Главные вкладки

    Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества
    рабочая программа по теме

     

    Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и инструментальной музыки.

        Воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.

        Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту – профессионалу, так и музыканту-любителю. Развитие различных форм музицирования  (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение нот с листа и т.д.) особенно востребовано в настоящее  время.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obraz.programma_akkompanement.doc156.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

    « Янтиковская детская  школа искусств»,

    с. Янтиково  Чувашской Республики

    Авторская образовательная программа

    дополнительного образования

    «Аккомпанемент»

    для детских школ искусств,

    центров детского творчества

                          Составитель –  Глухова Светлана Анатольевна,

                                                     преподаватель фортепиано

                               

                                         

    2011 год

           

    Пояснительная записка

    Аккомпанемент - одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и инструментальной музыки.

        Воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.

        Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту – профессионалу, так и музыканту-любителю. Развитие различных форм музицирования  (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение нот с листа и т.д.) особенно востребовано в настоящее  время.

        Программа рассчитана на 2 года обучения в ДМШ и ДШИ - 6-7 классы (7-летнего обучения)  и 6 класса / по 5-и летней программе/ для учащихся, желающих  продолжить своё общение с музыкой под руководством преподавателя или поступающие в профессиональные музыкальные учебные заведения.     Программа «Аккомпанемент» является учебным курсом, дополняющим и углубляющим типовую базовую программу «Специальное фортепиано».

       Создание программы продиктовано необходимостью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков учащихся, в том числе и как аккомпаниаторов.

       Опыт работы показал, что подобная форма способствует расширению музыкального кругозора детей, обогащению их духовного мировоззрения, развитию художественного вкуса, а главное – повышает их интерес к фортепиано как универсальному инструменту.

       Программа «Аккомпанемент» составляет единый комплекс с предметом «Фортепианный ансамбль», тесно интегрируя со специальным инструментом «Фортепиано», а также предметами музыкально-теоретического и музыкально-эстетического циклов.

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

    • наиболее широкое освещение видов музыкальной деятельности посредством максимального контакта с инструментом;
    • формирование здоровой творческой основы для полноценного роста всесторонне  развитой личности;
    • выработка стремления к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы.

     ЗАДАЧИ:

    • развить умения и навыки аккомпанирования (сочинять простые виды ритмического и мелодического сопровождения);
    • развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);
    • продолжать развитие пианистических  и технических возможностей, исполняя различные виды аккомпанемента.

    ОСНОВНОЙ  ФОРМОЙ  учебной и воспитательной работы в классе « Аккомпанемент» считается урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником, а также игра с иллюстратором, концертные выступления.

    В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ учащийся должен:

    ОСВОИТЬ следующие типы аккомпанементов:

    • гармоническая поддержка;
    • чередование баса и аккорда;
    • аккордовая пульсация;
    • гармонические фигурации;
    • аккомпанемент смешанного стиля;
    • дублирование вокальной партии;
    • отклонения от вокальной партии;

    ЗНАТЬ:

    Общие понятия и слова:

    • аккомпанемент;
    • концертмейстер;
    • транспонирование;
    • ансамбль;
    • чтение с листа;
    • кульминация;
    • фактура.

    АКТУАЛЬНОСТЬ состоит в том, что программа пытается учесть реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания.

      Помимо тщательной подготовки для публичного выступления, в работе должны постоянно присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка – навыка разбора и чтения нотного текста.

       Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

    КОНТРОЛЬ успеваемости учащихся проводится в конце года в виде контрольного урока и проходит в довольно мягком режиме. Выступления  на конкурсах, вечерах, собраниях, фестивалях и т.д. – засчитывается как сдача контрольного урока.

    РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ -    0,5 академического часа в неделю

                                              /17 академических часов в год/

     Возраст обучающихся – с 12 до 17 лет.

    СРОК  РЕАЛИЗАЦИИ  программы – 2 года.

         

             УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

    материально-техническое                       обеспечение

    Дидактико-методическое обеспечение

    Наличие:

    • специального класса;

    • фортепиано;

    • парты;

    • стулья;

    • доска;

    • магнитофон.

    Наличие:

    • аудиотека /руские, зарубежные композиторы/;
    • нотная библиотека/современные, русские, зарубежные композиторы/;
    • иллюстративный материал;
    • выставочный стенд с познавательной литературой/музыкальные энциклопедии, словари, справочники и т.д./
    • авторские переложения произведений

       /аккомпанементы для ф-но  в  

        четыре руки/.

               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                          I  ГОДА ОБУЧЕНИЯ

       / VI год обучения по классу «Специальное фортепиано»/

    НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

    ВСЕГО

    ЧАСОВ

     КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ

     

    ТЕОРИЯ

    ПРАКТИКА

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    Введение в предмет

    (организационный урок)

    Чтение с листа

    /разбор произведений и работа над ними/

    Аккомпанемент в песнях.

    Формы:

    • куплетная;
    • период;
    • сквозное развитие.

    Усложнение аккомпанемента:

    • основные басовые звуки;
    • бас-аккорд;
    • бас-арпеджио;
    • смешанный ритмический рисунок.

    Исполнение песни под собственный аккомпанемент

        1

        3

        3

         5

           

        5

             1

        ---------

             2

             1

         ----------

            --------

                3

                1

               4

               5

            ВСЕГО ЗА ГОД

       17

             2

               15

               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                          II  ГОДА ОБУЧЕНИЯ

       / VII год обучения по классу «Специальное фортепиано»/

    НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

    ВСЕГО

    ЧАСОВ

     КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ

     

    ТЕОРИЯ

    ПРАКТИКА

    1.

    2.

    3.

    4.

    .

    5.

    6.

    Введение в предмет

    (организационный урок)

    Чтение с листа

    /разбор произведений и работа над ними/^

    • звуки;
    • штрихи;
    • технические трудности;
    • исполнение сольных эпизодов в фортепианной партии;
    • работа над выразительным смыслом музыкальных интонаций;
    • ритм;
    • педализация.

    Типы фактур и аккомпанемента романсов/игра  произведений/:

    • двудольная аккордовая;
    • трёхдольная-вальсовая 3/8,6/8

    • синкопы в фортепианной партии;
    • диалог голоса

    /I партии и фортепиано/

    Аккомпанемент фортепиано с другим инструментом:

    • вступление;
    • заключение;
    • диалог с I партией.

    Исполнение  произведений под собственное сопровождение /пение песен и романсов/.

    Переложение произведений /аккомпанемента/ и показ на уроке.

        1

        3

     

    5

     

         

     

        5

         2

          1

             1

        ---------

       

       

              1

     

        ----------

              1

          ----------

            --------

                3

               

               

           

                4

                5

                1

                 1

            ВСЕГО ЗА ГОД

       17

             3

               14

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

    • Вводное занятие

    / организационное занятие/ -

    -  Ознакомление учащихся  с тем, как и чем они будут заниматься на уроках аккомпанемента, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока;

    - Проведение инструктажа по технике безопасности;

    - Проведение инструктажа по правилам дорожного движения;

    - Инструктаж по поведению детей в условиях чрезвычайных ситуаций.

    • Чтение нот с листа

    -Разбор произведения с начала с преподавателем, а с 3-го урока самостоятельно с показом в классе;

    - Развитие навыков тщательного разбора / анализа/ произведения

    - Развитие навыка беглого чтения с листа / быстрое чтение рельефа мелодических линий, чтение вертикали/

    - Разбор произведений по:

                                           - осознанию ладотональности

                                           - метроритму

                                           - умению охватывать мелодические фразы

                                           - правильному истолкованию всех

                                             имеющихся в тексте знаков, авторских

                                             ремарок

                                           - аппликатура, понимание её значения не

                                             только для удобства игры, но и для  

                                             передачи верной фразировки,

                                             голосоведения.

    Материал подбирается по возрастающей трудности.

    • Аккомпанемент в песнях.

    Формы                          - куплетная;

                                       - период;

                                       - сквозное развитие.

    Разбор проходит,  в основном,  теоретически/обсуждается

     при разборе произведений/.

    • Усложнение аккомпанемента:

                                          -основные басовые звуки;

                                         -бас-аккорд;

                                         -бас-арпеджио;

                          -смешанный ритмический рисунок.

    Практическая работа на уроках.

    • Исполнение песни под собственное сопровождение

                                              - организация музыки во времени

                                                 /т.е. без остановок/;

                                              - соблюдение ритмической чёткости;

                                              - соблюдение темпа, динамики, « дыхания»

                                                 в нужных местах.

                  ОЖИДАЕМЫЕ    РЕЗУЛЬТАТЫ

    В процессе  I года обучения учащиеся должны:

    • Научиться слушать друг друга;

    • Добиваться того, чтобы фортепиано не заглушало голос главной партии;

    • Уметь исполнить /спеть/ песню с простейшим сопровождением /аккомпанементом/.

    • Умение следить по нотам за обеими партиями

        / во избежание расхождения партий/.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    II  ГОДА ОБУЧЕНИЯ

    • Вводное занятие

    / организационное занятие/ -

    -  Ознакомление учащихся  с тем, как и чем они будут заниматься на уроках аккомпанемента, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока;

    - Проведение инструктажа по технике безопасности;

    - Проведение инструктажа по правилам дорожного движения;

    - Инструктаж по поведению детей в условиях чрезвычайных ситуаций.

    • Чтение нот с листа
    • продолжение работы I года обучения;
    • добиваться полного разбора произведения в более короткие сроки, т.е. развитие беглости чтения с листа при помощи ранее приобретённых навыков и умений.
    • Усложнение аккомпанемента. Типы фактур:

                                          -бас- конфигурация;

                                          -бас-аккорд;

                                         -бас- короткое арпеджио;

                         -трёхдольная-вальсовая ( 3/8, 6/8 )

                                         - синкопы в фортепианной партии;

                                         - диалог голоса и фортепиано.

    Практическая работа на уроках.

    • Аккомпанемент фортепиано в сочетании с другим инструментом:

                                        - более значительные фортепианные  

                                           вступления и заключения в партии

                                           аккомпанемента;

                                        -  диалог между партией аккомпанемента и

                                            ведущей партией другого инструмента;

                                         -  контроль за тем, чтобы партия                    

                                            аккомпанемента не заглушала ведущую

                                                 партию другого инструмента.

    • Исполнение произведений под собственное сопровождение

    / пение романсов, песен/.

                                  - развитие способности лучше слышать себя;

                                      - развитие умения анализировать своё  испол-                                

                                        нение в сольных пьесах;

                                      - умение создать музыкальный образ;

                                      - преодоление технических трудностей

                                         / работа над игровым аппаратом/.

                                      - умение следить по нотам за обеими

                                        партиями, не глядя на руки.

    • Переложение произведений и показ его на уроке.

                                 - ознакомление с произведением, разбор по            

                                    фактуре, сложности аккомпанемента;

                                   /РАБОТА В КЛАССЕ/

                                 -  переложение

                                  /ДОМАШНЯЯ РАБОТА/

                       

                           ОЖИДАЕМЫЕ    РЕЗУЛЬТАТЫ

    В процессе  II года обучения учащиеся должны:

    • Уметь увидеть главное в музыкальной ткани произведения и грамотно облегчить фактуру аккомпанемента в трудных местах;
    • Уметь непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-нибудь поправок и остановок;
    • Уметь «идти» за солистом, следить за его «дыханием», темповым отклонением, динамикой.
    • Умение следить по нотам за обеими партиями

        / во избежание расхождения партий/.

    ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

    I  ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    Александров А. «Священная война»

    Алябьев А. «Воспоминание»

    Блантер М. «В лесу прифронтовом»

    Благой В. «Чудак»

    Блантер М. «Джон Грэй»

    Богословский Н. «Тёмная ночь»

    Брамс И. Колыбельная

    Витлин В. «Добрый Дед Мороз»

                        «Кошечка»

    Грибоедов А. «Вальс», переложение  Глуховой С.А.

    Глинка М. « Ты, соловушко, умолкни»

                         «Жаворонок»

                         «Не пой, красавица, при мне»

                         « Признание»

                         «Ах,ты ночь ли ноченька»

    Гурилёв А.  «Гори звёздочка, блистай ясная»

                         « Грусть девушки»

                         «Матушка-голубушка»

                          «Домик-крошечка»

                          «Воспоминание»

                          «Вьётся ласточка сизокрылая»

    Даргомыжский А.

                          «Юноша и дева»

                          «Я вас любил»

    ДжойсА. «Осенний сон», переложение Глуховой С.А.

    Джоплин  «Артист эстрады»

    Журбин А. Вторая песенка дядюшки из к/ф «Дядюшка Ау»

    Иванов А.«Первый раз в первый класс», переложение    

                                                                                 Глуховой С.А.

    Иорданский М. «Песенка про чибиса»

    Кабалевский Д. «Про Петю»

    Кочетов Мелодия из к/ф «Игрушка»

    Крылатов Е. «Кабы не было зимы»

                             «Песенка о лете»

                           « Колыбельная медведицы»

    Листов К.       «В землянке»

    Мориа Поль «Менуэт»

    Мурадели В. «Бухенвальдский набат»

    Островский А. «Пусть всегда будет солнце»

    Петров А.  «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»,

                         Переложение Глуховой С.А.

    Раухвергер М. «Берёзонька»

                               « Разговор перед сном»

    Савельев Б Песенка кота Леопольда «В небесах высоко»

                          Песенка кота Леопольда «Хорошо и плохо»

                          «Хвост за хвост»

                          «Если добрый ты»

                          «Неприятность эту мы переживём»

                          «Настоящий друг»

                          Песня про кота Леопольда

    Старокадомский  М. «Любитель-рыболов»

    Тиличеева Е. Колыбельная

    Чайковский П.И. «Вальс цветов»

    Шаинский В. Песенка крокодила Гены

                             Песенка про кузнечика

                             Песенка Чебурашки

                             «Улыбка»

                             «Чунга-Чанга»

                              «Весёлая карусель»

                              «Антошка»

                              «Песенка слона

                              «Облака»

                              «В Подмосковье водятся лещи»

                              «Голубой вагон»

                              « Крейсер «Аврора»»

                              « Дождь идёт по улице»  

    Шостакович Б.  Романс «Овод», переложение Глуховой С.А.

    ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

    II  ГОДА ОБУЧЕНИЯ/

    Агафонов О. обработка нар. Музыки «Клён ты мой опавший»

    Алябьев А. «Соловей»

                          «Я вижу образ твой»

    Андреев В. «Грёзы», переложение Глуховой С.А.

    Блантер М. «Джон Грей», переложение Глуховой С.А.

    Богословский Н. «Тёмная ночь»

    Варламов А. «На заре ты её не буди»

                            «Белеет парус одинокий»

                            «Ты не пой, душа-девица»

                            «Горные вершины»

    Глинка М.    «Северная звезда»

                            «Венецианская ночь»

                            «Не искушая меня без нужды»

    Даргомыжский А.

                            «Шестнадцать лет»

                            « Мне грустно»

                            «Влюблён я, дева-красота»

    Иванов А. «Лето» из детской сюиты «Каникулы»,переложение  

                                                                              Глуховой С.А.

    Колмановский Э. «Хотят ли русские войны»

    Крылатов Е. «Колыбельная медведицы»

    Новиков А. «Дороги»

    Петербургский Г. «Синий платочек»

    Пономаренко Г. «Отговорила роща золотая»

                                  «Не жалею, не зову, не плачу»

    Свиридов Г. «Вальс» из муз. иллюстраций к повести Пушкина

    «Метель», переложение Глуховой С.А.

    Тухманов Д. «День победы»

    Хачатурян А. «Вальс» из музыки к драме Лермонтова

                               «Маскарад», переложение Глуховой С.А.

    Чайковский П. «Сентиментальный вальс», переложение

                                                                              Глуховой С.А.

    Шопен Ф. «Вальс», переложение Глуховой С.А,

    Шереметьев Б.    «Я вас любил»

    Эшпай А. «Москвичи»    

    РЕКОМЕНДУЕМЫЕ  РЕПЕРТУАРНЫЕ  СБОРНИКИ

    • Аверкин А. Песни, романсы и хоры на стихи С.Есенина.-М.: Советский композитор,1978.
    • Гинзбург С.Л. История русской музыки в нотных образцах. Том III.-М.:Музыка, 1970.
    • Голованова С.И. Первые шаги. Сборник для начинающих.Часть 2 «Ансамбли».-М.:Крипто логос,2002.
    • Глухова С.А. «Музыкальная мозаика», Канаш, 2008
    • Жаров В. Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано.- М: Музыка,1989.
    • Зацарный Ю. «День Победы».Песни военных и послевоенных лет.- М: Советский композитор,1964.
    • Игнатьев В.И., Игнатьев Л Я. «Я музыкантом стать хочу». Часть 2.- Л.: Советский композитор,1989.
    • Кирилина Г.П. «Смешинки». Песни из мультфильмов для детей. Выпуск 2.- Киев: Музычна Украина,1977.
    • Копчевский Н., Натансон В., Соколов М. Современный пианист. – М.:,1983.
    • Королькова И. «Крохе-музыканту» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
    • Лещинская И. «Малыш за роялем»,-Москва, «Кифара»,1994
    • Милич Б. Маленькому пианисту.- М: Кифара,1994.
    • Модель В.И., Модель Ф. «Улыбка». Мелодии из мультфильмов.- Л: Музыка,1991.
    • Натансон В. «Брат и сестра». 1 класс ДМШ. Вып. 2 «Народные песни и танцы в 4 руки».- М.: Советский композитор,1962.
    • Первые шаги маленького пианиста – составитель Взорова Т.И. – Москва, «Музыка», 1986
    • Соколова Н. «Ребёнок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением.- Л.: Музыка, 1983.
    • Фортепианная игра 1-2 классы ДМШ- под редакцией Николаева А. – Москва, «Музыка»,1989
    • Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ – составитель Любомудрова Н.- Москва, «Музыка»,1985.
    • Шульгина В., Маркевич Н. Юным пианистам.- Киев: Музычна Украина,1985.

           СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва “Музыка”, 1982.
    • Алексеев А.Д. Творчество музыканта – исполнителя. – М., 1991.
    • Бажанов Н.С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста. Новосибирск, 1994. 
    • Готлиб А. Основы ансамблевой техники. Москва, 1971.
    • Гофман И. «Фортепианная игра» и «Вопросы и ответы о фортепианной игре» Классика – 21 век. М.,1998.
    • «Значение слова "Аккомпанемент" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона»

                http://be.sci-lib.com/article001561.html

    • Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., «Музыка», 1988.
    • Малинковская А. Фортепианно – исполнительское интонирование. М., «Музыка», 1990.
    • Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
    • Статья «Аккомпанемент»

          http://dictionaries.rin.ru/cgi bin/detail.pl?sel=music&word=%C0%CA%CA%CE%CC%CF%C0%CD%C5%CC%C5%CD%D2

                http://www.vocalistica.ru/articles_akk

    • Цыпин Г.М. Развитие учащегося – музыканта. – М., 1975.
    • Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М., 1960.
    • Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище Классика – XXI, 2002.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

    Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

    Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества

    Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагается как предмет по выбору для учащихся...

    Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

    Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

    Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

    Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

    Авторская образовательная программа по предмету "Аккомпанемент"

    Актуальность и новизна образовательной программы состоит в том, что, юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные в дуэте с педагогом на начальном э...

    АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Весёлые нотки» вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

    АВТОРСКАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Весёлые нотки»вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста срок реализации программы -  4 года...

    Авторская образовательная программа "Волшебники детской анимации"

    Программа по созданию мультфильмов по перекладной мультипликации в Детском оздоровительно - образовательном центре. Может применяться и в школе....