Организация воспитательной работы в летнем лагере
учебно-методический материал на тему

Кургина Марина Владимировна

Статья содержит материалы по организации работы в летнем лагере, правилам создания вожатского отряда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_vospitatelnoy_raboty_v_letnem_lagere.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Лето – это маленькая жизнь.

Лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности и индивидуальные, физические, социальные потребности.

С одной стороны летний лагерь с дневным пребыванием - пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества детей, с другой - форма организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, их летнего отдыха.

Летний отдых является неотъемлемой составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, он рассматривается как особая сфера воспитательно-оздоровительной деятельности, направленная на разработку и внедрение современных личностно-ориентированных технологий в рамках организации воспитательной деятельности с детьми. Поэтому к содержательной части летнего отдыха предъявляются все более серьезные требования.

Лагерь с дневным пребыванием должен иметь возможность наиболее полно удовлетворить интерес детей к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, чтобы каждый ребенок мог продемонстрировать свои способности и талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт.

Детские лагеря с дневным пребыванием призваны обеспечивать развитие, воспитание и оздоровление детей в летний период, предоставить им полноценный и содержательный отдых в привычных социальных условиях и решить ряд психолого-педагогических, методических и управленческих задач:

Организация воспитательной работы в школьном летнем лагере крайне важна, и должна быть хорошо продумана. Необходимо понимать, что маленькое лето – это действительно очень важный кусочек жизни, который проживают наши дети. И если он проходит в школьном лагере, то необходимо максимально дать возможность ребенку не только отдохнуть, но и открывать новое, научиться чему-либо, а главное это время для приобретение опыта социализации личности.

Продуктивность воспитательной работы в летнем пришкольном лагере зависит от двух важных составляющих – это организация работы вожатского отряда и поэтапное планирование воспитательной работы.

Чтобы все сложилось начало работы по подготовке проведения летней лагерной смены необходимо начинать с начала учебного года.

Начало работы – это определение того круга ребят, которые составят основу вожатского отряда, которые летом будет осуществлять воспитательную работу в детском лагере, конечно под чутким руководством педагога. Основу вожатского отряда, если в школе еще такого нет, составляют активисты школьного самоуправления, а также ребята, которые интересуются подобными формами работы.

Во время учебного года проходит множество различных мероприятий, к которым нужно готовиться определенным способом. Это планирование будущего мероприятия, составление сценарного плана, по необходимости работа с группами, если это большой семинар, и т.д. Наша будущие вожатые вместе с педагогами принимают участие в подготовительной работе, тем самым приобретая определенные навыки. Важная часть работы – обсуждение проведенного мероприятия – рефлексия, где ребята могут высказать свое мнение и внести предложения для улучшения работы в дальнейшем.

Ну вот, наконец наступает долгожданная весна, открывается «Школа вожатых», которой руководит педагог-организатор или педагог-психолог. В школу могут прийти все желающие, которые работали на протяжении всего учебного года, но и новичкам тоже вход открыт.

План работы школы вожатых включается в себя: обучение проведению разных упражнений, направленных на сплочение детского коллектива; разучиванию специальных игр, песен; Ребята знакомятся с легендами, рассказываемыми вожатыми в орлятском кругу и т.д.

В мае все обучающиеся сдают экзамены. Экзамен включает в себя проведение занятия в любом классе начальной школы: разучивания песни, проведения какого-либо мероприятия. Учитель данного класса оценивает работу вожатых.

Цель, задачи и план воспитательной работы летнего лагеря составляется на основе изучения познавательного интереса ребят. Но важное условие – одна неделя – она тема.

Например лагерная смена посвящена экологическому воспитания, тогда недели разбиты на подтемы:

«Капелька» - неделя, посвящённая воде. Это работа на исследовательских станциях, проведение различных конкурсных и игровых мероприятий по данной теме.

«Лесовичок» - исследование состава парка, программы по изучению природных зон, конкурсы рисунков и стихов. Все посвящено одной теме.

Особенно важные и итересны темы лагерной смены, которые посвящены исследованию своего края. И снова необходимо разбить основную темы на подтемы:

«Природа нашего края», «Мои земляки « и т.д.

Особое место среди проводимых мероприятиях занимают так называемые «большие игры». Это игры могут заимствованы из набора психологических игр, или традиционных лагерных, или придуманных самими детьми.

Во пример одной из них. Большая игра «Город». Почему большая, потому что длится целый день, и включается в себя большой круг вопросов, которые решаются во время игры.

Чтобы начать игру всех участников подробно познакомить с ее правилами.

Цел игры: «проиграть» социальную роль взрослого человека, научиться взаимодействовать во взрослом мире, научиться работать и тратить приобретенные средства.

Участники игры: мэр города, полиция, руководители открываемых предприятий (магазин, парикмахерская, библиотека и т.д.), простые горожане.

Проведение такое игры решает важные вопросы социализации личноти: умение проживать другие социальные роли, действовать в необычных условиях, нести ответственности за свои действия и многое другое.

Опыт проведения подобных игр большой, и дает хорошие результаты.

Лето – это маленькая жизнь, давайте многому научимся за это лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

ДЕНЬ ПИОНЕРИИ-мероприятие для работы в летнем лагере

"День Пионерии"- массовое мероприятие в летнем лагере.Направленное на воспитание патриотизма и уважения   традиций.Нашим детям очень интересно то, каким было детство их родителей.Чем они увл...

Содоклад на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в 8 классе по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» (из опыта работы)

Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного пространства в школе. Он предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физическо...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...

Календарно - тематическое планирование воспитательной работы на летний пероид

Календарно - тематическое планирование воспитательной работы на летний пероид...

Отчет о работе в летнем лагере.

Отчет о работе в летнем лагере....

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС...