Главные вкладки

    Представление авторской образовательной программы "Друзья природы"
    материал по теме

    Колодезнова Ольга Ивановна

    В представлении раскрывается степень актуальности, новизны и преимущества программы "Друзья природы" в сравнении с ранее созданными программами этой направленности. А так же педагогическая целесообразность программы,  критерии оценки результативности программы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predstavlenie_moya_obrazovatelnaya_programma.docx25.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Колодезнова Ольга Ивановна

    Педагог дополнительного образования

    МБОУ ДОД Станция юных натуралистов

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

    Программа, в рамках которой осуществляется моя педагогическая деятельность, называется «Друзья природы».  Программа реализуется в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Станция юных натуралистов муниципального образования город Армавир. Программа рассчитана на воспитанников возраста 6-10 лет.  Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа на каждый год. Продолжительность занятия составляет 2 часа, периодичность – 2 раза в неделю.

    Программа является авторской (имеются рецензии  нашей Станции юных натуралистов, Армавирской государственной педагогической академии и ГБОУ Краснодарского края ККИДППО). Программа имеет эколого – биологическую направленность.

    В связи с поставленными целями Национальной стратегии в области образования актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения.

    Актуальность программы «Друзья природы» заключается в том, что она  направлена на пробуждение живого интереса к природе, биологической науке, развитие природоохранной деятельности, формирование у учащихся прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде, формирование системы знаний о единстве человека, общества и природы, на воспитание потребности приобретения знаний о природе Краснодарского края. Тематика программы способствует профессиональному самоопределению личности – выбору профессии с биологическим уклоном; творческой самореализации личности ребенка.

    Данная программа отличается от общеобразовательных программ более расширенным  и углубленным изучением материала о природе, животном мире и экологических проблемах родного края, введением разделов «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», а так же изложением материала большей части занятий в игровой форме, введение большого количества практических занятий и экскурсий.

    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет осуществлять практическую деятельность по охране природы, научиться практическим приемам ведения фенологических наблюдений и оформлять календари природы, способствует развитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, опытнической.  

    Отличительной особенностью данной программы «Друзья природы» является то, что при определении содержания программы были учтены основные компоненты экологического образования: познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный, а так же то, что программа является пропедевтическим  (предварительный) курсом, предшествующим более глубокому изучению предмета (дальше обучение реализуется в рамках программы «Охрана природы»).

    Ведущей педагогической идеей программы является создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды, обеспечивающей формирование у обучающихся системы расширенных и углубленных  представлений об окружающем мире

    через разнообразие организованных форм и методов обучения.

            Цель программы -  формирование у обучающихся системы расширенных и углубленных  представлений об окружающем мире.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. сформировать понятие неразрывности взаимосвязей в природе, степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;
    2. познакомить с  жизнью соседей по планете - растений и животных.
    3. овладеть навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
    4. обучить работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации;
    5. научить постановке простейших опытов и основам ведения исследовательской деятельности;

    Развивающие:

    1. развить мотивации личности к познанию и творчеству;
    2. развить  любознательность и желания получать знания;

    Воспитательные:

    1. воспитать понимания ценности природы;
    2. воспитывать экологическую культуру поведения;
    3. сформировать потребности и умения работать в коллективе;

    Содержание программы 1 года обучения включает в себя такие темы как:

    Природа  и мы,  Жизнь природы осенью, Комнатные растения, Жизнь природы зимой, Охрана ихтиофауны края, Охрана насекомых и полезных беспозвоночных края, Жизнь природы весной и летом, Друзья нашего дома.

            Содержание программы 2 года обучения знакомит учащихся с азами экологии: изучаются темы: Экология растений, Экология животных, Экология человека, Охрана природы.

            Особенностью содержания этой программы, на мой взгляд, является то, что:

    1. программа может иметь ознакомительный, углубленный, опережающий (для одаренных), учебно-исследовательский аспекты.  
    2. изучается учебный материал, который не представлен в стандартных образовательных программах средних школ и учреждениях дополнительного образования не носящих эколого – биологическую направленность;
    3. предоставляет широкие возможности для формирования и развития творческих способностей посредством современных методов обучения;

    Эта программа нацелены не только на познание, воспроизведение усвоенной информации, трансформацию умений и навыков, но и на овладение средствами, способами мышления и действия, на формирование умений использовать, воспроизводить свои знания в собственной деятельности; на выработку у обучающихся  потребности к повышению экологической грамотности и культуры, потребности самовыражения в творческой и элементарной исследовательской деятельности.

    Среди особенностей организации образовательного процесса хотелось бы отметить следующие условия: демократический стиль взаимоотношений между педагогом и учащимися, который предполагает участие педагога на равных во всех воспитательных мероприятиях (например, ко всем мероприятиям педагог готовит свой номер, наравне с учащимися участвует в экологических акциях и т.д.). Все эти моменты способствуют ощущению комфортности для учащихся, способствуют раскрытию их творческих способностей. Усиление деятельностного подхода в образовании предполагающий организацию обучения учащихся через разные виды деятельности: учебную, познавательную, коммуникативную, практическую, творческую, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков. Разнообразие форм и методов организации деятельности позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

    В ходе реализации программы «Друзья природы» используются следующие методы:

    1. объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает педагог и носитель информации;
    2. интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с педагогом и социоприродным окружением;
    3. игровые технологии

    Основными формами организации учебной работы являются: групповые теоретические занятия, групповые экскурсии, групповые практические занятия, игры, викторины, конкурсы.

    Ожидаемые результаты: Решая поставленные в данной программе задачи, стремлюсь получить следующие результаты: формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; расширение  знаний и навыков по экологической культуре, овладение простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;         приводить примеры связей человека и природы, умение постановке простейших опытов и основам ведения исследовательской деятельности; развитие мотивации личности к познанию и творчеству, развитие  любознательность и желания получать знания в данной области в дальнейшем, что подразумевает продолжение обучения в объединениях для звена средней школы, формулировать своими словами, что такое «экологическая культура», «биологическое равновесие», « экология», «безопасность», высказывать  свое отношение к проблемам в области экологии,         делать выводы о том, в чем причины экологических проблем; какие качества в себе надо воспитывать, чтобы охранять природу, как поступать стыдно.

    Критерии оценки освоения обучающимися содержания программы обусловлены целью программы и  их можно разделить на четыре группы:

    1) достаточность знаний у обучающихся об окружающем мире;

    2) наличие умений и навыков для осуществления практической природоохранной  деятельности и развитие навыков профессиональной деятельности: исследовательской, опытнической;

    3) сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в  эколого – биологической области;

     4) наличие интереса к биологической науке.

    Показатели к каждому из предложенных критериев и диагностический инструментарий представим в таблице.

    Критерий мониторинга

    Показатели критерия

    Метод, позволяющий оценить степень выраженности показателя у обучающегося

    Достаточность знаний у обучающихся об окружающем мире

    Наличие знаний, соответствующих содержанию программы.

    Беседа, фронтальный опрос, нулевые, промежуточные, итоговые диагностические тесты

    Реализация знаний в практической деятельности.

    Наблюдение за использованием знаний в реализации учащимися данных видов деятельности.

    Наличие умений и навыков для осуществления практической природоохранной  деятельности и развитие навыков профессиональной деятельности: исследовательской, опытнической;

    Степень реализации знаний в практической деятельности.

    Наблюдение за реализацией учащимися индивидуальных и групповых проектов

    Скорость и частота исполнения проектов

    Подсчет количества исполненных работ.

    Сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в  эколого – биологической области;

    Степень участия в общественной жизни объединения

    Метод шкалирования

    Социальный статус личности

    Социометрия

    Наличие интереса к биологической науке.

    Посещаемость занятий, активность на занятиях.

    Ведение журнала, наблюдение

    Желание осуществлять соответствующую деятельность по окончанию обучения в звене для средней школы

    Опрос

    Результаты диагностики (нулевые, промежуточные, итоговые)  заносятся в диагностические карты, оформляются в виде графиков, таблиц сводных данных.

    И в заключении о формах подведения итогов реализации образовательной программы «Друзья природы». Формой подведения итогов реализации образовательной программы является заключительное занятие, на котором представлены материалы в виде выставки творческих работ детей, грамот, благодарственных писем за участие в конкурсах, соревнованиях, выставках различного уровня (среди объединений Станции, городских, краевых), докладов, рефератов, дневников наблюдений, календарей природы, тематических альбомов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

    Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

    Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

    Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

    Авторская образовательная программа "Человек. Природа. Общество"

    Образовательная  программа "Человек. Природа. Общество"  расчитана на изучение  с 1 класса по 11....

    Сценарий Новогоднего представления. Авторская работа."Новогоднее чудо доброты"

    Поэтический спектакль для младших школьников на новый год....

    Представление авторской программы "Поэтика. Теория и практика анализа художественного текста"

    Авторская радикальная программа по обучению основа анализа текста, создана для гуманитарной профильной группы. Возможна адаптация в рамках элективного курса....

    "От самоопределения к самоактуализации" или "Отыщите клад внутри себя" с представлением авторской техники для самоанализа.

    Авторская статья с техникой для самоанализа, направленные на помощь в самоопредлении, профессиональном, личностном, жизенном, духовном. Затронуты вопросы самосознания, самоопределения, самоактуализаци...

    История представлений об эволюции живой природы.

    Материал предназначен для учащихся 10 классов. На этом уроке учащиеся знакомятся  с основными этапами развития эволюционных идей. Также изучаются работы К.Линея и Жан Батис Ламарка. ДЛя закреплен...