«Место Кронштадта в истории России»
учебно-методический материал (8 класс) по теме
Тип занятий: интегрированный с использованием творческих работ учащихся. Мини-дискусия, постановка проблемной задачи.
Цели:
образовательная - расширение знаний об истории города, определение роли Кронштадта в историческом процессе развития всей страны от древности до наших дней;
воспитательная – воспитание любви к своей малой Родине, жителям города, их самоотверженному труду;
развивающая – развитие познавательного интереса, логического образного мышления, коммуникативности учащихся.
Методы и формы обучения:
1) групповая и индивидуальная форма обучения;
2) анализ сообщений учащихся;
3) беседа, обмен мыслями (учитель – ученик);
4)усовершенствование навыков работы с книгой, картой, документами;
5) исследование, поиск, познавательная деятельность учащихся
Техническое обеспечение и оборудование занятия:
карта «Россия 18 века», видеофильм «Кронштадт», презентация «Остров Котлин», карточки с тестами, чёрные и белые пилотки, выставка рисунков, лента времени, герб Кронштадта , интерактивная доска
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
занятия в рамках образовательной программы
«Кронштадт - город морской и воинской славы»
для учащихся - краеведов второго года обучения
Тема: «Место Кронштадта в истории России»
Тип занятий: интегрированный с использованием творческих работ учащихся. Мини-дискусия, постановка проблемной задачи.
Цели:
- образовательная - расширение знаний об истории города, определение роли Кронштадта в историческом процессе развития всей страны от древности до наших дней;
- воспитательная – воспитание любви к своей малой Родине, жителям города, их самоотверженному труду;
- развивающая – развитие познавательного интереса, логического образного мышления, коммуникативности учащихся.
Методы и формы обучения:
1) групповая и индивидуальная форма обучения;
2) анализ сообщений учащихся;
3) беседа, обмен мыслями (учитель – ученик);
4)усовершенствование навыков работы с книгой, картой, документами;
5) исследование, поиск, познавательная деятельность учащихся
Техническое обеспечение и оборудование занятия:
карта «Россия 18 века», видеофильм «Кронштадт», презентация «Остров Котлин», карточки с тестами, чёрные и белые пилотки, выставка рисунков, лента времени, герб Кронштадта , интерактивная доска
№ п/п | Деятельность учителя | Время | Деятельность ученика |
I |
Организационно – подготовительный: приветствие, объявление темы занятия, цели и задачи | 3 | |
II 1. 2. III | Активно-познавательная деятельность (учитель-ученик) Вступительное слово учителя: «Миллионы лет назад в восточной части Балтики происходили активные тектонические процессы, в результате которых наш остров Котлин то был дном океана, то поднимался над уровнем моря, приобретая особую каплевидную форму, вытянутую с северо-запада на юго-восток. Посмотрите на карту Финского залива. Остров оказался в самом центре залива, что и определило его историческую судьбу. Многие века за владение островом Котлин боролись страны Балтийского региона. Швеция, Дания, Германия. На предыдущем занятии учащиеся были разделены на группы и дома выполняли творческие работы по выбранным темам. Поочерёдно ученики сообщают о проделанной работе Первая группа: «Описание и происхождение острова Котлин, климат, географическое положение». Вторая группа: «Первое упоминание об острове в исторических источниках». Третья группа: «Летопись событий, связанных с борьбой России за выход в Балтийское море». Постановка проблемной задачи: С начала 14 века Россия ведёт борьбу за выход в Балтийское море, терпит одно поражение за другим, но вновь и вновь вступает в эту нелёгкую борьбу. Почему Россия терпит поражение? Почему вновь и вновь продолжает борьбу?
Этап обобщения и систематизации знаний 1.Для оценки сообщений учащихся из более сильных ребят создаётся четвёртая группа – историков - знатоков (экспертов). Они оценивают выступления всех трёх творческих групп. 2. Постановка проблемной задачи: На основании знаний, полученных из сообщений трёх творческих групп, а так же заключения экспертов определите роль Кронштадта и его место в истории страны. Выбери свою версию Первая версия - вся история крепости Кронштадт – это мрачные страницы, связанные с социальным бесправием, межэтническими войнами, неустроенным бытом рабочих окраин города, братоубийственными революциями, жестокими политическими репрессиями. (Показ в/фильма «Кронштадт») Вторая версия: Кронштадт - это самые значимые и светлые страницы истории России. Здесь рождался Балтийский флот, ставший на защиту западной границы страны. Более двух столетий возводилась система защитных укреплений и непрерывно совершенствовалась оборона острова. Кронштадт - начальный и конечный пункт всех кругосветных плаваний русских моряков, один из важнейших центров судостроения страны, кузница кадров флота. Многие новинки морской техники были изобретены или применены именно в Кронштадте. Здесь жили и работали передовые деятели культуры и искусства. Обобщение ответов и формулирование вывода: «В конце 17 века борьба за Балтийское побережье усиливается. К началу 18 века произошло 30 больших и малых войн, чаще всего неудачных для России. ПётрI понимал, что Россия без выхода в Балтийское море не может стать морской державой. Остров Котлин, расположенный в центре Финского залива, стал удобной гаванью для Балтийского флота, щитом, прикрывшим Санкт-Петербург от нападения противника с моря. Возведённый на искусственном островке форт Кроншлот своими орудиями перекрыл судоходный южный фарватер. Для усиления обороны острова в течение зимы 1704- 1705гг. возводятся батареи на о. Котлин и на искусственных островках южного и северного фарватера. Попытки шведов вернуть о. Котлин не увенчались успехом. В октябре 1723 года состоялось важное событие - закладка крепостной ограды. Крепость получила своё имя – Кронштадт, что означает «коронный город». Пётр сделал то, чего не смогли сделать прежние правители России. Теперь Европа вынуждена была считаться с возросшей мощью великой державы. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам… Этап осуществления контроля Тестирование по теме урока. Карточки с заданиями выдаются каждому ученику (См. прил.) | 15 мин | Слушают, работают с настенной картой. На партах уч. пособие «Город морской славы» Выступление творческих групп, остальные слушают, делают пометки в тетрадках Слушают, высказывают своё мнение, аргументируют Слушают, высказывают своё мнение Ученики выбирают одну из версий, при этом надевают головной убор. 1 версия - чёрная пилотка, 2 версия - белая пилотка. Аргументируют свою позицию. (мини - диспут) Учащиеся делают записи в своих тетрадях Стихи читает один из учеников наизусть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе "Роль и место Ивана Грозного в истории России"
Презентация прилагается...
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...
Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
Виртуальная экскурсия по историческим местам Коломны на повторительно-обобщающих уроках по истории России.
Использование краеведческого материала на уроках истории сегодня является неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса, важным способом повышения интереса к предмету и повышения качества знан...
Личность Петра Великого. Место и роль петровских реформ в истории России. 10 класс.
Методическая разработка урока с приминением технолгии РКМ с приложениями....
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...