Развитие социально-культурной образовательной среды в рамках отделения дополнительного образования.
материал по теме

Игнатьева Ольга Владимировна

Являясь педагогом дополнительного образования гимназии №271  Художественно-эстетического направления объединения "Ансамблевое музицирование"  хочу поделиться опытом работы, а именно каким образом структура и система занятий по программе "Ансамблевое музицирование" способствует развитию социально-культурной обучающей среды Гимназии. Обращаю внимание на  масштабность выстроенной  системы дополнительно образования в нашем учебном учреждении. Воспитательный процесс происходит  только с включением  практической деятельности воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социально-культурной образовательной среды в рамках отделения дополнительного образования.

Игнатьева Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования                                  ГБОУ Гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга имени П.И.Федулова.

Образовательное учреждение Гимназия – не просто место, в котором протекает учебный процесс, а социокультурное пространство, некая среда личностного становления обучающегося.

 Социально-культурная среда современной Гимназии должна представлять собой единый комплекс социокультурного пространства, состоящий из образовательного процесса и внеурочной деятельности воспитанника, которая организуется  системой дополнительного образования. Причем очевидно, что функции урочной деятельности сводятся, прежде всего, к обучающим, тогда как внеурочная деятельность гимназиста  организовывается, прежде всего, для решения воспитательных задач. Можно ли вообще проводить такие градации?

Представляется, что сегодня значение и возможности системы дополнительного образования  выходят на новый виток развития. Тогда как учебный  процесс первой половины дня направлен, прежде всего, на улучшение качества знаний, воспитательные функции школы берёт на себя дополнительное образование. Как система дополнительного образования может выполнять воспитательные функции школы в современном обществе? Один из путей – формирование и развитие особой социальной и культурной среды, определяющей статус Гимназии,  призванной вовлечь современного ребёнка  в эту среду, способной отвлечь ребёнка от телекоммуникационного насилия,  от компьютерной зависимости, от дурного влияния «улицы» и наполнить внешкольную жизнь гимназиста культурными и социальными смыслами.

  Являясь педагогом дополнительного образования гимназии №271  Художественно – эстетического  направления объединения  «Ансамблевого музицирования»  хочу поделиться опытом работы, а именно каким образом структура и система занятий по программе  «Ансамблевое музицирование» способствует развитию социальной и культурной обучающей среды Гимназии, тем более что такие занятия происходят именно посредством включения практической деятельности воспитанников. Занимающиеся в объединении  «Ансамблевое  музицирование»  ребята, обучаются игре на фортепиано в ансамбле. Процесс обучения необычайно интересный и многоступенчатый. Специфика образовательной программы по сути своей не  сводится к разучиванию ребятами музыкального произведения, т.е. к  исполнительству как таковому, специфика занятий заключается в самом предмете обучения, которым является мировое культурное наследие в целом, и музыкальное культурное наследие, в частности. Культурный компонент образовательного пространства системы дополнительного образования  Художественно-эстетической  направленности   Гимназии можно обозначить как самостоятельную культурную среду, сфера влияния которой необычайно широка, от мотивации гимназистов на успешное обучение, до самоактулизации и осознания собственного «я» в современной культуре, в системе общечеловеческих культурных ценностей.

Специфика дополнительного образования предполагает право каждого обучающегося на личную траекторию образования, неразрывно связанную с духовным и культурным становлением личности. Программа, по которой работает объединение «Ансамблевого музицирования», предусматривает гибкую, годами проверенную систему занятий с детьми, с учётом создания  индивидуального  образовательного  маршрута для каждого ребёнка. Маршрутная система  обеспечивает дифференцированный подход к обучению, позволяющий  находиться в творческо-культурном поле даже тем детям, музыкальные способности которых не так ярко выражены и ограничиваются лишь любовью к музыке. Это сложный многоуровневый процесс, в течение которого создаются, меняются, понимаются, отвергаются и аккумулируются духовные ценности.

Работа по разучиванию музыкального произведения начинается задолго до появления первых звуков инструмента и может быть сравнима с неким культурным  проектом.  Виды проектов в каждом случае могут быть самые разнообразные: индивидуальные, парные, монопроекты и межпредметные, средней продолжительности и долгосрочные, неизменным является то, что это всегда практико-ориентированный, внеурочный проект.  Продуктом такого проекта становится собственно исполнительская деятельность воспитанников, выступление и исполнение музыкального произведения на публике. А начинается всё с погружения в эпоху, когда жил и творил автор музыкального сочинения, с исследования причин и смыслов возникновения данного сочинения в творческой жизни композитора. Зачем, о чём, для кого было написано музыкальное произведение? Отношение автора к этой теме, что он хотел «сказать», какой идеей поделиться с современниками, а может и донести до потомков?  В группе, на занятиях мы анализируем структуру сочинения, его жанровые и стилистические особенности.  Попутно идёт работа над исполнительским аппаратом занимающихся, техническими исполнительскими возможностями пианистов, ребята получают знания по теории музыке и сольфеджио. Затем следует этап собственно разучивания музыкального произведения и результатом данной проектной  деятельности становится исполнение в ансамбле в концертной обстановке, на публике, когда исполнитель,  по сути, выполняет просветительскую задачу!

Среди мероприятий организуемых музыкальной кафедрой Гимназии ежегодное посвящение первоклассников в Музыканты, Рождественский концерт, концерт  ко Дню учителя, концерт    ко Дню Победы, Отчётный концерт в конце учебного года, Тематические и Отчётные концерты классов педагогов различных объединений, ежегодный общешкольный Фестиваль «Серебряный ключ» по более 10 номинациям, периодические  выступления за пределами школы.

Наша Гимназия отличается  масштабностью отделения дополнительного образования   Художественно-эстетического направления: около 30 педагогов дополнительного образования преподают в различных объединениях направления  и 396 воспитанников Гимназии посещают различные объединения  этого направления. Это и объединение   «Ансамблевого музицирования»,  и  «Ансамбль баянистов и аккордеонистов»,   «Ансамбль скрипачей»,   «Ансамбль ложкарей»,  «Ансамбль гитаристов»,   «Ансамбль вокалистов»,  «Хор»,  танцевальный ансамбль «Реверанс», танцевальный коллектив «Юго-Запад».

Предлагаю вниманию участников конференции  познакомиться с некоторыми формами работы Художественно-эстетического  направления в системе дополнительного образования, направленными на развитие социальной и культурной среды Гимназии:

  • Представление презентации открытого ежегодного общешкольного мероприятия «Посвящение в Музыканты». Праздник «Посвящение в Музыканты» организуется педагогами Художественно-эстетического  направления для учащихся 1-ых классов Гимназии.
  • Представление презентации тематического концерта класса «В мире музыкальных впечатлений».  Из  опыта работы с группой воспитанников объединения «Ансамблевого  музицирования».

Высшая цель педагога-музыканта  в современном обществе заниматься просветительской деятельностью.

Высшим предназначением музыканта-исполнителя является быть для современников проводником высоких художественных идеалов мировой музыкальной культуры.

Задача исполнительства открыть слушателям тайну композиторского замысла, «озвучить»  немые символы нотной записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования современных образовательных технологий в работе отделения дополнительного образования

Данная статья содержит описание видов образовательных технологий , используемых в работе отделения дополнительного образования...

Методические рекомедации по проектированию форм контроля реализации образовательных программ в отделении дополнительного образования детей

Настоящие методические рекомендации были составлены для оказания помощи педагогам дополнительного образования, которые могут быть использованы при оценки качества реализуемых образовательных программ....

Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы

Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы...

«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»

Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение        ...

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений допол

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающи...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...