода на хоровых занятиях в условиях детской школы искусств....

Театрализованное представление как форма проведения концертов в Детской Школе Искусств

В музыкальных школах проходят родительские собрания с концертами, как традиционная форма отчётной исполнительской деятельности детей. Но в моём классе подобные концерты перевоплотились в костюмированн...

Современный урок - основная форма организации учебного процесса

В статье рассматриваются различные аспекты современного урока...

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Включение в содержание учебной деятельности  по физической  культуре в начальных классах упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формирова...

Урок – основная форма организации учебного процесса по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок является основной формой организации учебного по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как при этой форме задействованы все обучающиеся к...