Образовательная программа дополнительного образования детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
рабочая программа на тему

Косицын Сергей Юрьевич

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

РЕКОМЕНДОВАНО

Педагогическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Возраст обучающихся – 12-18 лет

Срок реализации программы – 2 года

Педагог дополнительного образования

Косицин Сергей Юрьевич

Методист

Косицына Ольга Георгиевна

                 

МОСКВА   2012 год.


ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Использование современных информационных технологий в освоении проектной и исследовательской деятельности»

творческого объединения

«Слайдер»

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР ГБОУ ЗДТДиМ                         ______________/Т.К.Дроздова/

"______"_________________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Рук. структурного подразделения                                  ______________/О.Г.Косицына/

"______"_________________20___г.

РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертным советом

Протокол №______ от"_____"____________20__г.

     

Председатель экспертного совета

_____________________________

Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с 2010  года

Программа переработана и дополнена в____________________ году

Программа переработана и дополнена в____________________ году

Программа переработана и дополнена в____________________ году

Программа переработана и дополнена в____________________ году


Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                3

Направленность

Новизна и актуальность

Педагогическая целесообразность

Цель и задачи программы

Сроки реализации. Формы и  режим занятий

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Механизм отслеживания результатов

  1. Учебно-тематический план                                                        8

1-й год обучения

2-й год обучения

  1. Содержании образовательной деятельности                                        14

 1-й год обучения

2-й год обучения

  1. Методическое обеспечение                                                        24
  2. Литература                                                                        26

Список литературы для педагога

Список литературы для педагога и учащихся

  1. Приложение №1                                                                        27

Краткое содержание инструктажа по технике безопасности

     Приложение №2                                                                        27

Комплекс упражнений для глаз

     Приложение №3                                                                        28

Комплекс упражнений физкультурных минуток

 Физкультминутка общего воздействия

Физкультминутка для улучшения мозгового  кровообращения

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса

      Приложение№4                                                                        30

Сводная индивидуальная карта воспитанника мониторинга успешности выполнения образовательной программы


Пояснительная записка

Данная образовательная программа дополнительного образования детей имеет научно-техническую направленность. Предполагает дополнительное образование детей в области современных информационных сетевых  технологий в освоении проектной и исследовательской деятельности.

Компьютеры стали неотъемлемой частью жизни современного общества. Объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличился и продолжает увеличиваться. Сегодня компьютеры играют отнюдь не второстепенную роль в формировании личности современного подростка. Как в начале шестидесятых, после первых полётов в космос, бурно развивающаяся научно-техническая революция явилась первопричиной увлечения тысяч и тысяч подростков научной фантастикой, так и компьютер сегодня перестал быть просто электронной вычислительной машиной. Железный ящик, напичканный микросхемами и экран монитора, подчас играют большую роль в жизни современного подростка. Компьютер для молодого человека это, прежде всего друг, почти одушевлённое существо, аппарат, породивший новую культуру. И это неудивительно. Ведь компьютер, в принципе, может практически всё: научить, развлечь, помочь отыскать любую информацию в любой сфере человеческой деятельности. Курс «Информатики», по которому ведется обучение в общеобразовательных школах, дает учащимся достаточно обширные знания  в области компьютерных технологий. Но эти знания в большей степени носят характер общих знаний, не являются практикоориентированными, т. к. главный упор в изучении делается на изучение основ алгоритмизации и программирования. Кроме того, курс «Информатики» в общеобразовательных школах ведётся далеко не во всех классах старшей школы, не говоря уже о средней школе.

Между тем, компьютерная грамотность определяется, в основном, умением использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень. Сегодня созданы обширные программные средства компьютерных информационных технологий, позволяющих работать с компьютером непрограммирующему пользователю. Поэтому главной целью обучения работе на компьютере должно стать повышение эффективности применения обучающимся компьютера как средства обучения и развития. Ведь одним из основополагающих навыков, необходимых людям, стремящимся найти высокооплачиваемую работу или стать студентом престижного высшего учебного заведения, является свободное владение компьютером.


Кроме того, компьютер предоставляет неограниченные возможности для самосовершенствования, а умение работать в сети internet стало по сути обязательным стандартом.

Интернет - это Всемирная информационная сеть, которая уникальна по своим возможностям общения и коммуникаций, гигантскому объему информации. Интерес обучающихся к сети огромен. Причин тому много: это и лёгкость общения со сверстниками и коллегами, и удивительная простота поиска информации и документации, и многое другое. Сейчас получить доступ к электронному варианту практически любого издания можно несколькими щелчками мыши. Каждый обучающийся может опубликовать в сети свою собственную страничку (собственный информационный ресурс), которая тут же становится доступной миллионам пользователей сети. Предлагаемый комплексный системный подход к организации учебного процесса в изучении информационных технологий позволит обеспечить соответствующий современным требованиям уровень знаний обучающихся.

Цель программы: создание условий для развития познавательного интереса  и творческих способностей воспитанников средствами современных информационных технологий. Развитие творческих  способностей,  и установление  активной жизненной позиции как нормы поведения в обществе, а так же привития интереса к историческому прошлому своей Родины для понимания ныне происходящих процессов путем проектно исследовательской деятельности с применением альтернативных источников информации.

Задачи:

образовательные:

  • поэтапное освоение детьми ЭВМ и Internet как средства для получения альтернативной информации;
  • обучение необходимым знаниям, умениям и навыкам работы с ЭВМ;
  • пополнение словарного запаса, в том числе технических терминов;
  • формирование навыков обработки полученной информации;
  • формирование навыков для передачи полученных знаний;
  • знакомство с различными видами и направлениями прикладной работы с ЭВМ.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие умения творчески подходить к решению поставленной задачи;
  • развитие вариативного мышления;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие фантазии и образного мышления.

воспитательные:

  • формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области;
  • аккуратность;
  • умение работать в коллективе;
  • воспитывать чувство доброты и взаимовыручки;
  • уважение к чужому мнению;
  • усидчивость.

Сроки реализации. Формы и режим занятий

Образовательная программа, на начальном этапе, рассчитана на 2 года обучения. для детей 12-18 лет. В последствии по содержанию образовательной деятельности можно увеличить срок реализации до 3-5 лет.

 Группы детей 1-го года обучения набираются без предварительных требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих. Набор в коллектив ведется из числа учащихся 5-9-х классов.

В группе 12-15 детей. Для удобства выбора времени занятий детям предоставляется возможность перехода из одной группы в другую с учётом возрастной категории. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, за год -144 часа. Занятия комбинированного типа (сочетание теории и практики) с применением метода проектно исследовательской деятельности. Структура двух часового занятия соответствует требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03: 15 минут  организационная и теоретическая часть, 45 минут работа за компьютером, 15мин.- физкульминутка (легкая разминка для снятия напряжения плечевого пояса, туловища, глаз см. Приложения), 45 минут - работа за компьютером. Компьютерные игры на занятиях не используются, т. к. увеличение времени занятия не способствует хорошему усвоению материала обучающимися, ведет к перегрузке.

Первый год обучения.

Обучающий может знать:

-правила техники безопасности при работе на компьютере; основные блоки и дополнительные устройства компьютера; назначение операционной системы; основные приёмы работы в операционной системе; структуру файлов и папок; способы работы с файлами и папками; способы работы с текстом; последовательность постановки рук и пальцев на клавиатуре;   о   социальной   функции   компьютерного творчества и его роли в жизни общества.

Обучающий может уметь:

-владеть навыками работы с аппаратными средствами (включать и выключать компьютер, вставлять дискеты и диски в дисководы); запускать различные программы на выполнение; использовать меню; работать с несколькими окнами; работать с файлами и папками (создавать, выделять, копировать, перемещать, переименовывать и удалять); искать файлы и папки; редактировать и форматировать текст и абзацы; проводить проверку правописания; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать; создавать таблицы и форматировать их; набирать текст на клавиатуре десятипальцевым методом.

Второй год обучения.

Обучающий может знать:

- технику безопасности  и правила поведения при нахождении в кибер пространстве; способы работы с поисковыми системами; требования предъявляемые к оформлению текстовых документов, способы и правила создания презентаций и их назначение; принципы создания страниц WWW и способы их создания; принципы и способы создания видеоинсталяций, программы для работы с различными аудио и видео форматами.

Обучающий может уметь:

- Находить требуемую информацию в сети Internet; сохранять, обрабатывать и комбинировать полученные данные, правильно оформлять  документы MSWord, создавать презентации PowerPoint ; создавать простейшие интерактивные проекты WWW; Создавать простейшие видео инсталляции.

Диагностика и контроль результатов обучения

Одним из важных структурных элементов каждого занятия и всего процесса обучения является проверка знаний и умений обучающихся. Контроль результатов обучения является средством корректировки и регулировки всего процесса обучения и содержания программы. Именно контроль может измерить результаты обучения. Диагностика позволяет не просто взглянуть на уровень процесса обучения, но и найти новые методы и приёмы, чтобы улучшить сам процесс обучения, облегчить понимание нового материала.

Для оценки уровня усвоения программы применяются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Используются методы диагностики: педагогическое наблюдение, выполнение отдельных заданий, проектов.

Формы подведения итогов реализации программы зависят от сложности изучаемой темы и индивидуального уровня развития воспитанника: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера, занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), работа воспитанников над личными исследованиями или творческими проектами. Систематическое наблюдение за детьми в течение всего времени реализации программы, включающее: результативность самостоятельной деятельности, активность, творческий подход к выполнению заданий, степень самостоятельности в их решениях и выполнении, уровень усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных соответствующим разделом программы.  Публичные защиты творческих проектов и исследований. Для фиксирования результатов обучения в течении года используется Сводная индивидуальная карта (см.Приложение№4)

В течении обучения для каждого воспитанника формируется личная папка с рабочими материалами и готовыми работами по выполняемым темам программы, Которые в последствии используются для формирования общей базы мониторинга успешности обучения.

Выполняемые работы показывают не только успешность освоения исследовательской деятельности воспитанником, но и развитие его прикладных навыков. (работа с файлами, папками, обработка текста и т.п.)


Учебно-тематический план.

1-й год обучения

 

Теория

Практика

Итого

Блок №1

Информация как предмет обработки

ИКТ составляющая

Качественные свойства и виды информации

6

6

Источники информации

6

6

Исследовательская  составляющая по блоку №1

20

Блок №2

Способы обработки информации

10

18

28

ИКТ составляющая

  1. Кодирование информации

2

2

  1. Системы счисления

2

2

  1. Алгоритм – способы обработки информации.

1

1

  1. Линейные алгоритмы

1

1

  1. Трансляция информации, передача данных

1

1

  1. Не линейные алгоритмы

1

1

  1. Компьютер как инструмент обработки информации

1

1

Исследовательская  составляющая

Преобразование информации из одного вида в другие.

4

4

Кодовые послания у животных.

4

4

Обзор систем счисления, которыми пользуются люди повседневно.

3

3

Понятие исполнителя. Тело человека как исполнитель его воли.

3

3

Составление правильных и не правильных алгоритмов.

4

4

Блок №3

Сети и их назначение

12

16

28

ИКТ составляющая

Назначение компьютерных сетей

2

2

Виды компьютерных сетей

2

2

Понятие сервера или головного компьютера

2

2

Виды серверов

2

2

Понятие рабочей станции

2

2

Понятие сетевых устройств

2

2

Исследовательская  составляющая

Истоки развития сетей.

2

2

Появление глобальных сетей

2

2

Связанное взаимодействие в животном мире

4

4

Сетевое взаимодействие живых организмов.

4

4

Толпа - единый живой организм

2

2

Поиск узлов управления по видам воздействия

2

2

Блок №4

Операционная система

8

16

24

ИКТ составляющая

Оконный интерфейс

2

2

Основные элементы управления

2

2

Приёмы копирования, переноса информации

2

2

Работа с накопителями информации

2

2

Исследовательская  составляющая

Средства общения людей и животных

4

4

Посредники при передаче информации (живые и не живые)

4

4

Копирование в природе.

2

2

Последствия от ошибок при копировании.

2

2

Потеря знаний. Последствия при потери знаний.

4

4

Блок №5

Инструменты обработки данных

8

16

24

ИКТ составляющая

Текстовые редакторы

2

2

Графические редакторы

2

2

Системы обработки звука

2

2

Системы обработки видео

2

2

Исследовательская  составляющая

Как набирались тексты в прошлом

2

2

Перво печатники

2

2

Чем отличается алфавит и азбука

2

2

Картины как средство передачи зашифрованных посланий из прошлого

2

2

Звуки как способ стимуляции человека

2

2

Управление поведением человека при помощи звуков

2

2

Телевидение плюсы и минусы

4

4

Подведение итогов

2

2

4

ИТОГО:

52

92

144


2-й год обучения

 

Теория

Практика

Итого

Блок №1

Информация как предмет обработки

12

20

36

ИКТ составляющая

Качественные свойства и виды информации

12

12

Исследовательская  составляющая

Свет. Цвет.

4

4

Влияние цвета на людей

4

4

Цвета природы обозначающие опасность.

4

4

Дисперсия,Радуга.

4

4

Звук. Влияние звука на человека. Музыка. И т.д.

4

4

Блок №2

Способы обработки информации

10

18

28

ИКТ составляющая

Кодирование информации

2

2

Системы счисления

2

2

Трансляция информации, передача данных

2

2

Восприятие кодированной информации

3

3

Компьютер как инструмент обработки информации

1

1

Исследовательская  составляющая

Способы передачи кодовых сообщений.

4

4

Кодирование поведения человека.

4

4

Скрытые способы кодирования.

3

3

Самовнушение.

3

3

Программирование – искусство управления.

4

4

Блок №3

Сети и их назначение

12

16

28

ИКТ составляющая

Глобализация сетевых технологий

2

2

Распределённые системы хранения данных

2

2

Виды компьютерных сетей

8

8

Исследовательская  составляющая

Стратегия глобального управления.

2

2

Понятие глобальных сетей и глобализации.

2

2

Достоинства и недостатки централизованного управления.

4

4

Взаимосвязь процессов происходящих в природе.

4

4

Живой организм – как симбиоз работы множества одноклеточных организмов.

4

4

Блок №4

Операционная система

8

16

24

ИКТ составляющая

Базовые программы

2

2

Тестовые программы

2

2

Программы управления (драйвера)

2

2

Понятие прошивки устройств

2

2

Исследовательская  составляющая

Язык жестов

6

6

Как уничтожить память.

6

6

Восстановление исходных данных по косвенным признакам.

4

4

Блок №5

Инструменты обработки данных

8

16

24

ИКТ составляющая

Текстовые редакторы

2

2

Графичекие редакторы

2

2

Системы обработки звука

2

2

Системы обработки видео

2

2

Исследовательская  составляющая

Фразы перевертыши

4

4

Изображения с подтекстом. (третий глаз)

4

4

Загадки Азбуки.

6

6

Картины - зашифрованных посланий из прошлого

4

4

Подведение итогов

2

2

4

ИТОГО:

52

92

144


Содержание образовательной деятельности

1-й год обучения

Блок №1 Информация как предмет обработки 

ИКТ составляющая 

Тема № 1 Качественные свойства и виды информации

Теория: Свойства информации – быть переданной, храниться, видоизменяться. Средства для передачи информации: язык, письменность, жесты, знаки, почта, телеграф, телефон, телевидение, Компьютерные сети. Способы передачи информации. Курьер, звук (голос), световой симофор, радио передача, телефонная связь. Способы хранения информации. Бумага (Книги, журналы, тетради свитки папирус), каменные плиты, Золотые пластины, магнитные записи, оптические диски…

Тема№2 Источники информации

Теория: устройства ЭВМ для ввода информации, клавиатура, мышь, сканер, модем, световое перо, сенсорный экран.

Исследовательская  составляющая (поддержка блока №1):

Практика:

Примерные темы исследования:

  • Органы чувств живых существ для восприятия информации
  • Не обычные органы чувств у живых организмов
  • Вибрисы, средняя полоса, ноги (муха, кузнечик)
  • Не обычные компьютерные устройства для ввода информации (ввод информации с помощью специальных очков, нарисованная лазерная клавиатура, виртуальные устройства ввода данных)
  • Сравнение видения мира различными существами.
  • Источники информации в современном мире. Вред и польза
  • Понятие правды, истины лжи.
  • Переферийные устройства компьютеров.

Блок №2 Способы обработки информации

ИКТ составляющая 

Тема № 1 Кодирование информации.

        Теория: Восприятие мира по средствам кода. Речь и письмо коды для передачи информации. Особенности восприятия окружающей действительности живыми существами, в том числе человеком. Аналоговое, не кодированное образное восприятие действительности. Каналы для не кодированного восприятия действительности. Ключи кодирования. Средства кодирования информации, коды, использующиеся людьми повседневно. Способы кодирования.

Тема № 1 Системы счисления.

Системы счисления. Системы счисления, использующиеся в быту. (Часы, месяцы, недели и т.д.) Системы счисления, использующиеся при программировании компьютеров. (двоичная, восьмиричная, шестнадцатиричная)

Тема № 2 Алгоритм – способы обработки информации.

Тема № 3 Линейные алгоритмы

Тема № 4 Не линейные алгоритмы

Тема № 5 Трансляция информации, передача данных

Тема № 6 Компьютер как инструмент обработки информации

 Исследовательская  составляющая (поддержка блока №1):

Практика:

Примерные темы исследования:

  • Преобразование информации из одного вида в другие.
  • Кодовые послания у животных.
  • Обзор систем счисления, которыми пользуются люди повседневно.
  • Понятие исполнителя. Тело человека как исполнитель его воли.
  • Составление правильных и не правильных алгоритмов.

Блок №3 Сети и их назначение

                Тема № 1 История создания компьютерных сетей.

                Теория: Возникновение компьютерных сетей, как системы управления ядерным щитом США.

Подключение к  не использующейся системе университетов и научных учреждений, постепенное подключение коммерческих пользователей, переход к частному использованию сети. Альтернативные компьютерные сети.

                Тема № 2 Современное использование компьютерных сетей.

                Теория: Компьютерные сети, как хранилища данных. Быстрый поиск и передача нужной информации между организациями и частными лицами. Использование компьютерных сетей для совершения коммерческих операций (купля, продажа, Интернет магазины, аукционы). Компьютерные ресурсы в качестве источника достоверной или альтернативной информации о произошедших и происходящих событиях. Использование компьютерных сетей в дистанционном обучении. Компьютерные сети, как универсальное средство коммуникации.

                Тема № 2 Виды компьютерных сетей

Теория: Общая шина, кольцо Звезда, одноранговая, с выделенным сервером. Понятие сервера или головного компьютера, Виды серверов, Понятие рабочей станции, Понятие сетевых устройств.

Исследовательская  составляющая (поддержка блока №3):

Практика:

Примерные темы исследования:

  • Истоки развития сетей.
  • Появление глобальных сетей
  • Связанное взаимодействие в животном мире
  • Сетевое взаимодействие живых организмов.
  • Толпа - единый живой организм.
  • Поиск узлов управления по видам воздействия.

Блок №4 Операционная система

                Тема № 1 Интерфейс

                Оконный интерфейс большинства операционных систем.

Удобство оконного интерфейса. Интерфейс – средство взаимодействия между компьютером и пользователем.

                Тема № 2 Основные элементы управления

                Темы главного меню, кочующие из программы в программу. Элементы окна, характерные для любой программы. Кнопки, закладки, строки ввода. Диалоговые окна.

                Тема № 3 Приёмы работы с элементами управления.

                Приёмы копирования, переноса информации, работа с накопителями информации, Технология

Исследовательская  составляющая (поддержка блока №4):

Практика:

  • Средства общения людей и животных
  • Посредники при передаче информации (живые и не живые)
  • Копирование в природе.
  • Последствия от ошибок при копировании.
  • Потеря знаний. Последствия при потери знаний.

Блок №5 Инструменты обработки данных

Тема № 1 Текстовые редакторы

Простейшие текстовые редакторы. Строчки ввода с функциями простейших редакторов. Шрифты, выравнивание, форматирование текста для более удобного прочтения. Сложные текстовые редакторы. Элементарные настройки текстовых редакторов.

Тема № 2 Графичекие редакторы

Простейший графический редактор Paint. Инструменты редактирования графики, запись изображения в других форматах, ввод текста поверх картинки.

Сложные графические редакторы. PhotoShop. Понятие слоёв, приёмы обработки изображений.

Тема № 3 Системы обработки звука

Элементарные программы для корректировки звука и получения звуковых эффектов.

Тема № 4 Системы обработки видео

Элементарные навыки работы с Adobe Premier.

Исследовательская  составляющая (поддержка блока №5):

Практика:

  • Как набирались тексты в прошлом
  • Перво печатники
  • Чем отличается алфавит и азбука
  • Картины как средство передачи зашифрованных посланий из прошлого
  • Звуки как способ стимуляции человека
  • Управление поведением человека при помощи звуков
  • Телевидение плюсы и минусы


2-й год обучения

Блок №1 Информация как предмет обработки 

ИКТ составляющая 

Тема № 1 Качественные свойства и виды информации

Теория: Информация влияет на реакцию и поведение живых существ. Совокупность источников информации и каждый в отдельности имеет громадное значение для нормального и безопасного функционирования живых существ. Анализ как можно большего количества информационных источников об объекте даёт наиболее полное представление о его свойствах, а так же о степени его опасности.

Исследовательская  составляющая (поддержка блока №1):

Практика:

Примерные темы исследования:

  • Свет. Цвет.
  • Влияние цвета на людей
  • Цвета природы обозначающие опасность.
  • Дисперсия, Радуга.
  • Звук. Влияние звука на человека. Музыка. И т.д.

Блок №2 Способы обработки информации

ИКТ составляющая 

Тема № 1 Кодирование информации.

        Теория: Восприятие мира по средствам кода. Речь и письмо коды для передачи информации. Особенности восприятия окружающей действительности живыми существами, в том числе человеком. Аналоговое, не кодированное образное восприятие действительности. Каналы для не кодированного восприятия действительности. Ключи кодирования. Средства кодирования информации, коды, использующиеся людьми повседневно. Способы кодирования.

Тема № 1 Системы счисления.

Системы счисления. Системы счисления, использующиеся в быту. (Часы, месяцы, недели и т.д.) Системы счисления, использующиеся при программировании компьютеров. (двоичная, восьмиричная, шестнадцатиричная)

Тема № 2 Трансляция информации, передача данных

Тема № 3 Восприятие кодированной информации

Тема №4 Компьютер как инструмент обработки информации

 Исследовательская  составляющая (поддержка блока №1):

Практика:

Примерные темы исследования:

  • Способы передачи кодовых сообщений.
  • Кодирование поведения человека.
  • Скрытые способы кодирования.
  • Самовнушение.
  • Программирование – искусство управления.

Блок №3 Сети и их назначение

                Тема № 1 Глобализация сетевых технологий

                Теория: Все больше создаётся устройств, которые имеют возможность выходить в сети общего доступа, связываться между собой, принимать и  передавать информацию через интернет.

                Тема № 2 Распределённые системы хранения данных.

                Теория: Компьютерные сети, как хранилища данных. Распределение информации и кодов программ по нескольким компьютерам, находящихся на разных Компьютерные ресурсы в качестве источника достоверной или альтернативной информации о произошедших и происходящих событиях.

                Тема № 3 Виды компьютерных сетей

Теория: Общая шина, кольцо Звезда, одноранговая, с выделенным сервером. Понятие сервера или головного компьютера, Виды серверов, Понятие рабочей станции, Понятие сетевых устройств.

Исследовательская  составляющая (поддержка блока №3):

Практика:

Примерные темы исследования:

  • Стратегия глобального управления.
  • Понятие глобальных сетей и глобализации.
  • Достоинства и недостатки централизованного управления.
  • Взаимосвязь процессов происходящих в природе.
  • Живой организм – как симбиоз работы множества одноклеточных организмов.

Блок №4 Операционная система

                Тема № 1 Базовые программы

                Программы входящие в стандартный набор операционной системы.

                Тема № 2 Тестовые программы

                Программы тестирования оборудования, определения состояния и работоспособности электронных устройств.

                Тема № 3 Программы управления (драйвера).

                Специальные программы управления периферийным оборудованием. Поиск, установка, назначение. Настройка компьютера.

                Тема №4 Понятие прошивки устройств.

                Перепрограммирование мобильных устройств, перепрошивка встроенных операционных систем. Комплексы программ для работы с мобильными устройствами.

Исследовательская  составляющая (поддержка блока №4):

Практика:

  • Язык жестов
  • Как уничтожить память.
  • Восстановление исходных данных по косвенным признакам.

Блок №5 Инструменты обработки данных

Тема № 1 Текстовые редакторы

Ms Word Некоторые приёмы работы с текстом для форматирования, работой с графическими объектами.

Тема № 2 Графичекие редакторы

PhotoShop. Понятие слоёв, приёмы элементарного ретуширования изображений.

Тема № 3 Системы обработки звука

Элементарные программы для корректировки звука и получения звуковых эффектов.

Тема № 4 Системы обработки видео

Элементарные навыки работы с Adobe Premier.

Исследовательская  составляющая (поддержка блока №5):

Практика:

  • Фразы перевёртыши
  • Изображение с подтекстом (третий глаз)
  • Загадки Азбуки
  • Катрины – зашифрованные послания из прошлого

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа представляет собой синтез различных   видов образовательной деятельности.

Процесс обучения и воспитания основывается на личностно-ориентированном принципе обучения  детям с учетом их возрастных особенностей. Неустанной заботой в процессе реализации программы окружаются менее способные обучающиеся с тем, чтобы у них не возникло ощущение своей неполноценности, т.к. это будет тормозить их развитие и может привести к утрате веры в себя, вызвать антипатию к творчеству.

Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствуют комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Формы проведения занятий разнообразны. Это и лекция, и объяснение материала с привлечением обучающихся, и самостоятельная тренировочная работа, и эвристическая беседа, практическое учебное занятие, самостоятельная работа, проектная деятельность.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определённой работы).

«Красной нитью» через весь образовательный процесс проходит индивидуальная исследовательская деятельность воспитанников.  Именно это является основной почвой для формирования комплекса образовательных компетенций.

Как правило, 1/3 занятия отводится на изложение педагогом теоретических основ изучаемой темы, остальные 2/3 посвящены практическим работам и повторение материала предыдущего занятия. В ходе этих работ предусматривается анализ действий обучающихся, обсуждение оптимальной последовательности выполнения заданий, поиск наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

Правильность такого выбора подтверждена практикой обучения и рекомендациями методической литературы. Содержание учебных блоков обеспечивает информационно-познавательный уровень и направлено на приобретение практических навыков работы с компьютерной техникой, приобретению новых дополнительных знаний, ясному пониманию целей и способов решаемых задач.

Программа построена на пошаговом логическом изучении материала от нулевых знаний до профессионального владения компьютерными программами.


Условия реализации.

Для полноценной реализации программы необходимо:

  • обеспечить обучающихся необходимой учебной и методической литературой;
  • создать условия для разработки проектов;
  • обеспечить удобным местом работы как для работы индивидуальной, так и групповой;
  • обеспечить обучающихся аппаратными и программными средствами.

Аппаратные средства:

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает обучаемому мультимедиа-возможности: видеоизображение и звук.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучаемыми или педагогом.
  • Устройства для презентации: проектр, экран.
  • Локальная сеть для обмена данными.
  • Выход в глобальную сеть Internet

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, электронные таблицы и средства разработки презентаций.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Волохова Е.А. Дидактика: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  2. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей. - М.: Владос, 2004.
  3. Каменская Е.Н. Педагогика: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  4. Крейнак Джо. МюгозоК Огйсе ХР. - М.: АСТ-Астрель, 2004.
  5. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хенкер Е.К. Методика преподавания информатики. - М.: АСАЭЕМА, 2003.
  6. Макфедрис Пол. МюгозоК Мпсюмз ХР. - М.: АСТ-Астрель, 2004.
  7. Матросов А., Сергеев А., Чаунин М. НТМ1. 4.0. - СПб.: БХВ, 2003.
  8. Педагогика: педагогическая теория, системы, технологии /под ред. С.А.Смирновой. - М.: АСАйЕМА, 2004.
  9. Пекарев Л. Зйз тах 5. - СПб.: БХВ, 2003.
  10. Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса. -Минск: ТетраСистемс, 2001.
  11. Фостер Джефф. Использование Ас1оЬе Рпо1озЬор 7. -М.-СПб-Киев, 2003.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Александров В.В. Диаграммы в Ехсе1: Краткое руководство. - М.-СПб.-Киев: Диалектика, 2004.
  2. Кондратьев Г. Популярный самоучитель, работа в Интернете. - СПб., 2004.
  3. Копыл В.И. Какие кнопки нажимать? Мюгозог! \Л/огс1. -Минск: Харвест, 2004.
  4. Лукин С.Н. \Л/огс! и \Л/1пс-оуу5. Самоучитель для начинающих: Практические советы. - М.: Диалог-МИФИ, 2004.
  5. Мураховский В.Н.. Компьютер своими руками. - М.: Аст-Пресс-Книги, 2004.
  6. Фролов М. Учимся работать на компьютере: Самоучитель для детей и родителей. - М.: Бином Лаборатория знаний, 2004.

Приложение №1

Краткое содержание инструктажа по технике безопасности

  1. Все   обучающиеся   обязаны   выполнять   правила внутреннего распорядка учреждения.
  2. Входить в кабинет можно только с разрешения педагога.
  3. Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
  4. На занятия приходить с чистыми сухими руками и сменной обуви.
  5. Запрещается обучающимся подходить к электрощитку.
  6. Включать и выключать компьютеры только с разрешения педагога.
  7. Быть  предельно осторожными  при  работе с техникой.
  8. Соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера.
  9. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.
  1. Запрещается передвигать системный блок и монитор.
  2. Запрещается касаться экрана монитора.
  3. В случае возникновения неисправностей обучающиеся должны немедленно сообщить педагогу и не предпринимать никаких действий по их устранению.

Приложение №2

Комплекс упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4- 5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на  счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить  4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть налево и  зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо  вверх -налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 14-6 затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Приложение №3

Комплекс упражнений физкультурных минуток

 Физкультминутка общего воздействия

  1. И.п. - о.с. 1-2 - встать на носки, руки в верх наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 – дугами в  стороны руки вниз и расслаблено скрестить перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
  2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вперёд. 1 -поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 - и.п. 3-4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
  3. И.п. 1 - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2- приставить  ногу, руки вверх - наружу. 3-4 - то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Физкультминутка для улучшения мозгового  кровообращения

  1. И.п. - о.с. 1 - руки за голову, локти развести по шире, голову наклонить назад. 2 - локти вперёд, 3-4  - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  2. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1  - мах левой рукой назад, правой вверх - назад. 2 - встречными махами переместить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
  3. И.п. - сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и  плавно наклонить назад. 3-4 - голову наклонить вперед, плече не поднимать. Повторить 4-6 раз.  Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса

  1. И.п. - о.с. 1 - поднять плечи. 2- опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 сек., расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
  2. И.п. - руки согнуты перед грудью. 1-2- два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4  - то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний
  3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-4 - четыре последовательных круга руками назад. 5-8 - то же вперёд. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить  4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

Приложение№4

Сводная индивидуальная карта воспитанника мониторинга успешности выполнения образовательной программы.

ФИО

Темы исследовательских работ по пройденным блокам и их оценка

 

 

Тема для Блока №1

Материал

Оформление

Выступление

 

 

 

 

Тема для Блока №2

 

 

 

 

 

 

 

Тема для Блока №3

 

 

 

 

 

 

 

Тема для Блока №4

 

 

 

 

 

 

 

Тема для Блока №4

 

 

 

 

 

 

 

Для оценки результативности обучения используются данные таблицы. В таблицу заносятся тема исследования по пройденному блоку, Используемые источники материала, способ оформления работы и оценка выступления.

  1. Используемые материалы оцениваются по трехбалльной системе:
    1 бал  – копирование без выборки.

2 бала – собранные материалы из разных источников и статей (реферат).

3 бала – проектно-иследовательский уровень работы (самостоятельная работа созданная с использованием переработанных и дополненных материалов, имеющая свою гипотезу, целепологание, выводы)

  1. Способы оформления работы, оцениваются по пятибалльной системе:

1 бал - текстовый документ (обычный текстовый документ без форматирования и обработки);

  1. Бала - документ MSWord – Документ, статья, брошюра, созданная в редакторе MSWord с использованием форматирования текста, вставкой изображений, выравниванием абзацев, подбором шрифтов.
  2. бала - презентация Power Point (презентация с использованием форматирования текста, вставки изображений, применения анимации, вставки музыкальных файлов);
  3. бала - интерактивный проект WWW.
  4. балов- видео инсталляция.
  1. Защита творческого проекта (выступление оценивается почетырехбальной системе:
  1. Слабо;
  2. Удовлетворительно;
  3. Хорошо;
  4. Отлично;

Выступление является субъективной оценкой слушателей и включает в себя как само выступление, так и последующее его обсуждение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вся правда о Деде Морозе….

Слайд 2

Дело №1 Кто такой Дед Мороз?! И почему у него всегда красный нос?! Скандалы, интриги, расследования! Мы узнаем все!

Слайд 3

Дед Мороз, красный Нос Научная справка: Дед Мороз ( Де́дко Моро́зко ) — персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке. 18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза. Эту дату ему придумали дети, а связано это с тем, что, по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима.

Слайд 4

Местожительство этого подозрительного типа По инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», что является полным абсурдом, так как Великий Устюг был основан только в XII в. н. э. В Великий Устюг идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия. За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица. .

Слайд 5

Еще один подозрительный факт о Деде: Любопытное открытие сделал журналист из Челябинска Валерий Бушухин. Он утверждает, что известный всем сказочный Дед Мороз был реальным человеком и жил приблизительно 40 (сорок) тысяч лет назад, а после смерти за особые заслуги стал духом-хранителем наших предков — сначала покровителем своего народа, а затем духом-покровителем всего человечества. До сих пор его под разными именами и образами чтят во многих странах мира. Это древний архетип нашего подсознания. Соединив в единую концепцию все имеющиеся на сегодня данные, автор открытия пришел к выводу, что местом рождения Мороза является Урал, и поэтому называть его следует Урал-Мороз. Валерий Бушухин предоставил редакции ИТАР-ТАСС Урал свои аргументы и снимки фантазийной реконструкции образа Урал-Мороза .

Слайд 6

История Деда мороза В России детей с Новым годом исстари поздравляет Дед Мороз Откуда же возник этот персонаж с белоснежной бородой? Оказывается, вначале люди не ожидали от Деда Мороза подарки, а… преподносили их ему сами! В давнишние поры славяне верили, что от горестей и бед людей оберегают древние духи предков, такие как Дед Мороз. И, чтобы они стати благодушными, их нужно умилостивить. Для этого зимой устраивали колядки. Колядующие облачались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски. И в этом облачении они являли духов. Духи колотили в окна и люди выносили им подарки, угощения, чтобы они ушли. Самый ужасающий из колядующих именовался Дед. Его и находят самым древним прообразом нынешнего Дедушки Мороза. Больше всего похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных побасенок Морозко . Это Дух Зимы — строгий, порой недоброжелательный, бранчливый но справедливый . Хорошим людям он благоволит и одаривает подарками , а нехороших заледенит своим колдовским посохом. Другое имя властителя Зимы с крутым нравом — Дед Трескун, ибо именно он насылал на землю трескучие морозы. Елка в качестве новогоднего атрибута появилась в России при Петре Первом, и постепенно получила всеобщее распространение. В России прижилась традиция как и в Европе — дарение презентов под елкой особым мифологическим персонажем. Этот персонаж, заведующий елкой — вовсе не Санта Клаус: в разных краях в его роли выступают и гном, и Короли, и эльфы. В России конкретное имя у этого персонажа предстало не сразу. Величали дарителя и Дедушка Николай, и преклонный Рупрехт (персонаж из немецкой традиции), добрый Морозко , мороз Елкич … Но понемногу свое место у елки прочно получил Дед Мороз. Из злобного персонажа, которым родители пугали детей, Мороз превращается в добросердечного волшебника, владыку зимнего леса, образовывающего зимний праздник. И пока люди знают, что живет Дед мороз в лесу и дружит с лесными обитателями и птицами. Первоначально шуба его была синей (как указывающий знак на северное, холодное происхождение), на дореволюционных открытках можно встретить и лилейного Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще приходит в киноварном костюме, бывает что и в сапфировым шубе. Вопрос о том, кто представляет собой предка нашего Деда Мороза, дьявольски спорный. Родство с ним сваливают то с гномами, то со средневековым странствующим циркачами-жонглерами, то бродячими продавцами детских игрушек… Его образ складывался веками, и каждый вносил в него свою лепту. Но остается среди вымышленных и фантастических предков Деда Мороза и реальные — Николай — прообраз Деда Мороза .

Слайд 7

Ладно все и так понятно. Этого деда любят дети, а это самое главное! С Новым Годом !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Потеря знаний.

Слайд 2

Жизнь в мусорной куче, или нужны ли нам знания? Управление знаниями и интеллектуальный капитал — это громкие слова, породившие тысячи книг, статей и конференций... Но еще никто из практически работающих в этой области не смог оценить, увеличиваются ли активы знания или уменьшаются. Эти оценки показывают только то, что управление знаниями эволюционирует от волшебства к астрологии... Пол Страссман

Слайд 3

Очерки о базах знаний и интеллектуальной обработке вызывают закономерный скепсис — в них мало объективности и технически точной информации, зато много двусмысленности, а иногда и безграмотности. Названия «интеллектуальный», «система обработки знаний» ставятся на множество изделий. Но на вопрос «а почему, собственно?» никто из производителей не может внятно ответить. Сам Страссман не определяет (в пределах статьи) знания и интеллектуальность, но дает неплохую бизнес-метрику для их денежной оценки. Однако его высказывания подразумевают знания как человеческий актив и умалчивают о знаниях как предмете технологической обработки. Из его слов очевиден лишь факт, что и носителем интеллектуальных знаний, и инструментом их обработки является человек.

Слайд 4

Добро пожаловать в мир хаоса! Информационный хаос прогрессирует — лавинообразный рост объемов информации и ее обесценивание сопровождаются соразмерным падением объема знаний. Этот процесс имеет две веские причины. Первая является техногенной и заключается в резком удешевлении доступа к данным и ее носителям, в том числе и к Internet . Это позволило тиражировать информацию в огромных, ничем не ограниченных количествах. Именно благодаря Сети бизнес стал массово получать деньги за информацию, а не за знания. Выходя на просторы Сети, этой великой мусорной кучи, чувствуешь себя копошащимся компьютерным бомжом — а вдруг найдешь то, что нужно?

Слайд 5

Вторая причина заключается в резком падении качества и ценности технической информации. Истоки этого в том, что за последние лет десять изделия ИТ (включая электронную информацию) как класс товара, стали все более приближаться к ширпотребу. Соответственно изменились и методы сбыта ИТ-изделий , которые теперь включают все рекламные трюки психологической «ломки» покупателя, основанные на знании его вкусов, предпочтений и слабостей. К тому же изделия ИТ, особенно информация, — бурно изменяющийся класс товара с коротким жизненным циклом. Не успеешь продать сегодня — не успеешь никогда; неудивительно, что принципы «и так сойдет» и «пока живут на свете дураки ...» процветают в ИТ-индустрии , как нигде. Многие производители публично возводят их в ранг своей бизнес-политики и весьма успешно практикуют с согласия большинства ИТ-потребителей , предпочитающих плохое хорошему. Применительно к информации знания подменяются схоластикой. Объективно этому способствует дефицит времени как производителя (на качество производства ИТ-изделий ), так и покупателя (на качество потребления). Чтобы понять происходящее в ИТ, важно выяснить, чем же знания принципиально отличаются от информации и данных.

Слайд 6

Что это такое? Начнем с попытки дать определения терминам «знание», «информация», «данные». Сложность этой задачи заключается в следующем. Общеупотребительность этих терминов и их кажущаяся синонимичность. Отличаются друг от друга определения этих терминов в различных справочниках, в том числе и прошедших серьезное научное рецензирование. Большинство этих определений описывают понятия предметных областей (например, «документальная информация», «коммерческая информация») и мало дают представления о собственных свойствах знаний, информации и данных как таковых. Взаимная трансформация терминов « знания-информация », «информация-данные». Этому явлению уделим особое внимание, так как граница между ними даже для большинства ИТ-специалистов весьма условна. Миграция понятий этих терминов от общеупотребительного смысла к информационно-технологическому. Обусловлена возросшим влиянием ИТ. Если раньше знания традиционно являлись лишь средством описания предметных областей, то сейчас сами стали предметом изучения и обработки («знания о знаниях»). Теперь — определения (за основу была взята часть справочных определений, переработанных автором в целях устранения неточностей).

Слайд 7

Данные. Данные — сведения, представленные в определенной знаковой системе и на определенном носителе для обеспечения возможностей хранения, передачи, приема и обработки этих сведений. Уходя от способов представления, хранения и передачи, данные можно рассматривать как абстрактную субстанцию, несущую некоторую информацию. Данные безотносительны к содержанию информации.

Слайд 8

Знание. Знание — проверенные общественной практикой полезные сведения, которые могут многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач. Обратите внимание на «рыхлость» этого традиционного определения в сравнении с нижеследующим. Знание как объект коммерции и автоматизации — логически полный ограниченный набор сведений для непосредственного решения требуемой задачи (ряда задач) подготовленными специалистами. Такие сведения выражаются в системе понятий, принятой в рамках некоторой науки или производственной деятельности, и имеют стандартное представление. Ограниченный набор позволяет задать уровень подготовки специалистов (обладание требуемым уровнем понимания).

Слайд 9

Информация. Полезная информация — набор сведений (разъяснений, сигналов), уменьшающих степень неопределенности у их получателя. В отличие от знаний этот набор может быть логически неполным. Релевантная информация (недостающие знания). Полезная информация, полностью устраняющая степень неопределенности у ее получателя. Информационный мусор — данные, не несущие полезной информации и многократно увеличивающие временные и прочие издержки пользователя на извлечение и обработку полезной информации. Информация (в общем случае) — совокупность знаний с информационным мусором.

Слайд 10

Обратите внимание на степень неопределенности. Она является той чертой, которая мешает провести границу между релевантной информацией и знаниями согласно их определениям. Она, как антипод уровню подготовленности, является индивидуальным свойством человека и его состояния, и именно она влияет на взаимную трансформацию терминов «знания–информация–мусор». Если после получения человеком сведений степень неопрделенности становится равна нулю, то информация в этом сообщении является стопроцентной релевантной информацией, если же С.Н. = 1, то информация является стопроцентным мусором.

Слайд 11

Реальность: обесценивание информации и потеря знаний. Сегодня по интересующему вопросу вы можете обнаружить множество источников сведений и получить множество порций разнородной информации, вес знаний в которых крайне мал. Но даже лишь у мизерной части этих знаний семантика формализована и обеспечена стандартным доступом в виде известных форматов и интерфейсов.

Слайд 12

Причины. Легкая генерация информации. На одном наборе знаний можно изготовить множество наборов информации. Степень неопределенности, допускаемая при чтении информационного сообщения, позволяет описывать информацию множеством способов. Если за информацию платят, то почему бы этим не воспользоваться? Например: берем справочные сведения, перефразируем, разбавляем приятными читателю эмоциональными фразами и — получите очередную книжку!

Слайд 13

Причины. Легкое засорение знаний. Нет проблем с засорением знаний и их постепенным превращением в информацию. Понимание, как семантический эффект, возникает главным образом при чтении текстов. Тексты выражены средствами естественных языков, которые легко объединяют и техническую информацию, и эмоциональное состояние человека. Этим объединением стала страдать современная техническая литература, сильно разбавляемая эмоциями авторов книг. При этом удельный вес технической части в книгах и ее качество падает. Печально, но факт: мы платим за бумагу, ее объем (и книжные полки под эту макулатуру), за избыток потраченного времени на ее чтение и обработку, и лишь в мизерной части — за полученные знания. Все это в полной мере относится и к информации в электронном виде.

Слайд 14

Причины. Отсутствие средств единого синтаксического и семантического представления знаний. Посмотрите хотя бы на ИТ-специалистов . Они — живое воплощение отсутствия таких средств! Сегодня весьма немногие из них понимают сущность знаний и умеют ясно и доступно излагать их, особенно в виде технически грамотных спецификаций. Отсюда множество проблем, достойных отдельной статьи. Сложность семантической и синтаксической верификации знаний. Мизерное изменение текста может легко изменить смысл знаний. Например, перестановка запятой в известной фразе «казнить нельзя, помиловать» при отсутствии или неполноте смыслового контекста у фразы. Легкая потеря семантической полноты. Достаточно потерять запятую в примере «казнить нельзя, помиловать» (например, при распознавании через сканирование), и знания превращаются в мусор.

Слайд 15

Добыча и использование знаний. После всего вышесказанного уместен вопрос: что же мы собрались добывать? информацию? полезную информацию? знания? Сможем ли мы их грамотно описать и эффективно использовать? Как заставить работать интеллектуальный потенциал работников фирмы, который, как убедительно показал Страссман, сопоставим не только со стоимостью ее материальных активов, но и нередко кратно их превышает?

Слайд 16

КОНЕЦ ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказочные Святогор и г ерои: Кощей Бессмертный

Слайд 2

Характер истика. Святогор — в славянской мифологии один из самых загадочных персонажей. Упоминается в русском былинном эпосе. Святогора трудно назвать героем, потому что, собственно, никаких подвигов он не совершает. Чем-то величественным, суровым и даже трагическим веет от его облика. Он выглядит одиноким скитальцем — без дома, без родных, без спутников и даже — без родной земли: она его «не носит», не выдерживает. Кощей (Кащей) Бессме́ртный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скаредным и скупым. .

Слайд 3

Срав ните : Святогор и Кощей

Слайд 4

Си ла Кощей связан со стихией воды: Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. (Интересный факт прослеживающийся в былинах и русских народных сказках, воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри и да действительно получали от этого силу). Кощей является весьма могущественным чародеем, что также подтверждается в сказке «Иван Соснович», где Кощей превращает в камень целое царство. В сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех. В сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею. В сказке «Царевна Лягушка» наказывает царевну надевая на неё мощным заклятием лягушачью кожу. Также Кощей (Кащей) любитель превращаться в ворона. Существует также версия, согласно которой Кощей принимает смерть от своего волшебного коня. В народной сказке о Марье Моревне Кощей принимает смерть от коня: Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру. Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию. Также существует версия сказки о Марье Моревне, где Иван не сжигает труп Кощея, а добивает его палицей после того, как его лягнул богатырский конь. Также во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованным цепями. Святогор — обладатель колоссальной силы, под стать великанам, но применить ему ее некуда: «Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжелого беремени».

Слайд 5

Происхожд ение имен. Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей , с диалектным новгородским чтением - щ - как - шьк -) встречается как личное имя. Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», которое, в свою очередь, образовано от koš «лагерь, стоянка» (в древнерусском « кошь » — стан, обоз; в украинском языке « кіш » означает стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша, а соответственно — и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея). В белорусском языке « кашеваць » означало раскинуть стан). Впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить 'бранить‘. Кощей , как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское * kostь ), то есть это адъективная форма koštьі (отыменное прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий». Святогор привязан только к Святым горам: Мне не придано тут ездить на святую Русь, Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим… В другом варианте: На тых горах высокиих, На той Святой горы, Был богатырь чудный, Что во весь же мир он дивный, Не ездил он на святую Русь, Не носила его да мать сыра земля.

Слайд 6

Кощей – сын Матери Земли в древней славянской мифологии. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась птицей Вия (сначала это бог земледелия, позже царь мертвых и наконец бог смерти). Прообразы Вия и Кощея скорее всего слились в единое целое под тяжестью времени. В православии заменён злым святым Касьяном, чей день отмечается 29 февраля. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир – кощеево царство. Интересно, что имя героини, похищаемой Кощеем – Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей – смерть без возрождения. Относится к новым богам. Считалось, что Вий обладал смертоносным взглядом, поэтому его глаза были закрыты тяжёлыми веками, ресницами или бровями. Имел образ старика. Подобно Волху, Святогор пришел из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощавших величие гор. Но, в отличие от Волха, Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Он остался персонажем старого мира и оказался обреченным на гибель. В былинах о Святогоре кроется некий глубинный философский смысл, который, вероятно, разные поколения разгадывали по-разному. Былины о Святогоре — это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта — не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Однажды богатырь наезжает в поле на «маленькую сумочку переметную». Опис ание.

Слайд 7

Хотел поднять погонялкой эту сумочку — Эта сумочка да не ворохнется; Опустился Святогор да со добра коня, Он берет сумочку да одной рукой — Эта сумочка да не сшевелится; Как берет он обема рукам, Принатужился он силой богатырской, По колен ушел да в мать сыру землю — Эта сумочка да не сшевелится, — Не сшевелится да не поднимется. Однажды богатырь наезжает в поле на «маленькую сумочку переметную».

Слайд 8

КОН ЕЦ.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

124575,Москва, Зеленоград,

Площадь Колумба,1

Тел.: 8 (499) 710 02 31

факс.: (499)710-14-61

E-maill:dvtv@zou.ru

________________________________________________________________

План-конспект занятия

«Компьютерные сети»

        

Педагог дополнительного образования:

Косицын Сергей Юрьевич

Москва, Зеленоград,

9 ноября 2010 г.


Содержание

  1. Целеполагание
  2. Социальный заказ общества
  3. Триединые дидактические цели учебного занятия
  4. Описание компонентов учебного занятия
  5. Технология организации и проведения учебного занятия
  6. План учебного занятия
  7. Методический инструментарий
  8. Литература
  9. Варианты эпиграфов к уроку
  10. Оформление доски, выставки
  11. Оформление класса


Целеполагание

Цели учения (учащийся)

Получение знаний, О компьютерных сетях и сетевых технологиях передачи информации, а также их аналогов в живой природе.

Цели учения

(педагог)

Формирование универсального эмоционального и интеллектуального восприятия, дающего ключ к более полному пониманию проблемы взаимодействия человека и природы, посредством устного изложения материала, обсуждению предложенного материала, самостоятельной работы.

Развитие личностного творческого потенциала школьника как основы формирования его духовной культуры.

Организация прямого, творческого, делового общения учащихся друг с другом с наличием системы стимулирования, принятия и реализации последовательности решений, наличием общих целей и подведение итогов.

Социальный

заказ общества

Реализация идеи информационной безопасности в современном мире, обобщенности и разнообразности знаний.

Триединые дидактические цели учебного занятия:

Образовательные:

  • развитие осознания целостной картины мира и заимствования примеров из природы для построения систем передачи информации;
  • формирование представления о компьютерных сетях и иных компьютерных средствах передачи данных, а также связи с действительностью на основе теоретического и практического опыта учащихся.

Воспитательные:

  • создание условий для  развития таких качеств личности как находчивость, дисциплинированность и самостоятельность;
  • формирование навыков совместной работы и слушательской культуры.

Развивающие:

  • развитие вербально-логического мышления;
  • развитие навыков невербальной коммуникации;
  • формирование навыков эффективного межличностного взаимодействия.

Описание компонентов учебного занятия

Основные принципы проведения учебного занятия:

  • наглядность;
  • доступность;
  • систематичность;
  • многовариантность в процессе построения компьютерных систем;
  • построение урока на основе принципа групповой дискуссии;
  • моделирование процесса творчества;

Условия, способствующие выполнению поставленных целей:

  • создание доброжелательной атмосферы;
  • совместная деятельность учителя и учащихся, посредством рассказа, дискуссии, демонстрации заданий, практических и ситуационных методов, обеспеченных последовательностью взаимосвязанных действий;
  • взаимосвязь объяснительно – иллюстративных, частично – поисковых, исследовательских методов обучения;
  • создание ситуации поиска, собственного открытия и понимания проблемы;
  • использование таких методов формирование чувств как одобрение, похвала, но, возможно, и порицание;
  • соблюдение преемственности в обучение, опора на ранее полученные знания;

Результативность поставленных целей обеспечивается:

  • методом эмоционального воздействия учителя;
  • организацией метода мозгового штурма;
  • использованием проблемных заданий;

Технология организации и проведения учебного задания:

План учебного занятия

  1. Организационный этап.
  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Постановка проблемы: «Что такое компьютерная сеть»;
  2. Анализ выдвинутых предложений;
  3. Подведение результатов и выбор наиболее близких определений подходящих под цели и задачи;
  4. Летопись создания сети Internet. Первоначальные цели и задачи.
  5. Просмотр и обсуждение проектов подготовленных по данной тематике.
  6. Раздача новых заданий по проектам или дополнения к существующим.
  1. Итоги урока. Оценка работы учащихся и их деятельности;
  2. Подведение общих итогов открытого занятия;

Алгоритм выбора методов, средств и форм обучения: на учебном занятии:

Целевое назначение алгоритма  - оптимизировать обучение путем разумного сочетания и соотношения методов, средств и форм, направленных на получение высокого результата за время урока.

  1. Обязательный учет характера учебного материала, понимание необходимости создания на уроке позитивного эмоционального настроя.
  1. Выбор методов обучения: беседы, моделирования процесса творчества, дискуссии, практических заданий, элементов «мозгового штурма»;
  1. Оценка уровня интереса учащихся к  выполняемой деятельности;
  2. Композиционное оформление урока.

Методический инструментарий:

  1. Проектор.
  1. Настенные плакаты;

Литература

  1. Материалы из сети Internet http://corpsite.ru/History/Internet/InternetHistory.aspx.

Опорная информация для педагога

Компьютерные сети:

  • Назначение.
  • Виды компьютерных сетей
  • Глобальные компьютерные сети
  • Аналогия сетевого взаимодействия в животном мире.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма к образовательной программе дополнительного образования детей «Пресс-центр» «Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности»

Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой о...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «СОВРЕМЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ»

Образовательная программа творческого объединения  реализуется с 2003года, (программа рассчитана на 3 года обучения детей 7- 13 лет) ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

«Повышение качества проведения образовательных занятий, дополнительного образования, на основе внедрения информационных технологий» «Использование ИКТ в воспитательном процессе»

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс  включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...