«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»
статья

Белоусова Александра Сергеевна

Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.

Содержание

Введение                                                                                                  

Глава 1. Стратегия комплексной безопасности

образовательного учреждения                                                            

1.1. Общие положения                                                                                     

1.2. Основные понятия                                                                                     

1.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов                               

1.4. Опасные ситуации в ОДОД в ОУ                                                    

1.5. Концепция обеспечения безопасности ОДОД в ОУ                       

1.6. Система обеспечения безопасности ОДОД в ОУ и ее элементы    

Глава 2. Законодательные основы

обеспечения безопасности ОДОД в ОУ                                               

2.1. Руководящие документы                                                                         

2.2. Перечень документации по обеспечению безопасности ОУ                  

2.3. Примерная структура комплексного плана безопасности ОДОД

в образовательном учреждении                                                          

2.4. Система безопасности ОУ и ОДОД и её элементы                                                           

2.5. Формирование навыка личной безопасности

обучающихся в ОДОД                                                                                     

Глава 3.  Обеспечение безопасности в объединениях ОДОД

на примере ГБОУ СОШ № 634                                                           

Заключение                                                                                            

Литература                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belousova_as_bezopasnost.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Аттестационная работа

«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»

Автор:

Белоусова Александра Сергеевна,

педагог-организатор

Отделения дополнительного образования детей,

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ № 634

с углубленным изучением английского языка

Санкт-Петербург

2018

Содержание

Введение                                                                                        3

Глава 1. Стратегия комплексной безопасности

образовательного учреждения                                                        6        

1.1. Общие положения                                                                         6

1.2. Основные понятия                                                                        7

1.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов                                11

1.4. Опасные ситуации в ОДОД в ОУ                                                11

1.5. Концепция обеспечения безопасности ОДОД в ОУ                        15

1.6. Система обеспечения безопасности ОДОД в ОУ и ее элементы        18

Глава 2. Законодательные основы

обеспечения безопасности ОДОД в ОУ                                                20

2.1. Руководящие документы                                                                20

2.2. Перечень документации по обеспечению безопасности ОУ                21

2.3. Примерная структура комплексного плана безопасности ОДОД

в образовательном учреждении                                                        31

2.4. Система безопасности ОУ и ОДОД и её элементы                        32                                     2.5. Формирование навыка личной безопасности

обучающихся в ОДОД                                                                        34

Глава 3.  Обеспечение безопасности в объединениях ОДОД

на примере ГБОУ СОШ № 634                                                        35

Заключение                                                                                39

Литература                                                                                        40

     

Введение

В Российской Федерации в последние годы уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ).  Особое внимание обращено на безопасность в образовательных учреждениях, где большое количество обучающихся и школьного персонала. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары, массовые заболевания и отравления обучающихся, травматизм, правонарушения, наркомания, табакокурение, акты телефонного, уголовного, политического и интернет-терроризма.

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖ). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОУ, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах).  В стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности ОУ в системе национальной безопасности России.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ. В письме Минобрнауки России от 30.08.2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопасности образовательного пространства, органам управления образованием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время в отделениях дополнительного образования детей (ОДОД). В предложенной министерством структуре комплексного плана безопасности ОУ меры по обучению сотрудников и обучающихся основам безопасности, по созданию учебно-материальной базы рассматриваются как неотъемлемая часть системы безопасности наряду с техническими, правовыми, организационными и иными мерами.

Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

Значение безопасности как глобальной ценности человечества постоянно возрастает. Это обусловлено многими факторами: социально-экономическими условиями жизни, возрастающими информационно-психологическими нагрузками на человека, состоянием окружающей среды и т.д.

Задачей современной школы и в России является возрастание ее социальной ориентированности, обеспечивающей интеграцию обучающихся в процесс освоения безопасных способов жизнедеятельности. Вопросы обеспечения безопасности личности, общества и государства регламентируются на уровне каждого государства в международных и внутренних нормативно-правовых актах.

Введенный в России с 2011г. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) одной из задач средней общеобразовательной школы называет формирование моделей безопасного поведения школьника в условиях повседневной жизни и в опасных ситуациях; воспитание у него психологической культуры и компетентности для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Образовательные результаты сегодняшнего ученика связаны с наличием у него системы сформированных ключевых компетентностей (универсальных учебных действий), среди которых важнейшей является компетентность его личной безопасности, обеспечивающая выживание человека в условиях нестабильной ситуации и социально-политических изменений в мире.

Анализ теоретических источников по исследуемой теме позволил установить имеющиеся противоречия в российской системе среднего образования между:

  1. требованиями общества к наличию у современного школьника компетентности личной безопасности и недостаточной разработанностью теоретических основ ее становления в отечественном среднем образовании;
  2. необходимостью становления у школьников компетентности личной безопасности и недостаточной изученностью условий обеспечения этого процесса в современной российской школе.

В аттестационной работе рассмотрены теоретические и правовые основы, организационные меры, технические средства и иные элементы системы безопасности Отделения дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделено защите ОУ от терроризма и угроз социально-криминального характера; рекомендации в этой области основаны на методических материалах МВД, МЧС и ФСБ России. Настоящая аттестационная работа может быть полезна руководителям и сотрудникам ОДОД в ОУ в практической работе по обеспечению безопасности.

Объектом исследования аттестационной работы является процесс организации безопасности Отделения дополнительного образования детей в образовательном учреждении.

Предметом исследования является деятельностный подход руководителя  и сотрудников ОДОД по обеспечению комплексной безопасности.

Целью данной аттестационной работы является изучение системы безопасности ОДОД в ОУ, которая включает все средства обеспечения безопасности, в том числе технику безопасности и охрану труда на примере ОДОД в ГБОУ СОШ № 634.

Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты организации безопасности образовательного учреждения;

-рассмотреть концепцию обеспечения безопасности, выявить проблемы в организации безопасности образовательного учреждения;

- исследовать комплексную безопасность ОДОД в ГБОУ СОШ № 634;

- сформулировать предложения по совершенствованию организации безопасности отделения дополнительного образования детей в образовательном учреждении.

Аттестационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе аттестационной работы рассмотрены теоретические аспекты организации комплексной безопасности образовательного учреждения.

Во второй главе аттестационной работы рассмотрены законодательные основы обеспечения безопасности ОДОД образовательного учреждения.

В третьей главе рассмотрена деятельность руководителя и сотрудников ОДОД по организации безопасности на примере ГБОУ СОШ № 634.

                           

Глава 1.

Стратегия комплексной безопасности образовательного учреждения.

  1. Общие положения.

Всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой и к смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Анализ заболеваний и происшествий в ОУ дает основания утверждать, что любая деятельность обучающихся и персонала ОУ потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена - уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий. Эти положения составляют основу теории и методики обеспечения безопасности человека во всех видах его деятельности.

Исходя из вышесказанного, безопасность можно разделить на два крупных блока.

1. Безопасность школы, то есть обеспечение безопасных условий в школе и охрана школы.

2. Личная безопасность.

1.2. Основные понятия.

Опасность – воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду.

Опасный фактор – природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам.

Опасный производственный фактор – негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучающегося или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора.

Опасная ситуация – любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – обиходный разговорный термин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.

Экстремальная ситуация – реальная опасная ситуация, требующая максимального (экстремального) напряжения всех физических и моральных сил человека для его спасения и выживания.

Производственный травматизм характеризуется совокупностью травм.

Травма (рана) – это повреждение целостности тканей или органов тела, вызванное каким-либо фактором внешней среды. Различают производственные и бытовые травмы.

Несчастный случай – опасное событие, в результате которого человек получил увечье или иное повреждение здоровья на работе или в пути следования, повлекшее утрату профессиональной трудоспособности или смерть (термин из сферы охраны труда).

Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов, и повлекшее временную или стойкую утрату трудоспособности (силикозы, пневмокониозы, притупление слуха, заболевания глаз, кожные заболевания и т. п.).

Безопасность ОУ – состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод, имущества, окружающей среды и законных интересов обучаемых и работников ОУ от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве. Определение безопасности как «отсутствие опасности» неверно: в реальной жизни трудно найти ситуацию, в которой бы полностью отсутствовали опасности. К сожалению, и в домашней постели, и в чреве матери, и в классе, и за обеденным столом могут возникнуть неблагоприятные факторы и явления, влекущие ущерб для здоровья, нравственности или имущества человека.

Безопасные условия труда и иных видов жизнедеятельности – это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов).

Система безопасности – это совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационные, технические, методические, санитарно-гигиенические, профилактические и иные средства и мероприятия для целей обеспечения безопасности. Система безопасности включает все средства обеспечения безопасности, в том числе технику безопасности и охрану труда.

Средства индивидуальной и коллективной безопасности (защиты) – технические, правовые, организационные, медицинские и иные, в том числе подручные средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на учащихся и работников ОУ опасных факторов, а также для защиты от посягательств на их жизнь и здоровье. К ним относятся органы правопорядка, охрана, ее оснащение, вооружение, средства сигнализации, правовые запреты УК и КоАП РФ, здания, запоры, решетки, убежища, противогазы и т. д. и т. п.

Техника безопасности – совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной или производственной сфере (термин из сферы охраны труда).

Охрана труда – система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда и других видов жизнедеятельности сотрудников ОУ, обучающихся (воспитанников) – это неотъемлемая составная часть системы обеспечения безопасности ОУ, а также часть более общей системы национальной безопасности страны.

Защита трудовой и образовательной деятельности – это часть защиты всей жизнедеятельности. То есть охрана труда и образовательного процесса в ОУ – это составная часть более широкой области – обеспечения БЖ.

Рабочее место – место, в котором обучающийся или работник должны находиться или в которое им необходимо прибыть в связи с работой (учебой) и которое прямо или косвенно находится под контролем ОУ. На своем рабочем месте каждый обязан соблюдать технику безопасности, иные требования по обеспечению БЖ.

Условия жизнедеятельности – совокупность благоприятных и неблагоприятных факторов производственной и окружающей среды, учебного и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность, здоровье и безопасность работников ОУ и обучающихся в процессе обучения, труда, досуга и иных видов жизнедеятельности.

Риск – вероятность наступления неблагоприятных последствий (потерь, разрушений, травм); мера оценки опасности ситуации, надежности проекта, решения, поведения. Различают риски индивидуальные, групповые, допустимые, недопустимые (например, перевозка учащихся через водоем в перегруженной лодке без средств спасения).

1.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов.

В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие виды:

  • природные (землетрясения, наводнения, сели, оползни, штормы, засухи, холода и т. п.);
  • социально-биологические (болезни, эпидемии);
  • техногенные (аварии или катастрофы, связанные с техникой);
  • социальные (криминальные, политические, экономические, семейно-бытовые, этнорелигиозные, военные).

Часто опасные ситуации являются смешанными. Например, ураганы и землетрясения сопровождаются пожарами, авариями, а наводнения и засухи – эпидемиями и кражами. Техногенные и природные опасности в ОУ часто переплетаются с социальными факторами и последствиями (например, ДТП, обрушение здания).

1.4. Опасные ситуации в ОДОД в ОУ.

Актуальность проблемы безопасности в ОУ обусловлена многочисленными реальными фактами опасных ситуаций в ОУ и высокой смертностью в этих ситуациях. Кроме того, несчастье с ребенком всегда приобретает особый общественный резонанс. Именно этим определяется необходимость выявления и изучения всех видов опасностей в сфере образования.

Из природных явлений в ОУ чаще приносят беду холода, жара, наводнения, штормы, ураганы, реже – оползни, сели, землетрясения, цунами.

Из социально-криминальных опасностей в ОУ чаще отмечаются конфликты среди учащихся, факты вандализма и хулиганства, кражи, грабежи, вымогательство, телесные повреждения, ложные сообщения о готовящихся терактах; реже имеют место реальные взрывы, поджоги, убийства, захват заложников из числа учащихся.

Техногенный ущерб чаще всего связан с ДТП, пожарами, протечками и авариями с водой, происшествиями с электропроводкой и приборами.

Социальные опасности возникают в тысячи раз чаще, чем природные, поэтому необходимо изучать материал о социально-криминальных опасностях каждому работнику ОДОД в ОУ и обучающемуся ОДОД.

Чаще всего образовательные учреждения сталкиваются со смешанными происшествиями: социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными. Каждый год учащиеся на лестницах ломают руки и ноги, травятся пищей, попадают под колеса автотранспорта.

В ОУ необходимо прогнозировать следующие возможные виды угроз (происшествий, опасностей, несчастных случаев, ЧС):

Социально-политические: массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты политического (международного, религиозного) экстремизма и терроризма.

Угрозы военного характера: военные конфликты и противостояния; действия вооруженных сил против незаконных вооруженных формирований.

Социально-криминальные: противоправное проникновение посторонних в ОУ;  хищения имущества обучающихся и работников ОУ; хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, самотравматизм;

вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков; уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок; угрозы осуществления терактов; теракты криминального характера (взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ, захват заложников).

Техногенные и социально-техногенные: транспортные аварии (катастрофы);

пожары, взрывы газа; разрушение, обрушение конструкций зданий, сооружений; аварии на очистных сооружениях (увеличение объема сточных вод или концентрации загрязняющих веществ до уровня, оказывающего критическое влияние на функционирование ОУ); отключения и аварии в системах теплоэнергоснабжения; выброс (угроза выброса) сильнодействующих ядовитых и химически опасных веществ; выброс (угроза выброса) радиактивных веществ или внезапно обнаруженное их длительное воздействие; выброс (угроза выброса) биологически опасных веществ или внезапно обнаруженное их длительное воздействие.

Природные и социально-природные: стихийные бедствия (шторм, холод, эпидемии); эпидемии и заболевания, заражения людей, животных и растений возбудителями опасных инфекций; метеорологические опасные явления; природные пожары.

Угрозы экологического характера: деградация суши (почвы, недр, ландшафта); смог; превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в атмосфере;  загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды и воды для обеспечения технологических процессов в системах жизнеобеспечения.

Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера: групповые случаи опасных инфекционных заболеваний; массовые отравления некачественными продуктами питания и водой, опасными химическими веществами в быту;

появление опасных для человека больных диких животных и птиц.

Причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала и обучающихся отделения дополнительного образования детей можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от обучающегося или работника.

К техническим причинам относятся неисправности механизмов, приборов, несовершенство технологических процессов, отсутствие или несовершенство оградительных и предохранительных устройств, отсутствие заземления, неисправности электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация, устаревшие продукты питания, неисправность оборудования, износ инвентаря и др.

К организационным причинам относятся: нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда по вине администрации, недостаточный надзор, недостатки в обучении безопасным приемам работы и проведении инструктажей по безопасности, нарушение режима труда и отдыха, технологических процессов, неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест; небрежное отношение преподавателей к обучению учащихся безопасным приемам работы; слабый контроль соблюдения инструкций по безопасности; несвоевременное и неквалифицированное расследование происшествий; слабая организация дежурств; недостатки воспитательной работы; слабое взаимодействие с родителями обучающихся по вопросам профилактики правонарушений и травматизма.

К личным причинам относятся:

недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха, памяти, болезнь, утомление, ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности; недисциплинированность учащихся, беспечность, нарушение правил внутреннего распорядка и инструкций по безопасности; незнание правил и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие необходимых знаний, навыков и умений, культуры безопасного поведения, неудовлетворительные социально-экономические условия жизни, недостаточная работа социальных служб, малоэффективная педагогическая работа по воспитанию культуры безопасного поведения учащихся.

Наиболее распространенной причиной опасностей в ОДОД является низкий уровень организации и поддержания порядка в ОУ. Травмы, полученные на занятиях в спортивных секциях составляют менее 30% общего количества. Из них половина – это ушибы, растяжения, вывихи, 14 % – повреждения глаз, 12 % – ожоги, по 7,5 % составляют переломы костей конечностей и отравления. Мальчики травмируются почти в два раза чаще, чем девочки.

Имеют место случаи травматизма среди педагогов дополнительного образования, например травмы, полученные: на занятиях во время демонстрации упражнений, приемов, во время игры с детьми в подвижные игры и т. д.

Для устранения личных и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход с участием всех субъектов безопасности: обучающихся, педагогов, родителей. Использование здоровьесберегающих технологий обучения, рекомендаций психологов и постоянный контроль позволят улучшить общее состояние безопасности ОДОД в ОУ.

1.5. Концепция обеспечения безопасности ОДОД в ОУ

Концепцией называют систему взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения какой-либо проблемы.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОДОД в ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 51, п. 1.7) «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения».

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОДОД в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОДОД в ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с обучающимися в кабинетах, спортивных, танцевальных и актовых залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий.

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О техническом регулировании» и в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Направления:

1. Материально-техническое обеспечение безопасности школы, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности.

2. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение безопасности школы.

3. Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения.

4. Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности школы.

Цель: обеспечение безопасности обучающихся и педагогов дополнительного образования ОДОД в ОУ во время их трудовой и образовательной деятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, помещений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.

Задачи:

Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:

– оснащение школы современным противопожарным оборудованием (в рамках Федеральной программы), средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;

– назначение ответственных за проведение всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности её участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;

– обследование технического состояния зданий, помещений, инженерных систем в школе, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм и правил;

– анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной и методической документации по обеспечению безопасности школы;

– разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надёжной безопасности для вновь проектируемых, реконструируемых и ремонтируемых объектов в школе;

– внедрение научных исследований по разработке новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности школы;

– создание единой информационной среды по проблеме безопасности школы;

– организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность школы;

– обеспечение выполнения правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;

– организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях, секциях и объединениях ОДОД;

– проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;

– пропаганда охраны труда в школе и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.

1.6. Система обеспечения безопасности ОДОД в ОУ и ее элементы.

Построение эффективной заблаговременной, оперативной системы обеспечения безопасности должна решаться с учётом специфики ОУ и вероятности возникновения тех или иных угроз путём поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации. Так как Отделение дополнительного образования детей является неотъемлемой частью образовательного учреждения, то система обеспечения безопасности должна быть согласована по целям, задачам, времени, и задача минимизации риска любой природы должна решаться совместно. В свою очередь система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью её снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.

Для оперативного реагирования на все возможные риски и снижения их до приемлемого уровня в систему комплексной безопасности ОУ должны быть интегрированы подсистемы, способные решать задачи, содержащиеся в Федеральных законах по обеспечению безопасности.

Подсистемы комплексной безопасности.

·  Пожарная безопасность.

·  Электрическая безопасность.

·  Взрывобезопасность.

·  Радиационная и химическая безопасность.

·  Безопасность связанная с техническим состоянием среды обитания.

·  Безопасность от проявления терроризма, наркотерроризма и криминальных проявлений.

·  Безопасность от природных катаклизмов.

·  Безопасность от техногенных рисков.

Основные требования к построению системы комплексной безопасности ОУ.

·  Достаточность количественных и качественных параметров (численности и квалификации персонала, структуры и режима работы подразделений, количества и характеристик технических средств).

·  Непрерывность функционирования и управления всеми структурными элементами системы.

·  Постоянная готовность к внезапным изменениям обстановки, парированию угроз, предотвращению ЧС, а при их возникновении – к защите людей, минимизации ущерба и ликвидации последствий.

·  Своевременность и оперативность реагирования на возникновение угроз и повышение риска немедленным включением технических систем безопасности, усилением людского ресурса. Проведением заранее спланированных мероприятий.

·  Устойчивость функционирования в штатном варианте и управления всеми структурными элементами системы при любых изменениях обстановки. В том числе ЧС любой природы.

·  Саморегулирование - способность гибко и быстро перестраиваться в соответствии с изменениями внутренних внешних условий, угроз и задач.

 Технические системы комплексной безопасности.

·  Видеонаблюдение доступа к зданию и идентификации личности.

·  Устройства автоматического контроля параметров электросетей и принудительного отключения при возникновении сверхдопустимых электрических нагрузок.

·  Система автоматической пожарной сигнализации.

·  Система дымозащиты и аварийного освещения.

·  Автоматизированная система оповещения и управления эвакуацией.

Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности ОДОД в ОУ

2.1. Руководящие документы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 № 2446-1 устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему мер безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в которых сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности.

7. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

8. Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.

9. Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности.

10. Федеральный закон «О техническом регулировании», который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учётом степени риска, принципов и формы подтверждения соответствия этим требованиям.

11. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-Ф-3 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

12. Соблюдение санитарно-технических требований осуществляется в соответствии с ГОСТ 120006-91 «Управление обеспечением безопасности в образовании».

2.2. Примерный перечень документации по обеспечению безопасности
образовательного учреждения

и отделения дополнительного образования детей:

Организация пожарной безопасности в образовательном учреждении и в отделении дополнительного образования детей.

Структура пожарной безопасности ОУ и ОДОД должна состоять.

1. Из системы предотвращения пожара.

2.Системы препятствующей распространению пожара.

3. Системы безопасности людей при пожаре.

Содержание каждой из систем составляет соответствующий комплекс организационно- технических мероприятий.

Содержание системы предотвращения пожара.

а) Формирование и введение противопожарного режима:

- это разработка и утверждение организационно распорядительных документов ОУ, отражающих требования нормативно - правовых актов РФ, в том числе Правил пожарной безопасности в РФ (утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313.

- это организация выполнения требований организационно - распрядительных документов, регламентирующих противопожарный режим в ОУ и ОДОД.

б) Оснащение зданий и сооружений техническими системами.

1. Пожарной сигнализацией.

2. Системой оповещения учащихся и сотрудников ОУ о пожаре.

3. Системой водоснабжения и огнетушителями.

4.Системой пожаротушения (в том числе автоматической).

5.Системой дымоудаления.

Содержание системы препятствующей распространению пожара.

Это выполнение работ по:

1.Огнезащитной пропитке деревянных конструкций зданий.

2.Регулярной очистке помещений и территорий от горючих материалов и мусора.

3.Своевременному обслуживанию и ремонту оборудования перечисленных выше технических систем.

Это организация работы противопожарной дежурной службы, обучение учащихся и сотрудников правилам и мерам пожарной безопасности.

Это контроль за пожароопасными работами и электроустановками.

Содержание системы безопасности людей при возникновении пожара.

1.Организация обучения действиям на пожаре противопожарной дежурной службы.

2.Периодический инструктаж обучающихся и сотрудников ОУ и ОДОД по действиям при возникновении пожара.

3.Тренировки и учения по пожарной безопасности.

4.Своевременное использование технических систем - пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, пожаротушения и дымоудаления, противопожарного водоснабжения и огнетушителей.

5.Содержание в постоянной готовности путей эвакуации, средств зашиты органов

Обеспечение пожарной безопасности

• Совместный приказ Министерства по ГО и ЧС РФ и Минобразования РФ от 17.04.03 г. № 190/1668 «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений».

• Совместное письмо Министерства по ГО и ЧС РФ и Минобразования РФ «О противопожарной защите образовательных учреждений» № 30-51 -217 ин/об-01 от 12.05.03 г.

• Совместное письмо Министерства по ГО и ЧС РФ и Минобразования РФ «Об усилении противопожарного режима на объектах образовательных учреждений при подготовке к новому учебному году» (№ 30-51-360ин/02-07 от 30.07.03).

• Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

• Планы и инструкции по эвакуации людей и имущества.

• Информация об оснащенности учреждения первичными средствами пожаротушения (об их перезарядке).

• Акты проверок на водоотдачу пожарных кранов.

• Памятки для занятий с сотрудниками, обучающимися (воспитанниками).

• Положение о службе пожарной безопасности образовательного учреждения.

• Акты на проведение тренировок по эвакуации людей (ежеквартально).

• Приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность в целом и по отдельным помещениям (ежегодно).

• Инструкции по обеспечению пожарной безопасности.

• Журнал учета инструктажа сотрудников по пожарной безопасности.

• Акты систематических осмотров по обеспечению на объекте пожарной безопасности (захламленность, складирование строительных материалов, состояние путей эвакуации, запасных выходов и чердачных люков и т. п.).

• Приказ о запрещении разведения костров и пользования открытым огнем на территории образовательного учреждения.

• Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений.

• План действий администрации и работников учреждения в случае пожара.

• Акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре.

• Акт на обработку огнезащитными и огнепреграждающими средствами деревянных несущих конструкций и пустот в межэтажных перекрытиях и перегородках.

Организация антитеррористической деятельности

• Закон РФ «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ.

• Указ Президента РФ от 13.09.2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом».

• Концепция национальной безопасности РФ.

• Постановление Правительства РФ от 10.12.02 г. № 880 «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии».

• Методические материалы и рекомендации по обучению сотрудников, обучающихся (воспитанников) основам защиты от террористических актов и от иных чрезвычайных ситуаций.

• Приказ начальника управления образования «О комплексе мер по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждений».

• Приказ начальника управления образования «О дополнительных мерах по предупреждению террористических актов в образовательных учреждениях».

• Приказ начальника управления образования «Об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности».

• Положение о антитеррористической группе образовательного учреждения.

• Приказ руководителя образовательного учреждения о создании антитеррористической группы (издается ежегодно).

• Решения антитеррористических комиссий.

• Положение об организации контрольно-пропускного режима в образовательном учреждении.

• Акт обследования антитеррористической укреплённости объекта.

• Памятки и инструкции о действиях в чрезвычайных ситуациях.

• Положение о паспорте безопасности обучающегося (воспитанника).

• Паспорт антитеррористической защищенности учреждения.

• Ежегодные и перспективные планы мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

• Отчеты о выполнении мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

• Журнал учета посетителей.

• Копия договора об оказании охранных услуг.

• Схема охраны объекта.

• Акты проверки объекта охраны сотрудниками ОВД.

• Инструкции и памятки сотруднику охраны или ответственному дежурному.

• Журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы.

• Журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану.

• Список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, силовых структур и аварийных служб.

• Планы проводимых практических занятий, тренировок и учений.

• Графики дежурства ответственных лиц в праздничные и выходные дни.

• Доклады (отчеты):

а) о результатах работы по противодействию терроризму и экстремизму за учебный год;

б) о всех происшествиях и чрезвычайных ситуациях (доклад – немедленно, отчет в течение пяти рабочих дней с указанием проведенных мероприятий по недопущению и профилактике подобных чрезвычайных ситуаций).

Деятельность по организации гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

• Закон РФ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

• Закон РФ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

• Постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)» № 1113 от 05.11.1995 г.; «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» № 782 от 10.07.1999 г.; «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» № 1396 от 23.11.1996 г.; «О создании и оснащении служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны (ГО)» № 620 от 10.06.1999 г.; «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» № 841 от 02.11.2001 г. и другие.

• Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

• Инструкции по действиям персонала образовательных учреждений в чрезвычайных ситуациях и при выполнении мероприятий гражданской обороны.

• Итоговый приказ начальника управления образования «О проведении мероприятий по гражданской обороне в образовательных учреждениях в 20_г. и задачах на 20_ год».

• Приказ директора образовательного учреждения о создании объектовых звеньев РС ЧС.

• Приказ о создании формирований гражданской обороны.

• План проведения основных мероприятий гражданской обороны на 20__ год.

• Положение о гражданской обороне учреждения.

• Положение о штабе по делам ГО и ЧС образовательного учреждения.

• План гражданской обороны учреждения.

• План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

• Положение о службах гражданской обороны.

• Функциональные обязанности начальника гражданской обороны учреждения.

• Функциональные обязанности начальника штаба по делам ГО и ЧС.

• Функциональные обязанности председателя КЧС учреждения.

• Функциональные обязанности начальника службы оповещения и связи учреждения.

• Функциональные обязанности начальника службы радиационной и химической защиты учреждения.

• Функциональные обязанности начальника службы охраны общественного порядка учреждения.

• Функциональные обязанности начальника службы противопожарной службы учреждения.

• Функциональные обязанности начальника службы материально-технического обеспечения учреждения.

• Функциональные обязанности начальника медицинской службы учреждения.

• Функциональные обязанности начальника службы убежищ и укрытий учреждения.

• Приказ о подготовке и проведении командно-штабных учений (КШУ), план подготовки и план проведения КШУ.

• Приказ о подготовке и проведении общешкольной тренировки – «Дня защиты детей», план ее подготовки и проведения.

• Приказ о подготовке и проведении соревнований по программе «Школа безопасности», план их подготовки и проведения.

• Расписание занятий по гражданской обороне с постоянным составом школы и журнал учета занятий.

• Схема оповещения постоянного состава школы.

Организация безопасности образовательного процесса

• Акт государственной комиссии о приемке образовательного учреждения в эксплуатацию (с пакетом обязательной технической документации – технический паспорт).

• Акт готовности образовательного учреждения к новому учебному году.

• Акты испытания гимнастических снарядов и оборудования (перед началом учебного года).

• Акт-разрешение на проведение занятий в учебных кабинетах (для вновь открываемых или реконструированных кабинетов).

• Акт-разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования (после ремонта).

• Приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние охраны труда (ежегодно, в целом по учреждению и по каждому помещению).

• Соглашение администрации и профсоюзного комитета (представительного органа трудового коллектива) учреждения по охране труда (на календарный год).

• Акт проверки выполнения соглашения по охране труда (2 раза в год).

• Должностные инструкции по охране труда всех работников учреждения с их личными подписями (подписи обновляются ежегодно).

• Протоколы по обеспечению безопасности образовательного учреждения (акты на проверку лестниц-стремянок и т. п.).

• Акты и предписания государственных органов надзора: санэпиднадзора, пожарного надзора, энергонадзора и др.

• Документация по охране труда, которая включает следующие журналы:

– регистрации вводного инструктажа по охране труда (оформляется при приеме на работу сотрудников);

– программы вводного инструктажа по охране труда;

– регистрация инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется на всех работников 2 раза в год);

– программы текущего инструктажа по охране труда на рабочем месте;

– регистрация инструктажа обучающихся (воспитанников) по охране труда при организации общественно полезного производительного труда;

– регистрации несчастных случаев (с приложением актов по формам Н-1, Н-2);

– журнал административно-общественного контроля.

Обеспечение электробезопасности

• Общие требования электробезопасности (ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ).

• Схема устройств защитного отключения и доступа к нему.

• Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП).

• Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.

• Инструкции, плакаты и памятки по работе с электроприборами.

• Список лиц, имеющих доступ по электробезопасности (с присвоением группы) среди персонала образовательного учреждения.

• Акт проверки сопротивления изоляции и заземления.

• План-схема электротехнических коммуникаций.

• Акт приемки в эксплуатацию электроустановок.

• Договор на обслуживание электроустановок.

• Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство.

• Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему от электрического тока.

Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности

• Нормативы СанПиНов (требования к освещению, тепловому и световому режимам, расписаниям учебных занятий, максимальные величины образовательной нагрузки, включая объемы домашних заданий и другие санитарные нормы).

• Предписания и акты СЭС.

• Планы по устранению выявленных недостатков.

• Журнал учета прохождения медицинских осмотров работниками (при приеме на работу и периодические).

• Список работников, имеющих вредные условия труда.

• Акты проверок состояния медицинских аптечек.

Обеспечение безопасности на дорогах

• Копии приказов о проведении экскурсий и походов.

• Журнал регистрации экскурсий и походов.

• Инструкции и памятки руководителю похода и экскурсии.

• Заявки в ОВД по организации сопровождения автобусов и проведения обследования технического состояния используемых транспортных средств.

• Инструкция сопровождающему лицу по обеспечению безопасности при осуществлении перевозок детей.

• Инструкция для обучающихся (воспитанников) по правилам безопасности при поездках.

• Инструкция руководителя учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения при организации перевозок детей.

• Тематика и памятки для проведения бесед на классных часах.

. Обеспечение безопасности на воде в период весеннего паводка

• Правила оказания первой помощи пострадавшему.

• Инструкции, плакаты и памятки о поведении на воде.

• Программа или план мероприятий по обучению школьников плаванию.

• Инструкция по организации купания в открытых водоемах.

• Статистические данные о школьниках, умеющих плавать.

Обеспечение курса ОБЖ

• Письмо Минобразования России от 04.05.01 г. № 457/13–13 «О порядке проведения учебных сборов в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного)общего образования по курсу ОБЖ».

• Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны государства и их подготовки по основам военной службы, утверждена приказом Минобороны и Минобразования России от 03.05.01 г. №203/1936.

• Письмо Минобразования России от 25.03.99 г. № 389/11–12 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе».

Письмо Минобразования России от 27.04.2007 г. №03-898 «О методических рекомендациях по курсу ОБЖ.

• Примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений.

• Методические рекомендации по организации занятий курса ОБЖ.

• Постановление главы города об организации и проведении учебных сборов.

• Планирование внеклассной и кружковой деятельности по ОБЖ.

Взаимодействие с городскими (районными) структурами и организациями

• Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53–ФЗ.

• План организации первоначальной постановки на воинский учет обучающихся.

• Планы профориентационной работы.

• План организации дней призывника.

• Журнал регистрации учебы и повышения квалификации сотрудников по вопросам организации безопасности (ГО, электробезопасности и др.).

2.3. Примерная структура комплексного плана безопасности ОДОД

Организационные мероприятия.

1. Разработка правил внутреннего распорядка отделения дополнительного образования детей.

2. Определение порядка обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОДОД при проведении праздников, спортивных состязаний и иных культурно-массовых мероприятий.

3. Проверка учебных кабинетов, помещений для занятий спортом и спортивных площадок ОДОД.

4. Организация контроля соблюдения правил зачисления обучающихся в секции и объединения ОДОД.

5. Создание и организация деятельности антитеррористической рабочей группы образовательного учреждения.

6. Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в образовательном учреждении.

7. Определение порядка контроля и ответственных за ежедневный осмотр состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений.

8. Организация взаимодействия коллектива образовательного учреждения с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.

Обучение сотрудников и обучающихся.

1. Обучение обучающихся, сотрудников образовательного учреждения по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС).

2. Обучение учащихся по курсу «ОБЖ».

 Создание учебно-материальной базы.

1. Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования и приборов.

2. Установка системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов и соответствующиx команд, системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.

3. Монтаж систем противопожарной сигнализации.

2.4. Система безопасности ОУ и ОДОД и ее элементы.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ и отделениях ОУ (ОДОД) создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.

Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

руководство ОУ и ОДОД, персонал ОУ и ОДОД и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи;

администрация района, правоохранительные органы;

органы управления образованием, органы здравоохранения.

Физическая защита здания ОУ и ОДОД:

освещение здания, периметра и территории;

ограждения, запоры, решетки на окнах;

турникеты для ограничения пропуска посетителей;

ворота на подъездах к ОУ.

Охрана ОУ и ОДОД:

вахтеры, персонал охраны, дежурный администратор, руководство;

организация охраны и режима;

пакет документов по организации охраны;

организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

план совместных мероприятий охранного предприятия и образовательного учреждения.

Технические средства охраны и безопасности ОУ и ОДОД:

Система пожаротушения, сигнализация;

системы оповещения оперативных и дежурных служб (полиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

системы видеонаблюдения;

системы автоматического электронного допуска.

Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:

согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;

распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;

обмен информацией;

совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;

организация совместного контроля работы ОП в ОУ.

Работа с персоналом  ОУ и ОДОД:

подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности ОУ и ОДОД:

комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);

номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ и ОДОД.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ и ОДОД как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ и ОДОД. Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз: повышает психологическую устойчивость в ЧС; повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС, способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ; способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками; создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Общая система безопасности ОУ и ОДОД должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося: твердое знание законов и правил поведения; отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности; умелое использование средств безопасности; самоконтроль и дисциплина; хорошая связь с правоохранительными органами; взаимопомощь товарищей по работе; нормальные отношения в семье и с окружающими.

Задача руководителя и коллектива ОУ и ОДОД состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему

2.5. Формирование навыка личной безопасности обучающихся.

Основная цель в формировании навыка личной безопасности заключается в следующем:

1. Побуждение педагогов, обучающихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыков безопасного поведения.

2. Формирование:

– устойчивой мотивации на поведение, обеспечивающее личную безопасность;

– ответственности за своё благополучие;

– необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать.

3. Воспитание культуры безопасности.

Задачи.

1. Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса.

2. Обучение навыкам личной безопасности.

3. Профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ.

4. Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.

5. Повышение компетентности педагогов, родителей и учащихся в области специальных научных знаний, психологии.

6. Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность.

7. Формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни.

8. Развитие у педагогов и обучающихся способностей к рефлексии своего образа жизни.

Глава 3.  Обеспечение безопасности в объединениях ОДОД

на примере ГБОУ СОШ № 634

Обеспечение безопасности в отделении дополнительного образования детей в образовательном учреждении – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Отделение дополнительного образования детей ГБОУ СОШ № 634 работает по программам физкультурно-оздоровительной направленности, включает в себя секции и объединения, такие как «Аэробика», «Бадминтон», «Спортивный танец», «Пионербол», «Волейбол», «Легкая атлетика», «Футбол», «Школа мяча», «Подвижные игры», «Школа безопасности», «Шахматы».

Обеспечение безопасности является приоритетом в деятельности администрации ОДОД и педагогического коллектива.

Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Цель: обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников ОДОД во время их трудовой и образовательной деятельности путём повышения безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с требованиями положения о службе охраны труда работа осуществляется в следующих направлениях:

– защита здоровья и сохранение жизни;

– соблюдение техники безопасности учащимися и работниками школы.

Исходя из цели и направлений, были поставлены следующие задачи:

– обеспечение выполнения правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;

– организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях в секциях и объединениях ОДОД;

– изучение причин детского, производственного травматизма;

– обучение сотрудников ОДОД правилам оказания первой помощи;

– проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;

– пропаганда охраны труда в школе и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.

Реализация вышеперечисленных задач в ОДОД осуществляется следующим образом:

· издан приказ в начале учебного года «О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы»;

· разработаны должностные инструкции по охране труда работников школы, необходимая документация;

·утверждено положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;

·составлены планы работы по профилактике детского травматизма и дорожно-транспортных происшествий, по пожарной безопасности, по предупреждению террористических актов;

·составлен режим работы ОДОД;

·осуществлялся контроль за вопросами охраны труда, ТБ, ГО и др.

Профилактика детского травматизма

- Набор в секции и объединения физкультурно-спортивной направленности обучающихся 7-18 лет производится только при наличии справки от врача о допуске к занятиям.

- Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» установлен режим работы ОДОД.

- Периодически в теоретической части образовательных программ ОДОД проводятся занятия по обучению правилам дорожного движения, поведению на воде, противопожарной безопасности.

- Постоянно проводится инструктаж по технике безопасности поведения в спортивном, танцевальном, актовом залах и в учебных кабинетах.

- Учебные кабинеты, спортивные, танцевальные, актовые залы оснащены аптечками для оказания первой помощи.

- Назначаются дежурные администраторы, обладающие навыками оказания первой помощи.

- При выездных мероприятиях издается приказ на назначение сопровождающего ответственного за жизнь и здоровье детей.

- При проведении соревнований на базе школы приказом назначается администратор, отвечающий за безопасность жизни и здоровья детей.

- При выездных мероприятиях и проведении соревнований для участников проводится целевой инструктаж.

- Оформлен стенд по безопасности дорожного движения.

Соблюдение санитарно-технических требований

Соблюдение санитарно-технических требований осуществляется в соответствии с ГОСТ 120006-91 «Управление обеспечением безопасности в образовании», планом производственного контроля. Освещенность, уровень шума, воздушно-тепловой режим, санитарное состояние контролируется и соответствует норме.

Меры противопожарной безопасности

Противопожарное состояние отвечает установленным требованиям пожарной охраны. Установлена пожарно-охранная сигнализация, системы оповещения.

Регулярно ведётся разъяснительная работа по профилактике пожара и по действиям во время пожара.

Гражданская оборона, защита от ЧС природного и техногенного характера

Гражданская оборона в течение учебного года организовывается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-Ф-3 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Проведена определенная профилактическая работа:

– приняты необходимые дополнительные меры по ограничению допуска посторонних лиц в школе – установлены турникеты;

– организована пропускная система;

– приняты меры по предотвращению проникновения посторонних лиц в здание школы во время работы секций и объединений ОДОД;

– постоянно проводятся инструктажи с работниками (вахтёрами, педагогическими работниками);

– установлен контроль над закрытием, опечатыванием помещений, имеющих отдельный внешний вход;

– периодически проводится разъяснительная работа среди педагогов дополнительного образования, обучающихся и родителей по правилам поведения в условиях сложной криминогенной обстановки.

Осуществление контроля вопросов безопасности в ОДОД

В течение учебного года осуществлялся контроль:

– за своевременной подготовкой учебных кабинетов, спортивных, танцевальных, актовых залов;

– состоянием охраны труда и наличием необходимых средств по охране труда;

Таким образом, в Отделении дополнительного образования детей в образовательном учреждении ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Заключение.

Учреждения образования и их отделения относятся к числу наиболее уязвимых структур. Последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами. Поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ и ОДОД приобрели особую злободневность и значимость.

Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного, организационного и иного характера.

В данной работе приведён комплексный план мероприятий для изучения, закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий обучающихся, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психической устойчивости в условиях повышенной опасности.

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия / Авт. – сост. С. В. Петров. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С. В. Белова. – .Высш. шк., 2001 Криминальные угрозы и технологии защиты. Журнал ОБЖ №12 2007 г..

3. Методические рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Журнал ОБЖ № 11 2007 г.

4. Охрана труда: организация и управление: Учеб.пособие / МАНЭБ; под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Профессия, 2002.

5. Пожарная безопасность: Научно-технический журнал. – М.: ООО «Информост», 2001–2002.

6. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении (сост. Н. В. Андреева и др.) – 2- е изд.- М.: Айрис – пресс, 2006 г.

7. Организация комплексной безопасности образовательного учреждения. Журнал ОБЖ № 10 2007 г.

8. Петров С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 10. 2004. С. 11–16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....

Методические рекомедации по проектированию форм контроля реализации образовательных программ в отделении дополнительного образования детей

Настоящие методические рекомендации были составлены для оказания помощи педагогам дополнительного образования, которые могут быть использованы при оценки качества реализуемых образовательных программ....

«Взаимодействие центра дополнительного образования детей с общеобразовательными организациями по обеспечению внешкольной занятости обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

В результате социально-экономических преобразований в России в особенно в уязвимом положении оказались семьи и дети, проживающие в отдаленных территориях. Для многих из этих регионов характерны наличи...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"

В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...

Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...

Организация и планирование занятия в творческом объединении отделения дополнительного образования с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий

Здоровьесберегающие образовательные технологии на занятиях оркестра в объединении отделения дополнительного образования....