Методическое сообщение на тему “Нотная азбука для самых маленьких” (И. С. Королькова “Крохе-музыканту”).
методическая разработка на тему

Алаева Татьяна Сергеевна

И. Королькова "Крохе-музыканту". Поэтапные возможности применения методического пособия  для начинающих пианистов и различные варианты дальнейшего использования сборника в младших и средних классах музыкальной школы на уроках общего фортепиано. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soobshchenie.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

на тему  Нотная азбука для самых маленьких 

(И. С. Королькова Крохе-музыканту)

Алаева Татьяна Сергеевна,

Преподаватель общего фортепиано

МОУДОД «Центральная детская музыкальная школа»

г. Саратова


Сборник Ирины Станиславовны Корольковой «Крохе музыканту», представленный в двух частях, является методическим пособием, предназначенным для обучения игре на фортепиано детей 4-6 летнего возраста. При некоторых изменениях, предусмотренных автором, возможно использование сборника в младших и средних классах музыкальной школы для чтения нот с листа, транспонирования и ряда других самостоятельных работ. Цель данного пособия – познакомить маленьких детей в доступной для них форме с азами нотной грамоты и привить им любовь к музицированию.

На подготовительном этапе обучения игре на фортепиано необходимо заинтересовать ребенка предстоящей работой, начав знакомство со сборником с прослушивания стихов и пьес в исполнении педагога. Через некоторое время, когда у ребенка разовьётся слуховое внимание, окрепнет музыкальная память и он сможет легко узнавать пьесы уже без слов, только по интонации, можно переходить к следующему этапу обучения - знакомству с нотной записью. Осуществлять этот переход следует на базе пройденного материала, связывая звучание уже знакомых пьес с их графическим изображением. Наметив путь от образа к звуку и от звука к нотной записи, можно заниматься решением чисто пианистических задач, постоянно объединяя их с задачами образными.

Нотный материал в большинстве своем ранее не публиковавшийся выстроен по принципу преемственности, от простого к сложному. В силу особенностей детской психологии данного возраста, автор считает не целесообразным перегружать нотный текст лишними знаками, поэтому  на первых страницах сборника в песенках отсутствуют паузы, не имеющие мелодического значения. Аппликатура и штрихи не проставлены в связи с тем, что в зависимости от поставленной цели и индивидуальных особенностей строения руки ребенка варианты могут быть различны. Предельная простота пьес обеспечивает удобство и естественность первого прикосновения ученика к инструменту. Распределение мелодии между двумя руками, из которых каждая берет только один звук («Зайчик») снимает напряжение, помогает использовать вес руки, добиваться опоры и глубины звучания. При таком звуковедении штрих «легато» не только не исключается, а, напротив, во многих пьесах является необходимым, хотя из-за неудобства записи на двух строчках он не всегда может быть обозначен лигой. Во всех случаях, когда возникает неясность по поводу изменения штрихов или цезур, следует руководствоваться содержанием и строением стиха. Никакие указания не смогут точнее и тоньше передать все нюансы артикуляции, чем живая речь и конкретный образ. Тексты песенок образны и доступны по содержанию, небольшие пьески дополнены яркими иллюстрациями, пробуждающими детскую фантазию. Роль текста в этот период обучения трудно переоценить. Им определяется естественность дыхания, ясность фразировки, выразительность мелодии. Осмысленность речевой интонации переносится в интонацию музыкальную, помогая найти нужную окраску звука и отсюда – сам способ звукоизвлечения. Мелодия, связанная с текстом, ярче воспринимается и лучше запоминается, а потому легче переходит в область внутреннего слуха, активизируя его и становясь тем стержнем, на котором строится логика формообразования.

 Почти все пьесы дополняются сопровождающей партией. Использование партии учителя не является обязательным, а служит гармоническим дополнением к мелодиям. Ребенку, выучившему основную партию, через некоторое время будет интересно включить в свой репертуар и вторую партию этой же пьесы. Затем, место учителя может занять другой ученик. Таким образом, некоторые пьесы по выбору педагога, могут быть использованы как ансамбли. Предлагаемые ритмические упражнения могут служить одним из вариантов работы над развитием чувства ритма («Паровозик»).

Сборник служит развитию творческой инициативы маленьких музыкантов. Первая и самая простая форма ее проявления – поиски новых вариантов распределения звуков между руками. Уже не один, а два, три звука, взятые «легато» («Мой лев», «Огурец») или скачком («Индюк», «Песочный домик») будут сыграны одной рукой. В дальнейшем можно будет практиковать и более сложные задания: поиски ребенком собственного варианта второй партии, сочинение им вариаций на наиболее простые и удобные темы и т.п. Возвращаясь к пьесам, пройденным ранее в четыре руки можно объединить обе партии в одну, что особенно удобно в пьесах «Лягушки», «Огурец», «Коза». На материале сборника можно осуществлять игры, кукольные инсценировки, создание учениками собственных иллюстраций к пьесам с последующим проведением конкурса на лучший рисунок и т.д.

Допуская и поощряя творческую инициативу учеников, педагог должен, однако, следить, чтобы результаты ее проявления не вступали в противоречие с художественным образом. Нужно учесть, что исполнение некоторых пьес требует своего, точно найденного прикосновения к инструменту. А это окажется возможным только при наличии культуры звука и развитого воображения. В пьесах возникают разные звуковые задачи. И нужно помочь ученику найти легкое как бы летящее касание клавиш в пьесе  «Часики», ласковое и нежное - в «Колыбельной», научить его прислушиваться к сердечному рассказу бабушки «Бабушкина сказка», и к шороху деревьев по которым прыгают обезьяны в пьесе «Обезьянки», и к серьезной беседе отца с сыном («Разговор с папой»).

Решение этих, казалось бы, трудных задач без сомнения доступно детям, чутким ко всему живому в природе и вполне может быть реализовано под руководством опытного и готового к творческому поиску педагога.

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. “Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое”, писал А. Рубинштей. Методическое пособие Ирины Станиславовны Корольковой  “Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких” – это залог успеха будущего музыканта - исполнителя.


Список использованной литературы

  1. Алексеев А.Д. “Методика обучения игре на фортепиано” – М., 1978.
  2. Артоболевская А.Д. “Первая встреча с музыкой” – М., 1989.
  3. Бочкарев “Психология музыкальной деятельности” – М., 1978.
  4. Кончаловская Н. “Нотная азбука” – М., 1997.
  5. Королькова И.С. “Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть 1” – Р-н-Д., 2004.
  6. Королькова И.С. “Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть 2” – Р-н-Д., 2006.
  7. Милич Б. “Воспитание ученика – пианиста” – К., 1997
  8. Нейгауз Г.Г. “Об искусстве фортепианной игры” – М.,1982
  9. Ройзман Л., Натансон В. Юный пианист. М,:Музыка, 1985
  10.  Сафарова И. Игры для организации пианистических движений. Екатеринбург, 1994

Использованные Интернет-ресурсы

  1. http://mapakids.net 
  2. http://www.muz-urok.ru
  3. http://sozvezdieoriona.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение на тему: "Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению"

В основу образовательного процесса ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной...

Методическое сообщение по теме:«Планирование процесса обучения,методика преподавания урока фортепиано и организация домашней работы ученика» .

Методическое сообщение по данной теме включает в себя следующие разделы: планирование процесса обучения, задачи и содержание урока, подготовка педагога к уроку фортепиан...

Методическое сообщение на тему: «Создания благоприятной среды в работе с одаренными детьми».

Что такое одаренность? С какими проявлениями одаренности ребенка мы сталкиваемся во время образовательного процесса?Каков портрет одаренного ребенка?Как правильно организовать благоприятную среду в ра...

Методическое сообщение на тему "Традиционные наигрыши на гармони и их характеристика"

Обучение детей на гармони проводится по дисциплине "предмет по выбору" и расчитан на пять лет. Овладение навыками игры на гармони позволяет учащимся расширить свои исполнительские возможности. Основу ...

Методическое сообщение на тему "Урок химии в 8 классе на тему "Кислоты" по ФГОС

Сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; познакомить с классификацией кислот по их  составу, с качественным определением кислот индикаторами, с ...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких».

Ребенок рождается с незрелым речевым аппаратом: малыш не сразу научится правильно ставить язычок при произнесении звуков, делать длинный выдох, вытягивать губы трубочкой, сжимать или раздвигать их. На...