Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество".
рабочая программа по теме

Корниенко Наталья Алексеевна

Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество" расчитана на три года, возраст детей 10-15 лет, составлена на основе Авторской образовательной программы дополнительного образования "Природа и творчество" автор Беззубова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_priroda_i_tvorchestvo.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Лермонтова

РАССМОТРЕНО

Протокол пед.совета

№____от «____»__________20____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №4

____________Зиновьева Н.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Природа и творчество»

                                                                                                 

                                                                             

                                                                                                          Программа рассчитана                                                                                                          на  детей от 10 до 15 лет.                                                                                                 Продолжительность – 3 года.

Составитель:

Корниенко Наталья Алексеевна,                                                                                          учитель технологии

на основе Авторской образовательной программы дополнительного образования "Природа и творчество" автор Беззубова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования.

                                     

г. Лермонтов

Ставропольского края, 2013год

Пояснительная записка.

Актуальность (обоснование разработки программы).

 Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Поэтому важно научить детей чувствовать, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как источник природных ресурсов, как среда жизни человека, а также источник восстановления его сил и здоровья, как объект научного познания законов природы и их практического применения, как средство духовного развития личности. Детский возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдений в природе, осваивают этические нормы отношения к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту окружающей родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей.

В содержание экологического воспитания включаются ценностные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности: познавательной, практической, эстетической, - понять красоту, самоценность живого существа. О практической и познавательной ценностях говорилось раньше. Но без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение. Эстетическое отношение к природе проявляется в умении у детей сосредоточенно наблюдать ландшафт и его компоненты, в умении переносить эстетическую оценку среды на ее образы в искусстве, а также в выражении эстетических переживаний творческими средствами: в образной речи, изобразительной деятельности, декоративно-прикладном творчестве. Очень важно, как входит природа в жизненный образ ребенка, как она эмоционально им осваивается.

Отличие программы от аналогичных.

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется экологическими проблемами. В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы отражения своих впечатлений в разных видах деятельности. Одним из условий  полноценного эстетического воспитания и развития ребёнка является развитие художественно-творческих способностей, понимания прекрасного в природе, усвоение эталонов её красоты и эмоциональных переживаний. Всё это способствует формированию у детей ответственности за жизнь растений, животных и всего живого на планете. Отличие данной программы от аналогичных заключается в том, что в ней  предусмотрено обучение ребят основам изобразительного, декоративно-прикладного и дизайнерского видов искусств, причём они представлены в контексте их конкретных связей с природой. Три способа художественного освоения действительности, предлагаемые в программе, выступают для детей в качестве хорошо ими понятных, интересных и доступных видов деятельности: Изображение, Конструирование и Дизайн. Это даже не искусства, а привычные каждому ребёнку действия.

Цель программы – развитие творческих способностей детей через эмоциональное восприятие красоты природы.

        Задачи, поставленные на реализацию цели: 

  1. Формировать экологическую культуру учащихся средствами искусства.
  2. Повышать эстетическое восприятие природы, как источника вдохновения.
  3. Учить детей видеть прекрасное не только в готовом художественном произведении, но и в действительности.
  4. Учить детей удивляться: часто мир, нас окружающий, не нуждается в объяснении; иногда просто надо сидеть, смотреть, слушать, чувствовать.
  5. Способствовать раскрытию творческих способностей свободного воображения и фантазии.
  6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  7. Знакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки.
  8. Знакомить ребят с природными материалами, приёмами заготовки, обработки, хранения и использования поделочного материала.
  9. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе.
  10. Познакомить с профессией дизайнера интерьера.

Практическая значимость программы.

Практическая направленность программы выражена в предпрофессиональной подготовке детей, обучении их основам дизайна помещений природными материалами. Природа начинает входить в дом, становится её частью. Экостиль не просто модное направление в дизайне интерьеров – это скорее следствие урбанизации, глобализации, заполненности техникой. Программа курса «Природа и творчество» развивает у детей интерес к природному и  натуральному в доме, учит видеть красоту природу и грамотно использовать её потенциал, по-новому посмотреть на изысканность и естественную красоту натуральных материалов, творчески использовать их в своих работах. Даже если в будущем ребята не станут дизайнерами, они смогут применить полученные знания при оформлении своего дома.

Особенности программы.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством  на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, даёт ребёнку возможность подниматься от занятия к занятию, год за годом по ступенькам познания личных человеческих связей со всем миром природы.

В программе большое место занимает включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале различных видов творчества. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование из природных материалов – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Если с традиционными видами ИЗО ребята знакомятся в общеобразовательной школе, то на занятиях объединения используются преимущественно нетрадиционные техники рисования. Таким образом, программа не копирует школьные программы по рисованию, а предлагает свои оригинальные способы пробудить творчество, фантазию, уйти от штампов и шаблонов, самостоятельно вести поиск возможных решений. Это позволяет развивать творческие способности детей, а также привлекать к занятиям ребят, не обладающих выраженными художественными способностями. Программа рекомендует выполнение творческих заданий в разных техниках, что способствует развитию чувства материала, пониманию его выразительных особенностей. Так вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят своё разрешение на занятиях объединения «Природа и творчество».

Многие дети сейчас не общаются непосредственно с живой природой, с природными материалами. И очень жаль, ведь природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к окружающему миру. В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе. Из природного материала могут быть выполнены как аппликационные, так и объемные работы.

Успех обучения ребят во многом зависит от правильного выбора содержания детских работ, методики и последовательности обучения, учета возрастных особенностей детей. 

Учитывая особенности возраста при организации работы по данной программе можно использовать разнообразные формы проведения занятий (Приложение, Схема 1):

  • Экскурсии.
  • Практические работы.
  • Занятия – наблюдения.
  • Экологические игры.
  • Выставки детских работ.

Практические работы на занятиях строятся в соответствии с определённой схемой (Приложение, Схема 2).

Интерес к работе у детей всегда поддерживают художественное слово, игровые приемы, доступная пониманию ребенка мотивация деятельности, поэтому на занятиях часто появляется какой-либо сказочный персонаж, приглашающий на выставку или в волшебную страну «Умелых ручек», где дети учатся мастерить поделки.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, общении. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 10-15 лет и состоит из следующих этапов:

  • Ознакомительный «Учимся видеть в обычном особенное», 1 год обучения, 10-11 лет;
  • Развивающий «Мастер учится у природы», 2 год обучения, 12-13 лет;
  • Исследовательский «Природа в интерьере», 3 год обучения, 14-15 лет.

Каждый этап ставит свои задачи  и имеет определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия в группе первого года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Занятия – 2 раза в неделю по 2 часа. На третьем году обучения большое внимание уделяется творческим разработкам детей, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Тематические блоки предлагаемой программы позволяют на первом году обучения создать отдельные художественные образы, используя разные техники рисования, лепки, конструировании, т.е. накопить опыт, который на втором году позволит развить способность мыслить образами, создавать пейзажные композиции, используя при этом весь багаж своих знаний и умений.

Правильный выбор методов работы и видов деятельности детей способствует достижению хороших результатов (Приложение, Схема 3).

 Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, участие в выставках. Косвенными критериями служат создание стабильного коллектива группы, заинтересованности детей в выбранном виде деятельности.

Прогнозируемые результаты.

Обучаемые 1 года обучения

Должны знать:

  1. понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, аппликация;
  2. изобразительные основы декоративных элементов;
  3. что такое природные материалы;
  4. правила заготовки различных природных материалов;
  5. свойства и приёмы обработки поделочных материалов;
  6. правила хранения поделок из природных материалов;
  7. правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Должны уметь:

  1. пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  2. работать в техниках: «пальчиковая живопись», «моно- и дуотипия», «восковые мелки и акварель», «кляксографии», «рисование краской-пудингом», «мозаика» «граттаж», «размытый рисунок», «волшебная ниточка», «мятая бумага», «тампонирование»;
  3. самостоятельно подбирать природный материал для поделки, исходя из его свойств;
  4. выполнять и оформлять аппликации из: засушенных листьев, каштанов, шишек, семян плодов и цветов, ракушек, камней, яичной скорлупы и сырых яиц, веточек, плодов деревьев и перьев птиц.

Обучаемые 2 года обучения

Должны знать:

  1. особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  2. разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, объём;
  3. творчество художников, изображавших природу: И.И.Шишкина, В.М. Васнецова, И.И.Левитана, Т.А.Мавриной-Лебедевой;
  4. осовные виды пейзажей: унылый, бурный, идеальный, морской, горный, национальный, экзотический;
  5. принципы построения объёмных композиций;
  6. понимать значение терминов «коллаж», «панно».

Должны уметь:

  1. пользоваться гуашью, акварелью, тушью, пастелью, восковыми мелками, белой и цветной бумагой;
  2. пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  3. использовать в работах сочетание природного материала и рисунка;
  4. выполнять объёмные композиции из природных материалов, работы в технике «коллаж»;
  5. передавать в своей работе эмоциональное настроение и состояние природы.

Обучаемые 3 года обучения

Должны знать:

  1. разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  2. значение понятий: живопись, графика, пейзаж, линейная, воздушная перспектива;
  3. правила создания экспозиций, основы прикладной графики;
  4. творчество мастеров русского искусства: А.К.Саврасова, М.А.Врубеля, И.И.Левитана, М.В.Нестерова, К.Е.Маковского;
  5. основы дизайна интерьера;
  6. исторические особенности национального русского интерьера;
  7. особенности «японского», «африканского», «рустикального» и «латиноамериканского» стилей оформления интерьера, как максимально использующих природу в интерьере.

Должны уметь:

  1. сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  2. самостоятельно комбинировать различные приёмы работы и материалы для достижения выразительности образа;
  3. решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком;
  4. использовать в оформлении интерьера различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие, лепка из солёного теста, тиснение фольги, папье-меше, печатание штампами;
  5. создавать декоративные композиции в соответствии с временем года или соответственно праздникам.

Общие рекомендации по реализации программы объединения «Природа и творчество» представлены в приложении (Приложение, Схема 4).

ПРОГРАММА.

1-й год обучения – 10-11 лет.

Ознакомительный этап: «Учимся видеть в обычном особенное».

        Мир маленького человека красочный и эмоциональный. Умение вглядываться, содержательно рассматривать мир – важная задача обучения. Мы видим только то, что понимаем. Умение видеть – одна из главных составляющих становления личностных качеств ребёнка. Поэтому основная цель первого года обучения – научить детей видеть красоту окружающей природы и передавать эту красоту различными способами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. На данном этапе основное внимание уделяется изучению отдельных компонентов природы: неба, деревьев, цветов, воды, насекомых, птиц, животных. При обучении детей изображению природы основной упор делается на нетрадиционные способы рисования:, «пальчиковая живопись», «моно- и дуатипия», «восковые мелки и акварель», «кляксографии», «рисование краской-пудингом», «мозаика» «граттаж», «размытый рисунок», «волшебная ниточка», «мятая бумага», «тампонирование».

      Большое внимание уделяется знакомству с природными материалами и способам работы с ними. Работами различными материалами и в различных техниках расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера с использованием иллюстративного материала, комплексные экологические игры, видео- и фотопутешествия, знакомство с произведениями литературного и изобразительного искусства. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Учебно-тематический план 1-го года обучения.




Разделы программы

Кол-во часов

1

Разговор с небом.

16

2

Язык деревьев.

40

3

Цветы – удивительные творения природы.

24

4

Морские чудеса.

20

5

Тайны птичьего мира.

16

6

Путешествие в мир животных.

20

Итого:

136

Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 10-11 лет

(1-й год обучения).

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

теор.

практ.

Раздел 1. Разговор с небом.

16

5,5

10,5

1

Ведение в образовательную программу.

2

2

-

2

Небо в произведениях поэтического и изобразительного искусства. Пр. задание «Опиши небо, используя художественное слово».

2

1

1

3

Экскурсия «Разговор с небом». 

2

-

2

4

Пр. работа «Гроза». Восковые мелки. Акварель.

2

0,5

1,5

5

Пр. работа «Небо хмурится». Техника «влажным по влажному». Холодная цветовая гамма.

2

0,5

1,5

6

Пр. работа «Осеннее небо». Мятая бумага, фольга, гуашь. Тёплая цветовая гамма.

2

0,5

1,5

7

8

Пр. работа «По дороге с облаками». Аппликация. Цветная бумага, вата, пенопласт, манка, мятая бумага.

4

1

3

Раздел 2. Язык деревьев.

40

9,5

30,5

9

Образ дерева глазами художников и поэтов. Познавательно-психологическая игра «Какое я дерево?».

2

1

1

10

Экскурсия в парк. Составление осеннего букета из листьев.

2

-

2

11

Пр. работа «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо.

2

0,5

1,5

12

Пр. работа  «Золотая осень». Аппликация из засушенных листьев.

2

0,5

1,5

13

14

Пр. работа «Листопад». Восковые мелки, метод «тычка».техника «дуатипия».

4

1

3

15

Пр. работа «Настроение осени». Пластилиновая живопись.

2

0,5

1,5

16

17

Пр. работа «Яблонька». Тестопластика. Цветная тестопластика.

4

1

3

18

19

Пр. работа «Дуб – богатырь». Аппликация. Бумажный и льняной шпагат, мешковина, упаковочный картон.

4

1

3

20

Пр. работа «Рябиновые бусы». Техника «пальчиковой живописи».

2

0,5

1,5

21

Пр. работа «Кленовый багрянец». Техника использования кленовых листьев в качестве матриц. Гуашь.

2

0,5

1,5

22

Пр. работа «Ивушка плакучая». Техника «размытый рисунок».

2

0,5

1,5

23

Пр. работа «Музыка веток». Техника «кляксогрвфии». Разноцветная тушь.

2

0,5

1,5

24

25

Пр. работа «Сказка зимнего леса». Воск, тушь, заострённые палочки.

4

1

3

26

27

Пр. работа подсвечник «Новогодняя ёлка». Цветная тестопластика.

4

1

3

28

Выставка детских работ «Такие разные деревья».

2

-

2

Раздел 3. Цветы – удивительные творения природы.

24

6,5

17,5

29

Видео- и фотопутешествие в мир цветов. Пр. работа «Многослойные цветы». Аппликация. Цветная бумага, фольга.

2

1

1

30

Пр. работа «Букет хризонтем». Аппликация из салфеток в технике «многослойные цветы».

2

0,5

1,5

31

Пр. работа «Цветочный хоровод». Техника матричной печати.

2

0,5

1,5

32

Пр. работа «Астры». Пластилиновая живопись.

2

0,5

1.5

33

Пр. работа «Ромашки на лугу». Пальчиковая живопись.

2

0,5

1,5

34

Пр. работа «Розы». Тестопластика.

2

0.5

1,5

35

Пр. работа «Корзина с цветами». Цветная тестопластика.

2

0,5

1,5

36

Пр. работа «Букет для Снежной королевы». Аппликация. Цв. картон, манка, стразы.

2

0,5

1,5

37

Пр. работа «Вкусные цветы». Аппликация. Макаронные изделия, крупы.

2

0,5

1,5

38

Пр. работа «Фантастические цветы». Техника «кляксографии».

2

0,5

1,5

39

40

Пр. работа «Цветная сказка». Бисероплетение.

4

1

3

Раздел 4. Морские чудеса.

20

6,5

13,5

41

Море глазами художников. Экологическая сказка «Обитатели морских глубин».

2

2

-

42

Пр. работа «Блики на воде». Восковые мелки, акварель.

2

0,5

1,5

43

44

Пр. работа «Волны». Сочетание техник «размытый рисунок» и «набрызг».

4

1

3

45

Пр. работа «Отражение в воде». Интерпритация явлений природы. Акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

2

0,5

1,5

46

Пр. работа «Натюрморт с рыбками». Пластилиновая живопись.

2

0,5

1,5

47

48

Пр. работа «Тайны морского дна». Тестопластика.

4

1

3

49

50

Пр. работа «Сокровища морского царя». Декоративная рамка из морских ракушек, крупы.

4

1

3

Раздел 5. Тайны птичьего мира.

16

5,5

10,5

51

Экологическое ассорти «Мир птиц».

2

2

-

52

Пр. работа «Нахохлившийся воробей». Акварель. Техника «влажным по влажному».

2

0,5

1,5

53

Пр. работа «Волшебная птица весны». Гуашь. Техника «тампонирования». Тёплая цветовая гамма.

2

0,5

1,5

54

Пр. работа «Попугайчики». Объёмная аппликация. Картон, цветные салфетки, пёрышки.

2

0,5

1,5

55

Пр. работа «Пёрышки для сказочной птицы». Приём надрезания, ритмичность узора. Калька, цветная бумага.

2

0,5

1,5

56

57

Пр. работа «Перо Жар-птицы». Декоративный узор из семян и крупы.

4

1

3

58

Пр. работа «Курочка в гнёздышке». Конструирование из природных материалов. Солома, полое яйцо, перья, цветная бумага.

2

0,5

1,5

Раздел 6. Путешествие в мир животных.

20

7

13

59

Экологический калейдоскоп «Путешествие в мир животных».

2

2

-

60

Пр. работа «Мягкие и пушистые». Техника тампонирования. Гуашь, поролон..

2

0,5

1,5

61

Пр. работа «Наши любимцы». Восковые мелки, акварель.

2

0,5

1,5

62

Пр. работа «Загадочные животные». Техника волшебные ниточки». Нитки, акварель.

2

0,5

1,5

63

Пр. работа «Пушистый котик». Коллаж. Белая, чёрная и газетная бумага, текстиль.

2

0,5

1,5

64

65

Пр. работа «Ёжики». Тестопластика. Конструирование из природных материалов.

4

1

3

66

67

Пр. работа «Зайчата». Конструирование из природных материалов. Картофель, грецкие орехи, полое яйцо, пластилин, цветная бумага.

4

1

3

68

Итоговое занятие. Выставка детских работ.

2

1

1

Итого:

136

4.,5

95,5

2 год обучения -  11-12 лет.

Развивающий этап «Мастер учится у природы».

        Здесь важно понимать, что каждый из «Мастеров» может обратиться к одним и тем же явлениям, но видит их с разных позиций и с разными целями. Научить детей вглядываться, содержательно рассматривать мир – важная задача обучения. Мы видим только то, что понимаем, поэтому умение видеть – одна из главных составляющих становления личностных качеств ребёнка. Второй год обучения содержит задания, разные по эмоциональной насыщенности, способам реализации замысла, освоению художественных материалов. На этом этапе обучения большое значение будет иметь презентативность результатов  детских работ. Необходимо стремиться к тому, чтобы эти работы имели свою завершённость и были эстетично оформлены. На  практических занятиях наравне с индивидуальными формами работы вводится коллективная работа над общим панно, коллажем. Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договориться, лучше оценивать собственные силы, создаёт атмосферу совместной деятельности. Но главное – это радость результата, а также отсутствие «безуспешных» работ. Работы детей могут и должны служить украшением школы, быть радостью для детей и гордостью для родителей.

        На протяжении всего года обучения программой предлагаются экскурсии в парк, лес, к отдельным объектам природы. Это уроки любования, призванные научить ребят рассматривать, удивляться и восхищаться красотой природы во всех её проявлениях. Учебный материал программы является новой ступенью в развитии художественной культуры ребёнка. Акцент поставлен на способах выражения в искусстве чувств человека и собственных чувств ребёнка – веселья, грусти, тревоги; на художественных средствах эмоциональной оценки; взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве ребёнка и понимании выразительных свойств различных материалов.

Учебно-тематический план (2-й год обучения).




Разделы программы

Кол-во часов

1

Пейзаж.

64

2

Прекрасное рядом.

72

Итого:

136

Тематическая разработка занятий с детьми 12-13 лет (2-й год обучения).

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

теор.

практ.

Раздел 1. Пейзаж.

64

16,5

47,5

1

Ведение в образовательную программу.

2

2

-

2

Пейзаж. Виды и элементы пейзажа. Пейзаж в произведениях изобразительного и литературного искусства.

2

1

1

3

Экскурсия в парк. Знакомство с идеальным пейзажем.

2

1

1

4

Пр. работа «Краски осени». Творческая работа на основе личного опыта. Тёплая цветовая гамма. Восковые мелки, акварель.

2

0,5

1,5

5

6

Пр. работа. «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.

4

1

3

7

8

Пр. работа «Солнечные лучи».  Рисование краской-пудингом. Сочетание техник.

4

1

3

9

Пр. работа «Отражение в воде». Монотипия. Интерпритация явлений природы. Акварель, чёрная тушь, заострённые палочки.

2

0,5

1,5

10

11

Пр. работа «Волшебное дерево». Коллаж. Группировка элементов, составление композиции, сочетание различных техник.

4

1

3

12

13

Пр. работа «Белеет парус одинокий». Морской пейзаж. Использование цвета для передачи эмоционального состояния. Холодная цветовая гамма. Техника «акварель влажным по влажному».

4

1

3

14

Пр. работа «Осеннее очарование». Составление букета из осенних листьев.

2

0,5

1,5

15

16

Пр. работа «Рисуем ветер». Аппликация из ткани. Бурный пейзаж.

4

0,5

1,5

17

Пр. работа «Туманный день». Техника «влажным по влажному». Акварель.

2

0,5

1,5

18

19

Пр. работа «Грустный дождик». Унылый пейзаж. Аппликация из скелетизированных листьев и бисера. Коллективная работа.

4

0,5

1,5

20

Пр. работа «Первый снег». Техника «пальчиковой живописи», «набрызг».

2

0,5

1,5

21

22

Пр. работа «Зима в деревне». Национальный пейзаж. Коллаж. Цветная бумага, пенопласт. Вата, веточки.

4

1

3

23

Пр. работа «Зимний лес». Ограниченная палитра. Гуашь.

2

0,5

1,5

24

Пр. работа «Белая берёза». Цветная тушь, белая гуашь, манка.

2

0,5

1,5

25

26

27

Пр. работа «Горный пейзаж». Коллективная работа. Творческий выбор техники выполнения (цветная бумага, лоскуты ткани, группа, мятая бумага, гуашь).

6

1

5

28

29

Пр. работа «Дерево счастья». Полуобъёмная композиция.

4

1

3

30

31

Пр. работа «Новогодняя сказка». Творческая работа. Свободный выбор материалов и техник.

4

1

3

32

Выставка детских работ.

2

-

2

Раздел 2. Прекрасное рядом.

72

16

56

33

Введение в тему «Прекрасное рядом». Беседа с обращением к иллюстративному материалу.

2

1

1

34

Пр. работа «Цветы и бабочки». Техника «дуатипия». Гуашь, акварель, цветная бумага.

2

0,5

1,5

35

Пр. работа «Бабочки-царицы». Бабочки на прищепках.

2

0,5

1,5

36

Пр. работа «Разноцветные жучки». Роспись камешков, гальки. Аппликация.

2

0,5

1,5

37

Коллекция «Букашки-таракашки». Коллективная творческая работа. Самостоятельный выбор материалов и техники для работы.

2

-

2

38

Экскурсия в зимний лес «В гости к Снежной королеве».

2

-

2

39

«Кто живёт под снегом». Занятие-игра на развитие воображения. Мозаичная техника.

2

0,5

1,5

40

Пр. работа «Узоры на окне». Работа в технике «витраж».

2

-

     2

41

Пр. работа «Лесная фея». Конструирование из природного материала. Шишки, мох.

2

-

2

42

Пр. работа «Валентинки». Тестопластика.

2

-

2

43

44

Пр. работа «Стильная рамка для любимой фотографии». Аппликация из круп и семян.

4

1

3

45

Пр. работа «Букет для мамы». Композиции из многослойных цветов.

2

0,5

1,5

46

Пр. работа «Веточка мимозы». Акварель, гуашь. Техника «тычка».

2

0,5

1,5

47

48

Пр. работа. «Цветы весны». Биссероплетение.

4

1

3

49

50

Пр. работа «Петушок с семьёй». Цветная тестопластика.

4

1

3

51

Пр. работа «Волшебное пёрышко». Коллективная работа. Объёмная аппликация из цветной бумаги. Красота и пластика бумаги.

2

0,5

1,5

52

53

Пр. работа «Павлин». Коллективная творческая работа. Свободный выбор материалов. Соединение техник.

4

1

3

54

55

Пр. работа «Путешествие на морское дно». Композиция из морских ракушек, гальки, гипса.

4

1

3

56

57

Пр. работа «Обитатели Кораллового моря». Коллаж. Сочетание техник и материалов. Гуашь, восковые мелки, галька, пуговицы, бисер.

4

1

3

58

Комплексная экологическая игра «Эти забавные животные».

2

-

2

59

60

Пр. работа «Лебединое озеро». Коллективная работа. Конструирование из природных материалов. Мох, камни, ракушки, перья.

4

1

3

61

Пр. работа «Звериная семейка». Акварель, восковые мелки, техника «тампонирования».

2

0,5

1,5

62

63

Пр. работа «Заячья деревушка». Коллективная работа. Конструирование из природных материалов. Полые яйца, лесные орехи, мох, цветной картон.

4

1

3

64

Викторина «Наши любимцы». 

2

0,5

1,5

65

Пр. работа «Мои любимые животные». Тестопластика.

2

0,5

1,5

66

67

Пр. работа «Экзотические животные». Коллективная работа. Аппликация из лоскутов ткани.

4

1

3

68

Подведение итогов. Выставка детских работ.

2

1

1

Итого:

136

32,5

103,5

3-й год обучения – 14-15 лет.

Исследовательский этап «Природа в интерьере».

        На данном этапе важной становится цель – дать детям начальные профессиональные знания в области дизайна интерьера с помощью природных материалов. Научить вести исследование доступных  им проблем, развивать способность ставить перед собой задачу и осуществлять её выполнение. Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в разделе декоративно-прикладное творчество. Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера, последовательностью работы над проектом.

Современный стиль интерьера, отличающийся функциональностью и изяществом, требует акцента на деталях. Использование натуральных материалов придает обстановке особый шарм, в котором сочетаются благородная изысканность и естественная красота. Отличительный признак аксессуаров из природных материалов заключается в их удивительной теплой фактуре. Этими вещами не только приятно любоваться, но к ним хочется прикоснуться руками, лишний раз потрогать их мягкую либо шершавую поверхность. Сейчас среди всевозможных завиточков и прочего гламура появляется большой выбор предметов рустикального стиля. Рустикальность — это простота, отчасти грубость, незамысловатость, естественность. Работы в рустикальном стиле выполняются из природных материалов. Тепло солнечных лучей и вольный ветер, шум дождя — все это есть в ароматной коре сосны или в белоснежной бересте.

Природа начинает входить в дом, становиться его частью. Популярны лесные полянки, плетни, японские, китайские сады. И даже если нет сада, можно создать кусочек живой природы у себя в квартире.

Экостиль — не просто модное направление в дизайне интерьеров, флористике, ландшафтном дизайне. Это нечто большее, чем капризная и изменчивая мода. Такой интерес к природному натуральному в доме — следствие урбанизации, глобализации, заполненности техникой, возросших скоростей. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к природе, естественности. Земля, трава, камни, цветы, вода, чистый воздух дают силы, успокаивают душу, питают человека. Все должно быть гармонично и удобно. Важно уметь видеть, переосмысливать творения природы, при этом уважительно, бережно и с трепетом к ней относясь. Научить видеть красоту природы и воссоздавать её в своих творческих работах – вот главная цель данной программы.

Разделы программы.




Разделы программы

Кол-во часов

1

Экология дома.

8

2

Цветы в интерьере.

16

3

Осенние композиции.

24

4

Зимние композиции.

40

5

Весенние композиции.

48

Итого:

136

Календарно-тематический план.

(3-й год обучения)

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

теор.

практ.

Раздел 1. Экология дома.

8

4

4

1

Ведение в программу курса. Понятие «интерьер». Элементы интерьера.

2

2

-

2

Влияние отделочных материалов на здоровье человека. Современные отделочные материалы.

2

1

1

3

4

«Экология моего дома». 

Работа по методу проекта.

4

1

3

Раздел 2. Цветы в интерьере.

16

1

12

5

Комнатные цветы. Их виды, особенности ухода и содержания, использование в оформлении интерьера.

2

1

1

6

Основы флористики. Пр. работа «Осенняя фантазия». Творческая работа по составлению букета.

2

0,5

1,5

7

Сухоцветы в интерьере. Правила заготовки и хранения. Основные правила построения композиции.

2

0,5

1,5

8

Композиция из сухоцветов. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий.

2

-

2

9

10

Пр. работа «Маргаритка». Рамка для фотографии в технике тиснения фольги.

4

1

3

11

12

Пр. работа «Коллаж в летних тонах». Игра цвета. Аппликация из фрагментов открыток и фотографий.

4

1

3

Раздел 3. Осенние композиции.

24

4,5

19,5

13

Экскурсия по городу «Осенняя пора – очей очарованье». Сбор поделочного материала.

2

-

2

14

Пр. работа «Райское яблоко». Объёмная композиция из осенних листьев на шаре.

2

-

2

15

16

Пр. работа «Праздник урожая». Венок. Сочетание тестопластики с природными материалами.

4

1

3

17

18

Пр. работа «Осенние свечи». Композиции из осенних листьев, сухоцветов, соцветий и воска.

4

1

3

19

20

Пр. работа «Дары природы». Тестопластика. Корзина с фруктами и ягодами.

4

0,5

3,5

21

22

Пр. работа «Настроение осени». Индивидуальный подход к дизайну рамки. Техника штампов из пенопласта и бечёвки.

4

1

3

23

24

Пр. работа «Декоративная бутылка». Творческая работа. Осенняя тематика. Бутылка, бечёвка, спички, семена, гуашь.

4

1

3

Раздел 4. Зимние композиции.

40

9

31

25

Пр. работа «Упаковка для подарка».

Выражение праздничного настроения в оформлении упаковки.

2

0,5

1,5

26

Новогодняя композиция «Знак года». Работа по методу проекта. Свободный выбор материала.

2

-

2

27

28

Пр. работа «Украшения для новогодней ёлки». Творческая работа. Свободный выбор материалов. Смешение техник.

4

1

3

29

Выставка детских работ «Новогодние чудеса».

2

-

2

30

31

Пр. работа «Рождественские свечи». Тестопластика.

4

1

3

32

33

Пр. работа «В гостях у Деда Мороза». Объёмная композиция из природного и бросового материала.

4

1

3

34

35

Пр. работа «Нежный ангел». Конструирование из природных материалов. Полые яйца, перья, калька.

4

1

3

36

37

Пр. работа «Память, заключённая в коробку». Аппликация в технике «декупаж».

4

1

3

38

39

Пр. работа «Зимние цветы». Создание минималистического зимнего интерьера с помощью декорированных веток.

4

1

3

40

41

Пр. работа «Дерево счастья». Объёмная композиция из шара, пенопласта, веточек.

4

1

3

42

Декоративная тарелка «Рыба». Роспись керамики.

2

0.5

1.5

43

44

Пр. работа «Город в дымке». Городской пейзаж. Создание перспективы путём наложения изображений, выполненных на кальке.

4

1

3

Раздел 5. Весенние композиции.

48

9,5

34,5

45

46

Пр. работа «Рамка  для открытки». Конструирование из цветной бумаги, акварель.

4

1

3

47

Пр. работа «Любимой маме». Поздравительная открытка. Пастель, акварель.

2

0,5

1,5

48

49

Панно «Весна-красна». Объёмная композиция. Сочетание материалов и техник. Коллективная работа.

4

-

4

50

51

Пр. работа «Яблоня в цвету». Объёмная композиция из природного материала на шаре. Передача весеннего настроения.

4

1

3

52

53

Пр. работа «Праздник птиц». Объёмная аппликация из цветной бумаги с использованием природного материала.

4

1

3

54

55

Композиция из пасхальных яиц. Творческая работа. Техника мозаики из яичной скорлупы.

4

1

3

56

«Зелёные святки». Литературно-музыкальная композиция.

2

1

1

57

Пр. работа. «Букет сирени». Акварель, восковые мелки.

2

0,5

1,5

58

59

«Чудесное превращение». Декоративный горшок. Техника «папье-маше».

4

1

3

60

Пр. работа «Бабочки». Творческое задание. Работа цветными маркерами.

2

0,5

1,5

61

62

Пр. работа «Кашпо с накладными украшениями». Лепка из глины, тестопластика.

4

1

3

63

64

Экскурсия в весенний лес. Пр. работа «Венок».

Богатство красок весенних цветов.

4

-

4

65

66

67

Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке.

6

1

5

68

Выставка детских работ.

2

-

2

Итого:

136

31

105

Организация психолого-педагогической диагностики.

Программой предусмотрено проведение диагностической работы. В начале учебного года проводится анкетирование по выявлению ведущего мотива выбора обучаемыми данной кружковой деятельности, с целью реализации принципа индивидуализации процесса обучения. Ежеквартально и ежегодно заполняется график посещаемости и наполняемости групп для выявления рейтинга объединения. Данные фиксируются графически. Предусмотрено также проведение диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений и навыков в учебной деятельности с целью определения уровня сформированности экологической культуры личности (Приложение, Схема 5) и социально-психологического благополучия обучаемых в объединении. Данная диагностическая работа является инструментом, позволяющим оценить эффективность программы. Предметом анализа педагога должны стать также продукты творческой деятельности детей, которые не могут быть подвергнуты количественной и сравнительной оценке. Организация психолого-педагогической диагностики представлена в приложении (Приложение, Схема 6).

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе».

Социальная адаптация (приспособление человека к условиям новой социальной среды) является одним из основных механизмов социализации личности. Поэтому в педагогической практике важно учитывать процесс адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в учреждение, при вхождении в новый коллектив. Очень важно, чтобы встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми была плавной, мягкой, бестравматической.

Таблица адаптации ребенка в объединении.

Характер адаптации. Параметры      

I группа легкая

II группа средней тяжести

III группа тяжелая

IV группа крайне тяжелая

Настроение

Бодрое, контактное.

Бодрое, неуровно-вешенное, очень эмоциональное.

Спокойное, урав-

новешенное, не-

контактное, неэмоциональное.

Вялое, неконтак-

тное.

Поведение на заня-

Сосредоточен,

Не сосредоточен,

Малоактивен, за-

Не сосре-

занятии

инициативен,

не активен, воз-

торможен, замед-

доточен,

быстро отвечает, уравновешен.

будим.

лен в реакциях, инертен

пассивен

Предел работоспособ-ности

Соответствует норме и возрасту.

Быстро наступает утомление

Соответствует возрастной норме

Низкий

Признаки утомления

Небольшая возбу димость нервной системы

Возбудимость не- рвной системы,

нарушение координации движений

Замедленная от-

ветная реакция.

Явно выраженные

признаки утомления

Используя данную таблицу, педагог может выявить детей, наиболее уязвимых в плане социальной адаптации, требующих постоянного внимания, помощи и поддержки. Особенно это важно в первые месяцы посещения ребенком образовательного учреждения.

Учет посещаемости и наполняемости групп.

Средний показатель посещаемости за месяц вычисляется по формуле:

П = (кол-во дет. в группе х число занят. в месяц) — кол пропусков

                число занятий в месяц

 

Кол-во детей

Кол-во детей всего

Сент.    Окт.   Нояб.                          2004-2005   2005-2006

Изучение мотивации выбора обучаемыми данной кружковой  деятельности.

Педагог просит ответить на вопрос «Почему я выбрал это объединение?» и предлагает 6 возможных ответов. Обучаемые проставляют по 10-балльной системе значимость каждого ответа для них. Предлагаемые мотивы выбора кружка:

  1. Посещаю, потому что так хотят мои родители.
  2. Нравится преподаватель в кружке.
  3. Это престижно.
  4. Все мои друзья обучаются здесь.
  5. Некуда деть свободное время.
  6. Приятно обучаться в коллективе кружка.

Ф.И. обучаемого

Мотивы выбора

Преобладающий мотив


1

2

3

4

5

6


Анкета для родителей (исследования по вопросу воспитания детей и организации разумного досуга).

Вам предлагается анкета с вопросами, один из вариантов ответа нужно  обвести или в графе рядом написать свой ответ.

Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации образовательного процесса, сделать его более содержательным и интересным, а также в дальнейшем определить, какая именно помощь нужна Вам для общения с ребенком в семье.

1. Каким образом Ваш ребенок попал в наше объединение?

  • записался сам по собственной инициативе;
  • записался сам по приглашению педагога объединения;
  • по совету учителя школы;
  • по совету родителей.

2.        Знакомы ли Вы с программой объединения, т.е. содержанием
деятельности объединения?

  • хорошо знакомы;
  • имеете общее представление;
  • незнакомы.

3.        Как Вы относитесь к занятиям Вашего ребенка в нашем объединении?

  • одобряете;
  • безразлично;
  • не одобряете.
  1. Считаете ли Вы, что эти занятия принесут пользу Вашему ребёнку пользу?

     -   большую;

  • небольшую;
  • возможно, пригодятся в жизни.

5.        Как относится Ваш ребенок к посещению этих занятий?

  • посещает с удовольствием;
  • особой радости не испытывает;
  • посещает по Вашей просьбе или напоминанию преподавателя.

6.        Нравится ли Вам педагог?

  • как профессионал;
  • как человек;
  • как воспитатель (организатор массовых мероприятий, экскурсий и т.п.);

7.        Чего вы ждете в итоге от посещения Вашим ребенком наших
занятий?

  • хороших умений и навыков рукоделия;
  • развития способностей к обучению в школе;
  • ничего не жду.

8.        Чем бы Вы могли помочь в развитии нашего объединения?

  • небольшой оплатой за обучение;
  • материалами, тканью, оформлением кабинета, организацией экскурсий;
  • не имею возможности.

9.        Помогают ли Вам в общении с ребенком его занятия в объединении?

  • да, очень;
  • есть общий интерес;
  • нет.

10.        Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?

  • лучше учится;
  • особых изменений нет;
  • успеваемость снизилась.

Анкета для детей

(исследования по организации разумного досуга).

         Данные о себе:

Имя ___________________________________________________.

Возраст ________________________________________________.

Школа, класс ___________________________________________.

1. Каким образом ты попал в наше объединение?

 - записался сам по собственной инициативе;

 - записался сам по приглашению педагога объединения;

 - по совету родителей.

2. Хорошо ли ты знаком с программой, т.е. содержанием деятельности объединения?

 - хорошо знаком;

 - имею общее представление;

 - не знаком.

3. Считаешь ли ты, что занятия у нас могут принести тебе пользу?

 - большую;

 - небольшую;

 - возможно, пригодятся в жизни.

4.        Чего ты ждешь для себя по окончании курса обучения у нас?

  • хороших умений и навыков рукоделия;
  • развития способностей к обучению в школе;
  • ничего не жду;
  • всего понемногу.

7.        Твой успех на занятиях зависит от:

  • тебя самого;
  • соратников по группе;
  • педагога;
  • таланта;
  • усидчивости, упорства и терпения;
  • всего понемногу.

8.        С каким настроением ты посещаешь наши занятия?

  • с удовольствием;
  • особой радости не испытываешь;
  • готов заменить любые другие занятия нашими;

9.        Твое настроение на занятии зависит от:

  • тебя самого;
  • от возможных удач и неудач;
  • педагога;
  • настроения других ребят в группе;
  • погоды на улице;
  • ни от чего;
  • всего понемногу.

10.        Нравится ли тебе педагог?

  • как профессионал;
  • как человек;
  • как воспитатель;
  • как организатор твоего досуга.

11.        Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?

  • стала лучше;
  • особых изменений нет;
  • успеваемость снизилась.

Критерии анализа изобразительных работ детей.

 Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков:

  1. Содержание рисунка: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребенка.
  2. Особенности изображения: сложность в передаче формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
  3. Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.
  4. Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
  5. Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот, богатство сближенных оттенков (теплая или холодная гамма) или пастельность. Цвет звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя.

6. Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.

По названным признакам можно определить, насколько сильна работа ребенка в творческом отношении. Если в ней присутствуют все перечисленные признаки — это нестандартная творческая работа. При отсутствии одного или более признаков детская работа теряет свою творческую ценность.

Диагностики творческого мышления.

Пакет № 1. Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5—9 лет). Каждому ребенку дают стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду). Это могут быть капли, круги, зигзаги.

Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок...»

Дается время 15—20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.

Уровень развития способностей

7 лет

9 лет

11 лет

Высокий

5 и более

8 и более

9 и более тем

Средний

3-4

6-7

6-8

Низкий

1-2

1-5

1-5

Пакет № 2. На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два ряда по 3 штуки в каждом.

Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок. Время выполнения задания индивидуально для каждого ребенка. У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.

Пакет № 3. Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п.

Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят: 1) сказать, что изображено на картинке и 2) задать любые вопросы.

За одну встречу используем 3—5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.

Творчески мыслящий ребенок:

  • предлагает несколько версий изображенного на картинке;
  • ставит вопросы непосредственно по рисунку;
  • задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы; выстраивает предположения по рисунку;
  • сочиняет оригинальную, необычную историю;
  • быстро выполняет задания.

По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.

Подводя итоги наблюдений за процессом работы ребенка, результатом выполнения заданий на креативность, и анализируя анкеты и опросники для родителей, педагог четко выделяет группу одаренных и проектирует для них творческо-образовательный индивидуальный маршрут.

Диагностика развития творческих способностей детей ведётся на протяжении всего времени изучения курса «Природа и творчество». Результаты диагностического отслеживания педагог фиксирует в таблице и обязательно доводит до сведения родителей, предлагая дальнейший путь развития и обучения каждого ребенка.

Литература.

  • Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993 г.
  • Белова Н.А. «Мягкая игрушка: Весёлая компания». – Москва: Издательствыо Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004
  • Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1993.;
  • Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978 г.
  • Гусева И.К. «Солёное тесто – лепка и роспись», - СПб: Литера, 2005.
  • Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления школьников с растениями». М., 1981 г.
  • Журнал для умелых ребят «Коллекция идей», - Москва: ЗАО «Эдипресс-Конлига», №№ 1-12, 2006.
  • Зотов В. В. «Лесная мозаика». М., 1993 г.
  • Изольда Кискальт «Солёное тесто». - Москва: АСТ-Пресс, 2001.
  • Кристофер Харт «Как нарисовать зверят». – Минск: ООО «Попурри», 2001.
  • Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И.Бардина, Л.И. Цеханская «Угадай, как нас зовут», - Москва: Просвещение, 1994.
  • Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок». СПб, 1998 г.
  • Марковская М. «Уголок природы в детском саду». М, 1984
  • Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». М, 1996 г.
  • Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Ты изображаешь,        украшаешь, строишь». -  Москва: Просвещение, 2006.
  • Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в детстве». М., 1995 г.
  • Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов». – Ярославль:Академия развития, 2006.
  • Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду»; М, 1998 г.
  • От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о  православных праздниках, народных обычаях и поверьях)/ Сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2004.
  • Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов». – Москва: Просвещение, 1990.
  • Пия Педевилла «Весёлый мир прищепок». – Челябинск: Аркаим, 2006.
  • Плешаков А.А. «Велмкан на поляне, или Первые уроки экологической этики». – Москва: Просвещение, 2005.
  • Ракитина Е.М., Михайленко В.А. «Цветущее чудо». – Тула: Родничок, Москва: АСТ «Астрель», 2006.
  • Рая Риттерхофф «Посмотрите, что я умею!». - Челябинск: Аркаим, 2006.
  • Рыжова Н. А. «Я и природа». М., 1996 г.
  • Рыжова Н. А. «Волшебница-вода». М., 1997 г.
  • Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка». М., 1998 г.
  • Рыжова Н. А. «Невидимые ниточки природы». М., 1995 г.
  • Рыжова Н. А. «Напиши письмо мартышке». М., 1996 г.
  • Рудковская А.А. «Рисование в начальной школе». – СПб: Издательский Дом «Нева», 2001.
  • Сабина Лоф «Весёлые поделки из природных материалов». – Москва:Айрис-Пресс, 2005.
  • Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., 1990.
  • Сюзи О,Рейли «Уроки детского творчества. Лепка». -  СПб: Полигон, 1997.
  • Филенко Ф.П. «Поделки из природных материалов». – Москва: Просвещение, 1976.
  • Цамуталина Е.Е «100 поделок из ненужных вещей». – Ярославль: Академия К, 1999.
  • Чибрикова О.П. «Прикольные подарки к любому празднику». – Москва: Эксмо, 2006.
  • Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году?». М., 2000 г.
  • Эпштейн М.Н., «Природа, мир, тайник вселенной». – Москва: Высшая школа, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)

Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...

Презентация. Дополнительная образовательная программа "Ступеньки творчества" для детей 5-7 лет

Модифицированная программа "Ступеньки творчества" расчитана на 2 года обучения (72 часа в год) для детей 5-7 лет. Форма организации занятий - групповая.Для выполнения поставленных учебно-воспитательны...

Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества».

Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества»:Три царевны Акварельного царства.Как две царевны — Красная и Желтая — в гости друг к ...

Дополнительная образовательная программа "Народное творчество"

Дополнительная образовательная программа "Народное творчество" ориентирована на воспитание детей и подростков на отечественных традициях и народной культуре. Формирование у детей бережного отношения к...

Дополнительная образовательная программа "Азбука творчества"

Дополнительная образовательная программа "Азбука творчества" (адаптированная для детей с ОВЗ"). Расчитана для детей 7-10 лет...

Дополнительная образовательная программа "Азбука творчества"

Программа «Азбука творчества» рассчитана на младших школьников 7-10 лет и направлена на их творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие, приобретение ими опыта по созданию работ...