УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЦВЕТОВ
план-конспект урока (5 класс) по теме

Познакомить с видами комнатных растений и приемами ухода за ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ttt.odt29.4 КБ

Предварительный просмотр:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЦВЕТОВ

«Уход за комнатными растениями»

  1. Цель:                                  

Познакомить с видами комнатных растений и приемами ухода за ними.

УУД

  1. Задачи:

1. Формировать навык самостоятельной, коллективной, индивидуальной работы;

2. Развивать эстетическое представление и художественный вкус. Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

3. Формировать универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Методы: Объяснительно — иллюстративный, практический.

Форма работы: Групповая, индивидуальная.

Виды работы: 1. Полив. 2. Рыхление. 3.Опрыскивание.  4. Подкормка.

5. Пересадка.

Наглядность:

  1. Выставка художественной литературы о цветах.
  2. Стенд с рисунками ребят.
  3. Расставлены комнатные растения.
  4. "Вальс цветов" из балета П.Чайковского "Щелкунчик"
  5. На стене плакат с надписью: "Удивительный мир цветов".

Оборудование: Цветы: колеус, щучий хвост, диффенбахия, хлорофитум, бегония, денежное дерево, кактус, декабрист, роза , фикус Бенджамина, сенполия, антуриум, пеларгония, алоэ, каланхоэ,на каждого: тряпочки, кисточки, вода, палочки, опрыскиватель, тексты, наглядные картинки растений.

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Подготовка к практической работе.

3.Практическая работа.

4.Подведение итогов.

Ход занятия.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы погрузимся в глубину тайн цветов. (Под музыку выходит старушка - цветочница с корзиной.)

Учитель:Ребята,а давайте спросим, кто это к нам пришел?

Цветочница:Неужели не догадались?

Я! Всю жизнь я занималась цветами: собирала их в лугах, выращивала в саду связывала в красивые букеты и продавала на улицах. И часто, купив у меня букетик фиалок или ландышей, люди преображались на глазах: у них разглаживались морщинки, светлели глаза, а на лицах появлялись улыбки. А уж если они попадали в мой сад...

Коммуникативные

Личностные

Учитель: Погодите, цветочница, я вспомнил стихи о цветах, в них то же самое, что и вы говорите:
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайны разгадать...

Учитель: Ребята, а кто- нибудь знает стихотворения о цветах?!

Познавательные

Ученик: Черный лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плоты.
Но солнце раскрывает веньчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутой,
Завернуты в зеленый лист
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Коммуникативные

(Под мелодию "Вальс цветов" из балета П. Чайковского "Щелкунчик", в зал вплывают в танце 3 девочки с цветами в волосах. )

Цветочница: А вы, ребята, сможете по описанию узнать, о каком цветке говорится?
Тогда проведем викторину "О эти загадочные цветы"
В каждой загадке тоже скрывается какая-то тайна цветка.
За каждый правильный ответ будете получать ромашку (бумажную). Кто больше соберет ромашек, тот получит приз.

Познавательные

(Цветочки - цветочницы помогут проводить викторину)

Есть один такой цветок, Не вместить его в венок,
На него подуй слегка -
Был цветок и нет цветка.
(одуванчик)

Коммуникативные

Учитель: А как он выглядит?

Цветы ангельские,
А когти дьявольские
(розы)

Этот цветок в разных уголках
России носит разное название:
котелок, звоночек, голубок, орлик,
песочник, чеботочек.
(колокольчик)

Первый весенний цветок?
(подснежник)

Познавательные

Учитель: А как вы догадались, что это именно этот цветок?Что необычного вы знаете про этот цветок? (занесен в красную книгу).

Вид акации, цветущая в конце зимы?
(мимоза)

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(подорожник)

Белая корзина, золотое донце.
(ромашка)

Личностные

Этот цветок называют"зеленым акробатом". Поначалу он, как и все растения, растет вверх. Потом верхушка его начинает вращаться против часовой стрелки, описывая в солнечную погоду полный круг всего за два часа. Встретив при вращении какую-то опору, он цепляется за нее и растет вверх...
(вьюнок)

Этот цветок растет в сырых местах, имеет очень маленькие соцветия. По преданию, в соке этого растения кузнецы закаливали клинки, которые после этого рубили железо и камень, были при этом легки и гибки.
(незабудки)

(По итогам викторины проводится награждение)

Учитель: А про какие цветы мы отгадывали загадки?

Личностные

Учитель: Разбейте цветы на группы.

Ученики: Дикорастущие (без ухода,без полива,специально не ухаживают).  Культурные (требуют ухода).

Учитель: По какому признаку вы их определили?

Учитель: Кто догадался о тематике нашего занятия?

Учитель:Сформулируйте задачи нашего занятия?

Коммуникативные

Ученики: Уход за комнатными растениями.

Учитель: Зачем нам это нужно?

Ученики: -Способствуют очищению воздуха;

-Чтобы они себя чувствовали комфортно, должны правильно за ними ухаживать, жить радостно! Чтобы было красиво.

Познавательные

Регулятивные

Учитель:А какие знания нам помогут?

Ученики: -На уроке биологии раздел «Растения»;

-Из литературных источников;

-Интернет.

Учитель: А вы все знаете о интересующей нас теме?Какие задачи мы перед собой поставили?

Учитель:Давайте вместе выведем задачи нашего занятия?

Регулятивные

Ученики:-Познакомиться с видами комнатных растений;

-Ознакомиться с приемами ухода комнатных растений;

-Узнать новое.

Учитель: В ходе нашего занятия, мы с вами поговорим о комнатных растениях, вспомним, как необходимо ухаживать за растениями. В классе у нас растут различные комнатные растения.

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Ребята, кто из вас знает, какие растения называют комнатными? (Подождать ответа.)

Комнатные растения – это растения, которые выращивает человек в домашних условиях.

В нашем классе вы можете увидеть различные растения. Сейчас мы вспомним некоторые растения.

Игра «Расставь названия растений»

На столе стоят цветы, а у детей карточки с названиями растений, учитель показывает цветок, а дети у кого есть название этого цветка, подходит и ставит карточку к растению.

( колеус,сансиверия (щучий хвост), диффенбахия, хлорофитум, бегония, толстянка (денежное дерево), кактус, шлюмбергера  (декабрист), гибискус (роза) , фикус Бенджамина, сенполия, антуриум, пеларгония, алоэ, каланхоэ)

Учитель: Ребята, у вас есть дома комнатные растения?

                  Какие?

                 А как вы за ними ухаживаете?
Давайте поговорим и вспомним, как надо ухаживать за комнатными растениями.

Регулятивные

Уход за комнатными растениями.

Комнатные растения – это кусочек природы у нас дома и за ними надо правильно ухаживать.(записи на доске, подробно разбираем каждый пункт)

Растения надо:

  1. Поливать (все цветы, у каждого есть своя норма, кактусы реже, некоторые цветы «пьют воду корнями»)
  2. Рыхлить (когда почва становится плотной, ее нужно рыхлить, рыхление – второй полив, у корней рыхлим на поверхности, землю, которая находится дальше от корней можно рыхлить глубже)
  3. Опрыскивать (диффенбахия, хлорофитум, колеус итд, есть цветы, которые не любят опрыскивания, необходимо опрыскивать растение вечером, когда нет солнца, чтобы лучи не сожгли листья растений)
  4. Подкармливать (по сезонам, знакомится с инструкцией)
  5. Протирать пыль (у растений с большими листьями – тряпочкой, у маленьких и с пушистыми листьями – кисточкой, слегка придерживаем снизу левой рукой, протираем правой, слегка влажной тряпочкой)
  6. Пересаживать (по мере необходимости и весной, можно вспомнить размножение и приемы пересадки).

Познакомимся с текстом, закрепим то, что разбирали на доске. Но сначала проведем физминутку.

ФИЗМИНУТКА

  1. Встаньте у кого голубые глаза (карие,зеленые,черные).
  2. Хлопните у кого длинные волосы.
  3. Топните у кого день рождения в январе.
  4. Поднимите правую руку у кого в имени есть буква А.
  5. Поднимите левую руку кто с утра чистил зубы.

  1. Учитель: Перед вами текст, прочитайте, выберите самое главное.

Познавательные

Коммуникативные

Читают текст «Условия правильного ухода»

Правильный уход одно из главных условий для роста растении. Комнатные растения следует поливать тогда, когда верхний слои почвы в горшке подсохнет, посветлеет. Поливать растения нужно водой только комнатной температуры. Холодная вода плохо впитывается, это может привести к переохлаждению растения и загниванию корня. Летом растения следует поливать чаще, а зимой можно сократить полив. Нельзя поливать днем, когда светит яркое солнце, т.к. растение может получить ожог. Периодически цветы необходимо рыхлить, т.к. растения тоже дышат и таким образом воздух попадает в почву. С крупнолистных растении пыль убирают влажной тряпочкой или губкой. Растения с мелкими листьями, протирают кисточкой.

Беседа по прочитанному

Учитель: Что нового узнали? Каковы условия ухода за цветами? Назовите основные пункты ухода за растениями?

                            Коммуникативные

Мы поняли, чтобы растения были здоровыми и красивыми, за ними надо (ухаживать). Их надо (поливать, подкармливать, рыхлить почву). Так же нужно правильно выбрать освещение и тепловой режим. Для многих растений, воздух в отапливаемых помещениях слишком сухой, и для того, чтобы листья не темнели и не вяли надо повышать вокруг растений влажность воздуха. Постоянный приток свежего воздуха – не самое важное условие для хорошего самочувствия растений, но некоторые виды требуют хорошей вентиляции. Время от времени растение нужно пересаживать, так как они растут и горшок для них становится мал. Хотя бы раз в месяц растения надо (подкармливать).

Учитель: А мы с вами одинаковые? А как вы думаете ухаживать за всеми цветами можно по  одному способу?

Нельзя обращаться с растениями одинаково. Например, растениям с толстой листовой пластиной (Щучий хвост, денежное дерево), требуется воды (меньше) чем, например хлорофитуму и монстере. Некоторые комнатные растения (например, кактусы и пальмы) любят тепло и их надо ставить в более тёплые места. А, например Декабрист или Лилия наоборот предпочитают прохладу, поэтому их любимым местом является подоконник.

У комнатных растений есть так называемый период покоя. Чаще всего он бывает зимой. В этот период растениям требуется меньше воды, минеральных веществ и тепла. Вот такими являются основные и не очень сложные требования к уходу за комнатными растениями.

Техника безопасности.

Учитель: Давайте вспомним правила работы.

Ученики: Работать аккуратно, убрать рабочее место, осторожно с острыми предметами, вымыть руки.

Практическая работа:

У вас у каждого по цветку. Кто узнал свой цветок? Назовите его. А теперь вы самостоятельно ухаживайте за своими цветами по плану, который находится на доске, выберите необходимые инструменты, будьте внимательны, определяя вид работ, обратите внимание на листья растений. Я буду наблюдать, как вы работаете.

(Дети выполняют практическую работу, учитель контролирует, помогает детям, у которых это плохо получается)

 Итог урока:

Учитель: А давайте вспомним тему нашего занятия?

Чтобы цветы не сохли их надо…

Когда земля уплотняется ее надо…

Пыльные листья надо…

Коммуникативные

Учитель: Выполнили ли мы задачи занятия? Что нового узнали на занятии? Понравился ли вам занятие?

Анализ работы:

Самооценка: (от группы представитель)

Учитель: Как вы оцениваете свою работу?

                  Кто был более активен на занятии?

                  Встаньте, кто считает, что работал хорошо, с настроением, с желанием?

                  Встаньте, кто считает, что работал недостаточно активно?

Личностные

Учитель: Те знания, которые вы получили сегодня, помогут вам в уходе за цветами? А нашей школе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии "Этот удивительный мир цветов"

Внеклассное мероприятие "Этот удивительный мир цветов" для учащихся 6-7 классов (конкурсная программа)....

Что есть цветы? Любимые цветы поэтов и писателей. (поэтическая экскурсия в мир цветов).

Это воспитательное мероприятие  носит познавательный характер – углубляет знания учащихся по литературе, помогает учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, фо...

Внеклассное мероприятие по биологии «Этот удивительный мир цветов» «Биоразнообразие – основа жизни на Земле»

Данное внеклассное мероприятие знакомит  учащихся с многообразием первоцветов и проблемой их сохранения,воспитывает бережное отношение к природе,развивает познавательный интерес, творческие спосо...

Технологическая карта интегрированного занятия по биологии в 6 классе «Удивительный мир цветов».

Тема:  «Удивительный мир цветов».Цель: развитие любознательности и интереса к биологииЗадачи:- расширить кругозор знаний учащихся о цветах, их особенностях и применении в быту. -...

"Удивительный мир цветов" внеклассное мероприятие

Цели и задачи мероприятия:Образовательные:развитие любознательности и интереса к биологии,-воспитание любви у учащихся к родной природы,-развивать эстетический вкус, учить видеть и понима...

"Удивительные цветы" нетрадиционная техника рисования

Рисование при помощи полиэтиленового пакета....