Авторская образовательная программа по предмету "Аккомпанемент"
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Деревицкая Лариса Викторовна

Актуальность и новизна образовательной программы состоит в том, что, юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные в дуэте с педагогом на начальном этапе обучения, и далее, навыки ансамблевой игры, полученные в фортепианном дуэте со сверстниками, на данном этапе обучения в дуэте со скрипкой, аккомпанируя солисту. Положительной тенденцией программы является возможность внести разнообразие в учебный процесс ученика-пианиста, обогатить эмоциональную и интеллектуальную жизнь юного музыканта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akkompanement_avtorskaya.doc162.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ

                            АДМИНИСТРАЦИИ МО ГОРОД НЯГАНЬ

               Муниципальное автономное образовательное учреждение

                                  дополнительного образования детей

                                       «Детская школа искусств №1»

                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

                                                                            Директор МАОУ ДОД

                                                                           «Детская школа искусств№1»

                                                                                          _____________С.В. Артищева 

                                                                                        «_____»________________20___г.

                                        АВТОРСКАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                                              ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

                                                   «АККОМПАНЕМЕНТ»

                                                   (для детей 10-14 лет)

                 

                                                                                 Срок реализации программы 2 года

                                                                      Преподаватель:

                                                                      Деревицкая Лариса Викторовна

                                                                           

                                                     

                                         г. Нягань

                                        2011г.

                                                 

   Содержание  

1.Пояснительная записка……………………………………….3

2.Учебно-тематический план..…………………………………6

3.Содержание курса..……………………………………………7

4.Прогнозируемый результат реализации программы  .…14

5.Методические рекомендации ………………………………15

6.Условия реализации программы  ………………………....17

7.Список литературы………………………………………… .18

 

1.  Пояснительная записка

Возможность введения нового предмета «Аккомпанемент» появилась вместе с Учебными планами нового поколения, утверждёнными в 2001 году, в которых этот предмет рекомендован  в   основном  перечне    предметов и в перечне «Предметов по выбору».

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности. История воспитания и образования в целом учит нас, что занятия музыкой, как предметом эстетическо-художественной направленности, даёт возможность мощного развития интеллекта современного человека и формирования высококультурной  личности. В нашей стране исторически сложился высокий профессиональный уровень начального музыкального образования.

        Музыкальное искусство непосредственно и сильно воздействует на человека, на его общее культурное развитие. Музыкальные школы являются одним из основных центров музыкальной культуры, цель которых сделать классическую музыку достоянием одарённых детей и воспитать грамотных любителей музыки – не пассивных слушателей, а активных участников   музицирования, в том числе, музицирования  коллективного.

      Для ученика-пианиста коллективное музицирование – это игра в ансамбле, чаще всего в дуэте. Дуэт, прежде всего, может быть  фортепианным. Может быть дуэт с вокалистом, с духовым инструментом, струнно-смычковым, струнным народным инструментом. Фортепиано в таком дуэте – в качестве аккомпанемента.

    Актуальность и новизна  образовательной программы состоит в том, что, юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные  в дуэте с педагогом на начальном этапе обучения, и далее, навыки ансамблевой  игры, полученные в фортепианном дуэте со сверстниками, на данном этапе обучения в дуэте со скрипкой, аккомпанируя солисту.

        Современная методика рекомендует прививать навык элементарного аккомпанемента с самых первых уроков и ставит перед начинающими музыкантами простую задачу - аккомпанировать 1-2 звуками в качестве гармонической поддержки для простой мелодии детской песенки или для более сложной партии педагога, что очень привлекает  учащихся к музицированию.

  Цель программы – формирование коммуникативных навыков юных пианистов посредством наиболее широкого применения видов музыкальной деятельности через игру в дуэте в качестве аккомпанемента и умение строить музыкальное общение с солистом и слушателями.

 Задачи программы:

      -   совершенствовать   практические   навыки  аккомпанемента

           посредством развития технических и художественных  

           возможностей;

      -   организовать приобретение специфических  знаний и умений  до    

             профессионального  концертмейстерского класса;

      -   активизировать творческие способности для роста всесторонне

          развитой личности посредством стремления к художественно-

          образному мышлению и проявлению собственной инициативы.

      Положительной тенденцией программы является возможность внести разнообразие в учебный процесс ученика-пианиста, обогатить эмоциональную и интеллектуальную жизнь юного музыканта.

В условиях данного образовательного учреждения имеется возможность аккомпанемента в дуэте  скрипки и фортепиано, флейты и фортепиано, вокала и фортепиано, саксофона и фортепиано. Данная программа предлагает обучение аккомпанементу с солирующим инструментом скрипкой.

Объём курса предполагается на два учебных года в рамках предмета «Аккомпанемент» для учащихся 4 - 5 классов 5-летнего курса обучения, согласно Учебному плану  1 час в неделю в форме урока.

Для контроля и учёта успеваемости в течение учебного года 1 раз в полугодие учащиеся исполняют на академическом зачёте одно произведение, выбранное из выученного репертуара. Наиболее яркие и интересные произведения рекомендуется показывать на концертных выступлениях.

Репертуарный план требуется составлять на каждое полугодие. В течение года изучить 4-10 произведений, в том числе в порядке ознакомления. Главный критерий подбора произведений – индивидуальный подход к способностям и возможностям каждого ученика на основе дифференцированного определения объёма и сложности учебных задач, темпа развития и методов работы.

При выставлении оценки за исполнение  учитывается грамотное исполнение своей партии, яркость созданного художественного образа, качество исполненного произведения в ансамбле. Применяется пятибалльная система оценок.

Программа «Аккомпанемент» составляет единый комплекс с предметом «Фортепианный ансамбль» и «Музицирование. Чтение с листа», тесно интегрирует со специальным предметом «Фортепиано» и предметами хорового и музыкально-теоретического  цикла.

                   

2. Учебно-тематический план

 Примерное распределение часов

 4 -5 класс

                     

  №п/п

   Содержание и  

   виды работы

    Общее

 количество

   часов

  Теория

  Практика

  1.

    Организация

    музыкальных

 интересов

       

  4

  -

  4

  2.

Развитие  

  музыкальной

  грамотности

  13

  4

  9

  3.

Работа над

   репертуаром

 

  17

  5

  12

  4.

  Резерв времени

  2

  -

  2

Итого

  36

  9

  27

 

                   

  3. Содержание курса

     3.1 Организация музыкальных интересов:

  1.  накопление музыкальных впечатлений, слушание  музыкальных примеров разных жанров в исполнении вокальных и инструментальных дуэтов в аудио и видеозаписи;
  2. анализ и обсуждение полученных впечатлений;
  3. знакомство с творчеством композитора и историей создания того или иного сочинения для понимания стиля и специфики жанра.

   3.2  Развитие музыкальной грамотности

  1. слушание нового произведения в исполнении педагога с целью ознакомления и нового впечатления;
  1.  чтение с листа партии солиста и партии аккомпанемента с целью ознакомления с произведением в целом, попытка понять его характерные особенности, образ, настроение, основные пропорции;
  2.  анализ чтения с листа с определением точности исполнения текста, недочётов и влияния невыполненных указаний на толкование музыкального образа, его характера;
  3.  нахождение наиболее удачного способа выражения музыкальной мысли через мелодию,  темп, ритм, штрихи, паузы (понять их ритм и драматургический смысл), регистры, динамику;
  4. умение петь мелодию под собственный аккомпанемент (мелодия, как основа любого музыкального произведения), прослеживание мелодической линии в партии солиста и партии аккомпанемента, её развитие, фразировка, кульминация;
  5. определение формы произведения, обратив особое внимание на грани формы (переходы от одной части  к другой), вступление (если оно есть), ферматы, коду;
  6.  определение тонального и гармонического плана;
  7.  определение фактуры изложения аккомпанемента;
  8.  применение аппликатурных навыков в разных позициях, при игре аккордов, арпеджио, гаммообразных последовательностей;
  9.  применение технических навыков и возможностей при создании задуманного образа;
  10.  применение терминов и точное исполнение всех авторских указаний, обозначающих темп, характер, динамику;
  11.  применение педали (гармонической, ритмической, запаздывающей) и умение педализировать не только для обеспечения чистого звучания, но и для украшения;
  12.  воспитание особого внимания к любым обозначениям в тексте;
  13.  воспитание комплексного восприятия технических и художественных задач, постепенное их усложнение;
  14.  определение исполнительского плана произведения, реализуемого совместными усилиями в процессе обучения и творчества;
  15.  воспитание синхронности – результат важнейшего качества любого ансамбля, а также первое техническое требование, единое понимание и чувствование партнёрами темпа и ритмического пульса без малейшего отклонения.

 3.3  Работа над репертуаром:

  1. развитие музыкальных способностей как значимой составляющей в исполнительской деятельности аккомпаниатора – музыкального слуха, музыкальной памяти, метроритмики, туше, педализации, умения подбора аппликатуры, использования мелизмов;
  2. определение  и рассмотрение классификации типов аккомпанемента – гармоническая поддержка, чередование баса и аккорда, аккордовая пульсация, гармонические фигурации, аккомпанемент смешанного типа;
  3. подробный анализ по каждому типу аккомпанемента в  музыкальных произведениях разных жанров;
  4. творческая деятельность, включающая две составляющие: рабочий процесс, состоящий из четырёх этапов, и концертное исполнение, являющееся кульминацией подготовительного репетиционного процесса, несущее в себе главную цель – совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения;
  5. четыре этапа рабочего процесса:

первый – работа над произведением в целом (создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить), задачей является создание музыкально-слуховых представлений при активной работе музыкального слуха, музыкальной памяти, эмоционально-волевых  качеств исполнителя, музыкального мышления и воображения;

 второй – индивидуальная работа над партией аккомпанемента (разучивание фортепианной партии: отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, подбор удобной аппликатуры, «держание» темпа, выразительность динамики, точная фразировка, педализация, туше);

третий – работа с солистом – предполагает безупречное владение фортепианной партией, знание партии солиста, «отход» аккомпанемента на второй план по отношению к солисту, умение слушать партнёра при совместном музицировании;

четвёртый – исполнение произведения целиком, основной задачей является создание единого музыкально-художественного образа, определение предварительного настроя на концертное выступление.

  1.  немаловажно знание различных аспектов творчества в аккомпанировании – эстетического (отражается на характере исполнения музыкального произведения), психологического (включает музыкальное восприятие, эмоционально-волевые качества, развивает образное мышление и воображение, без него невозможен процесс создания музыкально-художественного образа).

Примерный перечень произведений:

4 класс

Из сборника «Юный скрипач» вып.1.Составитель К.А. Фортунатов

  1. Д. Кабалевский. Прогулка.
  2. «Птичка» детская песенка. Ред. П.И.Чайковского.
  3. Й. Гайдн. Песенка. Пер. К.Фортунатова.
  4. И.Дунаевский. Колыбельная. Пер. К.Фортунатова.
  5. «Перепёлочка» бел. нар. песня. Обр. А,Комаровского.
  6. Й. Гайдн. Анданте. Пер. К.Фортунатова.
  7. Старинная французская песенка. Обр.К.Фортунатова.
  8. Л. Моцарт. Бурре. Пер.К.Фортунатова.
  9. М. Мусоргский. По грибы. Пер. К.Фортунатова.

10.Д.Шостакович. Колыбельная. Пер. К.Фортунатова.

11.Р.Шуман. Весёлый крестьянин. Пер. К.Фортунатова.

12.Д. Шостакович. Вроде марша. Пер. К.Фортунатова.

13.А. Комаровский. Маленький вальс.

14.Л. ван Бетховен. Сурок.

15.В. Моцарт. Майская песня.

Из сборника П.И.Чайковского «Альбом пьес»

16.Итальянская песенка.

17.Шарманщик поёт.

18.Старинная французская песенка.

19.Вальс.

20.Мазурка.

Из сборника «Хрестоматия 1-2 класса ДМШ. Пьесы и крупная форма».

21.Ж. Люлли. Песенка.

22.Р. Шуман. Маленькая пьеса.

23.«Прилетай, прилетай» укр. нар. песня. Обр.  

В. Людкевич

24.Ф. Шуберт. Вальс.

25.«Пастушок» чеш. нар. песня. Обр. В. Стемпневского.

26.М. Глинка. Соловушка.

27.А. Гретри. Песенка.

28.К. Вебер. Вальс.

29.«Перепелочка» бел. нар. песня. Обр. С.Полонского.

30.Б. Барток. Танец.

31.«Журавель» укр.нар.песня. Ред. П.Чайковского.

32.В. Моцарт. Вальс

5 класс

Из сборника « Хрестоматия ДМШ 1-2 класс».

Ред. В. Гарлицкий, А. Родионов

  1. Ф. Шуберт. Вальс.
  2. А. Филиппенко. По малину в сад пойдём.
  3. Н. Бакланова. Романс.
  4. Н. Бакланова. Мазурка.
  5. М. Глинка. Песня Вани.
  6. Й. Гайдн. Анданте.
  7. В. Калинников. Журавель.

 Из сборника «Пьесы старинных композиторов»

  1. И.С.Бах. Ария G-dur.

 Из сборника П.И.Чайковского «Альбом пьес»

  1. Грустная песенка.
  2. Неаполитанская песенка.
  3. Сладкая грёза.
  4. Сентиментальный вальс.

     

Из сборника «Хрестоматия 1-2 класса ДМШ II т.»

  1. Л. Ван Бетховен. Менуэт. Обр. В.Бурместера.
  2. Ш. Данкля. Пьеса.
  3. Дж. Перголези Ария. Обр. В.Бурместера.
  4. Дж. Тартини. Сарабанда. Обр. А.Моффата.

 Из сборника «Юный скрипач» I вып. Составитель  

     К. А. Фортунатов

  1. В. Моцарт. Игра детей. Обр. К.Фортунатова.
  2. Г. Муффат. Бурре. Обр. Ю.Фортунатова.
  3. З. Багиров. Романс.

 Из сборника «Я буду скрипачом» Школа игры на скрипке

     С. М. Шальман

     20.   С. Майкапар. Марш

21.   С. Майкапар. Вечерняя песнь

22.   Б. Дварионас. Вальс

     23.   Н. Богословский. Мелодия

24.   А. Хачатурян. Андантино

25.   Д. Шостакович. Шарманка

Из сборника «Любимые мелодии для скрипки и

 фортепиано вып. 3» переложение Г. И. Фиртич

26.   Б. Бакарак. Капли дождя

27.   Р. Роджерс. Голубая луна

28.   С. Адамо. Падает снег

29.   К. Портер. Ночь и день

30.   Э. Л. Уэббер. Память

   

 4. Прогнозируемый результат реализации программы

  1. Уметь самостоятельно разучить, проанализировать, грамотно исполнить произведение в качестве аккомпанемента в дуэте с солистом  в домашнем музицировании и открытом выступлении.
  2. Применять все знания и умения для воплощения музыкально-художественного образа с учетом специфики звучания и характерных особенностей солирующего инструмента.
  3. Уметь слышать соотношение звучания сольной партии и аккомпанемента, уметь поддержать солиста.
  4. Обладать развитым художественным мышлением, коммуникативными навыками.

           

5.Методические рекомендации

     

 Аккомпанемент является одной из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта-пианиста. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и сформировать чувство стиля, развить умение создавать единый художественный образ произведения вместе с солистом.

     Навык аккомпанемента дополняет и углубляет базовое владение инструментом, как у музыканта-профессионала, так и у музыканта-любителя в художественной самодеятельности и в домашнем музицировании.

     Опыт работы показывает, что подобная форма обучения способствует расширению музыкального кругозора подрастающего поколения, обогащению духовного мировоззрения, развитию художественного вкуса, главное – повышает интерес к фортепиано, как к универсальному инструменту.

     Одной из задач в работе педагога по специальности является задача развить в ученике умение слышать свою игру «со стороны». А совместное музицирование значительно повышает слуховой контроль, развивает способность слышать многоплановую звучность, активизирует все индивидуальные возможности для поиска и использования более тонких градаций звучания фортепиано в дуэте со скрипкой.

    Исходя из динамических возможностей струнного инструмента, ученик-пианист соразмеряет звучность фортепиано, при этом звучание не должно терять своего эмоционального наполнения. Игра в дуэте со струнным инструментом стимулирует поиск более тонкого разнообразного звучания форте и пиано.

     При совместной игре на разных инструментах происходит процесс взаимообогащения участников  ансамбля.  Пианисты учатся у струнников лучшей связности, «легатности» звучания.

    Игра в инструментальном ансамбле воспитывает более строгое отношение к ритмической стороне исполнения, чувство ответственности за конечный результат совместной работы. На начальном этапе обучения в силу специфики фортепиано ученик-пианист лишен возможности игры в инструментальном ансамбле, урок аккомпанемента прививает интерес к коллективному творчеству, обогащает репертуар юного музыканта. Возможность выступать в концерте в инструментальном дуэте вызывает творческий интерес у юного исполнителя, а сам процесс подготовки чрезвычайно увлекателен. Именно на этом этапе совместной работы у юных концертмейстеров проявляется и развивается чувство профессиональной ответственности.

      Успех работы в классе аккомпанемента во многом зависит от удачно выбранной программы. При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности аккомпанемента не должна превышать технический уровень пьес, исполняемых в классе по специальности, поскольку кроме технической задачи ученик должен выполнять в комплексе и другие задачи – видеть и не терять третью строчку, постоянно слушать партнера.

     

6.  Условия реализации программы

  1. Нотная литература.
  2. Инструмент фортепиано (аккомпанирующий).
  3. Инструмент: скрипка (солирующий).
  4. Концертмейстер скрипач.
  5. Аудио магнитофон.
  6. CD проигрыватель.
  7. Диски, аудиокассеты.
  8. Метроном.

                               

                             

  7.  Список литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения на фортепиано, - М.,   1978.
  2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка чтения с листа, - М., 2007.
  3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле, - М., 1973.
  4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения, - М., 1961.
  5. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс, - М., 2002.
  6. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента, - Л., 1972
  7. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано, - М., 1963.
  8. Тимакин Е. Воспитание пианиста, - М., 1984.
  9. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности, - М., 1994.

10.Федорович Е., Тихонова Е. Основы музыкальной

      психологии, - Е., 2007.  

       

                                     

Сведения об авторе

Деревицкая Лариса Викторовна, преподаватель по классу фортепиано  МАОУ ДОД МО г. Нягань «Детская школа искусств №1». В 1984 году окончила музыкальное училище им. С.И. Танеева в г. Калуга. В 2008 году окончила факультет музыкального и художественного искусства ГОУ  «Уральский государственный педагогический университет» по специализации музыкальное образование.

 

     

     

     

 

                           

                   

 УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ

                            АДМИНИСТРАЦИИ МО ГОРОД НЯГАНЬ

               Муниципальное автономное образовательное учреждение

                                  дополнительного образования детей

                                       «Детская школа искусств №1»

                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

                                                                            Директор МАОУ ДОД

                                                                           «Детская школа искусств№1»

                                                                                          _____________С.В. Артищева 

                                                                                        «_____»________________20___г.

                                        АВТОРСКАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                                              ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

                                                   «АККОМПАНЕМЕНТ»

                                                   (для детей 10-14 лет)

                 

                                                                                 Срок реализации программы 3 года

                                                                      Преподаватель:

                                                                      Деревицкая Лариса Викторовна

                                                                           

                                                     

                                            г. Нягань

                                        2011 г.

                                                 

   Содержание  

1.Пояснительная записка……………………………………….3

2.Учебно-тематический план..…………………………………6

3.Содержание курса..……………………………………………7

4.Прогнозируемый результат реализации программы  .…14

5.Методические рекомендации ………………………………15

6.Условия реализации программы  ………………………....17

7.Список литературы………………………………………… .18

 

1.  Пояснительная записка

Возможность введения нового предмета «Аккомпанемент» появилась вместе с Учебными планами нового поколения, утверждёнными в 2001 году, в которых этот предмет рекомендован  в   основном  перечне    предметов и в перечне «Предметов по выбору».

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности. История воспитания и образования в целом учит нас, что занятия музыкой, как предметом эстетическо-художественной направленности, даёт возможность мощного развития интеллекта современного человека и формирования высококультурной  личности. В нашей стране исторически сложился высокий профессиональный уровень начального музыкального образования.

        Музыкальное искусство непосредственно и сильно воздействует на человека, на его общее культурное развитие. Музыкальные школы являются одним из основных центров музыкальной культуры, цель которых сделать классическую музыку достоянием одарённых детей и воспитать грамотных любителей музыки – не пассивных слушателей, а активных участников   музицирования, в том числе, музицирования  коллективного.

      Для ученика-пианиста коллективное музицирование – это игра в ансамбле, чаще всего в дуэте. Дуэт, прежде всего, может быть  фортепианным. Может быть дуэт с вокалистом, с духовым инструментом, струнно-смычковым, струнным народным инструментом. Фортепиано в таком дуэте – в качестве аккомпанемента.

    Актуальность и новизна  образовательной программы состоит в том, что, юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные  в дуэте с педагогом на начальном этапе обучения, и далее, навыки ансамблевой  игры, полученные в фортепианном дуэте со сверстниками, на данном этапе обучения в дуэте со скрипкой, аккомпанируя солисту.

        Современная методика рекомендует прививать навык элементарного аккомпанемента с самых первых уроков и ставит перед начинающими музыкантами простую задачу - аккомпанировать 1-2 звуками в качестве гармонической поддержки для простой мелодии детской песенки или для более сложной партии педагога, что очень привлекает  учащихся к музицированию.

  Цель программы – формирование коммуникативных навыков юных пианистов посредством наиболее широкого применения видов музыкальной деятельности через игру в дуэте в качестве аккомпанемента и умение строить музыкальное общение с солистом и слушателями.

 Задачи программы:

      -   совершенствовать   практические   навыки  аккомпанемента

           посредством развития технических и художественных  

           возможностей;

      -   организовать приобретение специфических  знаний и умений  до    

             профессионального  концертмейстерского класса;

      -   активизировать творческие способности для роста всесторонне

          развитой личности посредством стремления к художественно-

          образному мышлению и проявлению собственной инициативы.

      Положительной тенденцией программы является возможность внести разнообразие в учебный процесс ученика-пианиста, обогатить эмоциональную и интеллектуальную жизнь юного музыканта.

В условиях данного образовательного учреждения имеется возможность аккомпанемента в дуэте  скрипки и фортепиано, флейты и фортепиано, вокала и фортепиано, саксофона и фортепиано. Данная программа предлагает обучение аккомпанементу с солирующим инструментом скрипкой.

Объём курса предполагается на два учебных года в рамках предмета «Аккомпанемент» для учащихся 5 - 7 классов 7-летнего курса обучения, согласно Учебному плану  0,5 часа в неделю в форме урока.

Для контроля и учёта успеваемости в течение учебного года 1 раз в полугодие учащиеся исполняют на академическом зачёте одно произведение, выбранное из выученного репертуара. Наиболее яркие и интересные произведения рекомендуется показывать на концертных выступлениях.

Репертуарный план требуется составлять на каждое полугодие. В течение года изучить 4-10 произведений, в том числе в порядке ознакомления. Главный критерий подбора произведений – индивидуальный подход к способностям и возможностям каждого ученика на основе дифференцированного определения объёма и сложности учебных задач, темпа развития и методов работы.

При выставлении оценки за исполнение  учитывается грамотное исполнение своей партии, яркость созданного художественного образа, качество исполненного произведения в ансамбле. Применяется пятибалльная система оценок.

Программа «Аккомпанемент» составляет единый комплекс с предметом «Фортепианный ансамбль» и «Музицирование. Чтение с листа», тесно интегрирует со специальным предметом «Фортепиано» и предметами хорового и музыкально-теоретического  цикла.

                   

2. Учебно-тематический план

 Примерное распределение часов

 5 -7 класс

                     

  №п/п

   Содержание и  

   виды работы

    Общее

 количество

   часов

  Теория

  Практика

  1.

    Организация

    музыкальных

 интересов

       

  2

  -

  2

  2.

Развитие  

  музыкальной

  грамотности

  6

  2

  4

  3.

Работа над

   репертуаром

 

  9

  3

  6

  4.

  Резерв времени

  1

  -

  1

Итого

  18

  5

  13

 

                   

  3. Содержание курса

     3.1 Организация музыкальных интересов:

  1.  накопление музыкальных впечатлений, слушание  музыкальных примеров разных жанров в исполнении вокальных и инструментальных дуэтов в аудио и видеозаписи;
  2. анализ и обсуждение полученных впечатлений;
  3. знакомство с творчеством композитора и историей создания того или иного сочинения для понимания стиля и специфики жанра.

   3.2  Развитие музыкальной грамотности

  1. слушание нового произведения в исполнении педагога с целью ознакомления и нового впечатления;
  1.  чтение с листа партии солиста и партии аккомпанемента с целью ознакомления с произведением в целом, попытка понять его характерные особенности, образ, настроение, основные пропорции;
  2.  анализ чтения с листа с определением точности исполнения текста, недочётов и влияния невыполненных указаний на толкование музыкального образа, его характера;
  3.  нахождение наиболее удачного способа выражения музыкальной мысли через мелодию,  темп, ритм, штрихи, паузы (понять их ритм и драматургический смысл), регистры, динамику;
  4. умение петь мелодию под собственный аккомпанемент (мелодия, как основа любого музыкального произведения), прослеживание мелодической линии в партии солиста и партии аккомпанемента, её развитие, фразировка, кульминация;
  5. определение формы произведения, обратив особое внимание на грани формы (переходы от одной части  к другой), вступление (если оно есть), ферматы, коду;
  6.  определение тонального и гармонического плана;
  7.  определение фактуры изложения аккомпанемента;
  8.  применение аппликатурных навыков в разных позициях, при игре аккордов, арпеджио, гаммообразных последовательностей;
  9.  применение технических навыков и возможностей при создании задуманного образа;
  10.  применение терминов и точное исполнение всех авторских указаний, обозначающих темп, характер, динамику;
  11.  применение педали (гармонической, ритмической, запаздывающей) и умение педализировать не только для обеспечения чистого звучания, но и для украшения;
  12.  воспитание особого внимания к любым обозначениям в тексте;
  13.  воспитание комплексного восприятия технических и художественных задач, постепенное их усложнение;
  14.  определение исполнительского плана произведения, реализуемого совместными усилиями в процессе обучения и творчества;
  15.  воспитание синхронности – результат важнейшего качества любого ансамбля, а также первое техническое требование, единое понимание и чувствование партнёрами темпа и ритмического пульса без малейшего отклонения.

 3.3  Работа над репертуаром:

  1. развитие музыкальных способностей как значимой составляющей в исполнительской деятельности аккомпаниатора – музыкального слуха, музыкальной памяти, метроритмики, туше, педализации, умения подбора аппликатуры, использования мелизмов;
  2. определение  и рассмотрение классификации типов аккомпанемента – гармоническая поддержка, чередование баса и аккорда, аккордовая пульсация, гармонические фигурации, аккомпанемент смешанного типа;
  3. подробный анализ по каждому типу аккомпанемента в  музыкальных произведениях разных жанров;
  4. творческая деятельность, включающая две составляющие: рабочий процесс, состоящий из четырёх этапов, и концертное исполнение, являющееся кульминацией подготовительного репетиционного процесса, несущее в себе главную цель – совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения;
  5. четыре этапа рабочего процесса:

первый – работа над произведением в целом (создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить), задачей является создание музыкально-слуховых представлений при активной работе музыкального слуха, музыкальной памяти, эмоционально-волевых  качеств исполнителя, музыкального мышления и воображения;

 второй – индивидуальная работа над партией аккомпанемента (разучивание фортепианной партии: отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, подбор удобной аппликатуры, «держание» темпа, выразительность динамики, точная фразировка, педализация, туше);

третий – работа с солистом – предполагает безупречное владение фортепианной партией, знание партии солиста, «отход» аккомпанемента на второй план по отношению к солисту, умение слушать партнёра при совместном музицировании;

четвёртый – исполнение произведения целиком, основной задачей является создание единого музыкально-художественного образа, определение предварительного настроя на концертное выступление.

  1.  немаловажно знание различных аспектов творчества в аккомпанировании – эстетического (отражается на характере исполнения музыкального произведения), психологического (включает музыкальное восприятие, эмоционально-волевые качества, развивает образное мышление и воображение, без него невозможен процесс создания музыкально-художественного образа).

Примерный перечень произведений:

5-6 класс

Из сборника «Юный скрипач» вып.1.Составитель К.А. Фортунатов

  1. Д. Кабалевский. Прогулка.
  2. «Птичка» детская песенка. Ред. П.И.Чайковского.
  3. Й. Гайдн. Песенка. Пер. К.Фортунатова.
  4. И.Дунаевский. Колыбельная. Пер. К.Фортунатова.
  5. «Перепёлочка» бел. нар. песня. Обр. А,Комаровского.
  6. Й. Гайдн. Анданте. Пер. К.Фортунатова.
  7. Старинная французская песенка. Обр.К.Фортунатова.
  8. Л. Моцарт. Бурре. Пер.К.Фортунатова.
  9. М. Мусоргский. По грибы. Пер. К.Фортунатова.

10.Д.Шостакович. Колыбельная. Пер. К.Фортунатова.

11.Р.Шуман. Весёлый крестьянин. Пер. К.Фортунатова.

12.Д. Шостакович. Вроде марша. Пер. К.Фортунатова.

13.А. Комаровский. Маленький вальс.

14.Л. ван Бетховен. Сурок.

15.В. Моцарт. Майская песня.

Из сборника П.И.Чайковского «Альбом пьес»

16.Итальянская песенка.

17.Шарманщик поёт.

18.Старинная французская песенка.

19.Вальс.

20.Мазурка.

Из сборника «Хрестоматия 1-2 класса ДМШ. Пьесы и крупная форма».

21.Ж. Люлли. Песенка.

22.Р. Шуман. Маленькая пьеса.

23.«Прилетай, прилетай» укр. нар. песня. Обр.  

В. Людкевич

24.Ф. Шуберт. Вальс.

25.«Пастушок» чеш. нар. песня. Обр. В. Стемпневского.

26.М. Глинка. Соловушка.

27.А. Гретри. Песенка.

28.К. Вебер. Вальс.

29.«Перепелочка» бел. нар. песня. Обр. С.Полонского.

30.Б. Барток. Танец.

31.«Журавель» укр.нар.песня. Ред. П.Чайковского.

32.В. Моцарт. Вальс

7 класс

Из сборника « Хрестоматия ДМШ 1-2 класс».

Ред. В. Гарлицкий, А. Родионов

  1. Ф. Шуберт. Вальс.
  2. А. Филиппенко. По малину в сад пойдём.
  3. Н. Бакланова. Романс.
  4. Н. Бакланова. Мазурка.
  5. М. Глинка. Песня Вани.
  6. Й. Гайдн. Анданте.
  7. В. Калинников. Журавель.

 Из сборника «Пьесы старинных композиторов»

  1. И.С.Бах. Ария G-dur.

 Из сборника П.И.Чайковского «Альбом пьес»

  1. Грустная песенка.
  2. Неаполитанская песенка.
  3. Сладкая грёза.
  4. Сентиментальный вальс.

     

Из сборника «Хрестоматия 1-2 класса ДМШ II т.»

  1. Л. Ван Бетховен. Менуэт. Обр. В.Бурместера.
  2. Ш. Данкля. Пьеса.
  3. Дж. Перголези Ария. Обр. В.Бурместера.
  4. Дж. Тартини. Сарабанда. Обр. А.Моффата.

 Из сборника «Юный скрипач» I вып. Составитель  

     К. А. Фортунатов

  1. В. Моцарт. Игра детей. Обр. К.Фортунатова.
  2. Г. Муффат. Бурре. Обр. Ю.Фортунатова.
  3. З. Багиров. Романс.

 Из сборника «Я буду скрипачом» Школа игры на скрипке

     С. М. Шальман

     20.   С. Майкапар. Марш

21.   С. Майкапар. Вечерняя песнь

22.   Б. Дварионас. Вальс

     23.   Н. Богословский. Мелодия

24.   А. Хачатурян. Андантино

25.   Д. Шостакович. Шарманка

Из сборника «Любимые мелодии для скрипки и

 фортепиано вып. 3» переложение Г. И. Фиртич

26.   Б. Бакарак. Капли дождя

27.   Р. Роджерс. Голубая луна

28.   С. Адамо. Падает снег

29.   К. Портер. Ночь и день

30.   Э. Л. Уэббер. Память

   

 4. Прогнозируемый результат реализации программы

  1. Уметь самостоятельно разучить, проанализировать, грамотно исполнить произведение в качестве аккомпанемента в дуэте с солистом  в домашнем музицировании и открытом выступлении.
  2. Применять все знания и умения для воплощения музыкально-художественного образа с учетом специфики звучания и характерных особенностей солирующего инструмента.
  3. Уметь слышать соотношение звучания сольной партии и аккомпанемента, уметь поддержать солиста.
  4. Обладать развитым художественным мышлением, коммуникативными навыками.

           

5.Методические рекомендации

     

 Аккомпанемент является одной из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта-пианиста. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и сформировать чувство стиля, развить умение создавать единый художественный образ произведения вместе с солистом.

     Навык аккомпанемента дополняет и углубляет базовое владение инструментом, как у музыканта-профессионала, так и у музыканта-любителя в художественной самодеятельности и в домашнем музицировании.

     Опыт работы показывает, что подобная форма обучения способствует расширению музыкального кругозора подрастающего поколения, обогащению духовного мировоззрения, развитию художественного вкуса, главное – повышает интерес к фортепиано, как к универсальному инструменту.

     Одной из задач в работе педагога по специальности является задача развить в ученике умение слышать свою игру «со стороны». А совместное музицирование значительно повышает слуховой контроль, развивает способность слышать многоплановую звучность, активизирует все индивидуальные возможности для поиска и использования более тонких градаций звучания фортепиано в дуэте со скрипкой.

    Исходя из динамических возможностей струнного инструмента, ученик-пианист соразмеряет звучность фортепиано, при этом звучание не должно терять своего эмоционального наполнения. Игра в дуэте со струнным инструментом стимулирует поиск более тонкого разнообразного звучания форте и пиано.

     При совместной игре на разных инструментах происходит процесс взаимообогащения участников  ансамбля.  Пианисты

учатся у струнников лучшей связности, «легатности» звучания.

    Игра в инструментальном ансамбле воспитывает более строгое отношение к ритмической стороне исполнения, чувство ответственности за конечный результат совместной работы. На начальном этапе обучения в силу специфики фортепиано ученик-пианист лишен возможности игры в инструментальном ансамбле, урок аккомпанемента прививает интерес к коллективному творчеству, обогащает репертуар юного музыканта. Возможность выступать в концерте в инструментальном дуэте вызывает творческий интерес у юного исполнителя, а сам процесс подготовки чрезвычайно увлекателен. Именно на этом этапе совместной работы у юных концертмейстеров проявляется и развивается чувство профессиональной ответственности.

      Успех работы в классе аккомпанемента во многом зависит от удачно выбранной программы. При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности аккомпанемента не должна превышать технический уровень пьес, исполняемых в классе по специальности, поскольку кроме технической задачи ученик должен выполнять в комплексе и другие задачи – видеть и не терять третью строчку, постоянно слушать партнера.

     

6.  Условия реализации программы

  1. Нотная литература.
  2. Инструмент фортепиано (аккомпанирующий).
  3. Инструмент: скрипка (солирующий).
  4. Концертмейстер скрипач.
  5. Аудио магнитофон.
  6. CD проигрыватель.
  7. Диски, аудиокассеты.
  8. Метроном.

                               

                             

  7.  Список литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения на фортепиано, - М.,   1978.
  2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка чтения с листа, - М., 2007.
  3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле, - М., 1973.
  4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения, - М., 1961.
  5. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс, - М., 2002.
  6. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента, - Л., 1972
  7. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано, - М., 1963.
  8. Тимакин Е. Воспитание пианиста, - М., 1984.
  9. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности, - М., 1994.

10.Федорович Е., Тихонова Е. Основы музыкальной

      психологии, - Е., 2007.  

       

                                     


                               

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества

Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагаетс...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

авторская образовательная программа по изобразительному искусству"Радужный мир"

Программа рассчитана для детей возраста от 6- 13 лет ,в учебном плане имеются разделы прикладного творчества, при изучении всей программы дети познакомятся с разными  жанрами искусства и прикладн...