Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества
рабочая программа по теме

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые диктует время.

      Основным содержательным видом деятельности является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игре на фортепиано.

       Программа  «Специальное фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «Музыкальный инструмент /фортепиано/» в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

        Программа даёт возможность обучающимся реализовать свои музыкальные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_spec.f-no.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Янтиковская детская школа искусств»

Чувашская республика

 Авторская образовательная программа

«Специальное фортепиано»

для детских школ искусств,

центров детского творчества

                 Составитель –  

 Глухова Светлана Анатольевна,

                                                 преподаватель фортепиано

                                           

с. Янтиково

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые диктует время.

      Основным содержательным видом деятельности является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игре на фортепиано.

       Программа  «Специальное фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «Музыкальный инструмент /фортепиано/» в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

        Программа даёт возможность обучающимся реализовать свои музыкальные способности.

        ЦЕЛЬЮ   данной программы является:

  • Развитие стремления личности к познанию и творчеству
  • Удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей
  • Приобщение обучающихся к культурным ценностям
  • Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления
  • Овладение техническими приёмками игры на фортепиано
  • Адаптация к жизни в обществе
  • Поддержка и развитие талантов

Для достижения этих целей требуется решение следующих ЗАДАЧ:

  • Научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку
  • Развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность
  • Создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности
  • Формировать у ребёнка специальные знания, умения
  • Привить аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту

Программа «Специальное фортепиано» предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на фортепиано с различными музыкально-теоретическими предметами:

                                    - сольфеджио

                                    - музыкальная литература

                                   - хор

Актуальность состоит в том, что программа пытается учесть реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания, более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребёнка, обучающегося по данному предмету, а главное, значительно активизировать работу с репертуаром.

       Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления, в работе постоянно должны присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка – навыка разбора и чтения нотного текста. Именно в этой активной форме музицирования сможет проявить себя выпускник фортепианного отделения после окончания школы.

         Вся работа над  репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

         Набор обучающихся происходит на основе конкурсного отбора по трём параметрам: - проверка музыкального слуха

                                                    - проверка ритма

                                                    - проверка музыкальной памяти

Возраст обучающихся – от 7 до 17 лет

Срок реализации программы – 5 и 7 лет.

Возможность обучения в 6 классе / по 5-и летней программе/ и в 8 классе / по 7-и летней программе/используют учащиеся, желающие  продолжить своё общение с музыкой под руководством преподавателя или поступающие в профессиональные музыкальные учебные заведения.

Весь образовательный процесс можно разделить на три этапа:

  • Обучение основам игры на фортепиано
  • Развитие творческих  исполнительских способностей
  • Самостоятельная работа учащихся над произведением.

Формы занятий –

индивидуальные, а также игра в ансамбле /преподаватель + ученик/, концертные выступления / на конкурсах, фестивалях, внутришкольных отчётных концертах/, технические зачёты, прослушивания, экзамены /академические концерты/.

Режим занятий –

с 1-го по 5/6 класс – по 2 академических часа в неделю.

                                         В год – 68 академических часа.

         

с 1-го по 7/8 класс – по 2 академических  часа в неделю.

                                         В год – 68 академических часа.

В результате обучения ребёнок должен:

  • Уметь грамотно, выразительно и технически свободно исполнять фортепианные произведений основных жанров и стилевых направлений как сольно, так  и в ансамбле;
  • Читать нотный текст с листа;
  • Подбирать по слуху в разных типах фактур;
  • Обладать развитым музыкально – эстетическим вкусом, знаниями в области музыкального искусства.

                                           

Успеваемость учащихся по специальному фортепиано учитывается на различных выступлениях:

  • Контрольных уроках
  • Академических концертах
  • Экзаменах
  • Конкурсах
  • Концертах
  • Прослушиваниях                          и т.д

В течение учебного года все учащиеся со 2-го по 5 класс должны иметь не меньше трёх публичных выступлений, за которые получают оценку:

                                            - зачёт в конце I полугодия

                                            - переводной зачёт в конце II полугодия

                                          - технический зачёт.

  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Материально-техническое

           обеспечение

  Дидактико-методическое

             обеспечение

  • Наличие специального кабинета

  • Фортепиано

  • Парты

  • Стулья

  • Доска

  • магнитофон
  • аудиотека

/русская, зарубежная музыка/

  • нотная библиотека
  • иллюстративные материалы / портреты композиторов/
  • выставочный стенд с познавательной литературой /музыкальные энциклопедии, справочники, биографические книги/

                           

                            УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНЫ:

I года обучения

  №

     Название темы

Всего

часов

  Количество часов

 теория

 практика

   

1.

   2.

   

3.

   4.

   5.

 

 6.

   7.

 

 8.

Вводное занятие

/организационное занятие/

Начальный этап обучения

Донотный период.

Развитие творческих навыков.

Основы музыкальной грамоты и сольфеджио

Динамические и темповые характеристики муз. произведения

Штрихи

Гаммы, упражнения.

Основы аппликатуры.

Чтение  нот с листа

/поочерёдная игра/

Этюды, пьесы

/Игра двумя руками/

1

2

8

16

6

3

8

24

 

1

1

2

4

2

1

1

2

-----

1

6

12

4

2

7

22

Всего часов в год

   68

       14

        54

II год обучения

  №

     Название темы

Всего

часов

  Количество часов

 теория

 практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Вводное занятие

/организационное занятие/

Музыкальная грамота и сольфеджио

История музыки.

Беседы.

 Гаммы ,упражнения

Чтение  нот с листа

Этюды

Педализация произведений

Пьесы

Крупная форма

Полифония

Культура поведения на сцене

Повторение концертного репертуара

Участие в коллективных мероприятиях

1

2

2

2

2

10

5

10

10

10

2

2

10

 

1

1

1

-----------

-----------

-----------

1

2

2

2

1

-----------

------------

-----

1

1

2

2

10

4

8

8

8

1

2

10

Всего часов в год

   68

       11

        57

III год обучения

  №

     Название темы

Всего

часов

  Количество часов

 теория

 практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Вводное занятие

/организационное занятие/

Музыкальная грамота и сольфеджио

История музыки.

Беседы.

 Гаммы ,упражнения

Чтение  нот с листа

Этюды

Педализация произведений

Пьесы

Крупная форма

Полифония

Культура поведения на сцене

Повторение концертного репертуара

Участие в коллективных мероприятиях

1

2

2

2

2

10

5

10

10

10

1

3

10

 

1

1

1

-----------

-----------

2

1

2

2

2

-----------

------------

-----

1

1

2

2

8

4

8

8

8

1

3

10

Всего часов в год

   68

       12

        56

IV год обучения

  №

     Название темы

Всего

часов

  Количество часов

 теория

 практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Вводное занятие

/организационное занятие/

Музыкальная грамота и сольфеджио

История музыки.

Беседы.

 Гаммы ,упражнения

Чтение  нот с листа

Этюды

Педализация произведений

Пьесы

Крупная форма

Полифония

Культура поведения на сцене

Повторение концертного репертуара

Участие в коллективных мероприятиях

1

2

2

2

2

10

5

10

10

10

---------

4

10

 

1

1

1

-----------

-----------

2

1

2

2

2

-----------

------------

-----

1

1

2

2

8

4

8

8

8

----------

4

10

Всего часов в год

   68

       12

        56

V год обучения

  №

     Название темы

Всего

часов

  Количество часов

 теория

 практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Вводное занятие

/организационное занятие/

Музыкальная грамота и сольфеджио

История музыки.

Беседы.

 Гаммы ,упражнения

Чтение  нот с листа

Этюды

Педализация произведений

Пьесы

Крупная форма

Полифония

Культура поведения на сцене

Повторение концертного репертуара

Участие в коллективных мероприятиях

1

1

1

3

3

10

5

10

10

10

---------

4

10

 

1

----------

1

-----------

-----------

2

1

2

2

2

-----------

------------

-----

1

--------

3

3

8

4

8

8

8

----------

4

10

Всего часов в год

   68

       11

        57

VI год обучения

  №

     Название темы

Всего

часов

  Количество часов

 теория

 практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Вводное занятие

/организационное занятие/

Музыкальная грамота и сольфеджио

История музыки.

Беседы.

 Гаммы ,упражнения

Чтение  нот с листа

Этюды

Педализация произведений

Пьесы

Крупная форма

Полифония

Культура поведения на сцене

Повторение концертного репертуара

Участие в коллективных мероприятиях

1

1

1

3

3

10

5

10

10

10

---------

4

10

 

1

----------

1

-----------

-----------

2

1

2

2

2

-----------

------------

-----

1

--------

3

3

8

4

8

8

8

----------

4

10

Всего часов в год

   68

       11

        57

VII год обучения

  №

     Название темы

Всего

часов

  Количество часов

 теория

 практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Вводное занятие

/организационное занятие/

Музыкальная грамота и сольфеджио

История музыки.

Беседы.

 Гаммы ,упражнения

Чтение  нот с листа

Этюды

Педализация произведений

Пьесы

Крупная форма

Полифония

Культура поведения на сцене

Повторение концертного репертуара

Участие в коллективных мероприятиях

1

1

1

2

2

10

5

11

11

10

---------

4

10

 

1

----------

1

-----------

-----------

2

1

2

2

2

-----------

------------

-----

1

--------

2

2

8

4

9

9

8

----------

4

10

Всего часов в год

   68

       11

        57

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I года обучения

  • Вводное занятие /организационное занятие/ -

- Первое знакомство с ребятами, ознакомление их с   тем, как и чем они будут заниматься на уроках фортепиано, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока;

- Проведение инструктажа по технике безопасности;

- Опрос-беседа по теме «Правила дорожного движения»;

- Инструктаж по поведению детей в условиях чрезвычайных ситуаций.

  •  Начальный этап обучения

-  Знакомство с фортепиано / виды – рояль и пианино,

                                                 сравнение формы,

                                                 история создания/.

- Выработка правильной посадки ученика перед фортепиано

- Работа над постановкой рук, организация целесообразных игровых движений, упражнений

  «Радуга», «Домик», «Держу мяч», «Купол» поочерёдно каждой рукой

- Работа над постановкой и снятием рук с клавиатуры

 / маховые упражнения по системе Артоболевской/.

  • Донотный период.

Развитие  творческих навыков.

   

    -  этот раздел подразумевает игру (подбор) учениками мелодий по слуху и слушание музыки в исполнении преподавателя / с небольшой пояснительной беседой/.

Уроки посвящены развитию музыкального слуха ребёнка и формированию навыков восприятия музыки.

       Простые песенки запоминаются и подбираются по слуху от разных клавиш. Некоторые мелодии песен исполняются ребёнком под аккомпанемент преподавателя.

 В данном случае ученик должен суметь выявить, напеть мелодию и подобрать её на фортепиано.

        На материале подобранных мелодий можно развивать

Простейшие творческие навыки учащихся.

С этой целью предлагается:

- заполнить /доиграть – додумать – сыграть / недостающие фразы, придумать другой вариант мелодии для II куплета, определить метроритм

- регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному восприятию её.

  • Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.

Теоретический материал:

Нотный стан, скрипичный и басовый ключ, клавиатура.

Понятия:  мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет /формы изложения/.

Длительности нот, паузы. Динамические оттенки (f, p, < >,mf, mp и т.д.). Лад (мажор, минор, пентатоника).

Тональности, знаки альтерации. Знакомство с музыкальными образами в музыке. Музыкальная терминология.

Практический материал:

Умение строить интервалы от заданного звука, различать трезвучия  (мажор, минор), уметь правильно интонировать.

  • Исполнительские  штрихи

Занятия упражнениями в виде различных последований пальцев /non legato, затем  legato, staccato/ в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.

  • Гаммы, упражнения. Основы аппликатуры.

Развитие самостоятельности первого пальца, укрепление слабых пальцев ( 4-го и 5-го), а также ловкости руки.

Поэтому с этим периодом работы связано прохождение технических упражнений – игра гамм каждой рукой в одну октаву, затем двумя руками в прямом движении, в расходящемся движении от одного звука.

Игра аппликатуры, чёткое её соответствие при игре гамм.

  • Чтение нот с листа

 Чтение нот с листа  идёт по системе обучения ребёнка нотной записи –/ 11-и линейная система/ - т.е.

Одновременное знакомство с двумя ключами, что позволяет довольно быстро развивать технику обеих рук.

    Первые пьески очень простые, состоят из 2-3-х нот и исполняются только одним пальцем /поочерёдно/ каждой руки, исполняются  non legato.

Главная задача этого периода – научить ребёнка при игре non legato слышать связь между звуками, мелодию, которую они составляют. Затем переход к игре legatoи введение более мелких длительностей нот - восьмых, а позже и шестнадцатых. Пьесы играть в порядке их усложнения.

  • Этюды, пьесы

   / игра двумя руками/

Более полный, осмысленный разбор технических произведений /этюдов/ и эмоциональных /пьес/, переход от игры поочерёдного исполнения  каждой рукой к одновременной игре двумя руками. При разборе и выучивании наизусть пьес и этюдов  - обращается внимание на свободу пианистического аппарата, правильную постановку рук, кисти, на штрихи /legato, non legato, staccato/, на фразировки и т.д. – то есть на то , что было пройдено ранее в течение первого года обучения.

             ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                    после I года обучения

На  начальном этапе обучения  ученик должен знать:

- основы музыкальной грамоты и сольфеджио;

- музыкальные жанры

- музыкальную терминологию

- штрихи.

Уметь:

-словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения;

- играть произведения двумя руками, осуществляя предварительную подготовку / просмотр и определение ключей, размеры такта, знаков при ключе, длительностей, прохлопывание ритма со счётом вслух и с названием нот сначала ладошками;

- применять приёмы звукоизвлечения

/non legato, legato, staccato/.

- управлять своим мышечно-двигательным аппаратом

/ игра гамм на 2 октавы/

В течение года учащийся должен пройти очень большое количество мелких произведений –свыше 20 пьес и этюдов-различного характера: народные песни, пьесы с элементами полифонии.

     Ко второму полугодию учащийся должен овладеть основными приёмами игры. Первое выступление на зачёте проводится в начале II полугодия /февраль-март/.

На академическом зачёте /май/ при переходе на II год обучения надо исполнить 2-3 произведения.

            СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

                             cо II по VII классы

                         по степени усложнения

  • Вводное занятие

/организационное занятие/ -

- Встреча с учащимися, ознакомление их с тем, как  и чем они будут заниматься на уроках  фортепиано;

- режим занятий;

- инструктаж по технике безопасности;

- инструктаж по правилам дорожного движения;

- инструктаж по поведению детей в условиях чрезвычайных ситуаций.

  • Музыкальная грамота и сольфеджио

теоретический материал -

 

Нотный стан, скрипичный и басовый ключи, клавиатура, аппликатура. Понятия: мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет. Фактура изложения произведений (гармоническое, мелодическое). Длительности,  нот, паузы. Динамические оттенки  ( f, p, mp, mf, ff, pp, < >), лад (мажор, минор, пентатоника). Тональности, знаки альтерации. Строение аккордов, интервалов, трезвучий.

Знакомство с музыкальными образами в музыке. Музыкальная терминология. Дополнительные сведения о ритмической записи (триоль и т.д.), мелизмы.

Практические навыки:

Умение строить интервалы от заданного звука. Различать трезвучия (мажор, минор), строить трезвучия в нисходящем о восходящем движении . Умение применять теоретические знания в ходе работы над музыкальным произведением.

  • История музыки. Беседа.-

-Рассказ о композиторе, о месте произведения в его

- о месте произведения в его творчестве.

- история создания  произведения / по возможности/

  • Гаммы, упражнения –

-Развитие различных элементов мелкой и крупной техники;

- достижение беглости / упражнения/

                  ВТОРОЙ КЛАСС

-Гаммы    -   в 1-2 октавы каждой рукой отдельно,

- аккорды -  T 53 с обращениями по 3 звука каждой рукой отдельно.

                  ТРЕТИЙ КЛАСС

- Гамма – в 2 октавы каждой рукой отдельно, двумя руками  от одной ноты в разные стороны;

- аккорды – T53 с обращениями по 3 звука, каждой рукой отдельно или вместе;

- короткие арпеджио – Т 53 с обращениями по 4 звука, отдельно каждой рукой.

- хроматическая гамма каждой рукой отдельно.

                   ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС

 - Гамма – в 2-4 октавы каждой рукой отдельно и вместе, в прямом, и противоположном движении;

- аккорды по 3 или 4 звука / в зависимости от размеров руки/ каждой рукой отдельно или вместе;

- арпеджио короткие каждой рукой отдельно или вместе на 2-4 октавы;

- арпеджио ломаные каждой рукой отдельно;

- хроматическая гамма каждой рукой отдельно или вместе в прямом движении,  двумя руками вместе расходящаяся от «ре» и «соль – диез».

                         ПЯТЫЙ КЛАСС

- Гамма – в 4 октавы двумя руками вместе в прямом и противоположном движении;

- аккорды двумя руками вместе;

- арпеджио короткие и ломаные  каждой рукой отдельно или вместе;

- арпеджио длинные – каждой рукой отдельно или вместе;

- хроматическая гамма двумя руками вместе в прямом движении, расходящаяся – от «ре» и «соль-диез»

                 ШЕСТОЙ-СЕДЬМОЙ КЛАСС

 Гамма – двумя руками вместе в прямом и в противоположном движении, в  терцию и дециму;

- аккорды двумя руками вместе;

- арпеджио короткие, ломаные, длинные – Т53 с обращениями, двумя руками вместе;

- хроматическая гамма двумя руками вместе в прямом движении, в противоположном – от «ре» и «соль-диез»

Работа над гаммами может меняться как в сторону облегчения, так в сторону усложнения в зависимости от индивидуальных возможностей ученика и акцентироваться на выработке у ученика точных, активных пальцев, гибкости запястья, ведущих ощущений в крупных частях рук – плече и предплечье, ровности, интонационной объединённости и красоты звучания. Темпы индивидуальные, в зависимости от возможностей учащихся.

  • Чтение нот с листа

- Разбор произведения сначала с преподавателем, а с 3-го класса самостоятельно, с дальнейшим показом разбора произведения учеником.

- Развитие навыка тщательного разбора (анализа) произведения;

- Развитие навыка беглого чтения с листа/быстрое чтение рельефа мелодической линии, чтении вертикали/

- Разбор произведения по:

                          - осознанию ладотональности,

                          - метроритму,

                          - умению охватывать мелодические фразы,

                              - правильному истолкованию всех

                                имеющихся в тексте знаков, авторских

                                ремарок

                              - аппликатура, понимание её значения не

                                только для удобства игры, но и для

                            передачи верной фразировки,  голосове-

                                дения.

Материал подбирается постепенно по возрастающей трудности.

  • Этюды

- Работа над восполнением пробелов в технической подготовке с помощью работы над этюдами на разные виды техники;

- объяснение цели изучения  этюдов, как о материале для развития какого-либо навыка;

- форма этюда;

- характер музыки;

- динамические оттенки.

  ИЗУЧЕНИЕ ЭТЮДОВ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

                    ПРОИЗВЕДЕНИЕ

- добиваться:      хорошего звучания,

                                 фразировки,

                                  нюансировки,

                                 работы над аккомпанементом,

                                 удобной аппликатуры.

  • Педализация произведения

- работа над элементами педализации в произведениях

/прямая, запаздывающая педаль/

- прямая связь – «рука- нога»

  • Пьесы

- Изучение  пьес различной штриховой фактуры отдельными руками;

- Изучение пьес с элементами объединения обеих рук;

- Исполнение пьес двумя руками с использованием

   non legato, legato, staccato.

- Работа над кантиленой;

- навыки исполнения аккордовой фактуры;

- Изучение аккордовой аппликатуры;

  •  КРУПНАЯ ФОРМА

/   соната, вариации /

- Понятие о крупной форме, виды, составные части;

- Работа над развитием способности мыслить более масштабно, сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактур.

  •  ПОЛИФОНИЯ

- Виды полифонии /подголосочная, контрастная, имитационная/

- Работа над подголосочной и контрастной полифонией:

                             - разбор исполнительских задач при

                               сочетании голосов,

                             - сохранение тембровой окраски,

                             - несовпадение фаз развития, вступлений

                               и окончаний,  кульминаций и спадов.

- Работа над имитационной полифонией:

                             - анализ структуры произведений,

                             - интонационная характеристика тем,

                             - противосложение и его роль в развитии

                               формы,

                             - работа над непрерывностью развития

                               каждого голоса,

                             - работа над фразировкой,

                             - работа над темпом, динамикой.

           

  • Культура поведения на сцене

Работа над основами сценической культуры

/ как выйти на сцену, как поклониться, как уйти со сцены и т.д./

  • Участие в коллективных мероприятиях

- Выступление по годовым планам зонального методического объединения /г.Канаш/

- выступления по годовым планам Научно-методического отдела Чувашского Государственного института искусств.

- Участие в районных мероприятиях

-  Участие во внутришкольных мероприятиях

  / собрания, праздники, концерты и т.д./

   

         ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

                      со II по VII класс

В процессе обучения учащиеся должны:

  • Овладеть навыками индивидуальной и групповой работы, концертной деятельности;
  • Уметь грамотно, выразительно и технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле;
  •  Уметь читать нотный текст с листа;
  • Подбирать по слуху в разных типах фактур
  • Обладать развитым музыкально-эстетическим вкусом, знаниями в области музыкального искусства.

  ПРИМЕРНЫЙ  РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

 

                              I год обучения

                                  Пьесы

Александров А.                   6 маленьких пьес для ф-но:

                                              Дождик накрапывает,

                                              Когда я был маленьким

Антюфеев Б.                        Детский альбом:

                                              Грустная песенка, Русский напев,

                                              Колыбельная

Барток Б.                              Детям. Тетрадь 1./по выбору/

Беркович И.                         25 лёгких пьес:

                                              Украинская мелодия, Вальс,

                                              Осень в лесу

Волков В.                             30 пьес для ф-но / по выбору/

                                              10 пьес для ф-но/по выбору/

Гречанинов А.                     Соч.98.Детский альбом:

                                              Маленькая сказка, Мазурка,

                                              Скучный рассказ, В разлуке

Королькова И.                    «Крохе-музыканту», ч.I, II(сборник)

                                             по выбору

Слонов Ю.                           Пьесы для детей:

                                              Шутливая песенка, Рассказ,

                                              Разговор с куклой, Сказочка,

                                              Кукушка, Колыбельная

                                   Этюды

Беренс Г.                              Соч. 70.  №№ 1-30

Беркович И.                          Маленькие этюды: №№ 1-Гедике И.                              Соч. 32 №№ 2,3.7

Гнесина Е.                            Фортепианная азбука/по выбору/

Черни К.                               Избранные этюды Ч.1:

                                               №№ 1-6

                              II год обучения

             Полифонические произведения

Бах И.С.                    нотная тетрадь А.М.Бах ( по выбору)

Кригер И.                 Менуэт a-moll

Корелли А.              Сарабанда e-moll

Моцарт В.                Менуэт d- moll, Буре d-moll

Майкапар С.            Канон

Павлюченко С.        Фугетта e-moll

Перселл Г.                Ария

                                  Русские народные песни:

                                  «Дровосек», «Ночка тёмная».

              Произведения крупной формы

Беркович И.               Вариации «Во саду ли в огороде»

Литкова   И.               Вариации «Савка и Гришка»

Назарова Т.                Вариации «Пойду ль я,  выйду ль я»

Рейнеке К.                  Соч.136 Allegro moderato

                                      Пьесы

Аллерм Ж.М.              «Мелодия»

Барток Б.                     Детям. Тетр.1, Микрокосмос. Тетр.1

Беркович И.                25 лёгких пьес ( пьес)

Ваньхал Я.                   «Пьеса»

Гедике А.                    Соч.36  -    

                                 «Заинька», «Колыбельная», «Сарабанда»

Гречанинов А.            Соч.98 «Мазурка»

Жилинский А.            «Игра в мышки», «Вальс».

Лауменкиене Е.           «Скерцетто»

Лещинская Ф.               «Пришла весна»

Петров А.                     «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»

Рыбицкий Ф.                «Ветерок», «Грусть»

Р.Н.П.                            «Речка»

Торопова Н.                  «Песня», «Этюд», «ЧарлиЧаплин», «Романс»

Фоменко В.                   «Весеннее настроение»

                                     Этюды

Беренс Г.                     Соч .70. Этюды №№ 1-30

Беркович И.                Маленькие этюды №№ 1-14

Гедике А.                   Соч. 32, №№ 2,3,7.

Черни-Гермер            Ч.1 №№ 1-6

Шитте А.                    Соч. 160 №№ 1-20

                                   Ансамбли

Гречанинов А.           Соч.99 «На зелёном лугу»

Кабалевский Д.          «Наш край»

Майкапар С.               Соч.29. «Первые шаги»

Моцарт Л.                   «Песня»

Чайковский П.           «Мой садик»

                        III год обучения

          Полифонические произведения

Арман Ж.                     Фугетта

Бах  И.С.                      Менуэт G-dur

                                      Менуэт D-moll

                                      Волынка D-dur

                                      Полонез G-moll

Гендель Г.                    Сарабанда F-dur

Cкарлатти Д.                Ария

         Произведения крупной формы

Беркович И.                Вариации на тему груз.нар.песни,

                                     Сонатина G-dur

Бетховен Л.                Сонатина G-dur, ч.1.2.

Гедике А.                    Соч. 36, Сонатина С-dur

Жилинский А.            Сонатина G - dur

Кабалевский  Д.         Соч. 51.Вариации F-dur

Клементи М.               Соч. 36. №1 Сонатина С-dur

Любарский Н.             Вариации G-moll

Моцарт В.                   Вариации на тему из оперы

                                     «Волшебная флейта»

                                   Пьесы

Бетховен Л.                  Экосезы: Es –dur , G – dur, «К Элизе»

Бойко И.                      «Качели» из цикла «джазовые

                                      акварели»

Глиэр Р.                        «соч.43,№6 –«Рондо»

Гречанинов А.             Соч.123 «Бусинки» (по выбору)

Майкапар С.               Соч.28 Бирюльки»: «Маленький

                                      командир», «Мотылёк», «Мимолётное

                                      видение»

Чайковский П.            Сщч.39 «Детский альбом» : Болезнь

                                      куклы, Старинная французская

                                      песенка

Шостакович Д.             Вальс, Грустная сказка

Шуман Р.                     Соч.68 «альбом для юношества»:

                                     Мелодия, Марш, Первая утрата

                                  Этюды

Бюргмюллер Ф.           Соч.100 «25 маленьких этюдов»

Гедике А.                      Соч. 32   №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24

Лемуан А.                     Соч. 37 № 1, 2, 6, 7, 10, 17, 27

Лешгорн А.                   Соч.65 №№ 3,5,7,9.27,29

Черни-Гермер               «Избранные фортепианные этюды»

                                       №№ 10,11,13-18,20,21, 23-29,4

Шитте А.                       Соч.160 «25 маленьких этюдов»

                                       №№ 16, 21-23

                           IV год обучения

             Полифонические произведения

Бах И.С.                        «Нотная тетрадь А.М.Бах»

                                       Менуэт №3, Менуэт №12, Марш,

                                        Полонез, Маленькая прелюдия

Глинка М.                      Двухголосная фуга a-moll

Гедике А.                       Соч.60 №9 Инвенция

Пахельбель И.               Сарабанда, Жига                  

Циполи Д.                      Фугетта e moll

              Произведения крупной формы

Беркович И.                  Сонатина C-dur

Барток Б.                       Вариации

Бетховен Л.                   Сонатина F-dur

Глиэр Р.                         Соч.43.Рондо

Вебер К.М.                    Сонатина

Кабалевский Д.             Соч.27 Сонатина е-moll

Кулау Ф.                        Вариации G-dur.

Мелартин Э.                  Сонатина g-moll

Раков Н.                         Сонатина C-dur

Чимароза Д.                   Сонатина d-moll

                              Пьесы

Аллерм Ж.М.                Мелодия

Вольфарт Г.                   Allegretto

Глинка М.                     Полька, Чувство, Простодушие

Градески Э.                   Мороженое

Гречанинов А.              Соч.123 «Бусинки» Грустная песенка

Григ Э.                          Народная мелодия

Жилинскис                    Латышская народная песня

Кабалевский Д.            Соч.27. Токкатина, Сказка

Моцарт                          Вальс

Петерсон О.                   Джазовые упражнения(с №1-по № 13)

Рыбицкий Ф.                 Прогулка

Хачатурян А.                Андантино

Чайковский П.              Соч. 39 «Детский альбом»

                                        Новая кукла, Мазурка, Итальянская

                                        песенка, Немецкая песенка, Танец  

                                        маленьких лебедей.

Шостакович Д.              Танцы кукол: Шарманка, Гавот,

                                        Танец

Шуман                            Первая утрата

                                Этюды

Гедике А.                       Соч 27 №№10,16,18,21,26

Лак Т.                             Соч.172 №№ 5,6,8

Лемуан А.                      Соч.37 №№4,5,9,11,12,15,16

Лешгорн А.                    Соч.65 Избранные этюды для

                                         начинающих

Черни-Гермер                Ч.1 №№17,18,21-23,25,26, 28,30-32

                           V год обучения

              Полифонические  произведения

Бах И.С.                        Маленькие прелюдии и фуги

                                       Тетрадь №1 №№ 1, 3.5-8, 11,12

Гендель Г.                    Аллеманда g-moll, Сарабанда с

                                      Вариациями

Глинка М.                    Двухголосная фуга a-moll

Мясковский Н.            Соч.43 Элегическое настроение

Моцарт В.                    Жига

             Произведения крупной формы

Бетховен Л.                   Сонатина F-dur ч.2

Диабелли А.                  Соч.151 Сонатина G-dur

Дюссек И.                      Сонатина G-dur

Клементи М.                 Соч.36 Сонатины №3,4,5

Кулау Ф.                        Соч.5 №1 Сонатина C-dur

Моцарт В.                      Шесть сонатин: №1,4

Чимароза Д.                   Сонаты: G-moll, Es-dur

Шуман Р.                       Соч.118 Детская соната ч.1

                              Пьесы

Амиров Ф.                    12 миниатюр:Ноктюрн

Аракишвили Д.            Грузинская лезгинка

Бойко И.                    «джазовые акварели»:Серебряное озеро

Блантер  М.                   Джон Грэй

Глинка М.                     Мазурки c-moll, a-moll

Гедике А.                      Соч. 8.10 миниатюр в форме этюдов:

                                       №№ 2,4,7,10

Григ Э.                           Соч. 12 «Лирические пьесы»: Вальс,

                                        Песня сторожа, Танец эльфов

Дебюсси К.                    Маленький негритёнок

Жиро Ю.                       Мадемуазель Париж (венский вальс)

Таривердиев                 Картина старого мастера, Забытый мотив,

                                       Нежность, Музыка из телевизора,  

                                       Отражения, Дуэт, Утешение.

Якушенко И.                Первое знакомство

                               Этюды

Бертини А.                    Соч.29,32 №№4,5,9

Гедике А.                      Соч. 8,10 миниатюр в форме этюдов

Лак Т.                            Соч. 172 №№4,5

Лемуан А.                     Соч.37 №№28-30, 32,33,36,37,41,44,

                                       48, 50

Лешгорн А.                   Соч. 66 №№ 1-4

Черни-Гермер               Ч.2 №№ 6,8,12

                        VI год обучения

              Полифонические произведения

Бах.И.С.                         Двухголосные инвенции C-dur,

                                        В-dur, е-moll, a-moll

                                        Французская сюита №2 – Сарабанда,

                                        Ария, Менуэт

Майкапар Д.                  Соч. 61 Прелюдия и фуга «летним

                                        утром на лужайке»

Мясковский Н.              Соч. 43     В старинном духе (фуга)

Павлюченко С.              Фугетта Es-dur

Пахельбель И.               Чакона

              Произведения крупной формы

Бортнянский Д.             Соната C-dur

Вагнер Г.                        Сонатина a-moll

Вебер К.                          Соч. 3 Анданте с вариациями

Гайдн И.                          Соната-партита C-dur,Соната G-dur

Гендель Г.                       Cоната C-dur(Фантазия)

Кулау Ф.                          Соч 59 Сонатина A-dur

Моцарт В.                       Сонатины A-dur, C-dur

Чичков Ю.                     Вариации C-dur

                               Пьесы

Амиров Ф.                         12 миниатюр: На охоте, Марш

Глазунов А.                       Маленький гавот

Глинка М.                          Прощальный вальс, Мазурка

Глиэр Р.                             Соч. 31: Романс, Этюд

Грибоедов А.                     Вальсы: E-dur, As-dur

Григ Э.                               Соч.12: Ариэтта, Народный напев,

                                            Листок из альбома

Кабалевский Д.                 Соч. 27: Новелла, Драматический

                                            фрагмент; Соч.61: Песня, Токката

Калинников В.                  Грустная песенка g-moll

Лядов А.                             Соч. 14 Прелюдия №3

Прокофьев С.                    Соч.65 «Детская музыка»:

                                            Утро, Вечер, Вальс

Таривердиев                      Картина старого мастера, Забытый мотив,

                                            Нежность, Музыка из телевизора,  

                                            Отражения, Дуэт, Утешение.

Чайковский П.                  Соч.39  «Детский альбом»:

                                           Сладкая грёза, Баба-Яга

Шостакович Д.                 Сюита «Танцы кукол»: Полька,

                                            Вальс-шутка, Романс

Шуман Р.                           Соч.68 «Альбом для юношества»:

                                         Северная песня, Песня матросов,

                                            Отзвуки театра

Якушенко И.                Первое знакомство

                                Этюды

Беренс Г.                            32 избранных этюда из срч.61 и 88

Бертини А.                         28 избранных этюдов из соч.29

Гедике А.                           12 мелодических этюдов №№4,14

Лак Т.                                 20 избранных этюдов из соч .75,95

Черни К.                            Соч 299 Школа беглости

                                           №№1-4, 6,7,11

                                           Ч.2 №№ 9-12, 15-21

                                  VII год обучения

                   Полифонические произведения

Бах И.С.                              Двухголосные инвенции: №№3,5,

                                             7, 10-12,15

                                             Трёхголосные :№ 1,2, 6,7,10.11,15

                                             Французская сюита №3 h-moll:

                                             Аллеманда, Сарабанда, Менуэт,

                                             XTK, ч.I – прелюдия и фуга c-moll

Кабалевский                       Прелюдии и фуги (по выбору)

Лядов A.                             Соч. 34 №2 Канон c-moll

Пахульский Г.                    Канон a-moll

                 Произведения крупной формы

Беркович И.                       Вариации на тему Паганини

Бетховен Л.                        Соч. 49 Соната g-moll ч.1,

                                             Лёгкая соната №2 f—moll ч.1

Гайдн Й.                             Сонаты №2 e-moll, №5 C-dur,

                                            №7 D-dur, №12 G-dur, №21 F-dur

Глинка М.                          Вариации «Средь долины ровныя»

Кабалевский Д.                 Соч. 13 Сонатина C-dur

Клементи М.                     Соч.26 Cоната D-dur

Моцарт В.                          Сонаты:№2 F-dur  чч.2-3,

                                            № 4 Es-dur чч. 2-3, № 15C-dur,

                                            № 19 F-dur ч.1

                                 Пьесы

                                           «Воспоминание» из к/ф «17 мгновений

Алябьев А.                        Мазурка Es-dur

Амиров Ф.                        12 миниатюр: Токката

Бетховен Л.                      Соч. 33  Багатели №№ 3, 6

                                           весны»

Глинка М.                          Мазурки c-moll, a-moll

Григ Э.                               Воспоминания

                                            Детский альбом: Музыкальная

Жиро Ю.                            Мадемуазель Париж

Караев К.                           Соч.19 Полька

                                            картина, Подражание народному

Керн Дж.                            Дым

Мендельсон Ф.                  Песни без слов №№ 4,6,9,48

Мусоргский М.                  Слеза

                                            Нежность, Музыка из телевизора,  

                                            Отражения, Дуэт, Утешение.

                                            Песня жаворонка, Подснежник,

Прокофьев С.                     Соч. 65 «Детская музыка»:

                                           Соч. 119 Багатели №№ 3,5

                                            Тарантелла, Игра в пятнашки,

Таривердиев                      Картина старого мастера, Забытый мотив,

                                            Утешение, Размышление

Фоменко В.                      Сборник пьес для фортепиано (на выбор)

Чайковский П.                  Соч.37 «Времена года»:

Чекушкина Л.                   Колыбельная

Шопен                              Ноктюрн (Посмертное сочинение)

                                 Этюды

Беренс Г.                           32 избранных этюда из соч. 61и 88:

                                           №№ 13-15, 26-29

Бертини А.                        28 избранных этюдов из соч. 29,32:

                                           №№ 15-18, 20,22 – 25

Лак Т.                                20 избранных этюдов из соч. 75,95

Мошковский М.               Соч. 18: №№ 3,8, 10,11

Черни К.                            Соч. 299 Школа беглости

                                            №№ 5,8,9, 12,13,15,17-20, 28-30

Шитте Л.                           Соч.68 : №№ 21, 23, 25

Щедрин Р.                         Этюд a-moll

                          ПРИМЕЧАНИЯ

VI класс / по программе 5-летнего обучения/ готовится к поступлению в средние профессиональные учебные заведения по программе V класса.

VIII класс / по программе  7-летнего  обучения/ готовится к поступлению в средние профессиональные учебные заведения по программе  VII класса.

          Рекомендуемые репертуарные сборники

  • «Жил-был у бабушки» -igrai-poi.narod.ru
  • «Музыкальная гимнастика для пальчиков», С-Петербург, -«Союз художников»,2006
  • «Музыкальная мозаика» для ДМШ -интернет
  • Альбом ученика-пианиста 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, «Феникс»,2006
  • Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  • Барсукова С. «Весёлая музыкальная гимнастика»-Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008
  • Джаз для детей /выпуск 1,2,3,4,5/- Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  • Иванов А. «Каникулы» /детская сюита для фортепиано/ - Чебоксары, Чувашиздат,2002
  • Королькова И. «Крохе-музыканту», ч.I, II – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  • Кочетов Л. «Джазовые нотки»/импровизации и пьесы для фортепиано/ - «by PRIME-ART-alliance», 1997
  • Майлз Джон С. «Азбука игры на фортепиано»-«Machaon»,1998
  • Пьесы, сонатины и ансамбли.5-7 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  • Сапаров В.»Мы играем джаз» - Valerij Saparov@mail.ru
  • Торопова Н. «Музыкальные зарисовки» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
  •  Флярковский А. «Русские народные песни» /вполифонической обработке для фортепиано/ - Москва, «Кифара», 2002
  • Хачатурян К. «Музыка из балета «Чипполино»для ф-но в 4 руки – «Советский композитор», 1983
  • Юдовина-Гальперина Т.»Большая музыка –маленьклму музыканту»альбом №1, под ред.Ольги Геталовой
  • Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

           

  Рекомендуемая литература

  • Алексеев А.Д. методика обучения игре на фортепиано. Изд.3- Москва, «Музыка», 1978
  • Айзенштадт С.А. «Детский альбом» Чайковского.-

Москва, «Классика –XXI», 2003

  • Богино Г.К. Игры–задачи для начинающих музыкантов

- Москва, «Музыка», 1974

  • Браудо И.А. Артикуляция – Ленинград,1973
  • Вицинский А.В. Беседы с пианистами.- Москва, «Классика XXI», 2002
  • Коган Г. Работа пианиста.- Москва, «Классика XXI», 2004
  • Коган Г. У врат мастерства.- Москва, «Классика XXI», 2004
  • Как научить играть на рояле. Первые шаги.- Москва, «Классика XXI», 2005
  • Как исполнять Бетховена.- Москва, «Классика XXI»,2004
  • Как исполнять Гайдна.- Москва, «Классика XXI», 2004
  • Как исполнять Моцарта.- Москва, «КлассикаXXI»,2003
  • Как исполнять Шопена.- Москва, «Классика XXI», 2005
  • Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- Москва, «Таланты – XXI век», 2004
  • Корто А.О.    О фортепианном искусстве.- Москва, «Классика XXI», 2005
  • Корыхалова Н. Играем гаммы.-Москва, «Музыка», 1995
  • Милич Б. Воспитание ученика-пианиста.- Москва, «Кифара», 2002
  • Носина В. Символика музыки И.С.Баха.-Тамбов,1993
  • Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением.-Москва, «Классика XXI»,2004
  • Смирнова Т.И. Фортепиано- интенсивный курс.-«Музыка»,1992
  • Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я- детский педагог.-СПб., «Союз художников», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа преподавателя МОУ ДОД "Полазненской детской школы искусств" Е. Л. Старовойтовой «Батик – роспись по шёлку»

«Батик – роспись по шёлку» авторская программа и методические рекомендации (для ДХШ, ДШИ, Дворцов культуры, школ с углублённым изучением предметов художественно – эстетического цикла).Сост...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.

Этот тест даётся обучающимся  детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....

ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

  В данной статье освещается опыт Детской школы искусств города Усть-Кута, по проведению внеклассных мероприятий по изобразительному искусству. Показана значимость такой работы с воспитанн...