Программа курса дополнительного образования "Этикет"
календарно-тематическое планирование по теме

 

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon panova_t.v.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Панова Татьяна Валериевна

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ № 5» НГО

Программа курса дополнительного образования "Этикет".

1-2 класс

«Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения»

Пояснительная записка

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Цель программы: воспитание грамотной культурной личности

Задачи программы: 

  1. Познакомить воспитанников с понятием «Этикет», с историей этикета, с навыками культурного поведения.
  2. Воспитывать уважительное отношение к себе, к окружающим, к своей школе.
  3. Развивать коммуникативные качества личности;
  4. Развивать речь;
  5. Будить у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.

При изучении курса «Этикет», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом уроке разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме урока.

Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. Учащиеся ведут словарик таких «трудных» слов и выражений. К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята сами подбирают такие слова на основе наблюдений за речью окружающих людей. На многих уроках учитель обращает ребят к толковому и этимологическому словарю.

Культурный человек – значит человек, умеющий быть здоровым. Основные навыки по формированию здорового образа жизни ребята получают при изучении разделы «Ты сам».
Занятия по программе «Этикет» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Программа рассчитана на 64 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю в 1 и 2 классах.

Планируемые результаты обучения. 

  1. Учащиеся должны знать:
  1. историю, виды и значение этикета;
  2. культуру внешнего вида, правила гигиены;
  3. правила жизни в обществе;
  4. правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
  5. культуру поведения в общественных местах;
  6. особенности поведения в школе;
  7. правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя
  8. правила гостеприимства;
  9. правила дарения и получения подарков
  10. правила оформления писем, поздравлений.
  11. правила ведения переписки в сети Интернет
  1. Учащиеся должны уметь:
  2. вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
  3. следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
  4. правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
  5. вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
  6. общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;
  7. общаться с представителями противоположного пола;

Литература: 

  1. «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
  2. «Хорошие манеры в рисунках и примерах» Арина Гольдникова
  3. «Вредные советы» Г. Остер
  4. «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
  5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
  6. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
  7. «Уроки этикета» Насонкина С.А.
  8. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
  9. Игра-раскраска «Хорошие манеры»
  10. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
  11. «Уроки Мойдодыра» Г. Зайцев.
  12. http://www.etikets.ru 

Поурочное планирование
1-й год обучения (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

Содержание

1.

Что значит быть вежливым?

1

 

Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета

Правила жизни в обществе (11)

 

2.

Приветствие.

1

 

Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй»

3.

Давайте познакомимся…

1

 

Правила знакомства

4.

Прощание.

1

 

Слова прощания

5.

Благодарность.

1

 

Значение слова «спасибо», способы выражения благодарности

6.

Извинения.

1

 

 

7.

Разговор в обществе

1

 

Начало разговора: Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.

8.

Обращение к собеседнику. Наши имена

1

 

Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор обращения по имени

9.

Ты и Вы

1

 

 

10.

Слова и жесты

1

 

Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты

11.

Внимание к собеседнику.

1

 

Культура поведения во время беседы

12.

Вежливые слова. Решение этикетных задач

1

 

 

Ты сам (13)

13.

Твой внешний вид.

1

 

Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка

14.

Уроки гигиены.

1

 

Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д.;

15.

Кое-что о правильном питании.

 

 

принципы здорового питания, понятие о полезной пище

16.

Твое настроение.

1

 

Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим

17.

Тайна моего «Я». Умение владеть собой

1

 

 

18.

Как мы видим друг друга

1

 

 

19.

Вредные и полезные привычки.

1

 

Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков

20.

Не только платье красит человека.

1

 

 

21.

Одежда, костюм, мода

1

 

Умение одеваться со вкусом, аккуратно, по фигуре, по погоде, в соответствии с ситуацией.

22.

Мода на Руси

1

 

 

23.

Не только платье красит человека.

1

 

Использование косметики и парфюмерии.

24.

Только о мальчиках. Только о девочках.

1

 

 

25.

Решение этикетных задач

1

 

 

Ты – ученик (9)

26.

Твое отношение к учебе и учителям

1

 

Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю, отметке, умение доказать свое мнение. Изучение «Устава школы №5» и (возможное) внесение поправок

27.

Общение с одноклассниками.

1

 

Взаимоотношения между одноклассниками, отношение мальчиков и девочек, мини-тест «Примерный ученик»

28.

О дружбе

1

 

 

29.

Как решать конфликты.

1

 

«Правила поссорившихся сторон»

30.

Культура спора

1

 

Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь)

31.

В библиотеке, в столовой, в гардеробе.

1

 

 

32.

Загородная прогулка с классом

1

 

Правила поведения в общественных местах, на природе, бережное отношение к природе

33.

Смеемся вместе

1

 

 

34.

Обобщение изученного материала. Решение этикетных задач

1

 

 

Поурочное планирование
2-й год обучения (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

Содержание

1.

Введение

 

 

 

Правила жизни в обществе (14)

2.

На прогулке

1

 

Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения, (словарь)

3.

В магазине.

1

 

Правила поведения в общественных местах

4.

В больнице. Врач и пациент

 

 

Посещение больного

5.

В общественном транспорте

1

 

Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение «Прав и обязанностей пассажиров» (словарь)

6.

В театре, в кино.

1

 

Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь).

7

В музее

1

 

Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам

8.

На концерте, на стадионе

1

 

Правила поведения в общественных местах, (словарь)

9.

Путешествия

1

 

Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолете. Жизнь в палаточном городке.

10.

В гостинице

1

 

Правила проживания в гостиницах

11.

Национальный этикет

 

 

Особенности этикета в разных странах мира

12.

У меня зазвонил телефон…

1

 

Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь).

13.

Пишем письма.

1

 

Правила оформления письма, тренировочные упражнения по написанию писем

14.

Интернет и Этикет

1

 

Правила работы с электронной почтой

15.

Решение этикетных задач

1

 

 

Дом и семья (7)

16

Портрет семьи

 

 

 

17.

У себя дома, что хочу, то и ворочу?

1

 

Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям

18.

За столом.

1

 

Простые правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира

19.

Семейные праздники.

1

 

Культура организации семейного торжества, семейные традиции

20.

Доброе имя семьи

1

 

 

21.

Добрые слова. Слова утешения

1

 

 

22.

Домашние питомцы.

1

 

 

Гость – хозяину радость

23.

Гостеприимство как национальная черта русских

1

 

 

24-25.

Мы идем в гости.

2

 

Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций

26-27.

Приглашаем гостей

2

 

Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций

28.

Даты и торжества.

1

 

 

29.

Поздравления. Приглашения

 

 

Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).

30.

О подарках.

1

 

Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков,

31.

Цветочный этикет

1

 

Дарение цветов

32.

О комплиментах

1

 

 

33.

Дама и кавалер. Потанцуем?

1

 

Отношения между мальчиками и девочками, приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»

34.

Обобщающее занятие

1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования "Удивительный мир камня"

Программа курса дополнительного образования для 5-7 классов в летнем оздоровительном лагере...

Программа курса дополнительного образования «История права России» 10 класс

Данная программа дополнительного образования «История права России» построена на материале курса истории России 6-9 классов и содержит интересные сведения о развитии отечественного права....

Программа курса дополнительного образования

Материал для курса дополнительного образования по словарю издательства  Pearson Longma...

Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" 6 класс

Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" для 6 класса с пояснительной запиской, содержанием, КТП на 34 часа...

Рабочая программа курса дополнительного образования по информатике "Информатика для всех" для учащихся 1-х классов

Рабочая программа составлена на основе программы и учебника-тетради ”Информатика в играх и задачах” 1 класс,  А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова и рассчитана на 1 час в неделю....

Программа курса дополнительного образования "Театр миниатюр на английском языке"Рейнбоу".

Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, не для получения оценки, а просто потом...