Опыт работы "Использование пальчиковых игр и игровых упражнений как средство повышения уровня речевого развития на этапе автоматизации поставленных звуков"
рабочая программа по теме

Галина Ивановна Гончарова

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы67.71 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт  работы учителя- логопеда МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления № 7 Гончаровой Галины Ивановны .                                      
Тема: «Использование  пальчиковых игр и  игровых      упражнений как средство повышения уровня речевого развития на этапе автоматизации поставленных звуков».

1.Изучение истории темы педагогического опыта в педагогике .

       Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр.

       Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким  специалистам. Еще в 1873году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное  значение  пальчиковых игр.                                                                                                     Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах России. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Такие игры - потешки  дают ребенку ощущение радости телесного контакта, возможность прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.

 Фольклорные игры имеют множество версий. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом, обычно диалогом участников или командами водящего. Игр без слов мало, чаще всего это забавы для подростков – тайные языки жестов или кольцевые головоломки, требующие большого сосредоточения.

Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического и речевого развития ребенка.

  Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

 Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских  дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Выдающийся русский просветитель XVIII  века Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что натуральное побуждение к действованию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение созидательной  работе рук для развития мышления и речи детей. Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом  исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические  движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.   

На современном этапе происходит возрождение национальной культуры, все больше исследуется вопрос применения  народного опыта в воспитании молодого поколения. У разных народов мира в практике воспитания детей встречаются национальные игры с пальчиками, сопровождающиеся забавными стихотворными формами. В дошкольных и средних общеобразовательных  учреждениях на занятиях и уроках педагоги внедряют в свою работу пальчиковые упражнения разных народов мира, которые имеют огромную ценность в развитии детей.

Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев» Еще в античные времена считали, что «рука – это инструмент всех инструментов», писал в частности Аристотель. Позднее в трудах И. Канта указывалось, что «рука – это своего рода внешний мозг, это вышедший наружу мозг человека», а Ж-Ж. Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так писал о потребностях маленького ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук»

Современные исследователи также высказываются в пользу данных игр, в частности Е. Ф. Черенкова отмечает, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Изучая историографию данного вопроса Е. Ф. Черенкова обнаружила, что у самых разных народов мира пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. У нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку».

Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. Издатели публикуют множество пособий, содержащих игры с пальчиками, для игры в которые не требуется ничего, кроме как желания. В популярных, специализированных, научных журналах все чаще появляются статьи говорящие об их пользе, печатаются сами игры такие простые и незатейливые, но, как известно все гениальное – просто.

В литературе можно найти множество подходов к классификации данных игр. Например, Е. Леонова и Е. Тетенькина пальчиковую гимнастику делят на:

  1. самомассаж кистей и пальцев рук;
  2. упражнения за столом;
  3. пальчиковые игры;
  4. упражнения для активации работы мышц глаза.

Л. Гринева предлагает использовать следующие игры, сопровождающиеся стихами:

  1. игры со счетными палочками, развивающие внимание, воображение, знакомящие с геометрическими фигурами и понятием симметрии;
  2. выкладывание букв из различных материалов (мозаика, семена, орехи, пуговицы, веточки и др.);
  3. игры с пластилином;
  4. игры с бумагой,
  5. игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами.

С. Прищепа, В. Попкова, Т. Коняхина используют в работе с детьми следующие виды игр:

  1. игры-манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока»);
  2. сюжетные пальчиковые упражнения («Распускается цветок»);
  3. пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой (с произношением звуков);
  4. пальчиковые кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга», разработанные Г.и И.Деннисонами. С помощью них компенсируется работа левого полушария, их выполнение требует от ребенка внимательности, сосредоточенности («Ухо-нос», «Колечко»);
  5. пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Моем руки под струей горячей воды»);
  6. театр в руке («Сказка»- дети обыгрывают персонаж сказки).

       Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.  Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании . В МБДОУ №7 провела ряд открытых занятий для воспитателей и родителей с использованием разработанных мной карточек схем по развитию речевой и пальчиковой ручной моторики . Выступила с презентацией и обобщила опыт работы на педагогическом совете №3 2012 год . Провела родительское собрание не в традиционной форме «Играем дома» , спортивный праздник , речевое развлечение . Подготовила выступление по обобщению педагогического опыта на МО – семинаре района с использованием ИКТ .18.04.12 год .

  1. «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что  одни мы владеем руками – этим органом всех органов».              
  2. Джордано Бруно                                                          
  3.  « Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»

  1. «Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».                  

    В.А.Сухомлинский                                                          

  1. Пальчиковая гимнастика- позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой.
  2. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику пальцев мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
  3. Пальчиковые игры и упражнения уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты  его речь делается более выразительной.

3. Цель , задачи , направления , модель работы с детьми .

Пальчиковые игры и игровые упражнения развивающие моторные и речевую сферы дошкольников  в   логопункте.

            Цель:

Развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно- пространственной- координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

          Задачи:

1. Познакомить детей с названием пальцев рук.

2. Провести диагностику и исследования кинестетической основы движений и рук,  оптико - кинестетической организации движений на начало и конец учебного года.

3 .Разработать карточки – схемы по развитию пальчиковой моторики и включить их на этапе автоматизации звуков как средство повышения речевой активности дошкольников.

4. Вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью, воспитывать чувство темпа и ритма, активизировать все виды памяти(слуховую, двигательную и зрительную).

5. Определить эффективность проведённых занятий, направленных на повышение уровня развития речевой и моторной сферы дошкольников посредством карточек- схем и игровых упражнений.

6. Формировать и развивать основные психомоторные качества ( статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы( общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

7. Пропагандировать использование пальчиковых игр дома.

8. Использовать взаимосвязь педагога в МБДОУ №7 в развитии мелкой моторики рук.

Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и д.р.) данная система работы требует соблюдения следующих принципов:                                                                                                                  - принцип индивидуального подхода, учет личностных и возрастных особенностей;            - уровень физического и психического развития детей;                                                             - принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях МБДОУ №7 и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса).

    Таким образом, кроме детей, участниками коррекционного воздействия являются и родители и педагоги  МБДОУ №7.

     Комплексное воздействие на развитие мелкой моторики осуществляется в двух аспектах:

- участие в процессе коррекции разных специалистов  (логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);                                      - использование пальчиковых игр и упражнений в течение дня в разных режимных моментах (занятия, прогулки, самостоятельная деятельность).

                  Направления:

1. Осознание детьми факта  возникновения педагогической  технологии пальчиковых игр.

2. Построение коррекционно- развивающей работы по спирали: на каждом следующем этапе усложнять задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закреплять , но и усложнять.

3. Развитие правильного звукопроизношения с использованием пальчиковых игр и игровых упражнений  с использованием разработанных карточек-схем, которые включают стихотворные тексты, скороговорки, чистоговорки, изображение пальцев рук, предметные и сюжетные картинки.

4. Значение  пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребёнка.

   Модель работы с детьми:

  1. Создание положительного фона, эмоционального комфорта, с использованием схем с изображением пальчиковых упражнений.
  2. Повышение осознания  ребёнком  автоматизированных и поставленных звуков с использованием лабиринтов, карточек- картинок.
  3. Формирование способности к самостоятельному выполнению данных  игровых  упражнений.
  4. Повышение моторной речевой активности посредством пальчиковых игр.
  5. Формирование положительного и активного участия в коррекционном процессе.

 Овладение ребёнком пальчиковыми играми, как средством повышения  речевого развития на этапе автоматизации поставленных звуков.

  1. Определение исходного уровня моторной сферы детей в логопункте .

Диагностика состояния двигательной сферы и мелкой моторики рук. 

      Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют о том, что дети со стёртой дизартрией не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи и моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, так как их развитие протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Однако опыт обучения и воспитания детей с данной речевой патологией показывает, что они обладают довольно большим потенциалом и в результате правильно организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов. Для организации коррекционного воздействия необходимо исследовать двигательные функции детей, чтобы определить структуру их дефекта.

Для проведения исследования двигательной сферы и состояния мелкой ручной моторики у детей предлагаются следующие тесты:
1. Обследование общей произвольной моторики.
2. Исследование ориентации в сторонах собственного тела.
3. Исследование дифференциации пространственных понятий.
4. Исследование развития кинестетической основы движений руки.
5. Исследование оптико-кинестетической организации движений.
6. Определение конструктивного праксиса.
7. Выявление синкинезий.
8. Исследование кинетической основы движений руки.
9. Исследование пространственного восприятия.

   В целях комплексного обследования двигательной сферы детей используется взаимосвязь с другими специалистами МБДОУ №7. Обследование общей произвольной моторики осуществляется инструктором по  физической культуре. Исследование ориентации в сторонах собственного тела, исследование пространственных понятий, определение конструктивной деятельности осуществляется воспитателями группы. Тестовые задание и критерии оценки исследования развития кинестетической, оптико-кинестетической, кинетической основы движения руки даны в приложении.

     В ходе наблюдения за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, работоспособность. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к заданиям, особенности поведения). По данным исследованиям для детей с ОНР характерны неустойчивость внимания, нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), снижение речевой активности и др. Результаты психолого-педагогического исследования используются и для индивидуального подхода к       детям в процессе обучения .

В МБДОУ №7 на начало учебного года провела исследования , в котором приняли участие 20 человек посещающие логопункт (ОНР 3ур , ФФНР дизартрия , ФФНР дислалия ).Получила следующие результаты : из 20 человек участвующих в исследовании кинестетической основы движения рук и других заданий 2 ребёнка имели низкий уровень , 4 ниже среднего , 14 средний уровень . Смотреть диаграмму №1 .

Диаграмма №1. Уровни развития ручного праксиса.

Тестовые задания для исследования ручного праксиса.

  1. Исследования развития кинестетической основы движений руки

Инструкция:
1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».
2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».
3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».
4. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Критерии оценки:
5 балла - все задания выполняются правильно;
4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
2балл - задания выполняются с помощью взрослого;
1 баллов - задания не выполняются.

   2.  Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис      позы»)


1) Праксис по словесной инструкции.
Инструкция: «Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).

Критерии оценки:
5 балла - все задания выполняются правильно;
4балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 балла - задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
2 балл - выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии);
1 баллов - задания не выполняются.


2) Инструкция: «Делай, как я» («Кулак - ребро - ладонь»).
Далее выполняется последовательный ряд движений  ; меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей - наоборот.


Критерии оценки:
5 балла - задание выполняется правильно без помощи взрослого;
4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе

3балла - выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;
2 балл - выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами);
1 баллов - невозможность поочередного выполнения движений.

3) Инструкция: «Положи руки перед собой на стол. Делай, как я» (проба Озерецкого).

Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую .


Критерии оценки:

5балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого

4балла – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе.                                    3балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;                      2балл – выполнение заданий в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами);                   1 баллов – невозможность поочередного выполнения движений.

Центр речевого и креативного развития.

  1. Дыхательные тренажёры , игрушки , пособия для развития дыхания (свистульки ,воздушные шары , пёрышки и т.д .
  2. Картотека материалов для автоматизации звуков (слоги , слова чистоговорки , скороговорки , тексты )
  3. Логопедические альбомы и другие методические пособия для обследования речи детей .
  4. Предметные , сюжетные картинки С , СЬ , З , ЗЬ , Ц , Ш , Ж , Щ , Ч , Р , РЬ , Л , ЛЬ , К , Г , Х и д.р .
  5. Алгоритмы , схемы , лото , домино , серия демонстрационных картин .
  6. Семафоры , светофорчики для определения место звука в слове , пластиковые круги и квадраты разных цветов , пеналы и другой материал .

Центр моторного и   конструктивного развития  .

  1. Карточки – схемы с изображение пальчиковых упражнений .
  2. Карточки – схемы с изображением пальчиковых изображений , предметные картинки и чистоговороки на автоматизацию поставленных звуков .
  3. Пальчиковые бассейны с различными наполнителями .
  4. Бусы разной величины , разного цвета для работы с опорой на схемы .
  5. Игрушки – шнуровки , игрушки – застёжки , мелкая мозаика и схемы выкладывания из неё. Счётные палочки разного цвета , песочный бассейн .
  6. Разрезные картинки разной конфигурации и д.р .

Методика использования пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с нарушением речи на этапе автоматизации поставленных звуков .Игры  и игровые упражнения «Лабиринты»

Игры и игровые упражнения на панно, магнитной доске.

Игра  «Виноград» . Пособие (практический материал по развитию фонетико - фонематической стороны речи . Автор Кантур Т.Г учитель логопед МБДОУ ЦРР №2  , Станицы Каневской .

Цель игры: 1. Закрепить правильное произношение звуков А, У, И, О в начале слова.

2. Развивать фонематическое восприятие, мышление.

3. Закрепит сенсорные эталоны (голубой, салатовый, желтый, розовый).

Материал: нарисованные виноградинки (кружочки) разного диаметра 2-5 см – 9 штук, в которые вставлены предметные картинки, где слышится гласный звук в начале слова, а в 3-х виноградинках – другие картинки, где нет этого звука, картон 20х30 см, на котором по контуру нарисована гроздь винограда.

Ход игры.

 Логопед: К нам в гости пришла Красная королева, давайте ей покажем спелый виноград. Но виноград не простой, а в нем спрятаны картинки. Надо правильно подобрать и сложить из виноградинок (кружков) гроздь винограда:

  1. ананас
  2. аист
  3. автобус
  4. апельсин                  
  1. утки
  2. улитка
  3. ухо
  4. удочка
  1. иголка
  2. изба
  3. игрушки
  4. ива

Вариант 2.

Цель игры: 1. Закрепить умение дифференцировать звуки [л] - [р] и другие.

2. Развитие фонематического восприятия, мышления и зрительного внимания.

3. Упражнять в выборе кружочков (виноградинок) по цвету.

Материал: нарисованные виноградинки (кружочки) диаметр разный от 2 до 5 см – 9 штук, в которые вставлены картинки, где слышится звук [р] и 9 штук, где слышится звук [л] в начале слова. А в 6-ти виноградинках вставлены те картинки, где нет заданных звуков [л] и [р].

Ход игры.

Логопед: К нам в гости пришли сказочные герои – Рыжик и Лопух. Давайте проверим у кого первого появится спелая разноцветная гроздь винограда. Ребята, а мы им поможем.

Слова                        [р]                                                                                           [л]

                                                                                                                                                                                     

  1. самовар
  2. сахар
  3. боксер
  4. ковер
  5. топор
  1. арбуз
  2. барсук
  3. март
  4. топор
  5. орден
  1. ракета
  2. роза
  3. ружье
  4. радуга
  5. рука
  1.  лапти
  2.  ландыш
  3.  ласточка
  4.  лодка
  5. ложка
  1. чулок
  2. голубь
  3. желудь
  4. пила
  5. юла
  1. пенал
  2. бокал
  3. вол
  4. мел
  5. стул

Игра  «Построй домик»

Цель игры:

Вариант 1. 1 Закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

                   2. Развивать фонематическое восприятие.

Вариант 2. 1. Закрепить умение дифференцировать в звуках С-Ш.

                   2. Развивать фонематическое восприятие, мелкой моторики.

Материал: предметные картинки на звук Ш на прямоугольных кирпичиках (14 штук) и на больших треугольниках (крыши).

Вариант 1.

  1. шапка
  2. шуба
  3. шило
  4. шина
  1. катушка
  2. кукушка
  3. пушка
  4. подушка
  1. мышь
  2. душ
  3. ландыш
  4. камыш
  1. щетка
  2. часы
  3. сети

(слова, где нет звука Ш)

Вариант 2. (все картинки 1 вариант со звуком Ш) и предметные картинки, которые вставляются на прямоугольных кирпичиках.

  1. сумка
  2. сук
  3. сани
  4. самолет
  1. весы
  2. усы
  3. косы
  4. песок
  1. поднос
  2. кокос
  3. глобус
  4. компас
  1. фикус
  2. нос

Ход игры

Вариант 1. Построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который закрепляется).

Например: построит домик из 14 кирпичиков для собачки Шарика, выбирая только кирпичики, в названии которых слышится звук Ш, в трех кирпичиках нет этого звука. Может быть использован образец строительства дома. Так же правильно надо выбрать крышу дома по размеру  кирпичей (1 кирпич, 1 кирпича).

Вариант 2. Построй 2 домика из 28 кирпичиков для двух героев в имени, которого есть звук Ш, в имени звук С. Эта игра может, выполнена как на индивидуальном, так и на фронтальном занятии, в свободной деятельности детей.

Образец:

Игры на автоматизацию звуков и развития конструктивной деятельности на  коврографе

Игра «Солнышко»

Цель игры:

Вариант 1. 1. Закрепить правильное произношение звука Рь в словах.

                   2. Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Вариант 2. 1. Закрепить правильное произношение звука в словах в начале, середине, конце.

                     2. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

Вариант 3. 1. Дифференциация звука Рь-Р.

                   2. Развивать фонематическое восприятие.

                   3. Закреплять сенсорные эталоны (цвет желтый, оранжевый).

                   4. Развивать мелкую моторику.

Материал:

Вариант 1 – предметные картинки на прямоугольниках желтого (лучи) и на круге (солнце), слова со звуком Рь.

  1. репа
  2. рябина
  3. ремень
  1. орех
  2. пряник
  1. якорь
  2. фонарь

Вариант 2.

 На круге обозначение звука, где звук Рь в начале слов.

На круге, где звук Рь в середине слова.

На круге, где звук Рь в конце слова.

И дети должны выбирать, только те картинки, схема которых стоит на круге (солнце).

Слова:

  1. репа
  2. ремень
  3. редис
  4. рисунок
  5. решетка
  6. река
  1. брюки
  2. гриб
  3. крючок
  4. стрекоза
  5. погремушка
  6. мандарин
  1. фонарь
  2. якорь
  3. сухарь
  4. календарь
  5. дверь
  6. букварь

Вариант 3. Лучи солнца 15 штук разного цвета (оранжевого, желтого), схемы, где расположены звуки в начале, середине, конце слова, предметные картинки, вставленные в лучи солнца.

Ход игры

К нам  в гости пришли два героя.

  1. рак
  2. радуга
  3. ранец
  4. роза
  5. ракета
  1. фартук
  2. фара
  3. пирамида
  4. гитара
  5. кенгуру
  1. самовар
  2. кефир
  3. катер
  4. костер
  5. сахар

Игра «Высокие и низкие березки».

Цель игры:

Вариант 1:  1. Автоматизация поставленного звука [С].

   2. Развитие фонематического восприятия.

   3. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Вариант 2:  1. Закрепить правильное произношение звука с, сь в словах в начале, середине, конце.

   2. Развитие фонематического восприятия.

Вариант 3:  1. Учить дифференцировать звуки С – Ш и др.

   2. Развивать зрительное внимание.

Материал: предметные картинки с заданным звуком вставлены на 10 березках разной величины, 3 березы с другими звуками.

Ход игры.

Вариант 1.

Логопед предлагает помочь герою построить березы в порядке возрастания, от самой маленькой к самой большой.

           

  1. сапоги
  2. самокат
  1. совок
  2. сом
  1. сани
  2. самолет
  1. сыр
  2. сумка
  1. мак
  2. рак и др.

Вариант 2.

Логопед предлагает выбрать только те березки, где звук в середине слова.

С              

  1. бусы
  2. усы
  3. каска
  4. фасоль
  1. весы
  2. касса
  3. осы
  4. доска

Вариант 3.

Выставляются березки, где вставлены предметные картинки, где звук [с] и [ш] в начале слова.

       Ш                                  С

  1. шапка
  2. шуба
  3. шина
  4. шарик
  5. шарф
  6. шило
  1. сапоги
  2. сумка
  3. совок
  4. салют
  5. сапоги

Игры и игровые упражнения для активизации работы мышц глаза и моторной сферы. Пазлы, разрезные картинки.

Игры со счётными палочками, крупами ,песком развивающие тактильную чувствительность и сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук  моторную сферу, внимание, воображение, знакомящие с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Игры с палочками и спичками.
Строители
Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо строить (по 15 спичек или счетных палочек). Надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле.
Выполняя условия этой игры нужно переносить: -
а) пользуясь любыми пальцами обеих рук;
б) пользуясь большими пальцами левой руки;
в) только двумя пальцами – большим и мизинцем;
г) только указательным и средним пальцами;
д) только средним и безымянным пальцами;
е) только безымянным и мизинцем;
ж) двумя мизинцами обеих рук выложить две прямые из 4-ех палочек (спичек) – забор;
з) безымянным и мизинцем построить треугольник (крыши домов);
и) средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);
к) указательным и безымянным построить колодец.
Это упражнение можно давать на дом. Пусть вся семья играет.
Второй вариант игры со спичками.
Перед каждым участником игры на стол положены одна за другой 5 спичек. Играющий должен поднять пальцами двух рук: одну спичку двумя большими пальцами, другую – указательными, 3-ю, 4-ю, 5-ю – средними, безымянными и мизинцами, ни одной спички не выпуская из рук. Поднимать последовательно.
Игра Строим дом, Заколачиваем гвозди.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх – это молоток. В течении всего стиха (или песенки) молоток заколачивает гвозди – строим дом (движение сверху большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым. Согнутым труднее.)

Игры на развитие моторной сферы, ориентировки в пространстве, зрительного внимания

Использую различные виды шнуровки (буквы , предметы по лексическим темам , предметы на изучаемый звук) .

Пальчиковая гимнастика в изучении детьми азбуки способствующая закреплению зрительно- пространственных образов, развитию психических функций необходимых для изучения школьной программы. Пальчиковая азбука одно из средств профилактики дислексии ,дисграфии.

Пальчиковые игры: « Театр в руке » Развивает речевую и моторную активность.

Так как развитие моторики рук не стоит отдельно взятой задачей, а является частью всего коррекционного процесса, основная задача которого – коррекция и развитие речи, то  целесообразно использовать в работе пальчиковый театр. Сказка имеет огромное воспитательное значение и вместе с тем является одним из средств развития речи. Сказка дает образцы русского языка, обогащает словарный запас новыми словами, эмоциональной лексикой, образными выражениями, легко воспринимается детьми. Дети быстро запоминают содержание сказки,  проговаривают слова текста. Вместе с тем предлагаемые упражнения для развития мелкой моторики объединены интересным сюжетом и вызывают неподдельный интерес детей. Игры, с одновременным использованием разнотипных движений рук расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. В инсценировку следует включать упражнения с использованием безымянного пальца и мизинца, так как эти пальцы находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетания сжатия, растяжения и расслабления. Вся работа, построенная по одной сказке, выполняется в течение недели на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При необходимости отрабатывается воспитателями по заданию логопеда. Для родителей иллюстрированный материал представлен на логопедической ширме. В  индивидуальных тетрадях фиксируется только название сказки.                                                                                                                               В первом полугодии в старшей группе  проводятся пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок: «Колобок», «Курочка ряба»,  «Лиса и волк», «Теремок», «Лиса и журавль», «Лиса, кот, дрозд и петух», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурочка». Во втором полугодии дети сами активно участвуют в подборе упражнений, предлагают заменить одно упражнение другим, у некоторых детей заметно возрастают речевые возможности. Можно предложить поменяться ролями – дети обучают взрослых (логопеда, воспитателя, а затем и родителей) новым пальчиковым играм. Такая форма работы необходима и для детей, имеющих психологические особенности (стеснительные, замкнутые дети). В процессе данной деятельности у детей появляется уверенность в себе, заметно повышается самооценка, развивается связная речь.

         В подготовительной к школе группе продолжается работа со сказками, параллельно строится работа со счетными палочками, спичками. Дети учатся на основе геометрических фигур выкладывать различные фигурки. Задания представлены в стихотворной форме, что способствует развитию не только зрительного, но и слухового внимания. При составлении фигурок из палочек закрепляются лексико-грамматические категории: согласование прилагательных с существительными, употребление в речи простых и сложных предлогов, согласование числительных с существительными, употребление глаголов с различными приставками.  Особое внимание уделяется заданиям на развитие ритмичных, одновременных движений, выполняемых двумя руками сразу.

. Необходимо помнить три важных правила.

 Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;                         второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);                                                                                                                                                 третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Лото . Развивающие игры на развитие пространственной ориентировки («внизу» , «справа» , «слева» и т.д .

Игровые упражнения  на автоматизацию звуков, слогов, слов развивающие моторную сферу, просодические компоненты, зрительное внимание, мышление. Игра «Пианино» , игра «Дорожка» - выполнение движений пальцев по схеме , название картинок с заданным звуком .

Пальчиковые и игровые упражнения с использованием карточек – схем на этапе  автоматизации поставленных звуков с использованием чистоговорок .

Гра-гра-гра –грабли у Петра  .

 Кро-кро-кро -

крокодил приплыл давно

Раф –раф -раф -стоит жираф

Пальчиковые и игровые упражнения с использованием карточек – схем на этапе  автоматизации поставленных звуков с использованием  скороговорок.

Крабы во мраке шуршали в драке

Тары- бары- растабары У Варвары куры стары

На горе Арагат     растёт крупный виноград

Пальчиковые  игры и игровые упражнения с опорой на схемы – рук, сюжетные картинки с сопровождением стихотворных текстов

Крокодил

У реки , зарывшись в ил

Дремлет грозный крокодил.(«крокодил»(

Может жить он вместе , в паре,

Толькой с мелкой птичкой тари («птичка»)

Замок

На двери висит замок,(замок)

Кто открыть его бы смог,(пожать плечами)

Потянули, покрутили,(потянуть в стороны, покрутить сцепленные кисти)

Постучали и открыли(постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в сторону)

У ГНЕЗДА

Крыльями синичка машет,(«синичка»)

И в дупло летит, к гнезду(«гнездо»)

Птенчикам своим расскажет,(«птенчики в гнезде»),

Где им надо брать еду

6.   Определение конечного уровня моторной сферы

Диаграмма №2.Сравнительная диаграмма ручного праксиса дошкольников.

Также используем народные пальчиковые игры : русские народные пальчиковые игры «Кисель», «Маша-хозяйка», вепская народная «Колечки», белорусская «Козел». 

Кисель

Бабушка кисель варила

На горушечке, (Правая рука "помешивает кисель". Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом)

Для Андрюшечки. (Ладонь правой руки ложится на грудь)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга)

Через бабушкин порог. (Скрещенные ладони помахивают, как крылья)

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька

В черепушечке (Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.

Руки разводятся в стороны.

Руки снова показывают горшок-черепушечку)

В черепушечке (Округленные ладони, опускаясь, образуют горшок-черепушечку)

У старушечки

На горушечке. (Руки вновь по горку)

Бабка плачет: "Ай-ай-ай1" (Руки "утирают")

Не плачь, бабка, не рыдай! (Указательный палец правой руки "грозит")

Чтоб ты стала весела

Мы наварим киселя. Во-о-от столько! (Правая рука снова помешивает "кисель"

Руки расходятся широко в стороны)

Маша-хозяйка

Наша-то Маша  

Сметлива была,

Всем в избе работу

Нынче задала: (Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху)

Плошечку собачка

Моет языком, (Большой палец правой руки оттопырен - "ухо", указательный согнут, остальные выпрямлены. "Собачка" наклоняется к "плошке" - округленной левой ладони, "моет ее" (движения мизинца в сторону и обратно).

Мышка подбирает

Крошки под столом.(Согнутые мизинец и указательный палец правой руки- "ушки", сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой -"мордочка". "Мышка" пощипывает выпрямленную левую ладонь )

Кошка под окошком (Пальцы правой руки собраны , как при фигуре "мышка", но пальцы, изображающие мордочку, не прогну ты, а округены)

Когтями скребет, (Пальцы правой руки скребут ладонь левой)

Курочка в сережках

Вымела избушку,

Избушку метет.

Потрусила голичок.

Лег голичок

Под порог на бочок. (Правая ладонь "подметает" выпрямленную левую. Энергичное встряхивание пальцев правой руки. Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени. Сверху ее накрывает левая рука.)

Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок - забытое название веника, а потрусить - значит вытрясти, встряхнуть.

При повторении игры руки меняются ролями.

Колечки

Дети 6-7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: "Без среднего! - и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: "Без мизинца!" и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.

Вариант третий. Развлечение подростков: самый сложный вариант игры - обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен и старшим дошкольникам. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец.

В такт счету, левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая, соответственно, с безымянным, сред ним и указательным. Затем  движения в противоположном направлении.

Козел

Вышел козел

Из новых сеней. (Левая рука изображает козла: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены. Это положение сохраняется всю игру.)

Нагнул шею:

"Дай хлеба скорее!" (Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье.)

Выставить "рога"

"Дай пирожок! (Правая рука сжата в кулак, средний палец вы прямлен.)

Протянул копытце:

"Дай воды напиться!" (Правая рука складывается "лодочкой")

Во время игры в такт словам обе руки двигаются взад-вперед, "бодая" воздух. При повторении игры руки меняются ролями.

        По результатам диагностики строится работа, направленная на развитие мелкой моторики рук. Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить  обучение в игру.

Дети знакомятся с названием пальчиков. Для этого на первом индивидуальном занятии в тетради обводится ведущая рука ребенка. Путем накладывания пальчиков на обведенный контур, дети запоминают названия пальцев рук. Данная работа выполняется в течение недели на индивидуальных и подгрупповых  занятиях. При необходимости отрабатывается воспитателями по заданию логопеда.

 Для более точного закрепления названий пальцев и для развития координации движений в стихотворной форме проводится игра «Пальцы дружная семья». Стихотворный текст и выполняемые движения записываются в индивидуальной тетради  для дальнейшего закрепления дома и воспитателями в вечерние часы. Данная работа выполняется в течение недели на индивидуальных и подгрупповых  занятиях . на начало учебного года мы получили следующие результаты . Из 20 участвующих в исследовании детей 2 человека имели низкий уровень , 4 человека ниже среднего , 14 средний уровень . В ходе коррекционной работы были включены игры – схемы , которые помогли способствовать в повышении речевой активности детей на этапе автоматизации поставленных звуков . Мы получили положительную динамику . На конец учебного года из 20 человек участвующих в исследовании 2 человека имели средний уровень , 2 выше среднего , 16 высокий уровень .

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  1. сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  2. подготовить руку к письму;
  3. предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  4. развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
  5. развивать фантазию и проявлять творческие способности;
  6. играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  7. научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
  8. ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  9.     Опыт работы в логопедическом пункте  детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка

Вывод

  1. Использование пальчиковых игр и игровых упражнений с использованием карточек – схем проявилось в положительной динамике  и позволило:
  2. 1. Сделать рывок в развитии речи- улучшить произношение и обогатить лексику;
  3. 2. Повысить речевую активность.
  4. 3. Развить внимание , терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
  5. 4. Развивать  фантазию   и проявлять творческие способности играя освоить начало азбуки, как на плоскости, посредством пальцев, так и в пространстве;
  6. 5. Подготовить руку к письму, ощутить радость взаимодействия со схемами карточками на этапе автоматизации звуков.

Таким образом, опираясь на опыт народов, выдающихся педагогов, мыслителей, философов, можно сделать вывод о том, что пальчиковые игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей дошкольного возраста различных способностей (математических, творческих, музыкальных и др.). Такие игры не требуют много времени, материальных затрат, в них можно играть где угодно и когда угодно.

Основные элементы представляемого     педагогического опыта.

  1. 1.Изучение истории темы педагогического опыта в логопедии.
  2. 2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном и муниципальном образовании.
  3. 3. Цель,  задачи ,направления, модель работы с детьми.
  4.  4. Определение исходного уровня моторной сферы детей в логопункте.
  5. 5. Методика использования пальчиковой гимнастики игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на этапе автоматизации звуков, создание зон моторного, конструктивного, речевого, креативного  развития.
  6. 6. Определение конечного  уровня  моторной сферы.
  7. 7. Анализ опыта работы.

Список литературы:

  1. 1. Кольцова. М.М «Двигательная активность и развитие мозга ребёнка»- М; 1973 год
  2. 2. Крупенчук   О.И «Развиваем мелкую моторику.» ООО  издательский дом «Литера» Санкт-Петербург 2002 год.
  3. 3.Белая А.Е., Мирясов   В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для педагогов и родителей».- « Издательство   АСТ», 1999г.
  4. 4. Кантур.Т.Г  Сидорова.Т.С  «Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»    издательство «ВИЗА»., 2009 год.
  5. 5. Кантур.Т.Г ,Сидорова Т.С  Коррекционно- развивающая программа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста « Вижу, слышу и играю- правильно говорю!». Кубанское полиграфическое объединение 2010
  6. 6. Сидорова.Т.С  «Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи посредством  бусографии» Кубанское полиграфическое объединение 2010
  7. 7.Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. М: 2005 г
  8. 8. Комарова Л.А. Альбом дошкольника « Автоматизация звуков в игровых упражнениях».
  9. 9.Краузе.Е.Н.   Логопедия.  Санкт –Петербург. КОРОНА   принт. 2003
  10. 10. Рузина М.С  Страна пальчиковых игр. Издательский дом» кристалл». Санкт – Петербург. 2000.

Желаю творческих успехов коллеги!

Приложение

Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, 1 – 3 раза в день, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения оказывают косвенное влияние на развитие речи.

  1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (пальчики здороваются). То же самое левой рукой, обеими руками.
  2. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой – по очереди здороваются: большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.
  3. Выпрямит указательный палец правой руки и вращать им (оса). То же самое пальцем левой руки.
  4. Указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу (человечек). То же самое другой рукой, обеими руками (дети бегают наперегонки).
  5. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, другие пальцы зажать большим пальцем (коза). То же другой рукой.
  6. Образовать два кружка большими указательными пальцами обеих рук и соединить их (очки).
  7. Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (деревья).
  8. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же левой рукой. Затем так же сгибать пальцы, начиная с мизинца.
  9. Сжать пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямить их. То же левой рукой.
  10.  Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить друг к другу, подвигать ими (двое разговаривают).
  11.  Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу (гнездо, миска).
  12. Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша, дом).
  13. Держа пальцы вверх, соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук. Другие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь (мост, ворота).
  14. Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их и округлить (часы, бутон).
  15. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы бегут по столу (бежит собака, лошадь).
  16. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их, пошевелить (улитка с усиками).
  17. Правая рука как в предыдущем упражнении, а левую положить сверху (раковина улитки).
  18. Средний и безымянный пальцы правой руки согнуты и прижаты к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуты, рука поднята вверх (кошка).
  19. Концы пальцев направить вперед, прижать ладони друг к другу, слегка приоткрыть (лодочка).

 

Примерное планирование пальчиковых игр в подготовительной к школе группе

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Обследование

Квадрат. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Треугольник. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.  

Кубик. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками

Октябрь

Трапеция.  Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Елочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Лодочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Юбочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Ноябрь

Тарелочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Коровник. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Курятник. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Звездочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Декабрь

Мельница. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Часы. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Кормушка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Санки. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Январь

Каникулы

Сапожки. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Телевизор. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Табуретка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Февраль

Лес. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Самолет. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Танк. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Кроватка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Март

Забор. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Рожица. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Мост. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Башня. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Апрель

Город. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Рыбы. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Ваза. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Телевизор. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Май

Флажок. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Лопатка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Бабочка. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.

Жук. Выкладывание по образцу; по памяти; одновременно двумя руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...

Использование авторских интерактивных игр в работе учителя-логопеда на разных этапах автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.Автоматизация звука  – это выработка ...

Физкультурно-оздоровительная работа как средство повышения уровня физического развития школьников, студентов, молодёжи (2)

Физкультурно-оздоровительная работа как средство повышения уровня физического развития школьников, студентов, молодёжи (2)...