Программа кружка "Юный исследователь"
методическая разработка (10 класс) по теме
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Предлагаемый курс по теме: «Юный исследователь» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 2-4 курсов и 1 года обучения, которым интересна проектная деятельность. Объем курса - 180 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_issledovatel.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Автономное учреждение
Среднего профессионального образования
СУРГУТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
структурное подразделение – 4
Утверждаю:
Заведующая по ВР
А.Ю.Калиниченко
«___» ___________ 2013г
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ »
для студентов I – IV курсов и 1 года обучения
Руководитель кружка Л.С.Шипаева
Сургут 2013
Пояснительная записка.
Содержание программы.
Список литературы
«Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не
развивается инициатива и самодеятельность:
учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»
(Н.А.Умов)
Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний, поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация исследовательской деятельности. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – именно исследовательская деятельность формирует те компоненты интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция;
- общекультурная компетенция;
- учебно-познавательная;
- информационная;
- коммуникативная;
- социально-трудовая;
- личностная компетенция – самосовершенствование.
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Предлагаемый курс по теме: «Юный исследователь» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 2-4 курсов и 1 года обучения, которым интересна проектная деятельность.
Когда и где формировать у студентов специальные знания и развивать умения и навыки необходимые в исследовательской работе:
умение видеть проблемы;
умение ставить вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение наблюдать;
умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
умение структурировать материал;
умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи?
Это можно и нужно делать на уроках, но полноценная работа наиболее эффективна в рамках внеурочной деятельности. Это факультативы, кружки, индивидуально-групповые занятия.
На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотр презентаций и пр.)
Итак, метод проекта это обучение учащихся в сотрудничестве, что позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и таким образом, при совместной дальнейшей работе (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта, что является огромным стимулом ребят к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации с помощью которой ученик получает интегрированные знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Цели курса:
-образовательные:
- ввести понятие о методе проектов (краткосрочный проект – в рамках занятий, то есть изучение программного материала, среднесрочный проект – изучение углубленного материала и долгосрочный проект – по материалам научно-практических исследований)
- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;
- овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач.
-развивающие:
-развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения применять решения (поиск направления и методов решения проблемы);
-развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.
-воспитательная:
-воспитывать умение сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.
Конечный результат:
1.Обучающиеся должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике (метод проекта).
2. Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно конструировать свои знания;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- анализировать полученную информацию;
- самостоятельно выдвигать гипотезы, применять решения;
3.Защита учебно-исследовательской работы в конце учебного года.
Задача преподавателя:
1.Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
2.Помочь обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
3. Способствовать реализации образовательных задач колледжа в соответствии с Программой развития СПК.
Объем курса: 180 часов. По итогам работы лучшие проекты планируется рекомендовать для участия в студенческой научно-исследовательской конференции.
Цель: Реализация образовательных и воспитательных задач колледжа в соответствии с Программой развития СПК через формирование ключевых компетенций методом проектов.
Задачи:
образовательные:
- ввести понятие о методе проектов (краткосрочный проект – в рамках занятий, то есть изучение программного материала, среднесрочный проект – изучение углубленного материала и долгосрочный проект – по материалам научно-практических исследований)
- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;
- овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач.
развивающие:
-развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения применять решения (поиск направления и методов решения проблемы);
-развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.
воспитательная:
-воспитывать умение сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.
Учебно - тематический план
№ | Темы | Коли- чество часов | Формируемые компетенции |
Введение. Что такое проект? | 2 | ОК-1,2 | |
Типология проектов. | 2 | ОК-1,2 | |
Этапы организации проектной деятельности. | 2 | ОК-4,5 | |
Целеполагание. Этап проблематизации. | 2 | ОК-8,9 | |
Алгоритм работы над проектом. | 2 | ОК-8,9 | |
Результат проектной деятельности. | 2 | ОК-4,5 | |
Формулирование гипотезы. | 2 | ОК-2,3,8,9 | |
Формулирование цели и задач исследования. | 2 | ОК-2,3,8,9 | |
Определение с тематикой творческих проектов | 8 | ОК-2,3,8,9 | |
Оформление, сопровождение проекта. | 2 | ОК-4,5 | |
Отбор источников информации. | 2 | ОК-4,5 | |
Использование информационно-компьютерных технологий в организации проектной деятельности. | 2 | ОК-4,5 | |
Изучение тематической литературы. | 2 | ОК-4,5 | |
Поиск информации в сети Internet. | 2 | ОК-4,5 | |
Использование информации СМИ. | 2 | ОК-4,5 | |
Анализ источников информации | 2 | ОК-1,2,3 | |
Анализ источников информации | 2 | ОК-1,2,3 | |
Разработка и составление вопросов анкет (для исследовательских проектов) | 2 | ОК-5,6,7 | |
Разработка и составление вопросов анкет (для исследовательских проектов) | 2 | ОК-5,6,7 | |
Сбор информации (распространение анкет) | 2 | ОК-4,5 | |
Устный опрос респондентов. | 2 | ОК-5,6,7 | |
Обработка и анализ полученных сведений. | 2 | ОК-6,7,8,9 | |
Требования к оформлению научно-исследовательской работы (текстовой части) | 2 | ПК – 3.6 | |
Оформление вводной части, актуализация. | 2 | ОК-1-7 | |
Оформление основной части, исследования, расчеты. | 2 | ПК – 3.6 | |
Оформление выводов. | 2 | ОК -1 - ОК-9 | |
Требования к оформлению научно-исследовательской работы (графической части / таблиц) | 2 | ПК – 3.6 | |
Требования к оформлению научно-исследовательской работы (графической части / таблиц) | 2 | ПК – 3.6 | |
Требования к оформлению научно-исследовательской работы (графической части/диаграмм) | 2 | ПК – 3.6 | |
Требования к оформлению научно-исследовательской работы (графической части/диаграмм) | 2 | ПК – 3.6 | |
Выбор типа конечного продукта проекта. | 2 | ОК -1 - ОК-9 | |
Требования к оформлению буклетов. | 2 | ОК-1-6, ПК – 3.6 | |
Требования к оформлению листовки. | 2 | ОК-1-6, ПК – 3.6 | |
Требования к оформлению визитки. | 2 | ОК-1-6, ПК – 3.6 | |
Требования к оформлению видеоролика. | 2 | ОК-1-6, ПК – 3.6 | |
Требования к оформлению презентации. | 2 | ОК-1-6, ПК – 3.6 | |
Рекомендации по публичной защите проектов. | 2 | ОК-5,6,7 | |
Рекомендации по публичной защите проектов. | 2 | ОК-5,6,7 | |
Использование средств наглядности. | 2 | ОК-1-6, ПК – 3.6 | |
Критерии оценивания проектной работы. | 2 | ОК-6,7,8,9 | |
Краткосрочный проект по теме: «Значение экономики в жизни человека». | 12 | ОК -1 - ОК-9 | |
Защита проекта. | 4 | ОК -6,8 | |
Анализ, самооценка деятельности. | 4 | ОК-6,7,8,9 | |
Среднесрочные проекты учащихся. | 24 | ОК -1 - ОК-9 | |
Защита проекта. | 4 | ОК -6,8 | |
Анализ, самооценка деятельности. | 4 | ОК-6,7,8,9 | |
Долгосрочные проекты учащихся | 32 | ОК -1 - ОК-9 | |
Защита проекта. | 4 | ОК -6,8 | |
Итоговое занятие. Рефлексия. Чему мы научились? | 6 | ОК-6,7,8,9 | |
Итого: | 180 |
Введение. Что такое проект? Формирование представлений о проектной деятельности. Освоение базовых научных знаний, формирование элементарных исследовательских умений и применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни. Практическое знакомство с методами исследования, направленных на развитие любознательности.
Типология проектов.
Этапы организации проектной деятельности.
Целеполагание. Этап проблематизации. Алгоритм работы над проектом.
Результат проектной деятельности. Формулирование гипотезы.
Формулирование цели и задач исследования. Определение с тематикой творческих проектов.Оформление, сопровождение проекта.
Обучающийся будет уметь:
-определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
-подбирать материал, необходимый для исследования;
-оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
-сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Отбор источников информации. Использование информационно-компьютерных технологий в организации проектной деятельности.
Изучение тематической литературы. Использование информации СМИ.
Анализ источников информации.
Обучающийся будет уметь:
-определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
-подбирать материал, необходимый для исследования;
-оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
-сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Разработка и составление вопросов анкет (для исследовательских проектов)
Сбор информации (распространение анкет). Устный опрос респондентов. Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.
Обработка и анализ полученных сведений.
Требования к оформлению научно-исследовательской работы (текстовой части)
Оформление вводной части, актуализация.
Оформление основной части, исследования, расчеты. Проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента.
Оформление выводов.
Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Требования к оформлению научно-исследовательской работы (графической части / таблиц). Требования к оформлению научно-исследовательской работы (графической части / таблиц). Требования к оформлению научно-исследовательской работы (графической части/диаграмм).
Выбор типа конечного продукта проекта.
Требования к оформлению буклетов. Требования к оформлению листовки.
Требования к оформлению визитки. Требования к оформлению видеоролика.
Требования к оформлению презентации. Рекомендации по публичной защите проектов.
Рекомендации по публичной защите проектов.
Использование средств наглядности. Критерии оценивания проектной работы. Краткосрочный проект по теме: «Значение экономики в жизни человека». Защита проекта. Оформление творческих работ, участие в конференция различного уровня. Анализ, самооценка деятельности.
Среднесрочные проекты учащихся. Защита проекта.
Долгосрочные проекты учащихся
Защита проекта.
Обучающийся будет знать:
-основы проведения исследовательской работы;
-что такое мини – проект и творческий проект;
-методы исследования: наблюдение, опыт;
-способы поиска необходимой для исследования информации;
-правила сотрудничества в процессе исследования;
-основные логические операции, их отличительные особенности;
-правила успешной презентации работы.
Анализ, самооценка деятельности.
Итоговое занятие. Рефлексия. Чему мы научились?
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
- Овладение навыками исследовательской деятельности – сбор информации по теме и написание исследовательской работы.
- Формирование способности к саморазвитию и совершенствованию - выступление с исследовательской работой на конференциях разных уровней (внутриколледжная, окружная).
- Воронина, О.В. Информационные и коммуникационные технологии как фактор формирования условий для научных исследований учащихся.// Применение современных информационных технологии в образовании. Материалы 2-го учебно – методического семинара. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2003.- С. 12-15.
- Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М., 1998.
- Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.
- Использование информационных технологий в начальном и среднем образовании. http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/issue3/issue3_4.asp.
- Кузнецова, Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в современной школе. 2001. № 9.
- Полат, Е.С "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М.: Академия, 2000.
- Полат, Е.С .Современные образовательные технологии. – М.: Академия, 1998.
- Родионов, В.А. Критериальное оценивание: история развития // Социальная профилактика и здоровье. 2006. № 6.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. – М.: Знание, 1993. С. 567—568.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
- Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Ступницкая, М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор образовательной среды // Школа здоровья. 2003. № 3.
- Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-93 с.: ил.
- Федорова, Г.А. Информационные и коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся.// Применение современных информационных технологии в образовании. Материалы 2-го учебно – методического семинара. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2003.- С. 18-21.
- Федянинова, Н.В. Метод проектов информационные технологии- новый способ решения проблемы интеграции в обучении.//Применение современных информационных технологии в образовании. Материалы 2-го учебно–методического семинара. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2003. – С. 33-38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа « Школьник – исследователь»
Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...
Программа кружка "Исследователи природы"
Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...
Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"
Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)
Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....
Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь
Дополнительная общеразвивающая программа...