Программа творческого объединения "Юный исследователь"
рабочая программа (8 класс) по теме

Екатерина Рудольфовна Тимяшева

 

Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ с документами, исследовательская работа в библиотеке и интернете, проведение экскурсий в музей и на предприятия, приглашение известных людей на занятия и посещение их на дому. Результаты, полученные в ходе экскурсий и практических работ, используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе. Теоретические занятия проводятся в форме учебного занятия, беседы, устного журнала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_issledovtel.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

«Согласовано»                                                        «Утверждено»

Заместитель директора по НМР                 Руководитель МОУ «Средняя  

         общеобразовательная школа № 1

                                                                 п. Пангоды»

_________________/О.А. Чичирина                         _______________/И.М. Курищева

«___» августа 2012г.                                         «___» августа 2012г.

Программа

творческого объединения «Юный исследователь»

для обучающихся 7-8 классов

общеобразовательной школы

Разработчик программы: Тимяшева Екатерина  

Рудольфовна,

учитель истории и обществознания,

                        пед.стаж 9 лет,

                             Утверждено педагогическим советом, протокол № 1  

от «30 » августа 2012г.

2012/2013 учебный год

Пояснительная записка

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.  Творческое объединение «Юный исследователь» поможет учащимся реализовать свои творческие и интеллектуальные способности, а также приобрести навыки исследовательской деятельности.

Программа составлена с учетом следующих документов и материалов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «История».
  4. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  5. Устав школы.  

Цель обучения: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся  через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

      Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка.

  Программа отражает принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);  дифференцированное обучение; владение методами контроля.

Задачи обучения:

- формировать у детей общее представление о родном крае, его богатстве и разнообразии, о появлении  и развитии посёлка;

- знакомство с культурой и традициями народов севера, поиск и сбор материала о талантливых людях посёлка Пангоды;

- изучить историю появления и развития школы № 1, собрать информацию о педагогах школы, их трудовой педагогической деятельности;

- получить представление о ветеранах войн и ветеранах труда, их жизни и подвиге.

Задачи развития:

- развитие творческих способностей детей, приобщение к научно-исследовательской деятельности;

-        способствовать развитию толерантного поведения;

Задачи воспитания:

- формировать уважительное отношение к памятникам прошлого, потребность общаться с музейными ценностями;

- воспитывать любовь к родному краю, к родной школе и учителям;

- нравственное воспитание;

При реализации данной программы используются различные технологии обучения: игровая форма, проектное и проблемное обучение, организация и проведение дискуссии, дистанционное обучение, экскурсии и т.д.

Формы и приемы работы:

– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;

– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;

– лекции с обсуждением документов;

– беседы;

– практические занятия;

– конференции;

– заседания круглых столов;

– работа в группах, парах, индивидуально;

– творческая работа;

– защита проектов.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

  1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;
  2. анализ и сопоставление фактов;
  3. оформление письменных сообщений;
  4. анализ документов;
  5. поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
  6. поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
  7. выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
  8. умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
  9. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;
  10. самостоятельно работать с исторической информацией;
  11. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников;
  12. составлять краткое выступление по заданной теме;
  13. аргументировано высказывать свое мнение и выводы;
  14. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.

Продолжительность обучения 1 год. Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю). Продолжительность занятий 1 час 30 минут.  

I полугодие – 68 часов; II полугодие – 76 часов.

Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ с документами, исследовательская работа в библиотеке и интернете, проведение экскурсий в музей и на предприятия, приглашение известных людей на занятия и посещение их на дому. Результаты, полученные в ходе экскурсий и практических работ, используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе.

Теоретические занятия проводятся в форме учебного занятия, беседы, устного журнала.

На занятиях кружка используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Программа состоит из 6 разделов

I. Введение. Организация исследовательской деятельности.

II. Оформление исследовательских работ.

III. Изучение истории родного края.

IV. Они сражались за Родину.

V. История школы.

VI. Издание сборника творческих и исследовательских работ о нашем крае.

В результате работы по программе творческого объединения «Юный исследователь» обучающиеся  

должны знать:

-формы и методы исследовательской деятельности;

-правила работы с источниками получения информации;

-особенности чтения научно - популярной литературы;

-особенности и приемы конспектирования.

-требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;

-историю освоения и заселения края, состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;  о ветеранах войн; традиции, обычаи своего края и родной школы, родословную своей семьи.

должны уметь:

-анализировать научно-популярную литературу;

-оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;

-логически выстраивать текстовой материал;

-обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

-обладать навыками исследовательской деятельности;

-строить и анализировать схемы, диаграммы, графики;

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы: участие в научной конференции, выставка исследовательских работ, защита проектов, составление коллекций, оформление заметок в районную газету, сбор материала и оформление школьных стендов.

Ожидаемые результаты:

  1. Раскрытие творческого потенциала обучающихся, раскрытие их индивидуальности.
  2. Повышение духовно-нравственного потенциала школьников.
  3. Умение применить теоретические знания на практике.
  4. Умение работать в группе.
  5. Умение проводить исследование и оформлять результаты в виде презентации и исследовательской работы.

Учебно-тематический план

Раздел

Тема занятий

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение. Организация исследовательской деятельности

-Набор детей в кружок.

-Формы и методы организации исследовательской деятельности.

-Особенности чтения научно - популярной и методической литературы. - Приемы конспектирования.

-Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

6

3

3

2

Оформление исследовательских работ

-Основы научного исследования.

-Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

-Отбор и анализ научно - популярной и методической литературы. - Составление рабочего плана исследования.

 - Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями.

-Научный язык и стили речи.

- Публицистический стиль и его жанры.

- Сокращения, обозначения.

 -Наглядный материал в исследовательской работе. - Эстетическое оформление работы.

-Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

-Подведение итогов раздела (конференция)

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

22

11

11

3

Изучение истории родного края

- История освоения Ямальской земли.

- История заселения п. Пангоды.

- Знаменитые люди - наши земляки.

- Знаменитые династии п. Пангоды.

- Памятники культуры Надымского района.

- Традиции и обычаи народов, проживающих на территории севера.

- Родословная моей семьи.

- Обобщение и повторение изученного материала.

6

6

6

5

5

4

5

3

2

2

2

2

2

2

1

4

4

4

4

3

2

3

2

40

13

27

4

Они сражались за Родину

- «Не ради славы - ради жизни на Земле»,

- «И помнит мир спасенный...».

- Воспоминания прошлого...

- Подведение итогов

4

4

4

2

1

1

1

3

3

3

2

14

3

11

5

История школы

- История зарождения школы № 1.

- Традиции  школы.

- Выпускники – наше прошлое, настоящее и будущее.

- «Ветераны педагогического труда».

- «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».

- Подведение итогов работы

4

6

6

6

6

4

2

2

2

1

1

2

2

4

4

5

5

2

32

10

22

6

Издание  сборника исследовательских и  творческих работ о нашем крае

- Творческие работы о крае.

- Исследовательские работы.

- Издание сборника.

10

10

10

2

2

2

8

8

8

30

6

24

Из них:

I |  четверть

II  четверть

III четверть

IV четверть

144 ч.

46 ч.

98 ч.

36 ч.

32 ч.

44 ч.

32 ч.

Содержание программы

1. Введение. Организация исследовательской деятельности. (6 ч.)

Теоретические занятия (3часа).

  1. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие. Правила работы с ними.
  2. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.
  3. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

Практические занятия (3 часа).

1. 1. Набор детей в кружок.

  1.   Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы»

2. Оформление исследовательских работ (22 ч.)

Теоретические занятия (11 часов).

2.1. Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы.

2.2. Отбор и анализ методической и научно - популярной  литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы.

2.3. Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

2.4. Научный язык и стили речи. Публицистический стиль и его жанры: статья, реферат, творческая работа, проектная деятельность и др.  Сокращения, обозначения. Логическое построение текстового материала в работе.

2.5. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

2.6. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

Практические занятия (11 часов).

2.1 «Конспектирование научно-популярной статьи».

2.2. Оформление исследовательских работ для участия в конференции и других конкурсах по истории родного края.

2.3. Подборка наглядного материала (приложения).

2.4. Подготовка презентации.

2.5. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы.

3. Изучение истории родного края (40 часов)

Теоретические занятия (13 часов).

3.1. История освоения Ямальской земли.

3.2. История заселения п. Пангоды.

3.3. Знаменитые люди - наши земляки.

3.5. Знаменитые династии п. Пангоды.

3.6. Культурные памятники Надымского района. 501 стройка.

3.7. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.

3.8. Составление родословная моей семьи

3.9. Обобщение и повторение изученного материала.

Практические занятия (27 часов).

3.1. Посещение краеведческого музея в школе. Помощь в реставрации музейных экспонатов и подготовка юных экскурсоводов для проведения экскурсий.

3.2. Посещение краеведческого музея в ДК.

3.3. Посещение Газового промысла № 2

3.4. Встреча с известными людьми посёлка (поселковые династии врачей, газовиков, учителей и т.д.)

3.5. Сбор информации (анкетирование, анализ и обобщение).

4. Они сражались за Родину (14 часов)

Теоретические занятия (3 часа).

4.1. Беседы: «Не ради славы - ради жизни на Земле», «И помнит мир спасенный...», «Вспомним, как это было…»

Практические занятия (11 часов).

4.1. Сбор информации о ветеранах войн и их семьях.

4.2. Встречи с ветеранами локальных конфликтов, участниками боевых действий в Чечне, тружениками тыла, вдовами погибших солдат.

4.3. Анализ  материала и оформление папок.

4.4. Обновление  стендов «Они сражались за Родину»,  «Детство, опаленное войной» «Воины-земляки».

4.5. Оформление краеведческих альбомов, рефератов.

4.6. Участие в районных мероприятиях, отражение работы в СМИ

5.  Изучение истории школы (32часа)

Теоретические занятия (10часов).

5.1. История зарождения школы № 1 п. Пангоды.

5.2. Традиции в школе.

5.3. Выпускники – наше прошлое, настоящее и будущее.

5.4. «Ветераны педагогического труда».

5.5. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».

5.6. Подведение итогов работы

Практические занятия (22 часа).

5.1. Часы общения, знакомящие с историей, традициями родной школы.

5.2. Встречи с выпускниками.

5.3. Экскурсии в музей.

5.4. Встреча с ветеранами педагогического труда,  сбор материала и оформление папок: «Ветераны педагогического труда», «Учителями славится Россия»

5.5. Обновление стендов: «История нашей школы». Оформление папок, альбомов.

5.6. Выпуск брошюры об истории родной школы.

6. Издание сборника творческих и исследовательских работ о нашем крае (30 часов)

Теоретические занятия (6 часов).

6.1. Правила сбора информации и систематизация её.

Практические занятия (24 часа).

6.1. Оформление работ обучающихся и подборка работ для сборника.

6.2. Составление презентации и выступление в школе, научных конференциях и участие в конкурсах.

6.3. Издание сборника.

Список литературы.

  1. Закон РФ «Об образовании» с сайта http://ozpp.ru/zknd/obra/obra_3701.html
  2. Балюк В.А., Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа как факторы развития познавательной активности учащихся и студентов. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов.
  3. Конвенция о правах ребенка с сайта http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа химического кружка «Исследователи»

Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...

Программа кружка "Юный исследователь "

Программа кружка эколого-географического направления ....

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка входит в Программу работы летнего лагеря "Юный исследователь", где ученики в летнее время проходят обучение по   написания исследовательской работы в течение 10 дней....

Образовательная программа кружка "Юный исследователь"

Образовательная программа кружка направлена на привлечение учащихся к исследовательской деятельности, расширению и углублению знаний по биологии, экологии и географии, способствует работе учащихся по ...

Программа кружка "Юный исследователь"

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе...

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа направлена на развитие познавательного интереса учащихся.Данная программа рассчитана на то, что поможет:- сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика в обучении;- а...

Образовательная программа кружка "Юный исследователь"

Образовательная программа "Юный исследователь" рекомендуется для организации работы кружка экологической направленности в учреждениях дополнительного образования для детей среднего школьного...