Программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Якупова Эльвира Фирдаусовна

Программа кружка входит в Программу работы летнего лагеря "Юный исследователь", где ученики в летнее время проходят обучение по   написания исследовательской работы в течение 10 дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazec_programmy_lagerya.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

  

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования института

развития образования республики башкортостан

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нугуш муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан 

«Утверждаю»                                                             «Утверждаю»

директор МОБУСОШ с. Нугуш                               ректор ГАОУ ДПО ИРО РБ

     ______________ Абдулганиев Р.Р.                       __________ Р.Г.Мазитов

     «____»_____________2012 г.                                  «____»__________2013 г.

 

                                                                                     Утверждена на

                                                                       Программно-экспертном совете

                                                                         протокол №__ от «__»_____ 2013 г.  

ПРОГРАММА

Дополнительного образования детей

                                « Юный исследователь »

                                     для  детей 12-17 лет

      срок реализации программы -14 часов

 

                                                                                           Автор-составитель  программы:

                                                                                           Якупова Эльвира Фирдаусовна,

                                                          учитель биологии

                                                                  МОБУ СОШ с. Нугуш

 

2013

с. Нугуш

МР Мелеузовский район

 

 

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка  …………………………………..….....3

Учебно - тематический план… ...………………………………5

Содержание программы……………………..………………….6

Методическое обеспечение…………..………………………..17

Список литературы………..……………………………....…...18

Приложения …………………………………………………….

 

 

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.

Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:

  1. Мотивация научно-исследовательской деятельности. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень важно, чтобы  обучающиеся  наряду с моральными стимулами увидели и материальные стимулы. Например, повышение итоговой оценки по предмету, предоставление права сдавать экзамен на итоговой аттестации в форме защиты реферата, освобождение от переводного экзамена и т.д.
  2. Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от  школьника, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.
  3. Постановка задачи.
  4. Фиксирование и предварительная обработка данных.
  5. Обсуждение результатов исследования.
  6. Оформление результатов работы.
  7. Представление исследовательской работы на конференции.

  Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов.  

Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение особо охраняемых территории Республики Башкортостан. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентации на компьютере в программах: MS Word, PowerPoint, Excel. Все работы объединяются  в сборнике «Юный исследователь».
 
Новизна. Современное экологическое образование подразумевает  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в походных условиях, может корректироваться в процессе  работы. Основной состав ребят – это обучающиеся 7-10 классов. По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. Работа строится в два этапа: 1-я половина дня – кружковая работа, выполнение исследовательских работ, 2-я половина дня  ознакомительно – экскурсионная.

Цель программы:  

  Формирование различных видов одаренности обучающихся на основе организации исследовательской деятельности и проектирования.  

 Задачи:  

1.Выполнить широкий спектр исследовательских и проектных работ, включающих изучение климатических факторов, водных ресурсов, почвы, воздушных масс, растительного и животного мира района проведения лагеря;

2.организовать формирование познания законов природы, расширение кругозора, обучение принципам бесконфликтного существования в природе;

3.познакомиться с основными фитоценозами, характерными для территории Национального парка «Башкирия»;

4.научить оформлению документирования результатов исследований, наблюдений (заполнение бланков, описание пробных площадей, сбор гербария, зарисовки, записи в дневниках и т.д.)

Программа дополнительного образования опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.  

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в кружке является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику   почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках работы кружка  предполагает:

  1. отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  2. создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
  3. взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  4. активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Методы. На исследовательских занятиях широко используются следующие методы: 

  1. Лекционные занятия;
  2. Экологические игры;
  3. Аналитический метод;
  4. Исследовательская деятельность;
  5. Наблюдение с последующей регистрацией явлений;
  6. Конкурс исследовательских работ.

Программа реализуется по 1 часу в день,  как   кружковая работа в лагере, рассчитана для детей подросткового возраста (12-17 лет), срок реализации 14 часов.

Ожидаемые результаты:         

  1. активное приобщение к исследовательской деятельности по изучению природной среды и экосистемы родного края;
  2. приобретение навыков научного эксперимента;
  3. развитие наблюдательности, пробуждение интереса к изучению конкретных экологических вопросов;
  4. лучшее усвоение программы биологии, экологии и географии;
  5. принимать участие в экологических конкурсах, олимпиадах, детских конференциях.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Как написать исследовательскую работу

 1

1

-

2

Работа с выбранными темами  

12

-

12

3

Оформление  исследовательских работ

1

1

-

ИТОГО:

14

2

12

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема №  1  (1 час )

Как написать исследовательскую работу

1.Основные вопросы. Методы Исследования.

2.Требования к знаниям и умениям.  Научить   обучающихся  методам и способам  исследовании, умения распределять обязанности   в группе

3.Самостоятельная работа. Организация творческих групп.  Выбор тем исследовательской работы.  Составление плана работы.

4.Тематика практических работ. Выбор темы исследовательских и практических работ предложенных руководителями рабочих групп.

Тема № 2  (12 часов)

Работа с выбранными темами

1.Основные вопросы. Работа с выбранными  темами исследования.

2.Требования к знаниям и умениям. Беседа с работниками Национального парка и руководителями групп о выборе тем для дальнейшего исследования (экскурсии, работа в библиотеке)

3.Самостоятельная работа.

1 группа Обследование местности проживания бобров; описание растительности и рельефа местности; составление диаграммы деревьев и погрызов на обследуемой территории; составление карты местности; сбор фотографического материала; подготовка презентации, отчета.

2 группа. Дать оценку эмоционального восприятия  кабинетов; изучить влияние экологических факторов: отделки, интерьера школьного кабинета на здоровье обучающихся;  определить гигиенические нормы данных факторов в кабинетах; собрать и оформить данные для исследовательской работы.

3 группа. Закладка  пробных площадок; изучение литературы о медоносных и лекарственных растениях; практический эксперимент: определение видов и  фармакологических свойств медоносных растений, растущих на территории лагеря; определение состава меда,   способствующего    излечению  нашего организма  от тех или иных болезней; выводы и рекомендации.

4 группа. Выяснить произрастания  лука косого в окрестностях села Нугуш; сбор материалов по данной теме и их изучение; определение видов дикого лука; сделать гербарий дикого лука привлекательного; разработать рекомендацию по охране исчезающего вида лука косого.

5 группа. Изучить материалы музея и прослушать сообщения экскурсоводов; обобщить полученные результаты и сделать соответствующие выводы об использовании материалов музея для разработки новых исследований и для реализации учебных задач; сделать выводы и рекомендации.

6  группа. Заложить пробные площадки 2х2 м; вести ежедневный учет насекомых; составить  коллекции насекомых с латинскими названиями;

подготовить выводы о сохранение видового состава насекомых.

7 группа.  Изучить материалы в музеях НП «Башкирия» и МОБУ СОШ с. Нугуш о топонимике; составить карту изучаемой местности; описать и перевести местные названия ручье и рек;  составить топонимический словарь; подготовить презентацию.

4.Тематика практических работ.

1. «Летние наблюдения за жизнью бобров на ручье Таллы (с. Нугуш)»

2. «Экология школьных помещений МОБУ СОШ  с. Нугуш и её влияние на здоровье обучающихся».

3. «Медоносные растения, растущие на территории лагеря».

4.  «Общая характеристика дикого лука косого (уксун)».

5. «Материалы историко-краеведческого музея МОБУ СОШ с. Нугуш и музея Национального парка «Башкирия» в изучении истории края».

6. «Топонимика окрестности с. Нугуш».

7.  « Определение плотности насекомых на территории лагеря»

Тема № 3

Оформление  исследовательских работ ( 1 час)

1.Основные вопросы.   Как правильно оформить   исследовательскую  работу или творческий проект. Презентация.

2.Требования к знаниям и умениям.  Научить  правильному  оформлению  исследовательских работ, на какие вопросы  обратить больше внимания в своих  работах, составление диаграмм, работа с  ИКТ в режиме Exel и Word, как  подготовить презентацию к своей работе.

 3.Самостоятельная работа.  Самостоятельно оформить свою работу соблюдая требования, которые предъявляются к творческим проектам: титульный лист; оглавление; цели, задачи, актуальность; основная часть; выводы и рекомендации; литература; приложения.

4.Тематика практических работ. Подготовить презентации к своим работам.

  1. Методическое обеспечение

Основные методы и формы работы с детьми.
Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход - т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.
Двумя основными формами обучения, при этом, являются полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская (проектная) деятельность.

Приемы,  используемые в работе: Беседа с ребятами об актуальности и новизне во время работы над исследовательскими проектами; встречи с работниками парка; экскурсии по территории Национального парка, посещение памятника природы Карстовый мост «Куперля»; работа в библиотеке; изучение материалов  имеющихся  в школьном  музее,  и в музее НП «Башкирия».

Формы занятий.  Изучение специальной литературы, сбор информации, опрос местных жителей, закладка пробных площадок, наблюдение и изучение флоры и фауны на территории парка, ведение записей в дневниках наблюдений, проведение познавательных и развивающих игр.

Дидактический материал.  Учебно-методическая литература; методические пособия; аудио- и видеоматериалы; учебники; натуральные объекты.

Техническое оснащение. Для выполнения практической части необходимо оборудования: компьютеры; переносной  экран; проектор; письменные принадлежности; рулетка; калькулятор; портновские иглы;  бечевка; колышки; энтомологические сачки для «кошения»; полевые дневники; морилки; пробирки; часы; ватные матрасики; бинокли.

Формы подведения итогов. Выступление  ребят перед сверстниками и педагогами с исследовательскими работами и  презентациями. Подготовка материалов для выпуска сборника «Юный исследователь».

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Сайфуллина Н.М. Природа, наука и туризм: материалы Всероссийской НПК посвященной 25-летию НП «Башкирия». Уфа: «Гилем». 2011. 161 с.

2. Брем А. Жизнь животных: Млекопитающие. М.: ООО ТД «Издательство МИР книги», 2011. 208 с.

3. Брем А. Жизнь животных: Насекомые. М.: ООО ТД «Издательство МИР книги», 2011. 224 с.

4. Тихонов А.В. растения России. Красная книга. М.:Росмэн,2010. 171 с.

5. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. В.: «Учитель». 2010. 131 с.

6. Кусябаява Р.Р. Как воспитать в ребенке творческую личность. Сборник разработок концепции, программ и примерных уроков. Уфа:БИРО, 2008.  125 с.

7. Булаев М.А. Организационно-финансовое обеспечение и безопасность полевых туристских лагерей: Практическое пособие.Ханты-Мансийск,2005. 194 с.

 8. Степанчук Н.А. Экология,7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель,2009. 183 с

9. Степанчук Н.А. Прилипко Н.И. Практикум по общей экологии 9 класс. Волгоград:Учитель,2009. 208 с.

10. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. Волгоград: Учитель, 2008. 109 с.

Дополнительная литература:

11. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. Волгоград: Учитель,2009. 103 с

12. Кондрашова Л. Энциклопедия животных. М.: Эксмо.2007. 126 с.

13. Алексеев С.В. Груздева Н.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М.:АО МДС,1996. 188 с.

14. Миркин Б.М. Наумова Л.Г. экология для устойчивого развития Башкортостана. Уфа: ГУЛ «Табигат». 2006. 154 с.

15. Фахретдинова Ф.Р. Губайдуллин М.И. Методы выявления и развития одаренности школьников. Уфа.: изд-во БИРО. 2006. 107 с.

16. Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе.Волгоград:Учитель,2007. 66 с

17. Грудинова Л.А., Сборник инструкции и методических рекомендации по     обеспечению безопасности при проведение туристко - краеведческих мероприятий с учащимися. Красноярск, 2005. 69 с.

18. Г.А. Новиков "Полевые исследования экологии наземных позвоночных животных"
изд. "Советская наука", 1949 г. 350 с.

Приложения  4

Методическая рекомендация

«Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты»

Введение.

Рабочая среда – составная часть жизненной среды человека. В школах большое количество детей проводят значительную часть своего времени. И их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды.

Санитарно- гигиеническое состояний помещений характеризуют ряд важных показателей.

1.Размеры помещения.

2.Внутренняя отделка и оформление помещения, освещенность, которые оказывают значительное влияние на зрительный анализатор.

 3.Венитиляционный режим  учебного помещения позволяет  относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального  загрязнения,  что обеспечивает благоприятное протекание  физиологических процессов у обучающихся.

4. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора.

 Цель работы:

«Экология школьных помещений МОБУ СОШ  с. Нугуш и её влияние на здоровье обучающихся».

Задание 1

Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты.

Оборудование

- рулетка.

Выполнение работы.

1.С помощью рулетки измерить длину, высоту и ширину класса.

2.Рассчитайте площадь пола и кубатуру помещения.

3.Определите площадь и кубатуру в пересчете на одного обучающегося, разделив полученный результат на количество посадочных мест.

Обработка результатов и выводы.

Полученные данные занесите в таблицу:

Таблица № 1  

Площадь и кубатура помещения, приходящего на одного обучающегося.

Школьное помещение

Площадь,м2

Кубатура, м 3

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Кабинеты (классы)

2,0

4-5

 Сделайте выводы о соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам.

Подумайте, рационально ли используется площадь помещения?

Задание 2

Оценка внутренней отделки помещения.

Выполнение работы.

План:

1.Отделка стен.

2.Цвет стен, потолка, пола.

3.Соответствие цветовых гамм.

4.Качество покрытия пола.

5.Чистота стен.

Обработка результатов и выводы.

Полученные данные занесите в таблицу:

Таблица № 2

Отражающая способность окрашенных поверхностей стен.

 (Загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что окрашенные или вымытые).

Цвет поверхности

Отражающая способность, %

Белый

80%

Светло-желтый

60%

Светло-зеленый

40%

Светло-голубой

30%

Темно-голубой

6%

Оцените внутреннюю отделку кабинета, учитывая следующие данные

- любые полимерные покрытия выделяют в атмосферу вредные для организма человека вещества;

- при  южной ориентации помещения рекомендуются более холодные тона окраски их стен ( светло-серый, светло-голубой, зеленоватый), при северной- более теплые (желтовато-охристые, светло-розовый, бежевый).

Задание 3

Изучение вентиляционного режима помещения.

Оборудование

Рулетка

Выполнение работы

1.Определите  необходимый вентиляционный объем воздуха ( V вент, м3/ч), т.е. объем свежего воздуха, который надо подавать в помещение на одного человека, чтобы содержание СО2 не превысила допустимого уровня (0,1%):

К     3

V вент = P-q   4

Где К – количество СО 2, выделяемое за один астрономический час л/ч ( ребенок при умственной работе выделяет столько литров СО 2, сколько ему лет);

Р – предельно допустимое содержание СО 2 в воздухе учебного помещения (0,1% или 1 л/м3);

¾ часа – продолжительность урока;

q – содержание СО 2 в атмосферном воздухе (0,03% или 0,3 л/м3).

2.Определите кратность обмена воздуха( D)- число, показывающее, сколько раз в течение 1 часа воздух помещения должен смениться наружным, чтобы содержание СО 2 не превысило допустимого уровня.

V вент

D =    V       ,

Где V вент – вентиляционный объем воздуха;

V -  объем воздуха на 1 обучающегося в классе.

Обработка результатов и выводы.

Таблица 3

Норма вентиляционного обмена.  

Помещение

Кратность обмена воздуха

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Школьный кабинет

6,0-3,0

На основании полученных данных сделайте вывод  о вентиляционном режиме в помещении. Ответьте на вопросы.

- Почему не рекомендуется проветривать помещение во время урока?

- Нужно ли открывать дверь во время проветривания?

-Изучите режим проветривания помещения в школе. Сделайте выводы и практические предложения.

Задание 4

Изучение естественной освещенности класса.

Оборудование

Рулетка

Выполнение работы.

1. С помощью рулетки измерьте высоту и ширину окон.

2.Рассчитайте общую площадь окон.

3.Рассчитайте площадь застекленной части окон ( 10% общей поверхности окон приходится на переплеты)

4. Измерив длину и ширину класса, рассчитайте площадь пола.

5. Подсчитайте световой коэффициент (СК)  по формуле:

             So ,

СК =   S

Где S o – площадь застекленной части окна;

S – площадь пола.

6. Определите коэффициент заглубления, т.е. отношение  высоты  верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.

Обработка результатов и выводы.

Таблица 4

Естественная освещенность класса.

Помещение

Световой коэффициент

Коэффициент заглубления

Результат

Санитарно-гигиеническая норма

Результат

Санитарно-гигиеническая норма

Класс

1/4 - 1/6

 1/2

Сделайте выводы о соответствии полученных коэффициентов санитарно-гигиеническим нормам.

 Приложение 3

Методическая рекомендация

«Определение плотности насекомых»

Оборудование: бечевка, колышки, энтомологические сачки для «кошения», полевой дневник, морилки, пробирки, часы, ватные матрасики.

Выполнение работы:

1.Напомнить правила поведения в природе.

2.Иметь  учебник определитель насекомых.

3.Руководителю группы рассказать, как пользоваться сачком, ловит насекомых, морить насекомых, сушить. Собирать только многочисленных насекомых, в одном, двух экземплярах, хорошо известных можно не собирать, а только фиксировать в полевом дневнике. Нельзя собирать насекомых, занесённых в Красную книгу.

4.Заложить несколько пробных площадок 1 м Х 1 м. Пронумеровать площадки. Объяснить ребятам как обходить и как считать насекомых: сколько раз, в течение какого времени, в какое время дня и т.д.

5.Кошение сачком. Объяснить и показать как пользоваться этим методом. Показать как встряхивать насекомых в мешочек, морить, раскладывать на ватные матрасики, этикетировать.

6. Вести записи в полевом дневнике, собранный материал разобрать по типам насекомых.

7. Сделать выводы, анализ проделанной работы, фиксировать в исследовательской работе.

Подготовить презентацию, коллекцию насекомых.

Приложение 1

Методическая рекомендация

«Взаимодействие руководителя группы  и ребят при работе над проектом»

Для успешной работы над проектом или исследовательской работы все участники процесса должны знать, в чем состоит их задача.

1.Роль руководителя при работе над исследовательской работой:

- Консультирует. Руководитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности. Направляет деятельность ребят в решение поставленных задач.

- Мотивирует. Во время работы над проектом руководитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед школьниками ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения, не навязывая  своих волевых решений.

- Наблюдает. Во время наблюдения ,руководитель получает информацию, которая ему необходима во время консультации, он умело направляет деятельность ребят, формирует компетентность в работе над проектом.

 2. Роль ребят при работе над проектом, он:

-Выбирает. Право выбора предоставленное ребятам в выборе темы исследовательской и проектной работы, формирует чувство причастности. Выбор должен закрепится в сознание ребят, и как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношения с ребятами. Речь не только о ролевом участие в командной работе. Взаимодействие с руководителем позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Работа на маршрутах и во время экскурсии, заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками с новых позиции. Со взрослыми они вступают в сотрудничество, со сверстниками в дружеские отношения, так как без единой  команды ( группы) выполнить исследовательскую работу намного сложнее.

-Оценивание.  На каждом этапе работы возникают различные объекты оценки. Ребята оценивают свою работу: информацию со стороны её полезности для проекта. В тоже время они оценивают продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Даже не самый удавшейся проект имеет большое педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач,  понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, формирует личный интерес к новому знанию, если провал проекта обусловлен неверно подобранной информацией или непроверенными данными.

Этапы работы над проектом.

1.Выбор темы проекта.

2.Планирование работы

3.Выполнение исследовательской работы

4.Анализ достижения цели и задач.

5.Оформление материалов проекта

6.Защита проекта. Презентация

Приложение 2

Памятка по обеспечению безопасности

во  время экскурсии и походов.

На экологической тропе могут возникнуть трудности, опасности и даже аварийные ситуации. Некоторые из них связаны с объективными реальными препятствиями, к которым группа была не подготовлена физически, технически и морально. Другие зависят от резких изменений погоды и носят эпизодический характер. Третьи - наиболее многочисленные, вызванные неправильным поведением самих ребят.

При подготовке к походу (экскурсии в природу) руководитель должен:

  1. обеспечить подбор членов группы по их   квалификации, физической и технической подготовленности, а также психологической совместимости;
  2. изучить с участниками группы район похода, сложные участки маршрута и способы их преодоления; подготовить картографический материал;
  3. провести необходимые тренировки группы;
  4. провести инструктаж с участниками по мерам безопасности в походе (экскурсии), а также по вопросам охраны природы.

Перечень   снаряжения для похода  (экскурсии).

        Личное снаряжение:

  1. Рюкзак (или ранец, заплечная сумка);
  2. Спортивный костюм, шорты. В жаркую солнечную погоду – светлая рубашка х/б с длинным рукавом и брюки х/б (не шорты);
  3. Ботинки туристские или кроссовки, кеды – удобные (разношенные, не тесные), с нескользкой подошвой, на низком каблуке;
  4. Головной убор (панама, бейсболка);
  5. Носки – х/б, без грубых швов. Колготки  надевать в походы не рекомендуется (создают проблемы при их переодевании в случае намокания, а также при оказании медицинской помощи при потертостях и травмах ног);
  6. Накидка (плащ) от дождя, ветра (из полиэтилена, ткани с водоотталкивающей пропиткой);  коврик для сидения (около 30х20см, из пенополеуретана);
  7. Запасные вещи (в рюкзаке, в отдельном пакете): куртка легкая (штормовка) свитер п/шерст., шапочка спортивная, носки,  платок носовой;
  8. Чай, напитки, питьевая вода в термосе с металлической колбой или в пластиковой бутылке (очень холодные напитки в поход не брать!), еда на один – два раза (в зависимости от программы мероприятия): бутерброды, фрукты, овощи. Скоропортящиеся продукты (вареная колбаса, молочные продукты, мясные и рыбные консервы в открытых ранее банках) не употреблять!
  9. Очки солнцезащитные;
  10. Кружка, миска  (металлическая, пластик), ложка, нож (в чехле), спички (в гермоупаковке);
  1.  Часы, индивидуальная медаптечка, реперенты – от комаров, клещей; блокнот, карандаши, фломастеры;
  2. Фото-видео-аппаратура, бинокль, лупа и др.– с предварительного разрешения руководителя.

На маршруте:

  1. на первом же привале устранить все неудобства в одежде, обуви, подогнать рюкзак, снять лишнюю одежду;
  2. при движении по дороге идти по обочине навстречу транспорту;
  3. неумеренное питье вредно для организма. Досыта пить можно только на обеденном привале. В пути –ополаскивать рот. Вода дезинфицируется марганцем, йодом
  4. не употреблять неизвестных грибов и ягод, неспелых и собранных рядом с дорогой ягод и плодов;
  5. иметь всегда при себе нож, герметически упакованные спички, сухое горючее;
  6. при необходимости движения в дождь -укрыться специальной накидкой от дождя, не становиться на мокрые камни и корни деревьев, предохранять от влаги рюкзак;
  7. остерегаться укуса клещей;

С инструкцией по обеспечению безопасности при проведении  похода (экскурсии) ознакомлены:

№п/п

ФИО участника

Дата проведения инструктажа

Цель инструктажа

ФИО руководителя

1

2

3

        

Приложение 5

Методическая рекомендация

«Наблюдения за млекопитающимися»

Основные цели   работы по наблюдению за поведением животного состоят:

  1. в отработке метода наблюдения и совершенствовании умений  наблюдать;
  2. в формировании представлений о поведении животных;

 Основным методом исследования  является наблюдение над живыми животными в природе и, отчасти, в неволе. Наблюдать диких животных далеко не всегда легко, так как часто они очень скрытны, ведут ночной образ жизни и нужно приложить много усилий для того, чтобы добиться своей цели и установить тот или иной факт. Умение наблюдать появляется не сразу, а в результате длительного, упорного труда и нужно обладать и терпением и большой любовью к делу изучения природы, чтобы стать настоящим натуралистом.  

   Острая наблюдательность должна быть профессиональным качеством полевого эколога.   При этом следует иметь в виду, что при изучении позвоночных животных приходится руководствоваться не только зрением, но и слухом. Для наблюдения за дикими животными не требуется почти никакого специального оборудования, кроме бинокля и обычного полевого снаряжения  (фотоаппарат, записная книжка и пр.).
Бинокль значительно облегчает работу. Удобнее всего полевой призматический бинокль с увеличением в 6— 8 крат.  Бинокль должен иметь прочный футляр, ремешок для одевания на шею, защитную крышечку для окуляров (необходима при работе на дожде).  

 Наблюдения над дикими животными производятся   путем подкарауливания, сидя на одном месте.  Наблюдения  в природе отнюдь не являются простой прогулкой по лесу или полям, как думают многие ребята, она требует постоянной и большой настороженности, внимания, мгновенной реакции на каждый самый незначительный звук, шорох, шелест, движение в траве или кустах. Если при этом учесть необходимость преодоления разнообразных препятствий на пути, трудности передвижения и иные неблагоприятные условия, характерные для всякой полевой работы, то тогда станет ясным, что наблюдения  действительно является нелегким делом и требует выносливости и привычки.   Поэтому   нельзя громко разговаривать, шуметь, делать резкие движения, а надо стараться идти медленно (2—3 км в час), бесшумно, все время озираясь и прислушиваясь, в случае необходимости моментально замирая на месте. В лесах с обильной подстилкой из опавших листьев и веток, которые очень шуршат, надо соблюдать особенную осторожность и, по возможности, передвигаться по тропинкам, как это делают многие хищные звери.
   Важно первому заметить зверя, ибо тогда можно подкрасться очень близко. При этом иногда целесообразно в первый момент не останавливаться, а идти дальше, делая вид, словно не заметил животное, тогда оно не так пугается. При скрадывании животного самое важное не делать никаких резких движений, подвигаться постепенно, пользуясь моментами, когда животное чем-нибудь занято и не прямо на него, а стороной. При скрадывании зверей нужно внимательно следить за направлением ветра, ибо млекопитающие руководствуются преимущественно обонянием, а затем слухом.
   При соблюдении всех этих условий, удается подойти даже к крупному осторожному зверю   очень близко, настолько, что можно их фотографировать и наблюдать без бинокля.
   Каждое произведенное наблюдение нужно сразу же записывать в полевой дневник, чтобы не забыть какие-нибудь интересные детали, что часто происходит при обилии впечатлений.
      Очень интересные результаты дает второй способ — подкарауливание. При умелом выборе места и времени наблюдения оно позволяет познакомиться с самыми сокровенными сторонами жизни диких животных и получить интереснейшие данные об их экологии и поведении. Даже во время экскурсий следует от времени до времени останавливаться, чтобы немного понаблюдать в интересном месте, а не беспрерывно идти.
   Особенно полезно устраивать засады около  нор; на местах кормежки; около водопоев и купалок;  на берегах озер и рек.  

   Подкарауливание лучше всего проводить пораньше утром или вечером.
   Независимо от способа подкарауливания следует соблюдать некоторые общие правила и тем строже им следовать, чем осторожнее объект наблюдения. Прежде всего нужно маскироваться. Очень немногие животные позволяют наблюдать их в открытую, обычно приходится прятаться куда-нибудь в кусты или в высокую траву, а нередко предварительно строить специальное укрытие — шалаш, траншею или яму.            

 Примерная запись в дневнике:

№.наблюдения................................Дата ..…..................................................

Час................Погода.............................................................................................. Место наблюдений....................................................................................................... Записи наблюдения........................................................................................ ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа « Школьник – исследователь»

Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...

Программа кружка "Исследователи природы"

Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...

Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"

Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....

Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...

Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)

Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....

Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь

Дополнительная общеразвивающая программа...