Организация и планирование занятия в творческом объединении отделения дополнительного образования с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий
статья по музыке

Федорова Ольга Николаевна

Здоровьесберегающие образовательные технологии на занятиях оркестра в объединении отделения дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odod.docx19.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация и планирование занятия в творческом объединении отделения дополнительного образования с использованием здоровьесберегающих

образовательных технологий

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений предполагает формирование опыта здоровьесбережения. Опыт приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающая технология – это:

условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

Использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

Использование разных видов учебной деятельности: опрос учащихся, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Однообразность занятия способствует утомлению воспитанников. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от воспитанников дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.

Число видов преподавания (методов обучения): словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.

Чередование видов преподавания (методов обучения). Норма – через 10-15 минут.

Своевременность применения методов в процессе занятия, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:

 

Гигиенические условия в помещении должны соответствовать санитарным нормам. В организации и проведении занятия преподавателю важно учитывать обстановку и обеспечивать оптимальные гигиенические условия в помещении: тепловой режим (температура воздуха должна быть комфортной для учащегося и преподавателя), проветривание в любую погоду, регулярную влажную уборку, достаточное освещение классного помещения. Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств во многом зависят от соблюдения этих условий. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих       образовательных технологий обучения. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Объем максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся должен соответствовать нормам, так как правильно составленное расписание предупреждает появления переутомления.

В процессе занятия необходимо разнообразить виды учебной деятельности. Например, изучение нотной грамоты, терминов, игра на инструменте, чтение с листа. Это особенно важно учитывать при работе с обучающимися младших классов, так как у детей очень низкий порог активного усвоения знаний и высокий порог утомляемости.

Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоническому развитию личности. Необходимо использовать приемы активного вовлечения обучающихся в творческий процесс урока. Это может мыть беседа, дискуссия, теоретический разбор, практический показ, использование видео – и аудио-материалов и т.д.

Необходимо отдельно остановиться на приемах, способствующих снятию напряжения в ходе занятия. Обязательным на занятии должно быть использование динамических пауз, физкультминуток, упражнений. Двигательная гимнастика помогает скорректировать природное мышечное напряжение. С первых уроков следует выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц спины. Именно слабые мышцы спины являются одной из главных причин утомляемости юного музыканта. Смена видов деятельности на уроке также способствует смене позы обучающегося и, следовательно, снятия излишнего напряжения.

Одним из важных моментов в музыкальном образовании является использование игровых технологий с точки зрения здоровьесбережения. Игровые методы позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении, стабилизировать эмоции, сменить вид деятельности. Применение игровых технологий на уроках специальности в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия, раскрыть индивидуальность ребенка.

Поскольку работа ребенка в классе тесным образом связана с нотным текстом, нужно несколько слов сказать о профилактике утомления глаз. В течение занятия необходимо регулярно делать гимнастику для глаз. Самые распространѐнные упражнения:

движения глаз влево–вправо;

движения глаз вверх–вниз;

движения глаз по кругу (по часовой стрелке и обратно);

выбор точки на окне, фиксация взгляда на ней, затем фиксация на точке, которая находится где–нибудь далеко на улице, то есть работа по принципу: близко–далеко.

Поскольку основой любого образовательного процесса является занятие, то и его влияние на здоровье обучающихся является наиболее важной частью в этой сфере. Рациональная организация занятия, использование активных форм и методов обучения – задача для каждого педагога доп. образования. Большинство критериев, о которых говорит традиционная методика, касаются сугубо педагогических аспектов проведения занятия. Однако почти каждый из этих элементов связан с проблемой сохранения здоровья обучающихся. Нормой считается использование 4–7 видов работы  за занятие, но не менее трех. Однообразие способствует утомлению обучающихся. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от ребенка дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости. Об этом следует помнить преподавателям теоретических дисциплин. Следует учитывать продолжительность и чередование различных видов учебной деятельности.


Работоспособность у детей связана с биоритмами и имеет два  основных пика. Первый подъем приходится на 9–11 часов, второй – на 16–18 часов. Неодинакова умственная способность обучающихся и в разные дни учебной недели. После выходных в понедельник не следует проводить академических концертов, зачетов и экзаменов. Нагрузка в течение недели должна быть распределена таким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду. Контроль по теоретическим дисциплинам лучше проводить в середине учебной недели.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся. К таким методам относятся методы, направленные на развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки. Эти приемы помогут снять признаки утомления, а хроническое утомление – это одна из главных причин истощения ресурсов здоровья обучающихся.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка. Для детей игры – это эффективный способ самореализации и самовыражения. Игровые формы, применяемые на групповых занятиях, разнообразны:

подвижные игры (игры на внимание, на воспитание слуховых представлений);

игры–соревнования (дети делятся на команды и выполняют задания игры);

ролевые игры.

Дети, особенно младшего возраста, очень любят путешествовать или фантазировать, сочиняя сказки. Такие путешествия в сказку можно устроить и на занятиях оркестра, выстроить исполнение и разучивание пьес, объединив их общим сюжетом. Тогда даже скучные пьесы на тренировку техники превращается в увлекательную игру: можно придумать название, технические приемы органично связать с художественным замыслом.

В современной методике преподавание нацелено на создание благоприятного режима двигательной активности обучающихся с учетом их возраста и состояния здоровья. Поэтому педагогам доп. образования следует обратить внимание именно на эту сторону и включать в занятия моменты физической активности, двигательные упражнения, игровые элементы. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических рисунков, раскладывание знакомых песенок на карточках. С удовольствием выполняют дети различные пальчиковые упражнения.

Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние обучающегося, выходящего с занятия: спокойное, деловое, утомленное, растерянное или взвинченное.

Таким образом, рациональная организация занятия включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, насыщенность занятия, физические и эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления и дети будут сохранять активность до конца занятия. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться к занятиям в объединениях доп. образования, раскрывать свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на занятиях по информатике на отделении дополнительного образования.

Статья посвящена активным методам обучения, применяемым на занятиях отделения дополнительного образования по программе «Информатика в играх и задачах».Один из видов активного метода обучения – и...

Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"

Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях биологии и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей»

•         Формально работа в ОДОД  не является  большой нагрузкой , да и  по документам ее не приравнивают к учительской работе, хотя педагоги ОД...

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга за 2017/2018 учебный год

Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...