«Место Кронштадта в истории России»
учебно-методический материал (8 класс) по теме

Шлендова Майя Александровна


Тип занятий: интегрированный с использованием творческих работ учащихся. Мини-дискусия, постановка проблемной задачи.

Цели:

образовательная - расширение знаний об истории города, определение роли Кронштадта  в историческом процессе развития всей страны от древности до наших дней;
воспитательная – воспитание любви к своей малой Родине,  жителям города, их самоотверженному труду;
развивающая – развитие познавательного интереса, логического образного мышления,  коммуникативности учащихся.
Методы и формы обучения:
1) групповая и индивидуальная форма обучения;
2) анализ сообщений учащихся;
3) беседа, обмен мыслями (учитель – ученик);
4)усовершенствование навыков работы с книгой, картой, документами;
5) исследование, поиск, познавательная деятельность учащихся
Техническое обеспечение и оборудование занятия:
карта «Россия 18 века»,  видеофильм «Кронштадт», презентация «Остров Котлин», карточки с тестами, чёрные и белые пилотки, выставка рисунков, лента времени, герб Кронштадта , интерактивная доска

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия в рамках образовательной программы

«Кронштадт - город морской и воинской славы»

для учащихся - краеведов второго года обучения

Тема: «Место Кронштадта в истории России»

Тип занятий: интегрированный с использованием творческих работ учащихся. Мини-дискусия, постановка проблемной задачи.

Цели:

  • образовательная - расширение знаний об истории города, определение роли Кронштадта  в историческом процессе развития всей страны от древности до наших дней;
  • воспитательная – воспитание любви к своей малой Родине,  жителям города, их самоотверженному труду;
  • развивающая – развитие познавательного интереса, логического образного мышления,  коммуникативности учащихся.

Методы и формы обучения:

1) групповая и индивидуальная форма обучения;

2) анализ сообщений учащихся;

3) беседа, обмен мыслями (учитель – ученик);

4)усовершенствование навыков работы с книгой, картой, документами;

5) исследование, поиск, познавательная деятельность учащихся

Техническое обеспечение и оборудование занятия:

карта «Россия 18 века»,  видеофильм «Кронштадт», презентация «Остров Котлин», карточки с тестами, чёрные и белые пилотки, выставка рисунков, лента времени, герб Кронштадта , интерактивная доска

                               

п/п

Деятельность учителя

Время

Деятельность ученика

I

 

Организационно – подготовительный:

приветствие, объявление темы занятия, цели и задачи

3

II

1.

2.

III

Активно-познавательная деятельность (учитель-ученик)

Вступительное слово учителя:

«Миллионы лет назад в восточной части Балтики происходили  активные тектонические процессы, в результате которых  наш остров Котлин то был дном океана, то поднимался над уровнем моря, приобретая особую каплевидную форму, вытянутую с северо-запада на юго-восток. Посмотрите на карту Финского залива. Остров оказался в самом центре залива, что и определило его  историческую судьбу. Многие века за владение островом Котлин боролись страны Балтийского региона. Швеция, Дания, Германия.

На предыдущем занятии учащиеся были разделены на  группы и дома выполняли творческие работы по выбранным темам.

Поочерёдно ученики сообщают  о проделанной работе

 Первая группа:  «Описание и происхождение острова Котлин, климат, географическое положение».

 Вторая группа: «Первое упоминание об острове  в исторических источниках».

 Третья  группа:

«Летопись событий, связанных с борьбой России за выход в  Балтийское море».

Постановка проблемной задачи:

С начала 14 века Россия ведёт борьбу за выход в Балтийское море, терпит одно поражение за другим, но вновь и вновь вступает в эту нелёгкую борьбу.

Почему  Россия терпит поражение?  Почему  вновь  и вновь продолжает борьбу?

  • Сообщение первой группы
  • Сообщение второй группы
  • Сообщение  третьей группы

Этап обобщения и систематизации знаний

1.Для оценки сообщений учащихся  из более сильных ребят создаётся четвёртая группа – историков -  знатоков (экспертов).  Они оценивают выступления всех трёх творческих групп.

2. Постановка проблемной задачи:

 На основании  знаний,  полученных  из сообщений трёх  творческих групп,  а так же заключения экспертов определите  роль Кронштадта и  его место в истории страны. Выбери свою версию

Первая версия - вся история крепости Кронштадт – это мрачные страницы, связанные с  социальным бесправием, межэтническими  войнами, неустроенным бытом  рабочих окраин города, братоубийственными революциями, жестокими политическими репрессиями. (Показ в/фильма «Кронштадт»)

Вторая версия: Кронштадт - это самые значимые  и светлые страницы  истории России.  Здесь рождался Балтийский флот, ставший на защиту западной границы страны. Более двух столетий возводилась система защитных укреплений и непрерывно совершенствовалась оборона острова.   Кронштадт -  начальный  и конечный пункт  всех кругосветных плаваний русских моряков, один из важнейших центров судостроения  страны,  кузница кадров  флота. Многие новинки морской техники были изобретены или применены именно в Кронштадте. Здесь жили и работали передовые деятели культуры и искусства.

Обобщение  ответов  и формулирование вывода:

«В конце 17 века борьба за Балтийское побережье усиливается. К началу 18 века произошло 30 больших и малых войн, чаще всего неудачных для России. ПётрI понимал, что Россия без выхода в Балтийское море не может стать морской державой. Остров Котлин, расположенный в центре Финского залива, стал удобной гаванью для Балтийского флота, щитом, прикрывшим  Санкт-Петербург от нападения противника с моря. Возведённый  на искусственном островке форт Кроншлот своими орудиями перекрыл судоходный южный фарватер.  Для усиления обороны острова в течение зимы 1704- 1705гг. возводятся батареи на  о. Котлин и на искусственных островках южного и северного фарватера. Попытки шведов вернуть о. Котлин не увенчались успехом. В  октябре 1723 года  состоялось важное событие - закладка крепостной ограды. Крепость  получила своё имя – Кронштадт, что означает «коронный город».  Пётр сделал то, чего не смогли сделать прежние  правители России. Теперь Европа  вынуждена была считаться с возросшей мощью  великой державы.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам…

Этап осуществления контроля

Тестирование по теме урока. Карточки  с заданиями  выдаются каждому ученику

(См. прил.)

15 мин

Слушают,

работают с настенной картой.

На партах

уч. пособие

«Город морской славы»

Выступление творческих групп,                                                                                                                                                                                                                                                                                                  остальные слушают, делают пометки в тетрадках

Слушают, высказывают своё мнение, аргументируют

Слушают, высказывают своё мнение

Ученики

выбирают  одну из версий,  при этом надевают головной убор.

1 версия - чёрная пилотка,

2 версия -  белая пилотка. Аргументируют

свою позицию.

(мини -  диспут)

Учащиеся делают записи в своих тетрадях

Стихи читает один из учеников наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Виртуальная экскурсия по историческим местам Коломны на повторительно-обобщающих уроках по истории России.

Использование краеведческого материала на уроках истории сегодня является неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса, важным способом повышения интереса к предмету и повышения качества знан...

Личность Петра Великого. Место и роль петровских реформ в истории России. 10 класс.

Методическая разработка урока с приминением технолгии РКМ с приложениями....

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...