Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"
рабочая программа по теме

Ульяненко Жанна Александровна

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебаны, аранжировки и флористики, даёт представления о разнообразии природного материала родного края; знакомит с технологией изготовления поделок из сухоцветов и природного материала на разных основах: коре, лозе, корягах и др. Развивает творческие способности,  фантазию, воображение. Воспитывает чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ot_prirody_k_tv-vu.doc529 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

                                                                                                                                                           «Утверждаю»                                                                                                                                  

                                                                                                                                   Директор «Дом детского творчества» творчества

                                                                                                                                                         ________ П.А. Титков

        _______________200__г.

                                                                                                                                         

         

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«От природы к творчеству»

 дополнительного образования детей

объединения «Природа и фантазия»

                                              художественно-эстетической  направленности

Программа составлена

педагогом дополнительного

 образования Ульяненко Ж.А.

Хвалынск

2004

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

       Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это «тело» в чистоте, красоте и здравии.  В наше стремительное время очень актуальным становится  общение с природой,  привитие  любви  к родному краю, формирование  эстетического  вкуса. В этом  вижу главную  педагогическую целесообразность   деятельности объединения,  а так же хочется  отметить актуальность - это возросший интерес,  популярность и  широкую  востребованность  такого вида искусства, как  аранжировка, флористика.

      Новизна программы «От природы к творчеству» состоит в том, что знакомит с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.

      Данная программа ставит перед собой цель: научить ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям.

     Программа решает следующие задачи: 

1. Познакомить детей с традициями искусства флоризма, аппликации, икебаны, аранжировки; дать представления о разнообразии природного материала родного края.

2. Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию, изобретательность.

3. Воспитывать эстетический вкус, чувство красоты, бережное отношение к природе родного края.

     В этом виде детского творчества (флористика, аранжировка) типовых программ не существует. Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.

      Программа разработана с учетом всех основополагающих дидактических принципов. Материал дается в определенной системе и последовательности от простого к сложному, подкреплено наглядностью, теоретические знания апробируются, и закрепляется на практике, с учетом возрастных особенностей детей. Правильное использование принципов дает стабильную активность детей и их сознательный выбор объединения «Природа и фантазия».

     Программа «От природы к творчеству» рассчитана на пять лет обучения: для детей начального и среднего школьного  звена. Объединения формируются по возрастам, с учетом  имеющихся у детей навыков и умений.

     Обучение детей  9- 12 лет данному виду творчества обусловлено тем, что в этом возрасте дети легко усваивают принципы построения композиций, сочетание цвета, размера, формы, приобретают навыки работы с различным природным материалом, эмоционально реагируют на красоту природы, обладают желанием творить самим.

     В первый  год обучения  данная программа знакомит  детей с разнообразием  природного материала, с его удивительным превращением и преображением;  со способами сбора и обработки природного материала, дает элементарные знания по экологии.  Знакомит   с различными видами аппликаций и объемных поделок  из природного материала; с историей развития  такого вида искусства,  как аранжировка; учит правильному построению композиций на плоскости и их изготовлению; умению выбирать необходимый природный материал из его разнообразия для своей поделки.  Дети убеждаются, что поделка, сделанная своими руками, становится им очень дорога. Воспитанники, как правило, испытывают положительный эмоциональный  заряд, что очень ценно для дальнейшего сотрудничества. Программа объединения «Природа и фантазия» дает детям знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомит с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. С помощью игры  прививает бережное отношение к природе своего родного края, а с помощью поэзии – любовь к родному краю.

     Учитывая приобретенные навыки и знания, программа второго года обучения знакомит детей с новыми способами обработки природного материала. По данному разделу дается теоретическая часть, а практическая работа выносится на экскурсии и выходы в природу. Заготовка природного материала зависит от погодных условий, так как в сырую погоду сбор его не производится. В связи с этим занятия заменяются или переносятся на другое время.

      В рамках программы объединения «Природа и фантазия» дети  подробнее  изучают историю развития флористики, аранжировки – как вида искусства; продолжают  учиться правильному построению композиций на плоскости и их изготовлению, используя все средства выразительности и растительность родного края. Дети более подробно изучают средства выразительности и на практических занятиях убеждаются в важности каждого из них. Учащиеся самостоятельно готовят основу (кора, лоза и  др.) для поделки. Научившись самостоятельно перерабатывать готовые образцы, к концу второго года  обучения  дети  должны  освоить принципы построения, средства выразительности и воплотить в своих  работах, которые должны отражать яркую образность, индивидуальность,  оригинальность, новизну и  чувство прекрасного.

      Раздел программы «Творческие мастерские» дает детям возможность объединяться и работать над своим творческим проектом, изготавливать поделки на основе накопленного опыта и фантазии.

       Программа  третьего года обучения рассчитана на детей, успешно справившихся с программой второго года обучения, получивших  практические навыки,  проявивших большой интерес и способности к обучению.

       Программа «От природы к  творчеству»  третьего года обучения ставит перед детьми более сложные творческие задачи: создавать настенные и настольные композиции. Воспитанники  с первых практических занятий принимают участие в творческом процессе: подбирают материал для основы, соотносят цветовую гамму фона с цветочной композицией, подбирают природный материал, дополнительные элементы, делают зарисовки (эскиз) будущих поделок, создают композиции соответствующие  интерьеру. Все эти элементы творческой работы над заданием требуют от детей определенной мыслительной деятельности, умения  анализировать, владеть средствами  выразительности,  пространственного видения, образно мыслить. К концу третьего года обучения дети должны самостоятельно научиться  создавать поделки из природного материала.

      Учитывая, что дети стали более самостоятельны, программа четвертого года обучения построена на повторение изученного материала  ранее и подробного изучения знакомого им материала. В разделе «Сбор и обработка природного материала» способы сушки растений дается в несколько иной классификации: плоскостного и объёмного засушивания растений, что  даёт детям возможность на практике определять нужный способ сушки.

      Программа в разделе «Флористика»  более подробно знакомит воспитанников с плоскостными композициями, как и из чего делается. На практических занятиях  дети убеждаются, что  создание  флористических картин дело не из легких, но если делать по законам изобразительного искусства, тщательно подбирая природный материал – успех обеспечен.

      В разделе «Аранжировка цветов» дети наряду с повторением средств выразительности, умения подобрать нужный растительный и нерастительный материал, самостоятельно работают с литературой и готовят доклады об истории развития этого вида искусства, а также на практике отрабатывают стили композиций и убеждаются в их красоте и неповторимости.

      Воспитанники четвертого года обучения, зная технологии обработки основы и алгоритм построения композиции, легко справляются с поставленными творческими задачами.  Активно принимают участие в выставках разного уровня и выступают в роли инструктора-консультанта.

      Программа «От природы к творчеству» пятого года обучения  рассчитана на тех детей, которые успешно освоили программу четвертого года обучения и вошли в группу мастерства. Большое внимание уделяется теоретическим занятиям: более подробно изучается стили и техника флористики, история создания букетов разных стран, традиционная и современная икебана и её стили, западноевропейская аранжировка. Все полученные знания закрепляются и апробируются на практических часах. Каждый кружковец, по собственной инициативе, на таких занятиях становится консультантом. И пробует свои силы не только в изготовлении композиции, но и в роли эксперта. Это развивает у детей умение анализировать, оценивать, находя сильные и слабые стороны, советом помочь исправить недостатки, активно включаться в творческий процесс своих товарищей.

     В программе этого года обучения идет слияние двух блоков «Творческие мастерские» и «Изготовление поделок из природного материала и сухоцветов». Воспитанники самостоятельно ставят перед собой творческую задачу и с успехом её решают: выбор основы, темы, сюжета, образа, подбор природного материала, выбор средств выразительности.

      В разделе «Дипломные работы» воспитанники подготавливают по несколько работ в разных направлениях и стилях, раскрывая свой творческий потенциал с разных сторон. Оформляются персональные выставки, на которых идёт защита дипломных работ.

      Шаг за шагом,  узнавая тайны растений, создавая  композиции, воспитанник  уже не только копирует  природу – он творит, фантазирует. Общение с цветами раскрывает способности  каждого  ребенка видеть прекрасное. Ведь, цветы делают нас добрее и лучше.

      Реализация программы «От природы к творчеству» объединения «Природа и фантазия» осуществляется из расчета:

первый год обучения   - по  4  часа в неделю, 144 часа в год;

второй   год обучения  - по 6 часов в неделю, 216 часов в год;

третий  год  обучения  - по 6 часов в неделю, 216 часов в год;

четвертый год обучения - по 6 часов в неделю, 216 часов в год;

пятый год обучения - по 6 часов в неделю, 216 часов в год.

При этом теоретических часов – 30% , а практических – 70%  от общего количества  часов.

Формы занятий.

Теоретические занятия по форме организации проводятся со всей группой детей, то есть предполагается коллективная работа, а практические – проводятся в основном как индивидуальная самостоятельная работа, реже, как групповая и парная.

Предполагаемые результаты программы.

1.  Знание по художественным видам искусства: аппликация,  аранжировка,  икебана, флористика.

2.  Умение самостоятельно изготавливать основу и поделку из природного материала.

3.  Технические навыки при работе с инструментами.

4.   Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, изобретательности.

5.   Развитие эстетического вкуса, чувства красоты.

6.   Бережное отношение и любовь к родному краю.

7.  Участие каждого воспитанника в выставках и конкурсах различных уровней.

Воспитанник   должен знать:

I-го года обучения:

  • Правила сбора природного материала.
  • Простейший способ сушки растений.
  • Природный материал, используемый при изготовлении объёмных поделок.
  • Способы соединения частей при изготовлении объёмных поделок.
  • Аппликация. Определение.
  • Виды аппликации.
  • Последовательность работы при изготовлении аппликации.
  • Правила наклеивания листвы.
  • Аранжировка. Икебана. Отличие.
  • Технологию обработки основы - коры.
  • Технологию построения композиции.
  • Правила техники безопасности при работе.
  • Правила поведения в природе.

II-го года обучения:

  • Способы обработки: - сушка под прессом;

- сушка утюгом.

  • Материалы для изготовления аппликаций.
  • Флористика. Определение. Её значение в жизни людей.
  • Чем отличается предметная, сюжетная, декоративная аппликации.
  • Самые распространенные сухоцветы.
  • Средства выразительности в аранжировке.
  • Технологию обработки лозы. Соединение в основу.
  • Технологию построения композиций на лозе и коре.
  • Технику безопасности при работе.

III-го года обучения:

  • Технологию сбора природного материала.
  • Способы сушки цветов: в песке, манке, вазе, под прессом.
  • Природный материал для изготовления флористических картин.
  • Составление отдельных видов цветов для картин.
  • Луговые и полевые злаки.
  • Влаголюбивые растения.
  • Сухоцветы-бессмертники.
  • Художественно-композиционные признаки.
  • Назначение букетов.
  • Технологию обработки спилов.
  • Технологию подготовки рамки к работе.
  • Технологию построения композиций на различных основах.
  • Технику безопасности при работе с инструментами.

IV-го года обучения:

  • Краткую характеристику злаков и сухоцветов.
  • Технологию сбора, обработки и хранения природного материала.
  • Плоскостные и объёмные способы сушки растений.
  • О создании плоских флористических картин (составление композиции, подбор основы для картины, отделка композиции).
  • Историю создания букета от древнего мира до наших дней.
  • Основы построения цветочной композиции.
  • Материалы для аранжировки.
  • Стили западноевропейских букетов.
  • Технологию подготовки любой основы для настенных и настольных композиций.
  • Алгоритм построения композиции на любой основе.
  • Технику безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

V-го года обучения:

  • Правила сбора, обработки, хранения природного материала.
  • Характеристику применяемых в практике растений.
  • Способы сушки растений.
  • Флористика.  Её стили и техники.
  • Букеты разных стран. Отличительные особенности.
  • Современный западноевропейский букет.
  • Основные правила западной аранжировки.
  • Цветочный этикет.
  • Сезонные композиции. Праздничная аранжировка.
  • Цветочные композиции и интерьер.
  • Технологию подготовки любой основы.
  • Алгоритм построения композиции на любой основе.
  • Технику безопасности при работе с разными инструментами.

Воспитанник  должен уметь:

I-го года обучения:

  • Собирать природный материал.
  • Растения сушить способом – сушка под прессом.
  • Правильно подбирать природный материал для объёмных поделок.
  • Соединять части при изготовлении объёмных поделок.
  • Определять вид аппликации.
  • Правильно наклеивать различный природный материал.
  • Обрабатывать основу (кору) для поделки.
  • Последовательно изготавливать поделку.
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе.
  • Анализировать свою работу.
  • Соблюдать правила поведения в природе.

II-го года обучения:

  • Собирать и обрабатывать природные материалы.
  • Растения сушить способом – сушка под прессом, сушка утюгом.
  • Самостоятельно подбирать природный материал для аппликации.
  • Давать характеристику сухоцветам.
  • Применять средства выразительности в аранжировке.
  • Обрабатывать и собирать в основу лозу.
  • Соблюдать технологию построения композиций.
  • Оценивать свою работу с предыдущей поделкой.
  • Соблюдать правила  техники безопасности при работе с инструментами.

III-го года обучения:

  • Соблюдать технологию сбора  и обработки природного материала.
  • Сушить цветы: в песке, манке, вазе, под прессом.
  • Самостоятельно подбирать природный материал для изготовления флористических картин.
  • Составлять отдельные виды цветов для картин.
  • Определять по справочнику луговые и полевые злаки.
  • Определять по справочнику влаголюбивые растения.
  • Определять по справочнику сухоцветы-бессмертники.
  • Применять художественно-композиционные признаки в аранжировке.
  • Самостоятельно подбирать природный материал к поделкам.
  • Самостоятельно обрабатывать спилы и изготавливать поделку.
  • Подготовить рамку к работе. Определять фон для композиции.
  • Соблюдать технологию построения композиций на различных основах.
  • Делать зарисовку эскиза будущей композиции или поделки.
  • Анализировать и оценивать свои работы и своих товарищей.
  • Соблюдать правила  техники безопасности при работе с различными инструментами.

IV-го года обучения:

  • Давать краткую характеристику злаков и сухоцветов.
  • Работать с литературой и справочниками.
  • Собирать, обрабатывать и хранить природный материал.
  • Применять плоскостные и объёмные способы сушки растений.
  • Создавать  плоские флористические картины (составлять композиции, подбирать основу для картины, отделку композиции).
  • Применять основы построения цветочной композиции.
  • Применять растительные и нерастительные материалы для аранжировки.
  • Самостоятельно применять технологию подготовки любой основы для настенных и настольных композиций.
  • Самостоятельно использовать алгоритм построения композиции на любой основе.
  • Самостоятельно анализировать свои изделия, работы своих сверстников.
  • Соблюдать технику безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

V-го года обучения:

  • Правильно  собирать, обрабатывать, хранить природный материал.
  • Давать характеристику применяемых в практике растений.
  • Самостоятельно выбирать способ сушки растений.
  • Свободно применять флористические стили и техники.
  • Составлять современный западноевропейский букет.
  • Соблюдать основные правила западной аранжировки.
  • Применять цветочный этикет.
  • Самостоятельно создавать сезонные композиции.
  • Самостоятельно создавать цветочные композиции в интерьере.
  • Самостоятельно применять технологию подготовки любой основы.
  • Самостоятельно готовить основу для поделки.
  • Самостоятельно выбирать природный материал для создания поделки.
  • Соблюдать алгоритм построения композиции на любой основе.
  • Соблюдать технику безопасности при работе с разными инструментами.
  • Изготавливать поделки на различной основе (лоза, кора, рамка и др.).
  • Вести консультационную работу (в роли инструктора-консультанта).
  • Вести себя в природе: на экскурсии, в лесу.
  • Бережно относиться ко всему живому.

      Способы проверки знаний.   Теоретические знания воспитанников будут выявляться при помощи дидактических игр, вопросов, викторин, тестов, а также взаимопроверки и самопроверки.

          Итоги практических занятий будут подводиться самоанализом и самооценкой своих работ, а также сверстников и педагогов; отбором лучших из них на городские и районные выставки и конкурсы, участием в городских научных конференциях на секции эстетики, в российских литературно-философских конкурсах.

         Программа  «От природы к творчеству» успешно реализуется. Подтверждением эффективности  данной программы является тот факт, что воспитанники награждаются грамотами, дипломами, благодарственными письмами и ценными подарками городских, районных, областных и российских выставок.

                                                                      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I-го года обучения

раздела

Название раздела

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Вводное занятие

Сбор и обработка природных материалов

Объемные поделки из природного материала

Аппликация

Искусство составления букета

Изготовление поделок из природного материала

Знакомство с Красной книгой

Изготовление сувениров

Итоговое занятие

2

24

14

30

4

56

4

8

2

2

8

4

10

4

4

          4

2

-

-

16

10

20

-

52

-

6

2

                                                                                                 Итого:                                     144                       38                 106

                         

                   

                                                          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

раздела

Название    

раздела

Всего

часов

Содержание занятий

Кол-во

теор.

часов

Кол-во        

 практ.

часов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Вводное занятие

Сбор и обработка природных материалов

Объемные поделки из природного материала.

Аппликация.

Искусство составления букета

Изготовление поделок из природного материала

Знакомство с Красной книгой.

Изготовление сувениров.

Итоговое занятие.

2

24

14

 

 

   

 30

   

4

56

 

4

8

2

   

  Знакомство с детьми. Знакомство с работой объединения и его программой и задачами.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Времена года и погодные условия для сбора природного материала. Правила сбора. Техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.

Простейший способ обработки – сушка под прессом. Тепловой способ обработки. Сушка листьев, злаков, ягод и др. природного материала. Хранение природного материала.

Экскурсии: - в парки города. Знакомство с местной растительностью. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников.

                    - по аллеям города. Расширение кругозора детей. Знакомство с основными видами деревьев.

Сбор листьев, семян, коробочек, плодов и ягод с деревьев и кустарников; веток и коры.

                    - в НП «Хвалынский». Знакомство детей с луговыми растениями. Сбор злаковых культур.

Практическая работа:

Сушка листьев.

Сушка декоративных растений.

Сушка злаков.

Сортировка природного материала и его хранение.

Что можно сделать из природного материала? Природный материал,  используемый при  изготовлении объемных поделок. Волшебное превращение природного  материала в  поделки. Разнообразие объемных  поделок.

Последовательность работы по изготовлению объемных  поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы  соединения  частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися  инструментами.

Практическая работа:

Изготовление поделок из еловых и сосновых шишек: «Ежи».

Изготовление  поделки  из шишек и желудей: «Жар-птица».

Изготовление поделок из различного природного материала: «Лесные жители» (коллективная  работа).

Изготовление  поделки   по замыслу.

Что такое аппликация? Определение. История развития аппликации, как  декоративно-прикладного искусства. Тесная связь с бытом разных народов.

 Виды аппликации:  предметная, сюжетная, декоративная.

Разнообразие природных материалов для изготовления аппликаций: ткань, бумага, нитки, листья, семена, камни и др. Демонстрация образцов аппликации

Практическая работа.  Аппликация из бумаги. Виды бумаги. Последовательность работы.

Изготовление предметной аппликации из бумаги:                                                             «Бабочка».

 «Рыбка».

«Птичка».

Аппликация из листьев. Последовательность работы.

Правила наклеивания листвы.

Изготовление предметной аппликации из листьев:

«Бабочка».

 «Рыбка».

«Птичка».

Коллективная работа детей: «Подводный мир».

Аппликация из яичной  скорлупы. Подготовка  яичной  скорлупы. Последовательность работы. Окраска.

Изготовление предметной аппликации из яичной  скорлупы:

«Бабочка».

 «Рыбка».

«Птичка».

Аранжировка. Икебана. Определение. В чем отличие.

Немного из истории. Разнообразие стилей. Средства выразительности. Демонстрация иллюстраций, наборов открыток, журналов.

Язык цветов. Волшебный дар цветов. Цветы – лучшие посредники в общении между людьми. Символика цветов. Прослушивание «Вальса цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Выражение своего состояния при помощи красок и карандашей.

Букеты из природного материала на коре. Технология обработки коры. Природный материал для композиции. Технология построения композиций на коре. Техника безопасности при работе.  Демонстрация схемы последовательности работы.

Практическая работа:

Подготовка  коры  к работе.

Изготовление поделок из сухоцветов и природного материала на коре.

Букеты из природного материала на  пластинке. Природный материал для букетов. Технология построений композиций на пластинке. Техника безопасности при работе. Демонстрация схемы последовательности работы.

Практическая работа:

Подготовка пластинки к работе.

Изготовление поделок из природного материала на пластинке.

  Угроза вымирания и уничтожения природного мира земного шара. Предыстория Красной книги. Международная Красная книга. Красная книга России. Значение Красной книги в настоящее время.

«Как вести себя  в природе». Правила поведения в природе. Природоохранные знаки.

  Бережное и внимательное отношение  к близким  людям. Изготовление подарков к праздникам.

Практическая работа:

«Новогодние радости»- изготовление новогодних  сувениров.

«В подарок милой маме»- изготовление поздравительной открытки.

Оформление выставки.

Выставка детских работ.

2

2

8

2

2

2

2

4

2

2

         10

2

2

2

2

2

4

2

2

   

         4

         2

        2

   

4

          2

          2

2

          2

     

16

2

4

2

2

2

2

2

        10

2

          2

          4

     

          2

         20

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

   

         52

   

        12

        14

   

   

       12

       14

   

6

4

     

2

2

2

       

 ИТОГО:

 

 144

38

106

        

                                                           

                                                               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II-го года обучения

раздела

Название раздела

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Вводное занятие

Сбор и обработка природных материалов

Аппликация, флористика

Хоровод цветов

Искусство составления букета

Изготовление поделок из природного материала

Творческие мастерские детей

Изготовление сувениров

Итоговое занятие

3

36

42

6

9

93

12

12

3

3

12

9

6

9

12

          3

3

-

-

24

33

-

-

81

9

9

3

                                             

                                                          ИТОГО:                                   216                         57                         159

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ II-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

раздела

Название    

раздела

Всего

часов

Содержание занятий

Кол-во

теор.

часов

Кол-во        

 практ.

часов

I

II

   

   

III

   

 

   

  IV

V

 

    VI

                                       

   

 

    VII

VIII

 

   

   IX

Вводное занятие

Сбор и обработка природных материалов

Аппликация, флористика

Хоровод цветов

Искусство составления букета

Изготовление поделок из природного материала

Творческие мастерские детей

Изготовление сувениров

Итоговое занятие

3

36

 

 42

 

 

    6

 

     9

   

    93

12

12

3

Знакомство с работой  объединения, с его программой и задачами.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Времена года и погодные условия для сбора природного материала. Правила сбора. Техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.

 Способы обработки: – сушка под прессом;

                                       -сушка утюгом.

Техника безопасности при работе с утюгом. Сушка и хранение природного материала.

Экскурсии: - в парки и аллеи  города. Растительность парка и аллей. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников,

плодов и ягод  кустарников.

- в НП «Хвалынский». Повторение уже знакомых  луговых растений, знакомство с новыми растениями. Сбор злаковых культур.

Практическая работа:

Сушка листьев.

Сушка декоративных растений.

Сушка злаков.

Сортировка природного материала и его хранение.

Что такое аппликация? Повторение пройденного материала за предыдущий год: определение, связь с бытом разных народов. Виды аппликации:  предметная, сюжетная, декоративная.  Для изготовления аппликаций используются следующие материалы: ткань, бумага, нитки, листья, семена,  камни, опилки, стекло, песок  и др.

Аппликация из листьев. Молодое направление в художественном искусстве – флористика. Ее значение в жизни людей. Демонстрация флористических картин. Последовательность работы. Техника выполнения.

Практическая работа.  Аппликация из листьев:

- изготовление предметной аппликации «Мой любимый герой»;

- изготовление сюжетной аппликации на свободную тему;

- изготовление декоративной аппликации «Узоры».

Аппликация из семян, косточек и других природных материалов:

- изготовление предметной аппликации «Мой любимый сказочный герой»;

-изготовление сюжетной аппликации на свободную тему;

- изготовление декоративной аппликации «Узоры»

Сухоцветы. Бессмертники. Характеристика сухоцветов. Описание некоторых из них: гелихризум, аммобиум, физалис, лунарий, ворсянка, др Недостатки  и достоинства сухих  цветочных  композиций.

Злаковые растения: луговые, полевые. Характеристика некоторых из них.

Влаголюбивые (болотные) злаки. Их характеристика. Бережное отношение к ним.

Немного из истории.  Направления: западная аранжировка, икебана. Разнообразие стилей. Демонстрация иллюстраций, наборов открыток, журналов.

Средства выразительности. Линия в букете. Цвет. Цветовые сочетания. Теплые цвета. Холодные цвета. Пропорции.  Доминанта. Контраст.  Форма. Место в аранжировке.

Создание вашей композиции.  Правила составления  композиций. Их  краткая характеристика.

Букеты из природного материала на лозе. Заготовка лозы. Технология обработки. Соединения в основу. Природный материал для композиции. Технология построения композиций на лозе. Техника безопасности при работе. Демонстрация образцов основ из лозы и схемы последовательности работы.

  Практическая работа:

Подготовка лозы к работе.

Изготовление поделок из сухоцветов и природного материала на лозе.

Букеты из природного материала на коре. Природный материал для букетов. Технология построений композиций на коре. Техника безопасности при работе. Демонстрация схемы последовательности работы.

  Практическая работа:

Подготовка коры к работе.

Изготовление поделок из природного материала на коре.

Букеты из природного материала в рамке. Природный материал для букетов. Последовательность построения композиций в рамке. Техника безопасности при работе. Демонстрация схемы последовательности работы.

  Практическая работа:

Подготовка основы для композиции в рамке.

Изготовление поделок из природного материала в рамке.

Изготовление поделок на основе накопленного опыта и фантазии.

Постановка творческой задачи (выбор темы, сюжета, образа). Средства выразительности для передачи образа. Выбор природных материалов для работы.

Практическое выполнение и оформление поделки.

Бережное и внимательное отношение к людям. Изготовление подарков к праздникам.

Практическая работа:

«В защиту елки». Изготовление зимних букетов.

«Для мам». Изготовление поздравительной открытки и сувенира.

Оформление выставки.

Выставка детских работ.

3

3

        

        

12

3

3

3

3

9

3

     3

3

   

      6

3

        

        3

9

3

      3

3

   

     12

6

3

     3

     3

3

      3

       3

24

     

   

      6

     9

     6

     3

   33

 

     6

 

     6

     3

      6

      6

      6

    81

     15

15

12

12

15

      12

9

9

       9

       6

       3

       3

 

       3

        ИТОГО:

216

57

159

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III-го года обучения

раздела

Название раздела

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Вводное занятие

Сбор и обработка природных материалов

 Флористика

Хоровод цветов

Аранжировка цветов

Изготовление поделок из природного материала

Творческие мастерские детей

Изготовление сувениров

Итоговое занятие

3

36

27

12

27

84

12

12

3

3

12

6

6

18

12

          3

3

-

-

24

21

6

9

72

9

9

3

                                             

                                                  ИТОГО:                                                                                                 216                           63                        153

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ III-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

раздела

Название    

раздела

Всего

часов

Содержание занятий

Кол-во

теор.

часов

Кол-во        

 практ.

часов

I

   

 II

 

    III

   

  IV

     V

 

     VI

                                       

   

 

 

   VII

 

VIII

 

     IX

Вводное занятие.

Сбор и обработка природных материалов.

Флористика.

   Хоровод цветов.

 

 Аранжировка цветов.

Изготовление поделок из природного материала

Творческие мастерские детей

 Изготовление    

 сувениров

Итоговое занятие

3

36

 

   27

 

 

   

   12

   

   

   

   27

 

  84

12

12

3

Знакомство с задачами объединения «Природа и фантазия» и программой  3-го года обучения. Корректировка программы. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Технология сбора природных  материалов.

Поведение в природе, техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.

Технология обработки природных материалов. Различные способы сушки цветов: в песке, манке, вазе, под прессом. Технология хранение природного материала.

Экскурсии: - в парки города. Заготовка листьев, семян  и коробочек деревьев и кустарников, цветов.

- по аллеям города.

Сбор листьев, семян, коробочек, плодов и ягод с деревьев и кустарников;

- в НП «Хвалынский». Сбор злаковых культур,  веток  и коры.

  Практическая работа:

Сушка листьев. Сушка цветов и других природных материалов.  Сушка злаков и колосков.

Сортировка природного материала и его хранение.

Что такое  флористика? Самое молодое направление в художественном  искусстве – флористика. Флористика- санаторий для души. Ее значение в жизни людей. Вторая жизнь цветов .Демонстрация флористических картин. Последовательность работы. Техника выполнения.

Составление отдельных видов цветов. Составление ваз и корзиночек для букетов.  Составление композиций.

 Практическая работа. 

Составление розы.

Составление гвоздики.

Составление лилии.

 Составление композиции  «Букет».

Составление композиции  «Поздравительная открытка».

 «Скромное обаяние». Луговые и полевые злаки. Краткая характеристика растений.  Сроки сбора. Бережное отношение к ним.   Влаголюбивые (болотные)  растения. Краткая характеристика растений.  Сроки сбора. Бережное отношение к ним.

 Практическая работа.    

Определение растений по определителю. Работа с книгой.

«Сохраняют  краски лета».  Сухоцветы- бессмертники. Характеристика сухоцветов: внешний вид и особенности.

Сроки  посадки, уход за растениями и временные особенности  сбора.

Практическая работа.    

Определение растений,  зарисовка и краткое описание их. Работа с литературой.

От красоты в природе к  красоте в искусстве.

 Историческое развитие этого вида искусства. Искусство мастеров западной  аранжировки.

Художественно-композиционные признаки.

О стиле: линейный,  массивный, линейно-массивный, смешанный. Пропорции. Уравновешенность. Правильное использование цвета. Динамичность. Подходящий фон.

Материалы и оборудование. Способы крепления. Инструменты. Вазы и сосуды. Подставки. Аксессуары.

Разноликие букеты.

Назначение букетов.  Букет в подарок – этика: дарим цветы, принимаем цветы. Украшаем интерьер: гостиная, детская комната, холл, кухня.

Продлеваем жизнь цветов.

Правильная срезка цветов. Безопасное путешествие цветов.  Чистота и питание цветов. Капризные цветы.

Икебана.

Немного из истории. Икебана- философия  жизни. Определение. Отличительные особенности от западной аранжировки.

 Практическая работа:

Подарочный букет.

Маленький и изящный.

Букет по собственному замыслу.

Настенные букеты и композиции  из природного материала на  лозе. Заготовка лозы. Технология обработки: очистка, окраска. Технология соединения лозы  в основу. Технология построения композиций на лозе. Техника безопасности при работе. Демонстрация образцов основ из лозы и схемы последовательности работы.

  Практическая работа:

Подготовка лозы к работе.

Изготовление поделок из сухоцветов и природного материала на лозе.

Настенные букеты и композиции  из природного материала на коре и спилах.  Технология  обработки  коры и спилов. Технология построений композиций на коре или спиле. Расположение композиций. Техника безопасности при работе. Демонстрация схем.

 Практическая работа:

Подготовка основы  к работе.

Изготовление поделок из природного материала на коре.

Изготовление поделок из природного материала на спиле.

 Настенные букеты и композиции  из природного материала в рамке.  Технология подготовки рамки к работе. Подбор фона. Технология  построения композиций в рамке. Расположение композиций. Техника безопасности при работе. Демонстрация схем.

 Практическая работа:

Подготовка основы для композиции в рамке.

Изготовление поделок из природного материала в рамке.

Настольные букеты и композиции  в вазах, на корягах, на камнях, на грибах-трутовиках. Десять золотых правил, подбор сосудов, подставок и др. Природные материалы, аксессуары, необходимые для композиций. Технология построения композиций.

 Практическая работа:

Изготовление настольных  композиций.

Изготовление поделок на основе накопленного опыта и фантазии. Постановка творческой задачи (выбор темы, сюжета, образа). Средства выразительности для передачи образа. Выбор природных материалов для работы. Зарисовка эскиза будущей композиции или поделки.

             

 Практическая работа:

Практическое выполнение и оформление поделки.

История общественных  праздников. Бережное и внимательное отношение к людям. Изготовление подарков к праздникам.

 Практическая работа:

«На пороге новый год».  Изготовление  новогодних гирлянд, игрушек, композиций  для  новогоднего стола

«23 февраля – День защитника Отечества». Изготовление поделок в подарок ветеранам, папам.

«8 Марта -  Международный женский день». Изготовление поделок, весенних композиций, открыток для мам, бабушек, учителей.

Оформление выставки.

Выставка детских работ.

3

3

6

3

          3

6

3

3

6

3

3

   

        18

         3

         3        

 

   

   

         3

3

3

3

12

          3

3

         3

          3

3

          3

      3

      3

     

     

     

30

6

9

            6

3

3

3

21

   

   

           3

3

3

6

6

6

3

3

9

3

3

3

           72

9

9

            6

6

6

9

9

18

9

9

9

3

3

3

3

3

        ИТОГО:

216

63

      153

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

IV-го года обучения

раздела

Название раздела

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

I

II

III

IV

V

VI

VII

Вводное занятие

Сбор и обработка природных материалов

 Флористика

Аранжировка цветов

Изготовление поделок из природного материала

Творческие мастерские детей

Итоговое занятие

3

36

27

30

96

21

            3

3

9

9

12

12

3

          -

-

27

18

18

84

18

3

                                             

                                                  ИТОГО:                                                                            216                        48                     168

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ IV-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

раздела

Название    

раздела

Всего

часов

Содержание занятий

Кол-во

теор.

часов

Кол-во        

 практ.

часов

I

   

II

 

   

   

   

 III

   

 

   

 IV

   

V

 

     

VI

                                       

    VII

 

Вводное занятие.

Сбор и обработка природных материалов и сухоцветов.

 

Флористика.

Аранжировка цветов.

Изготовление поделок из природного материала

Творческие мастерские детей

Итоговое занятие

ИТОГО:                                

3

36

 

 

27

 

 

 

30

96

21

3

  216

  Знакомство с задачами объединения «Природа и фантазия» и программой  4-го года обучения. Корректировка программы. Вводный инструктаж по технике безопасности. Анкетирование.

  Повторение. Луговые и полевые злаки. Влаголюбивые растения. Сухоцветы-бессмертники. Краткая характеристика растений: внешний вид, особенности, сроки сбора. Бережное отношение к ним.

  Технология сбора  природных  материалов. Поведение в природе, техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.

  Технология обработки природных материалов. Различные способы сушки растений:

  • Плоскостное засушивание (высушивание под прессом, в гербарных сетках, термический способ, с помощью горячего утюга);
  • Объёмное засушивание (естественный способ, высушивание в песке, высушивание в манке, высушивание в вате, «консерви-рование» растений).

Технология  хранения и сортировка природного материала.

Экскурсии: 

- в парки города.

Заготовка листьев, семян  и коробочек деревьев и кустарников, цветов.

- по аллеям города.

Сбор листьев, семян, коробочек, плодов и ягод с деревьев и кустарников, цветов;

- в НП «Хвалынский». Сбор злаковых культур,  веток  и коры.

Практическая работа:

Сушка листьев. Сушка цветов и других природных материалов.  Сушка злаков и колосков. Выбор и применение  нужного способа сушки.

Сортировка природного материала и его хранение.

  Искусство  флоризма.  Из истории флористики. Флористика- санаторий для души. Ее значение в жизни людей. Вторая жизнь цветов.  Демонстрация флористических картин.

  Создание плоских композиций. Основа для картины. Составление композиции. Отделка композиции.

  Что из чего? Натюрморт. Фон в натюрморте. Рефлексы, тени. Кувшины, вазы. Фрукты и овощи.

Пейзаж. Небо. Вода. Деревья и др.

Практическая работа. 

 Создание флористической картины «Букет».

 Создание флористической картины «Натюрморт».

 Создание флористической картины «Пейзаж».

 

 

 История создания букета. Цветы в древнем мире. Цветы в средние века и в эпоху  Возрождения. Цветы в Европе в XVII – XX веках. Цветы в России.

  Основы построения цветочной композиции.

 Цвет. Его значение в аранжировке. Воздействие цвета на человека. Символика цвета.

 Доминанта. Линия - самый экспрессивный элемент композиции.  Расположение (варианты симметричных и асимметричных композиций).  Пропорции. Динамика. Демонстрация   иллюстраций с цветочными композициями.

  Материалы для аранжировки. Растительный материал: цветы, листья, ветки, плоды.  Нерастительный материал. Аксессуары, сосуды, вазы и др. Оборудование и инструменты.

  Стили западноевропейских букетов:

  • Массивный;
  • Линейный;
  • Линейно-массивный;
  • Смешанный.

Практическая работа. 

  -«Сезонные композиции». Стиль и тема по выбору.

 - «Украшение стола». Стиль по выбору.

  -«Цветочные корзины». Стиль по выбору.

 

  Настенные букеты и композиции  из природного материала на  лозе. Заготовка лозы. Технология обработки: очистка, окраска. Технология соединения лозы  в основу. Алгоритм  построения композиций на лозе. Техника безопасности при работе. Зарисовка эскиза будущей композиции.

Практическая работа:

-Подготовка лозы к работе.

-Изготовление поделок из сухоцветов и природного материала на лозе.

  Настенные букеты и композиции  из природного материала на коре и спилах.  Технология  обработки  коры и спилов.  Алгоритм  построения композиций на коре или спиле. Расположение композиций. Техника безопасности при работе. Зарисовка эскиза будущей композиции.

Практическая работа:

-Подготовка основы  к работе.

-Изготовление поделок из сухоцветов и  природного материала на коре.

-Изготовление поделок из сухоцветов и  природного материала на спиле.

  Настенные букеты и композиции  из природного материала в рамке.  Технология подготовки рамки к работе. Подбор фона.  Алгоритм  построения композиций в рамке. Расположение композиций. Техника безопасности при работе. Зарисовка эскиза будущей композиции.

Практическая работа:

-Подготовка основы для композиции в рамке.

-Изготовление поделок из сухоцветов и  природного материала в рамке.

  Настольные букеты и композиции  в вазах, на корягах, на камнях, на грибах-трутовиках и других основах.  Десять золотых правил, подбор сосудов, подставок и др. Природные материалы, аксессуары, необходимые для композиций. Алгоритм построения композиций.

Практическая работа:

Изготовление настольных  композиций:

  • На  грибах-трутовиках;
  • На  коряге;
  • В вазе;
  • По  самостоятельному выбору основы.

Изготовление поделок для участия в городских и районных выставках  на основе накопленного опыта и фантазии. Постановка творческой задачи (выбор темы, сюжета, образа). Средства выразительности для передачи образа. Выбор природных материалов для работы. Зарисовка эскиза будущей композиции или поделки.

Практическая работа:

Практическое выполнение и оформление поделки:

  • «Осень золотая»;
  • «Зимняя сказка»;
  • «Весенняя капель».

Анкетирование.

Оформление выставки.

Выставка детских работ.

3

3

9

3

3

3

          9

3

          3

           3

12

3

3

3

     

     

3

             

 

   

   

12

3

3

     

3

3

     

        3

 

        3

     

     

       48

27

3

3

6

12

          3

18

     

6

6

6

18

6

6

6

         84

          9

          9

       

   

         6

         6

6

9

9

          3

9

9

9

          18

6

6

6

3

3

168


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                                           V-го года обучения

раздела

Название раздела

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

I

II

III

IV

V

VI

VII

Вводное занятие

Сбор и обработка природных материалов

 Флористика

Аранжировка цветов

Творческие мастерские детей.

Изготовление поделок из природного материала

Дипломные работы

Итоговое занятие. Выпускной

3

30

30

57

69

            21

6

3

9

6

21

6

          3

-

-

21

24

36

63

18

6

                                             

                                                  ИТОГО:                                                                                                             216                         48                         168                  

                                                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ V-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

                               

раздела

Название    

раздела

Всего

часов

Содержание занятий

Кол-во

теор.

часов

Кол-во        

 практ.

часов

I

   

II

 

     III

    IV

   

V

 

 

  VI

                                       

   

    VII

 

Вводное занятие.

Сбор и обработка природных материалов.

Флористика.

Аранжировка цветов.

Творческие мастерские детей.

Изготовление поделок из природного материала и сухоцветов.

Дипломные работы.

Итоговое занятие. Выпускной.

                                                                         ИТОГО:

3

30

    30

 

 

   57

69

21

6

   216

  Знакомство с задачами объединения «Природа и фантазия» и программой  5-го года обучения. Корректировка программы. Вводный инструктаж по технике безопасности. Анкетирование.

  Повторение технологии сбора  природных  материалов. Повторение правил поведения в природе, техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.

  Повторение технологии обработки природных материалов. Повторение различных способов сушки растений:

  • Плоскостное засушивание;
  • Объёмное засушивание.

  Повторение технологии  хранения и сортировка природного материала и сухоцветов.

Практическая работа:

 -Сушка листьев.

-Сушка цветов и других природных материалов.         - Сушка злаков и колосков.

-Сортировка природного материала и его хранение.

  Искусство  флоризма. Стили и техники. Флористика, похожая на живопись. Флористика, похожая на графику.  Флористика, похожая на мозаику.

  Флористика и изображение красками. Флористика и перья. Флористика и ткань.

 

Практическая работа. 

 -Создание флористической картины «Незабудки».

 -Создание флористической картины «Берёзы».

 -Создание флористической картины «Ночь».

 -Создание флористической картины в стиле мозаика  на свободную тему.

 

   История создания букета. Букеты разных стран: французский букет; английский букет; немецкий букет; американский букет; букеты Европы и Востока. Их отличительные особенности.

  Традиционная икебана. История возникновения. Особенности традиционной икебаны: принцип триединства элементов икебаны – неба, человека и земли.  Современная  икебана. Стиль нагэире и морибана. Школа согэцу.

 

  Современный западноевропейский букет. Основные правила западной аранжировки. Симметричные букеты. Асимметричные букеты.

  Язык цветов. Символика в аранжировке. Символика цвета и цветов. Растения-символы.

  Искусство дарить цветы. Букет и личность. Букет и повод. Как дарить и принимать цветы.

  Сохранение срезанных цветов. Причины увядания растений. Правила сохранения цветов.

  Растения. Особенности срезки и ухода. О совместимости срезанных цветов.

   Сезонные аранжировки. Весеннее пробуждение. Летнее великолепие. Все краски осени. Зимняя сдержанность.

  Праздничные аранжировки.  Композиции для особых случаев. Званые обеды. Свадьбы. Рождество. Цветы к Пасхе и др.

  Цветы  и композиции в интерьере. Прихожая. Кухня. Гостиная. Столовая. Спальня.

Практическая работа. 

 - Составление композиции в стиле морибана или нагэире (по выбору).

 - Составление симметричной композиции.

 - Составление асимметричной композиции.

 - Составление сезонных композиций (по выбору).

 - Составление праздничного букета (по выбору).

 - Составление композиции для украшения интерьера (по выбору).

  Настенные букеты и композиции  из природного материала и сухоцветов. 

Технология  подготовки и обработки основы: коры, спила, лозы, рамки.  Алгоритм  построения композиции на любой основе. Техника безопасности при работе. Самостоятельный выбор основы, места расположения композиции, природного материала и зарисовка эскиза будущей композиции.

Практическая работа:

-Подготовка основы к работе.

-Изготовление поделок из сухоцветов и природного материала.

  Настольные букеты и композиции.

Создание композиции. Средства выразительности для передачи образа. Семь признаков правильно составленной композиции. Выполнение композиции.  Десять золотых правил. Природные материалы, аксессуары, необходимые для композиций. Алгоритм построения композиции. Зарисовка эскиза будущей композиции.

Практическая работа:

-Подготовка и подбор материалов для будущей композиции. Зарисовка эскиза.

-Выполнение композиции.

 

 Подготовка. Свободный выбор направления, темы и стиля  выполнения дипломных работ. Определение средств выразительности для передачи образов, идеи, замысла. Самостоятельный выбор природных и дополнительных материалов.

Практическая работа;

  Изготовление дипломных проектов.

  Оформление персональных выставок.

   Защита дипломных работ. Торжественное вручение удостоверения «Инструктор».

                                                               

3

3

9

3

3

          3

          6

3

          3

21

3

3

3

     

     

3

             

          3

 

   

   

3

3

6

3

3

     

3

3

        48

         

21

6

6

6

3

24

6

6

6

6

36

6

6

6

6

6

6

63

16

          16

       

        15

         

         16

18

18

6

3

3

         168

                                                                   

                                                                         

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы.

№ п\п

Название раздела

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Беседа

Рассказ о работе кружка, вводный инструктаж; методы мотивации

Вопросы по т/б

2.          

Сбор и обработка природного материала

        Беседа,  экскурсии, прогулки, практическая работа

Рассказ с показом, объяснения с показом, словесные (вопросы, поощрения, указание, совет), дидактические игры, наблюдение, сравнение, показ действий ребенком

Вопросы, дидактические и познавательные игры

3.

Флористика

Беседа, практическая работа

Словесные, наглядные, практические

 Выставка детских работ

4.

Хоровод цветов

Беседа, практическая работа

Рассказ с показом, практикум по работе с определителями растений (работа с книгой)

Зарисовки и записи в тетрадях

5.

Аранжировка

Беседа, практическая работа

Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа детей

Зарисовки и записи в тетрадях

6.

Изготовление поделок из природного материала

Беседа, практическая работа

Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа детей, дозированная помощь

Выставка детских работ

7.

Творческие мастерские детей

Беседа, практическая работа

 Словесные, практические, самостоятельная работа детей, дозированная помощь, творческие задания

Создание эскизов, выставка детских работ

8.

Аппликация

Беседа, практическая работа

Рассказ с показом, объяснения с показом, словесные (вопросы, поощрения, указание, совет), наглядные

Выставка детских работ

9.

Объемные поделки из природного материала

Беседа, практическая работа

Рассказ с показом, объяснения с показом, практические

Выставка детских работ

10.

Изготовление сувениров

Беседа, практическая работа

Словесные, наглядные, практические

Выставка детских работ

11.

Итоговое занятие

Беседа, практическая работа

Словесные,  практические

Выставка детских работ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Агапова И., Давыдова М. Поделки из природных материалов. – М. Лада, 2007.
  2. Барнетт Фиона, Эджрикс Роджер. Цветы к праздникам. Букеты. Композиции. Аранжировка.- М.: «Росмэн», 1998.
  3. Бегония Руди. Школа флористики. – М. Эксмо, 2006.

4.  Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика.-  М,2005.

5.  Белецкая Л.Б.  Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев.-  М. Эксмо, 2006.

6.  Витвицкая М.Э. Икебана. Аранжировка. Флористика. Искусство составления букетов. - М., Лада, 2007.

7.  Гусакова М.А. Аппликация. -  М,1977.

8.  Дергилева Е. Флористика – это прекрасно. / /Дошкольное воспитание. - 1993. - № 7.

9.  Клевенская Т. Искусство составления букета, / /  Приусадебное хозяйство. – 1990. - № 6.

           10. Колесникова Е.Г. Сухоцветы. – М. Кладезь-Букс, 2006.

           11. Конькова Е. Искусство составлять букеты / /  Юный натуралист. – 2003. -  № 9.  

           12. Лыкова И.А. Букеты и приветы. Поделки из природного материала. -2005.

           13. Лыкова И.А. Старичок-лесовичок. Поделки из природного материала. -2004.

           14. Макаров А.М., Бурова Э.А. Зимний букет. – Минск. Полымя, 1984.

           15. Македонская И.Н. Любителям цветочной аранжировки. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2006.

           16. Маракаев О. Первый букет. -  Ярославль, 1999.

           17. Николаенко Н.П. Икебана. Композиция из цветов. 1988.

           18. Новикова Е.Ф. Аранжировка цветов. Флористика. -  Минск, 1994.  

           19. Новикова Е.Ф. Мы художники – умельцы. - Минск, 1991.

           20. Полунина В.Н., Капитунова А.А. Гербарий. Составление композиций и орнамента. – М. Астрель, 2001.

           21.Пудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных даров. - М. Махаон, 1999.

           22.Рогаткина Т.В. Веселый гербарий. Аппликация из листьев. – М. Карапуз, 2007.

           23.Секреты домоводства, сост. Е.В.Разамот, ст. Искусство составления букета,  1993.

24. Соловьева А.С. Флористика – искусство, посильное школьнику. -  Витебск, 1991.

25. Флористика, / / Сад своими руками. – М., 2000. -  № 2.

26. Хессайон Д.Г.  Все об аранжировки цветов. – М. Кладезь-Букс, 2005.

27. Черней Е.М., Ширева Л.К. Цветы и фантазия. - 1979.

28. Черней Е.М., Ширева Л.К. Радуга цветов. -  1987.

29. Черкасова С. Икебана, / / Юный натуралист. – 2002. -  № 10.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1. Абрамова А.С. Веселая мастерская. Книга самоделок. – М. Малыш, 1984.

2. Власова Н.П. Поделки из природного материала. - В сб.: Мир природы и мы.- М., 1989.

3. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками.- Ярославль, 2001.

4. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.-

    Ярославль, 2001.

5. Гульянц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала.- М.,  1984.

6. Гусакова М.А. Аппликация.-М., 1996.

7. Демина М.Г. Подарки из природных материалов.- Смоленск, 2001.

8. Дмитриев Ю.Р., Пожарицкая Н.Н. Твоя Красная книга.- М., 1999.

9. Заплатная С.В., Курникова Т.А. Мы идем в лес.- М., 1998.

            10. Лыкова И.А. Букеты и приветы. Поделки из природного материала. -2005.

11. Лыкова И.А. Старичок-лесовичок. Поделки из природного материала. -2004.

            12.Маракаев О. Первый букет. – Ярославль, 1999.

13.Новикова И.В., Базулина Л.В. Сто поделок из природных материалов.- Ярославль, 2002.

14. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М., 1999.

15.Перевертень Г.И. Поделки из природных материалов. Донецк 2005.

16.Пудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных даров. - М. Махаон, 1999.

17.Рогаткина Т.В. Веселый гербарий. Аппликация из листьев. – М. Карапуз, 2007.

18.Титова И.И.Наш любимый праздник.- М., 2000.

          Приложение №1.  

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ОСНОВЫ.

Основа  –  кора. Заготовка коры делается в сухую погоду. Кора собирается  с сухих  

деревьев или срубленных. Ломается до нужных размеров, очищается от лишних частей.

       Определяется расположение композиции на коре, а затем с обратной стороны клеится кусочек картона с ниткой – петелька. Кора готова к работе.

Основа  –  спил.  Спил лакируется бесцветным мебельным лаком с той стороны, где он гладкий, ровный и наиболее красивый. Если необходимо, то полоска коры очищается. Спил должен хорошо просохнуть. Далее определяется место расположения композиции на спиле и с обратной стороны наклеивается петелька. Спил готов к работе.

      Основа – лоза. Лоза – это ивовые прутья. Заготовка лозы происходит два раза в год: в осеннюю и весеннюю  обрезку  деревьев. Сразу после сбора их чистят: снимают ножницами кору до белой древесины. Очищенный прут сгибают в петельку так, чтобы толщина обоих концов была приблизительно одинакова. Слишком тонкий прутик отрезают. Петельку из лозы обматывают нитками и завязывают на узелки. Таким образом, делается нужное количество петелек. Все петельки должны быть приблизительно одинаковой толщины древесины, но различные по размеру петелек. Далее нужно расположить эти петельки так, чтобы получился красивый рисунок основы. Концы петелек при этом будут накладываться один на один, под эти концы кладется кусочек картона и заливается клеем (типа «Момент», «Уникум», «Феникс», «Марс»). Места переплетения петелек в основе закрепляются двумя узелками ниток (воизбежания распада основы). После высыхания клея лоза готова к работе (см. образцы основ).

       Если необходима окраска лозы, то это происходит до сбора петелек в основу. Каждая петелька окрашивается по отдельности и по мере высыхания собирается в основу. Окраску можно производить тушью, гуашью или акварельными красками, но при этом  добавить немного клея ПВА. Клей добавляется для того, чтобы прочной была окраска.

      Основа – рамка. Рамки заранее покрывают мебельным лаком, дают хорошо просохнуть и только после этого подбирают необходимый фон для будущей композиции. Для фона можно использовать цветной картон, бархатную бумагу, однотонную ткань и др. Фон вырезают размером чуть меньше, чем сама рамка,  приклеивают клеем ПВА. Определяют, где будет располагаться композиция и с обратной стороны наклеивают петельку. Рамку необходимо положить под небольшой пресс, т.к. при высыхании клей может «повести» рамку. После того, как рамка просохнет, она готова к работе.

Приложение №2.  

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ НА ЛЮБОЙ ОСНОВЕ.

       1.  Выбор места расположения композиции.

       2.  Для основы композиции берутся листья, лучше всего зеленые (туя, кипарис, самшит …), т.к. композиция  выглядит  более ярко на этом фоне; или искусственные листья.

       3.  Над листьями выкладывается кермек, гипсофилла для передачи объемности композиции.

       4.  В центр букета помещается цветок или группа цветов.

       5.  Для передачи высоты композиции вставляются колосья, различные злаки.

       6.  Для передачи большей выразительности букета добавляются различные мелкие детали (колоски, сорго, пижма,  бессмертник, тысячелистник и др.).

        7.  Если необходимо, то составленный букет в процессе приклеивания поправляется, корректируется, добавляется  необходимый природный материал.

          Такая последовательность работы облегчает составление композиции, но это не строгое правило. Можно смело третий пункт ставить завершающим, а при опыте пятый пункт – ставить третьим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества

Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагаетс...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Авторская образовательная программа "Человек. Природа. Общество"

Образовательная  программа "Человек. Природа. Общество"  расчитана на изучение  с 1 класса по 11....

Представление авторской образовательной программы "Друзья природы"

В представлении раскрывается степень актуальности, новизны и преимущества программы "Друзья природы" в сравнении с ранее созданными программами этой направленности. А так же педагогическая целесообраз...

Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество".

Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество" расчитана на три года, возраст детей 10-15 лет, составлена на основе Авторской образовательной программы дополнительного образования "Пр...