Театрализованное представление как форма проведения концертов в Детской Школе Искусств
методическая разработка по теме

Ракова Елена Сергеевна

В музыкальных школах проходят родительские собрания с концертами, как традиционная форма отчётной исполнительской деятельности детей. Но в моём классе подобные концерты перевоплотились в костюмированные музыкальные спектакли, с сюжетной основой в стихах, с декорациями и музыкальными (вокальными, хоровыми и фортепианными) номерами, вплетённые в развитие действия.В своей методической работе я обобщила этот опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Московской области

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств «Лира»

г. Воскресенск

Методическая работа

«Театрализованное представление

как форма проведения

отчётных концертов в музыкальной школе»

преподаватель Ракова Е.С.

Воскресенск 2013

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.

Как и в любой другой области, начальное музыкальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой.

В литературе, посвященной музыкальному обучению, указывается: «Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке».

Не для кого ни секрет, что многие дети бросают музыкальную школу, проучившись 3-4 года.

Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске педагогам новых подходов и разработке методик в области профессионального музыкального образования для увеличения интереса к обучению и повышения мотивации учащихся.

Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого!

Проведение такого сложного и волнующего, для всех,  мероприятия в музыкальной школе, как классный отчётный концерт посредством театрализованного представления во многом способствует поддержанию интереса к обучению музыки детей и их родителей.

Объект исследования: учащиеся детской школы искусств (ДШИ «Лира»).

Предмет исследования: взаимосвязь проведения отчётного концерта путём театрального представления и учебной мотивации учащихся ДШИ;

Цель исследования: определить влияние проведения отчётного концерта путём театрализованного представления на учебную мотивацию учащихся ДШИ обучения музыки.

Задачи исследования:

  • провести обзор литературы с целью определить понятия учебной мотивации и театрализованного представления как вида творческой деятельности;
  • выяснить влияние творческой деятельности, на мотивацию учащихся при обучении музыке в музыкальной школе.

Театрализованное представление – одна из форм воспитания.

Анализ роли театра в формировании художественной культуры современного ребёнка выявил некоторые закономерности. Оказалось, что школьники, интересующиеся театром, чаще остальных имели высокие показатели художественного вкуса в других видах искусства.

Театр становится активным фактором развития художественной культуры школьника, когда дети систематически обогащают свои театральные впечатления, проявляют интерес к спектаклям, искусствоведческим передачам телевидения, чтением искусствоведческих книг, участием в театрализованном представлении.

 Помимо этого само участие ребёнка в театрализованном представлении помогает ему преодолевать свои страхи, комплексы, а приходя в театр, ребёнок не только смотрит спектакль или концерт, но и сравнивает свою работу в школе с работой профессиональных исполнителей. Это способствует развитию мышления, потребности анализировать свои действия и действия других людей, а также расширяет кругозор и повышает самооценку ребёнка.

Ведь, приехав из театра, на следующий день он обязательно поделится увиденным со своими друзьями, т.к. поездка на концерт или музыкальный спектакль - это всегда маленькое приключение.

Игра - одна из главных сфер воспитания детей. При разработке проблем общественного воспитания к ряду главных относят воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможности, следует рассматривать игру как форму воспитания и обучения.

Игра помогает ребёнку проявить себя, разбудить фантазию, помогает в работе над образом произведения и звукоизвлечением, учит контактировать с другими людьми.

В его жизни уже есть довольно развитое общественное начало. Проявляется оно в том, как дети общаются друг с другом, какие совершают поступки. Это общественное начало педагогика использует от случая к случаю. Вместе с тем в играх мы имеем дело с обществом детей, а, следовательно, с общественным воспитанием. Представить себе жизнь ребёнка в игре как изолированное существование отдельной личности просто невозможно. Следовательно, в игре нельзя ограничиться воспитанием отдельной личности ребёнка вне играющего коллектива. А театрализованное представление является одной из форм игры.

Всем известно, что работа в музыкальной школе строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и индивидуальной работе с ним. И это правильно и хорошо, ведь если этого не будет, то ребёнок не получит необходимых знаний, но при этом дети, которые учатся у одного преподавателя специальности фортепиано не являются коллективом, т.к. видятся периодически, иногда только на отчётных концертах, и мало общаются друг с другом. При этом страдает общественное начало. Поэтому для создания коллективного мышления в классе фортепиано необходимо проведение отчётного концерта при помощи такой игровой формы как театрализованное представление. Оно позволяет детям лучше узнавать друг друга, способствует формированию крепких дружеских отношений и удерживает ребёнка на протяжении семилетнего процесса обучения.

Театрализованное представление помогает музыкальному педагогу воспитывать в ребёнке такие качества, как взаимовыручка (например, кто-то заболел -  его роль нужно быстро выучить или забыл слова от волнения – ему нужно помочь), ответственность, трудолюбие, умение собраться в нужную минуту в трудных условиях (ведь помимо роли ребёнок должен исполнить ещё и музыкальные произведения, которые он готовил всю четверть), храбрость, умение преодолевать трудности.

Я ставлю музыкальные спектакли, два раза в год на протяжении десяти лет работы в школе. Участниками являются все дети моего музыкального класса – от подготовительного класса (5-6 лет) до выпускников (15-16 лет). Последние постановки «Мэри Поппинс», «Бременские музыканты на новый лад», «Бал у Снежной Королевы» и «дАртаньян и три мушкетёра – музыкальная версия» стали полноценными мюзиклами, благодаря возросшему мастерству актёров.

Другой очень важной формой моей внеклассной работы является проведение праздников: « День Ученика», «В поисках пиратских сокровищ», « Здравствуй, лето!», «День влюблённых в музыку» и т.д.

Я устраиваю весёлые конкурсы, музыкальные викторины, игры – квесты, творческие шарады, в которых участвуют не только дети, но и родители. Дети получают подарки, сюрпризы.

Третьей гранью моей внеклассной воспитательной работы являются коллективные поездки на концерты, выставки, спектакли, мюзиклы, фестивали. Дети впитывают, наблюдают самые интересные и яркие события из мира культуры, знакомятся с творчеством В. Спивакова, В. Зельдина, И. Бутмана, Э. Грача, С. Безродной, С. Андрияки, А. Шилова, с коллекциями художественного искусства музеев Москвы и Московской области.

Знакомятся с национальными традициями танцевального искусства, например, посещая концерты Государственного Академического Балета И. Моисеева. Таким образом, у детей формируется хороший художественно - эстетический вкус, взаимообогащается ассоциативный ряд преподавателя и ученика, что способствует более глубокому диалогу и плодотворному сотрудничеству на уроках специальности в музыкальной школе.

Помимо этого, в самом классе проводится наглядная агитация: класс украшается в соответствии с мероприятием, и я рисую тематические плакаты, на которых также регулярно размещаю яркие фотографии моих ребят в театральных костюмах, что также способствует развитию фантазии, укреплению интереса к предмету и улучшению эмоционального климата на уроках и внутри нашего коллектива.

Театрализованное представление как фактор мотивации к обучению музыки.

В современном образовательном пространстве на первый план выходит не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям и навыкам, а личность обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности.

При этом вовлеченность в деятельность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации ребёнка.

Радость от процесса занятий возможна, только если ученик находится в состояния творчества и игры в высоком смысле этого слова. Игра для ребёнка – это живой процесс создания, а не выполнение задачи заучивания пьесы. Обучая ребёнка, можно превращать работу над пьесой в «игру над пьесой». Я учу детей видеть по-разному, придавать одной и той же вещи новые значения. Играя во что-то, ребёнок способен повторять и отрабатывать какие-либо детали пьесы множество раз и получать от этого удовольствие! Например, работая над техникой, ребёнок изображает разных сказочных персонажей. Работая над ритмом – сочиняет стихи. Он может представить себя спортсменом, осуществляющим несколько подходов к снаряду: первая попытка, вторая попытка…. Практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания и обучения, можно решать с помощью игровых элементов.

Моя задача состоит в том, чтобы ребёнок получал удовольствие от игры на инструменте. Но самое большое удовольствие ребёнок получает не в тот момент, когда разбирает или учит нотный текст, а когда создаёт свою собственную интерпретацию, то есть работает над выразительностью исполнения, над качеством звука, когда продумывает, старается прочувствовать, как именно ему хочется сыграть пьесу. В этот момент может быть задействовано наибольшее количество эмоциональных состояний.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной психологии считается результативность работы учителя, которая проявляется в успеваемости школьников и в их интересе к предмету. Интерес приходится постоянно подпитывать и поддерживать, создавая ситуации радости на уроках и концертах.

Во время концертов всегда ведётся видео и фотосъёмка. У каждого ребёнка есть свой альбом с фотографиями, который ведётся с первого класса и ежегодно пополняется новыми снимками. И когда ребёнок видит результат своего труда, то испытывает сильные позитивные эмоции, что также является дополнительным стимулом к занятиям. На Новый год и перед летними каникулами все дети получают в подарок dvd-диск со своим выступлением, а когда ребёнок выпускается из музыкальной школы, я дарю ему оформленный фотоальбом и диск с лучшими фотографиями, записанными под музыку. Представляете, какую радость он испытывает, когда видит себя, начиная с младшего класса и заканчивая Выпускным!? Общаясь со своими учениками, которые уже закончили музыкальную школу, я часто слышу от них: «Как здорово было учиться, как приятно вспоминать музыкальную школу, как нравится пересматривать наши выступления, как классно, что я могу в своё удовольствие самостоятельно разобрать и сыграть дома понравившееся произведение».

Особенностью моих уроков и концертов является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.

Музыкальное представление как способ вовлечения

родителей в процесс обучения и воспитания ребёнка.

Почему родители приводят своих детей в музыкальную школу?

Одни хотят, чтобы их ребёнок стал великим музыкантом, других попросил сам ребёнок, третьи считают, что музыкальное образование необходимо для развития всесторонне-развитой личности, четвёртые, чтобы «не болтался без дела на улице» и т.д.

В любом случае, через некоторое время родители либо активно взаимодействуют с педагогом и включаются в процесс обучения, либо самоустраняются, пуская процесс обучения на самотёк.

Так или иначе, проведение отчётных концертов, которые в музыкальной школе являются и классными собраниями, посредством музыкального театрализованного представления помогает вовлекать родителей в творческий учебный процесс.

Это проявляется и в придумывании костюма для ребёнка, и прослушивании ребёнка, когда он готовится к выступлению, и помощи в подготовке декораций для представления.

В тоже время, посещение музыкального спектакля – это более приятное времяпровождение, нежели посещение обычного родительского собрания. Все родители это понимают и всячески стараются поддерживать эту инициативу педагога.

В семье отношения между детьми и родителями складываются по-разному. Ребёнок не только получает знания и осваивает навыки владения инструментом, не только тренирует общую способность учится, но что самое главное, в совместном процессе подготовки укрепляются связи и взаимоотношения взрослого и ребёнка, усиливаются взаимное уважение и эмоциональное принятие друг друга, так необходимые и родителям и детям.

Возможность общения с детьми в ходе подготовки к концертам – мюзиклам, совместные чаепития, игры и поездки на концерты и спектакли помогают укреплять связь между родителями и детьми.

Заключение

В музыкальных школах проходят родительские собрания с концертами, как традиционная форма отчётной исполнительской деятельности детей. Но в моём классе подобные концерты перевоплотились в костюмированные музыкальные спектакли, с сюжетной основой в стихах, с декорациями и музыкальными (вокальными, хоровыми и фортепианными) номерами, вплетённые в развитие действия.

Сейчас дети играют в компьютерные игры, где действующее лицо - это машина, схема. Виртуальная реальность изолирует ребёнка, создаёт опасность для детской психики. И я, как преподаватель фортепиано, считаю, что надо найти такой способ обучения и воспитания, который удовлетворил бы желание ребёнка играть, общаться в коллективе, развил бы его творческий потенциал и музыкальные способности.

Мои театрализованные представления как раз и стали такой исполнительской деятельностью ребёнка. Музыкальный спектакль является синтезом искусств: Музыки, Литературы, Танца!

В ходе артистических тренингов я приучаю ребят не только трудиться и добиваться яркости исполнения музыкального произведения и своей артистической роли, но и жить в коллективе, поддерживать друг друга, как партнёров по сцене.

Ещё на стадии работы над сценарием, я пишу роль конкретно под каждого ребёнка, с учётом его темперамента и индивидуальных особенностей, в которой он может ярко проявить себя. В результате у детей повышается самооценка, обретается свобода от психологической зажатости, комплексов. У них присутствует волнение, но нет страха перед сценой! А это основная задача предпрофессионального обучения – раскрыть музыкальные способности и добиться свободы исполнения на публичном выступлении.

Проведение классных отчётных концертов посредством театрализованных представлений способствует созданию и поддержанию устойчивого интереса к занятиям музыкой на протяжении всего семилетнего процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Юбилейный годовой отчетный концерт МОУ ДОД "Детская школа искусств"

Сценарий праздничного юбилейного концерта МОУ ДОД "Детская школа искусств"....

Сценарий концерта преподавателей МБОУ ДОД "Детская школа искусств"

Сценарная разработка концерта преподавателей ДШИ....

Сценарий тематического концерта в детской школе искусств "Музыка для детей и взрослых"

Знакомство с творчеством и произведениями композиторов,которые писали музыку,которую любят и взрослые и дети,а также написанную специально для детей....

УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Урок специальности (обучение навыкам игры на музыкальном инструменте) представляет собой основную форму работы с учащимся и проходит индивидуально. На ...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Отчетный концерт отделения народных инструментов Детской школы искусств города Нефтеюганска. "Ах, музыка! Она летает!" Сценарий заведующего отделения Пьянковой Галины

27 апреля 2022 года состоялся Отчетный концерт отделения народных инструментов Детской школы искусств города Нефтеюганска, проведение которого - традиция культурной жизни отделения школы, показ ...

ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

  В данной статье освещается опыт Детской школы искусств города Усть-Кута, по проведению внеклассных мероприятий по изобразительному искусству. Показана значимость такой работы с воспитанн...