Рабочая программа внеурочной деятельности «Лоскуток к лоскутку» для 5-7 классов
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Истоки способностей и  дарования детей –

                                                                           на кончиках их пальцев…

                                                                           В. А. Сухомлинский.

   Программа  адресована  на учащихся 5-7 класса  средней общеобразовательной школы.

   Концепция программы: обоснованность по отношению к ФГОС НОО: программа составлена с учётом «фундаментального ядра» содержащее общее образование с требованиями по предмету «Технология» в рамках ФГОС и УУД.

    Концепция программы ─ линейная.

    Исходя из требований Стандарта   внеурочная деятельность   должна:

•     во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;

•     во-вторых, способствовать их  воспитанию;

•     в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;

•     в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_fgos.docx53.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Лоскуток к лоскутку»

для 5-7 классов

Составитель программы

учитель технологии

Юрина Александра Юрьевна

        

Новокузнецк 2015

  1. Пояснительная записка

Истоки способностей и  дарования детей –

                                                                           на кончиках их пальцев…

                                                                           В. А. Сухомлинский.

   Программа  адресована  на учащихся 5-7 класса  средней общеобразовательной школы.

   Концепция программы: обоснованность по отношению к ФГОС НОО: программа составлена с учётом «фундаментального ядра» содержащее общее образование с требованиями по предмету «Технология» в рамках ФГОС и УУД.

    Концепция программы ─ линейная.

    Исходя из требований Стандарта   внеурочная деятельность   должна:

  • во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
  • во-вторых, способствовать их  воспитанию;
  • в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;
  • в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.

     Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе,   используем  имеющиеся  в школе условия и  опыт  проведения внеурочных  занятий, а  также  сложившуюся  систему воспитательной   работы.

     Приняты во внимание следующие требования стандарта  к организации  внеурочной деятельности (особенности):

1) часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;

      2) все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы  на воспитательные результаты.

 Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС ООО наполнили ее новым содержанием.

  Воспитательный результат внеурочной деятельности -  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию  в том или ином  виде внеурочной деятельности.

  Воспитательный эффект  внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного  приобретения  на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).

 Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

      1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

 Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

  Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  •  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

        Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

       Одним из видов конструирования является лоскутная техника.

       Программа кружка лоскутного шитья  «Мастерица» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа кружка лоскутного шитья «Мастерица»  является программой внеурочной деятельности по обслуживающему труду. Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно, внеурочная деятельность по обслуживающему труду, призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка  в творческом самовыражении.  Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея программы кружка лоскутного шитья  «Мастерица»

       Программа кружка рассчитана на учащихся среднего возраста с 11 до 14 лет. Этап занятия рассчитан на одно занятие по одному часу в неделю с общим объёмом  35 часов в год.

                                     

                                         Цели и задачи программы

      Цель: развивать творческие способности обучающегося посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.

       Задачи:

  • осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у обучающихся, развивать эмоциональный отклик на красоту;
  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью;
  • закреплять навыки работы на швейной машине и с наиболее распространёнными инструментами;
  • развивать творческое воображение, художественный вкус;
  • помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила, формировать готовность работать на общую пользу. 

                                Направления программы                                                                                                                                                                            

          1 направление «Лоскуток за лоскутком»

      На первом этапе обучающиеся узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Учащиеся под руководством педагога осваивают  виды орнаментов, такие как шахматная доска, мозаика из полос, звезда, спираль, изучают  цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.

          2 направление «Фантазии из лоскутков»

      По мере усвоения обучающимися приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у обучающихся развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа учащиеся должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с  цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы обучающиеся освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.

          3 направление «Дизайн интерьера»

       На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной:  обучающиеся осваивают составление эскизов,  находят дизайнерские решения. Деятельность учащихся приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить обучающимся себя мастерами и творцами.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса  «Лоскуток к лоскутку»

Обучение  внеурочной деятельности строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей обучающихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием рабочей программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;
  • распространенные технологии современного производства;
  • культура, эргономика и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • методы технической, творческой, проектной деятельности;
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения технологии обучающиеся:

познакомятся:

  • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

овладеют:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продуктов труда, выбора, моделирования, конструирования;
  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
  • навыками организации рабочего места;

Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.

В программе предусмотрено выполнение школьниками проектных работ. Соответствующее направление по учебному плану дается в конце учебного года. При организации проектной деятельности акцентирую их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

При изучении программы «Лоскуток к лоскутку» используются такие организационные формы как лабораторно-практические, практические работы. Все виды практических работ направлены на освоение технологий: обработки ткани, черчения, проектной деятельности и т.д.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

  1. Место учебного предмета, курса в учебном плане

Внеурочная деятельность «Лоскуток к лоскутку» является компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир техносферы которая является главной составляющей окружающей человека действительности. Учебный план образовательного учреждения на ступени основного общего образования включает 105 учебных часа для изучения курса «Лоскуток к лосутку».

В соответствии с Учебным планом школы на изучение курса «Лоскуток к лоскутку» в каждом классе( с 5 по 7) отводится 1 час в неделю (35 часов в год).

  1. Ценностные ориентиры содержания курса «Лоскуток к лоскутку»

 В результате обучения учащиеся овладеют:

 -трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

- навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения курса ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

познакомиться:

-с основными технологическими понятиями и характеристиками;

-с назначением и технологическими свойствами материалов;

-с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

-с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

- рационально организовывать рабочее место;

- находить необходимую информацию в различных источниках;

- применять конструкторскую и технологическую документацию;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

- выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

- соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

- находить и устранять допущенные дефекты;

- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

- выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

- оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса технологии

При изучении курса обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

В личностных результатах сформированность:

  • ответственного отношения к учению, проявление познавательной деятельности в приобретении и расширении технологических знаний и способов действий;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
  • самооценки умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах;
  • трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • эстетической культуры и творческой деятельности через освоение художественного наследия народов России и своего края.

   В метапредметных результатах сформированность:

  •  самостоятельно ставить  цели учебной деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
  • поиск новых решений и выбирать наиболее эффективные способы решения технической или организационной проблемы;
  • выявлять потребности, проектировать и создавать объекты, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
  • умения находить необходимую информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме;
  • умения организовывать учебное сотрудничество и совместной деятельности с учителем и сверстниками, взаимодействовать в группе, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учёта интересов, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • соблюдать нормы и правила безопасности при приготовлении различных блюд и при создании изделий из текстильных материалов;
  • оценивать свою познавательно-трудовую деятельность;
  • умения использовать приобретённые знания и действия в практической деятельности и повседневной жизни.

В предметных результатах сформированность:

в познавательной сфере:

  • знаний технологической культуры и культуры труда;
  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
  • распознавание видов, назначение материалов, инструментов и оборудования, применяемых при кулинарных и швейных работах;
  • умений применять технологии преобразования и использования информации в области ИКТ;
  • овладение средствами и формами графического отображения объектов, правилами выполнения чертежей и овладение методами чтения  технологической информации;
  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и   технологических задач.

  в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса, подбор материалов, инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии;
  • овладение методами конструирования и проектирования при создании изделий из текстильных материалов и составление операционной карты работ;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своих способностей, осознание ответственности за качество результатов труда;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.

в эстетической сфере:

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места;
  • изготовление изделий декоративно-прикладного творчества;
  • участие в оформлении домашнего быта.

в коммуникативной сфере:

  • устанавливать и поддерживать необходимые контакты со своими сверстниками;
  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы;
  • овладение устной и письменной речью;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью швейной машины;
  • достижение точности при выполнении технологических операций;

сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

  1. Содержание курса «Лоскуток к лоскутку»

         1 раздел «Лоскуток за лоскутком»

      На первом этапе обучающиеся узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Учащиеся под руководством педагога осваивают  виды орнаментов, такие как шахматная доска, мозаика из полос, звезда, спираль, изучают  цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.

          2 раздел «Фантазии из лоскутков»

      По мере усвоения обучающимися приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у обучающихся развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа учащиеся должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с  цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы обучающиеся освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.

          3 раздел «Дизайн интерьера»

       На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной:  обучающиеся осваивают составление эскизов,  находят дизайнерские решения. Деятельность учащихся приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить обучающимся себя мастерами и творцами.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

                                                                      (105 ч)                                       

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

I

 «Лоскуток за лоскутком»

1

Введение. Инструменты, материалы, приспособления

1,5

2

Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ

1,5

3

Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье.

1,5

3

4

Шитье из полос

1,5

6

5

Шитье из квадратов

1,5

6

6

Шитье из прямоугольных треугольников

1,5

6

7

Окантовка изделия.

1,5

3

II

«Фантазии из лоскутков»

8

Грелка на чайник

1.5

6

9

Летняя сумка

3

9

III

«Дизайн интерьера»

10

Диванная подушка

3

9

11

Чехол для швейной машины

3

9

12

Одеяло из квадратиков

3

24

итого

24

81

  1. Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса.

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Т.А.Мазурик Лоскутное шитьё Из-во Санкт-Петербург «Паритет» 2006 – 224с.цв.ил.

  1. Журнал «Чудесные мгновения  Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г.
  2. Журнал «Чудесные мгновения  Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г.
  3. Журнал «Чудесные мгновения  Лоскутное шитьё» № 9-10, 2008 г.
  4. http://www.dublirin.com.ua/  дублиран
  5. http://quiltstudio.ru/ лоскутное шитьё
  1. Печатные пособия.

2.1. Раздаточные контрольные задания.

2.2. Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки:

2.2.1. Правила безопасности при работе ручными инструментами;

2.2.2. Правила безопасной работы с электробытовыми приборами.

3.    Учебно-практическое оборудование.

       3.1. Аптечка.

       3.2. Утюг.

       3.3. Швейные машины

       3.4. Устройство защитного отключения электрооборудования.

4.Специализированная учебная мебель.

       4.1. Секционные шкафы для хранения инструментов, приборов, деталей.

       4.2. Специализированное место учителя.

Планируемые результаты изучения курса

После изучения программы школьники должны уметь:

  • выполнять различные виды лоскутных сборок вручную и при помощи швейной машины;
  • выполнять различные виды стежек вручную и на швейной машине;
  • проводить сборку и окончательную обработку лоскутного изделия.

       Учащиеся должны знать:

  • основные этапы становления рукоделия;
  • типы лоскутной вышивки, особенности их сборки;
  • способы построения композиции лоскутного изделия;
  • различные виды стежек и особенности их исполнения вручную и при помощи швейной машины.

                 Оценка  результатов  образовательной деятельности

Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов обучения

являются выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, изделия, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно

требует  поощрения  в  стремлениях.

   Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  проведение  соревнований, в  процессе  которых  набираются  баллы  по  различным  характеристикам: качество  исполнения, дизайн и т.д. Ребенок, сравнивая  своё  изделие  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

 Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  Результативность  развития  художественного  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  материале. В  процессе  таких  занятий  более  интенсивно  развиваются  творческие  способности  детей (воображение, образное  и  техническое  мышление, художественный  вкус).

                               Работа  с  одаренными  детьми

  1.  Участие  в  предметной  олимпиаде:

     школьный  тур    (сентябрь-октябрь).        

  2.  Участие  в  интеллектуальных  конкурсах  и  викторинах  (в  течение  года).

  3.  Выполнение  творческих  проектов  (в  течение  года).  

  4.  Участие  в  выставках  (март).                                      

  5.  Работа  по  профессиональной  ориентации (в  течение  года).

  6.  Направленность  на  самообразование (в  течение  года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов

Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАНДБОЛ» по ФГОС для 5-9 классов

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ГАНДБОЛ»  по ФГОС для 5-9 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...