"Удивительный мир цветов" внеклассное мероприятие
методическая разработка (6 класс)

Волохова Ирина Валерьевна

 

  Цели и задачи мероприятия:
Образовательные:
развитие любознательности и интереса к биологии,

-воспитание любви у учащихся к родной природы,

-развивать эстетический вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, воспитывать потребность бережно относиться к природе. 
-расширить кругозор знаний учащихся о цветах, их особенностях и применении в быту. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tsvety_ii.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии «Удивительный мир цветов»

  Цели и задачи мероприятия:
Образовательные:развитие любознательности и интереса к биологии,

-воспитание любви у учащихся к родной природы,

-развивать эстетический вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, воспитывать потребность бережно относиться к природе. 
-расширить кругозор знаний учащихся о цветах, их особенностях и применении в быту. 
Методы: Словесный, наглядный, игровой, интеграционный, проектно-конструкторский, психологический. 
Форма проведения: Активная. 
Тип занятия: Комбинированный. 

«Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит её просто за то, что она прекрасна».        Ж. Дорст

Ход занятия

Учитель: заставка( «Цветочная фантазия») 
 Добрый день, предлагаю сегодня посвятить наше занятие удивительному миру цветов. Но предлагаю начать с волшебных слов из произведения
«Цветик-семицветик». 

Круг радости (Дети в кругу, берутся за руки и проговорив волшебные слова, поднимите руки вверх и подумайте о хорошем, а я вам желаю расширить свой кругозор и иметь крепкие знания в  области биологии. 

Дети: Лети, лети, лепесток, 
Через запад на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг. 
Лишь коснешься ты земли. 
Быть, по-моему, вели. …
Учитель: Друзья, как радуют взор эти яркие краски цветов, их изящные очертания! Наверное, нет ничего совершеннее в природе, чем цветы! Они и украшение; и лекарство, и пища, и символы. С ними связаны традиции, обычаи и даже множество поучительных историй. Г.Х.Андерсен когда-то написал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на праздниках. И дома, и на работе, весной и в лютый холод - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. 

Если б в поле расцветали только белые цветы,

Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцвели только жёлтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.

Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,

Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!

Уч: для работы будет 2 команды: Тюльпаны и ландыши, жюри для подсчета баллов в небольшом соревновании

Как появился цветок? (цветок как репродуктивный (листа) орган ,середина мелового периода — время массового появления покрытосеменных на Земле, Сходство цветка со стробилами(шишками) хвощей и плаунов, вероятнее голосеменных)

Какие растения называют цветковыми?(которые цветут хотя бы раз в жизни)

I задание «Интеллектуальная -Разминка» Зачитываются загадки каждой команде.

Загадки для команд: 

-Название, какого цветка связано со звоном? (колокольчик)

-Название какого цветка совпадает с наименованием кондитерского изделия? (ирис)

-Какой необыкновенный цветок описал в своей сказке С.Аксаков? (Аленький цветочек). 
-царицей цветов, За цвет и за запах своих лепестков. (Роза). 
-Какой цветок распускается жёлтым, а потом белеет? (одуванчик)

-Как называется цветок с девичьими очами? (Анютины глазки)

-Название какого цветка с греческого языка переводится «звезда»? (астра)

-Какой цветок вырастает на месте лесных пожарищ? (Иван-чай)

-Какие цветы собирал Ежик для того, чтобы подарить их Зайцу на день рождения в сказке С.Козлова «Трям, здравствуйте»? (ромашки)

-Какой цветок называют сонным? (Мак)

-Как называется цветок с отличной памятью? (Незабудка)
-Национальный цветок Китая? (Пион)
-Какой цветок облюбовала царевна-лягушка? (Кувшинка)
-Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)
-Как называется растение, в названии которого есть кусок железа? (Гвоздика)
-Какой цветок является символом чистой и безответной любви. (Ландыш)
-Лепесток какого цветка служил одеялом Дюймовочке из одноименной сказки Г. Х. Андерсена? (тюльпана)

А знаете ли вы? что есть цветочные часы? Цвето́чные часы́, также Часы́ Фло́ры — декоративные часы из набора травянистых растенийцветки которых распускаются и закрываются в определённое время суток.

Впервые цветочные ( листовые) часы были составлены в Уппсале Карлом Линнеем. Цветочные часы из тех растений, которые использовал Линней, называют «цветочными часами Линнея».

Для каждой местности должны составляться свои цветочные часы, так как время цветения, то есть открытие и закрытие цветков, в разных местностях происходят не в один и тот же час; оно либо запаздывает, либо наступает раньше. Прямые наблюдения показали, что, например, в Инсбруке происходит запаздывание раскрытия растений из цветочных часов Линнея на 1—2 часа, а закрывание запаздывает на 1—6 часов. Чтобы составить цветочные часы, следует произвести многолетние наблюдения над множеством растений и выбрать из них такие, цветение которых совершается в наиболее определённое время.

2. «Фотогалерея»

На слайде демонстрируется цветок, задаётся вопрос. После того, как дети  заняли нужную зону да-нет), по щелчку выплывает правильный ответ.
Вопросы:
Верите ли вы, что это мак? (Да)
Верите ли вы, что это гербера? (Нет, это маргаритка)
Верите ли вы, что это настурция? (Да)
Верите ли вы, что это флокс? (Да)

Верите ли вы, что это хризантема? (Да)
Веришь ли ты, что это лилия? (Нет, это нарцисс)
Верите ли вы, что это пион? (Да)
Верите ли вы, что это калла? (Нет, это ирис)

«Народные названия»

На слайде демонстрируется цветок и его название. Задаётся вопрос. от каждой команды по одному желающему! После ответов детей по щелчку выплывает правильный ответ.
Вопросы:
Верите ли вы, что дельфиниум в народе называют живокостью? (Да, за его лечебные свойства)
Верите ли вы, что в народе лаватеру называют дикой розой? (Да)
Верите ли вы, что лютик называют кошачьей лапкой? (Нет, его называют куриная слепота, т.к. по поверьям из-за него слепнут куры)
Верите ли вы, что в народе кипрей называют иван-чаем? (Да, потому что из него делают отличный чай)
Верите ли вы, что прострел в народе называют колокольчиком? (Нет. Его называют сон-травой. Раньше люди верили, будто положенный под голову цветок вызывает сон, предсказывающий судьбу.)
Верите ли вы, что фуксию в народе называют китайские фонарики? (Да, из-за их сходства)
Веришь ли ты, что гацанию называют африканской ромашкой? (Да)
Веришь ли ты, что клеому называют ёжиком? (Нет. Этот цветок называют паучником из-за того, что усики растения немного изогнуты на концах, как лапки у пауков). 

Не мог бы, наверное, человек  чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты, не будь на Земле цветов.   Еще за три тысячи лет до н. э. садовники Египта и Сирии разводили розы, маки, ландыши. Когда в XX в. была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и, казалось, они сохранили свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви молодой вдовы к ушедшему супругу.

3. «Загадки Богини Флоры»«Легенды о цветах»

 На столах  буквы. Кто первым соберет из них названия цветов, тот получает 5 баллов. Для этого вам необходимо прочитать  легенду об этом цветке и выложить на столе его название и назвать цветок.
1. По древнему поверью, в бутоне этого цветка заключено счастье, но не было силы, которая открыла бы его бутон. Но, однажды. По лугу шла женщина с ребенком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку - и бутон раскрылся! Детский смех совершил то, что не могла сделать никакая сила… С тех пор этот цветок дарят тем, что испытывает счастье. В переводе с турецкого языка он означает «тюрбан». Он и вправду напоминает перевернутый головной убор. Что это за цветок? (Тюльпан). 

2. По легенде он вырос из пылинки, упавшей со звезды. У древних греков этот цветок считался амулетом. Эти цветы – как последняя улыбка осени. Они красивые и неприхотливые - расцветают чуть ли не зимой, выдерживая морозы до семи градусов. Угадайте, что это за цветок? (Астра). 

3. Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, делая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, потому этот цветок и стал символом надежды. Расцветая в окружении снегов, он и сам похож на снежинку и выдерживает 10-гражусный мороз. Он занесен в Красную книгу. (Подснежник). 

4. По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы – символ чистоты, любви и грусти. Этот цветок в лесу самый изящный, самый душистый, самый таинственный. В наше время он, к сожалению, занесен в Красную книгу. (Ландыш). 

5. По преданию он был первым цветком на Земле. 
Когда первый человек устраивал свое жилище, засевал поле, огораживал его от диких зверей, ему во всем помогало Солнце, ни на минуту не сходящее с неба. Однажды небо затянуло серыми тучами, пошел дождь, и Солнце скрылось. Когда оно выглянуло на минутку, человек взмолился: 
- Я не могу без тебя! Пожалуйста, разгони тучи навсегда и свети мне снова! 
Я не могу это сделать, - возразило Солнце. Лучше я пошлю тебе своего маленького братца. Так появился на Земле этот цветок. Человек ухаживал за ним, но он смотрел только на Солнце. (Подсолнух). 

6  В Японии,  ее изображение входит в национальный герб, она является символом солнца. Он олицетворяет верность.
Легенда же гласит, что в  старину, когда  правил жестокий император, прошел слух, что на неком острове растет цветок, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок должен лишь человек с чистым сердцем, иначе растение потеряет чудодейственную силу. На остров отправили 300 юношей и девушек. Только неизвестно, нашли ли они то растение или нет, а молодежь основала на том острове новое государство - Японию. Название цветка, которое происходит от греческих слов «золотой цветок» не случайно, предки его были исключительно желтого цвета. (Ответ: Хризантема)

7    Пришла будто бы к татарскому хану Батыю русская женщина Овдотья, упала перед ним на колени:- Позволь откупить брата милого. Удивился Батый:- Брата? А муж?

- Замуж выйду – муж будет. Будет муж- свекор будет. Муж будет - сын родится. А сын у свекра родится – деверь будет. А брата мне уж нигде не взять – родителей моих сжег ты…Подивился Батый мудрости русской женщине. Наклонился, сорвал первый попавшийся под руку цветок. Протянул его  Овдотье:- Иди по моей орде, доколе цветок не увянет. Тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа. Долго бродила Овдотья по Орде и много русичей  тогда спасла от смерти. Жил заветный цветок и ещё красивее стал! Вот такая красивая легенда. О каком цветке идет речь?    (Бессмертник)

8. По древнему поверью, этот цветок славит первый из двенадцати подвигов Геракла.В темном лесу жил жестокий лев, он приносил много бед жителям Немейской долины. Никто не осмеливался убить льва, и только храбрый Геракл совершил этот подвиг.“Я создам цветок”, - сказала мудрая Флора, - который всегда будет напоминать людям разодранную пасть немейского льва и подвиг Геракла”. Так появился на земле цветок под названием . Пережив героев и богов, раскрывает он под жарким солнцем свой зев, чтобы угостить сладким нектаром шмелей и ос.    

  ( львиный зев)

4 задание. «Чёрный ящик»

 В ящике лежит предмет, который вам нужно угадать, предварительно послушав о нём короткую историю, за правильный ответ команда получает 1 балл.

Ответ: Перец горький.


Как называется миниатюрный букет, прикрепляемый к платью? (Бутоньерка)

Как называется искусство создания букетов? (Икебана)

Тур 4 «Цветковые растения в нашей жизни»

 -Этот цветок называют  «зелёным акробатом». Поначалу он, как и все растения растёт вверх. Потом верхушка его начинает вращаться против часовой стрелки, описывая в солнечную погоду полный круг всего за два часа. Встретив при вращении какую-то опору, он цепляется, за неё и растёт вверх.     (Вьюнок)

-Этот цветок часто служит ночным пристанищем для множества букашек, особенно те его виды, что не закрывают на ночь цветки. Просторный,  полый купол его обращён вниз и под ним, как под крышей, спасаются от ночной росы и дождя насекомые. (Колокольчик)

 -Этот цветок-отличный медонос. 1 га земли, усеянной этими цветами, может дать до 50 кг.мёда. Люди используют его в пищу: из корней готовят кофе, из листьев салат, из цветков- варенье. Это настоящий  кладезь  витаминов.     (Одуванчик)

 -Какое растение называют «цветок-букетик» Отцветая, они меняют окраску (Медуницу. Сначала все цветы белые, а через несколько дней на стебельке можно увидеть розовые, голубые и даже лиловые цветки.). 
-Какой цветок может избавить туристов от комаров? (Ромашка. Ее бросают в костер и от выделяемого запаха комары улетают). 

- Какое растение может заменить кофе? (Корни одуванчика. Их сушат, обжаривают, перемалывают и заваривают вместо кофе). 
-Из каких цветов в Японии готовят вкусный десерт. (Из хризантем. Их обмакивают в яйцо, затем обваливают в муке. Так повторяют 2-3 раза, а затем обжаривают в масле и посыпают сахарной пудрой). 

-Какие луковичные растения растут в наших садах и цветниках? (Лилии, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы,

-Во Франции еще в начале XX века устраивался праздник этим цветам.  Начинался он после обеда в субботу и продолжался все воскресенье — первое воскресенье мая. Это был очень радостный весенний праздник с песнями, музыкой и танцами. ландыш.

-Семена какого цветка используют в кулинарии?(  мак.)

-У какого декоративного растения цветики употребляют в пищу? (У настурции.)

Ведущий: Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! Оставались 
бы, конечно, в природе другие свидетельства ее совершенства: солнце и звезды, лазурь океана и лунный свет, зори и сумерки, горные ущелья и полноводные реки. И все же… Сколь мрачным и строгим было бы тогда все живое на Земле, и не мог бы человек, наверное, так чувствовать и любить, радоваться и страдать, потому что сердце его оставалось бы пустым и черствым, не знающим настоящей красоты. 

Ведущий: На фоне музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов» учитель произносит текст:

Мир цветов удивителен и велик. На Земле тысячи, десятки тысяч 
цветов - и у каждого цветка свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Человеку не хватает, наверное, всей жизни на то, чтобы понять сокровенные тайны цветов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Внеклассное мероприятие по биологии "Этот удивительный мир цветов"

Внеклассное мероприятие "Этот удивительный мир цветов" для учащихся 6-7 классов (конкурсная программа)....

Самоанализ мероприятия "Этот удивительный этикет"

Мой первый опыт написания самоанализа по прошедшему мероприятию)))...

Внеклассное мероприятие "Удивительный мир космоса"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов  "Удивительный мир космоса"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"

Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).ВведениеФорма проведения: устный журнал (час общения).Место ...

Презентация внеклассного мероприятия по географии "В мире интересного. Эти удивительные растения и животные"

Данный ресурс предназначен для учащихся любого класса, изучающих географию. К презентации добавлен материал, который поможет учителю изменить или дополнить раздел "Знаете ли вы, что...". Мероприятие м...