Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный лоскуток"
рабочая программа по теме

программа  художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_volshebnyy_loskutok.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Искусство рукоделия пришло к нам из глубин истории. Мастера нашей страны издавна славились искусными вышивками, вязаньем, ткачеством. Многие поколения мастериц-рукодельниц создавали прекрасные узоры и технические приёмы исполнения. Лучшие образцы народного рукодельного творчества, в большинстве своём безымянные, поражают своей лаконичностью и простотой, и в тоже время филигранностью и мастерством исполнения. Это настоящее национальное богатство и каждый вид рукоделия имеет свои особенности развития и возникновения. Передаваясь из поколения в поколение, из рук в руки народное искусство всегда было и остаётся почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры.

В наше время интерес к рукодельному творчеству находится на подъёме. Многое, почти забытое, из народного рукоделия находит применение в сегодняшней жизни. Современная жизнь и технический прогресс также внесли вклад в копилку рукоделия, создав для него новые возможности. Вещи, созданные своими руками, хранят тепло, создают уют в доме, помогают сохранить старые традиции и ввести новые, способствуют самовыражению в процессе работы, приносят не только материальное, но и духовное удовлетворение, что порой главнее.

В связи с этим актуальность приобретает приобщение к художественному рукодельному творчеству подрастающего поколения.

Определённые знания обучающиеся получают в условиях общеобразовательной школы, но для приобретения практических навыков, возможности более глубокого изучения того или иного рукоделия времени недостаточно. Эту проблему призвана решить программа по рукодельному творчеству «Волшебный лоскуток», в которой задачи определённые школьной программой, значительно расширяются.

Данная программа является модифицированной и разработана на основе программ В.И. Романиной, В.Г.Машинистова, Н.М.Конышевой «Трудовое обучение»»; В.Д.Симоненко, Ю.П.Хотунцева «Технология»  (раздел «Обработка материалов»). В программу внесены дополнения: новые виды рукоделия – нитяная графика, аппликация из шнура, поделки из бросового материала, лепестковая живопись, флористика – и более углубленное изучение традиционных  видов рукоделия – тканепластика, вышивка.

Целью данной программы является создание условий для развития творческих способностей и склонностей детей средствами рукодельного искусства.

Реализация основной цели осуществляется через решение ряда задач:

  1. расширить знания по истории развития рукодельного творчества;
  2. формировать знания, умения и навыки в различных видах рукоделия (вышивка, тканепластика, вязание, флористика);
  3. формировать умения решать колористические, композиционные задачи;
  4. приобщить обучающихся к народным традициям;
  5. развивать мотивацию обучающихся к творчеству;
  6. развивать эстетический вкус;
  7. воспитывать интерес и любовь к рукодельному творчеству.

Программа «Волшебный лоскуток» предназначена для детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения, 144 часа в год, при режиме работы 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 2 часа

Основная форма организации деятельности – учебное занятие.

Программа «Волшебный лоскуток» опирается на принципы систематичности, последовательности, доступности, на принципе от простого к сложному. Работа с инструментами и материалами в различных видах рукоделия в течение курса совершенствуется и усложняется. Первые несложные работы ориентированы на выработку практических умений и навыков, получение базовых знаний для дальнейшей деятельности. Заинтересованные на первом этапе обучающиеся, поверив в свои силы, готовы совершенствовать свои навыки. Затем практическая деятельность усложняется и обогащается за счет заданий творческого характера. Широко используется принцип наглядности, что повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к новому материалу.

В результате прохождения программного материала 1 года обучения обучающиеся

знают:

  1. виды и свойства ткани, ниток, текстильных материалов;
  2. название и назначение инструментов и приспособлений для шитья;
  3. названия используемых ручных швов;
  4. начальные основы композиции и цветоведения;
  5. понятия и термины, связанные с рукоделием;

умеют:

  1. организовывать рабочее место в соответствии с практическим заданием;
  2. соблюдать правила Т/Б при работе с ручными инструментами для шитья;
  3. выполнять несложные изделия в изучаемых видах рукоделия (изонить, аппликация из шнура, лоскутная аппликация, вышивка ручными швами;

В результате прохождения программного материала 2 года обучения обучающиеся

знают:

  1. основы составления композиции, основы дизайна;
  2. приемы плетения из ниток;
  3. приемы ручной стежки (квилт);
  4. приемы работы с природным материалом;
  5. понятия и термины, связанные с рукоделием;

умеют:

самостоятельно выбирать композиции изделий;

самостоятельно подбирать и подготавливать материалы для работы

  1. выполнять ВТО (влажно-тепловую обработку) изделий;
  2. выполнять изделия в изучаемых видах рукоделия (лоскутная аппликация, плетение из ниток, мягкая игрушка, флористика);

В результате прохождения программного материала 3 года обучения обучающиеся

знают:

  1. историю происхождения и основные направления изучаемых рукоделий;
  2. виды простых машинных швов;
  3. правила и способы самоконтроля;
  4. приемы счетной вышивки;
  5. основы вязания крючком;
  6. основы техники коллаж;
  7. основы пэчворк;

умеют:

  1. выполнять операции на швейной машине при помощи руководителя;
  2. применять знания о композиции, цветоведении на практике;
  3. оформлять изделия в соответствии с назначением;
  4. самостоятельно работать со схемами по вышивке и вязанию крючком;
  5. выполнять изделия в изучаемых видах рукоделия (лоскутная пластика, коллаж, счетная вышивка, вязание крючком);

В ходе реализации программы «Волшебный лоскуток» проводится контроль, который позволяет получить более полную картину усвоения материала, увидеть какие именно операции даются обучающимся с наибольшим трудом, в каких областях они недостаточно подготовлены. Контроль проводится в форме тестирования, т.е. обучающимся предлагается ряд тестовых заданий (приложение).  

Задания-тесты носят теоретический и практический характер. Теоретические задания призваны проверять не только знания о технологическом процессе, используемых материалах и инструментах, но и способность ребёнка к их классификации, логическому обобщению. Практические задания предназначены для проверки умений использовать различные материалы, инструменты, планировать и организовывать свою работу и одновременно показывают способность применять полученные знания в своей деятельности, в конкретной ситуации. Кроме этого используется метод наблюдения и корректировка на каждом занятии.

Результативность программы «Волшебный лоскуток» определяется  участием обучающихся в выставках, конкурсах; формирование интереса к определённому виду или видам рукоделия; переход обучающихся на более высокую ступень обучения рукодельному искусству.

Для успешного усвоения программы «Волшебный лоскуток» необходимо следующее материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, доска для наглядности, швейные машины, с ручным, ножным или электрическим приводом, электрический утюг,  средства ВТО, наборы инструментов для шитья, вышивания, вязания, образцы изделий, инструкционные карты.

 


Учебно-тематический план

1 год обучения

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Инструменты и материалы

10

16

26

3.

Красивый дом

24

46

70

4.

Коллекция идей

15

29

44

5.

Итоговое занятие

2

2

Итого

53

91

144

Содержательная характеристика

1 года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с обучающимися,с планом работы объединения.

Практическая работа: анкетирование. Экскурсия.

2. Инструменты и материалы.

Правила пользования инструментами и приспособлениями для рукоделия, правила безопасной работы. Виды ручных швов. Классификация, свойства ткани, текстильных материалов. Организация рабочего места.

Практическая работа: изготовление приспособлений для рукоделия.

3.Красивый дом.

Элементы цветоведения в декоративно-прикладном творчестве. Основы композиции. Виды узоров, орнаментов. Приемы и техника изонити, лоскутного шитья, плетения из ниток. Вышивание ручными швами.

Практическая работа: Изделия в лоскутной технике, в технике изонити, плетение из ниток. Вышивание с использованием ручных швов.

4. Коллекция идей.

Виды оформления, основы дизайна изделий. Приемы работы с бросовым материалом. Приемы изготовления помпонов. Приемы плоской мягкой игрушки.

Практическая работа:  Игрушки из помпонов. Поделки с использованием бросового материала. Подарки и сувениры.

5. Итоговое занятие.

Подведение итогов учебного года. Выставка работ обучающихся. Награждение


Учебно-тематический план

2 год обучения

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Красивый дом

17

53

70

3.

Флористика

8

12

20

4.

Коллекция идей

18

32

50

5.

Итоговое занятие

2

2

Итого

47

97

144

Содержательная характеристика

2 года обучения

1.Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы.

Практическая работа: Анкетирование. Составление расписания. Тестирование.

2.Красивый дом.

История и традиции рукоделия. Правила подготовки ткани к раскрою. Правила раскроя деталей по шаблонам и по разметке. Приемы стежки. Способы изменения фактуры ткани. Приемы утяжки при шитье мягкой игрушки. Эскиз в декоративно-прикладном творчестве. Приемы изготовления выкроек.

Практическая работа: Изделия в технике лоскутной пластики, квилт, Мягкая игрушка. Панно в технике изонити. Аппликация из волокнистых материалов

3.Флористика.

Флористика - новый вид декоративно-прикладного творчества. Приемы засушивания и хранения  природного материала. Правила подготовки природного материала к работе. Композиция.

Практическая работа: Композиции из засушенных растений на плоскости. Объёмные композиции. Работы с использованием коры, грибов-трутовиков.

4.Коллекция идей.

Бросовый материал для использования в рукоделии. Приемы декорирования изделий.  Работа с кожей. Приемы оригами при складывании салфеток.

Практическая работа: Изделия из текстильных материалов, кожи. Поделки с использованием бросового материала в технике аппликации, лоскутной пластике.

   5. Итоговое занятие.

Подведение итогов учебного года. Выставка работ. Награждение обучающихся.

Учебно-тематический план

3 год обучения

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Красивый дом

19

41

60

3.

Флористика

8

12

20

4.

Коллекция идей

19

41

60

5.

Итоговое занятие

2

2

Итого

50

94

144

Содержательная характеристика

3 года обучения

 1.Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы.

Практическая работа: Анкетирование. Составление расписания. Тестирование.

  2. Красивый дом.

История и традиции рукоделия. Приемы вышивания бисером. Приемы счетной вышивки. Приемы ручного пэчворка. Правила подведение подкладки.  Аппликация на ткани. Приемы объемного пэчворка. Правила безопасной работы с электрическим утюгом. Правила ВТО вышитых изделий, изделий в технике пэчворк. Правила работы со схемами для вышивания. Работа  с выкройками. Приемы обработки края изделия.

Практическая работа: Изделия  в технике пэчворк, лоскутная аппликация. Вышивание бисером, счетными швами.

   3.Флористика.

Виды и техника флористического коллажа. Лепестковая «живопись». Объемные флористические композиции. Приемы подготовки основы для объемных композиций. Сведения о растениях нашей местности, их виды и названия.

Практическая работа: Плоскостной коллаж из природных материалов. Аппликация с использование цветочных лепестков. Объемная композиция на спиле

  4. Коллекция идей.

Устройство и безопасное использование швейной машины. Простые машинные швы. Комбинирование приемов вышивания. Коллаж с использованием бросового материала. Основы дизайна изделий. Основы вязания крючком. Техника декупаж. Комбинирование приемов рукоделия.

Практическая работа: Пэчворк и стежка с использование швейной машины. Выполнение аппликации в технике декупаж. Вышивание пейзажа ручными швами. Изготовление панно в технике коллаж. Вязание крючком.

5. Итоговое занятие.

Подведение итогов учебного года. Выставка работ. Награждение обучающихся.

Ключевые понятия

Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из бумаги, ткани, природного материала на основу

Вышивка – старинный вид рукоделия, искусство «рисовать» на тканой основе нитками, комбинируя различные виды швов.

Вязание – создание вязаного полотна из ниток, пряжи с помощью специальных инструментов – крючка или спиц.

Дизайн – придумывание и создание человеком красивых и удобных вещей и всего окружения (Л.П.Малиновская).

Изонить – нитяная графика, создание рисунка на плотной основе нитями, переплетёнными в определённом порядке.

Квилт – ручная или машинная стежка лоскутной поверхности.

Композиция – взаимное расположение деталей изделия, создание единого целого из разных частей, гармоничное их сочетание.

Коллаж - слово французского происхождения и буквально означает «наклеивание» на какую-нибудь основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. Коллажом также называется произведения, целиком выполненные этим способом.

Канва – специальная ткань для вышивки.        

Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из повторяющихся элементов.

Пяльца – приспособление для натягивания полотна при вышивании.

Пэчворк – лоскутная пластика, шитьё из лоскутков.

Панно – картина, с выступающими, объёмными деталями.

Флористика – создание художественных  изделий из объёмно- или плоско засушенных растений, с использованием семян, шишек, другого природного материала.

Список литературы

Для педагога:

  1. Баранов, С. П. Педагогика : учебное пособие для пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразов. шк.» / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. – 2-е изд., перераб. – М. Изд-во Просвещение, 1987. – 368 с.
  2. Деревянко, Н. С. Мягкая игрушка: Волшебный сад [Текст] Н. С. Деревянко. – М. : Изд-во Рипол классик; СПб. : Изд-во Валерии СПД, 2001. – 112 с.
  3. Заготова, С. Н. Валеология : учеб. пособие / С. Н. Заготова. – Ростов-на-Дону : Издательство Баро-пресс, 2002. – 448 с.
  4. Катханова, Ю. Ф. Дизайн : учебное пособие для учащихся младших классов / Ю. Ф. Катханова. – М. : Изд. центр Владос,совместно с изд-вом Аким, 1994. – 48 с.
  5. Кононова, Г. Кукольный дом [Текст] / Г. Кононова. – СПб. : Изд-во Кристалл, 1998. – 192 с.
  6. Литвинец, Э. Н. Низание бисером и ручное вышивание [Текст] / Э. Н. Литвинец. – Минск : Хэлтон, Харвест, ООО Изд-во АСТ, 2001. – 144 с.
  7. Максимова, М. Лоскутная мозаика [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина, Н. Кузьмина. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
  8. Марьина, Ю. Школа флористики. Коллажи и панно [Текст] / Ю. Марьина. – Изд. дом Ниола 21 век, 2006. – 96 с.
  9. Митителло, К. Чудо-аппликация [Текст] / К. Митителло. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
  10. Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками : популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль : Академия развития, 1998. 208 с.
  11. Пономарев, С. Я познаю мир. История ремесел  : энцикл. / Е. Пономарев, Т. Пономарева. – М. : ООО Изд-во АТС : ООО Изд-во Астрель, 2004. – 413 с.
  12. Сандерсон. Д. Вышивка крестом. Цветочные узоры. Большая коллекция для рукодельниц [Текст] / Д. Сандерсон. Пер. с англ. Н. В. Микелишвили. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2005. – 128 с.
  13. Смирнов, В. И. Общая педагогика  : учебное пособие. / В. И. Смирнов. – Изд. 2-е, перераб., испр. и доп. - М. : Изд-во Логос, 2002. – 304 с.
  14. Трибис, Е. Е. Школа вязания на спицах и крючком. Оригинальные вещи своими руками [Текст] / Е. Е. Трибис. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2006. – 384 с.
  15. Черныш, И. В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла [Текст] / И. В. Черныш. – М. : Изд-во АСТ-пресс, 2000. – 160 с.

Для обучающихся:

 

1. Митителло, К. Чудо-аппликация [Текст] / К. Митителло. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.

  1. Кононова, Г. Кукольный дом [Текст] / Г. Кононова. – СПб. : Изд-во Кристалл, 1998. – 192 с.
  2. Левина, М. 365 веселых уроков труда [Текст] / М. Левина. – М. : Изд-во Рольф, 1990. – 256 с.
  3. Леонова, О. В. Рисуем нитью. Ажурные картинки [Текст] / О. В. Леонова. – СПб. : Изд. дом Литера, 2005. – 128 с.
  4. Максимова, М. Лоскутная мозаика [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина, Н. Кузьмина. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
  5. Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками : популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль : Академия развития, 1998. 208 с.
  6. Сандерсон. Д. Вышивка крестом. Цветочные узоры. Большая коллекция для рукодельниц [Текст] / Д. Сандерсон. Пер. с англ. Н. В. Микелишвили. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2005. – 128 с.
  7. Черныш, И. В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла [Текст] / И. В. Черныш. – М. : Изд-во АСТ-пресс, 2000. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Лотос" (декоративно-прикладное искусство)

Образовательная программа "Лотос" разработана для работы в условиях Центра детского творчества. Содержание программы рассчитано в основном для девочек 10-16 лет. Программой предусмотрено освоение разл...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу по декоративно-прикладному искусству"

Знакомство с программой объединения "Сувенир". Занятие состоит из трех блоков: "соленое тесто", "Модульное оригами", "Квиллинг"....

Образовательная программа Кружка декоративно-прикладного творчества «Прекрасное своими руками »

В процессе реализации образовательной программы осуществляется учебно-воспитательный процесс через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитани...

СУВЕНИР-КОЛЛАЖ Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству

Пояснительная записка.             Всё профессиональное искусство вышло из народа, которое является началом всякого искусства. Народная эсте...

Рабочая программа внеурочной деятельности по декоративно - прикладному искусству "Волшебный лоскуток"

Программа кружковой деятельности школьников “Волшебный лоскуток” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ООО. Эта программа актуальна тем, что она...