Зачет по музыкальной литературе
план-конспект урока (7 класс) по теме

Ханова Альфина Байтуровна

Дидактические материалы в виде кратких сведений: о композиторах, стилях и направлениях в музыке, жанрах, необходимые при подготовке обучающихся к итоговому зачету по музыкальной литературе в ДМШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachet_po_muz.literature.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – немецкий композитор, получивший при жизни признание преимущественно как органист, знаток музыкальных инструментов, а после смерти почти забытый на несколько десятилетий. В настоящее время баховская музыка занимает обширное и почетное место в мировом концертном и учебном репертуаре. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Большинство произведений Баха – полифонические.

Полифония – многоголосие. Основной прием развития в полифонических произведениях – имитация (прием поочередного вступления голосов, при котором каждый последующий голос как бы подражает предыдущему, повторяя ту же самую тему).

К числу несложных полифонических пьес относятся инвенции (15 двухголосных и 15 трехголосных).

«Инвенция» в переводе с латинского – «выдумка», «изобретение».

Фуга в переводе с латинского - «бег», «быстрое течение». Это сложное полифоническое произведение, основанное на одной, реже двух, трех и четырех темах. По числу голосов фуги бывают двух-, трех-, четырех-, и пятиголосными.

И.С. Бах – автор выдающихся органных произведений (Токката и фуга ре минор, Пассакалья до минор, хоральные прелюдии), вокально – инструментальных («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си минор), клавирных (48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира», 6 «Французских» и 6 «Английских» сюит, 6 партит, «Итальянский концерт», «Хроматическая фантазия и фуга»), оркестровых произведений.

Сюита – циклическое (многочастное) произведение; содержит четыре основные части – Аллеманду, Куранту, Сарабанду, Жигу. Между сарабандой и жигой часто вставляются Ария и Менуэт.

Йозеф Гайдн (1732-1809) –  австрийский композитор, старший из трех венских классиков (к ним также относятся Моцарт и Бетховен). В силу своего происхождения и жизненных обстоятельств Гайдн символизирует человека труда, который преодолевает препятствия. Гайдн был наделен чувством юмора и мудрости, и во всем видел светлые стороны. Ему ближе народно – бытовые и лирико – эпические образы. Область его главных творческих интересов и достижений – симфоническая и камерная инструментальная музыка (всего более 800 сочинений) Особенно значительны более 100 симфоний (в том числе программные «Военная», «Прощальная», «Детская», «Часы», «Симфония стремоло литавр» и др.), более 80 струнных квартетов, более 60 клавирных сонат.

В последней трети XVIII века в музыке окончательно сложился классический сонатный цикл – точно определилось количество частей (3 в сонате и концерте, 4 в квартете и симфонии), сложнее стало содержание.

В зрелых произведениях Гайдна утановился типичный состав четырехчастного цикла:

первая часть – в сонатной форме, в быстром или умеренно быстром темпе;

вторая часть контрастна первой по темпу и общему характеру, она медленная, лирическая и певучая, может быть повествовательной или танцевальной;

третья часть в трехчастном цикле – финал, вновь быстрый, стремительный, в сонатной форме или форме рондо (в четырехчастном цикле финал – четвертая часть);.

третьей частью симфоний XVIII века является Менуэт, который в квартете занимает второе место.

«Соната», «квартет», «симфония», «концерт» - циклические произведения. Различия этих циклов зависит от состава исполнителей:

симфония – произведение для оркестра,

концерт – сочинение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра,

соната – для одного или двух инструментов,

квартет – для четырех инструментов.

Так же в творчестве Гайдна определился классический состав оркестра из 4-х групп инструментов (струнная – скрипки, альты, виолончели, контрабасы, деревянных духовых инструментов – флейты, гобои, кларнеты, фаготы, медных духовых – валторны, трубы, ударных – литавры, в последней, 12-ой «Лондонской симфонии» добавил треугольник, тарелки и барабан.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор, венский классик оставивший в наследие более 600 произведений. В характере Моцарта сочетались лучшие качества его современников – свободолюбие, чувство ответственности перед собой и людьми. Ему свойственны лирические и лирико – драматические образы. Искусство его пленяет чуткостью к душевным переживаниям человека, а также меткостью и живостью в воплощении различных человеческих характеров. Это сделало его замечательным оперным композитором («Свадьба Фигаро», «Дон – Жуан», «Волшебная флейта» и др.). Его симфонии (около 50-ти), инструментальные концерты, камерные ансамбли, фортепианные сонаты (широко известна соната Ля мажор с «Турецким маршем»), Реквием для хора, солистов и оркестра занимают одно из самых почетных мест в мировом концертном репертуаре.

Людвиг ван Бетховен (17770-1827)  - немецкий композитор, младший из трех венских классиков. Его молодость совпала со временем, когда разразилась Великая Французская революция 1789г., провозгласившая идеалы свободы, равенства и братства всех людей. Её идеалам Бетховен остался верен до конца своей жизни, обогатив музыкальную культуру вдохновенными образцами героической, драматической борьбы, а так же глубоких философских раздумий и проникновенного созерцания красоты природы. Он передал следующим поколениям идеал классицизма – стойкость в несчастьях и бесконечную веру в победу добра и справедливости.

Бетховен воспринял высшие достижения европейской музыки предшествующих поколений (Баха, Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта). Вместе с тем в своих произведениях он явился смелым новатором.

Произведения:

9 симфоний ( В Третьей, Пятой, Седьмой и Девятой (с хором в финале на тему «Оды к Радости» Ф. Шиллера) отражены образы героической борьбы. Четвертая, Шестая «Пасторальная» и Восьмая – симфонии воспевающие красоту природы);

11 увертюр («Эгмонт», «Кориолан», «Леонора»);

концерты для различных инструментов с оркестромж;

камерные ансамбли;

для фортепиано 32 сонаты (среди них «Патетическая», «Лунная», «Аппассионата»), более 20-ти вариационных циклов, багатели, рондо и др.;

опера «Фиделио», «Торжественная месса» и др.

Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор – романтик. За свою короткую жизнь создал более тысячи произведений. Это прежде всего песни для голоса с фортепиано (более 600 песен), среди них «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Вечерняя серенада», «Аве Мария», «Баркарола», а также два песенных цикла «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Много шедевров и среди других его произведений – симфоний, фортепианных сонат и пьес, камерных инструментальных ансамблей. Шуберт с замечательной чуткостью отразил в музыке мир лирических переживаний человека – от светлых, радостных - до сумрачных, горестных. Его произведения изобилуют мелодиями, тесно связанными с песенной и танцевальной народно – бытовой музыкой – австрийской и немецкой, венгерской и славянской.

Фридерик Шопен (1810-1849) – польский композитор. Художественное наследие – около 250 произведений, из которых более 200 написано для фортепиано (мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, этюды, экспромты, сонаты, скерцо, баллады и др.). ОН открыл новые выразительные возможности фортепиано в воплощении ярких романтических и одновременно классически отточенных  образов – от нежнейших лирических до лирико – драматических. Шопен – новатор в области мелодии, гармонии, музыкальной формы, фортепианной фактуры. Он – выдающийся пианист своего времени, его игре было свойственно владение «темпо рубато» - выразительным, ритмически свободным исполнением, отклоняющимся от равномерного темпа.

Прочти всю вторую половину своей жизни Шопен провел вдали от родины. Неустанные помыслы о ней, о её трудных судьбах определили главное содержание его творчества.  

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – основоположник русской классической музыки и первый русский композитор мирового значения. Подобно Пушкину Глинка создал прекрасное и гармоничное искусство, воспевающее красоту и радость жизни, торжество разума, добра и справедливости. В произведениях Глинки нашел свое яркое выражение подъем русской национальной культуры, порожденный событиями Отечественной войны 1812г. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836г.) и «Руслан и Людмила» 1842г., которые положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере – сказке, опере – былине. Симфонические сочинения «Вальс – фантазия» (1839г.), «Камаринская» (1848г.), «Арагонская хота» (1845г.), «Ночь в Мадриде» (1851г.), заложили основы русского симфонизма. Глинка – классик русского романса («Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня», «Венецианская ночь», «Ночной смотр», «Сомнение», «Патриотическая песня» и др.).

Важнейшими качествами музыки Глинки были выразительность и пластичность мелодий, тонкость гармонии и стройность формы, изящество инструментовки. Его музыкальный язык, впитав в себя своеобразные черты русской народной песни и итальянского бельканто, венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской классической музыки.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – младший современник и друг Глинки – продолжил дело создания русской классической музыки, но Даргомыжский находит свой путь: его зрелые сочинения созвучны реализму многих произведений Гоголя, Некрасова, Достоевского, Островского, художника Павла Федотова. Отличительные особенности его таланта – стремление передать жизнь во всем её разнообразии, интерес к личности «маленького» человека и к теме социального неравенства, точность и выразительность психологических характеристик. «Великим учителем музыкальной правды» называл Даргомыжского М.П. Мусоргский. Главными жанрами творчества Даргомыжского стали оперы и камерная вокальная музыка. Он выступил ярким новатором: в опере «Русалка» им был создан новый тип русской оперы – народно – бытовой лирико – психологической драмы. А в опере «Каменный гость» ввел новый стиль интонирования речи – ариозно – декламационный. Даргомыжский создал более 100 романсов и песен («Шестнадцать лет», «Ночной зефир», «Я Вас любил», «Мне грустно», «И скучно, и грустно», «Мельник», «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник» и др.). В музыке воплощал свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Он был прекрасным вокальным педагогом, воспитавшим целую плеяду замечательных певцов.

«Могучая кучка» - творческое содружество российских композиторов, сложившееся в период 1856-1862г.г.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа, «Пятерка» (по количеству входящих в него музыкантов). В «Могучую кучку» входили М.А. Балакирев (руководитель), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский – Корсаков. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства. Всех членов содружества объединяло стремление продолжить дело Глинки во славу и процветания отечественной музыки. Как и у Глинки, жизнь народа стала главной темой их творчества, объектом постоянного наблюдения, изучения. Они рисовали её через события истории, через образы поэтических сказок и были, через философские раздумья о судьбах родины и яркие картины быта, через образы русских людей разных сословий и времен. Члены «Могучей кучки» продолжили дело собирания народных русских песен, чьей красотой они восхищались. Со временем каждый из композиторов пошел своим путем, и кружок распался. Но идеи балакиревцев получили развитие в творчестве и просветительской деятельности композиторов нового поколения.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – выдающийся русский композитор, крупный ученый – химик, известный педагог, активный общественный деятель, музыкальный критик, талантливый литератор. Таким же разносторонним было и его творчество. Оно не велико по объему, но охватывает разные жанры: оперу («Князь Игорь», «Богатыри», «Млада»), квартеты, симфонии (3), симфоническую картину («В Средней Азии»), романсы («Песня темного леса», «Спящая княжна», «Отравой полны мои песни», «Для берегов отчизны дальной»), фортепианные произведения. Все его сочинения объединяет одна ведущая мысль – о богатырской мощи русского народа. Являясь верным последователем Глинки, Бородин был особенно близок ему в оптимистическом восприятии мира, вере в торжество разума и красоты – вечных идеалов жизни. Органичность стиля, стройность формы, мелодическая яркость, красочность гармоний, сочетание национального своеобразия русских и восточных образов определили оригинальность, неповторимую красоту музыки Бородина. 

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – величайший художник – трагик. И этой главной чертой своего мировоззрения он тесно связан со своей эпохой. Его эстетические взгляды сложились под воздействием демократических и народно – освободительных идей 60-х годов – времени высокого духовного подъема и острых социальных конфликтов. Цель своего искусства композитор видел в правдивом отображении жизни народа, в психологической достоверности образов, в любви и сострадании к обездоленным людям. Основной творческий принцип – «жизнь, где бы ни сказалось; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям…».

Главными жанрами для Мусоргского были опера («Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов»,  «Хованщина», «Сорочинская ярмарка») и камерная вокальная музыка (67 романсов и песен, в том числе циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти»). Лирика в его вокальном творчестве занимает сравнительно небольшое место. Чаще он обращается к социально – обличительной теме. Среди его песен большое число сатир («Семинарист»), «народных картинок» («Калистрат», «Сиротка», «Светик Савишна»), драматических песен (баллада «Забытый»). Также Мусоргский написал пьесы для фортепиано (в том числе цикл пьес «Картинки с выставки») и оркестровые произведения («Интермеццо», симфоническая картина «Иванова ночь на лысой горе».

Музыкальная «речь» композитора – синтез русской крестьянской песенности и декламационности, впитавшей живые интонации разговорной речи. Новаторские гармонии, тембровое богатство, свободная игра тональностей предвосхитили многие открытия русских и европейских композиторов XX века.

Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844-1908) – личность, поражающая многогранностью: композитор, дирижер, педагог, музыкально – общественный деятель, автор литературных сочинений («Приктический учебник гармонии», «Основы оркестровки», «Летопись моей музыкальной жизни»).

Многообразны темы и сюжеты произведений композитора: это русская история и бытовая лирико - психологическая драма, картины русской народной жизни и образы Востока, сказочность и старинные языческие обряды, образы природы. Он часто вводил в свои сочинения подлинные народные мелодии и сочинял собственные темы в народном духе. Строгие и ясные гармонии у него сочетаются с новыми сложными ладами, которые он использовал для сказочных образов. Римского – Корсакова по праву считают непревзойденным мастером оркестра («инструментовка есть одна из сторон души самого сочинения»): предпочитает прозрачность фактуры, «чистые» тембры, часто использует солирующие инструменты, раскрывая их тембровые и технические возможности, сочетает сольные эпизоды с мощью и полнотой звучания тутти.

Основным жанром в творчестве Римского - Корсакова была опера (15 опер, в том числе «Псковитянка», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». Композитор обогатил программную симфоническую музыку, создав жанр симфонической сказки. Среди оркестровых произведений сюиты «Антар», «Испанское каприччио», «Шехеразада», музыкальная картина «Садко», увертюра «Светлый праздник». Композитор так же обращался к различным жанрам вокальной музыки: около 80-ти романсов, хоры, сборники обработок русских народных песен (40 и 100 песен).

Самый младший из членов «Могучей кучки», он через всю жизнь пронес верность идеалам балакиревского кружка, по-рыцарски служа русскому искусству.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) -  выдающийся русский композитор, чье творчество – составная часть мировой культуры, русский вклад в мировую музыкальную культуру. Наследие Чайковского поражает многогранностью и разносторонностью. Композитор создал сочинения почти во всех музыкальных жанрах: оперы («Десять», в том числе «Опричник», «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), симфонии, программные симфонические произведения («Фатум», «Буря», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и др.); концерты и камерно - инструментальные ансамбли, произведения для различных инструментов (особенно многочисленны пьесы для фортепиано, среди которых циклы «Времена года», «Детский альбом»), хоровые сочинения и кантаты, вокальные ансамбли, романсы и песни; сборник «50 русских народных песен» переложенных им для фортепиано в 4 руки. Композитор также является автором литературных трудов: первый русский учебник «Руководство к практическому изучению гармонии, музыкально – критические статьи, переводы с различных языков на русский язык текста оперного либретто («Свадьба Фигаро» Моцарта), статей, учебников.

Почти в каждом музыкальном жанре композитор сумел сказать новое слово. Чайковский – единственный среди русских композиторов второй половины XIX века снова сделал симфонию высшим музыкальным жанром. Он создатель новых жанров: трагической симфонии (№4, №6), лирико – психологической оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), классического балета. Музыка Чайковского глубоко национальна (в музыке часто слышатся отголоски русской песни, городского романса, часто использовал в своих произведениях подлинные русские народные мелодии). Также в своих сочинениях он обращается к музыкальному фольклору итальянского и французского, сербского и немецкого, чешского и украинского народов.

Искусство Чайковского стало близким и любимым для людей разных стран и народов, благодаря тому, что в центре его творчества – человек с его горем и радостями, тревогами и сомнениями, любовью и ненавистью, размышлением о смерти и стремлением к счастью, свободе личности. Каковы бы ни были препятствия на пути человека к счастью, герой его произведений неустанно борется, преодолевает эти препятствия, даже если приходится погибнуть.

Одной из главных особенностей музыки Чайковского  - редкой красоты мелодичность, присущая вокальным и инструментальным произведениям композитора.

Музыкальная форма – это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.

Период – законченное музыкальное построение состоящее из нескольких предложений (чаще всего двух).

Виды периода: однотональный и модулирующий, повторного и неповторного строения.

Простая двухчастная форма – форма, состоящая из двух периодов; с репризой или без репризы.

Простая трехчастная форма – форма, состоящая из трех периодов; с репризой или без репризы.

Сложная трехчастная форма – форма, в которой крайние разделы больше, чем период.

Вариации – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений.

Рондо – музыкальная форма, в которой основная тема (рефрен) повторяется несколько раз  (не менее 3-х) без изменения, чередуясь с разнохарактерными эпизодами.

Сонатная форма – музыкальная форма, основанная на конфликте двух тем. Состоит из трех разделов – экспозиции (показ основных тем), разработки (развитие тем), репризы (повторение экспозиции с некоторыми изменениями). Это высшая форма гомофонно – гармонической музыки.

Циклические формы. Музыкальный цикл – это большое многочастное произведение (циклический – многочастный). Все части связаны общим замыслом и составляют единое целое (могут исполняться отдельно). Количество частей – от двух и более. Вокальные циклы состоят из песен и романсов. Инструментальные циклы состоят из различных пьес, расположенных по принципу контраста. Инструментальные циклы бывают двух видов: сюитный и сонатно – симфонический.

Сюита – последовательность нескольких танцев. Первые сюиты эпохи средневековья состояли из паваны (медленный, торжественный танец – шествие в двухдольном размере) и гальярды (веселый итальянский танец с энергичными прыжками). Классическая танцевальная сюита состоит из четырех обязательных танцев (они объединены одной тональностью):

аллеманда – старинный немецкий танец – шествие, двухдольный, умеренно медленный;

куранта – «текущая, бегущая», в трехдольном размере; встречается двух видов: французская – в умеренном темпе с плавными торжественными мелодиями; итальянская – в быстром темпе, со сложным ритмическим рисунком;

сарабанда – старинный испанский трехдольный танец в медленном темпе с акцентом на второй или третьей доле, сурового, мрачного характера;

жига – старинный ирландский танец в быстром темпе с триольным движением.

Иногда между сарабандой и жигой вставляются другие танцы: гавот, менуэт, буре.

Выразительные средства музыки:

мелодия – музыкальная мысль выраженная одноголосно; встречается двух видов: кантилена – напевная плавная мелодия;

речитатив – музыкальная декламация (выразительное чтение на распев), пение на слова без рифмы (речитатив напоминает разговорную речь);

лад (согласие, порядок, стройность) - согласованность музыкальных звуков разных по высоте, объединенных вокруг тоники; в классической музыке используются два основных лада – мажор и минор;

гармония («стройность, соразмерность») – это аккорды и их последовательность;

метр – равномерное чередование сильных и слабых долей; это пульс музыки; метр обозначается размером (размер бывает двухдольный и трехдольный);

ритм («чередование») – закономерное чередование долгих и коротких звуков; сочетание музыкальных звуков разной длительности образует ритмический рисунок;

темп («время») – скорость исполнения музыкального произведения; темпы делятся на три группы: быстрые, умеренные и медленные;

динамика («сила») – громкость звучания;

фактура («строение, обработка») – это музыкальная ткань, которая составлена из выразительных средств музыки; фактура бывает одноголосная (встречается в народных песнях), аккордовая (свойственна хоровой музыке), гомофонно – гармоническая – мелодия с аккомпанементом (широко используется в вокальной и инструментальной музыке), полифоническая – многоголосная, основанная на равноправии всех голосов;

регистр («список, перечень») – объединение звуков в группы по высоте и окраске; различают три регистра: высокий, средний, низкий;

диапазон – расстояние между самым низким и самым высоким звуком данного голоса или инструмента;

тембр – окраска звука; каждый голос и каждый инструмент имеет свою окраску.

Певческие голоса разделяются на мужские и женские.

Мужские голоса: тенор – высокий голос, баритон – средний голос, бас – низкий голос.

Женские голоса: колоратурное сопрано и сопрано – высокие голоса, меццо- сопрано (альт) и контральто – низкие голоса.

Хор – коллектив певцов. В зависимости от состава хоры бывают: мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков.

Музыкальные инструменты различаются по строению и способу извлечения звука. Они делятся на струнные смычковые, струнные щипковые, духовые, ударные, клавишные.

Струнные смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот и их разновидности.

Медные духовые: труба, валторна, тромбон, туба.

Ударные: литавры, ксилофон, колокола, колокольчики, большой и малый барабаны, тарелки, бубен, треугольник, тамтам, кастаньеты и др.

Клавишные:

клавишные струнно – щипковые: клавесин, клавикорд, чембало, спинет, верджинал (на них играли в XVII – XVIII веках);

клавишно – ударный – фортепиано (рояль и пианино);

клавишно – духовой – орган.

Струнные щипковые – арфа, гусли, домра, балалайка, гитара и др.

        Оркестр – коллектив музыкантов. Оркестры бывают разные: симфонический, духовой, струнный, народных инструментов, эстрадный, джазовый и др.

Симфонический оркестр состоит из четырех групп инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Духовой оркестр состоит из духовых и ударных инструментов (медная группа больше, чем в симфоническом оркестре).

Оркестр народных инструментов: домры, балалайки, баяны, гусли, рожки, жалейки, ложки, трещетки и др.

Эстрадный оркестр: струнные смычковые, духовые, в том числе саксофон, клавишные, ударные, электро – музыкальные инструменты.

Музыкальный жанр – род, вид музыкального произведения. Все виды музыки можно условно разделить на четыре большие группы:

  1. Вокальная (песня, романс, ария.).
  2. Инструментальная (соната, симфония, квартет).
  3. Вокально – инструментальная (кантата, оратория, месса).
  4. Театральная (опера, балет, оперетта).

Песня – древнейший жанр вокальной музыки, которая объединяет мелодию и слова в единый песенный образ (различают народную и профессиональную песню:

Романс - основной жанр вокальной камерной музыки; произведение для голоса с сопровождением, с характерными лирическими, чувствительными оборотами, с текстом часто любовного характера. Разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог и др.

Вокализ – пьеса для голоса без слов.

Ария – большая вокальная композиция для певца солиста с сопровождением симфонического оркестра, законченный музыкальный эпизод в опере, оратории, кантате.

Ариозо, ариетта – небольшие арии.

Монолог – сольное музыкальное высказывание персонажа в свободной форме.

Ансамблевые номера: дуэт, терцет (трио), квартет, квинтет, секстет, септет, октет и т.д.

Марш – это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия. Характерные черты: четкий, часто пунктирный ритм размер 2/4, 4/4 умеренный темп, интонация сигналов, движение по звукам трезвучия в мелодии.

Танец – это искусство выразительных движений в определенном ритме.

Народные танцы: трепак (старинная русская пляска, быстрая, веселая в двухдольном размере), гопак (украинский танец, быстрый, в размере 2/4), крыжачок (задорный белорусский танец в размере 2/4 или 4/4, исполняется парами), лезгинка (национальный танец – соревнование лезгин), быстрый, энергичный, в размере 6/8) и многие другие.

Бальные танцы: менуэт (старинный французский танец, популярный в XVII – XVIII веках; неторопливый, плавный, изящный, в трехдольном размере с затактом), гавот (старинный французский танец XVII – XVIII века в умеренном темпе в размере 4/4 или 2/4 с затактом), полька (чешский народный танец, веселый, задорный, в быстром темпе, в размере 2/4), вальс (европейский танец XIX века, плавный, выразительный, в размере 3/4); мазурка (яркий, зажигательный польский танец в быстром темпе, трехдольном размере с четким ритмом и резкими акцентами); полонез (польский танец – шествие в умеренном темпе, в трехдольном размере, с акцентом на сильной доле.

Опера – музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение; содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций (иногда в оперу вводятся танцы).

Балет – музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является танец.

Вокально – инструментальные жанры:

Кантата – крупное вокально – инструментальное произведение торжественного или лирико – эпического характера; может быть написано для одного или нескольких солистов, с хором или без него или для хора с инструментальным сопровождением (И.С. Бах написал сотни духовных и десятки светстких кантат).

Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, певцов – солистов и оркестра, написанная, как правило, на библейский текст. В ней, как и в опере, есть сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры, но это не столько показ, сколько рассказ о каких – либо событиях.

Месса – многоголосное хоровое произведение с инструментальным сопровождением или без него. Этот жанр развился из церковных песнопений.

Музыкально – театральные жанры:

Опера появилась в начале XVII века в Италии, основана на синтезе пения, драматического действия, сценария и музыки. Важное значение имеют средства сценического воплощения – костюмы, декорации, освещение, танцы, механика. В опере существуют неизменные элементы её структуры – увертюра (музыкальное вступление к произведению); вокальные речитативы, в которых объясняется дальнейшее развитие сценического действия; арии, ариозо, каватины, дуэты, хоры – законченные вокальные номера; балетные сцены, симфонические антракты и финал.

Оперетта – музыкально – сценическое произведение, в котором вокальные и хореографические номера чередуются с разговорными сценами (арии, ансамбли и хоры более просты и выдержаны в песенно – танцевальном духе). Родилась оперетта в XIX веке в Париже.

Балет – музыкальный театральный спектакль, где танец вместе с музыкой выражает какое – нибудь драматическое действие. Жанр сложился в эпоху Возрождения (XV –XVI век), когда он стал составной частью различных празднеств, затем превратился в самостоятельный музыкально – театральный жанр. С ним связаны имена композиторов: А.Адан, Л. Делиб, П. Чайковский, А. Глазунов, И. Стравинский, М. Равель, С. Прокофьев, Р. Глиэр.

Сольные номера балета: вариация (танец одного солиста), па-де-де (танец двух солистов), па-де-труа (танец трех солистов), па-де-катр (танец четырех солистов); массовые номера исполняет кордебалет (включает от 8 до 30 исполнителей). Часто в балетное действие включается дивертисмент – последовательность нескольких танцев.

Либретто – словесный текст музыкально – драматического произведения (оперы, оперетты, балета, реже оратории.

Лейтмотив – музыкальная мелодия неоднократно повторяющаяся на протяжении всего произведения и служащая характеристикой какого – либо персонажа, явления.

Увертюра – инструментальное вступление к опере, балету, оперетте, сценической драме. В период романтизма развивается жанр концертной увертюры, являющейся самостоятельным оркестровым произведением. Оперные увертюры выражают атмосферу или характер произведения и в них часто используются мелодии, которые затем повторяются в процессе исполнения произведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе

В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...

Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»

Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...

Рецензия на программу ФГТ "Музыкальная литература" в области музыкального искусства "фортепиано"для ДШИ

Внутренняя рецензия на программу ФГТ "Музыкальная литература" в области музыкального искусства "фортепиано"для ДШИ...

Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература" для учащихся 5-8 классов музыкального отделения гимназии

Данная авторская адаптированная программа предназначена для использования в курсе восьмилетнего начального музыкального образования: в музыкальных школах, музыкальных отделениях гимназий. 1 год обучен...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА ОУД.02 Литература ОУД. 15 Родная (русская) литература

Программа предназначена для оценки результатов освоения ОУД.02 Литература и ОУД. 15 Родная (русская) литература.Форма проведения оценочной процедуры: комплексный дифференцированный зачет.В соответстви...