Рабочая программа внеурочной деятельности по декоративно - прикладному искусству "Волшебный лоскуток"
рабочая программа по технологии (5, 6 класс) на тему
Программа кружковой деятельности школьников “Волшебный лоскуток” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ООО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно - творческой активности. Учебный план внеурочной деятельности с целью усоверщенствования творческих навыков учащихся во внеурочной проектной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 86»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по декоративно – прикладному искусству «Волшебный лоскуток»
Разработчик: Лазуткина
Елена Алексеевна,
учитель технологии.
Новосибирск 2017г.
Пояснительная записка.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа кружковой деятельности школьников “Волшебный лоскуток” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ООО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно - творческой активности.
Учебный план внеурочной деятельности построен с целью усовершенствования творческих навыков учащихся во внеурочной проектной деятельности. Опираясь на литературу, «Вышивка лентами»/Пер. с англ. – М.: Издательство «Никола – пресс», 2008г, «Моделирование и художественное оформление одежды»: Учебное пособие для учреждений среднего образования. Москва; Издательский центр «Академия»; Высшaя школа 2001 год.
Внеклассные занятия по данной программе тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые изделия, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Нормативно - правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности школьников “Волшебный лоскуток” являются:
- Закон РФ “Об образовании”;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего и общего образования;
- Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников;
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей;
- преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.
Цель программы:
Формирование навыков искусства вышивки и шитья.
Задачи:
- Познакомить с технологиями современной вышивки и швейных технологий.
- Развивать познавательно - трудовую активность.
- Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свою выполняемую работу.
- Формировать умения и навыки, позволяющие воспитанникам самостоятельно изготавливать швейные, вязанные, вышитые изделия.
- Формировать творческую личность, развивать эстетическое чувство и инициативу воспитанников.
- Формировать аккуратность и бережное отношение к вещам.
- Совершенствовать координацию движения, гибкость пальцев, развивать мелкую моторику рук.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- система учебно - творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственно, трудового и эстетического воспитания;
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений у учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Возраст детей, реализация программы.
Программа “Декоративно - прикладное искусство” рассчитана на детей среднего школьного возраста с 5 по 7 класс на 1 год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: вышивке, конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Для кружковой работы были выбраны учащиеся средних классов и это не случайно. Известно, что трудовое действие ребенок активно усваивает в возрасте с 10 до 13 лет, и от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь. До 30 лет в человеке подсознательно срабатывает механизм запечатленного в младенчестве и усвоенного в отрочестве. Задумывая реализацию данной программы, хотелось бы со школьного возраста заложить в детях предпринимательскую жилку, привить желание трудиться с удовольствием, принося доход себе и пользу обществу.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (освоение разных техник декоративно - прикладного искусства) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно - технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для средних школьников объектов труда.
Формы обучения
Программа реализуется в кабинете 2.6. МБОУ СОШ №86 г. Новосибирска.
Форма реализации - практические занятия.
Периодичность:
1 группа - 5 классы - 1 час 30 мин один раз в неделю;
2 группа - 6 - 7 классы - 1 час 30 мин один раз в неделю;
Учащиеся были разбиты на 2 группы не случайно.
1 группа - 5 классы только начинают работу в изучении и освоении данной программы и им необходимо уделять максимум внимания и помощи в реализации задуманного.
2 группа - 6 - 7 классы уже имеют опыт в изготовлении изделий и им необходимо усложнять задания. Но тема изучения остается та же, что и у более младших школьников.
Таким образом, программа для 2 групп остается практически не изменой, изменяется только степень сложности.
Для удобства воплощения данной программы были разработаны календарно -тематические планы для каждой группы.
Методы обучения
- Лекции
- Беседы
- Практические занятия
- Демонстрация образцов изделий.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность кружковцев на практических занятиях:
1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором два - три кружковца выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем кружковцам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы кружковцев принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.
Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У детей формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).
Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности “Мастерицы” будут трех уровней.
Первый уровень результатов:
- знания - название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
- умения - правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
- личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.
Второй уровень результатов:
- знания - приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
- умения - анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
- личностное развитие - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.
Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.
Третий уровень результатов:
- знания - самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
- умения - самостоятельное моделирование и изготовление изделий; составление алгоритма деятельности;
- личностное развитие - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.
Прогнозируемые результаты для всех групп учащихся:
По окончании курса обучения воспитанники должны знать:
- историю возникновения швейного дела и художественной вышивки;
- инструменты и материалы для ручных и машинных работ;
- технологию вышивки и ручных работ;
- охрану труда, санитарно-гигиенические требования.
Должны уметь:
- составлять план последовательности выполнения работы;
- выполнять и использовать в изготовлении швейных изделий и вышивке простейшие швы;
- оформлять образец и изделие.
Должны владеть:
- навыками работы с инструментами;
- навыками подбора ниток, игл и ткани;
- навыком выполнения ручных, машинных швов, вязание.
Формы и виды контроля.
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений. | Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся. | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся. | Индивидуальный контроль |
В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок успешного её освоения:
Почти каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.
При оценке готовых изделий необходимо обращать внимание на:
- оригинальность;
- степень проявления мастерства, технологически верное исполнение, аккуратность, чистота исполнения;
Содержание курса (1 группа).
1. Вводное занятие. (1 занятие)
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
2. Изготовление цветов в технике «канзаши». (7 занятий)
Знакомство с техникой, подбор материалов, виды работ, выполнение цветов разных видов. Оформление в композиции, панно.
3. Тестопластика. (5 занятий)
Знакомство с техникой тестопластика. Научиться делать тесто по рецепту, лепка по заданной теме. Художественное оформление работы (раскрашивание). Оформление панно.
4. Изготовление народной куклы. (8 занятий)
Знакомство с историей народной куклы, материалами и техникой исполнения. Изготовление кукол «Крупеничка», «Московка», «Ведучка».
5. Украшение пасхальных яиц. (2 занятия)
Подбор материалов для украшения яиц. Использование техники «декупаж», материал: салфетки, клей, раскрашивание. Украшение яиц лентами, шерстяными нитками, стразами, паетками.
6. Изготовление цветов из гофрированной бумаги. (3 занятия)
Изготовление цветов розы, пионы, крокусы из гофрированной бумаги, с использованием конфет. Составление букетов, оформление в карзину. Научиться делать композиции.
7. Изготовление деревьев в технике «топиарий». (3 занятия)
Познакомится с техникой «топиарий» (декоративные деревья). Осуществляют подбор и сочетание материалов между собой по фактуре, цвету. Научиться изготавливать деревья, оформлять готовую работу в горшок.
8. Вышивка лентами. (4 занятия)
Познакомить с техникой вышивка лентами. Научиться подбирать материал для работы по цвету и размеру. Научиться вышивать розы, ромашки, стебли и листья из лент.
9. Вязание крючком. (2 занятия)
Знакомство с техникой вязание крючком. Выполнение кольца «амигуруми». Вязание по кругу столбиков без накида.
10. Итоговое занятие. (1 занятие)
Подготовка изделий к выставке. Выставка изделий.
Содержание курса (2 группа).
1. Вводное занятие. (1 занятие)
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
2. Изготовление кухонного набора. (10 занятий)
Знакомство с техникой «пэчворк» (лоскутное шитье). Научиться подбирать материалы, сочетание цвета, формы. Изготовление лекал изделия. Научиться подкраивать детали изделия. Изготовление прихваток в технике лоскутного шитья. Изготовление грелки на чайник с использованием аппликации (фетр).
3. Вязание крючком. (14 занятий)
Знакомство с техникой «амигуруми» вязанные игрушки по кругу столбиком без накида. Изготовления чайного сервиза: заварник, чашки, блюдца (коллективная работа). Изучение техники вязания «бабушкин квадрат». Вязание салфеток. Изучение техники вязания по кругу в форме ромашек. Вязание подставок под горячее, пасхальные подставки под яйца.
4. Вышивка лентами. (5 занятий)
Выполнение вышивки цветов атласными лентами розы, нарциссы. Вышивка стеблей, листьев. Умение подобрать нужный материал по цвету. Ширине, размеру. Расчет нужного материала.
5. Изготовление цветов из атласных лент. (2 занятия)
Научится подбирать материал для выполнения цветов из лент. Изготовление роз, подсолнухов, листьев в технике «канзаши». Оформление работы в композицию, или в рамку в виде панно.
6. Тестопластика. (2 занятия)
Научиться замесить тесто по рецепту. Лепка на свободную тему: цветы, куклы. Художественное оформление готовой работы, раскрашивание, оформление в рамку, панно.
10. Итоговое занятие. (1 занятие)
Подготовка изделий к выставке. Выставка изделий.
Календарно - тематическое планирование.
1 группа.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий | Дата |
1. | Вводное занятие. Знакомство с техникой «канзаши». | 1 | |
2. | Виды цветов из атласных лент в технике «канзаши» | 1 | |
3. | Подбор материалов. | 1 | |
4. | Заготовка лекал, деталей для цветов. | 1 | |
5. | Изготовление ромашек в технике «канзаши». | 1 | |
6. | Изготовление хризантем в технике «канзаши». | 1 | |
7. | Изготовление листьев в технике «канзаши» | 1 | |
8. | Сборка панно, украшение цветами. | 1 | |
9. | Знакомство с «тестопластикой». | 1 | |
10. | Приготовление соленого теста, лепка. | 1 | |
11. | Изготовление самовара из соленого теста. | 1 | |
12. | Раскрашивание готовой работы. | 1 | |
13. | Оформление готовой работы в рамку (панно). | 1 | |
14. | Знакомство с изготовлением народной куклы. | 1 | |
15. | Подготовка ткани к раскрою, подбор материалов. | 1 | |
16. | Изготовление куклы «Крупеничка» | 2 | |
17. | Изготовление куклы «Московка» | 2 | |
18. | Изготовление куклы «Ведучка» | 2 | |
19. | Украшение пасхальных яиц (декупаж, ленты) | 2 | |
20. | Изготовление цветов из гофрированной бумаги, конфет. | 2 | |
21. | Составление композиций из цветов (корзинка, букет) | 1 | |
22. | Изготовление деревца в технике «топиарий». | 3 | |
23. | Вышивка лентами «розы» | 2 | |
24. | Вышивка лентами «ромашки». | 2 | |
25. | Знакомство с техникой вязание крючком. | 1 | |
26. | Кольцо «амигуруми», вязание столбика без накида. | 1 | |
27. | Выставка изделий. | 1 | |
28. | Итого: (54 час) | 36 |
Календарно-тематическое планирование.
2 группа.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий | Дата |
1. | Вводное занятие. Знакомство с техникой «пэчворк» | 1 | |
2. | Подбор материалов для пэчворк. | 1 | |
3. | Выбор изделия. Разработка последовательной обработки. | 1 | |
4. | Изготовление лекал, деталей с учетом нити основы. | 1 | |
5. | Раскрой деталей «чайного набора». | 1 | |
6. | Выполнение аппликации из фетра. | 1 | |
7. | Сборка изделия «чайного набора». | 1 | |
8. | Ознакомление с ТУ на изготовление прихваток. | 1 | |
9. | Изготовление лекал для прихваток. | 1 | |
10. | Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. | 1 | |
11. | Изготовление прихваток | 2 | |
12. | Знакомство с техникой вязание крючком. | 1 | |
13. | Кольцо «амигуруми», вязание столбика без накида. | 1 | |
14. | «Вязание заварочного чайника» | 2 | |
15. | Вязание чашек | 1 | |
16. | Вязание блюдца | 1 | |
17. | Вязание цветов | 1 | |
18. | Вязание «бабушкин квадрат» | 1 | |
19. | Вязание подставок под горячее «ромашка» | 2 | |
20. | Вязание «пасхальная подставка» | 4 | |
21. | Вышивка лентами «розы» | 2 | |
22. | Вышивка лентами «нарциссы» | 3 | |
23. | Изготовление цветов из атласных лент. | 2 | |
24. | «Тестопластика», изготовление панно. | 2 | |
25. | Выставка изделий. | 1 | |
Итого: (54 час) | 36 |
Литература
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
2. Хворостов А.С «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М: 1981г.
3. Геронимус Т. Я все умею делать сам. Москва «АСТ_Пресс», 1999.
4. Конышева Н.М. Секреты мастерства. Москва, АО «Московские учеб
5. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. М.,1997.
6. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.,1999.
7. Симоненко В.Д. Технология 5-11классы Вентана-Граф., 2000-2005.
8. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2003.
9. Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2000.
10. Миронова Т.В. , Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
11. Художественные промыслы. Справочник. М., 1973.
12. Труханова А.Т. «Справочник молодого швейника». Москва «Высшая Школа» 1985г.
13. Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани». Москва « Просвещение» 1998г.
14. Воробьева Л.И. «Обслуживающий труд». Минск «Народная» 1970г.
15. Рачинская Е.И, Сидоренко В.И. «Моделирование и художественное оформление одежды». Ростов – на – Дону «Феникс» 2002г.
16. http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.
17. http://tehnologiya.ucoz.ru/
18. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса
Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....
Программа внеурочной деятельности по декоративно – прикладному направлению «Бумажные фантазии»
Программа "Бумажные фантазии", вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лоскуток к лоскутку» для 5-7 классов
Истоки способностей и дарования детей – ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности Кружок «Декоративно-прикладное творчество»
Цель: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через изучение традиций декоративно-прикладного творчества народов России Задачи:-выработать у воспит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство» (художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство»(художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно - прикладное искусство»
Данная программа реализуется в общеобразовательной школе. Занятия ведутся у девочек 4 классов в творческой мастерской с необходимыми условиями для безопасной работы и достаточным освещением....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...