Сценарий "В гостях у танца"
материал по теме

Шаповалова Татьяна Васильевна

Сценарий выступлений обучающихся класса фортепиано в рамках проекта "Культурно-просветительской деятельности хоровой студии "Тоника"". Сценарий включает танцевальную музыку разных эпох и народов, знакомит с происхождением различных танцев, их характерными чертами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_tanca_2.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Ход сценария

 

1-я ведущая:  Еще в глубокой древности обряды, игры и праздники всегда сопровождала музыка. Она  помогала  людям объединиться в общем настроении, чувстве, движении. Так возник жанр танца. Его назначение – организовать танцующих    людей. Поэтому в танцевальной  музыке главные выразительные средства – ритм  и темп.

2-я ведущая:    В танцах  разных народов отразились различные стороны их  жизни, характера, темперамента“. Посмотрите,- говорил великий русский писатель.  Н.В.Гоголь,- народные танцы являются в разных углах мира… Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий ”.

1-я  ведущая:    Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. Для русской камаринской, кавказской лезгинки, итальянской тарантеллы типично быстрое, стремительное движение. А для французского менуэта, кубинского танго- движение спокойное, неторопливое. Вальс и мазурка обязательно имеют трехдольный размер, а кадриль и полька – двухдольный.

2-я ведущая:     Музыкальная литература богата разнообразными танцевальными произведениями. В одних случаях  их роль  чисто прикладная – они сопровождают танец. Но есть танцевальные произведения, предназначенные для концертного исполнения.

1-я ведущая:     “Королем танцев” в 18 веке был менуэт. Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей.  По своему происхождению это народный хороводный танец родом  из провинции Пуату на западе Франции. Название его образовано от двух французских слов: “па меню” - “ мелкий шаг”. Исполняется мелкими шагами, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями. Костюмы мужчин и женщин на балах того времени в большой степени определяли стиль танцев (у женщин кринолины, необъятно широкие,  требовавшие  плавных движений, у мужчин обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках с красивыми подвязками,- бантами у колен). Распорядитель на балах давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами.

2-я ведущая:      Нежно играет нам кларнет,

                            В зале танцуют все менуэт.

                          - Раз, два, три, -

                            Наш  танцмейстер так:

                          - Раз, два, три, -

                            Отбивает такт.

                          - Раз, два, три –

                            Знаем, он подскажет нам каждый шаг!

                            Слышно, как платья шуршат,

                            В зале, мерцая, свечи горят,

                            Стройно и в лад флейты звучат.

                            О, как прекрасен сказочный бал!

                          - Раз, два, три, -

                            Я прошу всех вас,

                          - Раз, два, три, -

                            И прощальный сделать всем реверанс!...

1-я ведущая:     Вольфганг Амадей Моцарт, ещё будучи ребенком научился танцевать менуэт в Париже. Первый сборник его детских клавесинных пьес  состоит в основном из менуэтов. В них, первых сочинениях восьмилетнего мальчика, проявилась поразительная наблюдательность. В интонациях, изящном  рисунке мелодии, словно в зеркале, отразилась пластика танца – поклоны, грациозные жесты, плавные приседания. Музыкальный размер менуэта трёхдольный, темп умеренный.

 

Звучит “Менуэт” В.А.Моцарта.

                     

1-я ведущая:     В 18 веке излюбленным бальным танцем в Польше была мазурка. Название произошло от слова “мазуры”- так называют жителей Мазовии. К началу 19-го века она получила широкое распространение в странах Европы. Нигде, кроме Польши, с таким блеском и мастерством не танцевали мазурку, как в России. Перенесенная на русскую почву, мазурка приобретает особый колорит и характер исполнения.

2-я ведущая:     Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого, размер трехдольный. Мелодия танца всегда имеет острый ритмический рисунок. Нередко резкие акценты перемещаются в такте с сильной доли на слабую. В пунктирных ритмических фигурах характерны эффектные пристукивания каблучками и шпорами. В мазурке сочетаются легкое изящество, блестящая удаль, порой мечтательность.

1-я ведущая:      Мазурка раздалась. Бывало,

                            Когда гремел мазурки гром,

                            В огромной зале все дрожало,

                            Паркет трещал под каблуком,

                            Тряслися, дребезжали рамы;

                            Теперь не то: и мы, как дамы,

                            Скользим по лаковым доскам.

                            Но в городах, по деревням

                            Еще мазурка  сохранила

                            Первоначальные красы:

                            Припрыжки, каблуки, усы

                            Все те же: их не изменила

                            Лихая мода, наш тиран,

                            Недуг новейших россиян.

 

Звучит “Мазурка”  П.И.Чайковского.

1-я ведущая:          В “ Мазурке “ русского композитора  Александра Гречанинова от танца очень мало. Это скорее грустное воспоминание бабушки о танце-мазурке:    

                             Помню, помню

                             Как, бывало, в юности

                             В первой паре

                             Танцевала я …

                             Словно во сне плыла,

                             Словно на крыльях…

                             Радость беспечная

                             В сердце жила…

                             Помню, помню,

                             Как, бывало,  в юности

                             В первой паре

                             Танцевала  я …

 

Звучит “Мазурка “ А.Гречанинова.

1-я ведущая:       Однообразный и безумный,

                            Как вихрь жизни молодой,

                            Кружится вальса вихорь шумный,

         Чета мелькает за четой.                                          

В начале 19-го века Европа закружилась в вихре вальса. Его с упоением танцевали в Вене и Париже, в Берлине и Петербурге. Возник вальс на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Прямым предшественником вальса был австрийский крестьянский танец лендлер, отличавшийся разнообразными плясовыми фигурами с подвижной мелодикой с преобладанием мелких длительностей. Переход от лендлера к вальсу выразился в упрощении танцевальных движений, которые свелись к непрерывному кружению; при этом мелодика танца превратилась в более плавную кантилену.

2-я ведущая:       Музыка вальса очень разнообразна по своему характеру. Существуют вальсы радостные и грустные, бравурные и спокойные, светло-мечтательные и задумчиво-печальные. Размер вальса трехдольный, он подчеркнут типичным для вальса изложением аккомпанемента: на первой четверти находится басовый звук, а на второй и третьей четвертях – два аккорда, образующих с басом слитно звучащую гармонию.

Вальсу свойственны мелодическая напевность и непосредственность в передаче чувств, а также простота  выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным среди слушателей.

 

Звучит   «Меланхолический вальс» А.Даргомыжского.

2-я ведущая:      Многие лирические песни написаны в ритме вальса. Это и неудивительно: что еще может сравниться с вальсом по задумчивости, сердечности и изяществу? Этот танец дал жизнь немалому числу прекрасных песен.  

1-я ведущая:      Я помню вальса звук прелестный-

                            Весенней ночью, в поздний час,

                            Его пел голос неизвестный,

                            И песня чудная лилась.

                            Да, то был вальс,

                            Прелестный, томный,

                            Да, то был дивный вальс!                                                                        

Звучит “Ленинградский вальс” А.Дольского.

2-я ведущая:     Огромную известность в 19-ом веке приобретает старинный народный танец Чехии полька. К 40-ым годам она распространяется по всей Европе как популярный бальный танец. Ее необыкновенная популярность затмила на некоторое время даже успех вальса. Название “полька” произошло от чешского pulka-половина (в значении “полшага”). Движение танца основано на полушагах, легких прыжках с поворотом. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно.

1-я ведущая:      Польке свойственны задор и юмор. Это танец живого и бодрого характера. Музыкальный размер польки двухдольный, темп подвижный, иногда даже быстрый.  

2-я ведущая:       Ну-ка, парни, ну,  девицы,

                             Вам ли в танце не кружиться,

                             Все танцуют до упаду,

                             Музыкантов ждет награда;

                             Скрипка, флейта, контрабас

                             Постараются для вас!

                             …Нам нельзя остановиться

                             Белый свет в глазах кружится.

                             Пляшет сердце и душа,

                             Больно полька хороша!

 

Звучит  “Полька”  П.И.Чайковского.

1-я ведущая:       Одним из популярных бальных танцев в 19-ом  веке была кадриль. Обычно ее танцевали 4 пары, откуда произошло и название танца (по-испански  caudrilla-четверка). Кадриль состояла из 5-6 различных танцевальных фигур, каждая фигура- с новой музыкой. В измененном виде кадриль сохранилась в русском народном быту как оживленный танец. Музыкальный размер кадрили двухдольный.    

 

Звучит кадриль на темы цыганских песен  “Вьюшки”  Н.Артемьева.

1-я ведущая:       В 19-ом веке известность приобретает польский народный танец  краковяк. Краковяки - жители Краковского воеводства в Польше, отсюда и название танца. Возникнув из старинного воинственного танца, краковяк сохранил горделивый, темпераментный характер.  Женщины пляшут плавно, изящно, мужчины- с резкими притопываниями и выкриками. Музыкальный размер танца двухдольный. Для краковяка характерен острый, чёткий ритм, с частыми синкопами.

 

Звучит  “Детский краковяк” обр.Е.Теличеевой.

1-я ведущая:        Разнообразны и выразительны русские пляски. Немецкий ученый Я. Штелин, посетивший Россию, писал, что “ во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску”.

       Из русских народных плясок широкое распространение получила камаринская. Ей присущ веселый, задорный характер. Она имеет быстрый темп, двухдольный размер.

2-я ведущая:         Много выдумки и таланта проявляют народные музыканты в приемах развития танцевальных мелодий. Если в народной песне мелодия из куплета в куплет изменяется редко, то в танцах при каждом новом повторении тема варьируется, то есть обогащается новыми мелодическими оборотами, новым ритмическим рисунком. Такие варьированные, то есть видоизмененные, повторения мелодии и лежат в основе музыки народных танцев. Им соответствуют и движения пляски, обновляющиеся, как и сама музыка. Танцоры и музыканты, сопровождающие танец игрой на балалайке, гармонике, дудочке, словно состязаются между собой в изобразительности и мастерстве.

 

Звучит “Камаринская’  П.И. Чайковского.

2-я ведущая:           Наиболее распространен и всеми любим на Украине танец гопак. В старину гопак  был мужским танцем, со временем он стал парным, а также парно- массовым. Это живой задорный танец. На девушках венки с лентами, недлинные юбки, нарядные красные черевички (сапожки). На юношах вышитые рубахи, широкие шаровары, сапоги. В таких костюмах удобно лихо отплясывать гопак с его резкими движениями, прыжками и

притопами. Движения, характерные жесты танца отражаются и в музыке – в остром разнообразном ритме, акцентах, быстром темпе.  Музыкальный размер гопака двухдольный.

Звучит “Гопак” Ю.Щуровского.

1-я ведущая:       Ребята, вы познакомились с танцевальной музыкой разных эпох и  народов. Узнали о происхождении различных танцев, их характерных чертах. В характере тех или иных танцев создано много замечательных произведений. Танцевальные ритмы можно услышать в песенных, инструментальных и музыкально-театральных сочинениях. Танцевальная музыка сыграла большую роль в развитии всей музыкальной культуры.                            

                 Благодарим за внимание. До новых встреч!

Используемая литература

  1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. –  Л.: Музыка, 1975.
  2. Васильева Е. Танец. – М.: Искусство, 1968.
  3. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. –  М.: Музыка, 1986.
  4. Ермаков Д. От фокстрота до квинстепа. – Донецк: Музыка, 2004.
  5. Музыкальная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1982.
  6. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. –  М.: Музыка, 1999.
  7. Сухарникова Е. Музыкальный Санкт-Петербург. – С –П.: Спец. Лит., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концерт "В гостях у танца"

Концерт в музыкальной школе, который способствует формированию эстетического вкуса учащихся через различные виды искусства: музыку, поэзию, танец, изобразительное искусство....

Презентация к концерту "В гостях у Танца" в 4-х частях

Презентация к тематическому концерту "В гостях у Танца" - одна из популярных форм внеклассной работы, направленная на поддержание, а так же усиление интереса детей к исполнительскому искусству....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Музыка" для старших дошкольников "В ГОСТЯХ У ТАНЦА",с презентацией.

Конспект музыкального занятия по слушанию музыки.Предназначен для музыкальных руководителей....

«В гостях у Терпсихоры» открытое занятие творческого объединения современного танца «Фрэш» (средняя группа)

laquo;В гостях у Терпсихоры»  открытое занятие творческого объединения  современного танца «Фрэш» (средняя группа, 10-12 лет, 1 год обучения)Содержание1. Информационная ка...

Презентация к открытому уроку в творческом отъединении современного танца "В гостях у Терпсихоры"

Презентация к открытому уроку в творческом отъединении современного танца "В гостях у Терпсихоры"...

Презентация к мероприятию "Все танцы в гости будут к нам. Финляндия"

Презентация "Причины посетить Финляндию" к конкурсному номеру...

Сценарий урока "В гостях у Терпсихоры. История танца"

Я вам сегодня расскажем о чуде? О чуде, которое живёт с нами рядом. Вы спросите, что это такое? А попробуйте догадаться сами! Его нельзя потрогать руками, но можно увидеть и услышать. Оно имеет душу, ...