Личность Петра Великого. Место и роль петровских реформ в истории России. 10 класс.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Методическая разработка урока с приминением технолгии РКМ с приложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Личность Петра Великого. Место и роль петровских реформ в истории России. 10 класс. Технологии РКМ.

Цель:

закрепление  и обобщение   знаний  учащихся о событиях  петровской эпохи, формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований.

Задачи:

Образовательные:  выяснить  влияние деятельности Петра I  на  социально – экономическое, политическое, культурное развитие  России; сформировать  представления  о  дискуссии  в отечественной историографии относительно  оценки  личности Петра I в истории России.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи; правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:  продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению; владение способами взаимодействия в группе; умение принять и выполнять предложенную социальную роль; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

Оборудование:

Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н./ Под ред. Сахарова А.Н. «История России. Конец  XVII – XIX век» (профильный уровень). 10 класс. - М.: Просвещение, 2007.

Мультимедиапроектор.

Ход урока:

1. Организационная часть урока. В начале изучения темы класс был разбит на 4 группы в соответствии с альтернативными точками зрения в историографии на личность и реформы  Петра I, а также формами работы.

2. Введение в тему. Стадия вызова. 

Социологический опрос для учащихся:

 Как Вы оцениваете личность Петра I и значение его реформ в истории России?

а) положительно

б) отрицательно

в) неоднозначно: выделяю как положительные черты, так и негативные.

Подсчет по группам, вывод:

Вот уже более  двухсот лет  фигура  Петра, его  деятельность не имеет в нашем общественном сознании одной твердо установленной оценки.  Одни старались объяснить себе значение реформ  для последующей русской жизни, другие занимались вопросом об отношении  реформ  к явлениям предшествовавшей эпохи, третьи судили личность и деятельность Петра с нравственной точки зрения.

Дома, работая с учебником (…), вы попытались проследить сущность дискуссии российских историков о роли и месте деятельности Петра I в истории России.

Вопрос классу: как менялись представления о роли Петра I в разные периоды истории нашей страны?  Фронтальный опрос сопровождается показом слайдов. Приложение 1.pptx

1. сер.XVIII века –– восхищались –  И.И. Голиков, М.В. Ломоносов

2. 2-я пол. X VIII века, н. XIX века – критическое – М.М.Щербатов, Н.М. Карамзин

3. сер. XIX века – славянофилы и западники

4.к. XIX века – компромисс – С.М. Соловьев, В.О. Ключевский

5.н. XX века – критика – П.Н. Милюков, советский историк М.Н. Покровский

6. 30--50-е гг. XX века – пик апологетики Петра

7. 80-90-е гг. XX века – уравновешивались негативные и позитивные акценты – Н.И. Павленко

3. Новая тема.

Вопрос классу: Кто же он, Петр? «Великий реформатор или тиран, виновник всех последующих бед России?»  Какие стороны эпохи Петра приводят  к  различным  точкам зрения?  

Для этого вы  ознакомитесь с документами, сделаете их анализ.

Работа в группах.

Группы №1,2, используя отрывки из произведений отечественных историков (Приложение 2) оценивают деятельность Петра, готовятся к перекрестной дискуссии. 

Учащиеся получают памятку: «Технология проведения перекрестной дискуссии».

Алгоритм работы:      

   - Составить список аргументов "за" или  "против".  (Да, потому что…   Нет, потому что…)

   - Когда каждый набрал достаточное количество аргументов, можно обсудить их в группе, обменяться идеями.

   - Озвучить аргументы для всего класса. Сначала "за", затем "против".

Внимательно слушайте друг друга, не повторяйте уже высказанную мысль, записывайте наиболее понравившиеся аргументы одноклассников.

   - Еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.

1 группа  подбирает аргументы  "за",  2 группа  подбирает аргументы "против".  

Группы №3,4 , применяя  технологию РАФТ, пробуют  перевоплотиться в современника Петра. Используя текст, повествовать или рассуждать от имени выбранного персонажа, защищая или критикуя Петра. 

Учащиеся получают  текст и список  современников Петра (Приложение 3), на основе текста, учащиеся должны выбрать из списка один персонаж, используя памятку, вложить в его уста  предложенный текст. Для более яркого перевоплощения можно предложить группам использовать заранее подготовленные учителем  элементы костюмов.

Памятка РАФТ - Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа.

Ход работы:

    1. Выбор темы, роли, аудитории, формы.

Пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Поиск того способа  словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Подумайте, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории.

    2. Обсуждение в группе    выбранных параметров.

Задача - услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться, нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя, о чем бы он непременно захотел бы рассказать и как.

Первыми представляют свою работу группы №3,4.

Выступление представителя команды от имени выбранного персонажа(женщина-крестьянка, А.Д.Меншиков), защищая или критикуя Петра.

Группы 1,2  озвучивают  аргументы для всего класса. Сначала "за", затем "против. Технология перекрестной дискуссии.

Аргументы фиксируются в тетрадях учащихся.

Примирят нас  сегодня слова историка  Сергея Федоровича Платонова:

«Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра сходились в одном: его считали силой. Одинаково ученики Петра («птенцы гнезда Петрова»), раскольники, восхвалители и критики,  славянофилы и западники, - все признавали, что Пётр был заметнейшим и влиятельнейшим деятелем своего времени … Никто не считал его ничтожным человеком…» 

4. Стадия рефлексии.

 Еще раз внимательно просмотрите  аргументы и контраргументы, сформулируйте отношение к личности и деятельности Петра I  в вашей группе и выразите его с помощью  синквейна.  

Учащиеся получают памятку написания синквейна.

Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (обычно двумя прилагательными).

    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:

Название (обычно существительное)___________________________

Описание (обычно прилагательное)____________________________

Действия___________________________________________________

Чувство (фраза)_____________________________________________

Повторение сути____________________________________________

 Синквейн, предложенный учителем в качестве примера: 

Петр I

Реформатор или деспот

Обсуждаем, Спорим, Думаем

Очень трудно решить однозначно

Личность!

Представители  групп зачитывают получившиеся синквейны. (Приложение 4)        

5. Домашнее задание.

Написать дискуссионный очерк «Петр - великий реформатор или тиран, виновник всех последующих бед России?»

Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка. 
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Моя позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
6. Заключение.

Используемая литература.

Пособие "Технология КМ". Авторы  С.И Заир-Бек и И.В.Муштавинская.

Сидорова Е.В.. Электронное сопровождение к пособию "Технология КМ" С.И Заир-Бека и И.В.Муштавинской.

Аксаков И. С.  «Речь о А. С. Пушкине».

Карамзин Н.М. «Записка о древней и новой России  в ее политическом и гражданском отношениях».

Костомаров Н. И. «Русская история в жизнеописаниях деятелей».

Ключевский В. О. «Курс лекций по русской истории».

Милюков П. Н.  «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформы Петра Великого».

Павленко Н. И. «Петр Первый».

Погодин М. П. «Петр Великий».

Щербатов М. М. «Примерное времяисчислительное положение во сколько бы лет, при благополучшейших обстоятельствах, могла Россия сама собою, без самовластия Петра Великого, дойти до того состояния, в каком она ныне есть в рассуждении просвещения и славы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личность Петра Великого. Место и роль петровских реформ в истории России. Урок с использованием технологии РКМ

Слайд 2

Как менялись представления о роли Петра в разные периоды истории нашей страны? В.О. Ключевский Н.М. Карамзин М.М. Щербатов П.Н. Милюков Н.И. Павленко С.М. Соловьев М.В. Ломоносов

Слайд 3

синквейн (пятистишие) 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (обычно двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 4

«Петр - великий реформатор или тиран, виновник всех последующих бед России?» Петр I Реформатор или деспот Обсуждаем, Спорим, Думаем Очень трудно решить однозначно Личность!

Слайд 5

Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка. 1. Обсуждаемая тема (проблема). 2. Моя позиция. 3. Краткое обоснование. 4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие. 5. Причина, почему данная позиция все же правильна. 6. Заключение.



Предварительный просмотр:

№2.   Милюков Павел Николаевич  (1859 - 1943) русский политический деятель, историк и публицист. 

«Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформы Петра Великого»

***

        Дефицит в бюджете и огромная убыль населения обнаружились почти одновременно. То и другое вызвано было огромным ростом государственных нужд и соответственным увеличением податного  бремени, тем более чувствительным, что параллельно с ним правительство принуждено было отрывать от земли лучшую часть плательщиков. Истощение платежной способности населения ускорило финансовый кризис, а оскудение казны требовало от населения новых жертв.

         Царю приходилось заботиться об увеличении своих доходов; но дальше этой невольной заботы и не шли его реформационные стремления в сфере внутреннего государственного устройства. С 1714 г. кругозор законодателя расширился; его внутренняя политика перестала быть исключительно фискальной, но и тут неподготовленность, отсутствие общего взгляда, системы продолжали сказываться в бесчисленных противоречиях…  Следя по архивным данным за этой непрерывной цепью ошибок  и недоразумений, мы невольно вспоминаем слова, вырвавшиеся у лица, компетентность которого в данном случае не подлежит сомнению, у императрицы Екатерины  II, впервые  и хорошо изучившей кабинетные бумаги Петра Великого: «Он сам не знал, какие законы учредить для государства надобно».

        …Новые задачи внешней политики свалились на русское население в такой момент, когда оно не обладало еще достаточными средствами для их выполнения. Политический рост государства определил его экономическое развитие. Утроение податных тягостей и одновременная убыль населения, по крайней мере на 20 % - это такие факты, которые сами по себе доказывают выставленное положение красноречивее всяких деталей. Ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы.

***

      …Что реформа Петра была насильственна, в этом также мало сомневались те, кто ее проводил, как и те, кто ей противился.  Он как будто нарочно переходил от одной циничной выдумки к другой, еще более оскорбительной для чужого достоинства и совести, умышленно и систематически насиловал все вкусы, все убеждения, - чтобы узнать, как много он может себе позволить, и узнавал, что он все может. …

Относительно размеров и характера личного влияния Петра на реформу уже его современники сильно расходились во мнениях.  Видя, как Петр везде - сам, везде - один, окружающие, естественно, получали впечатление, что Петр - полный хозяин своей реформы. Он все знает, все видит, все может, все делает.

       Петр не раз говорил иностранцам, что его миссия – превратить «скотов в людей». В своих обращениях к подданным  он выражается несколько мягче: он хочет превратить «детей» во «взрослых». Суть его мысли- еще мягче, чем эти сердитые выражения. Дело сводится не к воспитанию, а к самообучению, к усвоению известных технических приемов и навыков. Стоило только захотеть, -  как захотел сам царь, -  и можно было немедленно стать в уровень с европейской  культурой. Нужно было только приобрести необходимые знания.

       Что касается того, чтобы «захотеть», - в этом у Петра недостатка не было. Воли у него было в избытке. Следовательно, оставалось только «приневолить» своих подданных научиться тому, чему он сам научился в Немецкой слободе. Думал ли Петр  о том, что это было далеко не все, чему можно было вообще научиться у Запада, и что самому ценному, что было в содержании европейской культуры, вообще нельзя «научиться»  так просто, а надо это нажить самим? Но чего он, наверное, и не подозревал вовсе, - это то, что настоящая культура с ее уважением к чужой личности сделала бы его собственные приемы насаждения культуры совершенно невозможными.

№1.   Погодин Михаил Петрович (1800-1875) – русский историк.

«Петр Великий»

***

       Нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия школьная, литературная, - есть произведение Петра Великого. Какое бы явление в сих сферах гражданской жизни ни стали мы рассматривать, о каком бы учреждении ни стали мы рассуждать, все подобные исследования доводят непременно до Петра Великого, у которого в руках концы всех наших нитей соединятся в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этою колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее  и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду.

      Обозревая царствование императора Петра Великого, с намерением представить оное в одной общей картине, определить его значение в системе русской и европейской истории, невольно чувствуешь трепет, падаешь духом и не знаешь, с чего начать, что сказать и что умолчать. Сколько созданий! Сколько разрушений и преобразований! Сколько разного дела делается в одно время.

      Какой же всемогущий чародей управляет всею совокупностью этих многочисленных разнородных действий?

      Нет, не чародей, а гений, Петр.

      Смотрите, как по его движениям то вдруг на севере из болота выскочит город, то на юге пустится по морю флот, то на западе встанет линия крепостей, то на востоке скорым маршем выступит в поход армия!

      Он присутствует своим духом во всякой работе, хватается за топор, долото, строит, чинит, ломает; сыплются  награды и наказания, снаряжаются ассамблеи и экзекуции: где гнев, тут и милость.

      …Обширнейшее в Европе государство преобразовалось по желанию одного человека! Такова была сила воли у Петра Великого, такова была покорность русского народа, терпение, готовность.

Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься…

№1. Щербатов Михаил Михайлович (1733—1790) —  общественный деятель 2-й половины XVIII в., историк и публицист. 

«Примерное времяисчислительное положение во сколько бы лет, при благополучшейших обстоятельствах, могла россия сама собою, без самовластия петра великого, дойти до того состояния, в каком она ныне есть в рассуждении просвещения и славы»

***

      …Война, заключение мира, посылка для научения мореплаванию, и прочее для заведения флота еще бы тридцати лет требовало.

     Я уже не говорю о фабриках и рукоделиях, о торговле,…сколько бы еще для сего всего лет надлежало, дабы привести все сие и в такое состояние, в каком он ныне обретается. А и без сего, по выше писанному исчислению, от начала Спасской Академии надлежало бы протечи 210 годам, следственно, Россия бы еще начала входить в то состояние, в каком она есть, еще и не прославив себя, около 1892 года, да и то, считая, что в течении бы сего великого времени не было никакого помешательства, ни внутреннего, ни внешнего.

       А кто возможет поручиться, чтобы в сие время не было таких в ней государей, которые не благоразумно принятыми мерами разрушили бы то, что два или три предка их заводили, и поступком бы сим продлили еще время ее просвещения? Кто мне поручится, чтоб в сие время царствующие государи, во Швеции Карл XII и в Пруссии Фридрик II, знатные части оной себе не покорили? То б когда исполнилось сие просвещение, и где б была ныне приобретенная его слава?

       А сие с прилежанием рассмотря, не судите о времени, как бы сама Россия, собственным народа своего побуждением, могла до хорошего состояния дойти, потому что она ныне есть; но судите, сообразно  с древним ее состоянием и с предубеждениями, и рассматривайте по степеням, во сколько времени какую болезнь могла она излечить. Иль судите… по себе, коль и над вами частными предубеждении действуют, над вами, просвещенными Петром Великим; …и отложа сии наши тщетные мысли, паче воздайте хвалу и благодарение Петру Великому, что хотя много после смерти его дел повреждали, но учиненное им основание и слабости, и зависти, и тщетному самолюбию, и развратности воспротивляется, и что сей монарх, в гробнице заключенный, еще побеждает своих врагов и прославляет Россию.

№1,2.  Н.М.Карамзин (1766 - 1826) - русский историк-историограф.

«Записка о древней и новой России    в ее политическом и гражданском отношениях».

***

      Петр    …мощною рукою схватил кормило государства.  Он сквозь бурю  и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось!

      Сею целью   было  не  только  новое  величие  России,  но  и совершенное присвоение обычаев европейских...  Потомство  воздало усердную   хвалу   сему   бессмертному   государю  и  личным  его достоинствам и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую,  деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско,  одержал блестящую победу над врагом  искусным  и мужественным;  завоевал Ливонию,  сотворил флот,  основал гавани, издал многие законы мудрые,  привел в лучшее состояние  торговлю,  рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на  знаменитую  степень  в  политической  системе  Европы. Говоря о превосходных его дарованиях,  забудем ли почти важнейшее для самодержцев дарование:  употреблять людей по их способностям? Полководцы,  министры, законодатели не родятся в такое, или такое царствование, но единственно избираются... Чтобы избрать, надобно

угадать; угадывают же людей только великие люди…

***

      Умолчим о  пороках  личных;  но  сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем  границы  благоразумия.  Петр  не  хотел вникнуть  в  истину,  что  дух  народный  составляет нравственное могущество  государств,  подобно  физическому,  нужное   для   их твердости… Искореняя древние  навыки,  представляя  их   смешными,   хваля   и   вводя иностранные,  государь  России  унижал  россиян  в собственном ихсердце.  Презрение  к  самому  себе  располагает  ли  человека  и гражданина  к  великим  делам?  

       …Русская одежда,  пища,  борода  не  мешали  заведению  школ.  Два государства   могут   стоять   на   одной   степени  гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого полезные сведения,  не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются,  но предписывать  им  Уставы  есть насилие,  беззаконное  и  для  монарха  самодержавного…

       Жизнь человеческая  кратка,  а для утверждения новых обычаев требуется долговременность.  Петр ограничил  свое  преобразование дворянством.  Дотоле,  от сохи до престола, россияне сходствовали между  собою  некоторыми  общими  признаками   наружности   и   в обыкновениях,  —  со времен Петровых высшие степени отделились от  нижних,  и русский земледелец,  мещанин,  купец увидел  немцев  в русских   дворянах,  ко  вреду  братского,  народного  единодушия государственных состояний.

        Мы стали  гражданами  мира,  но  перестали  быть,  в  некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр.

       Он велик  без сомнения;  но еще мог бы возвеличиться гораздо  более,  когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для  их  гражданских  добродетелей.  К несчастью,  сей государь,  худо воспитанный,  окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца  Лефорта,   который   от   бедности  заехал  в  Москву  и,  весьма естественно,  находя русские обычаи для него  странными,  говорил ему  об  них  с презрением,  а все европейское возвышал до небес. Вольные общества  Немецкой  слободы,  приятные  для  необузданной молодости,   довершили   Лефортово   дело,   и  пылкий  монарх  с разгоряченным воображением,  увидев Европу, захотел делать Росси — Голландиею.

       Еще народные склонности, привычки, мысли имели столь великую силу,  что  Петр,  любя  в  воображении  некоторую  свободу   ума человеческого,    долженствовал   прибегнуть   ко   всем   ужасам самовластия для обуздания своих, впрочем, столь верных подданных. Тайная канцелярия день и ночь работала в Преображенском:  пытки и казни   служили   средством   нашего   славного    преобразования государственного.  Многие  гибли за одну честь русских кафтанов и бороды: ибо не хотели оставить их и дерзали порицать монарха. Сим бедным  людям  казалось,  что  он,  вместе с древними привычками, отнимает у них самое Отечество.

      В необыкновенных усилиях Петровых видим  всю  твердость  его характера и власти самодержавной.

      …Утаим ли от себя еще одну блестящую ошибку Петра  Великого?  Разумею  основание новой  столицы  на северном крае государства, среди зыбей болотных, в местах, осужденных породою на бесплодие и  недостаток.  Еще не имея ни Риги,  ни Ревеля,  он мог заложить на  берегах Невы купеческий город для  ввоза  и  вывоза  товаров;  но  мысль  утвердить  там  пребывание  государей  была,  есть и будет  вредною.  Сколько  людей  погибло,  сколько  миллионов  и  трудов

употреблено  для  приведения  в  действо  сего  намерения?  Можно  сказать,  что Петербург основан на  слезах  и  трупах.

        Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие:  их трудно или невозможно изгладить — как хорошее, так и худое делает он  навеки.  Сильною рукою дано новое движение России;  мы уже не  возвратимся к старине!..  

№2. Аксаков Иван Сергеевич  (1823 - 1886)- русский публицист и общественный деятель, лидер  славянофильского движения.

«Речь о А. С. Пушкине»

***

История судила России иной путь развития. «…»Кто бы ни был в том виноват, сам ли народ,

Петр ли Великий, могло ли бы или не могло оно совершиться иначе, эти вопросы теперь излишни; важен самый исторический факт. А факт таков (и этого не отринет ни один историк), что русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Кровью поливались, спешно, без критики, на веру, выписанные из-за границы семена цивилизации. Все, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык, - все было искажено, изуродовано, изувечено. Народность, как ртуть в градуснике на морозе, сжалась, сбежала сверху вниз, в нижний слой народный; правильность кровообращения в общем организме приостановилась, его духовная цельность нарушена. Простой народ притаился, замкнулся в себя, и над ним, ближе к источнику власти, сложилось общество: вольные и невольные отступники его духа. Русский человек из взрослого, из полноправного, у себя же дома попал в малолетки, в опеку, в школьники и слуги иноземных всяких, даже духовных дел мастеров. Умственное рабство перед европеизмом и собственная народная безличность провозглашены руководящим началом развития. Только такому могучему народному организму, каков русский, под силу вынести и перебыть подобное испытание, которому, впрочем, конец далеко еще не настал. Тяжко пришлось русским людям; но обращаться вспять было уже нельзя, - да и нежелательно. «…»

      Устремившись из своей тесной национальной ограды в пролом, сделанный мощною рукою Петра, русское общество, сбитое с толку, с отшибленной исторической памятью, избывшее и русского ума и живого смысла действительности, заторопилось жить чужим умом, даже не будучи в состоянии его себе усвоить. Нескладно и безобразно залепетало оно дикою смесью простонародного говора, церковнославянского языка и изуродованной иностранной речи.  «…» Чужое мерило, чужие формы, чужое миросозерцание. Жизнь наводнилась ложью, призраками, абстрактами, подобиями, фасадами - и колоссальным недоразумением между народом и его так называемой "интеллигенцией" официальной и неофициальной, консервативной и либеральной, аристократической и демократической.

№1,2. Павленко Николай Иванович (р. 1916 г.) – советский  историк .

Петр Первый

***

Петр - деятель мирового масштаба. …Таланты Петра многогранны. Он умел держать меч, но с не меньшим успехом владел  пером и охотно брался за топор и резец…  

       В его правление отсталая  страна совершила огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия  утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу.  Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные  школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый  в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые публичные театры. Первые  парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук.

         Детищем Петра по праву считается военно-морской флот, ранее отсутствовавший в  России, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо  вооруженная. При Петре и под его водительством они навеки прославили русское  оружие.

      Перечисленные новшества, вмещающиеся в емкое понятие Петровские преобразования,  позволили России сокрушить первоклассную шведскую армию и войти в ранг великих  держав. Петр занял достойное место в ряду великих предков, защищавших  независимость Родины.  

     Оценивая положительно значение преобразований Петра в истории нашей Родины,  надобно помнить, что политика Петра носила классовый характер. Преобразования  эпохи осуществлялись за счет огромных жертв трудового населения. Это его  усилиями воздвигался Петербург, строились корабли, сооружались крепости, каналы  и дворцы. На плечи народа легли новые тяготы: были увеличены налоги, введена  рекрутчина, производились мобилизации на строительные работы. Русские воины  проявляли чудеса храбрости в сражениях, овеянных славными победами у Лесной,  Полтавы, Гангута и Гренгама.

       Политика Петра была направлена на возвышение дворянства. Его реформы укрепили  господствующее положение дворянства в феодальном обществе. Дворянское сословие  стало более монолитным и образованным, повысилась его роль в армии и  государственном аппарате, расширились права на труд крепостных крестьян.  Приобретенные морские гавани обеспечили помещикам и богатым купцам выгодные

условия сбыта продуктов крепостного хозяйства.

        Классовая направленность преобразований не исключает их громадной  общенациональной значимости. Они вывели Россию на путь ускоренного  экономического, политического и культурного развития и вписали имя Петра  -  инициатора этих преобразований - в плеяду выдающихся государственных деятелей  нашей страны.

         Петр - самодержавный царь, выразитель интересов своего класса, насаждавший новое  и убиравший старое варварскими средствами. Он был сыном своего века. Но он был  подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте ее могущества. То, что  сделал Петр вместе с народом и против народа, оказало огромное влияние не только  на последующие исторические судьбы России, но и отчасти Европы.

        Петр был и остается одним из великих государственных деятелей, имя которого  навеки принадлежит своей стране и истории.

№1,2.  Ключевский Василий Осипович (1841-1911)- выдающийся русский историк.

Курс лекций по русской истории

***

… Петр взял из старой Руси государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Где же тут, спросите вы, коренной переворот, обновивший или исказивший русскую жизнь сверху донизу, давший ей не только новые формы, но и новые начала, благотворные или зловредные - все равно? …Реформа если не обновила, то взбудоражила, взволновала русскую жизнь до дна не столько своими нововведениями, сколько некоторыми приемами, не характером своим, а темпераментом, если можно так выразиться. …Эти приемы вырабатывались при участии личного характера Петра, под влиянием обстановки, в какой шла его преобразовательная деятельность…  Обстановка реформы создана была внешней войной и внутренней борьбой. Служа главной движущей пружиной реформы, война оказала самое неблагоприятное действие на ее ход и успехи. …Война сообщила реформе нервозный, лихорадочный пульс, болезненно-ускоренный ход. Среди военных тревог Петр не имел досуга останавливаться, хладнокровно обсуждать положение, взвешивать свои мероприятия, соображать условия их исполнимости, терпеливо дожидаться медленного роста своих начинаний. Он требовал от них быстрого действия, немедленных результатов, при всяком затруднении или замедлении подгонял исполнителей страшными угрозами… За все: за подачу прошения государю помимо подлежащих мест, за порубку мерного дуба (указных размеров) или мачтовой ели, за неявку дворянина на смотр, за торговлю русским платьем - конфискация имущества, лишение всех прав, кнут, каторга, виселица, политическая или физическая смерть…

Петр действовал силой власти, а не духа и рассчитывал не на нравственные побуждения людей, а на их инстинкты. Правя государством из походной кибитки и с почтовой станции, он думал только о делах, а не о людях и, уверенный в силе власти, недостаточно взвешивал пассивную мощь массы. Преобразовательная увлекаемость и самоуверенное всевластие - это были две руки Петра, которые не мыли, а сжимали друг друга, парализуя энергию одна другой. Надеясь восполнить недостаток наличных средств творчеством власти, преобразователь стремился сделать больше возможного, а исполнители, запуганные и неповоротливые, теряли способность делать и посильное, и как Петр в своем преобразовательном разбеге не умел щадить людские силы, так люди в своем сомкнутом, стоячем отпоре не хотели ценить его усилий.

…Попытаемся установить наше отношение к реформе Петра. Противоречия, в какие он поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной решимостью, слабость гражданского чувства, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя, - столь разнородные черты трудно укладываются в цельный образ. …Вера в чудодейственную силу образования, которой проникнут был Петр, его благоговейный культ науки насильственно зажег в рабьих умах искру просвещения, постепенно разгоравшуюся в осмысленное стремление к правде, т. е. к свободе. Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева.

Костомаров Николай Иванович  (1817-1885)-  российский историк, писатель.  

Русская история в жизнеописаниях деятелей

***

      №2. Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но в истории всего человечества всех веков и народов. "Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть", - таков был девиз всей деятельности этого человека.

        Петру помогло более всего его самодержавие, унаследованное им от предков. Он создает войско и флот, хотя для этого требуется бесчисленное множество человеческих жертв и плодов многолетнего народного труда - все приносится народом для этой цели, хотя собственно народ этого ясно не понимает и потому не желает; все приносится оттого, что так хочет царь. Налагаются неимоверные налоги, высылаются на войну и на тяжелые работы сотни тысяч молодого здорового поколения для того, чтоб уже не возвратиться домой. Народ разоряется, нищает, зато Россия приобретает море, расширяются пределы государства, организуется войско, способное меряться с соседями. …Самодержавный царь заставляет … одеваться по-иноземному, учиться иноземным знаниям, пренебрегать своими дедовскими обычаями, так сказать, плевать на то, что прежде имело для всех ореол святости. И русские пересиливают себя, повинуются потому, что так хочет их самодержавный государь.

          Какие же меры употреблял Петр для приведения в исполнение своих великих преобразований? Пытки Преображенского приказа и тайной канцелярии, мучительные смертные казни, тюрьмы, каторги, кнуты, рвание ноздрей, шпионство, поощрение наградами за доносничество. Понятно, что такими путями Петр не мог привить в России ни гражданского мужества, ни чувства долга, ни той любви к своим ближним…создавая новый политический строй для Руси, Петр все-таки не мог создать живой, новой Руси.

         Задавшись отвлеченною идеею государства и принося ей в жертву временное благосостояние народа, Петр не относился к этому народу сердечно. Для него народ существовал только как сумма цифр, как материал, годный для построения государства. Он ценил русских людей настолько, насколько они были ему нужны для того, чтоб иметь солдат, каменщиков, землекопов, матросов или своею трудовою копейкою доставлять царю средства к содержанию государственного механизма. Сам Петр своею личностью мог быть образцом для управляемого и преобразуемого народа только по своему безмерному неутомимому трудолюбию, но никак не по нравственным качествам своего характера. Он не старался удерживать своих страстей, нередко приводивших его к бешеным и кровавым поступкам, хотя за подобные поступки он жестоко казнил тех, над которыми властвовал, Петр дозволял себе пьянство и лукавство и, однако, преследовал эти же самые пороки в своих подвластных. …До какой степени он был свиреп и кровожаден, показывает то, что он не побоялся унизить свое царское достоинство, взяв на себя обязанность палача во время дикой казни стрельцов, во все его царствование кровавый пар замученных и казненных в Преображенском приказе заражал воздух Руси, … несчастный Алексей Петрович замучен родным отцом после того, как этот отец выманил его из безопасного убежища царским обещанием прощения…

          При всем этом Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта - преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ…За любовь Петра к идеалу русского народа русский человек будет любить Петра до тех пор; пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его память.



Предварительный просмотр:

№3.       ***

   «Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы везде не встретился с нами Петр, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!

      Мы просыпаемся. Какой нынче день? …Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января.

      Пора одеваться -- наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром I, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он.

      Попадается на глаза книга -- Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее -- этот язык при Петре I сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный.

      Приносят вам газеты -- Петр Великий начал их издание.

      Вам нужно купить разные вещи -- все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом; одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге.

      За обедом, от соленых сельдей до картофеля, который сенатским указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом.

      После обеда вы едете в гости -- это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого.

      Пойдем в университет -- первое светское училище учреждено Петром Великим.

      Вы получаете чин -- по табели о рангах Петра Великого. Чин доставляет мне дворянство: так учредил Петр Великий.

      Мне надо подать жалобу: Петр Великий определил ее форму. Примут ее перед зерцалом Петра Великого. Рассудят по его генеральному регламенту.

     Вы вздумаете путешествовать -- по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо -- Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение и пр. и пр. и пр.

     Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летосчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академия -- суть памятники его неутомимой деятельности и его гения.

     Он видел все, обо всем думал и приложил руку ко всему, всему дал движение или направление или саму жизнь. Что теперь ни думается между нами, ни говорится, ни делается, все, труднее или легче, дальше или ближе, повторяю, может быть доведено до Петра Великого. У него ключ или замок".

№4.      ***

« Народ постоянно всеми способами убегал от службы, и царь издавал один за другим строгие указы для преследования беглецов; за побег угрожали смертною казнью не только самим беглым, но и тем, которые будут их передерживать, не станут доносить на них и не будут способствовать их поимке. …Неудовольствие было повсеместное, везде слышался ропот; но везде бродили шпионы, наушники, подглядывали, подслушивали и доносили: за одно неосторожное слово людей хватали, тащили в Преображенский приказ, подвергали неслыханным мукам.

       "С тех пор, как Бог этого царя на царство послал. - говорил народ русский. - так и светлых дней мы не видим: все рубли, да полтины, да подводы, нет отдыха крестьянству. Это мироед, а не царь - весь мир перевел, переводит добрые головы, а на его кутилку и перевода нет!" Множество взятых в солдаты было убито на войне, они оставили жен и детей, и те скитались по России, жаловались на судьбу свою и проклинали царя с его нововведениями и воинственными затеями.

       Ревнители старины вопили против брадобрития и немецкого платья, но их ропот сам по себе не имел большой силы без других важных поводов, возбуждавших всеобщее негодование: бритье бород, немецкое платье в эпоху Петра тесно связывались с разорительными поборами и тяжелою войною, истощавшею все силы народа…

      Бунты начали вспыхивать на окраинах, как то и прежде не раз делалось в истории московского государства. Летом 1705 года началось волнение в Астрахани; …Невыносимые поборы и жестокие истязания, которые повсюду совершались над народом при взимании налогов и повинностей, приводили к ожесточению. Народ бежал на Дон и в украинные земли…В 1707 году …атаман Кондратий Булавин из Трехизбянской станицы на Донце …начал поднимать донецкие городки, населенные беглыми.

***

«…Народная фантазия принялась усиленно работать, чтобы ответить себе, кто же такой Петр или тот, "кто ныне владеет?" Уже в первые годы XVIII в. появилось несколько ответов. …Во-первых, стали рассказывать, что Петр во время поездки заграницу был пленен в Швеции и там "закладен в столб", а на Русь выпущен вместо него царствовать немчин, который и владеет царством. …Во- вторых, ходила в народе легенда о том, будто Петр родился от "немки беззаконной", он замененный.

        На чем основалось такое объяснение происхождения Петра, высказывали наивно сами рассказчики легенды: "велит носить немецкое платье знатно, что родился от немки". В-третьих, наконец, в среде, кажется, раскольничьей, выросло убеждение, что Петр антихрист, потому что гонит православие, "разрушает веру христианскую". Получив широкое распространение в темной массе народа, все эти легенды спутывались, варьировались без конца и соединялись в одно определение Петра: "он не государь - латыш: поста никакого не имеет; он льстец, антихрист, рожден от нечистой девицы".

Персонажи для текста №3.

Современники Петра I

1. Представитель старообрядческого движения

2.Меншиков Александр Данилович - фаворит Петра I, полководец, государственный деятель.

3. Женщина - крестьянка

4.Работные люди уральских заводов

5. Кондратий Афанасьевич Булавин - донской казак, предводитель восстания (1707—09) в России.

Персонажи для  текста №4.

Современники Петра I

1. Феофан Прокопович - проповедник и государственный деятель.

2.Меншиков Александр Данилович - фаворит Петра I, полководец, государственный деятель.

3. Никита Демидов- русский промышленник, основатель династии Демидовых.

4.Крестьянка

5.Екатерина Алексеевна – супруга Петра I



Предварительный просмотр:

Синквейны,  написанные  учащимися.

Группа №1.

Петр Великий:

Великодушный и непоколебимый.

Побеждал, воздвигал, преобразовывал,

Вывел Россию на новый уровень.

Император!

Группа №2.

Петр I:

Темпераментный и решительный.

Дискутируем, анализируем, умозаключаем-

Достоин высокой оценки.

Величие.

Группа №3.

Петр I:

Великий, противоречивый.

Реформировал, укреплял, угнетал,

Сделал Россию империей.

Борец.

Группа №4.

Петр I:

Жесткий, решительный

Создать, изменить, улучшить.

Принадлежит своей стране и истории.

Великий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великие географические открытия" - урок по курсу "Новая история" 7 класс

Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации, построен на выступлении учащихся, работе с учебником и источниками....

Крещение Руси. Роль князя Владимира. Урок истории 6 класс.

Крещение Руси. Роль князя Владимира.Цели и задачи урока:·         на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии, выяснить общие черты...

урок "Роль Бориса Годунова в истории России"

Разработка урока по истории России, построенный на анализе отрывков из произведения "Борис Годунов" А.С.Пушкина и исторических материалов, сопровождающийся театрализованным представлением, расчитанный...

Презентация к методразработке раздела "Великая Отечественная война 1941-1945 гг." курса "История России" 9 класс

Презентация отражает основные содержательные линии методической разработки....

Модульное задание по теме "Реформа управления". История России. 8 класс

Данное задание может быть использовано для самостоятельного изучения темы с помощью учебника "История России. XIX век", А.А.Данилова. 8 класс...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Презентация - Вклад трудового коллектива Горьковского автозавода в дело Победы в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 г.г. История России 10 класс.

Информация этой презентации поможет провести классный час, или урок, посвященный труженикам советского тыла в Великой Отечественной Войне....